Объекты финансового менеджмента

<

070115 1336 1 Объекты финансового менеджмента1.ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Комплексы финансовых задач – совокупность финансовых показателей и процессов.
В этом разделе обратимся к объектам финансового менеджмента, или попытаемся ответить на вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В самом общем виде ответ на поставленный вопрос содержится в названий настоящего раздела. Это – комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели: показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия (объединения).
Учитывая, что все финансовые показатели – доходов и поступлений, расходов и отчислений, оценки эффективности – образуются в процессе денежных отношений предприятия со своими контрагентами внутри- и внепроизводственной среды, попытаемся определить сферы и контрагентов (субъектов) этих отношений.
Денежные отношения, составляющие систему финансовых отношений между:
— предприятиями и занятыми на них трудящимися;
— подразделениями внутри отрасли и предприятия;
— поставщиками и плательщиками;
— предприятиями и государством – федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными фондами;
— предприятиями и кредитной системой;
— предприятиями и биржами (фондовыми, валютными, товарными), страховыми организациями, имущественными фондами и прочими инструментами или звеньями финансово – кредитной системы;
— населением и государством, а также общественными организациями и инструментами финансовой инфраструктуры.
Все это отражает процесс концентрации денежных ресурсов в фонды (в том числе формирование капитала), их распределение, использование и оценка эффективности экономического и социального развития (в том числе капитала).
К объектам финансового менеджмента следует отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществление расходов.


Эффективность как главный объект финансового менеджмента.
Результирующие финансовые показатели особенно важны для финансового менеджмент, ибо представляют собой не только объект управления (постоянного финансового контроля), но и цель его, если имеют положительное значение и тенденции. Они называются показателями эффективности.
В это понятие эффективности, охватывающей и экономический, и социальный потребительский результат воспроизводства, следует включать по мимо растущей рентабельности еще два компонента – оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре, ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и перспективного потребительского рынка), а также сохранение и улучшение материально – экономической и интеллектуально – психологическую среду обитания человека в условиях прогресса производительных сил общества.
К наиболее общим и существенным компонентам эффективности относится рентабельность. Приведем несколько форм выражения рентабельности:
1. Экономическая рентабельность – применяется при общей оценки эффективности деятельности за отчетный период, планово аналитических расчетах.
(П бал х100%)/А, ( Ф. 1)
где П бал — Прибыль балансовая;
А — Активы по бухгалтерскому балансу.
2. Рентабельность производства – применяется при оценки эффективности вложений основного и оборотного капитала, как правило, в среднегодовом исчислений, ценообразовании, планово аналитических расчетах.
(П бал х100% )/ (ОФ+ОС), (Ф. 2)
где ОФ -Основные фонды;
ОС -Основные средства.
3. Рентабельность продукции – применяется при оценки эффективности текущих затрат, критерии оптимизации ассортимента продукции (услуг) и диверсификации видов деятельности, ценообразований, планово финансовом расчете, в том числе при планирований прибыли.
(П х 100%) / С/ст, (Ф. 3)
где П -прибыль;
С/ст -себестоимость.
4. Рентабельность трудовых затрат – применяется при оценки эффективности затрат труда, ценообразований, в аналитических расчетах. (П х 100%) / ФОТ, (Ф.4)
5. Рентабельность капиталовложений – применяется при оценке эффективности капитальных вложений, необходимая для определения сроков окупаемости капитальных затрат.
(П х 100%) / К/в, (Ф.5) где К/в -капиталовложения.

6. Народнохозяйственная рентабельность – при оценке эффективности вновь созданной стоимости в глобальном и локальном масштабах.
(НД или ВД)/(ОФ+ОС). (Ф.6)
Где, НД – национальный доход;
ВД – валовой доход.
7. Модификация и частные показатели рентабельности, например затраты на 1 руб. товарной продукции (ТП) –копеек — применяется при оценочных расчетах эффективности соответствующих вложений, ресурсов. Планово аналитических финансовых расчетов.
С/ст Тп / Объм ТП, (Ф. 7)
где, ТП – товарная продукция.

2. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Организационная модель финансовой инфраструктуры.

<

Субъектом финансового менеджмента является финансист-менеджер, курирующий финансовые отношения данного звена финансовой инфраструктуры.
Фундаментальным, базовым звеном финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента
выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. в международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличии от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.
Служба финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда и зарплаты, иногда – снабженческо-сбытовой (маркетинговый), юридический, аналитический (если такой отдел, бюро или участок выделяется организационно). В зависимости от масштаба предприятия и от решения финансового топ-менеджера, каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике и финансам, финансовая бухгалтерия имеет ту или иную организационно-функциональную структуру и охват несмотря на либерализацию экономики государство строго регламентировало организационно-правовые форма предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус, частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.

Профессиональная роль и облик финансового менеджера
Профессиональные обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать следующим образом:
— перманентный финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений, оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;
— планирование, анализ, решение;
— определение прав и обязанностей (участков финансовой работы) каждого сотрудника подведомственных служб;
— выбор системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности всех подразделений фирмы;
— подписание (визирование) всех документов финансовой службы;
— делегирование ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или внешним «подрядчиком» — исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты и бизнес-справки о финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление, например ценными бумагами, партнеров по совместной деятельности, посредническая, в том числе биржевая деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;
— выработка и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной, распределительной политике и т.д.
Перечень можно детализировать и расширить. Финансовому менеджеру и нижестоящим на иерархической лестнице финансистам прежде всего требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.
Кроме того, финансовый менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть искусством общения, проявляющимся в способности психологической совместимости с различными людьми, терпимости в деловых отношениях, обеспечивающих продуктивность работы службы финансового менеджера.
Приведем небольшой пример эффективного сотрудничества банка и предприятия, финансовый директор которого совместно с руководством банка разработали взаимовыгодную схему деловых контактов. Банк создал на территории завода свой расчетно-кассовый центр, ускоривши расчеты со всеми контрагентами на сутки и увеличивший операционный день до размеров полного рабочего дня, обеспечил расчетно-кассовое обслуживание, взял на себя прием наличных денег от юридических и физических лиц, открыв на заводе свою кассу. При этом кассир банка работает по графику завода, ни минуты не заставляя ждать клиентов. Кроме экономии времени и денежных средств, банк намерен предоставлять платежный кредит покупателям продукции завода и т.п. В итоге финансовый союз партнеров обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и стабильность – то, на что направлен финансовый менеджмент.

2.2. Информационная база финансового менеджмента.

Рассмотрим состав показателей информационной базы.
Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятий представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.
Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связанно с его отраслевыми особенностями, организационно – правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. По этому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.
К первой группе относится показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирование предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности.
К данной группе относится следующие показатели:
объем доходов государственного бюджета;
объем расходов государственного бюджета;
объем размера бюджетного дефицита;
объем эмиссии денег;
денежные доходы населения;
вклады населения в банк;
индекс инфляции;
учетная ставка ЦБ России;
Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.
Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.
Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.
К данной группе относятся следующие показатели:
индекс цен на продукцию;
ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;
объем произведенной (реализованной) продукции и др.
К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Система информативных показателей этой группы служит для принятий управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
К данной группе относятся следующие показатели:
виды основных котируемых фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;
цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;
сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;
депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;
официальные курсы отдельных валют;
курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т.д.Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.
К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производится анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия.Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности, что определяется соответствующим статусом финансовой отчетности и общими финансовыми показателями, рассчитанными на ее основе.Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.

3. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность и назначение финансового анализа

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово кредитной системой.
Финансовый анализ необходим для:
-выявление изменений показателей финансового состояния;
-выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
-оценки количественных и качественных показателей финансового состояния;
-оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
-определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:
-Менеджерам предприятия и в первую очередь финансовым менеджерам. Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.

-Собственникам, в том числе аукционерам. Им важно знать, какова будет отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.
-Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.
-Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.
Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники экономического процесса. Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская документация. В первую очередь это бухгалтерский баланс (Ф. №2) и приложение к балансу: Ф. №2 – «отчет о финансовых результатах и их использований», Ф. №5 — «Сведения о состояний имущества предприятия», Ф. №4 – «Отчет о движении денежных средств». Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих видов анализа:
Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и изменение его финансовых показателей за отчетный период;
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
Анализ финансовых результатов предприятия;
Анализ оборачиваемости оборотных активов;
Оценку потенциального банкротства.

3.1. Методы и инструментарий финансового анализа

Для проведения финансового анализа предприятия используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Следующий метод – группировки, когда показатели сгруппируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявление тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.
Метод цепных подстановок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.
В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или средне отраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормативных ограничений и критериев.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00105 sec

WordPress: 25.29MB | MySQL:119 | 1,450sec