Наличный денежный оборот и его организация

<

072414 1419 1 Наличный денежный оборот и его организация

1.1 Понятие наличного денежного оборота

 

Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот — это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей.

Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение.

Только наличные деньги как законные платежные средства обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей на всей территории государства в любое время суток и в неограниченных объемах.

В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, эмитированных центральным банком страны (банкнот и разменной монеты), в ходе которого денежные знаки прежде всего выполняют функции средства обращения и средства платежа.

Кругооборот наличных денег можно также рассматривать по пунктам (местам) нахождения или передвижения:

  • в центральных или региональных хранилищах центрального банка;
  • в подразделениях центрального банка (в оборотных кассах и резервных фондах расчетно-кассовых центров);
  • в операционных кассах коммерческих банков;
  • в кассах организаций;
  • в пути от одних касс к другим;
  • на руках у населения.

    Наличный денежный оборот организуется государством в лице центрального банка в соответствии с порядком ведения кассовой дисциплины в экономике. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться организации всех форм собственности при организации наличного денежного оборота, проходящего через из кассы.

    Контроль за соблюдением порядка ведения кассовой дисциплины возлагается в отдельных странах на кредитные институты (банки), осуществляющие кассовое обслуживание своих клиентов, или на органы налоговой службы.

    Вопрос о том, какое количество наличных денег необходимо для обращения, достаточно сложный. Издавна многие ученые пытались количественно определить массу наличных денег в обороте, необходимую для развития экономики.

    Известный английский экономист У. Пегги (1623—1687) полагал, что для нации достаточным количеством наличных денег была бы сумма, составляющая половину арендной платы от всего землевладения страны, еженедельный доход населения и 1/4 стоимости всех экспортных товаров.

    По мнению английского философа Дж. Локка (1632—1704), 1/50 часть заработной платы, ¼ арендной платы от землевладения и 1/20 часть ежегодного оборота торговых посредников были бы достаточны в виде наличных денег для приведения в движение торговли каждой страны.

    Английский экономист и банкир Р. Кантильон (1 680—1 734) пришел к выводу, что необходимая сумма наличных денег должна составлять 1/9 часть всей продукции страны или, что одно и то же, 1/9 земельной ренты.

    Шотландский экономист А. Смит (1723—1790) скептически относился к таким расчетам, считая, что нет возможности определить это соотношение, хотя ссылался на то, что многие ученые определяют его 1/5, 1/10, 1/20 и 1/30 обшей стоимости годичного производства.

    Английский ученый А. Маршалл (1842—1924) писал так: «Свободное распоряжение своими средствами в форме денег содействует легкому и беспрепятственному обороту и укрепляет торговлю… Точная доля устанавливается после взвешивания, с одной стороны, преимуществ возможности всегда распоряжаться своими средствами, а с другой стороны, неудобства держать их таким образом, что они не дают прямого дохода или иных выгод».

    По убеждению английского экономиста Дж.М. Кейнса (1 883—1 946), нормальное отношение наличного денежного обращения к национальному достоянию заключается между 1/10 и 1/50 его частями. Он отмечал, что привычки складываются в результате оценки преимуществ от обладания наличными деньгами по сравнению с их расходованием. Поэтому в основу модели управления денежной наличностью им была положена теория процента. Норма процента (как экономическая категория и экономическое явление) уравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денег с находящимся в обращении количеством денег. Если бы «норма процента была ниже, т.е. вознаграждение за расставание с наличностью понизилось, совокупное количество наличных денег, которое публика хотела бы иметь на руках, превысило бы имеющееся предложение, а если бы норма процента повысилась, образовался бы излишек наличных денег, который никто не хочет держать».

    Модель спроса на деньги для сделок с учетом альтернативных затрат держания наличности в виде кассы была предложена независимо друг от друга двумя американскими экономистами, У. Баумолем и Дж. Тобином, в 50-е годы XX века. В этой модели выделяется роль наличных денег как средства обращения.

    Баумоль и Тобин заложили основы теории «выбора портфеля». Они поставили перед собой задачу определить, какой наличной денежной суммой должен располагать человек для осуществления запланированного им объема расходов при допущении стабильности цен и реальных расходов в течение года, т.е. какова оптимальная величина среднего количества наличных денег на руках.

    Баумоль и Тобин сформулировали следующую зависимость:

    072414 1419 2 Наличный денежный оборот и его организация (1)

    где N – количество посещений банка;

    F – стоимостный эквивалент затрат времени на каждое посещение банка;

    Y — количество наличных денег (денежных единиц) на руках (реальные кассовые остатки);

    i — ставка процента на сберегательном счете в банке.

    Исходя из этой модели ее авторы сделали вывод: чем больше число посещений банка, тем выше связанные с этим издержки, тем больше остается наличных денег на руках и тем меньшая сумма неполученных процентов формируется.

    Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в каждый данный момент для обеспечения товарного обращения в стране. Математическая формула закона денежного обращения следующая:

    Д = (Р – К +П – В)/О,

    где Д — количество денег (денежная масса), р.;

    Р — сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, р.;

    К — сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е. проданных в рассрочку), р.;

    П — сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, р.;

    В — сумма взаимопогашаемых платежей, р.;

    О — скорость оборота денег за данный период времени.

    Денежная масса — это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств (т.е. наличные и безналичные деньги), обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.

    Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е. сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени, обычно года.

    Из закона денежного обращения вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Эта сбалансированность выражается уравнением обмена между денежной массой и номинальной величиной валового национального продукта.

    Уравнение обмена — это расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно произведению уровня цен на реальную величину ВНП:

    МО = РгН,

    где М — количество денег в обращении (денежная масса), р.;

    О — скорость оборота денег за год;

    Рг — уровень цен товаров (услуг, работ), выраженный относительно базового годового показателя, равного 1;

    Н — реальная величина валового национального продукта, р.; (РГН) — номинальная величина валового национального продукта, р.

    Денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств (заменителей денег), отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты (от лат.aggregatus— присоединенный) — это показатели, представляющие собой соединение нескольких частей денежного потока в единое целое. Существуют пять видов денежных агрегатов:

    М0 — наличные деньги в обороте;

    М1 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования. Другими словами, агрегат М1 включает в себя агрегат М0 и деньги на текущих банковских счетах. Это наличные и безналичные деньги;

    М2 — состоит из агрегата М1 и небольших срочных вкладов, т.е. это наличные деньги, безналичные деньги, деньги на банковских депозитах и в государственных ценных бумагах (облигации сберегательного займа и др.);

    М3 — состоит из агрегата М2, денег на любых вкладах, включая и ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке (акции, облигации, коммерческие ценные бумаги);

    М4 — включает в себя все виды денег и денежных средств, т.е. агрегат М4 состоит из агрегата М3 и различных видов депозитных вкладов.

    Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условиями равновесия, как показывает практика, являются

    М2>М1 и (М2 + МЗ)>М1.

    В этом случае денежный капитал из наличного оборота переходит в безналичный оборот.

    Для определения структуры денежной массы страны используют разное количество агрегатов. В Российской Федерации четыре денежных агрегата: М0, М1, М2, МЗ.

    Структура совокупной денежной массы в РФ приблизительно такова: М0 — 30%, М1 — 96%, М2 — 99%, М3 — 99,5%.

    С помощью денежных агрегатов можно определить скорость оборота денег

    О = НГ/М2;

    где О — скорость оборота денег;

    Нг — годовой объем ВНП, р.;

    М2 — денежный агрегат, р.

    Скорость оборота безналичных денег, т.е. денег, находящихся на текущих счетах, рассчитывается по формуле

    О1 = (М1 – М0)/М2,

    где О1 — скорость оборота безнаденежные агрегаты, р

    Соблюдение зависимости, выражаемой уравнением обмена, ведет к тому, что количество денег в обращении соответствует реальной потребности в них. Государство должно поддерживать данную зависимость путем проведения правильной денежной и финансовой политики.

    Прогнозирование наличного денежного оборота — важное направление деятельности центрального банка. Эта деятельность может осуществляться в централизованном или децентрализованном порядке.

    Применительно к России централизованный порядок означает составление прогноза кассовых оборотов на квартал в областях, краях, районах и в целом по стране. На основе прогноза кассовых оборотов определяются объем поступления наличных денег, источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков, направления выдачи наличных денег, их выпуск или изъятие их из обращения.

    После составления кредитными институтами прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег итоги сообщаются РКЦ Банка России, в которых открыты корреспондентские счета. РКЦ используют расчеты для составления прогнозов по подкреплению оборотной кассы. Они обобщают информацию и сообщают в территориальные учреждения Банка России, которые также обобщают эту информацию и передают для сведения в соответствующие департаменты Банка России. При этом территориальные учреждения Банка России проводят соответствующий анализ полученной информации. Объектами анализа являются:

  • тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;
  • источники поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков
    и направления их выдачи из касс этих банков;
  • скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;
  • изменение индекса потребительских цен;
  • состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;
  • уровень инкассации наличной денежной выручки;
  • территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие их из
    обращения, причины роста эмиссии;
  • результаты контроля банков или налоговых служб за соблюдением организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
  • изменение направлений использования средств, в том числе юридическими лицами, на заработную плату.

    Результаты анализа используются при составлении прогноза кассовых оборотов, разработке и осуществлении совместно с банками практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению денежной эмиссии.

    Анализ наличного денежного оборота и последующее прогнозирование позволяют наладить действенный контроль за соблюдением требований по организации наличного денежного оборота.

     

    1.2 Виды наличного денежного оборота

     

    Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота:

  1. между системой центрального банка и системой коммерческих банков;
  2. между коммерческими банками, между банками и их клиентами;
  3. между организациями, между организациями и населением;
  4. между отдельными гражданами.

    Четыре укрупненных денежных потока позволяют проследить уровень и этапы организации наличного денежного оборота.

    Первый поток фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций (прежде всего организаций торговли и организаций, оказывающих услуги населению).

    Второй поток охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Часть наличных денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть денег выдается клиентам: либо в кассы организаций, либо непосредственно населению. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

    Третий поток реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

    Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, к да платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуют никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить получена деньги.

    В современных условиях данный поток денежной наличности привод к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде в го в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен.

    1.3 Этапы развития налично-денежного обращения в России

     

    Становление экономически зрелых денежных систем на Западе относится к XVI—XVII вв. В это время в России чеканились золотые, серебряные и медные монеты, но в обращении находились только медь и серебро. Счетной единицей был серебряный рубль, т.е. существовала монометаллическая система.

    Вместе с тем до начала XIX века своего золота, серебра и меди в России было очень мало. Первые чеканные монеты из благородного металла на Руси были иностранными, а чеканка собственной монеты — себреника относится к X—XI вв., при Ярославе Мудром.

    В период феодальной раздробленности удельные княжества сами чеканили свои монеты и лишь с образованием централизованного государства при правлении Ивана III была введена единая национальная денежная система с правительственной монополией чеканки монет.

    В период регентства Елены Глинской (матери Ивана Грозного) 1535 г. была проведена денежная реформа: введены стандарты веса, оформления и соотношения денежных знаков, создан Монетный двор. Государь изображался с копьем в руке, и деньги стали называться копейными, или копейками, вместо меченых, когда на деньгах чеканился великий князь на коне с мечом в руке.

    При Алексее Михайловиче с 1654 г. иностранные серебряные монеты стали перечеканиваться в русскую монету. Активная внешняя политика Петра I привела к росту государственных расходов, покрыть которые за счет обычных доходов было возможно, поэтому в 1698—1724 гг. был проведен ряд преобразований в денежной сфере, в том числе денежная реформа 1698—1704 гг. итоге был уменьшен вес серебряных монет и увеличен выпуск бедных. Россия перешла от серебряного монометаллизма к преимущественному обращению медных денег, главной целью которого было финансирование военных расходов.

    Первыми бумажными деньгами в России были ассигнации, выпуск которых начался на основании манифеста Екатерины II от 29 декабря 1768 г. Их эмиссия осуществлялась с целью покрытия дефицита государственного бюджета и облегчения обращения тяжелой медной монеты. Ассигнации находились в обращении с 1769 по 1843 г. и были заменены банкнотами (государственными кредитными деньгами).

    В 1786 г. была проведена, по сути, первая денежная реформа эпохи бумажных денег, в ходе которой были выпущены новые денежные знаки и принудительно изъяты старые. Новые ассигнации могли размениваться только на медь, а не на серебро и медь, как это было ранее.

    В XIX в., когда в развитых странах Западной Европы утвердилась эпоха металлического стандарта (золотого, серебряного или биметаллизма), в России в начале этого века была сделана попытка вернуться к серебряному монометаллизму (инициаторы М.М. Сперанский, М. Л. Балугышский, Н.С. Мордвинов). Концепция реформы была изложена в плане финансов 1810 г. Основой денежной системы должен был стать серебряный рубль, а ассигнации подлежали изъятию и уничтожению. Однако после отставки М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова министр финансов ДА. Курьев прекратил проведение денежной реформы. Ассигнации были признаны Манифестом от 9 апреля 1812 г. законным платежным средством на всей территории империи. Вместе с тем масштабом цен оставался серебряный рубль, а курс бумажных денежных знаков по отношению к рублю устанавливался на рыночной основе.

    К металлическому стандарту Россия перешла в конце 1930-х — начале 1940-х гг. Назначение на пост министра финансов Е.Ф. Канкрина оказало большое влияние на денежную политику, основой которой стала денежная реформа, проведенная в 1839—1843 гг.

    Предпосылками этой реформы стали начавшийся в России промышленный переворот, рост производства, развитие внешнеторговых оборотов, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса. К ежегодному притоку из-за рубежа золота и серебра добавилась возросшая добыча золота и серебра в России.

    Суть реформы состояла в переходе к обращению от ассигнаций к разменным на золото и серебро кредитным билетам.

    Была создана денежная система, обладающая типичными для биметаллизма признаками, а именно:

  • существовала свободная чеканка монет из золота и серебра;
  • в законодательном порядке было закреплено стоимостное отношение между золотом и серебром;
  • кредитные билеты разменивались не только на серебро, но и на золото в соотношении 103 руб. кредитными билетами на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом.

    Однако значительная эмиссия кредитных билетов на покрытие бюджетного дефицита, связанного с Крымской войной, привела к тому, что в 1854 г, правительство прекратило их свободный размен вначале на золото, а затем на серебро — в 1858 г. В итоге кредитные билеты превратились в неразменные бумажные деньги, а денежная система, созданная реформой Е.Ф. Канкрина (1839—1843), перестала существовать. В России длительное время обращался кредитный рубль, характерной чертой которого были резкие колебания валютного курса.

    Денежная система по типу западных стран начала складываться в России лишь в ходе реформы Витте (1895—1898), Была введена золотомонетная форма золотого стандарта, присутствовавшая в России до начала войны 1914 г., обеспечившая приток иностранного капитала в страну и промышленный подъем.

    Дальнейшее становление и развитие денежной системы России было прервано событиями 1917 г. Уже к 1 марта 1917 г. денежная масса в обращении увеличилась по сравнению с довоенным уровнем в 4 раза с лишним, а с ноября 1917 по июль 1921 г. денежная масса возросла в 119 раз. Было выпущено в обращение 2328,3 млрд руб.

    Переход к нэпу потребовал с целью стабилизации денежной системы проведения реформ. Было проведено две деноминации: первая в 1922 г., в ходе которой 10 тыс. руб. прежних денежных знаков обменивалось на один новый рубль; вторая — в 1923 г., денежные знаки образца 1922 г. были обменены на новые в соотношении 100 : 1 [20, С. 39].

    Была осуществлена денежная реформа 1922—1924 гг., которая началась с выпуска банковских билетов (червонцев). Госбанк получил право эмитировать червонцы для выдачи казначейству краткосрочных ссуд при условии, что они должны быть обеспечены не менее чем на 50% драгоценными металлами. Затем были выпущены казначейские билеты и проводилась .чеканка разменной серебряной и медной монеты. Эмиссия совзнаков была прекращена, обмен денег производился в соотношении 1 руб. казначейских билетов за 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923 г. В результате удалось стабилизировать цены, справиться с гиперинфляцией, однако уже к 1925 г. вновь появились признаки инфляции, которая приобрела характер «ползучей» [20, С. 40].

    После ликвидации нэпа и в результате банковских реформ конца 1920-х гг., а также и кредитной реформы 1930—1932 гг. произошла монополизация банковского дела государством: банки утратили коммерческий характер и роль самостоятельного регулятора денежного обращения.

    Денежная система базировалась на денежных знаках, не разменных на золото, одним из направлений экономической политики было максимальное сжатие налично-денежного обращения.

    Реформа 1947 г., как и все предыдущие, не требовали большого объема наличных денег, поскольку основная масса населения жила в сельской местности и вела натуральное хозяйство и потребность рынка в наличных деньгах была невелика в сравнении с индустриально занятыми странами.

    Эта реформа носила комплексный характер. Она проводилась одновременно с отменой карточной системы в стране и конверсией ранее выпущенных займов государства. Наличные деньги обменивались на новые денежные знаки в соотношении 1 : 10.

    1 марта 1950 г. было проведено повышение рубля и установлено его золотое содержание (0,222168 г чистого золота) для исчисления его в отношении иностранных валют.

    В 1961 г. проведена еще одна реформа, которая носила характер деноминации, новые денежные знаки были обменены на старые в отношении 1 : 10. Изменилось золотое содержание рубля, оно стало исчисляться в размере 0,987412 г чистого золота.

    Результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е гг. Денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на неразменных на золото деньгах.

    С момента объявления независимости в 1991 г. до середины 1993 г. в Российской Федерации и ряде других стран, образовавших Союз Независимых Государств, обращались денежные знаки бывшего СССР. В результате денежной реформы 1993 г. их хождение на территории страны было прекращено.

    Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы Российской Федерации.

    В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции [11, С.42].

    Денежный оборот включает: платежный оборот, безналичный денежный оборот (в странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше; налично-денежный оборот.

    В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 — 8%. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. В России в переходный период к рынку налично-денежный оборот необоснованно возрос. По данным годовых отчетов Банка России в 1994 г. он составил немногим более 20%, в 1995 г. – 34,2, в 1996 г. – 34,8, в 1997 г. – 36,7, в 1998 г. – 36,9, в 2002 г. – 38,8, в 2003 г. –37,8, в 2004 г. –36,6% [29].

    Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2006г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5 млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты — 0,9%.

    В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

     

    1.4 Нормативно-правового регулирование наличного денежного оборота

     

    Правила организации наличного обращения на территории России регулируются Конституция РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом  от  26 апреля  1995  г.  № 65-ФЗ  "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",  а также с учетом положений Федерального закона от  3 февраля  1996  г.  №  17-ФЗ  "О  банках  и  банковской  деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации,  Положением Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5]. Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается» [5].
    

    Статьи 140, 861 – 885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.
    

    Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

    Согласно ст. 861 ГК РФ Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

    В соответствии со ст. 75 Конституции, ст. 27 Закона о ЦБР денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль.

    Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

    Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Государство определяет номинальную (нарицательную) стоимость денег, указывая количество денежных единиц на денежных знаках.

    Обладая платежной силой, рубль обязателен к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

    2. Платежи в Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах используются наличные деньги, а при безналичных — соответственно безналичные.

    Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваемые всеми его активами. Банкноты и монеты — предметы материального мира, следовательно, наличные деньги по своей правовой природе — движимые вещи, определенные родовыми признаками. Их индивидуализация возможна путем записи номеров банковских билетов, обособления купюр в руках конкретного лица и т.п.

    Под наличными расчетами понимается передача денежных знаков. Расчеты наличными денежными средствами применяются преимущественно в отношениях с участием граждан без каких-либо ограничений. Для юридических лиц установлен предельный размер — 60 тыс. руб. по одной сделке (см. указание ЦБР от 14.11.2001 N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»).

    В ст. 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

    Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

    Согласно ст. 30 ФЗ «О Центально банке Российской Федерации» банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

    Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

    Согласно ст. 31 указанного Закона банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

    При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

    Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

    – прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    – установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    – установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие [9, С.14].

    По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

    Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

    Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты:

    а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.;

    б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.

    Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

    Курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Центральным банком России на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях. Например, на 7 ноября 2002 г. он составлял 31,7756 руб. за 1 доллар США.

    Кроме наличных денег, определяется условная единица — долговой рубль (дор). Долговой рубль (дор) — это единица номинала целевого долгоного обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан. Она выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую на основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

    Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

    Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться.

    В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

     

     

     

    2 Анализ налично-денежного обращения в Российской Федерации

     

    2.1 Анализ налично-денежного обращения в Российской Федерации

     

    Наличный денежный оборот в России организуется в системе центрального банка, его подразделениях (расчетно-кассовых центрах — РКЦ). Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения, таким образом данный цикл кругооборота наличных денег завершается.

    Схема наличного денежного оборота в России может быть представлена следующим образом (рис. 1).

    072414 1419 3 Наличный денежный оборот и его организация

    Наличный денежный оборот в России имеет следующие особенности:

  • большой удельный вес наличных денег в объеме денежной массы (более 30%);
  • значительный объем расчетов наличными деньгами, что позволяет уходить от налогообложения;
  • слабый контроль со стороны кредитных институтов (в том числе со стороны обслуживающих организаций банков) за кассовой дисциплиной организаций.

    Задача центрального банка при организации наличного денежного оборота — обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Поэтому оборот наличных денег служит объектом тщательного прогнозного планирования со стороны центрального банка и статистических органов. Управление наличным денежным оборотом осуществляется в централизованном порядке благодаря деятельности центрального банка и его подразделений. Для решения поставленной задачи центральным банком от кредитных институтов требуется соблюдение:

  • установленного порядка ведения кассовых операций;
  • правил организации поступления наличных денег в их кассы;
  • правил организации получения наличных денег из их касс;
  • лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток наличных
    денег в операционной кассе на конец дня);
  • порядка расчета наличными деньгами;
  • лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами).

    Все организации, участвующие в хозяйственном обороте, должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках. Кредитные институты (банки) имеют лимиты остатка наличных денег для организаций всех форм собственности. Наличные деньги организации могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

    Целевое использование наличных денежных средств участниками наличного денежного оборота остается определяющим принципом организации наличного денежного оборота. Соблюдение клиентами этого принципа находит отражение в обязательном сообщении клиентами о направлениях использования получаемой в банке денежной суммы, а банк проверяет достоверность данного сообщения. О целях получения наличных денег организация сообщает в денежном чеке основном расходном кассовом документе банка. Сброшюрованные в чековые книжки денежные чеки выдаются клиентам при открытии банковского счета.

    Выполнение указанных установок позволяет сформировать основы стабильной организации наличного денежного оборота.

    В организации наличного денежного оборота важная роль принадлежит кредитным институтам (банкам). В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег.

    Кредитные институты осуществляют выдачу наличных денег юридическим лицам только с расчетного, текущего или бюджетного счетов. Наличные денежные средства с этих счетов выдаются на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, для страховых возмещений, на другие расчеты с физическими лицами, текущие хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы.

    Наличные деньги, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления их на счета этих организаций. В сферу обращения наличные деньги попадают из кассы банка в форме выплаты заработной платы или для других расчетов наличными.

    Операции по зачислению денежной выручки на счета в банке и по выдаче наличных средств на различные цели в банковской практике определены как кассовые. По балансовому результату и назначению кассовые операции являются приходными или расходными.

    В кассах организаций наличные деньги хранятся в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих организаций. Лимит остатка кассы — это предельная величина наличных средств, которые могут находиться в кассе для непредвиденных случаев. Лимит определяется для каждой организации, даже не имеющей постоянной денежной выручки.

    Все денежные средства сверх лимита организации обязаны сдавать в учреждения банков для зачисления на счет данной организации. Сверх лимита можно хранить наличные денежные средства не свыше определенного количества дней только для выдачи заработной платы.

    Одновременно с утверждением кассовых нормативов банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк для данной организации. Через приходную кассу банка выручка поступает непосредственно от представителя организации. Работа приходной кассы организована так, что клиенты банка имеют возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) или после операционного дня (вечерняя касса). Банк может организовать работу приходной кассы в местах скопления организаций с постоянной денежной выручкой (специальные кассы).

    Инкассация как подразделение коммерческого банка или как самостоятельная организация обеспечивает перевозку и охрану выручки от места ее получения до банка. Инкассируются, как правило, организации торговли, транспортные и зрелищные организации, ежедневная выручка которых достаточно велика.

    По согласованию с банком происходит расходование поступающей в кассу наличной денежной выручки на цели, предусмотренные законами, иными правовыми актами. Решения о расходовании организациями наличной денежной выручки принимаются банками ежегодно на основании письменных заявлений организаций с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, а также с учреждениями банков по ссудам.

    Получить наличные деньги в банке может любое юридическое лицо — клиент данного банка, если на его счете имеется данная сумма. Остаток на счете клиента — обязательное условие расходной кассовой операции, за исключением выплат за счет овердрафта.

     

    2.2 Структура денежной массы Российской Федерации по агрегатам

     

    Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2005 г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5 млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты — 0,9%.

    Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

    <

    Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться.

    В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

    В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

     

    Таблица 1– Денежная масса М2 (национальное определение) в 2005 году
    (млрд. руб.) 

     

     

    Период  

    Денежная масса М2

    Темпы прироста денежной массы, %

    Всего  

    в том числе  

    к предыдущему
    месяцу

    к 01.01.2005 

    наличные деньги
    (M0)

    безналичные
    средства

    01.01.2005 

    4 363,3 

    1 534,8 

    2 828,5 

    10,7 

     

    01.02.2005 

    4 190,3 

    1 425,2 

    2 765,1 

    -4,0 

    -4,0 

    01.03.2005 

    4 311,4

    1 444,1 

    2 867,3 

    2,9 

    -1,2 

    01.04.2005 

    4 474,6 

    1 481,7 

    2 992,9 

    3,8 

    2,6 

    01.05.2005 

    4 586,8 

    1 565,8 

    3 021,0 

    2,5 

    5,1 

     

     

     

     

    При ускорении их оборота удается совершить больший объем сделок с использованием меньшей суммы денег в качестве средства обращения и платежа. По данным Центрального банка РФ скорость обращения денежной массы М2 по отношению к ВНП в среднегодовом исчислении составила в 2003 г. – 8,3, а в 2004 г. – 7,0. Очевидно, что произошло замедление обращения денежной массы, которое способствовало дальнейшему подавлению инфляции. Кроме того, скорость обращения денежной массы в РФ определяют:

    – скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России — отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;

    – скорость обращения денег в налично-денежном обороте — отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

    В РФ рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ (таблица 1).

     

    Таблица 1 – Денежная база и ее структура

    Денежная масса (М2)

    1 января 2005 г.

    1 января 2006 г.

    Индекс роста

    млрд.руб. 

    %

    млрд.руб

    %

    Всего 

    721,6 

    100,0 

    928,3 

    100 

    1,29 

    В том числе: 

             

    наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах КО (но без учета остатков в кассах Банка России)

    446,5 

    61,9 

    623,5 

    67,2 

    1,40 

    корреспондентские счета КО в Банке России (включая остатки средств на ОРЦБ и на корреспондентском счете АРКО)

    130,1 

    18,0 

    144,5 

    15,6 

    1,11 

    обязательные резервы (по привлеченным средствам в рублях и валюте)

    124,3 

    17,2 

    156,6 

    16,9

    1,26 

    депозиты банков в Банке России

    20,7 

    2,9 

    3,7 

    0,4 

    0,18 

     

    Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

    Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

     

    072414 1419 4 Наличный денежный оборот и его организация072414 1419 5 Наличный денежный оборот и его организация

    Рисунок 2 – Предложение денег в 2005 г. (номинальный прирост к предыдущему месяцу, %)

     

    В 2006 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Об этом говорится в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год», опубликованном Банком России. В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2006 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости адаптации к изменившимся условиям может быть изменен.

     

    Таблица 2 – Структура наличной денежной массы в обращении по эмиссионному балансу по состоянию на 1 января 2006 года

     

     

     

    Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении, по эмиссионному балансу

    Показатель

    Банкноты 

    Монета 

    Итого 

    Сумма (млн. руб.) 

    2 185 617,7 

    13 528,7 

    2 199 146,4 

    Количество (млн. экз.) 

    5 157,8 

    26 033,9 

    31 191,7 

    Удельный вес по сумме (%) 

    99,38 

    0,62 

    100,00 

    Удельный вес по купюрам (%) 

     

    16,54 

     

    83,46 

     

    100,00 

    Изменение с 1.01.2005 (млн. руб.) 

    523 371,0 

    2 505,8 

    525 876,8 

    Изменение с 1.01.2005 (%) 

    31,49 

    22,73 

    31,43 

     

    В среднесрочной перспективе эволюция курсовой политики будет происходить в направлении минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Это соответствует задачам перехода к режиму свободно плавающего курса рубля и денежно-кредитной политике, основанной целиком на модели инфляционного таргетирования. С учетом условий различных сценариев социально экономического развития в 2006 году Банк России считает, что укрепление реального эффективного курса рубля не превысит 9 проц., при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет заметно ниже указанной границы.

    Как видим, сумма и структуры денег за 2006 год изменилась. Сумма банкнот увеличилась на 523371 млн. руб. по сравнению с начало года, темп прироста составил 31,49%. Величина монет в суммовом выражении увеличилась на 2505,8 млн. руб., а их удельный прирост за год составил 22,73%. В денежном выражении количество денег выросла на 525867,8 млн. руб. (темп прироста 31,43,%). В удельном весе в общей структуре денег по сумме почти 100%, а именно 99,38% занимает банкноты, а в количественном выражении число монет довольно значительно – удельный вес 83,46%.

    Перейдем к анализу денежной массы М2 в 2006 г.

     

    Таблица 3 – Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей

      

    Денежная масса М21

    Темпы прироста денежной массы, %  

    Всего  

    в том числе  

    к предыдущему
    месяцу

    к 01.01.2006 

    наличные деньги
    (M0)

    безналичные
    средства

    01.01.2006 

    6 045,6

    2 009,2 

    4 036,3 

    11,2 

     

    01.02.2006 

    5 842,9 

    1 875,6 

    3 967,3 

    -3,4 

    -3,4 

    01.03.2006 

    5 919,6 

    1 890,1 

    4 029,6 

    1,3 

    -2,1 

    01.04.2006 

    6 169,4 

    1 928,8 

    4 240,6 

    4,2 

    2,0 

    01.05.2006 

    6 360,1 

    2 027,8 

    4 332,3 

    3,1 

    5,2 

    01.06.2006 

    6 693,1 

    2 096,9 

    4 596,2 

    5,2 

    10,7 

    01.07.2006

    7 092,3 

    2 233,4 

    4 858,9 

    6,0 

    17,3 

    01.08.2006 

    7 230,7 

    2 290,3 

    4 940,4 

    2,0 

    19,6 

    01.09.2006 

    7 449,3 

    2 351,6 

    5 097,6 

    3,0 

    23,2 

    01.10.2006 

    7 757,5 

    2 400,8 

    5 356,7 

    4,1 

    28,3 

    01.11.2006 

    7 769,6 

    2 402,2 

    5 367,4 

    0,2 

    28,5 

    01.12.2006 

    8 014,1 

    2 450,7 

    5 563,4

    3,1 

    32,6 

    01.01.2007 

    8 995,8 

    2 785,2 

    6 210,6 

    12,2 

    48,8 

     

    Как видим, за год наблюдается прирост денежной массы в целом на 48,8%, составив 8995,8 млрд. руб. против 6045,6 млрд. руб. на конец 2005 г. Наличные деньги на 1 января 2007 г. составили 2785,2 млн. руб., а безналичные – 6210,6 млн. руб. Если прирост наличных денег был незначительный с 2009,2 млрд. руб. на конец 2005 г. до 2785,2 млрд. руб. на начало 2007 г., безналичные средства увеличились более чем на 50%, который на 01.01.2006 г. достигали 4036,3 млрд. руб., на начало 2007 г. их величина равна 6210,6 млрд. руб.

    За февраль 2006 года денежная база (в широком определении) выросла на 25 млрд. рублей до 2,7 трлн. рублей (+ 0,9%). Объем денежной базы в широком определении на 1 февраля 2006 года равнялся 2,6 трлн. руб. Рассмотрим динамику денежной базы в широком определении покомпонентно [29].

    Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 марта составляли 2,03 трлн. рублей (+ 0,8% по сравнению с 1 февраля), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России – 309,2 млрд. рублей (− 9,1%), обязательные резервы – 168,3 млрд. рублей (− 1,9%), депозиты банков в Банке России – 39,4 млрд. рублей (+ 20,1%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций – 111,8 млрд. руб. (+ 47,9%), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России – 7 млрд. рублей (+ 11,1%) [29].

    С 6 марта 2006 года ЦБ РФ повысил процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций: депозитам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» до 1% годо-вых, «1 неделя» и «спот-неделя» до 1,5% годовых. Повышение ставок было осуществлено в целях снижения темпов инфляции в стране и стало возможным в результате изменения внутренних и внешних экономических условий, в том числе процентной политики Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка. По мнению представителей Банка России, принятое решение должно оказать влияние на стоимость денег на денежном рынке и будет способствовать сдерживанию роста денежной массы. Согласно информации, содержащейся в пресс-релизе ЦБ РФ, вопрос о дальнейшем повышении процентных ставок по инструментам изъятия ликвидности у кредитных организаций будет рассматриваться Банком России на основе всестороннего мониторинга и анализа финансово-экономической конъюнктуры в стране и за рубежом. В то же время отметим, что в настоящий момент незначительная часть денежного предложения аккумулируется на счетах кредитных организаций в Банке России: на 1 марта текущего года на указанных счетах находилось 39,4 млрд. рублей (1,5% денежной базы в широком определении). Следовательно, данная мера вряд ли способна значительно повлиять на динамику денежной массы в РФ [29].

    Величина денежной массы, необходимой для обращения, зависит не только от объема экономического оборота в стране, но и от скорости обращения денег.

    Связь денежной базы и денежной массы осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 Направления совершенствования налично-денежного обращения

     

    Роль наличного денежного оборота проявляется в процессе регулярно повторяющегося кругооборота денег. Его оптимизация предполагает:

    обеспечение необходимого объема и структуры наличной денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов — участников денежного оборота;

    поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста;

    влияние на уровень инфляции в связи с изменением объемов и темпов
    наличной денежной эмиссии;

    снижение вероятности появления денежных суррогатов в обороте;

    поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков.
    Обеспечение участников денежного оборота наличностью в соответствии с их потребностями возможно только при ясности, открытости и полноте текущей информации, поступающей в центральный банк и его территориальные подразделения. Одновременно должна быть налажена четко функционирующая система поступления наличных денег от монетных дворов и печатных фабрик (с учетом оптимального количества хранилищ) в резервные фонды РКЦ. Кредитные институты (банки) должны заблаговременно позаботиться о необходимом количестве наличных денег для своих клиентов, открывших текущие (расчетные) счета.

    Поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг связано с вероятными долго- и кратковременными нарушениями баланса. Эти диспропорции возможны в связи с чрезмерным (или недостаточным) объемом наличной денежной массы, резким увеличением (или замедлением) скорости оборота наличных денег, необоснованным снижением (или быстрым) изменением структуры и емкости товарного (потребительского) рынка, монополистической практикой ценообразования. Для поддержания баланса между размером наличной денежной массы и объемом товаров и услуг необходимо взаимодействие всех структур государственной власти, участников хозяйственного оборота, не только заинтересованных в получении высоких доходов от своей деятельности, но и заботящихся о национальных приоритетах, от которых в конечном счете зависит повышение благосостояния народа.

    Максимально возможное влияние центрального банка на денежный оборот реализуется в снижении уровня инфляции в стране не только инструментами денежно-кредитной политики (более подробно см. главы 10 и 11), но и благодаря соблюдению подтвержденных мировой практикой пропорций в динамике наличной денежной эмиссии по сравнению с динамикой отдельных денежных агрегатов, а также показателей платежного баланса, роста валового внутреннего продукта и других макроэкономических показателей.

    Появление в обороте денежных суррогатов в значительной степени уменьшает функциональные возможности и потенциал официальных, установленных законом денежных знаков в виде денежной наличности. Вероятность их появления снизится лишь при правильно прогнозируемой экономической ситуации в стране, при отсутствии «шоковых» решений со стороны правительства и центрального банка.

    Поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков (денежной наличности) в итоге обеспечивает эффективность деятельности центрального банка как на макроуровне, когда удовлетворяются интересы государства, так и на микроуровне, когда соблюдаются интересы кредитных институтов и их клиентов.

    Денежное обращение – сложный и многогранный механизм, от которого зависит стабильность экономики страны в целом, так и уровень инфляции в частности. Проблема инфляции в России – одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Спектр суждений настолько широк и противоречив, что возникает необходимость серьезного рассмотрения этой проблемы.

    Задача чрезвычайно серьезная и ее надо решать. Существуют две основных точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего тарифов естественных монополий, что требует ужесточения антимонопольной политики.

    Рассмотрим первый способ подробнее. Сравнение динамики денежной базы, денежной массы, ВВП и соответствующего уровня инфляции свидетельствует о том, что в целом рост денежных агрегатов ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Основным источником формирования (эмиссии) как денежной базы, так и денежной массы , к сожалению, являются накапливаемые валютные резервы (активы у нерезидентов в иностранной валюте). За 2005 год денежная база в широком определении выросла на 553,8 млрд. руб., а прирост национальной денежной базы был в 3,4 раза больше – 1,8трлн.руб. В настоящее время в экономике не используется примерно 2,5 трлн.руб. средств национальной денежной базы. Депозитно-кредитная мультипликация этих средств с коэффициентом 2,5 позволила бы увеличить денежную массу в экономике в два раза, приблизив уровень ее монетизации к уровню стран Восточной Европы. В связи с такой архаичностью структуры национальной денежной базы уровень монетизации российской экономики в три – пять раз ниже уровня монетизации развитых стран и в семь раз ниже, чем в Китае.

    Денежная масса М2, финансово обеспечивающая деятельность субъектов экономики (как юридических, так и физических лиц), составляет немногим более 6 трлн руб., или 28% ВВП.

    Таким образом, в результате действий денежных властей по стерилизации денежной массы возникает своего рода инфляционная ловушка, поскольку сдерживание инфляции путем стерилизации денежной массы ведет к стагфляции в несырьевых отраслях экономики. Это в свою очередь приводит к дисбалансу между спросом и предложением товаров и услуг и денежной массой, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей бюджета. Переполняя каналы денежного обращения, эта денежная масса наряду с другими факторами усиливает инфляцию. Так же следует отметить, что результаты исследований говорят не об избыточности денежной массы, а об ее излишнем изъятии из экономики и накапливании в Банке России и в зарубежных активах. По этому поводу предлагаются ряд мер. В частности, Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития и разделить на две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать в иностранной валюте. Так, к примеру, Инвестиционный фонд может так же формироваться из отчислений с долгосрочных счетов и сберегательных депозитов, а так же из инвестиционных ресурсов России.

    Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть заменены инвестициями из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования.

    Часть данных инвестиционных ресурсов необходимо также направить в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе.

    В таблице 4 приведены некоторые проекты, требующие дополнительного инвестирования. Как видно из таблицы, данные проекты могут быть реализованы как одного города, так и страны в целом. Так, например, проект ликвидации загрязнения окружающей среды отходами нефтепереработки и рекультивации занятых ими площадей имеет важное значение не только для России, но и для всех стран-экспортеров нефти, так как экологические аспекты нефтедобычи все более актуальны. Проект комплексной информатизации систем городского хозяйства предполагает компьютеризацию ЖКХ, что приведет к эффективной и бесперебойной работе коммунальных служб. Проекты лизинга сельскохозяйственной техники и производства способствуют повышению продуктивности сельского хозяйства.

     

    Таблица 4 – Направления расходовании средств Инвестиционного фонда

    Направления расходования денежных средств

    Стоимость проекта,млн.руб

    Собственные средства

    Нехватка денежных средств

    млн.руб 

    % 

    млн.руб 

    % 

    1.Проект ликвидации загрязнени окружающей среды отходами нефтепроизводств

    1110 

    965 

    87 

    145 

    13 

    2.Проект комплексной инфоратизации систем городского хозяйства

    2,3 

    1,8

    78,3 

    0,5 

    21,7 

    3.Лизинг с/х техники

    6,4 

    4,2 

    65,6 

    2,2 

    34,4 

    4.Производство органического удобрения нового поколени

    1050 

    905 

    86,2 

    145 

    13,8 

    5.Проект «Дон»(строительство платного участка трассы) 

    198 

    146 

    73,7 

    52 

    26,3 

     

    Перенимая опыт зарубежных стран, данная сумма отчислений с долгосрочных и сберегательных депозитов может быть направлена в сельское хозяйство на возвратной основе. Так в современной банковской системы Италии определенная доля активов населения должна быть вложена в земельные, сельскохозяйственные и движимые облигации(их обязательная доля составляет 4,5%).

    Данная мера позволила бы значительному переливу капитала в «слабо» обеспеченные с точки зрения финансов отрасли, способствовало бы созданию инновационных технологий в рамках отдельной отрасли.

     

     

     

    Таблица 5 – Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 полугодии 2002 – 2007 гг.

     

    Года 

    В млн. долл. 

    В % к предыдущему 

    всего 

    прямые 

    порт

    фельные

    прочие 

    всего

    прямые

    порт

    фельные

    прочие

    2002 

    8368 

    1872 

    199 

    6297 

    125,2 

    74,6

    83,6 

    159,9 

    2003 

    12662 

    2533 

    38 

    10091 

    151,3 

    135,3 

    19,1 

    160,3 

    2004/

    2005 

    18983/

    16503 

    3427/

    4489 

    129/

    175 

    15427/

    11838 

    149,9/

    86,9 

    135,3/ 131,0 

    103,4/

    135,2 

    152,9/

    76,7 

    2006 

    23410 

    6445 

    499 

    16466 

    141,9 

    143,6 

    285,1 

    139,1 

    2007 

    60343 

    5837 

    1103 

    43403 

    257,8 

    245,7 

    221,0 

    263,6 

     

    Таблица 6 – Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 полугодии 2002 – 2007 гг.

     

    Отрасль 

    В млн. долл. 

    В % к предыдущему 

    2004 

    2005 

    2006 

    2007 

    2004 

    2005 

    2006 

    2007 

    Промышленность 

    10250 

    8026 

    11353 

    26295 

    54,0 

    48,6 

    48,5 

    43,6 

    Транспорт и связь 

    337 

    1677 

    3946 

    3550 

    18 

    10,2 

    16,9 

    5,9 

    Торговля и общественное питание

    6113 

    4917 

    5092 

    25973 

    32,2 

    29,8 

    21,8 

    43,0 

    Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 

    468 

    526 

    1387 

    1232 

    2,5 

    3,2 

    5,9 

    2,0 

    Прочие отрасли 

    891 

    204 

    3892 

    1222 

    4,6 

    1,2 

    1,6 

    2, 

     

    В 1 полугодии 2007 г. объемы инвестиций в транспорт и связь снизились по сравнению с 1 полугодием 2006 г. на 10,0%. На фоне роста вложений в прочие отрасли и существенного увеличения совокупных вложений, удельный вес транспорта и связи сократился в 3 раза до 5,9%.

    По итогам 1 полугодия 2007 г. в промышленности, наиболее привлекательными были обрабатывающие отрасли, куда было инвестировано 13,5 млрд.долл. (51,3% инвестиций, направленных в промышленность), что в 2,5 раза выше соответствующего показателя за 1 полугодие 2006 г. В добычу полезных ископаемых в 1 полугодии 2007 г. вложено 12,7 млрд.долл. (в 2,2 раза выше, чем в 1 полугодии 2006 г.). За рассматриваемый период в 2,3 раза (до 12,1 млрд.долл.) выросли инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, на 15,4% (до 725 млн.долл.) — инвестиции в химическое производство, в 5,1 раза — в металлургию (до 7,6 млрд.долл.) и в 2,8 раза — в пищевую промышленность (до 1,5 млрд.долл.). Таким образом, структура иностранных инвестиций в промышленность в 1 полугодии 2007 г. претерпела некоторые изменения.

    В 2007 г сохранилась тенденция увеличения доли прямых иностранных инвестиций в структуре вложений в промышленность, которая по итогам 1 полугодия составила 49,3% (1 полугодие 2006 г.. — 40,2%). Доля прочих и портфельных вложений в промышленность за рассматриваемый период текущего года оценивается в 48,3% и 2,4% (1 полугодие 2006 г. — 57,3% и 2,5%, соответственно).

    В промышленность поступила основная часть прямых вложений иностранных инвесторов в российскую экономику — 81,8% (1 полугодие 2006 г.- около 70%).

    В 1 полугодии  2007 г. отмечена  активизация иностранных инвесторов в РФ. По состоянию на 1 июля 2007 г. накопленные иностранные инвестиции в Россию, включая вложения из государств-участников СНГ, достигли 178,5 млрд.долл., что на 39,5% выше уровня достигнутого на 1 июля 2006 г. и на 24,9% превышает показатель на начало текущего года. За 1 полугодие 2007 г. иностранные инвестиции в российскую экономику выросли по отношению к соответствующему периоду предыдущего года в 2,6 раза и достигли 60,3 млрд.долл. (в 1 полугодии 2006 г. их рост оценивался в 41,9%).

    В 1 полугодии 2007 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, израсходовано 25,2 млрд.долл., что на 41,4% выше показателя за соответствующий период предыдущего года. Это составило 41,7% объема поступивших иностранных инвестиций (1 полугодие 2006 г. -76,1%).

    Как и в предыдущие годы, в структуре иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, прочие инвестиции устойчиво занимают лидирующее положение, в 1 полугодии 2007 г. на них пришлось 71,9% совокупного объема поступивших в РФ иностранных инвестиций. В течение последних лет сохраняется тенденция снижения в структуре иностранных инвестиций в российскую экономику удельного веса прямых вложений (в 2007 г. — до 17,0%, в 2006 г. — до 17,8%).

     

     

     

    072414 1419 6 Наличный денежный оборот и его организация

     

    Рисунок 3 – Динамика объема иностранных инвестиций в экономике России (без учета денежно-кредитного регулирования и банковского сектора)

     

    В отличие от 2005 – 2006 гг. по итогам 1 полугодия 2007 г.темпы роста прямых иностранных вложений отставали от аналогичных показателей прочих и совокупных иностранных вложений, что привело к снижению удельного веса прямых вложений с 27,5% — в 1 полугодии 2006 г. до 26,3% — в 1 полугодии 2007 г.

    Отраслевая структура привлеченных в российскую экономику иностранных инвестиций в 1 полугодии 2007 г. характеризуется динамичным ростом вложений в промышленность, а также   в   торговлю   и   общественное   питание.

    Темпы роста вложений   в данные отрасли выросли в 1 полугодии 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. в 2,3 раза и в 5,1 раза, соответственно

    .В 1 полугодии 2007 г. объемы инвестиций в транспорт и связь снизились по сравнению с 1 полугодием 2006 г. на 10,0%. На фоне роста вложений в прочие отрасли и существенного увеличения совокупных вложений, удельный вес транспорта и связи сократился в 3 раза до 5,9%.

     

     

    072414 1419 7 Наличный денежный оборот и его организация

     

    Рисунок 4 – Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2001 – 2007 гг.


    По итогам 1 полугодия 2007 г. в промышленности, наиболее привлекательными были обрабатывающие отрасли, куда было инвестировано13,5 млрд.долл. (51,3% инвестиций, направленных в промышленность), что в 2,5 раза выше соответствующего показателя за 1 полугодие 2006 г. В добычу полезных ископаемых в 1 полугодии 2007 г. вложено 12,7 млрд.долл. (в 2,2 раза выше, чем в 1 полугодии 2006 г.). За рассматриваемый период в 2,3 раза (до 12,1млрд.долл.) выросли инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, на 15,4% (до 725 млн.долл.) — инвестиции в химическое производство, в 5,1 раза — в металлургию (до 7,6 млрд.долл.) и в 2,8 раза — в пищевую промышленность (до 1,5 млрд.долл.). Таким образом, структура иностранных инвестиций в промышленность в 1 полугодии 2007 г. претерпела некоторые изменения.

    В 2007 г сохранилась тенденция увеличения доли прямых иностранных инвестиций в структуре вложений в промышленность, которая по итогам 1 полугодия составила 49,3% (1 полугодие 2006 г.. — 40,2%). Доля прочих и портфельных вложений в промышленность за рассматриваемый период текущего года оценивается в 48,3% и 2,4% (1полугодие 2006 г. — 57,3% и 2,5%, соответственно).

    Как видно, грамотная политика в области регулирования денежного обращения позволила бы решить многие проблемы современной России, в частности снижение темпов инфляции, увеличение ВВП, создание благоприятного инвестиционного климата внутри экономического хозяйства и многие другие.

     

     

     

    Список использованных источников

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 29.12.04// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  6. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.
  7. О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификате и Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации: ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 18 июля 1999 г.
  8. Указание ЦБР от 19 июля 2001 г. № 979-У «Об особенностях обращения инвестиционных монет червонец и «Соболь» и их учета кредитными организациями».
  9. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2003. № 7.
  10. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.
  11. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2005.
  12. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2006.
  13. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2001.
  14. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2003. № 11.
  15. Камаев В.Д.. Экономическая теория. М., 2005.
  16. Костюк В.Н.. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело, 2000. — №11. С.20 – 21.
  17. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: Инфра-М, 2005.
  18. Львов Ю. И. Банки и финансовый рынок. СПб., 1995.
  19. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2005.
  20. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова М., 2007.
  21. Общий нового Базельского соглашения о капитале // Бизнес и банки. 2001. № 164.
  22. Ольхова Р.Г. Общие проблемы формирования капитала // Банковские услуги. 1998/1999.
  23. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 2001. С. 49.
  24. Саркисянц А.. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Вопросы экономики. №9, 2000, С. 105– 106.
  25. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2004.
  26. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М., 1999.
  27. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. М., 2004
  28. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И Видяпина, Г.П. Журавлева. –М.: ИНФРА-М., 2007.
  29. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.14MB/0.00167 sec

WordPress: 23.72MB | MySQL:117 | 2,915sec