КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

<

071114 2103 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙФинансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

в) почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п. Хотя следует отметить и то, что в настоящее время по некоторым нормативным актам возможно аккумулировать и материальные ресурсы, которые, однако, оцениваются в денежном эквиваленте.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.    

Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

1) государственно-властный;

2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет любой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.

 

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: государство, Хозяйствующие субъекты, а также граждане.

Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и Конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.

Как субъект финансового права, государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как субъекта финансового правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу выпуска, реализации и погашения государственного займа, регулируются на основе общих положений финансового права, предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства.

 

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам, по бюджету
или внебюджетным фондам;    .

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с выходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ КАК ОСНОВНОЙ ИТОЧНИК НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

 

Налоговый кодекс РФ является основополагающим нормативно-правовым актом, который закрепляет наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в стране. Он состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.

Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Налоговый кодекс призван решать следующие задачи:

<

– построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;

– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства;

– формирование единой налоговой правовой базы;

– совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры . налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой;

– развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

– снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП), введение исчерпывающего числа налогов (до 28); при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов).

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом.

Федеральные налоги и сборы: (1) налог на добавленную стоимость; (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; (3) налог на прибыль (доход) организаций; (4) налог на доходы от капитала; (5) налог на доходы физических лиц; (б) единый социальный налог (взнос); (7) государственная пошлина; (8) таможенная пошлина и таможенные сборы; (9) налог на пользование недрами; (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; (11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; (13) лесной налог; (14) водный налог; (15) экологический налог; (16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы: (1) налог на имущество организаций; (2) налог на недвижимость; (3) дорожный налог; (4) транспортный налог; (5) налог с продаж; (6) налог на игорный бизнес; (7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы: (1) земельный налог; (2) налог на имущество физических лиц; (3) налог на рекламу; (4) налог на наследование или дарение; (5) местные лицензионные сборы.

Принятая первая часть Налогового кодекса Российской Федерации систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми:

– каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

– налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;

– налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

– не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны;    

– федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НКРФ;

– ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

– при установлении налогов должны быть определен все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким, образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

– все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основополагающие положения о налогообложении. Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Кодексом. В нем предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям НК или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу. Так, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу или акту более высокой юридической силы при наличии хотя, бы одного из следующих обстоятельств:

– издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ прав издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

– отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК;

– изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;

– запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

– запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Кодексом;

– разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом;

– изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;

– изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются;

– иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса,

 

В соответствии с НК РФ существует специфика действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Общие правила для данных актов заключаются в том, что:

– акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечений одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

– акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

– федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установлению новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В то же время, названные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии зашиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Перечисленные ранее акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Одним из источников налогового права, как отмечалось, являются международные договоры по вопросам налогообложения. Если в данных договорах содержатся иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

В решении о привлечении Даминой Г.А. к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации не указано, какая декларация не представлена налогоплательщиком, каков для этой декларации законно установленный срок представления, какая сумма налога подлежит к уплате на основе этой декларации.

Для чего необходимы эти сведения? Можно ли привлечь Дамину Г.А. к налоговой ответственности?

ОТВЕТ

Понятие налогового правонарушения дается в статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации (Налоговый кодекс, НК РФ), в соответствии с которой налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений раскрываются в главе 15 Налогового кодекса.

Срок представления налоговой декларации, дата представления налогоплательщиком налоговой декларации и сумма налога, подлежащая к уплате на основе этой декларации представляют собой объект правонарушения.

Сроки представления налоговых деклараций предусмотрены соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно.

Налоговая  санкция  является  мерой  ответственности  за  совершение

налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного  противоправного  (в

нарушение законодательства о  налогах  и  сборах)  деяния   (действия или

бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом  Российской

Федерации установлена ответственность (статья 106,  пункт  1  статьи  114

Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В пункте 1 статьи 80 НК РФ указано, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В соответствии с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за определенный налоговый период.

Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах и сборах дня представления декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами ст. 6.1 НК РФ.

Таким образом, налоговая декларация является заявлением о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и сумме налога, подлежащей уплате за определенный налоговый период.

Сумма штрафа будет зависеть от того, насколько просрочен срок сдачи декларации. Если срок менее чем 180 дней, то штраф составит 5 процентов суммы налога «за каждый полный или неполный месяц», но не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом он не может быть выше 30 процентов от налога.

За более поздние сроки наказание серьезнее – 30 процентов от налога плюс 10 процентов за «каждый полный или неполный месяц» пропуска начиная со 181-го дня. Однако если вы опоздаете на такой срок сдать пустую декларацию, штраф платить уже не придется. Ведь в отчете не будет суммы налога к уплате, значит, и проценты начислять будет не на что. А минимальный штраф за такое опоздание законом не установлен.

При этом следует отметить, что привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ, не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Так как в решении говорится о привлечении Дамину Г.А. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, то можно определить срок непредставления налоговой декларации не более чем 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации. В противном случае ответственность наступила бы по п. 2 ст. 119 НК РФ.

Срок представления налоговой декларации, дата представления налогоплательщиком налоговой декларации и сумма налога, подлежащая к уплате на основе этой декларации позволяют в соответствии со п.2 ст.119 НК РФ

Таким образом, так как в решении о привлечении Даминой Г.А. ни указано какая декларация не представлена налогоплательщиком, каков для этой декларации законно установленный срок представления, какая сумма налога подлежит уплате на этой декларации, то следовательно нет возможности рассчитать сумму штрафа и нет возможно применить к данному налогоплательщику налоговых санкций.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. 07.07.2003 г.)// СЗ РФ. № 31. Ст. 3824
  2. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.07.200 г. № 117-ФЗ (в ред. 11.11.2003 г) СЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Гуреев В.И. Налоговое право. М., 2004.
  4. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2003.
  5. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева М., 2003.
  6. Финансовое право / Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2004.
  7. Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2004.
  8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00128 sec

WordPress: 23.42MB | MySQL:119 | 1,447sec