ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

<

062914 1503 1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)Финансовая система страны может быть представлена несколькими большими системными блоками: государственные или централизованные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств.

Значимость для общества каждого блока не вызывает сомнений, но основу современной экономики, как и по объему, так и по вкладу в совокупный национальный продукт, составляют финансы хозяйствующих субъектов.

Формы организации своей деятельности, хозяйствующий субъект, выбирает на основе действующего законодательства, в соответствии с целями, для которых он создается. В гражданском кодексе Российской Федерации, такой основной формой является юридическое лицо1. Там же, приводится существенный признак деления юридических лиц, в зависимости от целей создания организации на коммерческие и некоммерческие.

Принято считать, что наиболее приемлемой организационно-правовой формой для коммерческой деятельности юридических лиц в Российской Федерации, является хозяйственные общества. Это подтверждается как международной практикой, так и не продолжительной отечественной. Основное преимущество такой формы – это ограниченная степень правовой ответственности, в случае банкротства организации, и в тоже время максимально возможный контроль за деятельностью организации со стороны собственников юридического лица. Такой юридически закрепленный «баланс» интересов и ответственности, позволяет этой форме организаций быть наиболее активными экономическими агентами2.

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия является денежные отношения, присутствующие на всех этапах создания и реализации вновь создаваемой полезности. Предприятием – как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

На предприятии финансы используются для следующих экономических взаимоотношений2:

— отношения между предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и т.п., а относится, например, применение финансовых санкций за невыполнение условий договора (контракта), обеспечение самого процесса купли-продажи или инвестиционная деятельность предприятия.

—    между предприятиями и подразделениями, входящими в его состав. Такие отношения зависят от структуры предприятия и финансового взаимодействия, между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Эти отношения возникают в связи с формированием уставного фонда, перераспределением оборотных средств и прибыли, уплатой налогов и др.;

—    между предприятиями и сотрудниками по поводу выплаты заработной платы;

—    между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов, получения льгот, целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.;

—    между предприятием и кредитными организациями, по поводу получения и возврата денежных средств;

—    между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования и использования свободных денежных ресурсов (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.);

—    между предприятием и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива капитала;

—    между предприятием и собственниками, акционерами по поводу выплат доходов, дивидендов.

Таким образом, финансы предприятия – представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Данное определение наиболее точно обозначает поле деятельности финансов предприятия, выделяя функциональный аспект вопроса: формирование, распределение и использование фондов денежных средств.

В реализации функций финансов предприятия, проявляется их сущность как одного из важнейших элементов организационной структуры и процесса регулирования деятельностью предприятия.

К функциям финансов предприятия принято относить следующие: инвестиционно-распределительная; фондообразующая; доходо-распределительная; обеспечивающая; контрольная.

Инвестиционно-распределительная функция финансов проявляется в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующее наиболее эффективному их использованию.

Распределение происходит в основном по двум направлениям: по подразделениям исходя из экономической целесообразности, и по видам активов.

Распределение финансовых ресурсов внутри предприятия, отражает его инвестиционную политику по отношению к собственным подразделениям. Основной критерий для определения целесообразности инвестирования достаточно прост – там, где внутренние финансовые инвестиции, на единицу вложенных средств, приносят относительно больший дополнительный доход, там планируемый поток инвестиций будет превышать средний уровень вложений по другим подразделениям предприятия1.

Распределение по видам активов, реализуется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Одной из основных проблем, связанных с оптимизацией левой части баланса, является нахождение оптимального соотношения величины денежных средств, достаточных для нормального функционирования предприятия. Как избыток, так и дефицит свободных денежных средств, считаются отрицательным показателем деятельности финансовой службы. Подробно методика краткосрочного анализа и управлением финансами рассмотрена во второй главе.

Фондообразующая функция заключается в оптимизации правой стороны, т.е. пассивной части баланса предприятия. Создание и функционирование предприятия связанно с процессом привлечение средств из различных источников. Это в первую очередь акционеры и держатели акций, различные кредитные учреждения, государственные органы и др. В пассивной части баланса также отражается задолженность перед поставщиками и потребителями, нераспределенная прибыль предшествующих периодов. Здесь финансовому менеджеру необходимо, определить альтернативные стоимости данных источников, и найти их наиболее приемлемую комбинацию. Реализация данной функции, особенно отчетливо проявляется определении источников для реализации инвестиционных программ.

Доходо-распределительная функция, непосредственно связана с существованием предприятия как источника дохода, для собственников.

Обеспечивающая функция связанна с целью создания предприятия – постоянное генерирование прибыли для собственников.

Контрольная функция финансов, состоит в том, что при помощи системы определенных финансовых показателей, можно осуществлять действенный контроль за предприятием, судить об эффективности управления, контролировать выполнение инвестиционных программ. Данная функция может реализовываться государственными органами, собственниками предприятия, контрагентами и менеджментом компании.

В зависимости от специфики самого предприятия, его организационной структуры, формы организации финансовый службы могут существенно отличаться. Однако наиболее общей целью, данного отдела остается – обеспечение эффективного функционирования предприятия с точки зрения организации его финансовой деятельности. Поскольку, в принципе, под такое определение попадает деятельность и других отделов, выделим те специфические задачи финансовой службы, которые отличают ее от остальных подразделений1:

  • финансовый контроль и анализ текущей деятельности предприятия.
  • оптимизация деятельности предприятия: ресурсная, налоговая; структурная.
  • участие в разработке и экономический анализ, различных по долгосрочности, перспективных планов развития предприятия.
  • предоставление аналитической и справочной информации в другие управленческие отделы.

    Управление финансами на предприятии базируется на общих принципах управления. Присутствует объект управления – совокупность денежных отношений, субъект управления – некая организационная структура, а между ними устанавливаются определенные взаимоотношения.

    Существенные отличия проявляются в принципах, на которых строится отношения между субъектом и объектом управления. К таковым относятся:

    Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность», направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера2. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

    Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа —одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов.

    К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

    <

    Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия, применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

    Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.

    Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств, финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь место прямые просчеты в разработке производственной программы.

    Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

    К основным источникам самофинансирования относятся: прибыль; средства амортизационных фондов; внутренние финансовые резервы; паевые взносы; выпуск ценных бумаг и т.п.

    Более определенно, принципы организации финансовой деятельности могут быть сформулированы как деятельность финансовой службы по поводу1:

  • поиска оптимального баланса денежных и материальных потоков.
  • организации непрерывного функционирования предприятия, ориентация его на постоянное расширение.
  • изменение организации в соответствии с изменениями внешней среды.
  • минимизации различных рисков.
  • диверсификации инвестиционных вложений капитала.

    Эффективная деятельность финансовой службы не возможна без определения некой организационной структуры управления финансами. Данная структура обеспечивает должную реализацию основных функций финансов предприятия, распределяет сферы ответственности между подразделениями. В зависимости от величины предприятия и масштабов деятельности организационная структура может существенно варьироваться. Так на малых предприятиях, данная служба может вообще отсутствовать, или ее функции выполняет бухгалтерия. Если говорить о большой организации, то можно привести примерную схему организационной структуры рис. 1.

    Любая организационная структура, под влиянием различных факторов может претерпевать различные изменения. Это особенно актуально в современных условиях. Однако, в процессе модификации, необходимо придерживать следующих основных принципов: принцип эффективности организации управления; принцип финансового контроля или внутреннего аудита; принцип финансового стимулирования; принцип материальной ответственности.

    Принятие во внимание указанных выше положений, при изменении или создания новой структуры управления финансами, может минимизировать риски, с которым связанна подобная реорганизация.

    Особую важность, в системе организации деятельности финансовой службы, имеет деление оборотных средств на собственные и заемные. К собственным денежным средствам, принято относить средства, которые закреплены за предприятием в бессрочное пользование, заемные средства – это в основном банковские кредиты – предоставляются предприятию на относительно небольшой срок и с определенной целью.

     

    062914 1503 2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

     

    062914 1503 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 4 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 5 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 6 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 7 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 8 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 9 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 10 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 11 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 12 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 13 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 14 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 15 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 16 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

     

     

     

     

     

     

    062914 1503 17 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 18 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 19 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 20 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)062914 1503 21 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

     

     

     

     

     

    Рис. 1. Финансовый отдел в организационной структуре управления деятельностью предприятия

     

    Деление оборотных средств на собственные и заемные связанно, прежде всего, с тем, что у предприятия в отдельные периоды возникает повышенная потребность в дополнительных финансовых ресурсах, например в связи с сезонным характером производства и реализации продукции. Для ее покрытия иногда целесообразно использовать краткосрочные банковские кредиты. Сочетание собственных и заемных средств позволяет более рационально использовать оборотные средства.

    Для обеспечения нормальной деятельности предприятия, создаются, (как правило, за счет чистой прибыли) различные целевые фонды денежных средств. Это повышает устойчивость предприятия к неожиданным изменениям внешней среды, способствует плавному выходу из возможных кризисов. К основным фондам относят: Фонд основных средств; Фонд оборотных средств; Финансовый резерв; Фонд амортизации; Различные страховые фонды; Фонд развития; Фонд потребления; Фонд нераспределенной прибыли.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

     

    Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

    Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

  • прибыль от продажи продукции и товаров;
  • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • прибыль от реализации основных средств;
  • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
  • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций.

    Основными методами планирования прибыли являются:

    метод прямого счета;

    аналитический метод;

    метод совмещенного расчета.

    Метод прямого счета

    Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

    П = (О × Ц) — (О × С),

    где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

    Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С — полная себестоимость единицы продукции.

    Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

    Птп = Цтп — Стп,

    где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

    Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

    Прп = Врп — Срп,

    где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

    Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

    Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

    Прп = Пон + Птп — Пок,

    где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

    Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

    Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

    Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

    Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного
    планирования
    прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

    Аналитический метод. Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

    1)    определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

    2)    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

    3)    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

    После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

    Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

    Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

    Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

    После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

    Метод совмещенного расчета

    В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

    Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

    Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

    Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

    В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.

    В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

    В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

    В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:   стоимость активов по балансу;      стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;       действующие активы;   оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

    ЗАДАЧА

     

    По следующим данным найти:

    1) Сумму прибыли от продаж и прибыль до налогообложения;

    2) Уровень рентабельности реализованной продукции и уровень реализованной продукции и уровень рентабельности продаж.

    Показатели 

    тыс. руб. 

    Себестоимость реализованной продукции

    116310

    Коммерческие расходы

    280

    Выручка от реализации

    156750

    Прочие доходы

    1050

    Внереализацонные расходы

    450

     

    РЕШЕНИЕ

    Прибыль от продаж П определяется как разница между выручкой от реализации В и себестоимостью реализованной продукции С:

    П = В – С = 156750 – 116310 = 40440 тыс. руб.

    Прибыль до налогообложения Пн определяется как разница между прибылью от продаж и коммерческими Рк и внереализационными расходами Рв, плюс прочие доходы Дпр:

    Пн = П – Рк – Рв + Дпр = 40440 – 280 – 450 + 1050 = 40760 тыс. руб.

    Уровень рентабельности реализованной продукции определяется как отношение прибыли до налогообложения к выручке предприятия

    Уреал = Пн/В * 100% = 26,0%

    Уровень рентабельности продаж определяется как отношение прибыли от продаж к выручке предприятия

    Упродаж = П /В * 100% = 25,8%

    Таким образом, прибыль от продаж составила 40440 тыс. руб., прибыль до налогообложения составила 40760 тыс. руб., уровень рентабельности реализованной продукции равнее 26%, а уровень рентабельности продаж немного ниже – 25,8%.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 Федеральный закон от 21.10.94. № 51-ФЗ; Ч. 2 Федеральный закон от 26.01.96 № 14-ФЗ.
  2. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова — М.: Финансы и статистика, 2004.
  3. Благодатин А.А. и др. Финансовый словарь. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Глазунов В.И. Финансы фирмы. Как ими распорядиться, чтобы обеспечить ее и собственное процветание. — М.: Экономика, 2000.
  5. Кашин В.И., Ионов В.Я. Хозяйственный механизм и эффективность промышленного производства. — М.: Наука, 2000.
  6. Ковалева А.М. и др. Финансы фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2004.
  8. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства, — М.: Финансы и статистика, 2004.
  9. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  10. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  11. Финансы предприятий. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2001.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.62MB | MySQL:120 | 2,587sec