Организация управления финансами предприятия

<

071214 1422 1 Организация управления финансами предприятияФинансовые ресурсы предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм является частью хозяйственного механизма и представляет собой формы и методы управления финансами предприятия с целью достижения максимальной прибыли. Система управления финансами предприятия включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления финансами организации, выработки целей управления финансами организации и осуществления воздействия на финансы (денежные отношения).

Функции финансового менеджмента:

— разработка финансовой стратегии организации;

— текущее и перспективное финансовое планирование;

— формирование и использование денежных фондов;

— организация денежного оборота;

— сбалансированность материальных и финансовых ресурсов;

— поддержание эффективной структуры капитала;

— контроль за поступлением и использованием денежных средств;

— мотивация с помощью финансов деловой активности работников и эффективной деятельности организации.

Указанные функции (направления практической деятельности) осуществляют работники следующих отделов организации: служба финансового директора; отдел планирования и бюджетирования; бухгалтерия; отдел оплаты труда и управления персоналом; отдел маркетинга.

Одна из функций финансового менеджмента — разработка финансовой стратегии организации, т. е. определение долгосрочных целей производственно-хозяйственной, коммерческой, финансовой деятельности (перспективных значений соответствующих финансовых показателей) и направлений действий соответствующих служб организации в плане достижения этих целей. Долгосрочные цели определяются исходя из общей стратегии предприятия, включающей согласованные (увязанные между собой) производственную, инвестиционную, финансовую и другие стратегии.

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.

Первоначальное формирование этих ресурсов происходит в период создания предприятия путем образования уставного фонда Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы, собственные средства предпринимателя, долгосрочный кредит, бюджетные средства и др.

В условиях перехода к рыночной экономике предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, нацеленного на обязательное получение достаточной прибыли.

Коммерческий расчет означает экономическую самостоятельность предприятия и ответственность за результаты работы.

Таким образом, осуществление финансовой деятельности предприятия основано на реализации следующих основных принципов:

1) финансовая самостоятельность;

2) заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности;

3) самофинансирование;

4) ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности;

5) разграничение средств основной и инвестиционной деятельности;

6) деление капитала предприятия на оборотный и внеоборотный;

7) деление источников финансирования оборотных средств на собственные и заемные;

8) контроль за результатами деятельности предприятия;

9) наличие целевых фондов денежных средств на предприятии.

Самофинансирование — обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия.

Принцип самофинансирования означает способ хозяйственной и инвестиционной деятельности, при котором все расходы, связанные с обязательными платежами в бюджет и другие централизованные фонды, а также затраты по расширенному воспроизводству полностью покрываются за счет прибыли и других собственных источников.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.

Разграничение средств основной деятельности и инвестиционной деятельности означает, что оборотные и другие средства, закрепленные за основной деятельностью, не могут быть использованы предприятием на нужды капитального строительства, и наоборот.

Важным является деление источников финансирования оборотных средств на собственные и заемные. К собственным относятся средства, закрепленные за предприятием в бессрочное пользование. Заемные средства — это в основном банковские кредиты, которые предоставляются предприятию на относительно небольшой срок на определенную цель под проценты. Сочетание собственных и заемных средств позволяет предприятию более рационально использовать оборотные средства. Полная сохранность оборотных средств — необходимое условие непрерывности их оборачиваемости. Предприятие обязано обеспечивать сохранность, рациональное использование и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания.

Каждое предприятие для нормального функционирования должно располагать определенными целевыми фондами денежных средств. Важнейшими из них являются фонд основных средств, фонд оборотных средств, финансовый резерв, фонд амортизации, ремонтный фонд, фонд развития производства, науки и техники, фонд материального поощрения, фонд социального развития и др. Образование указанных фондов, управление ими и правильное их использование составляют одну из важнейших сторон финансовой работы на предприятиях.

Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления — так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

– учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– ввести в штат должность бухгалтера;

– передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

– вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно обособляется и, в наиболее общем виде, имеет схему, представленную на рис. 1.

В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать — по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

071214 1422 2 Организация управления финансами предприятия

Рис. 1. Финансовая компонента в организационной структуре управления деятельностью предприятия

 

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен по времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.

Принцип экономической эффективности Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике — иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.

В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов. В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), членами которого становятся его выпускники — сертифицированные внутренние аудиторы (ceitified internal auditors), являющиеся специалистами по внутрифирменному финансовому анализу и контролю.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

– вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;

– суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

– руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

– ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т. е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта и т. п.

Смысл выделения центров ответственности — в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий — затраты, доходы, прибыль, инвестиции — определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

2 Управление дебиторской задолженностью

 

Долговые денежные обязательства занимают особое место в жизни современного общества. Их масштабы и распространенность поразительны, но пальма первенства по величине, разнообразию, частоте и сложности долговых обязательств принадлежит хозяйственным организациям: предприятиям, банкам, инвестиционным, страховым компаниям и другим учреждениям, ведущим предпринимательскую деятельность. Долги у них постоянны и вызваны не только отсутствием денег к моменту платежа или их избытком и желанием часть их отдать в долг, чтобы вернуть его с дополнительной прибылью, выраженной в процентах. Долги предприятий стали частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом.

Основными видами долговых обязательств являются дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений между ними. Она означает отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их другими организациями, лицами или учреждениями.

Должник, дебитор (от латинского debitum – долг, обязанность) в юридическом отношении – одна из сторон гражданского правового обязательства, имущественной взаимосвязи между двумя и более сторонами.

Учет долговых обязательств всегда являлся важнейшей составной частью системы бухгалтерского учета. Содержание практически любой хозяйственной операции составляют факты возникновения, изменения и прекращения обязательств.

Обязательство касается двух лиц: кредитора – правомочного лица, и должника – лица обязанного.

Кредитор и должник являются субъектами обязательственных правоотношений. В бухгалтерском учете они отражаются как взаимоотношения сторон в обязательстве.

Содержание обязательства – это действия, которые должник обязан совершить или от совершения которых должен воздержаться. По своему содержанию обязательства следует подразделить на обязательства с положительным содержанием, в котором должник обязан совершить какое-либо действие (передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, выплатить деньги и т.д.); и обязательства с отрицательным содержанием, в котором должник обязан воздержаться от того или иного действия. В бухгалтерском учете в настоящее время находят отражение только обязательства с положительным содержанием, хотя для поиска оптимального варианта управления финансовой деятельностью организации весьма важно рассчитать последствия обязательств и с отрицательным содержание.

Важную роль в организации учета, контроля, анализа и целью управления дебиторской задолженностью имеет ее классификация. Дебиторская задолженность организаций весьма разнообразна и может быть классифицирована по различным основаниям: экономическим, расчетным и юридическим. При этом можно выделить виды задолженности в зависимости от продолжительности, содержания (причины), состава субъектов задолженности, валюты платежа, обеспечения и надежности. В общем виде классификация дебиторской задолженности представлена рисунком 2.

По продолжительности в бухгалтерском учете выделяют долгосрочную дебиторскую задолженность, срок погашения которой превышает хозяйственный год и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев. Краткосрочную дебиторскую задолженность в бухгалтерском учете отдельных стран называют текущей дебиторской задолженностью. Она наиболее типична для большинства предприятий.

По содержанию из двух ее составляющих наибольший удельный вес имеет задолженность, связанная с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Она в основном обусловлена формами расчетов с покупателями и заказчиками и коммерческим кредитом.

071214 1422 3 Организация управления финансами предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация дебиторской задолженности

 

Краткосрочная дебиторская задолженность можем возникать и по другим основаниям, не связанным с продажей: задолженность по авансам, выданным при расчетах с поставщиками и подрядчиками; дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом, если имеет место переплата налогов; задолженность по причитающимся доходам в виде процентов, дивидендов при наличии финансовых вложений; дебиторская задолженность по внутрихозяйственным расчетам с обособленными подразделениями. В составе прочей краткосрочной задолженности можно выделить дебиторскую задолженность персонала предприятия по подотчетным суммам, по выданным им ссудам, по возмещению материального ущерба; дебиторскую задолженность контрагентов организации в связи с претензиями и прочее.

Причем с течением времени статус задолженности может измениться. Например, краткосрочная задолженность должна быть переведена в долгосрочную, если по данной задолженности произведена отсрочка даты погашения, и в этой связи она наступает по истечении срока, превышающего двенадцать месяцев с момента возникновения. Что касается долгосрочной задолженности, то с течением времени происходит естественный процесс ее перехода в краткосрочную, поскольку рано или поздно срок погашения такой задолженности становится менее двенадцати месяцев.

В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность в бухгалтерском учете следует подразделить на следующие виды:

  • срочную (не просроченную), у которой не истек срок исполнения по договору;
  • отсроченную — задолженность, по которой продлен срок погашения;
  • просроченную — задолженность, по которой истек срок исполнения согласно условиям договора или нормам гражданского законодательства.

    Эта группировка особенно важна в целях контроля состояния расчетов. Появление просроченной задолженности является предпосылкой сомнительных и безнадежных долгов, то есть потенциальных убытков предприятия.

    В составе просроченной задолженности дополнительно можно выделить неистребованную и истребованную дебиторскую задолженность. Истребованной считается задолженность, по которой организация кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры по ее возврату (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд). Неистребованной является задолженность, по которой организация — кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий для возврата долга.

    В зависимости от характера задолженности в хозяйственной практике условно различают «нормальную» и просроченную (неоправданную) задолженность.

    «Нормальная» задолженность возникает вследствие особенностей используемой системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой денежные средства не сразу поступают на счета предприятий-поставщиков товаров (работ, услуг). К такой категории задолженности относят: задолженность покупателей, сроки погашения которой не наступили, задолженность, возникающую при выдаче денежных средств «под отчет» на различные нужды, при предъявлении претензий покупателями и т. п.

    Дебиторская задолженность для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

    В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» правилами оценки статей бухгалтерской отчетности установлено следующее:

  1. при оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в настоящее время ПБУ 1/ 2008);
  2. в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

    3) правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

    Виды оценки дебиторской задолженности и их назначение отражены в таблице 1.

    Первоначальная стоимость долга равна его величине на день возникновения обязательства в соответствии с условиями договора и необходима для признания дебиторской задолженности в бухгалтерском учете организации.

    Возникновение дебиторской задолженности неразрывно связано с признанием дохода (выручки) от продажи.

    После того как право собственности на товары переходит к контрагенту или переданы результаты работ, выполнены услуги, у партнеров возникает обязанность встречных действий — оплата, встречные поставки. Нарушение сроков (оплаты, поставок и т.п.) приводит к возникновению дебиторской (кредиторской) задолженности.

     

    Таблица 1 – Виды оценки дебиторской задолженности

     

    Назначение (момент применения) оценки 

    Виды оценки 

    При признании в учете 

    Первоначальная стоимость

    При отражении в балансе 

    Первоначальная стоимость


     

    Чистая реализационная стоимость 

    При выбытии с баланса

     

     


     

    Погашение дебитором

    Договор в условных единицах

    Текущая стоимость


     

    Договор с учетом скидок

    Текущая стоимость


     

    В остальных случаях 

    Первоначальная стоимость

    Уступка права требования

    Продажа 

    Первоначальная стоимость

    Рыночная стоимость


     


     

    В остальных случаях 

    Первоначальная стоимость


     

    Списание 

    По истечению срока исковой давности

    Первоначальная стоимость


     


     

    Прощение долга

    Первоначальная стоимость


     


     

    При реорганизации

    Первоначальная стоимость

    Рыночная стоимость


     


     

    В остальных случаях 

    Первоначальная стоимость

     

    Таким образом, дебиторская задолженность в бухгалтерском учете возникает:

    1)     при переходе права собственности на товары;

    2) при передаче результатов работ, оказании услуг.

    В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания.

    Дебиторская задолженность в общем случае отражается в учете: после оформления документов на отгрузку товаров; после подписания акта выполнения работ (услуг).

    К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени.

    Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств, составляющих дебиторскую задолженность.

    Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

    Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками.

    Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

    Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:

    — видом продукции,

    — емкостью рынка,

    — степенью насыщенности рынка данной продукцией,

    — принятой в компании системой расчетов и др.

    Последний фактор особенно важен для финансового менеджера. Постоянные клиенты обычно оплачивают товар в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k брутто n», означающая, что:

    – покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

    – покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода;

    – в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты.

    Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой, по сути, иммобилизацию денежных средств.

    Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в том числе и с использованием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.

    Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:

    — время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;

    —     структура дебиторов по различным признакам;

    —     схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;

    —  схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств; схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;

    —     система мер, касающихся недобросовестных или неисполнительных покупателей и др. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров в основном неформализованные и нарабатываются по мере становления компании.

     

    Задача 2

     

     

    Эффект финансового рычага (ЭФР).

    Дифференциал и плечо — как составляющие эффекта финансового рычага. Определить ЭФР для предприятия А и предприятия В при одинаковой величине экономической рентабельности активов — 20% и НРЭИ — 200 т.р. и сделать выводы, если:

    Пред-е А    Пред-е В

    Средняя расчетная ставка

    процентов    12%    20%

    Заемные средства    —    20 т.р.

    Собственные средства    100 т.р.    80 т.р.

     

    Решение:

    Показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли при использовании заемного капитала называется эффектом финансового рычага.

    Он рассчитывается по следующей формуле:

    ЭФР = (1 — Сн) × (КР — Ск) × ЗК/СК (1)

    где:

    ЭФР – эффект финансового рычага, %.

    Сн – ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.

    КР – коэффициент рентабельности активов, %.

    Ск – средний размер ставки процента за кредит, %.

    ЗК – средняя сумма используемого заемного капитала.

    СК – средняя сумма используемого собственного капитала.

    Таким образом, можно сделать вывод, что формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя:

    (1-Сн) – не зависит от деятельности предприятия;

    (КР–Ск)– представляет собой разницу между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Эта величина носит название дифференциала (Д).

    (ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР).

    Исходя из всего вышесказанного, формулу для расчета эффекта финансового рычага можно записать следующим образом:

    ЭФР = (1-Сн) ×Д× ФР.

    Федеральная налоговая служба в письме от 19.01.2009 № ШС-22-3/32 напомнила об изменении ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года.

    Ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 284 Налогового кодекса. 

  3. Рассчитаем эффект финансового рычага для предприятия (А):

    ЭФР (А) = (1-0,2) ×(20-12) ×0/100 = 0%

  4. Рассчитаем эффект финансового рычага для предприятия (В):

    ЭФР (В) = (1-0,2) ×(20-20) ×20/80 = 0%

    По результатам произведенных расчетов можно сделать ряд следующих выводов. При прочих равных условиях больший эффект финансового рычага дает больший эффект, следовательно можно сделать вывод о том, что в данном случае эффект финансового рычага показывает, что финансовая деятельность обоих предприятий протекает с одинаковой эффективностью.

    Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно. В рамках анализируемых предприятий нельзя сделать вывод о том, что использование заемного капитала убыточно.

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы

     

     

  5. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник/Л. Е. Басовский.- М.: Инфра – М, 2007.- 240с.
  6. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент. Учебный курс/ И. А. Бланк – 2-е изд перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника – Центр, 2008.- 656с.
  7. Карасева, И. М., Ревякина, М. А. Финансовый менеджмент: Учебник/ И. М. Карасева, М. А. Ревякина.- М.: Омега – Л, 2009.- 335с.
  8. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие/В. В. Ковалев.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.- 1024с.
  9. Лисовская, И. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие/ И. А. Лисовская.- М.: Теис, 2008.- 120с.
  10. Николаева, Т. Н. Финансы предприятия: учебное пособие/ Т. Н. Николаева.- М.: ММИЭИФП, 2007.- 158с.
  11. Станиславчик, Е. Н. Основы финансового менеджмента/ Е. Н. Станиславчик.- М.: Ось – 89, 2008.- 128с.

     

     

     

     

     


     

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00191 sec

WordPress: 23.72MB | MySQL:123 | 1,647sec