Социально-экономическая сущность и особенности финансов семейного бюджета

<

070614 1446 1 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджетаФинансы семейного бюджета или финансы домашних хозяйств по концепциям некоторых экономистов являются элементом или звеном финансовой системы. Например, Черник Д.Г. выделяют третье звено финансовой системы: финансы населения (домашних хозяйств) [11]. Академик Поляк Г.В. во втором звене финансовой системы — в децентрализованных финансах как элемент наряду с финансами предприятий выделяет финансы домашних хозяйств [13].

Понятие «домохозяйство» охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, в отличие от семьи, домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками (например совместно проживающих домашней работницы, работника фермерского хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и проживания) в бюджет домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека, имеющего свой источник дохода. По данным переписи населения 2010 г. 19% домохозяйств состоят из 1-го человека, 26% — из 2-х, 23% — из 3-х, 20% — из 4-х и 12% — из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в семейных домохозяйствах, состоящих из одной семьи (полной, неполной — 83%), из двух и более семей (7%) [19].

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы [12, с. 478].

Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одной из таких категорий являются финансы домашнего хозяйства, выражающие реально существующие экономические отношения, носящие объективный характер и имеющие специфическое общественное назначение [17, c. 385].

Известно, что финансовые отношения носят, как правило, денежный характер. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

Система внешних финансовых отношений семейного бюджета показана на рис. 1.

070614 1446 2 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 3 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

070614 1446 4 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 5 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 6 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 7 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

070614 1446 8 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 9 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 10 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

070614 1446 11 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

070614 1446 12 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

070614 1446 13 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 14 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 15 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета070614 1446 16 Социально экономическая сущность и особенности финансов                   семейного бюджета

 

Рисунок 1 – Система внешних финансовых отношений семейного бюджета

 

К внутренним финансам семейного бюджета можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др. [17, c. 385].

Как видно, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

– с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

– с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

– со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

– с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов [12, с. 481].

Областью возникновения финансов семейного бюджета следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, а следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства) [17, c. 386].

Из имеющейся в данное время специальной экономической литературы наиболее полно характеризует сущность и функции финансов домашнего хозяйства академик Поляк Г.Б. Он указывает: финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) — это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства [13].

Семейный бюджет — роспись денежных доходов и расходов семьи, обычно составляемая на месячный срок; баланс семейных расходов и доходов. 

Пока финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы, но в условиях развитых рыночных отношений происходит усиление их роли, что обусловлено следующими факторами:

1) домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности. Они участвуют во всех экономических процессах, причем глубокий экономический кризис приводит к активизации членов домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства — это показатель, который используется для анализа состояния общества, а так же особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране;

2) финансы семейного бюджета выполняют функции: а) обеспечения жизненных потребностей семьи; б) распределительную функцию [17, c. 387].

Распределительная функция семейного бюджета — это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий. В это же время, средства внутри домохозяйства распределяются между членами домохозяйства через формирование, распределение и использование денежных фондов.

3) Финансовые ресурсы семейного бюджета или совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы направляются в два основных фонда: a) фонд потребления; б) фонд сбережений;

В состав финансовых ресурсов семейного бюджета входят: собственные средства (зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности); средства, мобилизованные на рынке(полученный кредит, дивиденды, проценты); средства, поступившие в порядке перераспределения (пенсии, пособия, ссуды из бюджетов).

4) Бюджет домашнего хозяйства. Материальное содержание бюджета домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. При формировании бюджета образуются денежные фонды: a) индивидуальные; б) совместные; c) накопление и обеспечение (резервный фонд) [17, c. 387].

На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает воздействие государство: через налоговую систему; через оплату труда работников в государственном секторе; через государственное ценообразование.

Домашние хозяйства должны планировать свои доходы и рационально их использовать, т.е. применяется упрощенное финансовое планирование.

 

1.2. Функции семейного бюджета

 

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции. Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция. Финансы семейного бюджета, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы домашних хозяйств обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства. Таким образом, они играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса [17, c. 386].

В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками именно в рамках распределительной функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы семейного бюджета обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход семейного бюджета — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Еще одной функцией финансов семейного бюджета является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так ив сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов [17, c. 386].

Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством [17, c. 386].

Специфика финансов семейного бюджета определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. В условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу (здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает [17, c. 386].

Важной функцией финансов семейного бюджета в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов семейного бюджета является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию семейного бюджета связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж. Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов [6]. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. Так, в современной России из-за низкого уровня заработной платы, предприятия не могут наращивать производство и товарооборот. По данным Всемирного банка, в 2010 г. среднестатистический россиянин по сравнению с жителями других стран тратил гораздо больше времени, чтобы заработать средства на те или иные товары. Затраты рабочего времени среднестатистического российского работника, эквивалентные стоимости 26 видов товаров и услуг, превышали более чем в 13 раз затраты австрийца и примерно в 3 раза затраты словака, чеха и румына [8, с. 67].

 

1.3. Финансовые ресурсы и бюджет домашнего хозяйства

 

Финансовые ресурсы семейного бюджета – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы семейного бюджета выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

  • фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);
  • фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли [12, с. 483].

    Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а также проконтролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.

    Состав финансовых ресурсов семейного бюджета включает:

  1. собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
  2. средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
  3. средства, поступившие в порядке перераспределения, – пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

    Финансы семейного бюджета взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами — федеральным, региональными, местными и вне бюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком. Между ними возникают непрерывные денежные потоки – односторонние, двух- и многосторонние. Между домохозяйством и государством осуществляется постоянно движение денежных потоков. Члены домохозяйств предоставляют труд работников для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем домохозяйства получают от правительства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги в натуральной форме [16, c. 206].

    Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с негосударственным сектором — предприятиями, организациями, компаниями. Получая от них товары, услуги, они (домашние хозяйства) возвращают им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица вместе с тем могут обеспечивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии соответствующей собственности у членов данного коллектива [16, c. 206].

    В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.

    Финансовые ресурсы формируют семейного бюджета. По своему материальному содержанию семейного бюджета – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п. [16, c. 206].

    В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

  • индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
  • совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);
  • накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности) [12, с. 485].

    Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

    В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым [16, c. 207].

    Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рои в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке [16, c. 207].

    Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

  • через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления
  • через оплату труда работников в государственном секторе;
  • через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

    через государственное ценообразование [16, c. 207].

    Финансовые решения семейного бюджета принимаются, прежде всего, в отношении использования денежных фондов. С точки зрения материального состава финансы домашнего хозяйства — это совокупность созданных им целевых денежных фондов, другими словами — это общий объем финансовых ресурсов, которыми располагает домашнее хозяйство. В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят:

    – денежные средства, предназначенные для текущих расходов — расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), плата за периодически потребляемые услуги и др.;

    – денежные средства, предназначенные для капитальных расходов — приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (мебель, жилье, транспортные средства и т. д.), оплата услуг, достаточно редко потребляемых участниками домашнего хозяйства (образование, медицинская операция, туристическая путевка);

    – денежные сбережения;

    – денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

    Как правило, домашнее хозяйство начинает свою хозяйственную деятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом переходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, прежде всего, в форме недвижимости, наличных денег, а также в некоторых случаях — ценных бумаг. Помимо первоначальных ресурсов их источниками являются: а) располагаемый доход домашнего хозяйства; б) потребительский кредит; в) социальные трансферты; г) прочие ресурсы (например, это могут быть выигрыши в лотерею, доходы от персональных займов другим физическим лицам и др. [16, c. 207].

    Все виды экономических решений домашнего хозяйства тесно взаимосвязаны между собой. Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются: 1) текущие и перспективные цели; 2) отношения между членами домашнего хозяйства; 3) уровень доходов домашнего хозяйства; 4) предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства; 5) внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

     

     

     

    2. Доходы и расходная часть семейного бюджета

     

    2.1. Валовый и денежный доходы семейного бюджета

     

    Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

    Доходы семейного бюджета – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные и процессе производства. Однако в современном обществе из-за не равномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств [16, c. 208].

    Валовой доход семейного бюджета – это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений), а накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне.

    В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

  1. оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;
  2. доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

    3)    государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов [12, с. 490].

    В нашей стране соотношение между этими тремя источниками резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания — в городе или на селе [16, c. 208].

    Доходы семейного бюджета можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

    Денежные доходы семейного бюджета подразделяют чаще всего по источникам поступлений. Приведем их наиболее общей их классификации: заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере [10, с. 9].

    Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего, это — трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства [7, с. 149].

    В приведенной выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

    Для измерения доходов семейного бюджета используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

    В ноябре 2010 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19160 руб.
    Уровень располагаемых доходов приведен в Приложении А. Как видим, уровень располагаемых ресурсов семейных бюджет граждан России вырос с 3586,6 руб. в месяц на члена домашнего хозяйства до 14633 руб. в 2010 г. (прирост составил 11046,6 руб. или 4,07 раза). В большей степени величина денежных поступлений в домашних хозяйствах, проживающих в городской местности, более значительна, чем в сельской местности. Так, в 2003 г. в месяц на одного члена домашнего хозяйства в городской местности приходился объем располагаемых ресурсов в размере 4009 руб., в сельской местности – 2423,2 руб. (разница составляла примерно 1,65 раза). В 2010 г. разрыв между располагаемыми ресурсами городских домашних хозяйств (16265 руб.) и сельских домашних хозяйств (10128,7 руб.) практически аналогичен и равен 1,61 раза. В абсолютном выражении, разница между располагаемыми ресурсами городских домашних хозяйств и сельских домашних хозяйств в месяц на одного члена семьи вырос с 1585,5 руб. в 2003 г. до 6136,3 руб., то есть почти в 3,9 раза [19].

    Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-ком-мунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцирование по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

     

    2.2. Государственное регулирование оплаты труда

     

    В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

    Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:

    1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

    2) выплаты за работу в особых условиях;

    3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

    4) премии и единовременные поощрительные выплаты;

    5) плата за выслугу лет;

    6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

    7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

    8) командировочные расходы и подъемные;

    9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи [12, с. 492].

    В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Многие считают также, что МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифицированный, простой труд Размер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т. п.) не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств — для других организаций. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных выплат. [9, с. 90].

    На предприятиях определяют также виды и размер стимулирующих выплат, в частности за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии и т. д.

    МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства.

    Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих [10, с. 93].

    В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предпринимательская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др. [16, c. 210].

    Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты. Это вполне правомерно, поскольку доходы рассматриваемой группы возникают у домашних хозяйств как следствие первичных инвестиционных расходов.

    <

    2.3. Государственные социальные трансферы

     

    К денежным доходам семейного бюджета относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит, поэтому, от законодательных норм. В период рыночных преобразований в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время, в связи с чем, нельзя механически воспринимать конкретный нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей), приведенные в данном разделе. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности [16, c. 210].

    Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций [4].

    Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

    Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

    Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного возраста (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и др.

    Законодательно определяются минимальный и максимальный размер пенсии по старости, а также соотношение устанавливаемой пенсии и заработка работника. К пенсиям по старости устанавливают социальные надбавки на уход за пенсионерами-инвалидами I группы, нетрудоспособными иждивенцами, участникам ВОВ и др.

    Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: 1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5) ежемесячное пособие на ребенка.

    Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета. При этом государство гарантирует:

    а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

    б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

    в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

    г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

     

    Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т. п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует понесение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий [16, c. 210].

     

     

     

     

     

     

    3. Денежные расходы семейного бюджета и их состав

     

    3.1. Классификация и структура денежных расходов семейного бюджета

     

    Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов — труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством [16, c. 211].

    В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

    1) краткосрочные расходы;

    2) среднесрочные расходы;

    3) долгосрочные расходы.

    К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет. Автор данной классификации исходит из реальных доходов домашнего хозяйства, поэтому в ней не учтены обязательные платежи домашних хозяйств. Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.) [14, с. 10].

    В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

    а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

    б) налоги и другие обязательные платежи;

    в) денежные накопления и сбережения [10, с. 10].

    В данном разделе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства можно использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела: 1) обязательные платежи; 2) расходы на потребление; 3) денежные сбережения.

     

    3.2. Направления расходования семейного бюджета и их аккумуляция

     

    Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

    Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями [16, c. 211].

    В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.

    Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

    Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог на доходы физических лиц).

    Подчеркнем лишь, что потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции — 17%, в США — до 60%). Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источником прямого финансирования; в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. Налог на доходы физических лиц выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями [1,2].

    Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц налог на имущество вносится два раза в год к 15 сентября и к 15 ноября. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

    Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

     

    К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

    В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину — обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.

    Размер пошлины устанавливается в широких пределах в зависимости от характера юридических действий или выдаваемых документов.

    Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц.

    Необходимо отметить, что те налоги и сборы с физических лиц, составляют не полный перечень возможных выплат домашнего хозяйства в бюджеты различных уровней. Подчеркнем также и то обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия.

    Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,— это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж (уплачивался до 1 января 2004 г). Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза [16, c. 212].

    Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов. Так, семья, проживающая в шестиэтажном кирпичном доме в Санкт-Петербурге, должна ежемесячно платить за техническое обслуживание квартиры, эксплуатационные услуги, холодную и горячую воду, отопление, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание радиоточки, антенны, газ, санитарное содержание территории, а семья, имеющая собственный дом в деревне, не производит большую часть этих платежей. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета. Отметим также, что домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости дотируется из местных бюджетов [16, c. 212].

    Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.

    Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств. В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой жилищной реформой и дальнейшим ростом индивидуального жилищного строительства.

    Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

    На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60—80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.

    Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В одном из вариантов потребительские расходы состоят из четырнадцати групп: расходы на питание; приобретение одежды; расходы на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санитарию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изделия. Такое деление не соответствует взятому нами за основу функционально-временному критерию классификации расходов домашнего бюджета. В соответствии с этим критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

    К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.) [16, c. 212].

    Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).

    Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов на потребление в РФ составляют текущие расходы, причем на оплату продовольственных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов. В США, для сравнения, они составляют не более 20% общей суммы располагаемых доходов [16, c. 212].

    Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др. [16, c. 212].

    Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

    – создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

    – создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;

    – создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление [16, c. 213].

    Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выеляют две основные формы сбережений: а) неорганизованные сбережения; б) организованные сбережения.

    К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй — денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

    Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения. Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются:

    а) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой;

    б) специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

    Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих денежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутствуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно, процентная ставка по остатку на текущих счетах в среднем не превышает 9%, тогда как, даже по официальным данным, уровень инфляции в 2011 г. составит не менее 7—8% [17]. Тем не менее, стоит отметить, что сегодня происходит процесс постепенного вовлечения российского населения в систему безналичных расчетов путем развития их карточных форм, однако этот процесс происходит чрезвычайно медленно.

    В степени позволяет домашним хозяйствам сберечь в условиях инфляции денежные средства с целью приобретения предметов длительного пользования, дорогостоящих услуг, создания денежных фондов для их дальнейшего инвестирования. Уровень инфляции в экономически развитых странах позволяет частному вкладчику добиваться своих целей. В России они пока вряд ли достижимы — в 2011 г. ставка по срочным вкладам в Сбербанке РФ составляла 6—8% в зависимости от условий вклада и, по сути, даже не покрывает темп инфляции [17].

    Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Как было отмечено выше, весь располагаемый доход домашнего хозяйства состоит из двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Значит, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. С другой стороны, если пропорция между потребляемой и сберегаемой частями остается неизменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода. Ответ на вопрос: «в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста?» сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход»[6]. Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреблению (Marginal Propensity to Consume, МРС) равна отношению прироста потребляемой части дохода (DС) к приросту всего дохода в целом (DУ):

    MPC = DC/DУ, (1)

    где DС — величина прироста накоплений;

    DУ — величина прироста доходов [13].

    Величина МРС показывает направляемую на потребление часть дополнительного дохода. Согласно основному психологическому закону 0<МРС<1, поэтому можно сказать, что:

    если МРС = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережение;

    если МРС = 1, то весь прирост дохода потребляется. Аналогичным способом можно определить и предельную склонность к сбережению (Marginal Propensity to save, MPS):

    MPS = DS/DУ, (2)

    где DS — величина прироста сбережений [13].

    Сказанное позволяет сделать вывод о том, что располагаемый доход домашнего хозяйства и предельная склонность к потреблению являются основными факторами, влияющими на уровень сбережений. Они, в свою очередь, определяются группой внутренних и внешних по отношению к домашнему хозяйству причин.

    Бюджет домашнего хозяйства выполняет важную роль в процессе воспроизводства рабочей силы, семьи как исходной ячейки общества. Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества. Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции [16, c. 213].

     

    Список используемых источников

     

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 27.06.2011 № 162-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от  19.07.2011 № 245-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  5. Бабич А.М., Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
  6. Бродский Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 2009.
  7. Кашин Ю.И. Сбережения населения (вопросы теории и проблемы исследования).–М.: Финансы, 2008.
  8. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег.–М.: Прогресс, 1978.
  9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы Ии политика: Т. 1.–М.: Республика, 2011.
  10. Мехряков В. Д. Повышение личных доходов населения как фактор стабилизации экономики // Финансы. 2008. №3.
  11. Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой.–М.: Финансы и статистика, 2009.
  12. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. –М.: Перспектива, 2008.
  13. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.–М.: Финансы, 2004.
  14. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева.–М.: ТК Велби, 2010.
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2011.
  16. Шохин А.Н. Денежные сбережения населения как экономическая категория. –М.: ЮНИТИ, 2007.
  17. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2009.
  18. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. Pед. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФPА-М., 2008.
  19. Экономическая теория / Под ред. Добрынина, Л. С. Тарасевича.–СПБ: Питер, 2009.
  20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение; Учебник. М., 2003.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение А

    Таблица 1 – Состав располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рубли)

    Показатель 

    2003 

    2004 

    2005 

    2006 

    2007 

    2008 

    2009 

    2010 

    Все домашние хозяйства

    Располагаемые ресурсы — всего

    3586,6 

    4446,9 

    5745,8 

    7051,6 

    9156,9 

    11955,2 

    12419,4 

     

    14633,2 

         в том числе: 

      

      

      

      

      

      

       

    денежные расходы 

    3148,5 

    3924,8 

    5057,9 

    6199,5 

    8062,4 

    10335,3 

    10737,4 

    12688,0 

    стоимость натуральных поступлений продуктов питания

    224,2 

    225,6 

    256,0 

    271,5 

    301,0 

    348,3 

    378,9 

     

     

    422,3 

    стоимость натуральных  поступлений непродовольственных товаров и услуг

    66,5 

    70,1 

    41,5 

    49,2 

    66,0 

    87,9 

    94,6 

     

     

     

    104,3 

     прирост сбережений

    147,4 

    226,4 

    390,4 

    531,4 

    727,5 

    1183,7 

    1208,4 

    1418,5 

    Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет 

     

    Располагаемые ресурсы — всего

    3140,2 

    3890,9 

    5209,7 

    6143,4 

    8480,8 

    10544,4 

    10667,2 

     

    12051,0 

           в том числе: 

      

      

      

      

      

      

       

     денежные расходы

    2752,8 

    3417,3 

    4570,4 

    5370,2 

    7440,4 

    8951,9 

    9076,0 

    10318,6

     стоимость натуральных поступлений продуктов питания

    197,3 

    201,3 

    225,0 

    248,0 

    273,1 

    315,2 

    342,6 

     

     

    367,7 

      стоимость натуральных    поступлений непродовольственных товаров    и услуг

    62,0 

    58,0 

    34,1 

    47,5 

    62,4 

    94,7 

    101,7 

     

     

     

    100,5 

     прирост сбережений

    128,1

    214,3 

    380,2 

    477,7 

    704,9 

    1182,6 

    1146,9 

    1264,3 

    Домашние хозяйства, проживающие в городской местности 

     

    Располагаемые ресурсы — всего

    4009,0 

    5016,0 

    6529,5 

    7984,9 

    10354,6 

    13465,9 

    13869,4 

     

    16265,0 

           в том числе: 

                   

     денежные расходы

    3623,5 

    4542,0

    5879,3 

    7183,9 

    9314,0 

    11844,7 

    12222,3 

    14357,5 

    стоимость натуральных поступлений продуктов питания

    147,3 

    146,9 

    159,6 

    166,1 

    190,0 

    215,7 

    233,5 

     

     

    270,7 

     стоимость натуральных    поступлений непродовольственных товаров    и услуг

    78,5 

    81,7 

    47,8 

    56,2 

    74,0 

    99,8

    105,1 

     

     

     

    114,1 

     прирост сбережений

    159,7 

    245,1 

    442,8 

    578,7 

    776,6 

    1305,7 

    1308,5 

     

    1522,7 

     

     

     

    Продолжение Приложения А

    Продолжение таблицы 1

    Показатель 

    2003 

    2004 

    2005 

    2006 

    2007 

    2008 

    2009 

    2010 

    Все домашние хозяйства, проживающие в сельской местности 

    Располагаемые ресурсы — всего

    2423,2 

    2851,3 

    3604,7 

    4495,4 

    5871,1 

    7786,5 

    8416,9 

    10128,7 

         в том числе: 

                   

    денежные расходы 

    1840,0 

    2194,2 

    2813,7 

    3503,5 

    4628,9 

    6170,0 

    6639,0 

    8079,8 

    стоимость натуральных поступлений продуктов питания

    435,9 

    446,3 

    519,5 

    560,8

    605,4 

    714,4 

    780,4 

    840,9 

    стоимость натуральных  поступлений непродовольственных товаров и услуг

    33,8 

    32,7 

    24,1 

    29,6 

    44,1 

    54,8 

    65,4 

    77,2 

     прирост сбережений

    113,5 

    174,1 

    247,4 

    402,0 

    592,7 

    847,3 

    932,1 

    1130,9 

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.09MB/0.00187 sec

WordPress: 23.7MB | MySQL:113 | 3,019sec