РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

<

072014 1354 1 РАСХОДЫ БЮДЖЕТАРасходы бюджета — экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: а) расходы федерального бюджета; б)    расходы бюджетов субъектов Федерации; в) расходы местных бюджетов.

Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: а) определяет требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов; б)    обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами; в) осуществляет финансирование (организацию, производство) общественных услуг (собственных или переданных ему расходных полномочий).

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для осуществления государственных услуг социального характера (текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам). Поэтому расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы .

Прежде всего, государство финансирует такие сферы нематериального производства, как образование, здравоохранение, культура, наука, поскольку конечным продуктом функционирования этих сфер является общественный товар, услуги по предоставлению которого берет на себя государство, хотя услуги этих сфер потребляются как производителями, так и населением. При этом для этих отраслей государство покупает у производителей материальные ресурсы, а у частных лиц их рабочую силу и накопленный капитал. Финансирование государственных расходов, предоставляемых в виде общественных благ и услуг, производится государством за счет средств, поступающих в его распоряжение в виде налогов от частных лиц, от предприятий или других неналоговых доходов.

За счет налоговых и других доходов государства покрываются также и те государственные расходы, которые не связаны с воспроизводственным процессом, но необходимы для осуществления общегосударственных интересов; поддержание обороноспособности страны, обеспечение социальных гарантий для населения, выплата процентов по государственному долгу и т. д.

Таким образом, часть доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, изымается государством в его централизованные фонды денежных средств, которые расходуются на общегосударственные нужды а также на цели выравниваний тех или иных экономических процессов, обеспечивающих стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.

Разумные объемы и структура государственных расходов — это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций — это средства за приобретенные факторы производства (основные фонды, рабочую силу и т. д.), поступающие преимущественно на внутренний рынок.

Формируя ту или иную структуру бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов на:

– содержание федеральных органов государственной власти функционирование федеральной судебной системы;

–     осуществление международной и внешне экономической деятельности РФ в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации);

–    национальную оборону и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности, оборонное производство, на обустройство государственной границы; на образование государственных материальных и финансовых резервов;

– фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу; исследование и использование космического пространства;

– финансирование федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, расщепляющихся материалов, федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, деятельности в космосе;

– ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

– выравнивание финансового положения субъектов Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– федеральную инвестиционную программу;

– погашение и обслуживание государственного долга РФ;

– другие мероприятия, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации совместно финансируются расходы на:

  • государственную поддержку отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • правоохранительную деятельность обеспечение противопожарной безопасности;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовую помощь другим бюджетам;
  • другие мероприятия, отнесенные в соответствии с Конституцией РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

    Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

    – обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

    –    обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

    – проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

    – обеспечение реализации региональных целевых программ;

    – формирование государственной собственности субъектов Федерации;

    – осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

    – содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

    <

    – обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

    – оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    – обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    – компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

    – прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

    Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    – содержание органов местного самоуправления;

    – формирование муниципальной собственности и управление ею;

    – организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    – содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    – организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

    – муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    – благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

    – организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

    – содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

    – организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    – обеспечение противопожарной безопасности;

    – охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

    – реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    – обслуживание и погашение муниципального долга;

    – целевое дотирование населения;

    – содержание муниципальных архивов;

    – проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    – финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: бюджетных ассигнований; трансфертов; бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

    Трансферты — это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.

    Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

    Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

    Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

    Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

    Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     

    22. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Значительным по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:

    Одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период – на цели санаторно-курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

    Вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей. И включает 5 основных видов пособий:

    1. пособие по беременности и родам

    2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

    3. единовременное пособие при рождение ребёнка

    4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

    5. единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы – до её окончания, но не старше 18 лет.

    Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребёнком производятся за счёт средств предприятия, направленных на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий.

    Финансирование единого ежемесячного пособия на ребёнка осуществляется за счёт средств субъектов РФ. При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на данный вид пособия, в иных случаях – в органах социальной защиты населения.

    Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на ФСС РФ и Государственную налоговую службу РФ, а за расходованием этих средств – на ФСС РФ с участием профессиональных союзов. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

    С 2001 г. в России введен и функционирует единый социальный налог (далее ЕСН), который заменил страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Являясь элементом системы налогообложения и системы социального страхования в России,

    Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год» от 22.12.2007 г № 173-ФЗ устанавливает бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год по доходам в сумме 207 037 205,6 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 138 113 849,2 тыс. рублей, и по расходам в сумме 212 987 313,2 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 141 523 252,1 тыс. рублей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    32. АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

     

    Совокупность типичных процедур, работ, выполняемых коммерческими банками, называют их операциями.

    Операции коммерческих банков делятся на две большие группы. Пассивные операции направлены на мобилизацию, привлечение банком денежных средств со стороны, от других организаций и лиц. Активные операции заключаются в размещении имеющихся у банка денежных средств, вложении их в дело, предоставлении другие организациям, лицам. Пассивные операции сводятся в основном к привлечению вкладов, получению кредитов от других банков и эмиссии собственных ценных бумаг. Если собственный капитал коммерческого банка (уставный, акционерный) являете» лишь отправной точкой для создания банка и частью его действующего капитала, тс заемные средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой деятельности банка. Доля заемных средств коммерческих банков в настоящее врем» составляет около 75% всего капитала для большинства банков. Такой объем заемных средств обусловливает необходимость активизации деятельности банков по их привлечению, применению разнообразных форм и методов привлечения. Пассивными операции включают прежде всего открытие и ведение срочных и бессрочных вкладов клиентов банка.

    Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности.

    В зависимости от срока, на который банки предоставляют ссуды или кредиты своим клиентам, они подразделяются на срочные (выдаются банками на определенный срок) и локальные (от англ. on call – по требованию), которые должны быть возвращены по первому требованию банка.

    В зависимости от обеспечения, под которое выдаются ссуды, различают вексельные, подтоварные, фондовые и бланковые операции.

    Вексельные операции подразделяются по учету векселей и ссуды под векселя.

    Учет (дисконтирование) векселей означает покупку векселей банков до истечения срока их погашения, в свою очередь банк, если он начал испытывать затруднения в средствах, сам может переучесть данные векселя в региональном управлении Центрального Банка. При этом он становится владельцем векселя и выплачивает лицу, эмитировавшему вексель, определенную сумму денег. За эту операцию банк взимает с клиента определенный процент, который называется учетным процентом (дисконтом) .

    вексель коммерческий — возникает на основе товарного обращения (наиболее надежен) ;

    «дружеские векселя» — это векселя, которые два лица выставляют друг на друга для получения средств в банке без всякого движения товаров (бронзовые)

    Подтоварные ссуды — ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов. Они выдаются банками не в полном размере рыночной стоимости товара, а её части (обычно не более 50 %) .

    Поскольку в условиях рыночной экономики главная проблема — реализация товара, произведенный и отправленный товар может не найти своего покупателя. В этом и состоит главное отличие кредитных отношений в условиях рынка от административно-командной системы, где все или практически все производится в рамках жесткого государственного плана, в котором учтены все потребности общества.

    В условиях рыночных отношений при изобилии товаров необходим не просто спрос, а платежеспособный спрос.

    Фондовые операции – их объектом служат различные виды ценных бумаг. Операции банков с ценными бумагами выступают в виде ссуд под обеспечение ценных бумаг и покупки бумаг банком за свой счёт.

    Ссуды под обеспечение ценных бумаг выдаются, как правило, не в их полном размере курсовой рыночной стоимости, а в определенной части (50 – 60 %) .

    Ценные бумаги представляют собой фиктивный капитал. Ссуды под ценные бумаги, как правило, не связаны с действительным производством товаров.

    Банковские инвестиции в ценные бумаги (покупка банком ценных бумаг различных эмитентов) , в результате инвестиций банк становится владельцем портфеля ценных бумаг. Цель такой покупки – либо стремление к дальнейшей перепродаже этих бумаг, либо долгосрочное вложение капитала. Под ценные бумаги можно также получить кредит, который могут предоставить другие кредитные учреждения.

    Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения, потому что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы — ЦБ РФ; во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ их хранения, это способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органично входящего в систему денежных отношений. Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.

    Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных учреждений активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.

    Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресурсы, представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций. По способу образования все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).

    Пассивными называются операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках. Существуют три формы пассивных операций коммерческих банков:

  1. взносы в уставной фонд;
  2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
  3. депозитные, внедепозитные операции.

    С помощью первых двух форм пассивных операций формируется первая группа кредитных ресурсов — собственные. Другая форма образует вторую группу ресурсов — заемные или привлеченные ресурсы. Значение первых прежде всего в том, чтобы поддерживать устойчивость банков, которые за счет них создают необходимые им резервы. Собственные ресурсы — главный источник вложений в долгосрочные активы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2008.
  5. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 2005.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2006.
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  8. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2005.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.67MB | MySQL:123 | 2,316sec