Государственные и муниципальные финансы

<

091313 1335 11 Государственные и муниципальные финансыГосударственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в обществе по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Они охватывают часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций.

Им присущи три основных признака: это всегда денежные отношения; вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер; связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Выделяют распределительную и контрольную функции государственных и муниципальных финансов. В экономической литературе также рассматриваются такие функции государственных и муниципальных финансов, как: планирования, организации, стимулирования.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

• единства законодательной и нормативной базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения полномочий и предметов ведения;

<

• целевой ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности и рациональности;

• управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Структуру государственных и муниципальных финансов можно рассматривать в различных аспектах. С точки зрения структуры государственной власти можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования.

В России государственные финансы включают в
себя федеральные финансы и финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. В целом же, говоря о государственных и муниципальных финансах, т.е. о централизованных финансах, подразумевают три их уровня: федеральные финансы, региональные финансы и местные финансы. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии для достижения сбалансированности доходов с расходами.

С точки зрения распределения средств по фондам различной направленности можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный (муниципальный) кредит, финансы унитарных предприятий. Такая структура формируется на каждом уровне государственного управления. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются важным элементом финансовой системы и играют значимую роль в экономике.

Государственные и муниципальные финансы призваны создавать условия стабилизации и экономического роста, управлять бюджетными потоками, способствовать реализации финансовой политики. В современной России государственные и муниципальные финансы уже длительное время пока еще находятся в сложном состоянии. В 2000-х гг. в период экономического роста ситуация несколько улучшилась, что выразилось в возникновении профицита бюджета, финансовой стабилизации, росте государственных возможностей для проведения экономической и социальной политики. Однако и в этих условиях государство не смогло обеспечить финансирование общественных потребностей на необходимом уровне. Резко упали по сравнению с СССР расходы на оборону, образование, науку, здравоохранение и другие важные социальные нужды. Финансовый кризис ухудшил финансовые возможности государства. Сокращение производства означает уменьшение объема доходов в обществе и, как следствие, доходов государства. Между тем потребности в финансировании по многим направлениям сохраняются на прежнем уровне. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости развития реального сектора экономики, приводящего к росту доходов общества и всех субъектов экономики. Важно проводить согласованную на федеральном и региональном уровнях финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом; поощрять увеличение платежеспособного спроса, как на потребительские, так и на инвестиционные товары, создать стимулы к направлению финансовых ресурсов в реальный сектор, добиться снижения инфляции и стабильности валютного курса рубля. Это станет предпосылкой финансового оздоровления и экономического подъема.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00033 sec

WordPress: 22.62MB | MySQL:122 | 2,108sec