РИСК В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА

<

071714 1940 1 РИСК В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКАВ экономической литературе риск рассматривается с точки зрения возможного материального ущерба, связанного с реализацией хозяйственных, организационных, технических решений, с авариями, стихийными бедствиями, банкротством, уменьшением ценности акций, денежной единицы и т. д., а также с точки зрения принятия решений, связанных с извлечением прибыли или дохода.

Существуют два противоположных взгляда на природу риска. Во-первых, риск понимается как неудача, опасность материальных и финансовых потерь, которые могут наступить в результате реализации выбранного решения. Во-вторых, риск отождествляется с предполагаемой удачей и извлечением прибыли.

Впервые наиболее общее определение риска дал Найт: риск — это образ действий в неясной, неопределенной обстановке.

Риск —- это ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный исход и неблагоприятные последствия в случае неуспеха.

Ситуации риска — ситуации, которые не имеют однозначного исхода или решения, но обязательно требуют выбора одного из нескольких вариантов.

В российском законодательстве не содержится информации об экономическом риске. В результате представление об ответственности несколько размыто в случаях, когда отрицательные последствия происходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с другой — вследствие некомпетентности хозяйственного руководителя.

Процесс оценки риска включает три этапа:

1) выявление возможных вариантов решения проблемы;

  1. определение возможных экономических, политических, моральных и других последствий, главным образом негативных, которые могут наступить в результате реализации решения;
  2. интегральная сторона риска, которая в свою очередь состоит
    из двух взаимосвязанных аспектов — качественного и количественного.

    Существуют три основных критерия количественной оценки риска.

    Суть первого состоит в том, что решения, выбираемые в ситуации риска, должны прежде всего оцениваться с позиции вероятностного достижения предполагаемого результата и возможного отклонения от поставленной цели.

    С математической точки зрения риск будет равен разности между ожидаемым результатом действия при наличии точных данных обстановки и результатом, который может быть достигнут, если эти данные не определены. По общему правилу считается нецелесообразным принятие решений, вероятность реализации которых составляет 0,4—0,5, т. е. решений, риск которых измеряется вероятностью 0,5—0,6 и выше.

    С финансовой точки зрения риск может быть трех степеней:

  3. допустимый риск, связанный с потерей прибыли в случае нереализации решений;
  4. критический риск, связанный с возможностью неполучения (потери) выручки или дохода;
  5. катастрофический риск, влияющий на ликвидацию позиций фирмы, на возможность ее платежеспособности; такой риск является прямой предпосылкой банкротства фирмы.

    Второй критерий количественной оценки риска состоит в том, что лучшим будет то решение, которое в существующих условиях обеспечивает достижение нужного результата при меньших затратах по сравнению с другими вариантами.

    Суть третьего критерия заключается в том, что лучшим будет то решение, на реализацию которого затрачивается меньше всего времени.

    Экономический риск состоит из двух слагаемых — суммы возможного ущерба, понесенного вследствие неверного решения, и расходов, связанных с реализацией этого решения.

    Установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, как правило, связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска сопряжено также и определение цен на производственные ресурсы (сырье/материалы, оборудование, топливо, рабочая сила и др.). Допущенный просчет (ошибка) в установлении уровня пены на производимую продукцию может привести к значительным потерям выручки от реализации, а при эластичности спроса от цены эти потери могут существенно увеличиться. Потери в объеме реализованной продукции могут возникнуть и при определении цен на потребляемые фирмой услуги.

    Поскольку в условиях инфляции, динамичности спроса и роста цен на выпускаемую фирмой продукцию, а также на сырье, материалы, топливо прогнозировать динамику цен даже на близкую перспективу довольно нелегко, ошибка в цене на 5—7% — дело вполне обычное. Исходя из этого, нетрудно понять, в какой степени установление цен связано с риском.

    Фирме необходимо определить размер риска и путем сравнения степени риска различных альтернативных вариантов остановиться на варианте, который в наибольшей мере соответствовал бы стратегии риска, выбранной руководством фирмы.

    Как известно, риск в предпринимательской деятельности — это вероятность возникновения убытков или потерь в результате осуществления какого-либо события, предусмотренного прогнозом, планом или программой. Поскольку риск — понятие вероятностное, он может быть измерен методами теории вероятности и математической статистики. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, если фирма определила цену на свой товар в размере 10 000 руб. за единицу и продала 90% его по указанной цене, то вероятность того, что цена была установлена правильно, составит 0,9, а риск ошибки — 0,1, или 10%. Риск связан с вероятностью неосуществления цели фирмы, с недоучетом реальной ситуации на рынке.

    Риск в хозяйственной деятельности измеряется как в абсолютном выражении — суммой потерь и убытков, так и степенью риска, т. е. мерой вероятности недостижения планируемого уровня цены. Первый показатель характеризует абсолютный риск, второй — риск относительный. Абсолютный риск выражается в рублях, относительный — в процентах или в долях единицы.

    Рыночная цена по своей экономической природе является величиной случайной. В условиях рынка вследствие акта купли-продажи она может принять только одно значение, которое заранее неизвестно и зависит от множества случайных факторов. Все эти факторы не могут быть учтены участниками данной сделки. А раз цена — величина случайная, то, следовательно, это переменная величина, конкретное значение которой не определено и зависит от случая, но которой присуща функция распределения вероятностей. Эта функция и позволяет судить о степени риска.

    В условиях ограниченной информации при определении цен часто бывает непросто выбрать подходящую эмпирическую функцию распределения вероятностей. Поэтому на практике удобнее пользоваться наиболее часто употребляемыми в теории вероятностей стандартными функциями распределения вероятностей:

    нормальным распределением вероятностей, или распределением Гаусса;

    показательным (экспоненциальным) распределением вероятностей, которое весьма широко используется в расчетах надежности (а расчет цен требует определенных критериев надежности);

    распределением Пуассона, которое часто используется в теории массового обслуживания.

    В хозяйственной жизни следует пользоваться принципом разумного риска. В предпринимательской деятельности этот принцип означает следующее: принимая решения о ценах, необходимо руководствоваться таким соотношением вероятностей осуществления и неосуществления события, при котором примерно две трети шанса благоприятствуют успеху и одна треть — не благоприятствует.

    Одна треть шанса, которая не благоприятствует успеху, выступает стимулом для принятия мер по их устранению. Этому принципу при нормальном распределении вероятностей соответствует интервал значений случайной величины (цены), равный отклонению от математического ожидания в пределах среднего квадратического отклонения, т. е. М(х) ± (х).

    <

    Экономисту при характеристике отклонений привычнее пользоваться процентными соотношениями (коэффициентами).

    Коэффициент вариации при нормальном распределении вероятностей характеризует интервал отклонений случайной величины (цены) при вероятностном исходе, соответствующем двум третям шанса «за» и одной трети шанса «против» в процентном отношении к математическому ожиданию. Это привычное для экономиста процентное выражение вероятностных отклонений. Следует считать, что коэффициентом вероятности в ценовых расчетах необходимо пользоваться, поскольку он дает определенную, хотя и вероятностную, базу для ценовых расчетов при определении риска.

    Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка инфляционного ожидания. Такая оценка необходима для:

  • учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития фирмы;
  • учета изменения цен при разработке бизнес-планов;
  • обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки возможного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;
  • учета влияния изменения цен на доход и выручку фирмы от продажи ее продукции;
  • анализа влияния изменения цен на издержки производства и сбыта, в том числе на средства производства и оплату труда;
  • подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;
  • выбора оптимальной структуры производства.

    Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фирмы используются:

    сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);

    индекс цен производителей промышленной продукции;

    индекс тарифов на грузовые перевозки;

    индекс цен на материально-технические ресурсы;

    индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;

    индекс цен на услуги для населения. Инфляционные ожидания повышения цен могут основываться на таких источниках внешней информации, как:

  • ежегодный прогноз экономического и социального развития страны, представляемый Правительством РФ в Федеральное Собрание РФ;
  • проект федерального бюджета Правительства РФ на предстоящий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;
  • расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инфляции;
  • результаты опросов ведущих специалистов предприятий и фирм, публикуемые в средствах массовой информации («Финансовые известия», «Деловой мир» и др.);
  • оценка экспертов.

    В настоящее время существует множество методов прогнозирования инфляции. Поэтому специалистам фирмы следует критически оценивать их и самостоятельно производить расчеты ожидаемой инфляции.

    Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим основным этапам:

  • уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;
  • установление периода (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) прогнозирования;
  • анализ исходных данных и подготовка информации за предшествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;
  • изучение и выявление факторов и условий, которые будут оказывать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;
  • определение (расчет) темпа инфляции;
  • вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наиболее благоприятной социально-экономической ситуации, оптимальной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.

    При проведении оценки инфляционного ожидания следует учитывать как объективные закономерности и условия образования динамики цен, так и воздействие государственных органов на инфляционные процессы.

    Опыт зарубежных стран и практика проведения реформ в экономике России показывают, что главным условием эффективной антиинфляционной политики выступает только комплексное государственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: а) платежеспособный спрос; б) предложение товаров и услуг, издержек производства и сбыта.

    В результате такого воздействия может быть достигнуто существенное снижение инфляции спроса и издержек.

    Оба названных фактора взаимосвязаны. Однако для оценки инфляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз, необходимо определить главное — в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночного конкурентного ценообразования.

    Ранее были рассмотрены сущность и экономические последствия для фирмы риска в ценообразовании в результате допущения ошибок при определении цен на свои товары. Далее излагаются методы страхования цен от возможных их изменений под влиянием различных рыночных факторов.

    Рассмотрим акт купли-продажи, который может быть совершен либо на рынке, либо в магазине. В этом случае передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца осуществляется одновременно.

    Однако в рыночной практике весьма часты такие ситуации, когда при оптовой продаже товара продавец и покупатель заключают договор поставки, в котором предусматриваются обязательства сторон: поставщик (продавец) обязуется в установленный срок поставить покупателю определенное количество товаров, а покупатель берет на себя обязательство купить этот товар по заранее оговоренной цене. Таким образом, во-первых, цена товара, подлежащего поставке, предусмотрена договором, а во-вторых, между заключением договора купли-продажи и реальным осуществлением акта купли-продажи имеется временной разрыв (лаг). Но, как известно, в условиях рынка цены не остаются неизменными, они подвержены колебаниям под воздействием рыночной конъюнктуры. Отсюда по истечении определенного времени рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже цены, установленной договором поставки.

    В случае повышения или снижения цены для фирмы-поставщика возникает риск. Поскольку фирма- поставщик стремится по возможности избежать этого риска, посмотрим, как это можно сделать.

    Практика рыночного хозяйствования подсказала необходимость страхования цен, которое производится методом включения в договоры поставки определенных оговорок. Их несколько.

    Во-первых, оговорка о возможности повышения или снижения издержек. Она включается в договор купли-продажи в тех случаях, когда на цену большое влияние оказывает ряд внешних и внутренних факторов, обусловливающих рост затрат на производство. Фирма — изготовитель товара стремится переложить риск увеличения цены на потребителя.

    Этот случай можно проиллюстрировать следующим условным примером. Обувная фирма заключила договор с оптовой базой на поставку определенного количества женских сапожек по цене 2500 руб. за пару. Однако в условиях инфляционного роста цен рыночные цены на материалы постоянно растут. В себестоимости сапожек их доля составляет 80%. Под влиянием роста инфляции руководство фирмы вынуждено также повышать заработную плату работников, удельный вес которой в затратах на производство составляет 10%. Поэтому к моменту оплаты оптовой базой фактическая цена указанных сапожек будет выше цены, предусмотренной договором. Чтобы избежать риска потери выручки, фирма — производитель обуви включает в договор поставки оговорку о повышении цены на сапожки, если будут увеличены ее издержки на кожматериалы и заработную плату. Эту оговорку можно выразить следующей формулой:

    071714 1940 2 РИСК В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА

    где Цп — цена поставки;

    Цд— цена, предусмотренная договором;

    071714 1940 3 РИСК В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА — стоимость кожматериалов на день поставки;

    071714 1940 4 РИСК В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА — стоимость кожматериалов на день подписания договора;

    Кп — зарплата на день поставки;

    Кд — зарплата на день подписания договора. Во-вторых, оговорка о колебаниях рыночной цены, которая имеет несколько разновидностей.

  1. Оговорка о повышении цены. В этом случае всякий рост рыночной цены означает увеличение цены, предусмотренной в договоре поставки.
  2. Оговорка о снижении цены означает, что всякое снижение рыночной цены неизбежно должно привести к уменьшению цены, обозначенной в договоре поставки.

    3. Оговорка о любом изменении цены. В этом случае происходит соответствующее повышение или уменьшение цены, указан в договоре поставки.    

    При использовании этих оговорок осуществляется поставка исполнительного количества товара в случае снижения цены и поставка меньшего количества товара в случае роста цены. Главным образом осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     

    Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнут за счет изменения цен или объемов производства.

    Невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар.

    Как известно, цена и спрос находятся в определенной зависимости. Цена может увеличиться, когда спрос велик, и уменьшиться, когда он ослабевает, притом что затраты на производство товара в обоих случаях останутся неизменными. Поэтому фирма должна оценить эластичность спроса по цене, определить вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня. Здесь важно помнить, что спрос определяет максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.

    Например, игрок в гольф, которому необходимо приобрести дюжину новых мячей, внутренне уже готов заплатить за них определенную цену. Разумеется, стоимость мячей в спортивном магазине может оказаться выше той, на которую рассчитывает игрок. Это может в определенной степени снизить силу желания в зависимости от разницы между розничной ценой и ценой, которую готов заплатить игрок. Если же игрок обнаружит мячи в другом магазине по цене, которая будет больше соответствовать его представлениям о стоимости ч товара, желание его станет достаточно сильным для того, чтобы подтолкнуть к приобретению мячей.

    Обычно цена и спрос находятся в обратной зависимости (иногда это соотношение может быть другим, но и в этом случае есть верхний предел повышения цены, после которого начинается снижение спроса).

    Специалист, принимающий решение по ценам, должен иметь представление о том, насколько сильно реагирует спрос на различные цены данного товара. Степень этой зависимости принято называть ценовой эластичностью. Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен, так как это может привести к увеличению объёмов продаж и, следовательно, прибыли фирмы.

    Определённый на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены, нижнюю её границу образуют издержки.

    Если нет возможности достичь соответствия спроса и предложения за счет изменения объема производства или это нецелесообразно, используется инструмент цены. В машиностроении он применяется как по отношению к средствам производства (например, снижение цены сельскохозяйственной техники), так и по отношению к потребительским товарам длительного пользования (например, повышение цены легковых автомобилей). Таким образом, функция балансирования спроса и предложения служит инструментом регулирования экономических процессов.

    Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т.д.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии. -М.: ГЕЛАН, 2004.
  4. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. -М.: ИНФРА-М, 2006.
  5. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия.–СПб.: Питер, 2004.
  6. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М.: ЭКМОС, 2006.
  7. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. -СПб.: Питер, 2003.
  8. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. –М.: НОРМА, 2001.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.67MB | MySQL:120 | 1,985sec