СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

<

062814 1455 1 СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКАПо вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII — XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике»

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,— они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей Совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов,—понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

Можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Для публичных финансов характерными признаками являются:

денежный характер отношений;

безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,—децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

    на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

    на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

    на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

    Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

    Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

    Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

    Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.

    В целом распределительная функция финансов позволяет:

    1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующие субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

    2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

    3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

    Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

    Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

    Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

    Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ВИДЫ БАНКОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ

     

    В рыночной экономике функционируют различные банковские учреждения. Наиболее принята их классификация по признакам формы собственности и характера деятельности.

    По форме собственности банки могут быть государственными, частными, акционерными, кооперативными, муниципальными, смешанными (с участием государства).

    В России общепринятыми являются следующие критерии специализации банков:

    1. функциональная специализация:

    — ссудно-сберегательные,

    — инвестиционные,

    — ипотечные,

    — клиринговые;

    2. отраслевая специализация:

    — сельскохозяйственные,

    — строительные,

    — трастовые,

    — внешнеторговые;

    3. специализация по клиентуре:

    — биржевые,

    <

    — кооперативные,

    — страховые,

    — коммунальные;

    4. территориальная специализация:

    — региональные,

    — межрегиональные,

    — муниципальные.

    Государственный банк — кредитное учреждение, находящееся в собственности государства. Различают три вида государственных банков: центральные банки, государственные коммерческие банки и государственные специальные кредитные институты. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них и на экономическое состояние клиентуры. Их основной капитал является государственным.

    Государственные специальные кредитные институты обслуживают важнейшие, отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. Они обеспечивают решение текущих и стратегических задач, стимулируют капитальные вложения, внешнеторговую экспансию, осуществляют регулирование; сельского хозяйства, проводят государственную региональную политику (инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банки для кредитования сельского хозяйства и т.д.). Кроме того, в большинстве западных стран государству принадлежат и сберегательные кассы.

    В основе своей современные банки являются акционерными банками, капитал которых формируется в результате продажи собственных акций. Такая форма собственности прогрессивна, так как дает возможность расширения банка посредством дополнительного привлечения денежных средств за счет выпуска акций, создания собственного капитала.

    Кооперативные банки, капитал которых образуется за счет паевых взносов членов такого кооператива, в настоящее время встречаются довольно редко, что связано с ограниченными размерами капитала, привлекаемого подобным способом.

    Муниципальными называют банки, основанные на городском, местном капитале, или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах.

    Если попытаться сгруппировать систему банков по характеру экономической деятельности, то можно выделить: эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.

    Эмиссионный банк — это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. Чаще всего в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как он, по существу, является «банком банков».

    Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, например от центрального банка либо от других банков (межбанковский кредит), на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы. Кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства.

    Центральный банк — чаще всего государственный банк, хотя в некоторых странах он является коммерческим, акционерным банком, где главным акционером выступает государство.

    В России Центральный банк — государственный. Основные задачи Центрального банка состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов.

    Регулирование объема и структуры денежной массы в обращении осуществляется Центральным банком путем изменения объема предоставляемых банкам кредитных ресурсов, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, именуемых Операциями на открытом рынке. Центральный банк устанавливает и изменяет нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в Центральном банке, проводя политику минимально допустимых резервов. Главный банк страны оказывает регулирующее воздействие на банковские процентные ставки по кредитам, устанавливая свою так называемую учетную ставку (ставку рефинансирования), по которой он сам предоставляет кредиты. Учетная ставка оказывает воздействие на ставки процента, по которым выдают кредиты банки второго уровня.

    Центральный банк организует расчеты между коммерческими банками через корреспондентские счета, которые открываются этими банками в расчетно-кассовом центре (РКЦ) Центрального банка.

    Центральному банку принадлежит исключительное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков. В связи с этим он организует изготовление, перевозку и хранение денежных знаков, создает их резервный фонд и определяет порядок замены поврежденных денежных знаков, осуществляет уничтожение устаревших денежных знаков, а также устанавливает признаки платежности денег.

    Регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков Центральный банк осуществляет на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность.

    В целях обеспечения устойчивой работы коммерческих банков и защиты интересов кредиторов Центральный банк устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Центральном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заемщика. Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансовые документы Центральному банку.

    Центральный банк осуществляет следующий обширный круг операций: предоставляет кредит правительству (Министерству финансов) на принципах срочности, платности и возвратности в пределах тех лимитов, которые устанавливают законодательные органы; выдает кредиты другим банкам на срок по соглашению, покупает и продает векселя, а также ценные бумаги, выпускаемые правительством, предоставляет кредиты на срок, под залог векселей, ценных бумаг; покупает и продает иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, которые выставляют российские и иностранные банки; участвует в отечественных и иностранных кредитных организациях (в виде такого участника он может инвестировать средства как в отечественной, так и в иностранной валюте); устанавливает официальный курс рубля к денежным единицам иностранных государств; осуществляет расчетное и кассовое обслуживание государства, коммерческих банков и, в порядке исключения, отдельных организаций.

    Все эти операции соответствуют деятельности. Центрального банка как эмиссионного, кредитного и расчетного центра страны.

    Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране Центральный банк, разумеется, имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов их деятельности применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений норматив неисполнения предписаний в отношении сроков и условий проведения банковские операций, при подведении, итогов года с убытками, при возникновении положения, которое угрожает интересам клиентов коммерческого банка, Центральный банк может ставить вопрос перед учредителями коммерческого банка о финансовом оздоровлении банка, о его реорганизации и даже о полной ликвидации такого банка. В качестве санкции при наступлении обстоятельств, предусмотренных выше, может быть назначена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации).

    Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

    К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

    С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

    Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т. е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

    Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

    Центральный банк должен строить свою работу таким образом, чтобы было обеспечено проведение единой политики государства в области денежного обращениям кредита, расчетов.

    Коммерческие банки обслуживают предприятия, организации и учреждения, физических лиц и выступают в качестве представителей второго уровня банковской системы.

    В задачу коммерческих банков входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и страховых услуг, обеспечивающих компаниям фирмам финансирование производственного или торгового цикла, достижение их текущих и стратегических задач, гарантию долгосрочного функционирования Кроме того, коммерческие банки представит собой один из инструментов проведения государственными органами, правительством эффективной экономической политики.

    Банковская деятельность проявляется в выполнении определенных функций, в число которых входят: организация безналичного оборота и налично-денежного общения, кредитование хозяйства, финансирование капитальных вложений и капитального ремонта основных средств, аккумуляция средств для кредитования и финансирования, расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета, организация сбережений населения.

    Важной функцией коммерческих банков является выдача средств на финансирование инвестиций по поручению владельцев и распорядителей этих средств. Банки могут также выпускать платежные документы, ценные бумаги, чеки, векселя, акции, облигации, аккредитивы, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги, выдавать поручительства, гарантии за третьих лиц, приобретать право требования на поставку товаров и оказание услуг, принимать риски при исполнений таких требований.

    Коммерческие банки могут также осуществлять валютные операции, покупать как внутри страны, так и за рубежом драгоценные металлы, камни, изделия из них.

    Наконец, они выполняют различные комиссионные операции, в том числе припекают и размещают средства, осуществляют управление ценными бумагами по получению своих клиентов и оказывают консультационные услуги по вопросам ведения операций в банке, организации кредитования и по другим интересующим клиентов банка проблемам.

    Коммерческие банки, являясь составной частью единой банковской системы, должны обеспечивать кредитными ресурсами своих клиентов и программы социально-экономического развития страны, региона, способствовать развитию приоритетах отраслей экономики.

    При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.

    Различают прежде всего коммерческие и эмиссионные банки. Кроме коммерческих и эмиссионных среди банков также можно выделить специализированные финансовые учреждения (сберегательные, ипотечные банки и др.). По сути они профилируются на выполнении тех или иных функций коммерческих банков. Коммерческие банки же являются универсальными.

    К универсальным банкам принято относить те из них, которые способны «из одних рук» выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг. Универсальность, однако, имеет и другие оттенки. «Универсальность» означает тип деятельности, не ограниченной:

  • по отраслям народного хозяйства;
  • по составу обслуживаемой клиентуры;
  • количественно;
  • по регионам.

    Универсальный банк тяготеет к кредитованию многообразных отраслей, в то время как специализированный банк чаще всего связан с кредитованием какой-либо отрасли (подотрасли) народного хозяйства, группы предприятий (к примеру, некоторые банки обслуживают главным образом только лесную, авиационную, автомобильную, часовую и другие подотрасли промышленности).

    Типичными для универсального банка являются случаи, когда он обслуживает и юридических, и физических лиц. Напротив, специализированный банк может замкнуться только на обслуживании частных лиц.

    Круг операций, выполняемых универсальным банком, как правило, является чрезвычайно широким.

    Деятельность универсальных банков не замыкается каким-либо одним регионом. Универсальный банк присутствует в регионах в разнообразных районах, имеет филиалы, в том числе за рубежом. Деятельность специализированного банка, напротив, носит зачастую локальный характер.

    По типу собственности банки классифицируются на государственные. акционерные, кооперативные, частные и смешанные.

    По масштабам деятельности выделяются банковские консорциумы. крупные, средние и малые банки. В структуре банковской системы России преобладают банки с незначительным капиталом.

    Сберегательные банки осуществляют свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует ведение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений и в любое время.

    В России Сберегательный банк также создан с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и юридических лиц с целью их эффективного размещения в интересах вкладчиков банка.

    По форме организации Сберегательный банк России представляет собой акционерное общество, осуществляющее свою деятельность на основании Устава.

    По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные.

    По числу филиалов банки подразделяются на бесфилиальные и многофилиальные. На 1 января 1999 г. в стране функционировали 4453 кредитных учреждения (вместе с филиалами Сберегательного банка РФ), в том числе 3601 филиал коммерческих банков (примерно 2,4 филиала на каждый коммерческий банк).

    Ресурсы инвестиционных банков формируются в основном за счет привлеченных средств, полученных путем размещения банками своих ценных бумаг (акций и облигаций). В этом заключается особенность пассивных операций инвестиционных банков, которые, в отличие от коммерческих банков, не могут использовать краткосрочные и среднесрочные депозиты. В последние годы отмечается тенденция к повышению удельного веса заемных средств в пассивах инвестиционных банков при снижении удельного веса их собственного капитала.

    Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества (земли и строений). В России развитие ипотечного банка сдерживает отсутствие ряда важнейших законов.

    В зависимости от обслуживаемых банками отраслей их можно подразделить на многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей.

    Коммерческие банки в экономике выполняют следующие функции.

    1) Привлечение и аккумуляция временно свободных денежных средств. Банки концентрируют значительную часть образующихся в хозяйстве накоплений и сбережений. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента. По текущим счетам процент не уплачивается, вместо этого банк бесплатно выполняет для клиента разнообразные услуги по переводу и выплате денег. Банк способствует выполнению функции кредита по превращению временно свободных денежных капиталов и накоплений в ссудный капитал.

    2) Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите. Функцию посредничества в кредите банки осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отдельные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

    3) Важнейшей функцией банков является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики.

    4) Функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

    5) Консультации и предоставление экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для предприятий. Банки предоставляют разнообразную биржевую и финансовую информацию, часто конфиденциального характера, в первую очередь предприятиям, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 1

     

    Предприятие имеет следующие показатели хозяйственно-финансовой деятельности за 1 кв. 2003 г.:

     

    Наименование показателя, тыс. руб.

    тыс. руб. 

    1. Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов) 

    42 

    2. Себестоимость продукции 

    29 

    3. Прибыль от реализации имущества 

    5 

    4. Доходы от посреднической деятельности 

    3 

    5. Пени, штрафы полученные 

    2 

    6. Пени, штрафы уплаченные 

    1 

    7. Доход от долевого участия в деятельности другого предприятия на территории РФ

     

    2 

    8. Прибыль прошлого года, выявленная в отчетном году 

    1 

     

    Определить:

  1. Прибыль от реализации продукции.
  2. Балансовую прибыль.
  3. Налогооблагаемую прибыль.
  4. Налог на прибыль и распределить по бюджетам.
  5. Налог на доход от долевого участия.

     

    РЕШЕНИЕ

    1. Прибыль от реализации продукции (Пр.п.), которая исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и себестоимостью продукции.

    Пр.п. = Вр.п. – С

    без НДС и акцизов

    Рассчитываем прибыль от реализации продукции:

    Пр.п. = 42 – 29 = 3 тыс. руб.

    2. Балансовая прибыль Пб включает прибыль от реализации продукции (Пр.п.), прибыль от реализации имущества (Пр.им.), доходы по внереализационным операциям (Двн), уменьшенные на сумму расходов по ним (Рвн)

    Пб = Пр.п. + П р.им + Двн – Рвн = 3 + 5 + 3+ 2 -1 = 13 – 1 = 12 тыс. руб

    3. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается в соответствии с изменениями, указными во II части Налогового кодекса РФ (гл. 25). Она включает прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму дохода от долевого участия:

    Пн.обл. = Пр.п. +Пр.и. + Д вн – Д дол.уч. = 3 + 5 +3+ 2+2 – 2 = 13 тыс. руб.

    4. Сумма налога на прибыль определяется путем умножения налогооблагаемой прибыли на ставку налога (24%):

    Нпр = (Пн.обл. х 24%) = (13 х 24%)/100% = 3,12 тыс.руб.

    Эта сума распределяется так:

    – в Федеральный бюджет – 6% ( Нпрф = (Пн.обл. х 6%) /100%) = 0,78 тыс. руб.);

    – в бюджеты субъектов РФ – 16% ( Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 16%) /100%) = 2,08 тыс. руб.);

    – в местные бюджеты – 2% Нпр. бюдж.суб. = (Пн.обл. х 2%) /100%) = 0,26 тыс. руб.);

    5. Сумма налога на доход от долевого участия в деятельности другого предприятия определяется путем умножения этого дохода на ставку налога:

    Нд.уч. = ( Д. д.уч. х 6%)/100% = (2 х 6%)/100% =0,12 тыс. руб.

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 2

     

    Страховая стоимость здания составляет 400 тыс. руб. При пожаре здание пострадало на 30%. Страховой платеж внесен полностью до страхового случая. Определить размер страховой премии (Сп) и сумму возмещения страхового ущерба (У), если страховой тариф составляет 5%.

     

    РЕШЕНИЕ

    Размер страховой премии определяется по формуле:

    062814 1455 2 СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКАтыс. руб.

    где S – страховая стоимость здания;

    Т – страховой тариф.

    Сумма возмещения ущерба равна:

    062814 1455 3 СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА тыс. руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА 3

     

    Вкладчик положил в банк, выплачивающий 40% в год, вклад 4000 руб. Какая сумма будет на счету вкладчика через 3 месяцев.

     

    РЕШЕНИЕ

    Сумма на счету вкладчика определяется по формуле:

    S = P x (1 + n x i) = 4000 х (1 + (3/12) х 0,4) = 4400 тыс. руб.

    где Р – сумма первоначального вклада;

    n – количество лет;

    i – годовая ставка процентов в относительных единицах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.–М.: Маркетинг, 2002.
  7. Банки и банковские операции. / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.
  8. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
  9. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00133 sec

WordPress: 23.72MB | MySQL:118 | 1,622sec