ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

<

070714 1807 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

    Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    В целом распределительная функция финансов позволяет:

    1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующие субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

    2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

    3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

    Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

    Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей. Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

     

    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

    Финансовую систему следует рассматривать систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

    Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов; б) у населения; в) у государства и органов местного самоуправления.

    В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

    Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

    Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

    Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; государственный кредит; внебюджетные специальные фонды; фонды имущественного и личного страхования; финансы предприятии различных форм собственности

    Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

    Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

    Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

    Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

    Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

    Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

     

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

     

    Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

    В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

    Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

    а) заработной платы наемных работников;

    б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;

    в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

    Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

    Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

    Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

    В рамках финансового механизма выделяется два метода финансового воздействия на развитие предприятий со стороны государства: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Соотношение этих методов определяет стимулирующую роль финансов в экономическом и социальном развитии предприятий и всего общества.
    

    Финансовое обеспечение может осуществляться в формах бюджетного финансирования на безвозвратной основе и кредитования на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в экономике денежных средств. Ссуды банков, в отличие от бюджетных ассигнований, выдаются в соответствии с принципами обеспеченности, целевого характера, срочности, возвратности и платности.
    

    Различные формы финансового обеспечения могут применяться на практике одновременно. Развитие системы финансового обеспечения происходит не путем вытеснения одной формы другой, а путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. 
    

    Нахождение таких пропорций является одной из задач финансовой политики государства. Финансовый механизм представляет собой систему  действий финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
    

    Финансовый метод можно определить как способ  воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления достижением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
    

    Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции филиалов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. 
    

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, средняя плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставной капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса и т.п.
    

     

    4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

     

    Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

    Содержание финансовой политики охватывает:

  1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  2. создание адекватного финансового механизма;
  3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

    Задачи финансовой политики включают:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • создание эффективной системы управления финансами.

    Выделяют 3 основных типа финансовой политики:

  • классическая (принцип невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов – А. Смит, Д. Рикардо)
  • регулирующая (финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения – Дж. Кейнс)
  • планово-директивная (применяется в административно-командной экономике с целью обеспечения максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

     

    Деньги по своему происхождению - это товар. Они также обладают двумя свойствами товара: 
    

    потребительной стоимостью (в виде украшения - удовлетворяют эстетическую потребность, в виде молотка - потребность в забивании гвоздей);
    

    стоимостью, поскольку на добывание золота также затрачивается определенное количество общественно-необходимого труда.
    

    Деньги - это особенный товар:
    

    кроме потребительной стоимости (см. выше) они обладают всеобщей потребительной стоимостью, поскольку с помощью денег человек может удовлетворить любую потребность;
    

    стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке, тогда как стоимость обычного товара скрыта и 
    

    проявляется только в момент покупки-продажи, т.е. если товар покупается, то труд, затраченный на его производство, 
    

    признается обществом, становится общественно необходимым; следовательно, товар обладает стоимостью.
    

    Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью, то есть один и тот же товар для одного человека не может обладать одновременно и потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части:  
    

    -это деньги как товар и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а стоимость - на стороне 
    

    денег. Деньги становятся выразителем потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.
    

    деньги - это товар, особенность которого заключается в том, что: 
    

    -это стихийно (исторически) выделившийся за счет своих физических свойств товар;
    

    -это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;
    

    -это товар, объединяющий в себе две экономические категории: потребительную стоимость и стоимость ( в отличии от других товаров).
    

        Три основных свойства денег, раскрывающих их сущность.
    

    1) Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар;
    

    2) Деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется цена товара, что позволяет количественно  сравнивать разные по потребительной стоимости товары;
    

    3) Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре.
    

    Деньги выполняют следующие пять функций: -мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги
    

    ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК МЕРЫ СТОИМОСТИ
    

    Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно-необходимый труд, затраченный на их производство. 
    

    Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц. Так английский фунт стерлингов действительно весил фунт серебра.
    

    ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК СРЕДСТВА ОБРАЩЕНИЯ
    

    При прямом товарообмене (Т-Т) (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и пространстве и разрыва между ними не было. 
    

    Товарное обращение (Т-Д-Т) включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги. 
    

    К особенностям денег как средство обращения следует отнести прежде всего реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные.
    

    ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ
    

    Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства и у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. 
    

    ФУНКЦИИ ДЕНЕГ КАК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА
    

    Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, несвязанную со встречным движением товаров, схему движения(Т-ДО-Т)товар - срочное долговое обязательство - деньги
    

    ФУНКЦИЯ МИРОВЫХ ДЕНЕГ
    

    В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация  общественного богатства.
    							

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. СУЩНОСТЬ ПОЛНОЦЕННЫХ И НЕПОЛНОЦЕННЫХ ДЕНЕГ

     

    Полноценные деньги Термин, распространенный в условиях свободного размена банкнот на золото, золотого обеспечения денег

    Деньги называются полноценными, когда товар, из которого они сделаны, имеет одну и ту же ценность как при употреблении его в качестве денег, так и при всяком другом употреблении. Полноценные деньги в своей ценности независимы ни от какого другого вида богатства, а кредитные деньги являются такими деньгами, ценность которых частью или целиком зависит от уверенности, что владелец этих денег сможет или обменять их на другие блага, например на полноценные деньги в банке, правительственном учреждении, или во всяком случае уплатить ими долги или купить на них товары. Главным видом полноценных денег является золотая монета, кредитных денег — банкнота. Качества полноценных денег, делающие их обменоспособными, многочисленны. Из них наиболее важными являются портативность, прочность и делимость. Главными качествами кредитных денег, делающими их обменоспособными, служат их разменность на полноценные деньги или сообщенный им характер законного платежного средства.

    Неполноценными деньгами называются такие деньги, номинальная стоимость которых превышает их реальную (товарную) стоимость.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕПОЗИТНЫХ ДЕНЕГ

     

    Возникновение депозитных денег исторически связано с развитием банковской системы и осуществлением банковских операций по учету векселей и представляют собой числовые записи определенной денежной суммы на счетах клиентов в банке.

    Безналичные деньги также называют депозитными, или кредитными деньгами безналичного расчета. Они обслуживают оптовый товарооборот и платежно-расчетные операции между предприятиями, корпорациями и банками. Поскольку оптовый товарооборот в 3-3,5 раза превышает розничный, то депозитные деньги доминируют в общей денежной массе в обращении.

    Депозитные деньги как высшая форма кредитных денег наиболее полно и эффективно выполняют функции денежного капитала и постепенно вытесняют из денежной системы натуральные деньги в форме золота.

    Сегодня ряд финансовых институтов имеет право выпускать неразменные деньг в форме открытия транзакционных (текущих, чековых, карточных) счетов, которые получили название депозитных денег.

    Банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы в большинстве развитых стране предоставляют клиентам возможность открывать текущие счета. Все эти депозитные учреждения являются частными

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    <

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПЛАСТИКОВЫХ ДЕНЕГ

     

    С развитием во второй половине ХХ в. платежных систем, позволяющих осуществлять розничные платежи в электронной форме, появляется новый платежный инструмент – пластиковая карта.

    Пластиковая карта – это именной денежный документ, выпущенный банком или иной специализированной организацией, удостоверяющей наличие в соответствующем учреждении счета владельца пластиковой карты и дающие право на приобретение товаров и услуг по безналичному расчету.

    Три основные функции пластиковой карты:

    1) является инструментом безналичных расчетов, значительно сокращая объем наличных денег в обороте;

    2) выступает средством платежа при приобретении товаров и погашении долгов во взаиморасчетах между юридическими и физическими лицами;

    3) служит инструментом получения денег с расчетного счета практически в любое время.

     

     

    9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОНЛАЙНОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

     

    Системы онлайновых платежей представляют собой новые электронные платежные системы, позволяющие напрямую в режиме реального времени осуществлять платежи со счета плательщица и зачислять денежные средства на счет получателя. Системы онлайновых платежей могут использоваться для проведения платежей как в рамках традиционной, так и в рамках электронной экономики. В настоящее время одними из наиболее развитых направлений развития онлайновых платежей являются системы онлайнового банкинга.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

     

     

    Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

    Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

    Важнейшими элементами денежной системы являются:

    Национальная денежная единица – это установленный, в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1доллар США равен 100 центам, 1 индонезийская рупия – 100 сена и т.д.);

    Масштаб цен – утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото.

    Система эмиссии денег – учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

    Формы денег – овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

    Валютный паритет – соотношение с другими валютами;

    Институты денежной системы – государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

    В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.

    Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяются следующие типы денежных систем:

    система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки и монеты);
    система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения, и поэтому кредитные и бумажные деньги нельзя обменять на золото.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

     

    Денежная система страны – это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформления законодательно.

    Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

    Типы денежных систем определяются прежде всего в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной и виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные – неполноценными.

    На базе данного принципа можно дать такую классификацию:

    –товарные;

    – металлические (монометаллические и биметаллические);

    – фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные).

    Существуют и смешанные и переходные разновидности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА

     

    В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой для внутренних и международных перечислений используются следующие формы безналичных расчетов: банковский перевод, расчет чеками, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитивам.

    Трансферт является первой и наиболее распространенной формой безналичных расчетов. Основе ее составляют операции по перечислению безналичных средств, т.е.е их движение по банковским счетам, которые служат основой и составной частью всех остальных форм расчетов.

    Банковские переводы следует разделять на кредитовые и дебетовые переводы (трансферты).

    Банковский перевод –это форма расчетов, выполняемая посредством расчетного документа, который один банк направляет другому по просьбе и за счет перевододателя в пользу получателя.

    В РФ принята специальная форма расчетного документа – платежное поручение, т.е.е письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы денег с его счета на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом учреждении банка.

    Чеки. Чек представляет собой денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Чеки используются физическими и юридическими лицами для взаимных расчетов.

    В современных развитых странах чеки играют важную роль, особенно в тех из них, в которых в силу платежных традиций широкое развитие получили филиальные сети кредитных учреждений. К таким странам относятся США, Канада, Великобритания и др. В США чеки опосредуют около 70% всего объема безналичных платежей и составляют около 11% их стоимости.

    В настоящее время чеки обрабатываются в специальных клиринговых центрах, где имеются счета практически всех банков.

    Чеки обладают двумя основными преимуществами перед наличными деньгами. Во-первых, чеки можно выписывать на любую сумму (т. е. сумму в пределах остатка на банковском счете или кредитного лимита). Во-вторых, чеки удобны в обращении, а при потере их можно восстановить. Кроме того, в отличие от пластиковых карт или электронных денег для обслуживания чеков не требуется использовать электронную идентификационную сеть, включающую систему авторизационных центров, банкоматов, электронных терминалов и т. Д.

    Чеки можно подразделить на: именные (выписанные на определенное лицо без права передачи другому), ордерные (составленные на определенное лицо, но с правом передачи другому лицу по индоссаменту) и предъявительские. (выписанные без указателя получателя, а обозначенная в них сумма должна быть выплачена предъявителю чека)

    Несмотря на отмеченные достоинства, чековому обращению свойствен ряд недостатков. В частности, повсеместное использование чеков в качестве средства обращения и платежа создало большие сложности в их обработке (проверка подлинности чеков, подписей на них и т. д.). Кроме того, увеличение объема операций, связанных с инкассацией чеков, требует значительного числа квалифицированных банковских служащих, что удорожает процедуру обработки чеков.

    Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению его клиента (плательщика по контракту), произвести платежи в пользу поставщика (получателя средств) по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или же предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

    Виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

    1. Безотзывный, неподтвержденный документарный аккредитив.

    Безотзывный аккредитив дает Продавцу высокую степень уверенности, что его поставки или услуги будут оплачены, как только он выполнит условия аккредитива. В случае соблюдения всех его условий безотзывный аккредитив представляет твердое обязательство платежа банка-эмитента.
    При безотзывном, неподтвержденном аккредитиве авизующий банк (банк, обслуживающий Продавца) лишь уведомляет Продавца об открытии аккредитива. В этом случае он не принимает никакого собственного платежного обязательства, и поэтому Продавцу приходится полагаться только на банк-эмитент за границей.

    Таким образом, безотзывный, неподтвержденный аккредитив целесообразно использовать лишь в том случае, когда политический и экономический риски в стране Покупателя незначительны.
    2. Безотзывный, подтвержденный документарный аккредитив.

    Если авизующий банк (или какой-либо третий банк) подтверждает Продавцу аккредитив, то тем самым он обязуется произвести платеж по документам, соответствующим аккредитиву.
    В этом случае Продавец наряду с обязательством банка, открывшего аккредитив, имеет юридически равноценное и самостоятельное обязательство подтверждающего банка произвести платеж, в связи с чем степень обеспечения для Продавца существенно повышается.
    3. Резервный аккредитив (Standby Letter of Credit)

    Резервные аккредитивы являются инструментом, сходным с гарантиями, которые в силу своего характера подчиняются унифицированным правилам для документарных аккредитивов.
    Если Покупатель не выполняет своих платежных обязательств, то Продавец может побудить банк выполнить их, представив вместе с копиями неоплаченных счетов и отгрузочных документов, соответствующих аккредитиву, заявление о том, что Покупатель не выполнил своих обязательств.
    Резервные аккредитивы применяются прежде всего в США и заменяют принятые в Европе гарантии, которые в соответствии с юрисдикцией большинства федеральных штатов США не могут быть выданы банками.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

     

    Инфляция –– это социально-экономическое явление, которое порождается диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, оно до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция это наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует прежде всего уточнения как социально-экономическое понятие.

    Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен.

    Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как: нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы; явный или скрытый рост цен; натурализация процессов обмена (бартерные сделки); снижение жизненного уровня населения.

    В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:

    1. В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т. п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

    2. В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).

    3. В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.

    4. В зависимости от темпов роста цен: до 10 % в год— различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200 % в год — отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200 % — гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану — свыше 50 % в месяц).

    Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается — умеренная, галопирующая или гиперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства.

    Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В тоже время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000 %) темпам роста цен. Примером могут служить некоторые страны Латинской Америки в 70– 90-е годы и Россия 90-х годов.

    5. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

    6. В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором — реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

    7. В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

    8. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

    9. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».

    Таким образом, инфляция — это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведение предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение — произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ

     

    Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.

    Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

    1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составило 4658 раз.

    Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.

    Немонетарные причины: Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса). Малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП). Инфляционные ожидания населения.

    Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.

    Монетарная природа российской инфляции: 1. Дефицит госбюджета. 2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары. (Сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)

    3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.

    4. Особенность российской инфляции — временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен — с другой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТА

     

    Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

    Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

    Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.

    К бюджетам территорий относятся: бюджеты крупных регионов — штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления — городов, графств, районов и т. д.

    Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.

    Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.

    Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.

    Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.

    Приходная и расходная части содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета.

    Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

    Бюджет — сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ¾ государственный бюджет ¾ это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

    как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

    Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт.

    Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

    Можно выделить следующие принципы построения бюджетной системы страны: единства бюджетной системы; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

    Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

    Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей.

    Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

    Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

    Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

     

     

     

    16. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

     

    Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование — перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

    Бюджетное регулирование – это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

    Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а школы – будут содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость будет зачисляться в доход федерального бюджета, налог на недвижимость – в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, налог на рекламу – в доход местных бюджетов.

    Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности (ст. 18 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»). Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

    1. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

    2. перераспределение самих бюджетных источников;

    3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

    4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

    Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

    Закрепленные доходы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.

    Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48,63 БК РФ).

    Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки ( ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

    Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 5 БК РФ).

    Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

    В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

    Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

    Трансферт — наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт , под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

     

    17. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

     

    Кредитная система с точки зрения институциональной, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

    Современная кредитная система западных стран сформировалась под влиянием концентрации и централизации банковского капитала, приведшая к возникновению банков-гигантов; специализация кредитно-финансовых учреждений и усложнение функциональной структуры кредитной системы, слияние или сращивание банковских и промышленных монополий и образование финансового капитала; интеррационализация банковского дела, появление транснациональных банков и финансовых групп.

    В современной кредитной системе выделяются 3 основных звена: Центральный банк, который выделился из коммерческих банков еще в 18-19 в. на ранних стадиях капитализма. Центральному банку государство представило исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Англии, Японии, Канады, Нидерландов). Некоторые Центральные Банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности ( Федеральная Резервная Система США).

    Функции Центральных банков:

    -эмиссии банкнот;

    -охранение государственных золото-валютных резервов;

    -хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

    -денежно-кредитное регулирование экономики;

    -кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

    -проведение расчетов и переводных операций;

    -контроль за деятельностью кредитных учреждений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    18. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ

     

    Назову основные этапы процесса кредитования: 1) разработка кредитного меморандума, 2) предоставление кредитной заявки и пакета документов от заемщика, 3) оценка кредитоспособности заемщика, 4) выбор метода кредитования и составление кредитного договора, 5) кредитный мониторинг.

    1. Формирование портфеля кредитных заявок. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде, предполагаемом обеспечении. Банк на основе поступившей информации осуществляет предварительный отбор наиболее привлекательных предложений и создает на их основе информационный портфель кредитных заявок для последующей работы. Именно на этом этапе кредитный работник должен подготовиться к проведению переговоров и получить по возможности полную информацию о потенциальном заемщике. Кредитный работник при необходимости может справиться о финансовом положении заемщика в обслуживающем его банке. Перед проведением переговоров кредитный работник заранее изучает финансовые и справочные документы клиента. Имеются в виду карточки с образцами подписей, заверенные в установленном порядке; баланс на последнюю отчетную дату; декларация о доходах и расходах (для частных лиц и кооперативов); технико-экономическое обоснование кредита, в котором указывается краткий перечень видов деятельности предприятия и размер уплачиваемого налога; цель, на которую испрашивается кредит; перечень статей расхода, производимых за счет полученного кредита; предполагаемый объем выпуска продукции или оказываемых услуг в денежном, а при необходимости и в натуральном выражении с указанием расценок за единицу продукции или услуг; планируемый рынок сбыта продукции; гарантийные письма.

    2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком. По данным американских аналитиков, 35 — 40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.

    Заявка поступает к кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком — непосредственно с руководителем предприятия или его представителем. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава предприятия, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

    В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы предприятия; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 — 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.

    · Сведения о клиенте и его компании:.

    · Вопросы по поводу просьбы о кредите:

    · Вопросы, связанные с погашением кредита:

    ·Вопросы по поводу обеспечения займа:  

    · Вопросы о связях клиента с другими банками:

    При получении заявки на кредит банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика — руководителя фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах: порядочность и честность; профессиональные способности; возраст и состояние здоровья; наличие преемника (на случай заболевания и смерти); материальная обеспеченность.

    . Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, то он должен провести углубленное и тщательное обследование финансового положения предприятия — заемщика. Это один из самых важных этапов процесса кредитования, поскольку он позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и эффективность их использования.

    4. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления — структурирование ссуды. В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального заемщика коммерческий банк принимает решение о возможности выдачи ссуды и, ориентируясь на класс кредитоспособности, разрабатывает условия кредитного договора. Этот этап еще называется структурированием ссуды. В процессе структурирования работник банка, занимающийся данным кредитом, определяет позицию банка в отношении основных параметров ссуды: вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия.

    Форма кредита определяется в зависимости от категории заемщика и особенностей кредитуемого мероприятия. Например, при финансировании сколько-нибудь долгосрочного мероприятия и при особо доверительном отношении к заемщику банк может открыть ему кредитную линию.

    В конечном итоге, срок сделки займа-кредитования определяет временные границы пользования ссуженными средствами и расчетов по погашению и оплате ссуды.

    Процентная ставка по кредиту определяется обеими сторонами самостоятельно и зависит от стоимости кредитных ресурсов, характера ссуды и степени риска, связанного с ней. Обычно ставки ранжируются в зависимости от рассчитанного класса кредитоспособности заемщика.

    Порядок погашения кредита определяется банком по согласованию с клиентом в зависимости от величины и регулярности получения прибыли, обычно поквартально. Для этого разрабатывается график погашения ссуды.

    Банк должен определить конечный срок погашения кредита с занесением точной даты возврата средств в договор и предусмотреть условия продления сроков возврата средств (пролонгацию) в случае их несвоевременного поступления.

    При выборе обеспечения банк должен руководствоваться основными положениями. Но в любом случае вопрос обеспечения должен решаться уже после того, как кредитная сделка сочтена приемлемой для банка.

    5. Заключение кредитного договора и оформление кредитного дела заемщика. Приняв положительное решение о выдаче кредита и произведя структурирование ссуды, банк проводит переговоры с клиентом и разрабатывает компромиссный вариант договора, устраивающий обе стороны. При этом банк должен учитывать степень финансовой стесненности заемщика, наличие у него альтернативных источников кредита со стороны конкурирующих кредитных учреждений. Если поле маневра клиента ограничено, банк может настаивать на более жестких условиях в отношении сроков погашения, обеспечения, стоимости кредита и т.п.

    6. Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный маркетинг). Это также очень важный этап процесса кредитования, поскольку его конечная цель — обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процентов по ссуде. На этом этапе банк контролирует регулярность поступления процентов за пользование кредитом, проводит плановые и внеплановые проверки на местах с составлением акта проверки. В ходе таких проверок контролируется соответствие расходования ссуды ее целевому назначению, предусмотренному в кредитном договоре. Кроме того, банк проверяет накладные, договоры на куплю-продажу товарно-материальных ценностей, изучает выписки из банка заемщика и баланс на последнюю отчетную дату. Далее кредитный работник банка знакомит заемщика с актом или справкой о проведенной проверке.

    Если банк обнаружил неблагополучную ссуду, чреватую неплатежом, он должен действовать незамедлительно. Наилучший выход — обсуждение дел с заемщиком и разработка программы преодоления кризисной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Судебное преследование заемщика может иметь отрицательное действие, если последний докажет, что действия банка нанесли ему ущерб и довели до банкротства.

    Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компании и т.д. Банки также (хотя пока и редко) могут использовать более прогрессивные методы контроля над состоянием дел заемщика в виде совместной с ним деятельности или даже долевого участия в акционерном обществе.

    7. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела. Это завершающая стадия кредитных взаимоотношений банка с заемщиком. Как правило, за 2 — 4 недели до наступления срока погашения ссуды кредитный работник связывается с заемщиком и уточняет перспективы погашения кредита. Если клиент просит о пролонгации, то он обязан в пятидневный срок направить в банк официальное письмо с подробным изложением причин непогашения ссуды в срок. При положительном решении вопроса о пролонгации ссуды составляется дополнительное соглашение к кредитному договору. В этом документе указываются новые сроки возврата ссуды и процентная ставка (в случае изменения). При наступлении срока возврата ссуды кредитный работник проверяет по бухгалтерским документам факт возврата ее и правильность перечисленных процентов. При необходимости ликвидация задолженности производится выставлением инкассового поручения на бесспорное списание средств с причитающимися процентами.

    При возникновении просроченной задолженности действует следующий порядок:

    — в случае перевода кредита на счет просроченных ссуд кредитный работник составляет докладную записку с указанием причин и перспектив погашения задолженности;

    — в недельный срок должнику направляется претензионное письмо о возврате ссуды, которое передается руководству данного предприятия или направляется заказным письмом на юридический адрес предприятия. По истечении 2-месячного срока при невозврате ссуды по действующему законодательству дело передается в арбитраж или в суд.

    После полного погашения ссуды и соответствующих процентов кредитное дело закрывается.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    19. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

     

     

    Основными причинами развития банковской системы являются:

    – степень зрелости товарно-денежных отношений;

    – общественно-экономическая ситуация в стране, характер решаемых задач и их целевая направленность;

    – законодательное обеспечение действующей практики;

    – степень развития национальных рынков, международной торговли.

    Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал, то и содержание, и масштабы последней зависят от степени развития товарно-денежных отношений в стране, уровня торговли, темпов развития промышленного производства.

    Среди политических факторов, влияющих на состояние и развитие банков, наибольшее значение имеют политическая стабильность и ясность стратегии развития государства

     

     

    20. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     

    Исходя из долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

    Основными задачами в 2003– 2004 году были закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институционально инфраструктуры рыночной экономики.

    В соответствии с Основными направлениями на ближайшие годы социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективы конечной целью денежно-кредитной политики в ближайшее десятилетие является снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений – сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

    В 1999 – 2002 году промежуточной целью была в установлении диапазона прироста денежной массы по агрегату М, который рассчитался с учетом необходимого в данных экономических условиях соотношения между динамикой ВВП и денежным предложением. Но по мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и динамикой инфляции, рассчитанной по индексу потребительских цен, существенно снизилась.

    Операционной целью ЦБ РФ является контроль денежной базы.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00197 sec

WordPress: 22.06MB | MySQL:117 | 2,519sec