Пенсионная система как финансовый инструмент

<

072314 1218 1 Пенсионная система как финансовый инструмент

1 Теоретические аспекты формирования и функционирования пенсионных фондов

 

1.1. Понятие пенсионного фонда

 

С помощью короткого исторического экскурса можно понять эволюцию отношения общества к людям, не способным зарабатывать себе на жизнь, точнее, к их материальному обеспечению на различных ступенях развития человеческой цивилизации. Особенно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине преклонного возраста. Государственно-организационная система помощи старикам появилась намного позже, чем аналогичные формы общественной заботы о детях.

Уровню и масштабам заботы о стариках в античном мире трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, и в Древней Греции, и в Древнем Риме сохранялось привилегированное положение старых людей, сложившееся еще при первобытнообщинном строе. Но с другой стороны, власть стариков и уважение к ним еще отнюдь не означают проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Старые рабы умирали от голода, и даже свободные граждане могли рассчитывать на весьма малую помощь со стороны общества. Так, в Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием.

В 1891 году в Дании был принят закон, фактически предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивавшейся за счет средств государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии [22] . Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж [3].

Наиболее значимое событие произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности[2]

Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства.

Во-первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна была производиться из Государственного казначейства, которому для этих целей перечислялись все «пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам «на производство пенсий и пособий». Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд. Вместе с тем, незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых средств[2].

Во-вторых, размер пенсий определялся не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К «Уставу» (1827 г.) прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым устанавливались девять разрядов пенсий.

В-третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты за повышение в чине, отчисления с пенсий, вычеты со всех окладов. При недостатке этих сумм указ предписывал дополнять их из средств Государственного Казначейства. «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников» и «О производстве пенсий и пособий». Назначение и выплата пенсий. По «Уставу о пенсиях…» (1827 г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней службы, которая начиналась с 16 лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51 год. Но в отставку можно было выйти и раньше. Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности, если он занимал ее не менее 5 лет, в противном случае — по разрядам предшествующих должностей. Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз. Сумма пенсионного содержания вдов и детей классных чиновников устанавливалась исходя из пенсии, получаемой главой семейства в отставке, или какая следовала бы ему в последние дни службы; право на пенсию у вдовы было пожизненным, у сыновей — до 18 лет, а у дочерей — до 21 года. Неизлечимо больные дети получали пенсию пожизненно. Право на вознаграждение пенсией исключалось при следующих обстоятельствах:

— если чиновник по суду приговорен к наказанию с внесением этого факта в послужной список;

— если он перешел на иноземную службу без согласия правительства. Устав запрещал получать пенсию в отставке и жалование при вступлении вновь на службу. Поступающий вновь на службу получал либо жалование, либо пенсию, смотря по тому, что было выше. Все права на получение пенсий должны были подтверждаться законными свидетельствами: послужным списком чиновника, составленным по общим правилам и форме и свидетельством о болезни, если она являлась причиной увольнения по Службе.

Кроме общего Устава действовали «особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам». Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.

Особое место в пенсионном обеспечении гражданских служащих занимали так называемые эмеритальные кассы. Цель создания кассы — обеспечить дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут назначены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в размере 4-6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертвований и других возможных поступлений. Средства кассы составляли собственность всех ее участников и ни в каком случае, и ни под каким предлогом не могли быть использованы иначе, как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.

Эмеритальные пенсии разделялись:

— на степени — по должностным окладам содержания участника кассы в последние три года;

— на классы — по продолжительности выслуги;

— на разряды — по числу лет участия в кассе. Эмеритальные пенсии в сравнении с пенсиями, назначаемыми по общему и особенным уставам, составляли значительные суммы.

Так, чиновник юридического ведомства с окладом жалования 600-800 руб. в год, чей стаж и участие в кассе составляли 35 лет, мог рассчитывать на эмеритальную пенсию в размере 280 руб. По общему же уставу его пенсия составляла 185 руб.[2].

Принципиальные положения пенсионного законодательства оставались неизменными в течение 90 лет. Пенсионная система была проста. Ее разрабатывали отечественные администраторы и экономисты применительно к российскому государственному устройству. После Октябрьской революции в 1918 г. было принято «Положении о социальном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вызванной различными причинами, в том числе и старостью [22].

Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало строиться не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособности и наступления в связи с этим инвалидности по старости. Возраст в качестве критерия получения помощи как бы отошел на второй план, пропустив на первый невозможность пожилым человеком продолжать трудовую деятельность.

Первым шагом в направлении перехода к пенсионному обеспечению, основанному, прежде всего на достижении человеком определенного возраста явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочим факультетов, достигшим 65-летнего возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных изменений до конца 80-х гг. После принятия Конституции СССР 1986 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения трудящихся, не связанное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.

Реформа Пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, осуществленная в 1973-74 гг., позволила улучшить материальное положение инвалидов I и П групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по инвалидности были приближены по размерам к пенсии по старости[3].

Одним из существенных элементов организации пенсионного обеспечения является его финансирование. В СССР трудящиеся своими доходами не участвовали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсий. Расходы на пенсионное обеспечение граждан покрывались за счет бюджета государственного социального страхования, который входил в государственный бюджет СССР.

В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года[4]. Важнейший принцип ПФР – солидарная ответственность поколений, когда трудоспособное население за счет взносов в ПФР содержит нетрудоспособное. Кроме ПФР на территории РФ действуют негосударственные пенсионные фонды.

Зарождение пенсионного обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и престарелых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

В Большом экономическом словаре [7] пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Пенсионные фонды (в том числе и пенсионные планы) – это финансовые учреждения, которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частных и юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты (см. рис. 1).

072314 1218 2 Пенсионная система как финансовый инструмент

Пенсионные взносы – вклады от населения, фирм, государства, на основе которых формируется необходимый для последующих пенсионных выплат капитал.

Спонсор
– плательщик взносов, инвестор. Им может быть:

  • частное лицо;
  • работодатель (фирма) или организация;
  • государство.

Примерно 180 конвенций и такое же число рекомендаций, принятых на международных конференциях труда с 1919 г., рассматривают вопросы, связанные с социальным обеспечением. Основные принципы международных норм в области пенсионного обеспечения реализуются в форме различных систем и специальных программ социальной защиты[5].

Пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.

В социальном смысле — это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.

В экономическом смысле пенсионное обеспечение — часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности. Сегодня с пенсией связаны судьбы миллионов людей во всем мире. Только в России пенсии выплачиваются 37 миллионам человек [6].

Естественно, что, занимая важное место в жизни современного общества, пенсионное обеспечение привлекает большое внимание как в чисто потребительском плане, так и в точке зрения его экономических, социальных, правовых, научных и организационных основ. Нередко возникают дискуссии и в отношении терминологических аспектов пенсионного обеспечения. Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж. В процессе исторического развития это понятие наполнялось все новым содержанием. Первоначально оно имело значение жалования за верную службу властям. В современном мире это источник средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях нетрудоспособности. В Большом экономическом словаре пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации трудовых и социальных пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионная система любой страны является одним из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. Организационно-правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, принятием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения.

По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Доля средств, идущих на эти цели, в структуре ВВП — макроэкономический показатель уровня цивилизованности общества.

В настоящее время на цели пенсионного страхования в России направляется 6% валового внутреннего продукта (ВВП), что соответствует мировым стандартам. Но в расчете на одного работающего размер ВВП в России примерно в 8 раз ниже по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику, входящими в ОЭСР, что и обуславливает относительно низкий уровень пенсий в РФ[8].

Соотношение средних пенсии и заработной платы, покупательная способность минимальной и средней пенсии, средняя продолжительность периода нахождения на пенсии (в том числе мужчин и женщин) отражают уровень социальной защищенности пенсионеров. Формирование моделей национальных пенсионных систем — результат общественного согласия по поводу принципов построения, способов осуществления социальной политики. Такое согласие складывается под влиянием экономических, культурных и национальных традиций той или иной страны. Общим и неизменным условием организации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической базы, обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень эффективности пенсионной системы обусловлен характером:

— «внешних условий», связанных с ситуацией в экономике., деятельностью финансовых и страховых институтов;

— «внутренних условий», определяемых спецификой конкретной пенсионной системы (структура, виды и подвиды системы, природа ее финансовых механизмов);

  • сопряженности (адекватности) «внешних» и «внутренних» условий функционирования пенсионной системы, их непротиворечивостью[9].

 

 

1.2. Виды пенсионных фондов

 

Начнем с характеристики негосударственных пенсионных фондов. Фонд нельзя просто так организовать на пустом месте, для этого необходимы некоторые предпосылки. На первый взгляд, сегодня в самом предпочтительном положении находятся страховые компании. У них самая подходящая база для того, чтобы занять пустующую нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услуги частного пенсионного страхования. Они имеют необходимый капитал, а также опыт ведения подобных расчетов. Ведь пенсии – это тоже своего рода страхование, учитывающее фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самыми успешно развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, то возможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобы предложить свои услуги в этой области. Существует несколько способов контролирования и управления пенсионными фондами (а значит, и возможность получения прибыли) для коммерческих банков:

1) трастовая деятельность, то есть банк является поверенным в делах пенсионного фонда. Например, это может быть маклерская деятельность при купле-продаже финансовых инструментов на бирже ценных бумаг. Поверенный банк покупает от лица фонда, уполномочившего его на эту сделку.

2) инвестиционное управление, то есть коммерческий банк может управлять инвестиционным портфелем, принадлежащим пенсионному фонду, причем фонд вправе сам назначить портфельного управляющего или за него это сделает банк.

3) продажа персональных пенсий или как их еще можно назвать персональных программ. Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплату пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться на вторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию, по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека на пенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях.

4) пенсионные советы. Банк может оказывать консультации по помещению средств в различные пенсионные фонды и финансовые инструменты на длительные сроки, составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.

Насколько явствует из приведенных выше примеров, у коммерческих банков существует много возможностей, и появление частных пенсионных фондов открывает для них широкое поле деятельности.

В РФ единая система государственных пенсий устанавливается Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему [12]. В соответствии с этим Законом основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца — его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

«…Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом…» Так в Конституции РФ [11] вместе с другими правами и свободами человека закреплено право на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение.

Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж назначаются следующие пенсии:

1. Пенсия по старости (по возрасту). Пенсия устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определенного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет — для женщин).

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора пенсии. Так, гражданам, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, может назначаться и выплачиваться одна из них, по их выбору. Исключение устанавливается только для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им предоставлено право получать одновременно две пенсии: пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

2. Льготное пенсионное обеспечение. Одна из особенностей отечественной пенсионной системы — предоставление досрочных (на 5, 10 и более лет) пенсий за работу в особых условиях труда. Этими «привилегиями» пользуются работники предприятий и производств с вредными условиями труда. Льготные пенсии — отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей или на каждого пятого работника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности — по меньшей мере, на половину производственного персонала[13].

Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов на финансирование льготных пенсий, а также издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет в среднем 6-8% ФОТ, а по отдельным отраслям и регионам 20-40% и более.[14]

3. Пенсия по инвалидности. Пенсия устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств — характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

<

4. Пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. Родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также один из родителей или супругов, другой член семьи, занятый уходом за родственниками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и неработающий, получают пенсию независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего. Условия пенсионного обеспечения зависят от причины смерти кормильца: если его смерть наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пенсия назначается независимо от длительности стажа работы кормильца; если кормилец умер вследствие общего заболевания, то пенсия назначается при наличии у него ко дню смерти общего трудового стажа, необходимого для получения пенсии по инвалидности.

5. Пенсия за выслугу лет. Пенсия устанавливается в связи с длительной подземной или другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ деятельности пенсионного фонда Российской Федерации

 

2.1 Причины создания ПФР

 

Пенсии гражданам России выплачивались и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.

Вот почему еще в недрах СССР был создан Пенсионный фонд России, как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и никакие другие бюджеты и изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.

К преимуществам государственного пенсионного фонда можно отнести:

– уверенность плательщика взносов в завтрашнем дне; все-таки хоть какая-то пенсия будет выплачиваться. Не может же государство не заботиться о своих гражданах;

– налаженная организация механизма выплат. Министерство социальных дел занимается этим не первый год и имеет определенный опыт в данных вопросах (индексация с учетом удорожания жизни);

– отсутствие налогов на доходы государства, так как пенсии в этом случае распределяются через бюджет.

Преимущества частного фонда:

– возможность заранее позаботиться о старости;

– больший размер пенсионных выплат;

– определенная выгода при увеличении продолжительности жизни; средняя продолжительность жизни 66 лет, то есть многие люди не успевают воспользоваться своей пенсией.

Следует заметить, что пока не существует закона, который бы регулировал деятельность государственных структур на бирже; иными словами неясно, имеет ли право государство играть на бирже деньгами налогоплательщиков? По данному вопросу до сих пор не прекращаются дебаты. Например, некоторые считают, что желание государства заработать, выгодно поместив свободные средства в финансовые инструменты, нельзя не приветствовать.

 

2.2 Источники формирования средств ПФР

 

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

  • обязательных пенсионных взносов работодателей и работающих граждан. Страховые взносы являются основным источником поступлений в ПФР, их доля в структуре доходной части его бюджета составляет свыше 80%.
  • ассигнований из федерального бюджета:
  • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения в связи с досрочным назначением пенсий безработным гражданам;
  • займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.
  • добровольные взносы физических и юридических лиц;

    В соответствии с федеральным законом в IV кв. 1995 г. временно свободные средства Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости населения в размере 1,5 трлн руб : были мобилизованы на возвратной основе для пополнения ПФР- в котором в связи с индексацией пенсий и выплат компенсаций собственных средств оказалось недостаточно. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в ценные государственные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банки, может иметь определенный доход. Но с 1995 года ПФР запрещается проводить финансово-кредитные операции.

  • Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд РФ, определяется ежегодно по представлению правления фонда.

    Начисление страховых взносов производится работодателем, но отношению v выплатам: начисленным работнику; независимо от источников их финансирования, Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством. Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, принадлежащие инвалидам и пенсионерам полностью освобождаются, от уплаты страховых взносов в ПФР.

    Работодатели уплачиваю страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для оплаты труда за истекший месяц, не позднее 15 числа месяца, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц, Крестьянские и фермерские хозяйства уплачивают взносы 1 раз в год до 1 апреля. За просроченные дни уплаты страховых взносов с плательщиков взимаются пенни.

    В бюджетную систему России поступило всего за 2004 год в сумме 1324,55 млрд.руб. из них налоги и сборы в консолидированный бюджет составили 1118,11 млрд.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 206,44 млрд.руб. А за тот же период в 2005 году всего 1880,83 млрд.руб., что
    в процентах к 2004 году составляет 142% и следовательно поступления увеличились на 556,28 млн.руб., а поступления в консолидированный бюджет составили 1648,83 млрд.руб., что больше чем в 2004 году на 530,72 тыс.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 232,00 млрд.руб., что больше чем 2004 году на 25,56% (см. рисунок 2).

    072314 1218 3 Пенсионная система как финансовый инструмент

    Рисунок 2 – Поступления в бюджетную систему Российской Федерации

     

    В доходы бюджета Фонда включены суммы единого социального налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.

    072314 1218 4 Пенсионная система как финансовый инструмент

    Рисунок 3 – Государственные внебюджетные фонды

     

    Из графика 3 видно, что помимо того, что увеличился объем самого фонда с 206,44 млрд.руб. (за 2004) до 232,00 млрд.руб. (за 2005), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд.руб. с 154,51 млрд.руб. (2004) до 180,43 млрд.руб. (2005)).

    Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняется на том же уровне — 14%. С 2005 года лица до 1967 года рождения выведены из накопительной системы, поэтому 2% страховых взносов ранее перечисляемые в накопительную составляющую будут направляться в ПФ РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии.

    Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, предусмотрено в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2004 год (см. рисунок 4).

    072314 1218 5 Пенсионная система как финансовый инструмент

    Рисунок 4 – Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии

     

    В 2005 году были предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

    Остаток средств резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2005 года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:

    — 58,22 млрд. рублей — денежные средства;

    — 38,92 млрд. рублей размещено в ценных бумагах, из них:

    — 37,66 млрд. рублей — в облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (в валюте Российской Федерации);

    — 1,26 млрд. рублей — в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2001 года.

    В доходной части бюджета Пенсионного Фонда в 2005 году были учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда — в сумме 3,74 млрд. рублей.

    Кроме того, из федерального бюджета в связи с празднованием в 2005 году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне на осуществление единовременной денежной выплаты в бюджете Фонда предусмотрены средства в сумме — 1,58 млрд. рублей.

    В 2005 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусматривалась передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

     

    2.3 Деятельность Пенсионного фонда России

     

    Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах — уполномоченные отделения.

    В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

    На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции.

    Сбор и перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического положения региона-донора и региона-реципиента).

    В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

    Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий,

    Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий и т.д.

    В обязанности Пенсионного фонда России входит:

    1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов,

    2. Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий,

    3. Привлечение в Фонд добровольных взносов физических и юридических лиц;

    4. Контроль, в том числе и с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

    5. Организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;

    6. Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся
    к компетенции Пенсионного фонда;

    7. Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

    8. Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, автоматизации рабочих мест уполномоченных, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов.

    9. Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции,

     

    2.4 Направления расходования средств ПФР

     

    Средства ПФР находятся в государственной собственности, так как государство несет полную ответственность за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.

    В соответствии с действующим законодательством ПФР финансирует:

    — выплату в соответствии с действующим на территории России законодательством, а также межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному месту жительства;

    — оказание материальной помощи органами социальной зашиты престарелым и нетрудоспособным;

    — оказание материальной помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;

    — оказание материальной помощи префектурам в решении социальных программ:

    — создание базы данных по учету плательщиков страховых взносов;

    — подготовку кадров и повышение их квалификации,

    Финансирование выплаты следующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из федерального бюджета [5];

    — пенсии военнослужащим,

    — социальные пенсии;

    — пособия женщинам из числа военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребенка:

    — пособия на детей военнослужащих срочной службы:

    — пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет;

    — пособия на детей одиноким матерям,

    — пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека,

    — компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    — компенсационные выплаты пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах пенсионерам»

    Общее число пенсионеров в 2003 году составило- 38,2 млн. чел в 2004 году – 38,3 млн. чел, а в 2005 году уже- 38,4 млн.чел..

    В долгосрочной перспективе планируется снижение численности постоянного населения России к 2015 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн.чел. [16].

    При этом численность населения трудоспособного возраста сократиться на 9,5 млн.чел. и составит в 2015 году 82,4 млн.чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2005 году.

    Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации с 25,3% в 2005 году до 26,66% в 2015 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2015 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2005 – 135 человек [16].

    072314 1218 6 Пенсионная система как финансовый инструмент

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 5 – Расходы Пенсионного фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием пенсии

     

    Расходы бюджета Фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, в 2005 году — в сумме 1176,13 млрд. рублей, что составляет 125,1% по сравнению с указанными расходами Фонда, установленными бюджетом на 2004 год и 146,3% по сравнению с 2003 годом.

    В целом расходы на выплату и доставку трудовых пенсий в 2005 году составили 959,12 млрд. рублей, что составляет 113,9% к соответствующим расходам бюджета Фонда на 2004 год.

    Общие расходы на выплату и доставку базовой части трудовой пенсии, финансируемой за счет сумм единого социального налога и средств федерального бюджета, предусмотрены в сумме 341,17 млрд. рублей. Текущий дефицит средств на выплату базовой части пенсии, возникший в связи со снижением ставок ЕСН, составляет 74,7 млрд. рублей. Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии определены с учетом дополнительных затрат по увеличению (индексации) размера базовой части трудовой пенсии с учетом уровня инфляции в пределах 107,5-108,5%, исходя из прогноза Минэкономразвития России.

    Проектом федерального бюджета предусмотрен предельный объем субвенций бюджету Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций в объеме 64,99 млрд. рублей.

    Вместе с тем, считаем что финансирование из федерального бюджета расходов на выплату базовой части трудовой пенсии и пенсий по государственному обеспечению должно осуществляться в порядке авансирования в размере, необходимом для выплаты указанных пенсий, а также для оплаты расходов по их пересылке.

    В 2005 году предусматривалось увеличение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2005 г. с 660 рублей до 695 рублей в месяц, что соответствует индексации на расчетный индекс роста инфляции — 5,3%, и с 1 августа 2005г. — до 719 рублей (на 3,5%) [12].

    Общий объем средств на выплату, доставку, индексацию и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 617,95 млрд. рублей, в том числе на индексацию — 36,0 млрд. рублей, при планируемом поступлении страховых взносов в сумме 558,44 млрд. рублей.

    Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и другие расходы.

    Покрытие текущего дефицита в целях обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по распределительной составляющей бюджета по состоянию на 1 января 2005 года (97,14 млрд. рублей) [12].

    072314 1218 7 Пенсионная система как финансовый инструмент

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 6 – Динамика базовой части пенсии

     

    В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации планирует осуществить продажу всех активов, в которые были размещены временно свободные средства бюджета Фонда.

    В результате остаток средств на конец 2005 года составил 14,28 млрд. рублей при установленном нормативе средств на выплату пенсий в январе 2006 года в сумме 48,5 млрд. рублей. В складывающейся ситуации вызывает обеспокоенность финансовая устойчивость пенсионной системы не только в течение 2005 года, но и в 2006 году.

    В этой связи необходимо в федеральном бюджете предусмотреть передачу Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета в объемах, обеспечивающих переходящий остаток средств на конец 2005 года, на уровне не ниже норматива оборотных средств.

    В бюджете Фонда предусмотрены расходы на дополнительное увеличение с 1 апреля 2005 года страховой части трудовой пенсии на 4,8%. Индексацию страховой части трудовой пенсии предусмотрено осуществить с 1 августа 2005г. — на 6% исходя из прогнозного уровня роста цен за I полугодие 2005 года.

    Кроме того, на основании страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, бюджетом Фонда предусмотрены расходы на перерасчет страховой части трудовой пенсии с 1 июля 2005 года.

    По данным на 1 августа 2004 года величина задолженности федерального бюджета перед бюджетом Фонда по возмещению расходов на выплату пенсий и пособий, должна составляла на начало 2005 года 16,22 млрд. рублей. С учетом планируемого в течение года возмещения объема задолженности федерального бюджета перед Фондом на 1 января 2006 года составит 13,4 млрд. рублей. При ежегодно (начиная с 2003 года) планируемом объеме возмещения 500 млн. рублей погашение указанной задолженности может продлиться десятки лет. В этой связи считали бы целесообразным Правительству Российской Федерации разработать порядок реструктуризации задолженности федерального бюджета перед Фондом предусмотрев в нем погашение ее в более короткие сроки.

    Проектом федерального бюджета предусмотрено направление остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2005 года, образовавшихся в результате превышения в 2004 году суммы поступлений по ЕСН над объемом финансирования расходов федерального бюджета, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

    Вместе с тем, учитывая складывающуюся ситуацию, необходимо установить срок перечисления сумм указанного превышения в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 июля 2005 года.

    Проектом бюджета Фонда на 2006 год предусмотрено финансирование расходов на оказание социальной помощи в сумме 11,5 млрд. рублей, в том числе на:

    — на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам — 1,4 млрд. рублей;

    — проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в размере до 0,1 млрд. рублей;

    — оказание дополнительной медицинской помощи, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами пенсионеров и инвалидов — 10 млрд. рублей.

    Указанные расходы предусмотрено осуществлять за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года.

    Впервые за ряд лет в 2005 году не предусматривалось финансирование работ по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.

    Учитывая ситуацию с доходами бюджета Фонда, текущим дефицитом по средствам на финансирование страховой части трудовой пенсии, считаем нецелесообразным отвлекать средства на финансирование дополнительной медицинской помощи, в том числе на обеспечение лекарственными средствами пенсионеров и инвалидов.

    Кроме того в рамках средств, выделяемых в связи с заменой натуральных льгот на ежемесячную денежную выплату, предусмотрен набор социальных услуг «социальный пакет», включающий обеспечение инвалидов и других категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.

    До внесения изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансирование Пенсионным фондом Российской Федерации дополнительной медицинской помощи должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

    В связи с этим в федеральном бюджете в 2005 год необходимо было предусмотреть передачу Фонду средств в размере 10 млрд. рублей. Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его органов в 2005 году составили 33,86 млрд. рублей, или 129,1% к расходам 2004 года. Удельный вес к расходам Фонда по распределительной составляющей составит 2,9%, что соответствует уровню 2004 года. Расходы определены с учетом: создания дополнительных рабочих мест в связи с функциями, связанными с дополнительными полномочиями Фонда по реализации Федерального закона
    № 122-ФЗ от 22.08.04; расходов по информированию застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов и других затрат Фонда.

    072314 1218 8 Пенсионная система как финансовый инструмент

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 7 – Расходы на финансовое обеспечение

     

    В соответствии с Федеральным законом # 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в бюджете Фонда на 2005 год были предусмотрены расходы в сумме 99,9 млрд. рублей на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, включая расходы на ее доставку.

    Учитывая тот факт, что ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) будет выплачиваться Пенсионным фондом Российской Федерации одновременно с пенсией, необходимо предусмотреть авансовые перечисления из федерального бюджета в декабре 2005 года на выплату ЕДВ в январе 2006 года. Направление Пенсионным фондом Российской Федерации собственных средств на авансирование ЕДВ не предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и будет расцениваться как нецелевое использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

    В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо было разработать механизм передачи Фонду средств на авансирование ЕДВ в декабре 2005 года и внести соответствующие изменения в федеральный бюджет на 2006 год.

    Кроме того, поскольку Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривает осуществления Фондом функций установления, выплаты и организации доставки ЕДВ отдельным категориям граждан, финансирование дополнительных затрат на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов с 1 января 2005 года осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 Направления совершенствования деятельности пенсионного фонда Российской Федерации

     

    3.1 Персонифицированный учет страховых взносов в Пенсионный фонд России

     

    Основное направление реформы пенсионной системы — сделать ее страховой, чтобы размер пенсии зависел от количества лет уплаты страховых взносов в пенсионную систему и от суммы этих страховых взносов,

    Пенсионные права гражданин накапливает в течение всей своей активной жизни. Они определяются стажем, спецификой профессии, а также заработком. Размер которого влияет на величину страховых взносов. Раньше стаж определялся на основании записей в трудовой книжке, а заработок, из которого исчисляется пенсия, указывался предприятием. Но ПФР — важная система, и она не может стоять на месте. Поэтому индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов является одним из очередных, закономерных этапов совершенствования работы ПФР[17].

    Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.96 г. введен в действие на всей территории Российской Федерации с 1 января 1997 г. Реализация этого Закона позволит установить непосредственную связь между объемом страховых взносов каждого гражданина в пенсионную систему и размером назначаемой пенсии,

    До введения индивидуального учета размер пенсии тоже определяется продолжительностью трудового стажа и среднемесячным заработком за определенные периоды этого стажа, и страховые взносы уплачиваются, как процент от заработка, no законодательство не обязывает проверять при назначении пенсии уплату страховых взносов за каждого человека. Размер заработка, на основании которого исчисляется пенсия, подтверждался справкой с места работы. Проверка всех таких справок — довольно дорогостоящее мероприятие, Выборочные проверки показывают, что в среднем около 10% справок содержали искаженную информацию в них указывался завышенный заработок.

    До принятия Закона учет страховых взносов производился в целом по каждому предприятию, учреждению, организации, а пенсия назначается каждому работнику в отдельности. Поэтому теперь закон обязывает ПФР вести учет по каждому работнику, за которого уплачиваются страховые взносы. Справедливо устанавливать размер пенсии в зависимости от того, каков был вклад конкретного человека в бюджет пенсионной системы за время его трудовой деятельности.

    Согласно положениям Закона и Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования» от 15 марта 1997 года регистрации в системе государственного пенсионного страхования подлежат вес граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера или авторскому договору, а также лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы в ПФР. Начальной регистрации в системе государственного пенсионного страхования подлежат и неработающие граждане, имеющие трудовой стаж.

    Кроме того, администрация на всех предприятиях обязана регистрировать своих работников при введении в действие учета в данном населенном пункте и при приеме на работу человека, еще не прошедшего регистрацию. Все контакты с ПФР также осуществляет администрация организации. Каждый работник только заполняет анкету и подписывает ее. Заполненные анкеты передаются администрацией организации в Пенсионный фонд,

    Подтверждением регистрации в системе индивидуального учета служит страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Это свидетельство вручается каждому зарегистрированному или непосредственно в подразделении ПОР, или через администрацию предприятия. Оно представляет собой карточку, на которой указаны: фамилия, имя и отчество человека, дата и место его рождения, пол и страховой номер. На обороте карточки приведена краткая информация о ее использовании. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования должно предъявляться при устройстве на работу при обращении в органы ПФР — при обращении по вопросу назначения пенсии.

    Индивидуальный учет
    нужен каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия.

    Персонифицированный учет состоит из нескольких этапов.

    1. Открытия индивидуального лицевого счета.

    2. Систематического наполнения лицевого счета информацией о стаже, заработке и страховых взносах человека

    3. Восстановление в лицевом счете сведений о предыдущих периодах для граждан, которые имели трудовой стаж до момента открытия лицевого счета.

    Учетный индивидуальный лицевой счет работнику открывает ПФР, человек может менять место работы работать по совместительству, зарегистрироваться как предприниматель, но необходимые сведения будут отражаться в его единственном лицевом счете. Когда наступит страховой случай, установленный пенсионным законодательством, данные из индивидуального лицевого счета будут той основой, которая определит размер пенсии этого человека. Все пенсионные права, приобретенные работником в одной или нескольких организациях, будут учтены и использованы при назначении пенсии.

    На ПФР возложены обязанности по обеспечению достоверности индивидуального учета, т.е, информации, содержащейся в индивидуальных лицевых счетах. Сотрудники ПФР, возможно, вместе с работниками пенсионных отделов органов социальной зашиты населения, в ходе документальной проверки не только анализируют правильность уплаты страховых взносов, но и проверяют по своим методикам правильность сведений о стаже и заработке, которые были представлены на работников предприятия. Каждый работавший на данном предприятии по профессиям, связанным с особыми условиями труда, будет проверен в обязательном порядке.

    После такого контроля человеку может быть назначена пенсия, если у него наступил пенсионный возраст и выполнены другие условия, в частности, имеется трудовой стаж достаточной продолжительности.

    Переход от существующего порядка исчисления стажа работы для назначения государственной пенсии к учету страхового стажа; учитывая масштабы нашей страны и количество работающих подлежащих регистрации (около 70 млн.) будет осуществляться постепенно. К середине 1997 года регистрация началась уже в 26 регионах страны, и число таких регионов постоянно возрастает. [18].

    Уже на начальной стадии внедрения персонифицированного учета подтверждается его положительное влияние на контроль над уплатой страховых взносов работодателей. Прежде всего, это связано с уточнением состава плательщиков, а также более точной фиксацией
    их хозяйственной деятельности и выплаты заработной платы. Более активной стала регистрация населения, занятого индивидуальной трудовой деятельностью

    Система персонифицированного учета позволяет более достоверно определять фонд оплаты труда плательщиков. По полученным в коде реализации проекта данным за 9 месяцев 1996 г. из ряда плательщиков о стаже и заработке их работников установлено существенное расхождение этих данных с отчетами. В ряде случаев другими плательщиками произведено доначисление взносов — недоплата составляла до 48% [19].

    Практическая работа показала, что наиболее экономично внедрение персонифицированного учета проходит в регионах с единой пенсионной службой. Обеспечивающей полный цикл пенсионной технологии: от сбора страховых взносов плательщиков до назначения пенсий, В дальнейшем сам процесс назначения пенсий будет основываться только на сведениях персонифицированного учета о стаже и заработке застрахованных лиц.

    Работающее население положительно восприняло введение персонифицированного учета, поскольку он позволяет создать систему защиты пенсионных прав работающих и гарантирует сохранение соответствующих данных до выхода каждого на пенсию. В то же время в действующем законе «О государственных пенсиях в РФ» нет норм, предусматривающих использование данных персонифицированного учета о стаже и заработке при назначении пенсий. Сохранение такого положения далее может вызвать недоверие к введению персонифицированного учета. При этом сохранится имеющая сейчас место практика использования фиктивных документов, предъявляемых для подтверждения стажа и заработка, как при назначении пенсий, так и при их перерасчете.

    Для обеспечения требуемой связи двух законов Государственной Думой РФ уже приняты изменения и дополнения к действующему закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пред усматривающие установление трудового стажа на основе данных персонифицированного учета и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий на основе данных индивидуальных лицевых счетов.

    Необходимо также отметить, что согласно действующему пенсионному закону для исчисления размера пенсии используется средний заработок за последние два года pa6oты. Такая продолжительность периода недостаточно полно отражает вклад застрахованного лица в бюджет пенсионной системы, и ее целесообразно постепенно увеличивать по мере увеличения продолжительности персонифицированного учета. Это позволит сформировать у работающих не только предпенсионного, но и более молодого возраста убеждение, что их заработки должны полностью отражаться в бухгалтерском учете, и положительно скажется на уплате страховых взносов в ПФР.

    Персонифицированный учет — необходимый элемент перевода пенсионной системы на принципы пенсионного страхования. Поэтому столь настоятельным являемся, принятие Государственной Думой федерального закона «Об основах государственного пенсионного страхования», проект которого поддержан Правительством РФ.

     

     

     

    3.2 Индивидуальный коэффициент пенсионера

     

    С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон «о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97 г. В соответствии с этим Законом государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона «О государственных пенсиях в РФ», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

    Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсий в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период-

    При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии, а с 01.02.98 г. и до конца года — не свыше 0,2.

    Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из размера среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал и величины индивидуального коэффициента пенсионера.

    В виде логической формулы механизм исчисления размера трудовой пенсии через индивидуальный коэффициент будет выглядеть следующим образом [21]:

    Индивидуальный зарплата пенсионера коэффициент (К инд) = Стаж * зарплата по стране на момент назначения

    Пенсия = Кинд. * Зарплата по стране на момент выплаты В данной формуле учет основной «стажевой» составляющей производится исходя из количества отработанных лет реального трудового стажа, то есть за 25 лет трудового стажа положено 55 % и за каждый год сверх этого еще по одному проценту. При этом из стажа исключаются периоды, связанные с учебой, уходом за ребенком, льготного исчисления трудового стажа. Остаются в стаже периоды военной службы, безработицы и нахождения на инвалидности или
    профзаболевания,

    Учет «зарплатной» составляющей новой пенсии должен осуществляться исходя из начисленной заработной платы. Исчисление «зарплатной» составляющей формулы расчета индивидуального коэффициента пенсионера, по-видимому, не станет наиболее неразрешимой проблемой реализации данного Закона по следующим причинам:

    I. Не определено, какую зарплату нужно учитывать для расчета размера пенсии и индивидуального коэффициента; номинальную или реальную.

    2. Не указано, в каком размере эту заработную плату закладывать в формулу — в начисленном или только в выплаченном. Если в выплаченном, то, в каком выражении — чисто денежном или с учетом не денежных составляющих?

    Все перечисленные моменты могут оказать значительное влияние на результаты расчета пенсий. Не менее важным является решение технического вопроса об оперативности и достоверности статистического учета этой заработной платы.

    Следует отметить, что переход на индивидуальный коэффициент полностью доброволен, и если размер пенсии снижается при пересчете, то пенсионер может остаться на действующем законе. При этом повышение пенсий осуществляется ежеквартально исходя из индекса роста заработной платы. Одновременно сохраняется и компенсационная выплата.

    В Законе «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97 г, устанавливаются определенные ограничения:

    — для получателей двух пенсий общая сумма пенсий не должна превышать 1,2 среднемесячной заработной платы по стране;

    — к пенсии, исчисленной по индивидуальному коэффициенту, компенсация

    не выплачивается.

    Не смотря на все проблемы, связанные с введением индивидуального коэффициента пенсионера, наконец-то сделан первый и самый решительный шаг на пути реализации ключевого принципа пенсионного страхования в рыночных условиях — использование страховых поступлений исключительно на выплаты тем категориям пенсионеров и на тех условиях, с которых страховые взносы были собраны.

     

     

    Список использованной литературы

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.– М.: Юрайт, 2007. – 48 с.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 2007 – 128 с.
  3. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г.) // КонсультантПлюс
  4. О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: ФЗ // КонсультантПлюс.
  5. О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год: Федеральный Закон от 18.12.98 № 1-ФЗ // КонсультантПлюс.
  6. О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год: Федеральный Закон от 11.11.99 № 197-ФЗ // КонсультантПлюс.
  7. О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования: Постановление Правительства РФ от 15.03.97 №318 // КонсультантПлюс.
  8. О вопросах уплаты страховых взносов в ПФ РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 02.10.95 № ЧЛ-16-17/5791// КонсультантПлюс.
  9. Об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 29.07.98 №ЕВ-09-28/6166// КонсультантПлюс.
  10. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. — 2005.- № 2. – С. 14 – 17.
  11. Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. – 2007- № 7. – С. 34 – 36.
  12. Афанасьев С.А. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2010 года: требуется передел в пользу пенсионеров // Пенсия. — 2005.- № 2. – С. 44 –47.
  13. Ахулкова Е.Н. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации // БиНО: Некоммерческие организации. – 2004.- № 6. – С. 32 – 35.
  14. Бабошкин А.В. Проблемы формирования государственных пенсионных обязательств в РФ / А.В. Бабошкин. – М.: Алмаз, 2005.
  15. Бабошкин А.В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования / А.В. Бабошкин / Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – т.2. – №6. – С. 33-35.
  16. Булавкина, Т. В. Субъектно-объектная структура механизма фор-мирования и воспроизводства пенсионных ресурсов [Текст] / Т. В. Бу-лавкина, А. В. Дьяченко // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та / ВолгГТУ. – Волгоград : РПК «Политехник», 2006. – № 11 (26), вып. 6. – С. 37 – 51.
  17. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. 2007.
  18. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. — 2005.- №2. – С. 61 – 63.
  19. Корчемкина Е.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения //Актуальные проблемы социально-экономических трансформаций России: Материалы Всеросс. науч.- прак. конф. (15-17 марта 2005 г.). Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2005г. – С. 114 – 156.
  20. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 2005.- №1. – С. 8 – 11.
  21. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2007.- № 3. – С. 5.
  22. Роик В. Д. Отечественная пенсионная система: причины и пути преодоления финансовой нестабильности [Текст] / В. Д. Роик // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 36–41
  23. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. — 2005.- №8. – С. 39 –40.
  24. Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год // Пенсия. – 2005. — №2. – С. 23 – 25.
  25. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. — 2003.- №2. – С. 30 –31.
  26. Соловьев А.К. Проблемы формирования бюджетной политики Пенсионного фонда России на 2005 год // Вестник ПФР.- 2004.- № 1. – С. 16 – 17.
  27. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити. 2006.
  28. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2007.
  29. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика, 2006.
  30. Шелемех Н.Н. О едином социальном налоге как элементе налоговой системы и системы социального страхования России // Материалы межвузовской конференции «Повышение конкурентоспособности промышленности региона», апрель 2005. — М.: ВГНА МНС России, 2005. – С. 89 – 127.
  31. Черник И.Д. Регулирование и порядок взимания единого социального налога //Финансы. 2006. № 2. – С. 14 –15.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.6MB | MySQL:117 | 1,720sec