ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ, ВИДЫ РАСЧЕТОВ

<

071714 2020 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ, ВИДЫ РАСЧЕТОВВ процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предпринимательская фирма постоянно сталкивается с необходимостью производить денежные расчеты как внутри самой фирмы, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам фирмы, дивидендов акционерам и т.п.

Внешние расчеты фирмы обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, получения и возврата кредита.

Все расчеты, осуществляемые фирмой, можно разделить на две группы:

платежи по товарным операциям — операциям, связанным с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками);

расчеты по нетоварным операциям — операциям, не обусловленным движением товара и связанным лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).

В целом все расчеты предпринимательской фирмы составляют ее денежный оборот, который по своей структуре подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличие денежный оборот включает платежи, производимые наличными деньгами.

Основной же частью денежного оборота фирмы является безналичный оборот, Представляющий собой совокупность платежей, совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств, зачета взаимных требований.

Система расчетов предприятий и организаций включает следующие основные элементы: наличные расчеты, порядок ведения кассовых операций; безналичные расчеты и принципы их организации; порядок открытия фирмами счетов в банках для осуществления расчетов; заключение договора банковского счета между банком и клиентом; формы безналичных расчетов.

Налично-денежная форма расчетов на территории России регламентируется Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998г. № 14-П (в ред. Указаний ЦБ от 22 января 1999 г. № 488-У, от 31 октября 2002 № 1201-У), а также письмом ЦБ РФ «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 4 октября 1993 г. №18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247).

Для приема, хранения и расходования наличных денег предпринимательская фирма имеет кассу. Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами фирм, называются кассовыми операциями. Для ведения кассовых операций в штате фирмы предусматривается должность кассира. После того как издан приказ о назначении кассира на работу, его под расписку знакомят с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» и заключают договор о полной материальной ответственности за вверяемые ценности. В обязанности кассира входят: прием и выдача наличных средств из кассы фирмы, ведение кассовой книги и составление отчета по итогам операций за день, получение средств с расчетного счета фирмы и сдача в банк денежной наличности сверх установленного лимита.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться по письменному распоряжению руководителя фирмы главным бухгалтером или другим работником при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Для учета движения наличных денег в кассе фирма должна вести кассовую книгу по установленной форме. Каждая фирма ведет только одну кассовую книгу. Листы каждой новой кассовой книги должны быть пронумерованы, кассовая книга должна быть прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. На последней странице кассовой книги, как правило, делается следующая надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано ……. страниц», которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера фирмы.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистка и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера фирмы или лица, его заменяющего.

 

В кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по: произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и др.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков в оформлении кассовых операций и работе с, денежной наличностью.

Подавляющее большинство расчетов между фирмами осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предпринимательские фирмы хранят денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам фирмы. По оценкам специалистов, осуществление безналичных расчетов занимает не менее всего операционного времени банковского персонала. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, так как в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.

Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов в РФ и единый документооборот в коммерческих банках, являются: Гражданский кодекс РФ (часть вторая), гл. 45 «Банковский счет», Гл. 46 «Расчеты»; Федеральный закон РФ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П.

В соответствии с действующим законодательством расчеты между предприятиями осуществляют банки и небанковские кредитные организации. Поскольку получателя и плательщика обслуживают в большинстве случаев разные банки, то имеет значение характер взаимоотношений между банками. Организация расчетов в этом случае возложена на расчетно-кассовые центры (РКЦ), созданные ЦБ РФ по территориальному принципу. На рис. 1 приведена. схема организации безналичных расчетов с использованием РКЦ.

Все безналичные расчеты, осуществляемые фирмами, можно разделить на две группы: расчеты по обязательствам предприятия перед бюджетом, внебюджетными фондами и другие подобные платежи; расчеты по товарным операциям и хозяйственным договорам.

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды производятся, как правило, посредством платежных поручений.

Расчеты же по товарным операциям и хозяйственным договорам достаточно разнообразны и их можно классифицировать по различным признакам.

1. Относительно факта свершения сделки (отгрузки продукции, товаров и т.п.: предварительная или авансовая оплата продукции; оплата по факту свершения сделки.

2. С точки зрения условий оплаты сделки: акцептная форма расчетов; безакцептная форма расчетов; аккредитивная форма расчетов; плановые платежи; зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).

В настоящее время безакцептное (без согласия предприятия) списание средств с расчетного счета плательщика производится в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях: штрафные санкции к предприятию со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов; штрафные санкции к предприятию по решению суда; оплата железнодорожных тарифов, электроэнергии, водоснабжения и т.п., оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание.

При расчетах между предприятиями и организациями по хозяйственным договорам безакцептная форма расчетов в настоящее время не применяется.

3. По используемым платежным средствам: без использования платежных средств (расчет платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями); чековая форма расчетов; вексельная форма расчетов.

4. По источникам средств, привлекаемым для финансирования сделки: за счет собственных средств предприятия; за счет кредитов и других заемных средств; за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

В зависимости от вида расчетов плательщик и получатель выбирают одну из существующих форм безналичных расчетов. Формы расчетов — урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В документооборот входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

В соответствии с действующим Положением о безналичных расчетах в РФ в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо.

Кроме этого, в современной практике безналичных расчетов в РФ существенное место занимает вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой.

Формы расчетов между поставщиком и плательщиком определяются договором, соглашением или иной договоренностью. Плательщик несет ответственность за своевременную оплату поставленной продукции. В договоре между поставщиком и покупателем определяются санкции за просрочку оплаты.

Безналичные расчеты осуществляются на основании предъявляемых обслуживающему банку расчетных документов. Расчетные документы (кроме чека) выписываются в нескольких экземплярах (как правило, в четырех), с тем чтобы удовлетворить всех участников расчетов.

 

Фирма по действующему законодательству РФ имеет право на открытие одного или нескольких счетов как в одном банке, так и в нескольких. Ниже перечислены счета, которые фирма открывает в банках для проведения безналичных расчетов.

1. Расчетные счета предназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению фирмы и зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия. Расчетные счета используются фирмами для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненных к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.

Расчетные счета открывают:

юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, независимо от их формы собственности, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

министерствам, ведомствам и другим органам управления — для осуществления операций по созданию централизованных фондов и зачислению средств на содержание аппарата управления.

 

071714 2020 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ, ВИДЫ РАСЧЕТОВ

Рис. 1. Счета, открываемые фирмами в банках для осуществления хозяйственной деятельности

 

 

Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность: выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, если эти операции не противоречат действующему законодательству.

Количество расчетных счетов, открываемых предприятию различными банками, законодательно не ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый «счет недоимщика»), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия во все другие банки.

Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению предприятия.

2. Текущие счета открываются тем предприятиям и организациям, которым не может быть открыт расчетный счет: некоммерческим организациям; обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам); состоящим на бюджете учреждениям и организациям, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

<

Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой. Как правило, с текущего счета выдаются наличные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью филиала.

Режим текущего счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.

Текущие счета открываются также общественным организациям, благотворительным фондам и другим организациям, не связанным с предпринимательской деятельностью.

3. Специальные счета применяются для хранения средств строго целевого назначения.

4. Валютные счета предназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты — отдельный счет.

В соответствии с валютным законодательством фирме открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета фирма в обязательном порядке продает на внутреннем рынке до 50% валютной выручки по курсу ЦБ РФ, остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предпринимательской фирмы.

Для открытия валютного счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета; но если валютный счет открывается в том же банке, где у фирмы открыт расчетный счет, достаточно одного заявления на открытие валютного счета.

5. Бюджетный счет обычно имеют фирмы и организации, получающие средства из бюджета и при условии, что эти средства имеют строго целевое назначение.

6. Депозитный счет открывается фирмам, делающим в банке вклад временно свободных денежных средств на определенный срок под определенный процент. Формирование средств на депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных, текущих счетов.

7. Временный расчетный счет открывается фирмой для проведения операций по зачислению первоначальных взносов учредителей фирмы в уставный фонд и лиц, участвующих в подписке на акции.

Каждая фирма, состоящая на учете в налоговом органе, обязана в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сведения о расчетных (текущих счетах), а также валютных, ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных организациях, действующих на территории РФ.

Предпринимательские фирмы вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего.

Набор счетов определяется самой фирмой в зависимости от решаемых ею задач. Порядок открытия счетов не имеет принципиального различия и сводится к представлению в выбранный фирмой банк Следующего набора документов: заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером фирмы. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера заявление может быть подписано руководителем фирмы; нотариально заверенные, копии учредительных документов; свидетельство о государственной регистрации фирмы; документ, подтверждающий постановку на учет в органах государственной налоговой службы РФ; справка о постановке на учет в органах государственной статистики; нотариально заверенная карточка с образцами подписей руководителей фирмы и оттиском печати, утвержденная нотариально или в утвержденном порядке.

 

Карточка с образцами подписей предоставляется в учреждение банка в двух экземплярах. Право первой подписи принадлежит руководителю фирмы, которой открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи — главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру фирмы и другим лицам, имеющим право второй подписи.

При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных подписывать документы руководителем или главным бухгалтером фирмы, новая карточка не составляется, а представляется дополнительная карточка с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером фирмы, скрепляется оттиском печати и дополнительного заверения не требует.

Открытие банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляется на основе заключения банком и клиентом договора банковского счета. В нем определяются условия расчетного обслуживания фирмы банком: перечень услуг, оказываемых банком фирме-клиенту; взаимная ответственность сторон; размер комиссионного вознаграждения, который определяется в каждом конкретном случае исходя из себестоимости совершаемых операций и обеспечения необходимого уровня рентабельности.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться ими. Банк не может определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

При заключении договора банковского счета предприятию открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк не может отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ либо вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание, либо допускается законом или иными правовыми актами.

В заключаемом договоре стороны вправе предусмотреть любую из установленных банковскими правилами и законодательством РФ форм безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, чеками и т.д. Платежи производятся по поручению плательщика или с его согласия (акцепта).

Списание средств со счетов фирм в безакцептном порядке, т.е. без их согласия, производится: по исполнительным и приравненным к ним документам; по распоряжениям взыскателей в случаях бесспорного списания средств.

Банк принимает к исполнению поручение фирмы-клиента на перечисление сумм при наличии необходимых средств на счете. Платежи производятся за счет собственных средств фирмы, а в отдельных случаях — за счет кредита обслуживающего банка. Платежные поручения по уплате налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды исполняются в первоочередном порядке. Остальные поручения осуществляются в порядке их поступления. Банку запрещается задерживать исполнение поручений фирмы и использовать неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов.

Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о предприятии. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим предприятиям и их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, предприятие, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Ограничение прав предприятия на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Каждая предпринимательская фирма должна знать состояние своего расчетного счета и операции, совершаемые на нем банком. В этих целях банк должен направлять фирме выписки из ее расчетного счета, в которых отражаются ежедневные операции по приходу и расходу средств.

 

По решению правоохранительных органов — суда, арбитражного суда, налоговой полиции, прокуратуры и государственной налоговой инспекции — счет фирмы может быть арестован, а операции по нему приостановлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

 

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем, текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению» считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а, с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Таковы макроэкономические деформации, накапливающиеся и в переходной российской экономике, где величина долга на январь 1998 г. достигла 124 млрд долл., в том числе внешний долг составлял 103 млрд долл. Вместе с процентами внутренний и внешний долг России достигал 140 млрд долл. Из этой общей суммы Россия обязана возвратить долг Лондонскому клубу 32,3 млрд долл. и 42 млрд долл. Парижскому клубу. Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (103 млрд долл.), но и продолжает увеличиваться. Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства и налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства.

С появлением долга появляется обязанность его управлением. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования — выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

 Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

 Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

 Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

 Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств: задолженности владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей); задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей); задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей); внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США); вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).

На 01.01.2002 внешний долг составлял 130,9 млрд. долл.. (по данным МинФина РФ) и 150,9 млрд. долл. по данным Банка России.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

За годы реформ налоговые доходы государства резко уменьшились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия уже лет десять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. Около половины доходов приходится на пятую часть россиян, которая не платит налогов с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для выполнения государством социальных обязательств.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задача 1

 

Предприятие имеет следующие показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 1 кв. 2003 г.:

 

Наименование показателя, тыс. руб. 

тыс. руб. 

1. Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов) 

44

2. Себестоимость продукции 

33

3. Прибыль от реализации имущества

3 

4. Доходы от посреднической деятельности 

5

5. Пени, штрафы полученные 

2 

6. Пени, штрафы уплаченные 

1

7. Доход от долевого участия в деятельности другого предприятия на территории РФ

5

8. Прибыль прошлого года, выявленная в отчетном году

1

 

Определить:

  1. Прибыль от реализации продукции.
  2. Балансовую прибыль.
  3. Налогооблагаемую прибыль.
  4. Налог на прибыль и распределить по бюджетам.
  5. Налог на доход от долевого участия.

     

    РЕШЕНИЕ

    1. Прибыль от реализации продукции (Пр.п.), которая исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и себестоимостью продукции.

    Пр.п. = Вр.п. – С

    без НДС и акцизов

    Рассчитываем прибыль от реализации продукции:

    Пр.п. = 44 – 33 = 11 тыс. руб.

    2. Балансовая прибыль Пб включает прибыль от реализации продукции (Пр.п.), прибыль от реализации имущества (Пр.им.), доходы по внереализационным операциям (Двн), уменьшенные на сумму расходов по ним (Рвн)

    Пб = Пр.п. + П р.им + Двн – Рвн = 11 + 4 + 4+ 1+4 -2 = 22 тыс. руб

    3. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается в соответствии с изменениями, указными во II части Налогового кодекса РФ (гл. 25). Она включает прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму дохода от долевого участия:

    Пн.обл. = Пр.п. +Пр.и. + Д вн – Д дол.уч. = 11+ 4 +4+ 1+4 — 4 = 20 тыс. руб.

    4. Сумма налога на прибыль определяется путем умножения налогооблагаемой прибыли на ставку налога (24%):

    Нпр = (Пн.обл. х 24%) = (20 х 24%)/100% = 4,8 тыс.руб.

    Эта сумма распределяется так:

    – в Федеральный бюджет – 6% ( Нпрф = (Пн.обл. х 6%) /100%) = 1,2 тыс. руб.);

    – в бюджеты субъектов РФ – 16% ( Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 16%) /100%) = 3,2 тыс. руб.);

    – в местные бюджеты – 2% Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 2%) /100%) = 0,38 тыс. руб.);

    5. Сумма налога на доход от долевого участия в деятельности другого предприятия определяется путем умножения этого дохода на ставку налога:

    Нд.уч. = ( Д. д.уч. х 6%)/100% = (4 х 6%)/100% = 0,24 тыс. руб.

     

    Задача 2

     

    Страховая стоимость здания составляет 1600 тыс. руб. При пожаре здание пострадало на 30%. Страховой платеж внесен полностью до страхового случая. Определить размер страховой премии (Сп) и сумму возмещения страхового ущерба (У), если страховой тариф составляет 5%.

     

    РЕШЕНИЕ

    Размер страховой премии определяется по формуле:

    071714 2020 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ, ВИДЫ РАСЧЕТОВтыс. руб.

    где S – страховая стоимость здания;

    Т – страховой тариф.

    Сумма возмещения ущерба равна:

    071714 2020 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ, ВИДЫ РАСЧЕТОВ тыс. руб.

     

    Задача 3

     

    Вкладчик положил в банк, выплачивающий 40% в год, вклад 10000 руб. Какая сумма будет на счету вкладчика через 9 месяцев.

     

    РЕШЕНИЕ

    Сумма на счету вкладчика определяется по формуле:

    S = P x (1 + n x i) = 10000 х (1 + (9/12) х 0,4) = 13000 тыс. руб.

    где Р – сумма первоначального вклада;

    n – количество лет;

    i – годовая ставка процентов в относительных единицах.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга// КоммерсантЪ. 2003, №59
  7. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ. 2003. № 8. С. 19-22.
  8. Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО. 1996. № 11.
  9. Ковалева А.М. и др. Финансы фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2004.
  11. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  12. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева.–М.: ТК Велби, 2003 С. 496.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2001.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00761 sec

WordPress: 22.94MB | MySQL:117 | 1,756sec