ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

<

100414 1958 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИБюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций.

 

Таблица 1

Структура государственного бюджета

Доходы 

Расходы 

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные расходы 

Налог на прибыль предприятий

Военные расходы 

Налог с оборота (НДС) 

Расходы на фундаментальную науку и научные исследования

Акцизы 

Расходы на финансирование экономики:

а) предоставление субсидий, дотаций, займов;

б) государственной инвестиции

в) федеральные программы 

Таможенные пошлины 

Содержание государственного аппарата

Прочее 

Обслуживание государственного долга

 

Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.

Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную системы Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [2]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные бюджеты, в том числе:

– бюджеты муниципальных районов;

– бюджеты городских округов;

– бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

– бюджеты городских и сельских поселений.

Структура бюджетной системы России приведена на рис. 1.

100414 1958 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

100414 1958 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

100414 1958 7 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 8 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 10 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 11 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 12 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 13 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

 

100414 1958 14 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 15 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 16 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

Рисунок 1 – Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

<

 

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30 – 40% национального дохода.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В связи с тем, что в настоящее время Российская Федерация вступила в завершающую стадию бюджетной реформы, целью которой является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,

Структура доходов бюджетов приведена на рис. 2.

100414 1958 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 18 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

100414 1958 19 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 20 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

100414 1958 21 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

 

100414 1958 22 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 23 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ100414 1958 24 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

100414 1958 25 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

 

Рисунок 2 – Структура доходов бюджетов

Налоговые доходы включают: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог); налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; Налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие налоги, пошлины и сборы.

Неналоговые доходы включают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; платежи за пользование природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы.

В бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов — программную классификацию.

Функциональная классификация группирует расходы по видам деятельности, ведомственная — расходы субъектов этой деятельности, экономическая — расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей.

Функциональной (предметной) классификацией распределяются расходы по отраслям деятельности и звеньям управления. Функциональная классификация предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям).

Экономическая классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп: расходы; оплата труда и начисления на оплату труда; приобретение услуг; обслуживание долговых обязательств; безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям или бюджетам; социальное обеспечение; прочие расходы; поступления нефинансовых активов; увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; поступление финансовых активов; увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; выбытие финансовых активов; уменьшение стоимости ценных бумаг (кроме акции и иных форм участия в капитале); уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам.

 

 

 

 

 

 

2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ПОГАШЕНИЯ КРАТКОСРОЧНОГО КРЕДИТА

 

Краткосрочные кредиты предоставляются, исходя из оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат и, как правило, на срок не более 12 месяцев. В отдельных случаях, в зависимости от специфики производственного цикла, кредиты могут выдаваться на более длительные сроки, но не более 2 лет.

В соответствии с порядком и условиями выдачи и погашения краткосрочного кредита, предусмотренным в кредитном договоре, кредитным отделом банка оформляется распоряжение на выдачу кредита. Кредит предоставляется, как правило, в безналичном порядке путем оплаты со ссудного счета заемщика расчетно-денежных документов или перечислением средств на его расчетный счет. При необходимости расчетов с заемщиками (на покупку скота и сельскохозяйственных продуктов у населения) по решению банка могут выдаваться наличными.

Под кредитованием крупных целевых программ, если банк не сможет удовлетворить кредитную заявку субъекта полностью из-за недостаточности кредитных ресурсов, банк может выдавать ссуду совместно с другим банком.
Контроль за обеспечением банковских ссуд залогом у постоянно кредитующихся заемщиков осуществляется по бухгалтерским балан сам на годовые даты. На внутригодовые даты проверка осуществляется при неустойчивом финансовом положении заемщика (невыполнение плана доходов, несвоевременная выплата заработной платы и т.д.).

В залог может предоставляться имущество, которое имеет денежную оценку, в том числе ценные бумаги. Заложенные ценные бумаги передаются в банк на хранение после подписания кредитного договора и возвращаются заемщику после полного погашения кредита и уплаты процента по нему.
Гарантии предоставляются в письменном виде и являются обязательством данного предприятия погасить полностью или частично задолженность по ссуде и проценты. Гарант предоставляет гарантийное письмо в учреждение банка по месту нахождения своего счета, где хранится до полного погашения ссуды и процентов.

Кредиты выдаются заемщику в соответствии с заключенным кредитным договором (соглашением), в котором предусматриваются цель, сумма и срок кредита, перечень документов, и периодичность их представления банку, формы проверки их обеспечения и целевого использования кредита и др.
Банк может заключить договор на кредитное обслуживание заемщика на год или более длительный срок. На длительный срок выдача кредитов осуществляется на основании ежегодно заключенных кредитных соглашений. Условия договора и кредитного соглашения определяются для каждого клиента индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

 

Предприятие имеет следующие показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 1 кв. 2003 г.:

 

Наименование показателя, тыс. руб. 

тыс. руб. 

1. Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов) 

45 

2. Себестоимость продукции 

32 

3. Прибыль от реализации имущества

6 

4. Доходы от посреднической деятельности 

3 

5. Пени, штрафы полученные 

1 

6. Пени, штрафы уплаченные 

3 

7. Доход от долевого участия в деятельности другого предприятия на территории РФ

 

2 

8. Прибыль прошлого года, выявленная в отчетном году

2 

 

Определить:

  1. Прибыль от реализации продукции.
  2. Балансовую прибыль.
  3. Налогооблагаемую прибыль.
  4. Налог на прибыль и распределить по бюджетам.
  5. Налог на доход от долевого участия.

 

РЕШЕНИЕ

1. Прибыль от реализации продукции (Пр.п.), которая исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и себестоимостью продукции.

Пр.п. = Вр.п. – С

без НДС и акцизов

Рассчитываем прибыль от реализации продукции:

Пр.п. = 45 – 32 = 13 тыс. руб.

2. Балансовая прибыль Пб включает прибыль от реализации продукции (Пр.п.), прибыль от реализации имущества (Пр.им.), доходы по внереализационным операциям (Двн), уменьшенные на сумму расходов по ним (Рвн)

Пб = Пр.п. + П р.им + Двн – Рвн = 13 + 6 + 3+ 1 — 3 = 20 тыс. руб

3. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается в соответствии с изменениями, указными во II части Налогового кодекса РФ (гл. 25). Она включает прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму дохода от долевого участия:

Пн.обл. = Пб – Д дол.уч. = 20 – 2 = 18 тыс. руб.

4. Сумма налога на прибыль определяется путем умножения налогооблагаемой прибыли на ставку налога (24%):

Нпр = (Пн.обл. х 24%) = (18 х 24%)/100% = 4,32 тыс.руб.

Эта сумма распределяется так:

– в Федеральный бюджет – 6% ( Нпрф = (Пн.обл. х 6%) /100%) = 1,08тыс. руб.);

– в бюджеты субъектов РФ – 16% ( Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 16%) /100%) = 2,88 тыс. руб.);

– в местные бюджеты – 2% Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 2%) /100%) = 0,36 тыс. руб.);

5. Сумма налога на доход от долевого участия в деятельности другого предприятия определяется путем умножения этого дохода на ставку налога:

Нд.уч. = ( Д. д.уч. х 6%)/100% = (2 х 6%)/100% =0,12 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 2

 

Страховая стоимость здания составляет 600 тыс. руб. При пожаре здание пострадало на 30%. Страховой платеж внесен полностью до страхового случая. Определить размер страховой премии (Сп) и сумму возмещения страхового ущерба (У), если страховой тариф составляет 5%.

 

РЕШЕНИЕ

Размер страховой премии определяется по формуле:

100414 1958 26 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИтыс. руб.

где S – страховая стоимость здания;

Т – страховой тариф.

Сумма возмещения ущерба равна:

100414 1958 27 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 3

 

Вкладчик положил в банк, выплачивающий 40% в год, вклад 5000 руб. Какая сумма будет на счету вкладчика через 4 месяца.

 

РЕШЕНИЕ

Сумма на счету вкладчика определяется по формуле:

S = P x (1 + n x i) = 5000 х (1 + (4/12) х 0,4) = 5666,7 тыс. руб.

где Р – сумма первоначального вклада;

n – количество лет;

i – годовая ставка процентов в относительных единицах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. 28 июля 1995 г.
  4. Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. 2001. № 1.
  5. Багров А. Кто управляет финансами России // Коммерсантъ — деньги. — 2003. — № 27. — С.13-22.
  6. Белоусов Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблема прогнозирования. — 2005. — N 2. — С. 24 – 40.
  7. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2003.
  8. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2008.
  9. Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  10. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы // Экономист. — 2002. — N 7. — С.61-72.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00062 sec

WordPress: 23.13MB | MySQL:121 | 2,714sec