РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СТРУКТУРЫ

<

071614 1418 1 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СТРУКТУРЫ Рынок ценных бумаг расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; выпуск облигаций позволяет получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банков-монополистов.

Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага – товар особого рода. Она одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага – товар, который, не имея собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Последнее объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена может превысить номинал (возможна и обратная ситуация). Поскольку рыночная цена ценной бумаги может существенно отклоняться от ее номинала, то она представляет собой «фиктивный капитал» (К. Маркс).

Рынок ценных бумаг «представляет» реально существующий рынок капитала (денег и других материальных ценностей).

В США, например, действует концепция «четырех рынков» ценных бумаг: «первый рынок» – это фондовая биржа, производящая сделки с зарегистрированными на ней ценными бумагами; «второй рынок» – внебиржевой, на котором производятся сделки с не зарегистрированными на бирже ценными бумагами; «третий рынок» – внебиржевой, на котором происходят сделки с ценными бумагами, зарегистрированными на фондовой бирже через посредников; «четвертый рынок» ориентирован на институциональных инвесторов (работает через компьютеризованную систему, без посредников). Три последних рынка дают внебиржевой оборот.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются: инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инвестиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса; передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг (прежде всего акций); перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством «противоположных» сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя; функция «притяжения венчурного капитала», дающая возможность субъектам рынка рискнуть своим капиталом для получения высокой прибыли; повышение ликвидности долга (в том числе государственного), покрытие его с помощью выпуска ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг — регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. К ним относится и процесс инвестирования капитала. Последний предполагает, что миграция капитала обеспечивает его прилив к местам необходимого приложения, одновременно она ведет к оттоку капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек.

В России функционирование рынка ценных бумаг и состав его участников определены прежде всего Федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», а также рядом других нормативных документов.

В качестве потенциальных и действующих участников рынка ценных бумаг в России выступают акционерные общества, большинство из которых было создано на базе приватизированных предприятий. Эмиссионная активность, как показала практика 90-х гг., вновь созданных акционерных обществ значительно выше, чем акционерных обществ, возникших в результате приватизации государственной собственности, руководство которых сдерживает эмиссию, чтобы не потерять контроль над ними. Многие акционерные общества имеют высокую ликвидность своих активов (предприятия нефтегазовой промышленности, металлургии, энергетики, связи, лесопереработки и др.).

Участниками рынка ценных бумаг являются также коммерческие банки (банки универсальные сочетают коммерческую и инвестиционную деятельность), небанковские инвестиционные институты, имеющие лицензии финансового брокера, инвестиционного банка и инвестиционного консультанта. В качестве дилерско-брокерской сети действуют Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тыс. территориальных банков, отделений и филиалов). В 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.

Важнейшим поставщиком ценных бумаг на рынок служит Российский фонд федерального имущества (РФФИ), созданный для продажи акций приватизируемых предприятий, являющихся объектами федеральной собственности. Всего РФФИ должен реализовать акции примерно 80% всех создаваемых на базе этой собственности акционерных обществ. Для этой же цели функционирует более 90 фондов имущества республиканского, краевого, областного и городского значения, реализующих акции предприятий различного уровня собственности.

Участниками рынка ценных бумаг выступают также организации, входящие в депозитарно-клиринговую сеть, использующие несколько телекоммуникационных сетей, действующих в национальном масштабе.

Все участники рынка ценных бумаг постоянно нуждаются в подробной информации о его состоянии. Обязанность собирать и распространять информацию лежит на всех участниках рынка ценных бумаг, но прежде всего — на Центральном банке РФ, передающем ее примерно в 300 региональных информационных центров. Центральный банк РФ должен передавать только открытую информацию, не нарушающую коммерческую тайну. Задача — обеспечить доступ к этой информации всем участникам рынка (плата за информацию не должна превышать Стоимость ее распространения).

Российское законодательство предусматривает возможность первичного размещения акций и посредством эмиссионного синдиката путем публичного объявления о подписке на ценные бумаги с аукциона на основе конкурса заявок; путем размещения бумаг через организованный фондовый рынок (биржу). Эмиссионный синдикат формируется после того, как определен порядок размещения ценных бумаг, и главной целью его создания является распределение ответственности по размещению ценных бумаг на несколько посреднических фирм, а также проведение первоначального размещения в максимально короткие сроки. В зависимости от принятых на себя функций члены эмиссионного синдиката делятся на фирму-менеджера, андеррайтера и торговых агентов. Вся деятельность участников эмиссионного синдиката направлена на содействие успешному первоначальному публичному предложению ценных бумаг.

По уровню ликвидности рынок России далеко уступает рынкам развитых стран. В России ликвидными являются рынок государственных ценных бумаг, имеющий соответствующую инфраструктуру, и рынок акций не более 200 акционерных обществ (нефть, газ, телефонная сеть, «электричество» и т. п.). Вторичный рынок акций производственных компаний находится в зачаточном состоянии.

В России организационным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система, объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.

Рынок ценных бумаг рынок практически отсутствовал в России более 70 лет. Его развитие, начавшееся в конце 80-х гг., не может быть одномоментным процессом. Объясняется это тем, что развитие рынка ценных бумаг напрямую связано с преобразованием отношений собственности (прежде всего с приватизацией и акционированием государственных предприятий), а также с изменением финансовой политики государства и муниципалитетов.

В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулирования и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий – акционерные общества стали главными субъектами этого рынка.

В условиях современного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, – главный фактор возрождения рынка ценных бумаг. Одним из наиболее объемных и развитых является рынок государственных ценных бумаг, включающий комплекс долговых обязательств государства1.

В 1992 – 1995 гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей — более чем на 40 млрд руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992 г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

В 1991– 1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило без многих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский кодекс РФ (части I и II), был принят Закон «Об акционерных обществах», в 1996 г. – Закон «О рынке ценных бумаг», приняты законы об инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в 1991– 1996 гг., относятся: масштабная приватизация – эмиссия приватизационных чеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск векселей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международный рынок; противоречивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказал их выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе авантюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отметить большое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ПСО – ОФЗ). Акции приватизированных предприятий и государственные ценные бумаги постепенно вытеснили с рынка суррогаты ценных бумаг (вроде билетов компании «МММ»)2.

В 1992 – 1996 гг. происходит быстрое формирование всех видов посреднических структур российского рынка ценных бумаг, который сейчас в этом отношении вполне сопоставим с рынком ценных бумаг развитых стран.

Рынок ценных бумаг в России в тот период характеризовался небольшими объемами, низкой ликвидностью, «неоформленностью» в макроэкономическом смысле (неизвестны макропропорции между различными видами ценных бумаг, а также их доля в финансировании хозяйства), неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозила развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг1.

Финансовый кризис 1998 г. стал серьезным испытанием для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Участники рынка, имевшие средства в государственных ценных бумагах, понесли значительные потери, что сказалось на профессиональной деятельности. Если до 1 июля 1998 г. отмечался рост числа профессиональных участников (брокерская и дилерская деятельность, доверительное управление ценными бумагами) и увеличение их капитала, то с августа ситуация резко изменилась на обратную. Очень существенно, что наибольший спад приходится на долю чисто брокерских услуг. Тенденция к сокращению числа профессиональных участников (до 50 % от предкризисного уровня) сохранилась и до 2000 г.

<

Рынок ценных бумаг в России характеризуется значительным числом имеющих свою специфику региональных рынков. Одним из них выступает рынок ценных бумаг в Санкт-Петербурге. Особенность его некоторая региональная замкнутость с ориентацией на Северо-Западный регион страны. Активными участниками рынка служат коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые компании, а также государственные органы, занимающиеся приватизацией. Основные виды обращающихся на нем ценных бумаг — государственные (муниципальные) облигации, акции коммерческих банков и предприятий. Начались и операции с иностранными ценными бумагами. Распространенным процессом на рынке ценных бумаг Санкт-Петербурга является их первичное размещение.

Вторичное обращение ценных бумаг имеет небольшие обороты в связи с их невысокой ликвидностью и низкой доходностью. Отдельные, во многом случайные, сделки купли-продажи ценных бумаг не отражают их реальных курсов. Отрицательно влияет на развитие регионального рынка и нехватка высокопрофессиональных посредников, способных оживить этот рынок и придать ему цивилизованный характер. Тем не менее в Санкт-Петербурге, как и в ряде других частей России, региональный рынок ценных бумаг — это реальность, которая в ближайшем будущем получит дальнейшее развитие.

Биржевой рынок находится под контролем государства: фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж получают право на проведение биржевой деятельности только после получения в Министерстве финансов РФ соответствующей лицензии (она может быть изъята в случае бездеятельности указанных организаций или нарушения ими законодательных норм).

В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок служит основным сегментом рынка ценных бумаг.

Однако в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости первичный рынок России не выполняет сегодня функций регулирования экономики.

Кризис российского рынка ценных бумаг не может быть вечным, он неизбежно сменится его ростом. Зарубежные теории содержат мировой опыт выхода из кризисов, поражавших рынки ценных бумаг в разных странах.

На заседании Подкомитета по фондовому рынку 14 января 2003 года была рассмотрена концепция Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003 – 2010 годы, ориентированной на развитие, в первую очередь, региональных рынков ценных бумаг и выведение на эти рынки значительного числа акционерных обществ в интересах привлечения инвестиций. По расчетам на основе данных ФКЦБ, ЦБ РФ, ММВБ, РТС численность московских брокеров-дилеров, в т.ч. банков, составляет 40 – 45% от российской, на их операции приходится 80 – 90% оборотов внутреннего рынка акции, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ – более 90% российского рынка.

Среди наиболее важных тенденций можно также выделить изменение инфраструктуры фондового рынка. Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж.

Таким образом, основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг при всех существующих недостатках обладает огромным потенциалом развития.

Можно определить основные условия, при которых российский рынок ценных бумаг будет способен преодолеть кризис и начать позитивное развитие: функционирование рынка ценных бумаг будет поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего за ее соблюдением; приватизация государственной собственности будет проводиться постепенно с учетом инвестиционных возможностей российского рынка капитала; при этом не будет допускаться разрушение производительных сил; первоочередной задачей станет возрождение доверия отечественных и иностранных инвесторов к российским ценным бумагам и банковской системе; реформирование налоговой системы будет осуществляться с учетом интересов инвесторов, прежде всего в реальном секторе экономики; будет выполнена широкая программа подготовки опытных профессионалов рынка ценных бумаг; не будет иметь места механическое использование зарубежного опыта развития рынка ценных бумаг без учета российской специфики.

 

2. ПОНЯТИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ И БИРЖЕВЫЕ СИСТЕМЫ

 

Первичный рынок ценных бумаг предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более того, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически невозможно.

Вторичный рынок — рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продаже ценных бумаг. Купить подешевле и продать подороже -основной мотив их деятельности. Вторичный рынок обязательно несет элемент спекуляции. Поскольку цель деятельности на нем — доход в виде курсовой разницы, а курсовая стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, постольку существует множество способов воздействия на курс ценных бумаг в желаемом направлении. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое всегда имеет одно направление — от мелких собственников к крупным.

Традиционной формой вторичного рынка ценных бумаг выступает фондовая биржа — организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Фондовая биржа представляет собой регулярно функционирующую и организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг (акций, облигаций, казначейских билетов, векселей, сертификатов), где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.

Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее — долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития рынка ценных бумаг в целом.

К основным функциям фондовой биржи относятся: мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг; инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг; обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

Биржа строго следит за тем, чтобы никто из продавцов или покупателей не мог диктовать цены. Наконец, все сделки заключаются методом открытого торга и о каждой из них предоставляется полная информация. Сначала она поступает на электронное табло биржи, а затем публикуется В печати.

Фондовые ценности — это ценные бумаги, с которыми разрешены операции на бирже. Торговля ведется или партиями на определенную сумму, или по видам, при этом сделки заключаются без наличия на бирже самих ценных бумаг.

Биржевой курс ценных бумаг определяется следующими факторами:

– доходностью (дивидендами, процентами) текущей и ожидаемой;

– размерами банковской процентной ставки (ссудного процента), ценой на золото, отдельные товары и недвижимость, так как вложения на банковские счета, в золото, товары и недвижимость являются альтернативой приложения временно свободных средств;

– биржевой спекуляцией.

Учреждения, аналогичные биржам, функционировали еще в Вавилоне, Древнем Египте и Финикии. Но первая постоянная биржа возникла в 1406 г. в голландском городе Брюгге возле дома Ван дер Бурса. На доме был нарисован герб в виде трех кошельков, которые на позднелатинском обозначались словом «bursa». Отсюда стали называться биржами и создававшиеся в дальнейшем товарные и фондовые рынки: вАнтверпене (1460 г.), Лионе (1462 г.), Тулузе (1469 г.), Амстердаме (1530 г.), Париже (1563 г.), Гамбурге (1564 г.), Кельне (1566 г.), Гданьске (1593 г.), Берлине (1716 г.), Вене (1771 г.). Первая в России Петербургская биржа была организована в 1703 г. Первой международной стала биржа Антверпене.

Биржи подразделяются на товарные (оптовые сделки с зерном, металлами, нефтью и другими так называемыми биржевыми товарами), валютные и фондовые (операции с ценными бумагами). С конца XIX — начала XX в. фондовые биржи стали важнейшими центрами национальной и международной хозяйственной жизни. Биржи создавались как частные, общественные государственные организации. В России в соответствии с действующим законодательством фондовые биржи создаются как коммерческие партнерства.

В настоящее время в мире функционирует около 200 фондовых бирж. У каждой из них есть свои особенности, нередко существенные. Даже в Западной Европе, несмотря на попытки сформировать единый рынок ценных бумаг, в правилах деятельности фондовых бирж сохраняются значительные различия.

Наиболее крупными являются те национальные фондовые биржи, которые находятся в главном финансовом центре страны. На них концентрируются акции компаний с общенациональными масштабами операций. Провинциальные биржи постепенно теряют свои позиции. Так складывается моноцентрическая биржевая система. В наиболее законченном виде представлена в Англии, где Лондонская биржа именуется Международной фондовой биржей, поскольку она вобрала в себя все биржи не только Великобритании, но и Ирландии.

Моноцентрическими являются также биржевые системы Японии и Франции, но там еще сохранились провинциальные биржи, однако их роль весьма незначительна. Подобная система сложилась и в России, где главные фондовые биржи сосредоточены в Москве.

В ряде стран действует полицентрическая биржевая система, при которой примерно равные позиции занимают несколько центров фондовой торговли. Так произошло в Канаде, где лидируют биржи Монреаля и Торонто, и в Австралии, где лидерство принадлежит биржам Сиднея и Мельбурна.

Фондовый рынок США в этом плане специфичен: он настолько обширен, что нашлось место и для общепризнанного лидера — Нью-Йоркской фондовой биржи, и еще одной крупной биржи — Американской фондовой биржи; кроме того, в стране функционирует ряд крупных провинциальных бирж. Число их за послевоенные годы сократилось, но оставшиеся достаточно прочно стоят па ногах. Поэтому биржевую систему США надо классифицировать как построенную по смешанному типу.

Фондовая биржа и институты организованного рынка ценных бумаг представляют систему, которая отличается высокой степенью упорядоченности и ответственности за принимаемое решение. Ее функционирование предопределяет в значительной мере эффективность фондового рынка и степень воздействия на экономические процессы в стране.

В организационно-правовом отношении фондовая биржа представляет собой финансовое посредническое учреждение с регламентированным режимом работы, где совершаются торговые сделки между продавцами и покупателями фондовых ценностей с участием биржевых посредников по официально закрепленным правилам. Эти правила устанавливаются как биржевым (Устав биржи), так и государственным законодательством (Закон РФ «О рынке ценных бумаг» и др.). Следует иметь в виду, что фондовая биржа как таковая и ее персонал не совершают сделок с ценными бумагами. Она лишь создает условия для них, обслуживает эти сделки, связывает продавца и покупателя, предоставляет помещение, консультационные и арбитражные услуги, техническое обслуживание и все необходимое для того, чтобы сделка могла состояться.

С учетом правового статуса в мировой практике существуют три типа фондовых бирж, а именно: 1) публично-правовые; 2) частные; 3) смешанные.

Публично-правовые фондовые биржи находятся под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении Правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок на бирже во время торгов (зачастую и при помощи полиции), назначает биржевых маклеров, отстраняет их от работы и т. д. Публично-правовой тип фондовой биржи распространен, например, в Германии и Франции.

Фондовые биржи как частные компании создаются в форме акционерных обществ. Такие биржи самостоятельны в организации биржевой торговли. Все сделки на бирже совершаются в соответствии с действующим в стране законодательством, нарушение которого предполагает определенную правовую ответственность. Государство не берет на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли и снижению риска торговых сделок. Этот тип характерен для Англии и США.

Если фондовые биржи создаются как акционерные общества, но при этом не менее 50% их капитала принадлежит государству, они относятся к типу смешанных организаций. Во главе таких бирж стоят выборные биржевые органы. Тем не менее биржевой комиссар осуществляет надзор за биржевой деятельностью и официально регистрирует биржевые курсы. Подобные биржи функционируют в Австрии, Швейцарии и Швеции.

Членство в фондовых биржах привлекательно для участников рынка ценных бумаг не прибыльным вложением капитала, а возможностью создания насыщенного информационного пространства, отражающего реальную конъюнктуру рынка, и некоторыми привилегиями (приоритетами), которые они получают в процессе торговли (преимущественное право на покупку тех ценных бумаг, количество которых ограничено). Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, не допускаются.

Требования, предъявляемые к членам фондовых бирж, устанавливаются, как правило, не только законами страны, но и правилами конкретной фондовой биржи. Состав членов фондовых бирж неодинаков в разных странах. В США, Великобритании члены бирж только граждане (физические лица), в Японии — только организации (юридические лица), в Италии, Германии — и граждане, и организации. В России членами фондовых бирж могут быть юридические лица, а также государственные исполнительные органы, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами. Операции на фондовой бирже могут выполняться только ее членами.

Деятельность биржи строго регламентирована правительственными документами и уставом биржи. В уставе прежде всего определяются возможные члены биржи, условия их приема, порядок образования и управления биржей. В России членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Таким образом, на бирже царствуют посредники.

Российская фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Фондовые отделы товарных и валютных бирж в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» также признаются фондовыми биржами. Согласно российскому законодательству не допускается: неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду них передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи.

Круг бумаг, с которыми проводятся сделки на бирже, ограничен. Чтобы попасть в число компаний, бумаги которых допущены к биржевой торговле (иными словами, чтобы акции фирмы были приняты к котировке), фирма должна удовлетворять выработанным членами биржи требованиям в отношении объемов продаж, размеров получаемой прибыли, числа акционеров, рыночной стоимости акций, периодичности и характера отчетности и т.д. Члены биржи или государственный орган, контролирующий их деятельность, устанавливает правила ведения биржевых операций, режим, регулирующий допуск к котировке. Процедура включения акций в котировочный лист биржи называется листингом.

Число акционерных обществ измеряется десятками и сотнями тысяч (в США — несколькими миллионами), а на биржах счет котирующимся компаниям идет на сотни, в лучшем случае – на тысячи. Так, на лондонской бирже представлены примерно 2800 компаний, на Нью-Йоркской — около 1700. Это самые крупные и известные в стране акционерные общества.

В России включение региональных торговых биржевых площадок в торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (крупнейшей фондовой биржи в стране) — первый шаг на пути образования единого общероссийского рынка бумаг. В свою очередь, инфраструктурная база, создаваемая в районах с помощью торговой сети по государственным ценным бумагам, открывает перспективу внедрения высокотехнологична (системы торгов и по негосударственным фондовым инструментам. До сих пор региональная обособленность наряду с неразвитой инфраструктуры являются серьезным препятствием для мобилизации относительно свободных денежных средств.

Из потенциальных претендентов на биржевую котировку следует исключить товарищества, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа, так как их вклады и акции не могут обращаться на рынке.

В России развитие фондового рынка происходило в двух направлениях: создание, во-первых, собственно фондовых бирж и, во-вторых, универсального внебиржевого рынка различных финансовых инструментов и валюты, также обеспечивающего участников полным набором услуг — от организации торгов до осуществления клиринга и расчетов как по ценным бумагам, так и по денежным средствам.

Примером первого направления является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), второго — Российская торговая система (РТС). На сегодняшний день сохраняются различия в торгуемых финансовых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то ранее специализированные биржи по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются формировать рынок валюты и рынок деривативов. Пионерами универсальных фондовых бирж остаются ММВБ и Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), которые с 1997 г. организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валюте. В целом тенденция универсализации фондового рынка в России прослеживается.

Фондовая биржа в России. В нашей стране, в соответствии с действующим законодательством, фондовые биржи создавались вначале как закрытые акционерные общества, а затем как некоммерческие партнерства и должны иметь не менее трех членов. Членами биржи могли быть только ее участники.

Фондовая биржа получила статус организации, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг. Фондовые биржи в России — некоммерческие организации, они не преследуют цели получения собственной прибыли, их деятельность основана на самоокупаемости, они не выплачивают доходов от своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок ценных бумаг практически отсутствовал в России более 70 лет. Его развитие, начавшееся в конце 80-х гг., не может быть одномоментным процессом. Объясняется это тем, что развитие рынка ценных бумаг напрямую связано с преобразованием отношений собственности (прежде всего с приватизацией и акционированием государственных предприятий), а также с изменением финансовой политики государства и муниципалитетов.

В России функционирование рынка ценных бумаг и состав его участников определены прежде всего Федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», а также рядом других нормативных документов.

В качестве потенциальных и действующих участников рынка ценных бумаг в России выступают акционерные общества, большинство из которых было создано на базе приватизированных предприятий. Участниками рынка ценных бумаг являются также коммерческие банки (банки универсальные сочетают коммерческую и инвестиционную деятельность), небанковские инвестиционные институты, имеющие лицензии финансового брокера, инвестиционного банка и инвестиционного консультанта. В качестве дилерско-брокерской сети действуют Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тыс. территориальных банков, отделений и филиалов). В 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.

Важнейшим поставщиком ценных бумаг на рынок служит Российский фонд федерального имущества (РФФИ), созданный для продажи акций приватизируемых предприятий, являющихся объектами федеральной собственности.

Участниками рынка ценных бумаг выступают также организации, входящие в депозитарно-клиринговую сеть, использующие несколько телекоммуникационных сетей, действующих в национальном масштабе.

Все участники рынка ценных бумаг постоянно нуждаются в подробной информации о его состоянии. Обязанность собирать и распространять информацию лежит на всех участниках рынка ценных бумаг, но прежде всего — на Центральном банке РФ, передающем ее примерно в 300 региональных информационных центров.

По уровню ликвидности рынок России далеко уступает рынкам развитых стран. В России ликвидными являются рынок государственных ценных бумаг, имеющий соответствующую инфраструктуру, и рынок акций не более 200 акционерных обществ (нефть, газ, телефонная сеть, «электричество» и т. п.). Вторичный рынок акций производственных компаний находится в зачаточном состоянии.

В России организационным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система, объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.

Рынок ценных бумаг в России характеризуется значительным числом имеющих свою специфику региональных рынков. Одним из них выступает рынок ценных бумаг в Санкт-Петербурге. Особенность его -некоторая региональная замкнутость с ориентацией на Северо-Западный регион страны.


Вторичное обращение ценных бумаг имеет небольшие обороты в связи с их невысокой ликвидностью и низкой доходностью.

Биржевой рынок находится под контролем государства: фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж получают право на проведение биржевой деятельности только после получения в Министерстве финансов РФ соответствующей лицензии (она может быть изъята в случае бездеятельности указанных организаций или нарушения ими законодательных норм).

В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок служит основным сегментом рынка ценных бумаг.

Однако в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости первичный рынок России не выполняет сегодня функций регулирования экономики.

СПИСОК ЛитературЫ

 

  1. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. — М.: БЕК, 2004.
  2. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2003.
  3. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2000.
  4. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2004.
  5. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2000, №2.
  6. Дмириевский К. Ценные бумаги России // Рынок ценных бумаг. 2004. № 14
  7. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. –М.: Юнити, 1995
  8. Карнинг Крейг. Рынок ценных бумаг России идет на подъем // Уолл стрит журнал. 20 ноябр. 2002.
  9. Маркс Капитал Т. 1– 4 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. –М.: Политиздат, 1960. Т. 23 – 25.
  10. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. –М.: Перспектива, 1995.
  11. Наливайский В.Ю. Рынок ценных бумаг и постиндустриальное развитие России // Финансовые исследования. № 1. 2000.
  12. Овчинников В. Инфраструктуры рынка ценных бумаг: настоящее и будущее // Рынок ценных бумаг, 2000, №15.
  13. Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова, 2004.
  14. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты / Под. ред. Торкаловского В.С., С.-Пб, 2004.
  15. Соловьев Д. Российские ценные бумаги – инфраструктура рынка и операции // Рынок ценных бумаг. 2004. № 12.
  16. Подвинская Е.С. Новые направления использования ценных бумаг для развития сектора экономики // Финансы и кредит. 2002. № 12.
  17. Ценные бумаги / Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского.–М.: Финансы и статистика, 2003.
  18. Хакамада И. Фондовый рынок России: год спустя // Рынок ценных бумаг, 1996, №5.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00171 sec

WordPress: 22.85MB | MySQL:122 | 1,706sec