Сущность государственного бюджета

<

091313 1334 1 Сущность государственного бюджета39. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БЮДЖЕТА РФ.

Центральным элементом бюджетной системы страны является государственный бюджет.

Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправлении».

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Бюджет рассматривается как экономическая, политическая, историческая, правовая и социальная категории.

По своей экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.
Под бюджетом также может пониматься «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд». Бюджетный фонд – это основной государственный централизованный денежный фонд. С позиций установления финансовой базы государства государственный бюджет может рассматриваться как его финансовый план, в котором планируются доходы, направления использования расходов и ставится задача поддержания сбалансированности бюджета. Понятие бюджета имеет и правовой аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Бюджет обладает следующими характерными признаками:

— увязка с определенным отрезком времени. Временная характеристика бюджета нужна для точного указания срока действия данного бюджета, для определения конкретного года функционирования , в пределах которого все статьи бюджета имеют точные количественные характеристики;

— принудительный характер, обязательность исполнения по доходам и расходам;

— денежная форма;

— соотношение доходов и расходов по их экономической роли;

— соответствие структуре государственного устройства;

— законодательное оформление создания и реализации;

— тесная связь с деятельностью госаппарата;

— зависимость от действий конкретных субъектов общественной жизни;

— сложный документооборот, что предполагает единую бюджетную классификацию.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

В экономической литературе выделяют различные функции бюджета.

<

К основным функциям бюджета традиционно относят распределительную и контрольную функции. Распределительная функция проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

Выделяют и иные функции бюджета: регулирующая, стимулирующая функции, информационная, институционализация общественных предпочтений, планирования, организации и др.

Бюджет оказывает прямое и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственно     финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм. Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений. Можно выделить три звена бюджетного механизма:

— методы аккумуляции средств в бюджете (налоговый, неналоговый);

–  методы и формы выделения средств из бюджета (бюджетное финансирование, бюджетное кредитование);

– методы и формы межбюджетных отношений.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

—   единства бюджетной системы РФ;

— разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

— самостоятельности бюджетов;

— равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

— полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

—     сбалансированности бюджета;

— результативности и эффективности использования бюджетных средств;

—     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— прозрачности (открытости);

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств;

— подведомственности расходов бюджетов;

—   единства кассы.

Бюджетная классификация – это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С принятием новой редакции БК РФ был отменен ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и установлен новый состав бюджетной классификации и порядок ее утверждения. С 01.01.08 бюджетная классификация состоит из: классификации доходов бюджета; классификации расходов бюджета; классификации источников финансирования дефицита бюджета и классификации операций публично-правовых образований.

Минфин РФ определяет принципы назначения, структуру кодов бюджетной классификации, присваивает коды составным частям бюджетной классификации только в отношении тех кодов и составных частей бюджетной классификации, которые, в соответствии с БК, являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовые же органы субъектов и муниципальных образований утверждают перечень кодов подвидов по тем видам доходов, главными администраторами которых они являются. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, при этом Минфин устанавливает порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов лишь в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам.

В бюджетном законодательстве классификация расходов бюджетов состоит из трех частей:

— кода главного распорядителя бюджетных средств;

— кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

— кода Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Применяются функциональная, ведомственная и экономическая классификации расходов. Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения. При этом в ней выделяют четыре уровня: первый — разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;
второй — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;
третий — целевые статьи расходов, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов; четвертый — виды расходов бюджетов, которые детализируют направления финансирования расходов бюджетов в пределах целевых статей.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00092 sec

WordPress: 23.4MB | MySQL:123 | 1,208sec