РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

<

071814 1614 1 РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВРасходы региональных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации — основные факторы увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост региональных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять—семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60-80%.

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т.д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно ввиду того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациями по благоустройству, жилищно-коммунальным организациям, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повышению качества работ по городскому благоустройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления закрепляют федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы и законы субъектов Федерации.

В настоящее время передача объектов, относящихся к федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется распоряжением Правительства РФ.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) вступил в силу со дня его официального опубликования^огласно Федеральному закону «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления местные финансы включают: а) средства местного бюджета; б) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; в) другие финансовые средства (ст. 2).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации).

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Федерации.

Закон о финансовых основах местного самоуправления устанавливает, что межбюджетные отношения строятся на основе следующих принципов:

– взаимной ответственности;

– применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

– выравнивания доходов муниципальных образований;

– максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

– компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

– повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

– гласности межбюджетных отношений.

Одним из источников финансирования программ и проектов развития муниципального образования, дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования.

Помимо средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, местные финансы могут включать и другие финансовые ресурсы. К ним, например, относятся, средства самообложения — разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения. Решение об этом принимается путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительным органом местного самоуправления с учетом мнения населения.

Собранные средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, призванные, согласно ст. 4 и 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, осуществляют государственную финансовую поддержку муниципальных образований. В этих целях используются следующие средства бюджетного регулирования местных бюджетов: а) нормативные отчисления от регулирующих доходов; б) дотации и субвенции местным бюджетам; в) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; г) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, и др. При этом формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.

Доходы, бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов включают: а) налоговые доходы; б) неналоговые доходы; в) безвозмездные перечисления.

К налоговым, доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также штрафы, пени, поступающие в местный бюджет.

Налоговые доходы местных бюджетов составляют собственные налоговые доходы. Согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления к собственным налоговым доходам местных бюджетов относятся:

– местные налоги и сборы;

– доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе;

– платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, и другие налоговые поступления. Местные налоги и сборы, которые относятся к собственным доходам муниципальных образований, устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Налоговый кодекс РФ (ст. 15) к местным налогам и сборам относит:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследование или дарение;

д) местные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Размеры долей федеральных налогов и долей налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта.

Порядок закрепления за муниципальными образованиями размеров долей (в процентах) федеральных налогов устанавливает Законе финансовых основах местного самоуправления. В нем определены минимальные доли федеральных налогов, которые закрепляются за муниципальными образованиями на постоянной основе. К этим доходам относятся: а) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Федерации; б) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Федерации; в) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из. Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Федерации; г) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Федерации; д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Федерации.

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами поступают в местные бюджеты в порядке, установленном законодательством РФ.

К собственным доходам местных бюджетов относится государственная пошлина. Она взимается в соответствии с Федеральным законом «О государственной пошлине» (в редакции от 31 декабря 1995 г.) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (за государственную регистрацию актов гражданского состояния и в других случаях, предусмотренных законом). Государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж.

В доходы местных бюджетов зачисляются в соответствии с действующим законодательством штрафы.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся также отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерации и ее субъектов в порядке, установленном налоговым и бюджетным законодательством.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся: доходы от использований имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий; доходы в виде финансовой помощи (в форме дотаций, субвенций и субсидий) и бюджетных ссуд, полученных от вышестоящих бюджетов, и иные доходы.

Очень многие муниципальные образования имеют «дотационные» бюджеты, т.е. получают дотации. Дотации — это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

На осуществление определенных целевых расходов местным бюджетам могут предоставляться бюджетом другого уровня нашей бюджетной системы субвенции. Они предоставляются также на безвозмездной и безвозвратной основах, однако в отличие от дотаций субвенции согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления выделяются только на конкретные цели и на определенный срок.

Местным бюджетам могут предоставляться из бюджета другого уровня бюджетной системы субсидии. Эти бюджетные средства предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В целях выравнивания финансового положения муниципальных образований органы государственной власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь муниципальным образованиям из средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Этот фонд формируется в бюджете субъекта Федерации путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъектов Федерации.

В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой, поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации. При этом перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Сведения о фактическом объеме средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований публикуются в средствах массовой информации ежемесячно.

Кроме того, в доходы местных бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. просчитать структуру расходов бюджета краснодарского края

 

Главным документом, определяющим проведение бюджетной политики Краснодарского края по отношению к муниципальным образованиям (местным бюджетам) является Закон о бюджете Краснодарского края, в котором ежегодно устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты, размеры финансовой помощи местным бюджетам (субвенции).

Просчитаем структуру расходов бюджета Краснодарского края на 2008 год, который утвержден Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2008 год». Согласно ст. 1 бюджета Краснодарского края общий объем расходов определен в сумме 78512350,2 тыс. рублей. Основные статьи расходов краевого бюджета на 2008 год приведены в Приложении 8.

 

 

Таблица – Распределение и структура расходов краевого бюджета на 2008 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, тыс. рублей

 

 

Наименование 

Сумма 

Структура, % 

1 

2 

3 

Всего расходов 

78512350,2 

100 

в том числе: 

   

Общегосударственные вопросы

4107203,4 

5,2 

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования

1516,0 

 

 

0,002 

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

244465,0 

 

 

0,3 

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

716051,5 

 

 

 

0,9 

Судебная система 

219795,0 

0,3 

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

836694,0 

 

 

1,07 

Обеспечение проведения выборов и референдумов

84258,0 

0,11 

Фундаментальные исследования 

15190,0 

0,02 

Обслуживание государственного и муниципального долга

135215,4 

 

0,2 

Резервные фонды 

160000,0 

0,2 

     

Другие общегосударственные вопросы

1694018,5 

2,2 

Национальная оборона  

42149,0 

5,4 

Мобилизационная подготовка экономики

42149,0 

5,4 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

5506282,2 

 

7,0 

Органы внутренних дел 

4066891,1 

5,2 

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

325330,0 

 

 

0,4 

Обеспечение пожарной безопасности

1080159,5 

1,38 

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

33901,6 

 

0,04 

Национальная экономика 

8852249,7 

11,27 

Общеэкономические вопросы 

287744,2 

0,37 

Топливно-энергетический комплекс

27849,0 

0,04 

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

35000,0 

0,045 

Сельское хозяйство и рыболовство 

1185663,7 

1,51 

Водные ресурсы 

157027,1 

0,2 

Лесное хозяйство 

163681,3 

0,21 

Транспорт 

103607,4 

0,13 

Дорожное хозяйство 

6332372,0 

8,1 

Связь и информатика 

50000,0 

0,064 

Прикладные научные исследования в области национальной экономики

13910,0 

 

0,02 

Другие вопросы в области национальной экономики

495395,0 

0,63 

Жилищно-коммунальное хозяйство

398063,0 

0,51 

Жилищное хозяйство 

10975,0 

0,014 

Коммунальное хозяйство 

151000,0 

0,19 

Благоустройство 

460,0 

0,0 

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства

2000,0 

 

0,0 

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства

233628,0 

 

0,30 

Охрана окружающей среды  

115813,0 

1,5 

Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

111454,0 

 

0,14 

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

4359,0 

 

0,006 

Образование 

1814025,4 

2,31 

Общее образование 

597981,9 

0,76 

Начальное профессиональное образование

45179,5 

0,058 

Среднее профессиональное образование

248208,6 

0,316 

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

80004,7 

 

0,102 

Молодежная политика и оздоровление детей

197269,0 

0,251 

Другие вопросы в области образования

645381,7 

0,82 

Культура, кинематография, средства массовой информации

1137169,3

 

1,448 

Культура 

742191,5 

0,945 

Телевидение и радиовещание 

213083,8 

0,271 

Периодическая печать и издательства

67600,0 

0,086 

Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

114294,0 

 

0,146 

Здравоохранение, физическая культура

и спорт 

5612402,9

 

 

7,148

Стационарная медицинская помощь

3634090,8 

4,63 

Санаторно-оздоровительная помощь

151420,2 

0,193 

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

77922,0 

 

0,099 

Физическая культура и спорт

920827,4 

1,17 

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

828142,5 

 

1,06 

Социальная политика 

13883569,1 

17,68 

Пенсионное обеспечение 

39809,0 

0,051 

Социальное обслуживание населения

3396039,0 

4,33 

Социальное обеспечение населения

9472682,1 

12,07 

Охрана семьи и детства 

28491,0 

0,036 

Другие вопросы в области социальной политики

946548,0 

1,21 

Межбюджетные трансферты 

37043423,2 

47,18 

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

3903920,4

 

4,97 

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

9804005,2 

 

 

12,49 

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

17008650,6 

 

21,66 

Иные межбюджетные трансферты

113499,0 

0,145 

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

6213348,0 

 

7,91 

 

Как видно из проведенного анализа, расходы на общегосударственные вопросы составляют всего 5,2%, расходы на национальную оборону примерно столько же – 5,4%, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 7% расходов, что значительно превышает затрат на ЖКХ – 0,51%, на охрану окружающей среды – 1,5%, образование – всего 2,31%. Расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации – 1,448%. Довольна высока доля расходов на социальную политику – 17,68%. Почти половину всех расходов составляют межбюджетные трансферты – 47,18%

Из всех расходов самую минимальную величину составляют расходы на благоустройство города, на прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства – величина очень близка к 0,0%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон: от 15 августа 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 34. Ст. 4030; 1998. № 10. Ст. 1144; № 13. Ст. 1442.
  2. Устав Краснодарского края /в ред. Законов Краснодарского края от 18.07.1997 № 95–КЗ, от 04.01.2001 № 331–КЗ, от 10.05.2001 № 355–КЗ, от 07.08.2001 № 393–КЗ, от 22.08.2001 № 405–КЗ.

  3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2006 г. Краснодар: Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, 2007.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (официальный текст с изм. и доп. на 1.08.07). Постатейный научно-практический комментарий. Вып. 4. М., 2007.
  5. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М., 2006.
  6. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007.
  7. Мазина В.В. Социальная направленность бюджета Краснодарского края (статья) / В.В. Мазина // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века». –
    Пенза, 2004. – С. 115 – 146.
  8. Одинцов Н.В. Совершенствование распределения трансфертов местным бюджетам в Краснодарском крае. – Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления правового государства в современной России». Сочи. май 2005.
  9. Финансы / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М., 2007.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.67MB | MySQL:117 | 2,190sec