РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

<

070614 1415 11 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

.
1.1. Понятие и сущность финансовой системы и финансов

 

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
					

Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: а) заработной платы наемных работников; б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

070614 1415 21 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Общая структура финансовой системы страны

 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств.

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении.

В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет устанавливаемый Гражданским кодексом РФ их статус юридического лица, т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с действующим законодательством предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Это находит адекватное отражение в денежном обороте предприятия, учреждения, организации.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и вести предусмотренную законодательством финансовую отчетность, отражающую хозяйственную деятельность.

Извлечение прибыли как основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.

Коммерческие организации (предприятия) в настоящее время создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах: общественные и религиозные организации (объединения); учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; другие формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций более гибкие и менее жестко определены законом).

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.

Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:

  • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;
  • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;
  • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.;
  • финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям.

    Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Размер получаемых доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности организации своей деятельности, координации доходов и расходов, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта.

    Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности, выраженный в росте активов предприятия, его денежных доходов и чистой прибыли, свидетельствует об эффективности применяемых методов и форм управления материальными и финансовыми ресурсами; напротив, отрицательный результат свидетельствует о недостатках в управлении ресурсами, что может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

     

     

    1.2. Особенности и принципы организации финансов коммерческих организаций в производственной сфере

     

    Основным источником поступления финансовых ресурсов в коммерческой организации в производственной сфере после формирования ее уставного капитала выступает выручка от реализации, полученная от продажи произведенной продукции или оказанных производственных работ и услуг.

    Выручка от реализации в процессе ее распределения принимает форму денежных расходов и накоплений.

    К денежным расходам относятся произведенные денежные или финансовые расчеты с работниками предприятия, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, расчеты по уплате налогов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

    Накопления финансовых средств предприятий производится главным образом за счет нераспределенной части чистой прибыли от всех видов деятельности. Дополнительным собственным источником накопления финансовых средств является выручка от реализации излишних (не применяемых в производственном процессе) активов и поступления привлеченных средств за счет увеличения уставного капитала.

    Дополнительными источниками финансирования могут быть заемные средства, предоставляемые лендерами, финансово-кредитными и страховыми организациями в виде краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов.

    Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности.

    Принцип хозяйственной самостоятельности. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. В то же время, государство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельности; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм собственности, проводит лицензирование отдельных видов деятельности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному и медицинскому страхованию работников предприятия и минимальным размерам заработной платы.

    Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и. при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов.

    Принцип материальной заинтересованности. Объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получение прибыли с целью повышения благосостояния собственников предприятия и его работников.

    Принцип материальной ответственности. Означает существование определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Принцип обеспечения финансовых резервов. В условиях рыночных отношений последствия предпринимательского риска ложатся непосредственно на предприятие (точнее, его собственников), которое добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу производственной деятельности.

    Для осуществления хозяйственной деятельности организации и предприятия должны располагать производственными ресурсами, т. с. совокупностью внеоборотных (основных) и оборотных средств, на формирование которых направляются финансовые ресурсы, вложенные собственниками и (или) полученные предприятием от его производственной деятельности. Такое деление производственных ресурсов связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

    Внеоборотные средства, инвестируемые в основные производственные активы предприятия, участвуют в процессе производства в течение длительного времени и постепенно, частями, по мере амортизации переносят свою стоимость па стоимость готовой продукции.

    Кругооборот средств, вложенных во внеоборотные активы, включает:

    а) инвестирование финансовых средств в основные и нематериальные активы;

    б) начисление амортизации;

    в) накопление средств для полного восстановления активов;

    г) замену путем финансирования инвестиций в материальные и нематериальные активы.

    Процесс простого и расширенного воспроизводства основных средств и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций. Финансовыми источниками долгосрочных инвестиционных средств являются:

    1) нераспределенная прибыль предприятия,

    2)    дополнительные вклады собственников предприятия,

    3) долго срочные банковские кредиты и облигационные займы.

    Оборотные средства — это финансовые ресурсы, вложенные в активы, полностью потребляемые в течение года и обеспечивающие непрерывность процесса производства и реализации продукции. Финансовыми источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта являются:

    1) собственные оборотные средства, формирующиеся за счет части уставного капитала и части нераспределенной прибыли предприятия;

    2) кредиторская задолженность;

    (3)    краткосрочные кредиты и займы.

    Формирование внеоборотных и оборотных активов является объективной предпосылкой для осуществления предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции, выполненных работ и оказанных производственных услуг. В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда, или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения припыли — превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

    Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их собственников, интересы работников предприятия.

    На организацию финансовой работы предприятий существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру материально-технической базы, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

    Одним из важнейших элементов финансового планирования является совершенствование управления: а) прибылью и б) денежными средствами.

    На финансовую состоятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, а также объективные факторы, не зависящие от его деятельности.

    К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, качество маркетинговой работы, конкурентоспособность выпускаемой продукции, размеры предприятия, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень отпускных цен на готовую продукцию.

    Объективные факторы включают: уровень рыночных цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений (в случае их регулирования в рамках налогового законодательства), конъюнктура рынка, развитие финансово-кредитной системы, налоговая и таможенная политика государства и др.

    Основной задачей управления финансами любого коммерческого предприятия независимо от его организационно-правовой формы или сферы деятельности является увеличение его рыночной стоимости, предопределяющей сумму денежных средств, которую может получить сособственник предприятия при продаже своего пакета акций или доли участия, и соответственно доходность (рентабельность) инвестиций с позиции собственника. Рыночная стоимость, или стоимость бизнеса предприятия, зависит от многих финансово-экономических факторов, важнейшими из которых являются стоимость чистых активов (фактическая стоимость собственного капитала), доходность (рентабельность) деятельности, уровень предпринимательских рисков и др.

     

    1.3. Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве

     

    Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование денежных фондов. Часто категории «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории «финансы»-, что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном процессе.

    Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.

    Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.

    В качестве инструмента распределения финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.

    Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п.

    Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом, В этом заключается роль финансов государства.

    Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.

    В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства, Это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов.

    Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.

    В целом можно говорить о таких результатах действия финансов, как аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.

    Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.

    Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу.

    Распределительная роль характерна для финансов на различных стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей стоимости.

    Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.

    Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.

    Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.

    Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.

     

     

    2. ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВНУТРЕННЕГО ВАЛОВОГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

     

     

    2.1 Внутренний валовой продукт и национальный доход как финансовые категории

     

    Показателем общих результатов процесса производства на макроуровне является выпуск товаров и услуг. Под выпуском товаров и услуг представляют суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики за определенный период. Выпуск оценивается на основе данных о стоимости реализованной продукции, изменений запасов готовой продукции и стоимости незавершенного производства. Выпуск товаров, рыночных и нерыночных услуг не является оценочным показателем деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, отрасли сектора или экономики в целом, поскольку содержит так называемый повторный счет в виде промежуточного потребления на любом уровне агрегирования.

    В рамках расширенной концепции экономического производства центральным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. ВВП широко используется для определения уровня, пропорций, темпов развития экономики, оценки успехов или провалов экономической политики правительства, проведения международных сравнений уровней экономического развития стран и регионов. В экономическом анализе ВВП сопоставляется с численностью всего населения, экономически активного и занятого населения, потребленными в производстве ресурсами, основными фондами, объемом инвестиций, фондом заработной платы, государственными расходами по различным направлениям, реальными денежными доходами и расходами населения и другими показателями. Это позволяет исследовать уровень и динамику занятости, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, направления результаты инвестиционной политики, измерять экономический потенциал страны и степень его использования, анализировать основные результаты экономического развития страны в краткосрочном и среднесрочном плане. Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам.

    ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц данной страны за определенный период времени. Это не означает, что ВВП соответствует конечному результату деятельности в пределах географических границ национальной экономики. Институциональные единицы-резиденты могут осуществлять производственную деятельность частично за границей (например, монтаж и установка экспортируемых машин и оборудования), а институциональные единицы-нерезиденты, наоборот, внутри данной страны. Он может быть рассмотрен на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

    На стадии производства ВВП характеризует добавленную стоимость, созданную резидентами в текущем периоде в процессе производства товаров и услуг.

    На стадии образования доходов ВВП представляет собой сумм первичных доходов, полученную резидентами в процессе производства и подлежащую распределению между участниками процесса производства.

    На стадии использования доходов ВВП отражает сумму расходом всех секторов национальной экономики на конечное потребление и накопление и чистого экспорта товаров и услуг.

    Соответственно различают три метода исчисления ВВП: производственный метод, метод формирования ВВП по источникам доходов и метод конечного использования.

    ВВП является агрегированным показателем объема производства. Он предназначен для измерения стоимости, созданной в процессе производства за тот или иной период времени резидентами данной страны. В основе производственного метода исчисления ВВП лежат следующие показатели:

    выпуск товаров и услуг,

    промежуточное потребление,

    валовая добавленная стоимость.

    Как было уже отмечено, выпуск (В) сектора, отрасли или экономики в целом представляет: собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде резидентными производственными единицами, входящими в состав соответственно сектора, отрасли или национальной экономики. Поскольку выпуск институциональной единицы складывается из выпусков принадлежащих ей заведений, выпуск всех секторов национальной экономики равен выпуску всех отраслей. Выпуск принято в Системе Национальных Счетах (СНС) исчислять в основных ценах.

    Стоимость произведенной продукции включает стоимость товаров и услуг, использованных в процессе производства. Для того чтобы получить стоимость, вновь созданную в текущем периоде в процессе производства, необходимо из выпуска товаров и услуг вычесть промежуточное потребление.

    Под промежуточным потреблением (ПП) понимается стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в данном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Оно включает следующие составные элементы:

    материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, материальные услуги, расходы собственников жилья на его текущий ремонт; покупки домашними хозяйствами инструментов, строительных материалов, семян, кормов для собственной хозяйственной деятельности; покупки продуктов питания и медикаментов больницами и др.);

    оплата нематериальных услуг (оплата научно-исследовательских и экспериментальных работ, оплата финансовых услуг, затраты на обучение и повышение квалификации кадров, плата за юридические услуги, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи за использование произведенных активов (зданий, сооружений, машин, оборудования и др.);

    расходы на командировки (в части оплаты проезда и услуг гостиниц);

    другие элементы промежуточного потребления, включающие как материальные затраты, так и оплату нематериальных услуг (представительские расходы, расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий и бюро, расходы по набору кадров, стоимость доставки работников на работу и с работы, оплачиваемой производителем).

    Не все расходы производителей включаются в промежуточное потребление. Оно не охватывает потребление основного капитала, а также целый ряд расходов, которые не связаны непосредственно с производством товаров и услуг и поэтому рассматриваются в составе других экономических категорий. К ним относятся, например, такие расходы производителей, которые трактуются в СНС как:

    накопление основного капитала: расходы на строительство, затраты на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования, расходы на геолого-разведочные работы, затраты на приобретение программного обеспечения, расходы на приобретение оригиналов художественных и литературных произведений, драгоценных металлов и произведений искусства, расходы органов государственного управления на оборону в части товаров длительного пользования, которые могут применяться не только для военных, но и для гражданских целей (аэропорты, мосты, здания, дороги, автомобили и т.п.);

    расходы на конечное потребление: расходы на социально-бытовое обслуживание своих работников подразделениями предприятия (ведомственные больницы, жилье, спортивные сооружения и т.п.;

    расходы жильцов-арендаторов на текущий ремонт жилья и др.);

    передача доходов от собственности: арендная плата за использование земли, недр и других материальных непроизведенных активов).

    Для расчета промежуточного потребления используются данные, содержащиеся в формах статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), данные отчета об исполнении сметы доходов и расходов бюджетных организаций, выборочные обследования домашних хозяйств (для получения данных о сельскохозяйственном производстве в хозяйствах населения и другой предпринимательской деятельности) и другие источники информации.

    Промежуточное потребление оценивается в рыночных ценах (ценах покупателей) на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство.

    Разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):

    ВДС
    =
    В
    ПП
    (1)

    Термин «валовая» означает, что при исчислении показателя добавленной стоимости из выпуска не вычитается потребление основного капитала, которое, так же как и стоимость других потребленных в производстве товаров и услуг, является результатом производственной деятельности предшествующих периодов. Потребление основного капитала (А) определяется в СНС как уменьшение стоимости основного капитала в процессе производства товаров и услуг в результате физического и морального износа или обычных повреждений. Оно должно рассчитываться исходя из фактических сроков службы и восстановительной стоимости элементов основного капитала, например на основе метода непрерывной инвентаризации. Если из валовой добавленной стоимости исключить потребление основного капитала, то получим показатель, называемый чистой добавленной стоимостью (ЧДС). Он более точно отражает вновь созданную в текущем периоде стоимость, добавленную к стоимости потребленных в процессе производства товаров и услуг:

    <


    ЧДС = ВДС – А (2)

    Поскольку выпуск измеряется в основных ценах, валовая добавленная стоимость и чистая добавленная стоимость также оцениваются в основных ценах, включающих субсидии, но исключающих налоги на продукты. Из этого вытекает, что одним из компонентов добавленной стоимости являются другие налоги на производство.

    Сумма валовой добавленной стоимости всех секторов национальной экономики равна сумме валовой добавленной стоимости всех отраслей. Для определения ВВП в рыночных ценах сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики уменьшается на величину косвенно измеряемых услуг финансового посредничества и увеличивается на величину чистых налогов на продукты (ЧНП):

    ВВП =åВДС + ЧНП, (3)

    где åВДС — суммарная величина валовой добавленной стоимости за вычетом косвенно измеряемых услуг финансового посредничества;

    Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества — разность между процентами, полученными и выплаченными банками. Эти услуги рассматриваются в СНС как промежуточное потребление. Поскольку данные услуги трудно отнести к издержкам какой-либо конкретной отрасли (сектора), их исключают из итога ВДС по экономике в целом.

    Исключая из валового внутреннего продукта потребление основного капитала, получают чистый внутренний продукт (ЧВП):

    ЧВП = ВВП — А (4)

    Поскольку получение точных оценок потребления основного капитала, соответствующих концепции СНС, связано с большими трудностями, на практике чаще пользуются показателями валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта, хотя с аналитической точки зрения большее значение имеют показатели чистой добавленной стоимости и чистого внутреннего продукта.

     

    2.2. Анализ динамики внутреннего валового продукта Российской Федерации

     

    На рисунке 1 представлена динамика ВВП в рыночных ценах, что позволят наглядно проследить рост данного показателя. Как видно из таблицы 1, валовой внутренний продукт имеет значительную тенденцию к росту, что говорит о развитии российской экономики в целом. Если в 2000 году ВВП России составлял 9789,5 млрд. руб., то в отчетном году он равен 32987,4 млрд. руб., что в 3,37 раза больше (о чем говорит базовым темп роста, равный 337%). Наибольший цепной темп роста отмечался в 2004 году и равен 128,7% по сравнению с предыдущим 2003 годом. В то же время наибольший абсолютный цепной прирост составил в 2007 году и равен 6107,6 млрд. руб. по сравнению с предыдущим 2006 году. Наименьший цепной темп роста отмечается в 2001 году (104,7%).

    Бюджет расширенного правительства в период с 2000 по 2007 годы исполнялся в последние годы с профицитом от 5 до 8 процентов ВВП. По этому показателю Россия отличается от большинства других стран. Так, в среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2% ВВП. Вместе с тем, в условиях быстрого роста цен на нефть многие нефтедобывающие страны имели еще большие размеры профицита. Так, в Норвегии в 2005-2007 гг. бюджет исполняется с профицитом от 15 до 18% ВВП. Нефтяные страны исполняют свои бюджеты с профицитом для того, чтобы осуществлять контроль за денежным предложением, обеспечить низкий уровень инфляции в экономике и устойчивость макроэкономики.

    Результатом проводимой в последние годы бюджетной политики в стране стало значительное снижение величины государственного долга. Если в 2000 году его величина была близка к 100% ВВП, то к концу 2007 года размеры государственного долга упали до 7,3% ВВП, в т.ч. внешний долг – до 3,3% ВВП. По данному показателю наша страна имеет один из лучших показателей среди всех стран. Низкая величина государственного долга позволила значительно снизить процентные расходы: они сократились с 3,9% ВВП в 2000 г. до 0,5% ВВП в 2007 году. Это позволило направить сэкономленные ресурсы на развитие экономики, решение социальных задач, реализацию национальных проектов. Так, средства, освободившиеся благодаря досрочному погашению внешнего долга перед Парижским клубом официальных кредиторов, были направлены в Инвестиционный фонд для финансирования приоритетных проектов по развитию общественной инфраструктуры.

    Снижение государственного долга снизило макроэкономические риски и, таким образом, стало важным фактором повышения инвестиционной привлекательности российской экономики. Оно привело также к повышению странового предела кредитных рейтингов, что обеспечило низкие ставки по внешним заимствованиям банков и небанковских учреждений. В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2000-2007гг. составили 7%.

    Фундаментальные условия в области бюджетной политики, необходимые для поддержания макроэкономической стабильности, сформулированы в Бюджетном кодексе. Для федерального уровня положения кодекса предусматривают, начиная с 2011 года, фиксацию размеров нефтегазового трансферта на уровне 3,7 процента ВВП и ограничения на величину не-нефтегазового дефицита в размере до 1%ВВП. Введенный в 2008 году механизм управления нефтегазовыми доходами сделал последствия отклонения фактических цен на нефть от прогнозных значений менее существенными с точки зрения располагаемых средств бюджетной системы.

    Поддержание Резервного фонда гарантирует полное исполнение бюджетом своих обязательств даже в случае резкого падения цен на нефть. Использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для поддержки пенсионной системы позволит смягчить одну из самых острых проблем, связанную со «старением» населения. Динамика основных показателей бюджетной системы Российской Федерации приведена в Приложении 1.

    В период 2000-2007 год показатели доходов бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2000 года постепенно увеличивались год от года и в 2007 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2000 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы наблюдался в последние годы — в период с 2005 по 2007 год.

    Интересно отметить, что в течение последних восьми лет существенно вырос удельный вес доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной системы. Если в 2000 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2007 она выросла до 57%.

    Основной причиной роста доходов, ровно как и усиления роли федерального бюджета являлось повышение мировых цен на энергоносители. Также, в 2005 и 2007 годах в бюджетную систему поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности НК ЮКОС.

    Как видно из таблицы выше, уровень расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2002 по 2006 год, однако в 2007 году уровень расходов практически вернулся на уровень начала двухтысячных годов в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2007 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.

    Отметим постепенный переход к профициту региональных бюджетов в рассматриваемый период, несмотря на некоторый рост уровня расходов в последние несколько лет.

    Несмотря на высокий уровень доходов в 2007 году по сравнению с предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития.

    Динамика роста ВВП России за период 2000 – 2007 гг. в рыночных ценах дана в Приложении 2. На рисунке 2 показана динамика валового внутреннего продукта в рыночных ценах.

     

    070614 1415 31 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

     

     

    Рисунок 2 – Динамика валового внутреннего продукта в рыночных ценах, мрд. руб.

     

    Как видно из Приложения 2, существенное влияние на динамику ВВП оказало производство товаров, включающее промышленность, сельское хозяйство, строительство и нерыночные услуги. Так прирост производства товаров вырос с 3564,3 млрд. руб. в 2000 году до 12246,1 млрд. руб. в 2007 году (цепной темп роста составил 124% по сравнению с предыдущим 20063 году). Наибольший прирост данного показателя отмечается в 2004 году (темп роста составил 130%). Нерыночные услуги выросли с 3356,3 млрд. руб. в 2000 году до 12230,8 млрд. руб. в 2007 году.

    На следующем рисунке 2 представлена динамика основных видов экономической деятельности.

    070614 1415 41 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

     

    Рисунок 3 – Динамика основных видов экономической деятельности

     

     

     

    Для статистического изучения факторов, оказавших влияние на динамику ВВП, рассчитаем структуру удельного веса ВВП России (Приложение 3). Как видно из таблицы 2, наибольшее влияние оказало производство услуг, которые включают как рыночные, так и нерыночные услуги. Удельный вес услуг производства услуг превышает 60% на всем исследуемом промежутке времени. В то же время на динамику рыночных услуг в большей степени оказывает влияние динамика нерыночных услуг, удельный вес который вырос с 34,3% в 2000 году до 37,1% в 2007 году.

    В таблице 2 представлена динамика номинального объема использования Российской Федерации. На основе данных таблицы 3 рассчитаем удельный вес расходов ВВП. В данной таблице видно, что наибольший вес в расходах ВВП имеют расходы на конечное потребление, удельный вес которых превышает 60 процентов. Наибольший удельный вес данная статья расходов составила 68,9% в 2002 году, а наименьший удельный вес в 200 году (613%). В составе расходов на конечное потребление наибольший вес имеют расходы домашних хозяйств, удельная доля которых составила 45,1% в 2000 году и 47,9% в 2007 году.

     

     

    Таблица 1 – Расходы консолидированного бюджета в 2000-2007 годах

    (без учета трансфертов внебюджетным фондам), в процентах от ВВП

     

    Показатель 

    2000 г

    2001 г

    2002 г

    2003 г

    2004 г

    2005 г

    2006 г

    2007 г

    Расходы всего  

    26,1

    26,6

    27,9

    26,7

    24,5

    24,0

    23,8

    26,8

    Процентные 

    3,8

    2,7

    2,3

    1,8

    1,4

    1,1

    0,8

    0,5

    Непроцентные 

    22,3

    23,9

    25,7

    24,8

    23,1

    22,9

    23,1

    26,3

    Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов)

    1,7

    2,0

    2,3

    2,3

    2,1

    2,4

    2,3

    3,0

    Национальная оборона 

    2,6

    2,8

    2,9

    2,8

    2,5

    2,7

    2,5

    2,5

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    1,9

    2,1

    2,3

    2,5

    2,4

    2,7

    2,7

    2,6

    Национальная экономика  

    5,6

    6,7

    6,5

    6,0

    5,2

    3,5

    3,5

    4,7

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    3,0

    2,2

    2,2

    2,0

    1,8

    2,2

    2,4

    3,3

    Охрана окружающей среды

    0,14

    0,06

    0,07

    0,07

    0,05

    0,10

    0,09

    0,08

    Образование  

    3,2

    3,3

    4,0

    3,8

    3,7

    3,7

    3,8

    4,0

    Культура, кинематография и СМИ  

    0,6

    0,6

    0,7

    0,7

    0,6

    0,7

    0,7

    0,7

    Здравоохранение и спорт  

    2,2

    2,2

    2,5

    2,4

    2,3

    2,6

    2,8

    2,9

    Социальная политика  

    1,4

    2,0

    2,3

    2,4

    2,3

    2,4

    2,3

    2,4

     

     

    Расходы консолидированного бюджета находились на уровне 23,8-27,9% ВВП. В 2007 году они увеличились на 3 п.п. ВВП по сравнению с прошлым годом и составили 26,8% ВВП. Процентные расходы снизились более, чем в 7 раз и составили 0,5% ВВП в 2007 году. Значительные изменения произошли в социальной сфере: увеличились расходы на образование с 3,2% ВВП в 2000 году и 4,0% ВВП в 2007 году, на здравоохранение и спорт – с 2,2% ВВП до 2,9% ВВП, на социальную политику – с 1,4% ВВП до 2,4% ВВП.

    Также увеличились расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,7п.п. ВВП до 2,6% и «Общегосударственные вопросы» – на 1,3 п.п. ВВП до 3,0%.

    Расходы на ЖКХ после достижения минимума в 2004 году (1,8% ВВП) возрастали в дальнейшем и составили 3,0% в ВВП в 2007 году.

     

     

     

     

    Таблица 2 – Расходы федерального бюджета (с учетом трансфертов внебюджетным фондам), в процентах к ВВП

     

    2000 г

    2001 г

    2002 г

    2003 г

    2004 г

    2005 г

    2006 г

    2007 г

    2001-2007 (ср. знач.) 

    Всего расходов 

    19,3 

    18,4 

    19,0

    17,8

    15,8

    16,3

    15,9

    18,1

    17,3 

    Общегосударственные вопросы

    4,5

    3,7

    3,5

    3,0

    2,4

    2,3

    2,0

    2,5

    2,8

    Национальная оборона

    2,6

    2,8

    2,9

    2,8

    2,5

    2,7

    2,5

    2,5

    2,7

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    1,5

    1,6

    1,8

    1,9

    1,9

    2,1

    2,0

    2,0

    1,9

    Национальная экономика

    1,4

    1,4

    1,6

    1,3

    1,2

    1,2

    1,3

    2,1

    1,4

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    0,3

    0,0

    0,1

    0,1

    0,1

    0,0

    0,2

    0,9

    0,2

    Охрана окружающей среды 

    0,1

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    Образование 

    0,7

    0,8

    1,0

    1,0

    0,9

    0,7

    0,8

    0,9

    0,9

    Культура, кинематография и средства массовой информации

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    Здравоохранение и спорт 

    0,4

    0,4

    0,4

    0,4

    0,4

    0,4

    0,5

    0,6

    0,5

    Социальная политика 

    0,6

    0,8

    1,0

    1,0

    0,9

    0,8

    0,7

    0,6

    0,9

    Межбюджетные трансферты

    7 

    6,6 

    6,5

    6,0

    5,3

    5,8

    5,6

    5,8

    5,9

     

    Средний уровень расходов федерального бюджета в 2001 – 2007 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2007 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (5,4% ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств федерального бюджета соответственно.

    Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2001-2007 гг. составил 22,9%, средний реальный прирост – 9,1%, в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 7 процентов.

    Средний уровень расходов на общегосударственные вопросы в 2001 – 2007 гг. составил 2,8% ВВП (3,7% ВВП в 2001 году и 2,5% ВВП в 2007 году), при этом до 2006 г. доля расходов по этому разделу в относительном выражении к ВВП сокращалась.

    Основными направлениями расходования средств по разделу в течение рассматриваемого периода было обслуживание государственного и муниципального долга (средняя доля в ВВП – 1,37%, средняя доля в расходах по разделу – 46,9%), обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (0,42% ВВП, 15,9%).

    Расходы на финансирование национальной обороны в 2001 – 2007 гг. составили в среднем 2,7% ВВП. По сравнению с 2001 г. в 2007 г. расходы по этому разделу снизились с 2,8% ВВП до 2,5% ВВП. Основными направлениями расходования средств было финансирование Вооруженных сил Российской Федерации (средняя доля в ВВП – 2%, средняя доля в расходах по разделу – 75,5%), прикладные научные исследования в области национальной обороны (0,4% ВВП, 14,3%).

    Средний уровень расходов на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2001 – 2007 гг. составил 1,9% ВВП. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились с 1,6% ВВП до 2% ВВП. Рост произошел за счет увеличения финансирования органов внутренних дел (с 0,4% ВВП до 0,6% ВВП) и органов безопасности (с 0,3 % ВВП до 0,4 % ВВП).

    Расходы на финансирование национальной экономики в 2001 – 2007 гг. составили в среднем 1,4% ВВП. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,7 п.п. ВВП (с 1,4% ВВП до 2,1% ВВП), причем основной рост пришелся на 2007 г. Ключевыми направлениями расходования средств на национальную экономику в течение рассматриваемого периода было финансирование транспорта (средняя доля в ВВП – 0,3%, средняя доля в расходах по разделу – 20,6%), прикладные научные исследования в области национальной экономики (0,2% ВВП, 12,7%).

    Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2001 –2007 гг. составили 0,2% ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,8 п.п. ВВП, причем основной рост пришелся на 2007 год.

    Расходы на финансирование образования в 2001-2007 гг. составили 0,9% ВВП в среднем за год, в 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому направлению увеличились на 0,1 п.п. ВВП.

    В структуре расходов на образование направлениями расходов были финансирование высшего профессионального образования (средняя доля в ВВП – 0,6%, средняя доля в расходах по разделу – 65,7%), среднего профессионального образования (0,1% ВВП, 11,3%), а также начального профессионального образования (0,1% ВВП, 10,6%).

    Средний уровень расходов на финансирование культуры, кинематографии и средств массовой информации в 2001-2007 гг. составил 0,2% ВВП. В течение всего рассматриваемого периода это значение оставалось практически неизменным.

    Расходы на финансирование здравоохранения и спорта в 2001-2007 гг. составили 0,5% ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП – максимальное значение за период. Расходы на здравоохранение увеличились с 0,4% ВВП в 2001 г. до 0,5% ВВП в 2007 г.

    Расходы на финансирование социальной политики в 2001-2007 гг. составили 0,9% ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП.

    Средний уровень расходов на финансирование межбюджетных трансфертов в 2001-2007 гг. составил 5,9% ВВП. В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,8 п.п. ВВП, составив 5,8% ВВП.

    Основными направлениями расходования средств по разделу в течение всего периода были трансферты внебюджетным фондам (средняя доля в ВВП – 2,9%, средняя доля в расходах по разделу – 46,9%), а также финансовая помощь бюджетам других уровней (1,6% ВВП, 34,1%).

    В Приложении 4 приведена динамика номинального объема использованного ВВП (в текущих ценах, млрд.руб.), а в следующем Приложении 5 дана динамика структуры номинального объем использованного ВВП, %

     

     

     

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    3.1. Основные прогнозные показатели развития национальной экономики Российской Федерации

     

    Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

    Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного населения сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

    На динамику основных экономических показателей и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом прогнозном сценарии цена на нефть сорта Юралс в период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель.

    Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие темпы роста ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год. В условиях сокращения численности рабочей силы это потребует опережающего повышения производительности труда. Ее рост составит в среднем 6,9% в год. Дефицитность рабочей силы приведет к увеличению занятости – уровень безработицы к концу периода упадет ниже 3%. Одновременно прекратится распространение неформальной занятости: соотношение численности наемных работников и общего числа занятых в экономике будет оставаться практически неизменным.

    Рост экономики будет основан на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал – на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.

    Сложившиеся и ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти составит лишь 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь ненамного быстрее, составляя 1,9%. Это скажется и на динамике экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за период практически не изменится, тогда как экспорт природного газа возрастет на 57% (в среднем на 3,0% в год).

    Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое — с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

    Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

    Значительный профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

    В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.

    Результатом повышения удельного веса в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне.

     

    3.2 Приорительные направления развития бюджетного политики России до 2023 года

     

    Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий.

    Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

    Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

    Основа для решения перечисленных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.

    Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

    Эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для достижения целей бюджетной политики. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

    Развитие общества и изменение экономической среды предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики.

     

     

    3.2. Совершенствование налоговой политики

     

     

    К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

    В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

    Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

    Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

    Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

    С учетом изложенного предстоит обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

    1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестиционных процессов. Следует продолжить работу по внедрению административных регламентов деятельности налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основании открытых критериев, учитывающих в том числе качество обслуживания налогоплательщиков.

    2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Наиболее масштабным изменениям в плановом периоде будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога (далее – ЕСН).

    В настоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат), начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам Минфина России, в отсутствие индексации порогов регрессии величина эффективной ставки налога по итогам 2009 года может снизиться на 4 процентных пункта по сравнению с величиной, зафиксированной в 2005 году.

    При принятии решения о переходе к регрессивной шкале ставок ЕСН не предполагалось, что эффективная налоговая ставка будет снижаться, поэтому для предотвращения дальнейшего ее падения необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года уже начиная с 1 января 2010 года, недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН всеми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам.

    При этом предлагается начиная с 2010 года ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования.

    Следует отметить, что индексация порогов регрессии, начиная с 2010 года, таким образом, чтобы обеспечить установление страховых взносов на уровне эффективной ставки ЕСН, зафиксированной в 2005 году, не означает повышения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Скорее, период постоянного снижения эффективной ставки налогообложения фонда оплаты труда в течение 4 лет с 2006 по 2009 годы следует рассматривать как период предоставления временной налоговой льготы налогоплательщикам.

    На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010 года:

    1. В условиях 2010 года эффективная ставка взносов в фонд социального страхования остается неизменной по отношению к действующему законодательству, ставка в фонд медицинского страхования увеличивается на 2 п.п. (повышение тарифа на работающее население). Предлагаемые ставки взносов по различным направлениям приведены в таблице 3.

     

    Таблица 3 – Предполагаемые ставки взносов во внебюджетные фонды, %

    Налоговая база  

    Пенсионный фонд

    Фонд социального страхования

    Фонд обязательного медицинского страхования

    Итого

    До 1100000 рублей 

    19,25

    2,25

    4,50

    26,0

    От 1100001 до 2300000 рублей

    7,00

    1,00

    2,00

    10,0

    Свыше 2300001 рублей 

    2,00

    0,00

    0,00

    2,0

     

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы;

    3. Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и налогоплательщиков – организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для последних двух категорий налогоплательщиков льготные шкалы ставок взносов (параметры которых также будут подлежать ежегодной индексации) будут отменены, начиная с 2020 года.

    4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам. При этом из Налогового кодекса Российской Федерации будут исключены положения, разрешающие уменьшать сумму единого налога, уплачиваемого в рамках перечисленных специальных налоговых режимов, на сумму уплаченных взносов. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», получат возможность включать сумму уплаченных взносов в состав расходов, уменьшающих налоговую базу.

    5. С 2010 года следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 г. рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. рублей в год. Эти взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии. В то же время половина взносов, уплачиваемых в настоящее время работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование страховых пенсий.

    В 2020 году в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров, ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями на зарплату, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.

    3. Совершенствование налогообложения добычи нефти. Необходимо постепенное изменение системы налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения). Однако при этом необходимо учитывать, что специальная система налогообложения добычи нефти, обеспечивающая существенную часть доходов бюджетной системы, позволяет поддерживать относительно низкий уровень налоговой нагрузки на прочие сектора экономики. Поэтому количественные характеристики существующей системы изъятия рентных доходов у нефтяной отрасли (объем поступающих в бюджет доходов) в среднесрочной перспективе будет являться важным фактором бюджетной стабильности и обеспечения стабильности налогового бремени в прочих секторах.

    В долгосрочной перспективе (с 2014 – 2015 гг.), по мере наработки соответствующих методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.

    4. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа.

    5. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

    Среди прочих мер, менее значимых, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

    1. Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций.

    2. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.

    3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.

    4. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

    5. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

    6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.12MB/0.00049 sec

WordPress: 22.77MB | MySQL:118 | 2,676sec