Функции финансового менеджмента

<

062814 1452 1 Функции финансового менеджментаФинансовый менеджмент (financial management) — это один из видов профессиональной деятельности по управлению фирмой. Он включает в себя:

· разработку и реализацию финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;

· принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации;

· информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

· оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

· оценку затрат на капитал;

· финансовое планирование и контроль;

· организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

· риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

· эффективность работы фирмы;

· скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев — центров прибыли. Такими целями могут быть:

· максимизация прибыли;

· достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

· увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

· повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.

Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.

В конечном итоге основная задача финансового менеджмента — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

·  управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.

·  привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

· контроль за ведением производственного учета;

· составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

· сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

· составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;

· анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

· оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

  1. Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления ― финансовое планирование ― охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Финансовое планирование представляет собой также процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий, т. е. обычный вид деятельности человека. Для того чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методология и методика разработки финансовых планов.
  2. Прогнозирование (от греч. prognosis ― предвидение) в финансовом менеджменте ― разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность раз вития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
  3. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.
  4. Регулирование (от лат. regulate ― подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом менеджменте ― воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
  5. Координация (лат. со(n)с, вместе + ordinatio ― расположение в порядке) в финансовом менеджменте ― согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
  6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
  7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ ― часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть ― контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

    В последние годы значительно расширены и функции финансового менеджера, в которые включаются:

    1. Управление кредитами.

    2. Контроль товарных запасов.

    3. Получение и распределение средств.

    4. Выпуск акции.

    5. Выпуск долгосрочных обязательств.

    6. Принятие решений по капиталовложениям.

    7. Принятие решений по дивидендам.

    Целью реализации этих функции является максимизация состояния акционеров компании. Более того, чтобы выполнить все эти функции, необходимы глубокие знания по экономике и бухгалтерскому учету и гибкий подход к таким факторам, как конкуренция, технические усовершенствования, требующие значительных капиталовложений, наличие инфляции, изменение налогового законодательства, экономической устойчивости в мире.

    Эффективное управление движением капитала в рамках фирмы предполагает наличие определенной цели ее развития, что дает возможность оценить эффективность того или иного финансового решения. Основной целью фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее акционеров. Финансовые менеджеры обязаны представлять интересы акционеров, на это существует несколько причин. Во-первых, акционеры, которые не удовлетворены управленческими решениями, могут продать свои акции. Однако когда акции предлагаются на рынке в количестве, превышающем рыночный спрос, то цена этих акции в соответствии с законом спроса и предложения будет падать. Если значительное число акционеров продает свои акции, компания обнаружит, что цена на ее акции существенно снизилась. Естественно, в интересах компании поддерживать стоимость акции на таком высоком уровне, какой только позволяет рынок, — это дает компании возможность получать больше средств при выпуске меньшего числа акции. Во-вторых, менеджеры несут ответственность перед акционерами за сохранение и умножение вложении собственников в фирму. В-третьих, требования кредиторов фирмы всегда преобладают над интересами акционеров. В случае банкротства требования кредиторов удовлетворяются в первую очередь, а акционеры могут рассчитывать только на остаток средств фирмы. Поэтому менеджеры являются заочными доверенными лицами акционеров в фирме. Только они могут вести дела фирмы так, чтобы обеспечить доход на капитал собственников после покрытия контрактных обязательств фирмы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизма — действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

    В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

    С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

    Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: функционирование бюджетного механизма; механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; механизм функционирования внебюджетных фондов; механизм функционирования местных финансов; функционирование страхового механизма; механизм функционирования финансового рынка.

    Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

    Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

    В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

    Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

    3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Основа нормального функционирования наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития. Финансовые ресурсы — денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

    Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и заемных средств. Первоначально финансовые ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Основной источник формирования — стоимость реализованной продукции, различные части которой приобретают форму денежных доходов и накоплений. На большинстве предприятий — недостаток финансовых ресурсов, т.к. :

    1. Недостаток собственные оборотных средств.

    2. Систематическая потеря части финансовых ресурсов вследствие инфляции.

    3. Неадекватность руководства предприятия новым условиям хозяйствования.

    Для стабильного формирования достаточного объема финансовых ресурсов источники сами должны быть стабильны.

    Объем финансовых ресурсов за счет перераспределения между разными источниками может соответствовать потребностям нашего предприятия.

    Кредитные ресурсы необходимы для предприятия, потому что во время колебания потребностей финансовых ресурсов и их наличие может не равняться. необходимо оценить возможность для предприятия возместить заемные средства с процентами и в срок, если существует возможность непогашения ссуды, средства лучше не привлекать, так как автоматически увеличиваются затраты.

    Невозможно обособление различных финансовых ресурсов предприятия, так как финансовые ресурсы — единое целое, обеспечивающее потребности предприятия в кругообороте ресурсов.

    Организация и использование финансовых ресурсов на предприятии на основе принципа максимизации доходности и минимизации риска ведет к более устойчивому финансовому положению. для обеспечения рациональной организации и управления финансовыми ресурсами существует финансовое планирование, оно должно рассматриваться в двух основных аспектах: 1. планирование величины финансовых ресурсов, предполагаемых к получению; 2. планирование величины текущих потребностей в финансовых ресурсах.

    Планирование величины текущих потребностей финансов учитывает следующее: реальную величину потребностей предприятия в прошедшем периоде изменение потребностей в предстоящем периоде исходя из конъюнктуры рынка и задач предприятия риск увеличения или уменьшения потребностей в финансовых ресурсах в предстоящем периоде.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ

     

    Финансовая стратегия — это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

    Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

    Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг и др.

    Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном случае предприятие может обанкротиться.

    Исследуемое предприятие «РИВЬЕРА» было организовано 16 ноября 1990 года. Общество с ограниченной ответственностью «РИВЬЕРА», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

    Местонахождение общества: 350020, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Одесская, 41. Юридический адрес: 350004, г. Краснодар, ул. Северная, 223

    Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

    Основной вид деятельности – розничная торговля. Помимо указанной деятельности ООО «РИВЬЕРА» осуществляет следующие виды деятельности поставка, хранение, отпуск и реализация автомобильных запчастей, а также может осуществлять:

    — создание подсобных отраслей;

    — внешнеэкономическая деятельность;

    — услуги по аренде складских помещений;

    — рекламная деятельность;

    — оказание различных видов бытовых услуг;

    — производство товаров народного потребления;

    — организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

    — общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    Количество работающих – 16 человек. Директор и учредитель предприятия – Сигидин Владимир Леонидович, главный бухгалтер – Гордиенко Татьяна Александровна.

    ООО «РИВЬЕРА» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

    Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

    Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

    Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки , утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

    Организационная схема предприятия ООО «РИВЬЕРА» показана на рисунок .

     

    062814 1452 2 Функции финансового менеджмента

    062814 1452 3 Функции финансового менеджмента

    062814 1452 4 Функции финансового менеджмента062814 1452 5 Функции финансового менеджмента062814 1452 6 Функции финансового менеджмента

    062814 1452 7 Функции финансового менеджмента062814 1452 8 Функции финансового менеджмента062814 1452 9 Функции финансового менеджмента062814 1452 10 Функции финансового менеджмента

    062814 1452 11 Функции финансового менеджмента

     

    062814 1452 12 Функции финансового менеджмента062814 1452 13 Функции финансового менеджмента062814 1452 14 Функции финансового менеджмента062814 1452 15 Функции финансового менеджмента062814 1452 16 Функции финансового менеджмента062814 1452 17 Функции финансового менеджмента

    062814 1452 18 Функции финансового менеджмента062814 1452 19 Функции финансового менеджмента062814 1452 20 Функции финансового менеджмента062814 1452 21 Функции финансового менеджмента

     

     

    Рисунок – Управленческо-организационная структура ООО «РИВЬЕРА»

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

    Основные экономические показатели предприятия ООО «РИВЬЕРА» и их анализ представлен в таблице 1.

     

    Таблица 1 – Анализ основных экономические показателей предприятия ООО «РИВЬЕРА» за 2003– 2004 гг., тыс. р.

     

     

     

    Наименование показателя

     

     

    2003г

     

     

    2004 г

    Уд.вес в % к выручке в 2003г

    Уд.вес в % к выручке в 2004г

    Изменение структуры

    (+,-)

    2004

    к 2003 г

     

    Темп прироста,

    %


     

    Выручка (нетто)

    23602

    20999

    100

    100

    0

    -2603

    -11,0

    в том числе от продажи

    23196 

    20199

    100

    100

    0

    -2603

    -11,0

    услуг

    406 

    0

    1,7

    0

    -1,7

    -406

    -100

    Себестоимость

    17592

    16223

    74,5

    77,3

    +2,8

    -1369

    -7,8

    В т. ч.: проданных товаров

    17592

    16223

    74,5

    77,3

    +2,8

    -1369

    -7,8

    Валовая прибыль

    6010

    4776

    25,5

    22,7

    -2,8

    -1234

    -20,5

    Коммерческие расходы

    5523

    4196

    23,14

    20,0

    -3,14

    -1327

    -22,1

    Управленческие расходы

    67

    0

    0,3

    0

    -0,3

    -67

    -100

    Прибыль (убыток) от продаж

    419

    580

    1,8

    2,8

    +1,0

    +161

    +38,4

    Проценты к уплате 

    164

    75 

    0,7

    0,4 

    -0,3

    -89

    +54,3

    Прочие операционные расходы

    68

    92

    0,3

    0,4 

    +0,1

    +24

    +35,9

    Внереализационные доходы

    9

    14

    0,04

    0,07 

    +0,03

    +5

    55,6

    Внереализационные расходы

    10

    34

    <

    0,04

    0,13 

    +0,09

    +24

    +240

    Прибыль (убыток) до налогооблоАния

    186

    393

    0,82

    1,9 

    +1,08

    +207

    +111,3

    Налог на прибыль

    85

    94

    0,36

    0,5 

    +0,14

    +9

    +10,6

    Чистая прибыль

    101

    299

    0,4

    1,4 

    +1,0

    +198

    +196,0

     

    Таким образом, на исследуемом предприятии выручка от реализации снизилась за исследуемый период на 2603 тыс.р. или 11%. Это произошло в основном за счет снижение выручи от продажи на 2603 тыс. р. и предоставленных услуг на 406 тыс. р. Коммерческие расходы снизились незначительно на 1327 тыс. руб. или 22,1%. Управленческие расходы уменьшились на 63 тыс. р. и в на конец исследуемого периода они отсутствуют. Уплачиваемые проценты снизились на 89 тыс. р. или 54,3%. Прочие операционные расходы выросли на 24 тыс.р. или 35,9%. Внереализационные доходы и расходы соответственно выросли на 5 и 24 тыс.р. (или на 55,6% и 240%). За исследуемый период чистая прибыль выросла на 198 тыс.р. или 196%. В структуре выручки от реализации за исследуемый период также произошли незначительные изменения. Следует отметить, что наибольший удельный вес занимает себестоимость реализованной продукции – 74,5% в 2003 г. и 77,3% в 2004 г. Велика доля коммерческих расходов, хотя и наблюдается снижения данного показателя с 23,14% в 2003 г до 320% в 2004 г. Чистая прибыль, внереализационные доходы и расходы, проценты к уплате занимают незначительный удельный вес в структуре выручки от реализации и имеет величину не превышающую 1%.

     

    Таблица 2 –Оценка финансового состояния ООО «РИВЬЕРА» на 2004 год

     

    Показатель  

    Значение показателя

    Нормативное значение

    Отклонение  

    Общий показатель ликвидности  

    0,6664 

    ≥ 1 

    -0,3336 

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,007 

    ≥ 0,1 

    -0,093 

    Коэффициент «критической оценки»

    0,288 

    0,7 ÷ 0,8

    желательно 1 

    -0,412 

    Коэффициент текущей ликвидности 

    1,713 

    2 

    -0,287 

    Коэффициент капитализации

    2,22 

    £ 1,5

    +0,722 

    Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными средствами

    1,688 

    ≥1

    +0,688 

    Коэффициент маневренности функционирующего капитала

    2,036 

     

     

    Доля оборотных средств в активах 

    0,999 

    ≥ 0,5 

    + 0,499 

    Коэффициент обеспеченности собственных средствами

    0,407 

    ≥0,1

    +0,307 

    Коэффициент финансовой независимости

     

    0,408 

     

    0,4£ Кф.нез. £0,6

     

    0 

    Коэффициент финансирования 

    0,69 

    ≥ 0,7

    оптимально 1,5 

    -0,01

    +0,81 

    Коэффициент финансовой устойчивости

    0,408 

    ≥ 0,6 

    -0,192

     

    Как видим в 2004 году основные проблемы финансовой устойчивости предприятия связаны со следующим:

    –общий показатель ликвидности предприятия далек от нормативного значения, меньше норматива на -0,3336;

    – коэффициент абсолютно ликвидности намного меньше норматива, что говорит о том, что незначительная часть текущей краткосрочной задолженности ООО «РИВЬЕРА» сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовым вложениям;

    – всего 28,8% текущей краткосрочной задолженности ООО «РИВЬЕРА» сможет немедленно погасить за счет имеющихся денежных средств и поступлений по счетам;

    –оборотных средств в активах практически 100%;

    – предприятие в достаточной мере обеспеченно собственными средствами, необходимых для его текущей деятельности;

    – ООО «РИВЬЕРА» довольно много заемных средств привлекло на каждый рубль, вложенный в активы собственных средств;

    – предприятие финансово независимо, показатель финансовой независимости в заданных нормативных границах, но довольно близок к его нижнему пределу и говорит об удельном весе в 40,78% собственных средств в общей сумме источников финансирования;

    – довольно большая часть (69%) деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств и это немного меньше оптимального значения;

    – за счет устойчивых источников финансируется лишь 40,8% активов предприятия, что значительно меньше нормативного показателя в 60%.

    Кроме того, проблема ООО «РИВЬЕРА» связано с недостаточной ликвидностью баланса предприятия в 2004 году, анализ которого приведен в таблице 2.

     

     

    Таблица 3 – Анализ ликвидности баланса ООО «РИВЬЕРА» на 2004 г.

     

     

    АКТИВ 

    Значение

    показателя

     

    ПАССИВ 

    Значение

    показателя

    Наиболее ликвидные активы (А1)

    14 

    Наиболее срочные обязательства (П1)

    1455 

    Быстрореализуемые активы (А2) 

    578 

    Краткосрочные пассивы (П2)

    600 

    Медленно реализуемые активы (А3)

    2877 

    Долгосрочные пассивы (П3)

    0 

    Труднореализуемые активы (А4) 

    4 

    Постоянные пассивы (П4)

    1417 

    БАЛАНС

    3472 

    БАЛАНС 

    3472 

     

    Из данной таблицы видно, что в 2004 г.:

    {А1 < П1; А2 < П2; А3 > П3; А4 < П4}.

    В то же время баланс ликвиден при выполнении следующего условия

    {А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 £ П4}.

    Таким образом, необходимо повысить долю наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов. Величина медленно реализуемых и трудно реализуемых активов соответствует нормативу.

    Выявленные проблемы одинаково актуальны, но согласно проведенной оценке финансово-экономической стабильности функционирования предприятия первоочередной является оптимизация структуры пассивов. Сумму собственных средств и долгосрочных обязательств необходимо увеличить на 67%, то есть в три раза. Если добиться увеличения за счет собственных средств, то коэффициент соотношения заемных и собственных средств значительно приблизится к рекомендуемому значению. Достигнуть увеличения собственных средств, можно лишь повышая чистую прибыль. Таким образом, возможное решение второй проблеме повышения эффективности деятельности предприятия. Это решение на долгосрочную перспективу. На коротком промежутке времени рационально будет взять долгосрочный кредит в размере 1000 – 1500 тысяч рублей и погасить часть краткосрочной задолженности. Так как предприятие пользуется хорошей репутацией и работает более 15 лет, вероятность предоставления кредита банком достаточно высока.

    В этом случае у предприятия образуются долгосрочные пассивы величиной 1000 тыс.р., а наиболее срочные обязательства снизятся на эту же сумму, составив 455 тыс. р.

    Тогда коэффициент покрытия внеоборотных активов будет соответствовать рекомендуемому значению, коэффициент текущей ликвидности приблизится к нормальному. Необходимо произвести сокращение медленно реализуемых активов за счет снижения товарных запасов на складах на 1000 тыс. р. (36,98%), что позволит увеличить долю быстрореализуемых активов, который составят 1578 тыс. р. с одновременным снижением величины медленно реализуемых активов до 1877 тыс. р.

    Другим вариантом повышения платежеспособности ООО «РИВЬЕРА» является оптимизация структуры активов путем снижения внеоборотных активов и увеличения наличия ликвидных оборотных активов. Так как предприятие находится на стадии зарождения, ненужных внеоборотных активов у него быть не может, а оборотные активы рационально увеличить можно за счет повышения объемов продаж, увеличив, таким образом, денежные средства и запасы сырья и материалов. Следовательно, не менее важная задача – повышение эффективности деятельности предприятия: рост объемов продаж – главная проблема согласно критериям оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия.

    В целях увеличения объемов продаж в условиях ограниченности ресурсов необходимо увеличить скорость оборачиваемости оборотных активов, то есть реализации продукции. Для этого надо повысить спрос на предлагаемый потребителю товар, что достигается при помощи тщательно разработанного плана маркетинга. Снижение же цены реализации товаров на данном этапе не реально, так как увеличатся постоянные издержки, связанные с сервисом и рекламой.

     

    Таблица 4 – Анализ ликвидности прогнозного баланса ООО «РИВЬЕРА»

     

    АКТИВ 

    Значение

    показателя

    ПАССИВ

    Значение

    показателя

     

    Наиболее ликвидные активы (А1)

     

    14 

     

    Наиболее срочные обязательства (П1)

     

    455 

    Быстрореализуемые активы (А2) 

    1578 

    Краткосрочные пассивы (П2)

    600 

    Медленно реализуемые активы (А3)

    1877 

    Долгосрочные пассивы (П3)

    1000

    Труднореализуемые активы (А4)

    4 

    Постоянные пассивы (П4)

    1417

    БАЛАНС

    3472 

    БАЛАНС 

    3472 

     

    Таким образом, на основе таблицы 4 прогнозируемая ликвидность баланса составит:

    {А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4}.

     

    Как видим, в результате предлагаемых мероприятий наблюдается повышение ликвидности предприятия, что говорит об эффективности предлагаемого мероприятия по повышению роста ликвидности предприятия.

    На основе предлагаемых мероприятий рассчитаем показатели финансового состояния ООО «РИВЬЕРА» и составим таблицу 5.

     

     

     

    Таблица 5 – Прогнозируемая оценка финансового состояния ООО «РИВЬЕРА»

     

    Показатель  

    Значение

    показателя

    на 2004 год 

    Прогнози-руемое значение

    Нормативное значение

    Отклонение прогнозируемого значение от норматива

    Общий показатель ликвидности

    0,6664 

    1,295 

    ≥ 1 

    +0,295 

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,007 

    0,013 

    ≥ 0,1 

    -0,087 

    Коэффициент «критической оценки»

    0,288 

    0,56 

    0,7 ÷ 0,8

    желательно 1

    -0,0,14 

    Коэффициент текущей ликвидности

    1,713 

    3,29 

    2 

    +1,129 

    Коэффициент капитализации

    2,22 

    2,22 

    £ 1,5

    +0,722 

    Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными средствами

    1,688 

    1,688 

    ≥1

    -0,312 

    Коэффициент маневренности функционирующего капитала

    2,036 

    0,777 

    Уменьшение -положительный факт

     

    Доля оборотных средств в активах

    0,999 

    0,999 

    ≥ 0,5 

    +0,499 

    Коэффициент обеспеченности собственных средствами

    0,407 

    0,407 

    ≥0,1

    +0,307 

    Коэффициент финансовой независимости

     

    0,408 

     

    0,408 

    0,4£ Кф.нез. £0,6

     

    Коэффициент финансирования

    0,69 

    0,69 

    ≥ 0,7

    оптимально 1,5

    -0,01 

    Коэффициент финансовой устойчивости

    0,408 

    0,7 

    ≥ 0,6 

    +0,1 

     

    Таким образом, предлагаемые мероприятия позволит значительно улучшить финансовую устойчивость предприятия. Наблюдается значительный рост общего показателя ликвидности предприятия с 0,6664 до 1,295 и он достигнет нормативного значение в 1 и даже превысит его. Коэффициент «критической оценки» приблизится к нормативному значению, увеличившись с 0,288 до 0,56, хотя и не достигнет норматива и 56% текущей краткосрочной задолженности ООО «РИВЬЕРА» сможет погасить немедленно за счет имеющихся денежных средств и поступлений по счетам. Коэффициент текущей ликвидности вырастет с 1,713 до 3,29 и значительно превысит нормативный показатель, равный двум. Уменьшение маневренности функционирующего показателя является положительным фактом. Коэффициент финансовой устойчивости вырастет с 0,408 до 0,7 и превысит нормативное значение в 0,6 и говорит об увеличение величины устойчивых источников финансирования. Причина роста коэффициента финансовой устойчивости состоит в появлении статьи – «Долгосрочные обязательства» в результате планируемого долгосрочного банковского кредита на сумму 1000 тыс. р. при тех же величинах собственного капитала предприятия и итоговой величина баланса ООО «РИВЬЕРА» на 2004 г.

    Прогнозные показатели свидетельствуют о том, что реализация части разработанных управленческих решений, в направлении повышения платежеспособности, принесут ощутимые результаты, и согласно критериям оценки финансово-экономической стабильности, деятельность предприятия станет стабильной. Далее, если предприятие наладит стабильный сбыт реализуемой продукции: увеличатся собственный капитал и ликвидные оборотные активы, что стабилизирует показатели платежеспособности.

    Составим проект финансовой политики

     

    Проект финансовой политики ООО «РИВЬЕРА»

    Учетная политика

    Бухгалтерский учет на предприятии вести по журнально-ордерной системе учета.

    Использовать счета бухгалтерского учета согласно плану счетов, утвержденному Приказом Минфина России №94 н от 31 октября 2000 года. (Приложение №1)

    Ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии осуществляется бухгалтерией организации.

    Для оформления хозяйственных операций применять типовые (унифицированные) формы первичной учетной документации.

    В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности ежегодно по состоянию на конец отчетного периода производить сверку взаиморасчетов с поставщиками и покупателями также инвентаризацию имущества и денежных средств.

    Для целей бухгалтерского учета и в целях налогообложения амортизацию основных средств начислять линейным способом. Срок полезного использования устанавливать согласно классификатору №1, который утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. Основные средства дешевле 10 000 рублей списывать на расходы сразу же после их передачи в эксплуатацию.

    Амортизацию нематериальных активов начислять в течение всего срока их полезного использования линейным способом. Суммы начисленной амортизации отражать на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов.»

    Учет товаров на складе вести по покупным ценам. Для учета товаров использовать счет 41 «Товары». Стоимость проданных товаров и материалов списывать на затраты по средней стоимости единицы (ст. 268 НК).

    Оценку приобретенных товаров для розничной торговли производить по продажной стоимости с отдельным учетом наценок на счете 42 «Торговая наценка»

    Управление издержками и амортизационная политика

    Расходы по заготовке и доставке товаров учитывать на счете 44 «Расходы на продажу».

    Расходы будущих периодов списываются равномерно в течении всего периода, к которому они относятся.

    Расходы на ремонт основных средств признаются в том отчетном (Налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.(ст. 260 НК)

    Проценты по долговым обязательствам признаются внереализационным расходом в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (ст.265 и ст.269 НК)

    Налоговая политика

    Для целей налогообложения НДС и налогом на прибыль выручка от реализации определяется по моменту фактической отгрузки и передачи покупателю расчетных документов (метод «по отгрузке»),

    В целях исчисления налога на прибыль учитывать доходы и расходы методом начисления (ст.271 – 272 НК).

    Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) признаются внереализационным доходом (ст.250 НК).

    Распределение общехозяйственных расходов производится пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общем объеме выручки.

    Отчетным периодом для налога на прибыль является квартал (ст. 285 НК).

    Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженности

    В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

  8. дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
  9. дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;
  10. дебиторская задолженность по векселям полученным;
  11. дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
  12. дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
  13. прочие виды дебиторской задолженности.

    Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80 – 90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

    Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

    Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

    Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры как ранжирование дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

    Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

    1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде

    2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

    3. Определение возможности суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

    4. Формирование системы кредитных условий

    5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условия предоставления кредита

    6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

    7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

    8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

    Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

  14. оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к средней дебиторской задолженности по счетам);
  15. период погашения дебиторской задолженности (360 делится на оборачиваемость);
  16. омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности к сумме текущих активов);
  17. доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности к валюте баланса);
  18. доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

    Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

  19. определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;
  20. пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;
  21. когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;
  22. продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;
  23. избегать дебиторов с высоким риском.

    Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

    Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

    При управлении запасами основным индикатором эффективности управления является соотношение темпов изменения запасов и затрат и реализации продукции.

    Сравнивают следующим образом: если темп по выручки от реализации больше темпа по запасам и затратам, то управление эффективное. Иначе, качество управления запасами низкое и необходим поиск резервов.

     

    Таблица 6 – Прогнозный отчет о прибылях и убытках по методу «процента от продаж» (увеличение объема продаж на 5%, снижение себестоимости проданных товаров на 5%, снижение коммерческих расходов на 5%)

    Показатель 

    2004 г. 

    Прогноз 

    Выручка от продажи

    20999 

    22049 

    Себестоимость проданных товаров 

    16223 

    15412 

    Валовая прибыль 

    4776 

    6637 

    Коммерческие расходы 

    4196 

    3986 

    Прибыль от продаж 

    580 

    2651 

    Проценты к уплате 

    75 

    75 

    Прочие операционные расходы 

    92 

    92 

    Внереализационные доходы 

    14 

    14 

    Внереализационные расходы

    34 

    34 

    Прибыль (убыток) до налогообложения 

    393 

    2464 

    Текущий налог на прибыль 

    94 

    591 

    Чистая прибыль отчетного периода 

    299 

    1873 

    С учетом предложенных мероприятий в планируемой финансовой политике предприятия составим прогнозный баланс.

     

    Таблица 7 – Прогнозный баланс в отчетном и прогнозном годах (тыс.руб)

    Показатели 

    2004 г. 

    Прогноз 

    АКТИВ 

       

    1. Внеоборотные активы 

       

    1.1 Нематериальные активы 

    4

    4

    1.2 Основные средства 

       

    1.3 Остальные внеоборотные активы 

       

    2. Оборотные активы 

       

    2.1 Запасы

    2713

    1713

    2.2 НДС по приобретенным ценностям 

    164

    164

    2.3 Дебиторская задолженность 

    578

    1578

    2.4 Краткосрочные финансовые вложения 

       

    2.5 Денежные средства 

    14

    14

    2.6 Прочие оборотные активы 

       

    Баланс 

    3472

    3472

    ПАССИВ 

       

    3. Уставный капитал

    10

    10

    4. Нераспределенная прибыль прогнозного года 

    1404

    1404

    5. Долгосрочные кредиты 

     

    1000

    6. Краткосрочные кредиты и займы 

    600

    600

    7. Кредиторская задолженность 

    1455

    455

    7.1 перед поставщиками 

    967

    967

    7.2 перед персоналом 

    58

    58

    7.3 перед бюджетом 

    351

    351

    7.4 внебюджетные фонды 

    79

    79

    8. Остальные краткосрочные обязательства 

       

    Баланс 

    3472

    3472

     

    Как видим, в результате планируемого роста выручки продажи на 5%, снижения себестоимости проданных товаров, коммерческих расходов на 5%, при сохранившейся величине процентов к уплате, прочих операционных расходов, внереализационных доходов и расходов, прибыль до налогообложения увеличится на 2071 тыс.р. (2464 –393).

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  24. Бабич Э.П. , Павлова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  25. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. –М.: Финансы и статистика ,2006.
  26. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.–М.: Финансы и статистика, 2005.
  27. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2004.
  28. Поляк Г.Б. и др. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка.–М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  29. Финансовый мнеджмент : Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой.–М.: Перспектива, 2005.
  30. Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  31. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной.–М,: ЮНИТИ, 2003.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.44MB | MySQL:112 | 2,998sec