ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

<

071414 1651 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМНесмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.

Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг европейских держав.

На исторической арене появляется сильная личность – Петр I, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

1. Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура.

2. На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693—1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России.

3. Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695—1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н. И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне. Этой же точки зрения придерживались С. М. Соловьев и Г. В. Вернадский.

4. Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в Великом посольстве 1697—1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада.1

 

Таким образом, на формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

 

Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

В 1703-1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это грозило существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только и деньги, равнявшиеся полукопейке. Сто таких копеек составляли рубль. Пётр I ввёл разменную медную монету – денежки, полушки и полуполушки и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих денег уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда вернули в приказы их деньги новой монетой с наддачей в 10% — «по гривне на рубль».

Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось

Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.

<

«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в основном для местных рынков и торжков.

Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца.

За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска которой был передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

1705 год был особенно труден для Петра I в финансовом положении: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли и стали продавать её вдвое дороже той цены, по которой доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд соли. Вместе с солью была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке иностранных товаров.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

о времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

по дворам;

по кабинетной сумме (по государевым нуждам);

по штатам коллегий;

по штатам всех высших и низших судов;

по гвардии и пехоте;

по кавалерии;

по артиллерии;

по фортификации;

по генералитету;

по адмиралтейству;

по губернскому и провинциальному управлению;

по церквям, просвещению, благотворительности;

по общественным постройкам;

по медицине;

по дипломатии.

Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и так далее.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями – «ревизских душ».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин А.В. История финансовых потрясений: ОТ Джона Ло до Сергея Кириенко. –М.: Финансы, 2000. – 417 с.
  2. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца 19 века. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2003. – 601 с.
  3. Коломиец А.Г. Финансовые реформы русских царей: От Ивана Грозного до Александра Освободителя. –М.: НОРМА, 2001.
  4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 781 с.
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2001. – 681 с.
  6. Тимошенко Т.М. Экономическая история России / Под ред. М..Н. Чепурина. – М. : ЗАО Юстициинформ, 2008.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00109 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:120 | 1,729sec