ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ

<

072014 1504 1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы Российской Федерации.

В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции.

Денежный оборот включает: платежный оборот, безналичный денежный оборот (в странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше; налично-денежный оборот.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 — 8%. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. В России в переходный период к рынку налично-денежный оборот необоснованно возрос. По данным годовых отчетов Банка России в 1994 г. он составил немногим более 20%, в 1995 г. – 34,2, в 1996 г. – 34,8, в 1997 г. – 36,7, в 1998 г. – 36,9, в 2002 г. – 38,8, в 2003 г. –37,8, в 2004 г. –36,6%.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2007г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5 млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты — 0,9%.

В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

Правила организации наличного обращения на территории России регулируются Конституция РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом  от  26 апреля  1995  г.  № 65-ФЗ  «О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,  а также с учетом положений Федерального закона от  3 февраля                                   1996  г.  №  17-ФЗ  «О  банках  и  банковской  деятельности», Гражданского кодекса Российской Федерации,  Положением Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Статьи 140, 861 – 885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно ст. 861 ГК РФ Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 75 Конституции, ст. 27 Закона о ЦБР денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль.

Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Государство определяет номинальную (нарицательную) стоимость денег, указывая количество денежных единиц на денежных знаках.

Обладая платежной силой, рубль обязателен к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

Платежи в Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах используются наличные деньги, а при безналичных — соответственно безналичные.

Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваемые всеми его активами. Банкноты и монеты — предметы материального мира, следовательно, наличные деньги по своей правовой природе — движимые вещи, определенные родовыми признаками. Их индивидуализация возможна путем записи номеров банковских билетов, обособления купюр в руках конкретного лица и т.п.

Под наличными расчетами понимается передача денежных знаков. Расчеты наличными денежными средствами применяются преимущественно в отношениях с участием граждан без каких-либо ограничений. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами: Указание Центробанка РФ 20 июня 2007 г. № 1843-У устанавливает в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 тысяч рублей.

В ст. 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Согласно ст. 30 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 31 указанного Закона банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие [9, С.14].

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты:

а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.;

б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.

Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

Курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Центральным банком России на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях. Например, на 7 ноября 2002 г. он составлял 31,7756 руб. за 1 доллар США.

Кроме наличных денег, определяется условная единица — долговой рубль (дор). Долговой рубль (дор) — это единица номинала целевого долгоного обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан. Она выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую на основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2008 г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5 млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты — 0,9%.

Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

В таблица 1 приведена динамика денежной массы М2 за период 2006 – 2009 годов.

 

Таблица 1– Денежная масса М2 (национальное определение) в 2006 – 2009 годах, млрд. руб.

 

Период  

Денежная масса М2 

Темпы прироста денежной массы, %

Всего 

в том числе 

к предыдущему
месяцу

к началу соответствующего года

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.12.2006 

8014,1 

2450,7 

5563,4 

3,2 

32,6 

01.01.2007 

8995,8 

2785,2

6210,6

12,3

01.02.2007 

8700,8 

2630,1

6070,6

-3,3 

-3,3

01.02.2007 

8902,0

2682,0

6220,1

2,3

-1,0

01.03.2007 

9412,6

2741,2

6671,4

5,7

4,6

01.04.2007 

10006,0

2859,4

7146,6

6,3

11,2

01.05.2007 

10699,3

2896,6

7802,6

6,9

18,9

01.06.2007 

10857,7

3027,5

7830,2

1,5

20,7

01.07.2007 

10923,5 

3087,0 

7836,5 

0,6 

21,4 

01.08.2007 

11156,8 

3170,6 

7986,2 

2,1 

24,0 

01.09.2007 

11421,0

3220,9 

8273,2 

3,0 

27,8 

01.10.2007 

11421,7 

3259,1 

8162,6 

-0,6 

27,0 

01.11.2007 

12163,3 

3373,4 

8789,9 

6,5 

35,2 

01.12.2007 

13272,1 

3702,2 

9569,9 

9,1 

47,5 

01.01.2008 

13272,1 

3702,2 

<

9569,9 

9,1 

47,5 

01.02.2008 

12914,8 

3465,7 

9449,1 

-2,7 

-2,7 

Продолжение таблицы 1

Период  

Денежная масса М2 

Темпы прироста денежной массы, %

Всего 

в том числе 

к предыдущему
месяцу

к началу соответствующего года

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.02.2008 

13080,4 

3487,6 

9592,8 

1,3 

-1,4 

01.03.2008

13382,9 

3475,5 

9907,4 

2,3 

0,8 

01.04.2008 

13347,7 

3601,4 

9746,3 

-0,3 

0,6 

01.05.2008 

13724,5 

3656,2 

10068,4 

2,8 

3,4 

01.06.2008 

14244,7 

3724,9 

10519,9 

3,8 

7,3 

01.07.2008 

14210,0 

3807,2 

10402,8 

-0,2 

7,1 

01.08.2008 

14530,1 

3887,4 

10642,7 

2,3 

9,5 

01.09.2008

14374,6 

3904,2 

1047,4 

-1,1 

8,3 

01.10.2008 

13519,7 

3962,2 

9557,6 

-5,9 

1,9 

01.11.2008 

13226,2 

3793,1 

9433,1 

-2,2 

-0,3 

01.12.2008 

13493,2 

3794,8 

9698,3 

2,10 

1,7 

01.01.2009 

13493,2 

3794,8 

9698,3 

2,0 

1,7 

01.02.2009 

11990,7 

3312,7 

8677,9 

-11,1 

-11,1 

01.03.2009

12021,3 

3301,6 

8719,7 

0,3 

-10,9 

01.04.2009 

12111,7 

3278,3 

8833,4 

0,8 

-10,2 

01.05.2009 

12339,1 

3410,1 

8928,9 

1,9 

-8,6 

 

 

На основании таблицы 2 необходимо сделать вывод о том, что за исследуемый трехлетний период отмечается рост денежной массы с 8014,1 млрд. руб. на 1 декабря 2006 года до 12339,1 млрд. руб. на 1 мая 2009 года. Прирост составил 4325 млрд. руб. (12339,1 – 8014,1) при темпе роста 154% (12339,1/8014,1*100%). Данная динамика обусловлена абсолютным приростом величины наличных денег с 2450,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2006 года) до 3410,1 млрд. руб. (динамика составила 959,4 млрд. руб. (3410,1 – 2450,7), темп роста 139,2% (3410,1/2450,7*100%). Рост безналичных средств происходил более значительными темпами. Их абсолютный период за исследуемый период составил 3365,5 млрд. руб. (8928,9 – 5563,4), темп роста 160,5% (8928,9/5563,4*100%). Следовательно, прирост денежной массы за исследуемый трехлетний период в большей степени обусловлен роста безналичных денег, чем наличных. Анализируя динамику денежной массы по месяц, отметим, что темп прироста денежной массы в некоторые месяца принимал отрицательные значения, что связано со снижением инфляционных процессов в указанные периоды и сдерживающей политикой Центрального Банка России и российского правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Виды финансового контроля

 

Финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств

Финансовый контроль – форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения, предприятий, относящихся к различным организационно — правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

В финансовом контроля важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды (неправительственные). Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы предприятий, принадлежавших государству.

Формы государственного контроля:

По срокам:

– предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);

– текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);

– последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения) государственного контроля:

а) ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б) инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);

в) обследование (изучение недостатков);

г) наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I. Государственный финансовый контроль:

А). Общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

Б). Ведомственный финансовый контроль (производят контрольно — ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы).

IV. Независимый (аудиторский) контроль

 

 

 

 

 

 

82. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР

 

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.

Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академиями наук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ. В качестве приоритетных определены программы:

– Федеральная космическая программа России;

– Индустрия детского питания;

– Развитие медицинской промышленности;

– и ряд других.

Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проектов, реализуемых в рамках перечисленных программ, направляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых, что позволяет обеспечивать повышение заработной платы непосредственным исполнителям работ и улучшать материальное оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики в целом.

Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

96. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

 

Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. В состав лизинговой сделки, помимо самого договора лизинга, могут входить договор поручения по подбору продавца оборудования и поиску дополнительного кредитора, договор о страховании, договор о доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие, необходимые услуги. Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки. 

Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну. Несомненным преимуществом международного лизинга для страны арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровня капиталовложений.

Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50- х годах. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. В этом случае лизингодатель - резидент США - имел возможность применять ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать инвестиционные налоговые льготы, и, таким образом, уменьшать стоимость сделки международного лизинга для лизингополучателя - нерезидента. Позднее к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, Европы. В последнее время данная практика распространилась и в Азии. У каждого из сложившихся сегодня региональных рынков имеются некоторые специфические особенности.

Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства. 

Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством. 

Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний.

Основное направление деятельности японских лизинговых компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.

До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Конечно, с середины 1997 г. ситуация на этом рынке несколько изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других географических рынках.

В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том числе ипотечного кредитования физических лиц.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

Международный лизинг получил развитие в последние десятилетия прошлого века благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Примечательно, что в налоговых целях данный вид лизинга главным образом развивается в тех странах, законодательством которых не создано жесткого регулирования арендных операций. США и Англия стали менее заметны на этом рынке, по сравнению с странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

К сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и лизингополучатель которых находятся в разных государствах. В данном случае не имеет значения нахождение продавца имущества. Под местом нахождения имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на территории другого государства. Следовательно, если в сделке участвует филиал или представительство, то их местонахождение должно определяться местонахождением юридического лица, которое их создало.

Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, решаются с учетом положений международного права. Существуют три возможных варианта права применимого к лизинговым операциям данного вида:

1. Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется, если стороны определили право при совершении сделки, либо в результате последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны.

2.Оттавская Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции

3. Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией, и стороны не определили применимое право. Следовательно, российское законодательство о лизинге будет применяться к сделкам международного лизинга, где российским юридическим лицом является лизинговая компания.

Конвенция УНИДРУА о международном лизинге была заключена в 1988 году как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран.

Россия присоединилась к Конвенции 8 февраля 1998 года. В настоящее время участниками Конвенции является 8 стран - Россия, Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама и Франция.

Конвенция не противоречит российскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Российской Федерации, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным. На практике такой унифицированный подход должен помочь российским предпринимателям при заключении сделок внутреннего и международного лизинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ от от 27.12.2009 № 352-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  6. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.
  7. О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификате и Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации: ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 18 июля 1999 г.
  8. Березина М.П. Деньги в современной интерпретации // Бизнес и банки. 2009.
  9. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2007.
  10. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2007.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2004.
  12. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой.- М., Финансы и статистика, 2002
  13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00043 sec

WordPress: 24.21MB | MySQL:114 | 2,014sec