СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

<

071614 1416 1 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита, профицита и государственного долга. Дефицит и профицит бюджета, величина государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений

Причин бюджетного дефицита может быть много, например: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Первичный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

Долговое финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы.

Существует три подхода к регулированию бюджета: ежегодное балансирование бюджета; циклическое балансирование бюджета; отказ от балансирования бюджета, но стабилизация экономики. Для балансирования бюджета правительство должно: или увеличить ставки налога, или сократить государственные расходы, или использовать сочетание этих двух мер.

Для ликвидации грядущих бюджетных излишков правительство должно: или снизить ставки налога; или увеличить правительственные расходы; или использовать сочетание этих двух мер

Но эти меры увеличивают совокупность спроса и поднимают цены.

Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два неодинаковых результата при формировании результата соотношения дохода и расхода бюджета. Во время производственного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo — расчет). Это означает, что при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом — расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует уменьшению «перегрева» экономики. Отсюда видно, что если бюджет будет жестко сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую антикризисную политику, которая призвана «гасить» экономические колебания. Более того, постоянно уравновешенное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция углубится. Поэтому очевидно, что:

ежегодно сбалансированный бюджет не является «нейтральными» по отношению к экономическим колебаниям;

государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным — при спаде производства.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, возрастанием расходов на военно-промышленный комплекс и т.д. В результате темпы роста затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП. Показательно, что в XX в. в США государственные расходы выросли в 350 раз.

Однако увеличение государственных доходов, происходящее в основном за счет налогов, имеет свои пределы. Отсюда — хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годов бюджетный дефицит составил во Франции 10% ВНП, в США – 12%, в ФРГ – 14%, в Японии – 16%. в Бельгии — 25% и Италии — 25%. По сравнению с 1970 г. этот показатель в отдельных странах увеличился в 4—16 раз.

Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников средств для покрытия своего дефицита. К их числу относятся: а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию; б) неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%); в) внешний долг — международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется постоянно увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции — это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

  1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.
  2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
  3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

    Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

  • наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  • контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  • выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

    Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

    Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

    Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов).
    Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

    На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1

    071614 1416 2 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

    Рис.– Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов

     

     

    Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100*(1000+ +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.

    Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

    Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

    При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

    2. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ ФИРМЫ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

     

    Финансовые ресурсы страховой компании представляют собой совокупность имеющих целевой характер фондов денежных средств, с помощью которых распределяется ущерб среди участников страхования

    В условиях рыночных отношений главным показателем финансовой результативности страхования является прибыль страхового общества, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами за определенный период времени. Состав и структура доходов и расходов страховщика отражаются в отчете о финансовых результатах и их использовании.

    Доходы образуются от проведения страховой и перестраховочной деятельности, от оказания различного рода услуг, связанных с риск-менеджментом, консультациями, обучением специалистов в области страхования. Доходы от страховых операций являются преобладающими, они формируются на основе страховых взносов страхователей (премий). Выступая в качестве первичного дохода, страховые премии служат источником образования страховых резервов, которые в дальнейшем при размещении приносят инвестиционный доход.

    <

    Финансовые возможности страховщика определяются объемом поступлений страховых взносов, который зависит от количества заключенных договоров страхования, величины страховых сумм и размеров страховых тарифов по каждому виду страхования.

    Именно страховые тарифы предопределяют финансовую устойчивость страховых операций. Основа исчисления страховых взносов – тарифная ставка, представляющая собой цену страховой услуги, адекватно выражающую обязательства страховщика по условиям заключенного договора. Тарифная ставка, именуемая брутто-ставкой, состоит из 2 частей: нетто-ставки и нагрузки.

    Зная структуру страхового тарифа, можно определить прибыль от страховых операций как разницу между ценой страховых услуг и их себестоимостью, включающей затраты на погашение обязательств перед страхователем и на финансирование деятельности страховщика. Прибыль, заложенная в тарифную ставку, выступает самостоятельным элементом цены на страховую услугу. Страховщик устанавливает в страховом тарифе долю прибыли, выраженную в процентах или в твердой сумме. Но прибыль может и не фиксироваться в тарифе, а формироваться по фактическим результатам работы как экономия по отдельным статьям, в основном по расходам на ведение дела.

    Помимо прибыли от страховых операций, страховщик может получать прибыль от инвестиционной деятельности, которая по своему характеру является нестраховой, но предоставляет дополнительные возможности в расширении страховой ответственности, снижения тарифов по отдельным видам страхования, укрепления финансового положения страховой организации.

    Согласно Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» «страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов.

    Страхование — это специфическая отрасль экономики, точнее сферы нематериального производства, целью функционирования которой является оказание специфических финансовых услуг по защите имущественных интересов страхователей в узком смысле, а в широком — по защите экономических интересов общества путем создания страхового фонда. Страхование как отрасль экономики имеет следующие особенности:

  • страховые компании относятся к предприятиям отраслей сферы нематериального производства;
  • «страховая деятельность направлена на предоставление финансовой защиты от последствий наступления тех или иных конкретных событий индивидуальным институциональным единицам, которые подвержены определенным факторам риска»;
  • финансовая защита имущественных интересов осуществляется путем выплаты страхового возмещения, соответствующего реальной стоимости ущерба, произошедшего в результате страхового случая и подлежащего компенсации;
  • за оказание услуг по страхованию страхователь уплачивает страховой взнос;
  • из совокупности страховых взносов страховая компания формирует страховой фонд, из которого происходит возмещение ущерба страхователям;
  •   страховые взносы подлежат уплате авансом в начале каждого периода, охваченного полисом, а выплата происходит в течение какого-то времени после наступления страхового случая, в связи с чем страховые предприятия имеют временно свободные денежные средства;
  • «к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования»(право на суброгацию).
  •    «государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства».

    Эти особенности, в свою очередь, предопределяют особенности в организации финансов страховых компаний:

  1. как и у любых предприятий отраслей нематериального производства, у страховых компаний в процессе кругооборота финансовых ресурсов отсутствует стадия производства, а финансовые ресурсы на протяжении всего кругооборота имеют только денежную форму;
  2. основным источником финансовых ресурсов страховых компаний являются страховой фонд, уставный капитал, а также доходы от инвестиций и средства, полученные в результате реализации права на суброгацию;
  3. страховой взнос играет роль цены страхового продукта;
  4. основными направлениями использования финансовых ресурсов являются выплата страхового возмещения страхователям в связи с наступлением страховых случаев и инвестиции;
  5.   страхование выступает также как «одна из форм финансового посредничества, в процессе которого средства, полученные от держателей страховых полисов, инвестируются в финансовые или другие активы»;
  6.     инвестиционная деятельность страховых компаний основана на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности;
  7.    для обеспечения своей платежеспособности страховые компании обязаны соблюдать определенные соотношения между находящимися в их распоряжении активами и взятыми на себя обязательствами, что обуславливает существование механизма перестрахования;
  8.  финансовый контроль над деятельностью страховых компаний и управление финансами в сфере страхования на макроуровне осуществляется Министерством финансов РФ.

     Уставный капитал обеспечивает финансовую устойчивость компании на момент ее создания и на начальный период деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений.

    Финансовые возможности страховщика определяются объемом поступлений страховых взносов, который зависит от количества заключенных договоров страхования, величины страховых сумм и размеров страховых тарифов по каждому виду страхования.

    Именно страховые тарифы предопределяют финансовую устойчивость страховых операций. Основа исчисления страховых взносов – тарифная ставка, представляющая собой цену страховой услуги, адекватно выражающую обязательства страховщика по условиям заключенного договора. Тарифная ставка, именуемая брутто-ставкой, состоит из 2 частей: нетто-ставки и нагрузки.

        В ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорится, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Однако страховые резервы связаны обязательствами предстоящих выплат страхового возмещения (обеспечения) по действующим договорам страхования. Их размеры определяются действующими нормативными документами органов страхового надзора на основании структуры страховых тарифов и не могут гарантировать страховую компанию от банкротства при страховых выплатах по крупным рискам.

    Поскольку самый точный расчет необходимых страховых резервов представляет собой только предположение и в силу этого при самом стабильном страховом портфеле сохраняется опасность убыточности, многолетний анализ деятельности страховых компаний выработал механизм обеспечения гарантий платежеспособности страховщика. Такой гарантией служит наличие у страховщика достаточных свободных, т.е. не связанных обязательствами средств. Эти средства формируются из двух источников: оплаченного уставного капитала и прибыли. Для обеспечения платежеспособности размер свободных средств (активов) компании должен соответствовать размеру принятых на себя обязательств по договорам страхования.

    Для определения степени вероятности дефицитности средств в обозримом будущем применяется коэффициент Ф.В. Коньшина, представляющий собой своеобразный коэффициент вариации:

    071614 1416 3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ ,

    где    q — средняя тарифная ставка по всему страховому портфелю;

    п — число застрахованных объектов.

    Данный коэффициент можно применять в тех случаях, когда страховой портфель страховщика состоит из объектов с примерно одинаковыми страховыми суммами.

    Чем меньшим будет значение К, тем меньше степень вариации объема совокупного страхового фонда, тем выше его финансовая устойчивость. На величину показателя К, как видно из формулы, не влияет размер страховой суммы застрахованных объектов (его значения нет в данной формуле). Показатель находится в обратной зависимости от числа застрахованных объектов и размера средней тарифной ставки. Иными словами, чем больше застрахованных объектов и выше размер страхового тарифа, тем меньше будет К, т.е. степень вариации, и соответственно тем выше финансовая устойчивость страховых операций. Например, если ориентировочно предположить, что в стране охвачено государственным страхованием не менее 1 млрд застрахованных объектов, а средняя тарифная ставка составляет в среднем 2% страховой суммы, то показатель К будет составлять 0,001%.

    Для оценки финансовой устойчивости страхового фонда как отношения доходов к расходам за тарифный период можно использовать следующую формулу:

    071614 1416 4 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ ,

    где
    071614 1416 5 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

    коэффициент финансовой устойчивости страхового фонда;

    071614 1416 6 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ сумма доходов страховщика за тарифный период;

    071614 1416 7 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ сумма расходов за тот же период;


    071614 1416 8 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ сумма средств в запасных фондах.

    Нормальным следует считать значение 071614 1416 9 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ, когда оно превышает единицу, т.е. когда сумма доходов за тарифный период с учетом остатка средств в запасных фондах превышает все расходы страховщика за этот же период.

    Приведенная формула показывает, что для превышения доходов над расходами за тарифный период на основе оптимальных тарифов необходима достаточная концентрация средств страхового фонда и наличие системы запасных фондов, которая позволяет в неблагоприятные годы возмещать чрезвычайный ущерб и тем самым обеспечивать раскладку ущерба во времени.

    Проблема укрепления финансовой устойчивости страховых операций тесно связана с выравниванием размеров страховых сумм, на которые застрахованы различные объекты. Только в этом случае, как показывает коэффициент Ф.В. Коньшина, финансовая устойчивость не зависит от размера страховой суммы. Стремление страховщиков к выравниванию страховых сумм породило потребность в перестраховании, т.е. в передаче другому страховщику отдельных объектов или части их стоимости. Перестрахование получило широкое распространение в современной экономике. Главная задача, которую решает перестрахователь, состоит в том, какую часть стоимости крупных рисков передать в перестрахование и какую оставить в своем страховом портфеле. Среди страховщиков создаются специализированные клубы, занимающиеся только перестрахованием.

    Таким образом, перестрахование позволяет создать страховой портфель страховщика, состоящий из однородных по стоимости рисков, и тем самым обеспечить необходимую финансовую устойчивость страховых операций.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

     

    Валютный контроль и ограничения рассматриваются как важнейшее средство сохранения государственной независимости в области денежно-кредитной и валютной политики страны.

    Характеристику законодательства следует начать с Конституции РФ. В сфере валютного регулирования особое значение имеют статьи 8, 34, 35, 71, 74—76.

    Пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ относит валютное регулирование к ведению Российской Федерации, что означает возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне (1). При этом ст. 76 Конституции устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

    К основополагающим актам в области банковской деятельности, соприкасающейся с валютным рынком, можно отнести:

  • Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
    России)», ст. 4 которого устанавливает, что в функции Банка России, в частности, входит осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке иностранной валюты, организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно российскому законодательству;
  • Закон РФ «О банках и банковской деятельности», который в ст. 5
    в числе банковских операций называет открытие и ведение валютных
    счетов физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной
    валюты в наличной и безналичной формах, осуществление расчетов по
    поручению клиентов и т.д.;

    Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 18.07.05 № 58-ФЗ) (далее – ФЗ-173) (5) был принят Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом Федерации 26.11.03 и подписан Президентом РФ 10.12.03.

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 к валютным операциям относятся следующие действия:

    а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

    б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

    д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

    е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

    В целях либерализации валютного законодательства РФ и привлечения иностранного капитала в РФ в его основу заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено».

    В отличие от ранее действовавшего валютного Закона, в ФЗ-173 указаны принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3): 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    ФЗ-173 является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

    Глава 4 ФЗ-173 регулирует вопросы, связанные с вопросами осуществления валютного контроля в РФ. Статьей 22 ФЗ-173 установлено, что валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с ФЗ-173 и иными федеральными законами.

    Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Следует обратить внимание, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

    Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

    Статья 23 ФЗ-173 определяет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Частью 1 этой статьи установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

    а) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    в) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

    При этом ст. 23 определено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

    Частью 7 ст. 23 ФЗ-173 установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

    Согласно ч. 8 ст. 23 ФЗ-173 органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

     

     

    4. ЗАДАЧА

     

    Рассчитайте прирост в оборотных средствах за квартал, потребность в оборотных средствах по незавершенному производству, готовой продукции, товарным запасам.

    Выпуск продукции по себестоимости 36000 руб., норма оборотных средств по готовой продукции – 5 дней, норма незавершенного производства – 2 дня. Оборот товаров по покупным ценам 9000 руб., норма товарных запасов 3 дня. Сумма оборотных средств на начало квартала – 2200 руб.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Норматив оборотных средств по запасам готовой продукции определяется как произведение однодневного выпуска товарной продукции (по производственной себестоимости) и нормы оборотных средств по запасам готовой продукции в днях:

     

    WГП = Cmn х Н ГП = 400 * 5 = 2000 руб.

     

    где Н ГП – норма оборотных средств по запасам готовой продукции в днях;

    Cmn – однодневный выпуск товарной продукции, рассчитанный по производственной себестоимости, 400 руб./день (36000/90).

    Общий норматив оборотных средств в незавершенном производстве вычисляется по формуле

     

    WЗП = Cmn х ННЗ = 400 * 2 = 800 руб.

     

    где ННЗ – норма оборотных средств в незавершенном производстве.

     

    Норматив товарных запасов определяется по формуле

    WТЗ = CОТ х НТЗ = 100 * 3 = 300 руб.

    где CОТ – однодневный оборот товаров по покупным ценам 100 руб./день. (9000/90);

    Таким образом, общий прирост в оборотных средствах за квартал составит

    W = WГП + WЗП = 2000 + 800 =2800 руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. ЗАДАЧА

     

    Имеются следующие данные о двух компаниях А и В:

    (т. руб.)

    Показатель 

    Компания 

    А 

    В 

    Прибыль 

    119395 

    121920 

    Налог на прибыль, % 

       

    Дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям

    71600 

    78000 

     

    Рассчитайте показатель покрытия дивидендов по привилегированным акциям прибылью и укажите из его значения, в какую компанию выгоднее инвестировать средства.

     

    РЕШЕНИЕ

    Расчет ведем в табличной норме, рассчитав налог на прибыль, чистую прибыль и показатель покрытия дивидендов по привилегированным акциям прибылью

    Показатель 

    Компания 

    А 

    В 

    Прибыль 

    119395 

    121920 

    Налог на прибыль, % 

    28654,8 

    29260,8 

    Чистая прибыль  

    90740,2

    92659,2

    Дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям

    71600 

    78000 

    Коэффициент покрытия дивидендов 

    1,267 

    1,188 

     

    Как видим, коэффициент покрытия дивидендов по компании А выше, чем по компании В, следовательно, в данную компанию более выгоднее инвестировать средства.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. Бабич Э.П. , Павлова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
  4. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2004.
  5. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2000.
  6. Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00036 sec

WordPress: 22.66MB | MySQL:122 | 1,648sec