Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

<

070614 1430 1 Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

1.1. Сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе страны

 

Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

070614 1430 2 Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств.

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении.

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.

Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:

  • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;
  • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;
  • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.;
  • финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям.

    Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Размер получаемых доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности организации своей деятельности, координации доходов и расходов, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта.

    Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности, выраженный в росте активов предприятия, его денежных доходов и чистой прибыли, свидетельствует об эффективности применяемых методов и форм управления материальными и финансовыми ресурсами; напротив, отрицательный результат свидетельствует о недостатках в управлении ресурсами, что может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

     

    1.2. Особенности и принципы организации финансов коммерческих организаций в производственной сфере

     

    Основным источником поступления финансовых ресурсов в коммерческой организации в производственной сфере после формирования ее уставного капитала выступает выручка от реализации, полученная от продажи произведенной продукции или оказанных производственных работ и услуг.

    Выручка от реализации в процессе ее распределения принимает форму денежных расходов и накоплений.

    К денежным расходам относятся произведенные денежные или финансовые расчеты с работниками предприятия, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, расчеты по уплате налогов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

    Накопления финансовых средств предприятий производится главным образом за счет нераспределенной части чистой прибыли от всех видов деятельности. Дополнительным собственным источником накопления финансовых средств является выручка от реализации излишних (не применяемых в производственном процессе) активов и поступления привлеченных средств за счет увеличения уставного капитала.

    Дополнительными источниками финансирования могут быть заемные средства, предоставляемые лендерами, финансово-кредитными и страховыми организациями в виде краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов.

    Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности.

    Принцип хозяйственной самостоятельности. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. В то же время, государство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельности; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм собственности, проводит лицензирование отдельных видов деятельности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному и медицинскому страхованию работников предприятия и минимальным размерам заработной платы.

    Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и. при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов.

    Принцип материальной заинтересованности. Объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получение прибыли с целью повышения благосостояния собственников предприятия и его работников.

    Принцип материальной ответственности. Означает существование определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Принцип обеспечения финансовых резервов. В условиях рыночных отношений последствия предпринимательского риска ложатся непосредственно на предприятие (точнее, его собственников), которое добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу производственной деятельности.

    Для осуществления хозяйственной деятельности организации и предприятия должны располагать производственными ресурсами, т. с. совокупностью внеоборотных (основных) и оборотных средств, на формирование которых направляются финансовые ресурсы, вложенные собственниками и (или) полученные предприятием от его производственной деятельности. Такое деление производственных ресурсов связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

    Процесс простого и расширенного воспроизводства основных средств и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций. Финансовыми источниками долгосрочных инвестиционных средств являются:

    1) нераспределенная прибыль предприятия,

    2)    дополнительные вклады собственников предприятия,

    3) долго срочные банковские кредиты и облигационные займы.

    Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их собственников, интересы работников предприятия.

    На организацию финансовой работы предприятий существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру материально-технической базы, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

    Одним из важнейших элементов финансового планирования является совершенствование управления: а) прибылью и б) денежными средствами.

    На финансовую состоятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, а также объективные факторы, не зависящие от его деятельности.

    К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, качество маркетинговой работы, конкурентоспособность выпускаемой продукции, размеры предприятия, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень отпускных цен на готовую продукцию.

    Объективные факторы включают: уровень рыночных цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений (в случае их регулирования в рамках налогового законодательства), конъюнктура рынка, развитие финансово-кредитной системы, налоговая и таможенная политика государства и др.

    Основной задачей управления финансами любого коммерческого предприятия независимо от его организационно-правовой формы или сферы деятельности является увеличение его рыночной стоимости, предопределяющей сумму денежных средств, которую может получить сособственник предприятия при продаже своего пакета акций или доли участия, и соответственно доходность (рентабельность) инвестиций с позиции собственника. Рыночная стоимость, или стоимость бизнеса предприятия, зависит от многих финансово-экономических факторов, важнейшими из которых являются стоимость чистых активов (фактическая стоимость собственного капитала), доходность (рентабельность) деятельности, уровень предпринимательских рисков и др.

     

    1.3. Особенности финансов предприятий финансовой сферы

     

    Хозяйствующие субъекты в финансовой сфере подразделяются на предприятия, осуществляющие: а) финансово-кредитную; б) страховую деятельность. Деятельность финансово-кредитных организаций в России регламентируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

    Финансово-кредитная организация (ФКО) — это юридическое лицо (коммерческая организация), основная цель деятельности которого состоит в извлечении прибыли от посреднических операций на денежном (финансовом) рынке. Как субъект хозяйствования ФКО может образовываться на основе любой формы собственности и действует на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России).

    Различают два основных вида финансово-кредитных организаций: банк и небанковская кредитная организация.

    Банк — это кредитное предприятие, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

    а) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

    б) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Небанковская кредитная организация (НКО) — это предприятие, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», допустимое сочетание которых определяется Банком России. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения их от своего имени и за свой счет. НКО могут выполнять операции как в рублях, так и в иностранной валюте.

    Существуют расчетные НКО и организации инкассации, деятельность которых регламентируется соответствующими типовыми положениями.

    Финансово-кредитным организациям законодательно запрещено, заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

    Основным элементом финансово-кредитной системы любого государства является банковская система, которая аккумулирует временно свободные денежные средства домохозяйств, предприятий, организаций и государства и посредством осуществления кредитных операций перераспределяет их в те сферы деятельности, где они необходимы. Таким образом, банки являются финансовыми посредниками между первичными инвесторами (владельцами временно свободных средств) и заемщиками.

    С позиции движения финансовых потоков деятельность банка необходимо разделить на две части:

  • пассивные операции – операции по привлечению финансовых средств за счет приема вкладов (депозитов), выпуска собственных долговых обязательств, получения кредитов у других банков. Перед владельцами привлеченных средств у коммерческого банка (КБ) возникают обязательства. К пассивным операциям банков относится также формирование собственных средств за счет увеличения уставного капитала, образования резервного и специальных фондов;
  • активные операции — операции по размещению средств, за счет выдачи ссуд (кредитов), покупки ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и т. д.

    Как и во всех видах коммерческой деятельности, прибыль банка рассчитывается как разность между его доходами и расходами. Банк привлекает средства вкладчиков, кредиторов и выплачивает им процентный доход. Размещая эти средства, он сам получает проценты или другие формы дохода; кроме того, банк размещает не только привлеченные, но и собственные средства, которые являются для него бесплатным кредитным ресурсом.

    , полученных по выданным ссудам, государственным и корпоративным долговым ценным бумагам, и непроцентных доходов (комиссионное вознаграждение, плата за расчетно-кассовое обслуживание, инкассацию, оплата консультаций и других услуг).

    Расходы банка состоят из процентных выплат (процентов, выплаченных вкладчикам и кредиторам) и непроцентных затрат, связанных с функционированием банка (содержание и эксплуатация помещений и оборудования, заработная плата персонала и т. п.).

    Главные вопросы саморегулирования финансовых ресурсов сводятся к управлению активами и пассивами банка, при этом не только посредством сочетания активных и пассивных оборотов, но и установления правильного соотношения между видами вкладов и видами размещения средств для получения большего дохода. Все активы и обязательства банка рассматриваются как составные части его портфеля.

    Управление активами и пассивами предполагает анализ состава банковского портфеля, его объема и доходности. В условиях конкуренции банку необходимо иметь прогнозы и оценки движения денежных средств, которые определяли бы его кредитную политику.

    Управление финансами банка в значительной степени фокусируется на управлении банковскими рисками. Эффективным способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, при этом, как каждый компонент финансового риска требует своей идентификации и конкретного инструментария его регулирования.

    Управление финансами банка осложняется разнообразием и динамикой той «операционной среды», в которой он функционирует. Устойчивость банка определяется экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) факторами.

    Основной задачей управления финансами банка, как и любого предприятия, является максимизация его капитализированной стоимости, характеризующейся прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций. Решается эта задача путем комплексного управления активами и пассивами банка.

    <

    В связи с тем что деятельность финансово-кредитных организаций самым непосредственным образом влияет на функционирование денежного и фондового рынка любого государства, во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контроля и надзора на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

    Хорошо функционирующая банковская система является основой для успешной реализации государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, создания благоприятного инвестиционного климата.

    Страховая деятельность также является одним из важнейших элементов обеспечения качественного функционирования финансовой системы государства, непосредственно влияющих на инвестиционный климат и развитие предпринимательской деятельности. Страхование создает систему защиты имущественных интересов граждан, предприятий и государства. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных (землетрясения, наводнения, оползни и др.) и техногенных (пожары, аварии, взрывы др.) явлений.

    Формирование финансовых средств страховых организаций — «страховщиков» осуществляется за счет:

    1) первоначального уставного капитала, который в соответствии с Законом РФ «О страховании»;

    2) финансовых средств (страховых взносов), вносимых физическими и юридическими лицами (страхователями), для возмещения ущерба, возникающего в случае наступления страхового случая.

    Данные финансовые ресурсы формируют страховые резервы, необходимые для выплат страховых премий, и средства для оплаты расходов деятельности страховщика.

    Размещение финансовых средств производится на соблюдении следующих принципов: а) возвратности, т. е. надежности размещения средств под обязательные гарантии возврата инвестируемых средств в полном объеме; б) диверсификации, т. е. вложения средств в достаточно широкий круг финансовых продуктов для максимального уменьшения инвестиционного риска; в) прибыльности, т. е. получения регулярного и соответствующего инвестиционному риску дохода; г) ликвидности, т. е. возможности быстрой реализации (продажи) актива не ниже их номинальной стоимости.

    Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные, контролируемые государством соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     

    1.4. Особенности финансов некоммерческих организаций

     

    Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования.

    Основная деятельность подобных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и не направлена на извлечение прибыли, поэтому полученная прибыль не распределяется между учредителями или участниками организации, а направляется на финансирование уставной деятельности.

    К некоммерческим организациям относятся: общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

    Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких объединений — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов.

    Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления исполнительной дирекцией некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

    Источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть:

    1) регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов;

    2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    4) дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в коммерческих организациях;

    5) доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

    Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов для отдельных некоммерческих организаций.

    Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от учредителей, участников, членов определяются учредительными документами.

    Бюджет расходов составляется с учетом проведения необходимых мероприятий для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации, содержания аппарата исполнительной дирекции, административных и

    Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а так же сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

    Важным моментом в организации финансовой деятельности некоммерческой организации являются также:

    – предоставление законодательно и собранием учредителей, участников, членов возможности ведения предпринимательской деятельности;

    –    наличие субсидиарной материальной и финансовой ответственности учредителей, участников, членов за результаты ее хозяйственной деятельности;

    –    необходимость и форма возврата учредителям в случае их вы
    хода из некоммерческой организации внесенных материальных и финансовых средств при ее создании.

    Решение этих вопросов, в значительной степени зависит от организационно-правовой формы, целей деятельности и состава учредителей некоммерческой организации.

     

    1.5. Финансы домашнего хозяйства как субъект экономических отношений

     

    Финансы домохозяйств по концепциям некоторых экономистов являются элементом или звеном финансовой системы. Например, Черник Д.Г. выделяют третье звено финансовой системы: финансы населения (домашних хозяйств). Академик Поляк Г.В. во втором звене финансовой системы — в децентрализованных финансах как элемент наряду с финансами предприятий выделяет финансы домашних хозяйств.

    Понятие «домохозяйство» охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, в отличие от семьи, домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками (например совместно проживающих домашней работницы, работника фермерского хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и проживания) в бюджет домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека, имеющего свой источник дохода. По данным микропереписи населения 2004г. 19% домохозяйств состоят из 1-го человека, 26% — из 2-х, 23% — из 3-х, 20% — из 4-х и 12% — из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в семейных домохозяйствах, состоящих из одной семьи (полной, неполной — 83%), из двух и более семей (7%).

    В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

    а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

    б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

    в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

    Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одной из таких категорий являются финансы домашнего хозяйства, выражающие реально существующие экономические отношения, носящие объективный характер и имеющие специфическое общественное назначение.

    Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

    К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

    Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис. 2.

    070614 1430 3 Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектовКак видно, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

    – с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

    – с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

    – со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

    – с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

    Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства». Следовательно, финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

    Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, а следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).

    Пока финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы, но в условиях развитых рыночных отношений происходит усиление их роли, что обусловлено следующими факторами:

    1) Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности. Они участвуют во всех экономических процессах, причем глубокий экономический кризис приводит к активизации членов домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства — это показатель, который используется для анализа состояния общества, а так же особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

    2) Финансы домохозяйств выполняют функции: a) обеспечения жизненных потребностей семьи; б) распределительную функцию.

    Распределительная функция финансов домохозяйств — это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий. В это же время, средства внутри домохозяйства распределяются между членами домохозяйства через формирование, распределение и использование денежных фондов.

    3) Финансовые ресурсы домохозяйства или совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы направляются в два основных фонда: a) фонд потребления; б) фонд сбережений;

    В состав финансовых ресурсов домохозяйств входят:

    – собственные средства (зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности);

    – средства, мобилизованные на рынке (полученный кредит, дивиденды, проценты);

    – средства, поступившие в порядке перераспределения (пенсии, пособия, ссуды из бюджетов).

    4) Бюджет домашнего хозяйства. Материальное содержание бюджета домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. При формировании бюджета образуются денежные фонды: a) индивидуальные; б) совместные; c) накопление и обеспечение (резервный фонд).

    На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает воздействие государство:

    — через налоговую систему;

    — через оплату труда работников в государственном секторе;

    — через государственное ценообразование.

    Домашние хозяйства должны планировать свои доходы и рационально их использовать, т.е. применяется упрощенное финансовое планирование.

    Таким образом, нами проанализированы основные методические основы негосударственных финансов хозяйствующих субъектов, определена их роль в национальной финансовой системе, рассмотрено их место в национальной системе.

     

     

     

    Глава 2. Общая характеристика ответственности банков за нарушение налогового законодательства

     

    2.1. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 18 Налогового кодекса Российской Федерации

     

    В НК РФ виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, выделены в отдельную главу.

    И. И. Воронцова полагает, что вопрос о возможности применения к банкам положений гл. 18 НК РФ не может быть решен однозначно, что создает трудности при применении судами норм об ответственности банков и не свидетельствует о взвешенности в подходе законодателя к столь острой проблеме1.

    В определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 257-О «По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «Лантра-Банк» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации»2 содержится тезис о том, что «положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации», определяют «составы налоговых правонарушений». Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает предусмотренные гл. 18 НК РФ нарушения банками соответствующих обязанностей в качестве налоговых правонарушений.

    Между тем существует и точка зрения, согласно которой установленные гл. 18 НК РФ нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, к числу собственно налоговых правонарушений не относятся.

    Следует согласиться с И. И. Кучеровым, О. Ю: Судаковым и И. А. Орешкиным, которые утверждают, что основное различие между налоговыми правонарушениями и нарушениями банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, заключается в их субъектах1.

    Субъектами нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются исключительно коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включая действующие на территории Российской Федерации филиалы иностранных банков.    

    Иные субъекты банковской деятельности, имеющие на основании закона право осуществлять банковские операции по открытию и ведению банковских счетов (Банк России, а также Агентство по реструктуризации кредитных организаций), субъектами рассматриваемых правонарушений не являются.

    Нельзя не согласиться с А. Я. Курбатовым, который, проанализировав ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды по налоговому законодательству, пришел к выводу о том, что наличие оснований для применения указанной ответственности зависит от то-•го, являются ли действия банка правомерными или неправомерными с точки зрения гражданского права2.

    Консолидация норм, устанавливающих ответственность банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в отдельную главу отчасти объясняется субъектным составом включенных правонарушений. Банки выделены в самостоятельную категорию субъектов правонарушений в связи со спецификой сочетания в сфере их правового регулирования публичных и частных норм. Они обладают двойственной налогово-правовой природой, выражающейся в наличии обязанностей уплачивать причитающиеся налоги, обслуживать счета своих клиентов-налогоплательщиков, а также выполнять поручения налоговых органов, предоставлять им необходимую информацию и т. д. Банки одновременно обладают статусом налогоплательщика и агента государства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Особенность субъектного состава противоправных деяний, объединенных гл. 18 НК РФ, обусловила и относительную немногочисленность содержащихся в ней составов правонарушений.

    Являясь разновидностью налоговых .правонарушений, нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеют следующие характерные особенности:

    – их объективную сторону составляют противоправные деяния, совершенные в нарушение обязанностей банка в качестве налогоплательщика или иного фискально-обязанного лица;

    – субъектом налогового правонарушения, квалифицируемого по какой-либо статье гл. 18,НК РФ, может быть только банк, обладающий необходимыми организационно-правовыми признаками;

    – производство по делу о нарушении банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеет определенную специфику и регламентируется ст. 1011 НК РФ.

    Глава 18 НК РФ объединяет ст. 132—136. Статья 136 регламентирует порядок взыскания с банков штрафов и пеней, остальные статьи определяют составы налоговых правонарушений, совершаемых банками, и устанавливают соответствующие санкции.    

     

    2.2. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

     

    Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику подпадает под действие статьи 132 НК РФ. Объектом данного правонарушения являются отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля, а также по поводу взимания налогов и сборов. Налоговые правонарушения, выразившиеся в открытии налогоплательщику счета без предъявления им свидетельства о постановке на налоговый учет, а также при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам посягают на процессуальные фискальные права государства, поскольку создают препятствия в контрольной деятельности налоговых органов. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщика способствует осуществлению последним незаконной предпринимательской деятельности и, таким образом, нарушает суверенное право государства на получение законно установленных налогов и сборов.

    Объективную сторону правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 132 НК РФ, характеризуют действия банка по неправомерному открытию счета налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту в двух случаях: без предъявления организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя. Объективную сторону состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 132 НК РФ, образуют бездействия банка после открытия или закрытия счета организации или индивидуальному предпринимателю в виде несообщения налоговому органу сведений об этих обстоятельствах. Таким образом, объективная сторона названных правонарушений выражается в игнорировании банком обязанностей, возложенных на него ст. 76 и 86 НК РФ.

    Предметом рассматриваемого правонарушения является счет, соответствующий требованиям ч. 2 ст. 11 НК РФ, т. е. расчетный (текущий) и иной счет в банке, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации или индивидуального предпринимателя.

    По характеру объективной стороны рассматриваемые налоговые правонарушения являются формальными, поскольку законодателю безразлично наступление каких-либо негативных последствий в результате действий или бездействия, описанных ст. 132 НК РФ. Общественная опасность налоговых нарушений банков достаточно высока и относительно рассматриваемых составов налоговых правонарушений вредные последствия для бюджетной системы презюмируются (предполагаются).

    Налоговое правонарушение банка, квалифицируемое по п. 1 ст. 132 НК РФ, считается оконченным в день неправомерного открытия банковского счета.

    Противоправное деяние банка, предусмотренное п. 2 ст. 132 НК РФ, считается оконченным по истечении пяти дней со дня открытия или закрытия счета организации или индивидуальному предпринимателю.

    Субъектом рассматриваемых правонарушений может быть банк или другая кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Центрального банка РФ.    

    Субъективная сторона налогового правонарушения, выразившегося в открытии банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, характеризуется виной в форме умысла. Субъективная сторона противоправных деяний, выразившихся в несообщении банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации или индивидуальному предпринимателю также характеризуется виной в форме умысла, но в некоторых случаях — неосторожностью.

    Санкция носит штрафной характер, является абсолютно оп-целенной и зависит, от пункта ст. 132 НК РФ, по которому инфицировано противоправное деяние банка.

     

    2.3. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

     

    Ответственность за указанное правонарушение предусмотрено статьей 133 НК РФ. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, являются материальные фискальные права государства. Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора препятствует своевременному формированию доходной части соответствующего бюджета или внебюджетного фонда.

    Объективная сторона характеризуется бездействием банка в виде неправомерного нарушения срока, установленного НК РФ для того, чтобы исполнить платежное поручение.

    Правонарушение, предусмотренное ст. 133 НК РФ, будет считаться оконченным по истечении вышеназванного операционного дня.

    Нарушение банком срока исполнения поручения является длящимся.

    Состав правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, материальный, поскольку ответственность банка зависит от возникновения негативных последствий в виде неполучения бюджетом или внебюджетным фондом в предполагаемый срок причитающихся сумм налогов (сборов).

    Не образует данного состава нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (налогового агента) на перечисление налога (сбора) в том случае, если была необходимость исполнить платежные документы, относящиеся к более ранней очередности, установленной ГК РФ.

    Не является противоправным деянием, предусмотренным ст. 133 НК РФ, бездействие банка в виде неперечисления налога (сбора) по платежному поручению, оформленному налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) с нарушением банковских правил.

    Субъектом данного состава налогового правонарушения является коммерческий банк или иная кредитная организация, являющаяся таковой на основании лицензии Центрального банка РФ.    

    Субъективная сторона противоправного деяния банка в виде неисполнения поручений о перечислении налога иди сбора характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

    Санкция за рассматриваемое противоправное деяние установлена в виде пени, что соответствует характеру длящихся правонарушений, посягающих на неправомерное удержание денежных средств.

    Пени, взыскиваемые с банков, по своей сущности отличатся от пеней, взыскиваемых на основании ст. 75 НК РФ с нагоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, ответственность банков за нарушения налогового законодательства установлена гл. 18 НК РФ, название которой и включение в нее ст. 133 НК РФ позволяют считать взыскиваемые с банков пени санкциями, а не восстановительными (компенсационными) мерами.

    Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд сумму налога и уплатить причитающиеся в случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к нему применяются принудительные меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней.

     

    2.4. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

     

    Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агент подпадает под действие статьи 134 НК РФ. Объектом правонарушения предусмотренного данной статьей, являются материальные фискальные права государства. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика нарушает приоритет фискальных требований государства и тем самым посягает на нормальное пополнение доходной части соответствующего бюджета или внебюджетного фонда.

    Объективная сторона правонарушения, установленного ст. 134 НК РФ, выражается в противоправном исполнении банком поручения своего клиента на перечисление денежных средств со счета, операции по которому приостановлены, лицу, не имеющему приоритетного права требования перед фискальными интересами государства.

    Правовой режим приостановления операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов установлен ст. 76 НК РФ и заключается в прекращении банком всех расходных операций по данному счету.

    Очередность списания денежных средств со счета налог плательщика установлена ст. 855 ГК РФ. Списание денежных средств с приостановленного счета образует состав налогового правонарушения только при условии нарушения требований ст. 76 НК РФ и ст. 855 ГК РФ.

    Факультативным (дополнительным) признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является совершение банком противоправного деяния при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплателыцика, плательщика сбора или налогового агента. Обязанность по доказыванию факта наличия у банка такого решения лежит на самом налоговом органе.

    Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ, является поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента банку о перечислении средств с нарушением установленной очередности. Поручение должно представлять собой объективированный документ, соответствующий требованиям ст. 863, 867 или 877 ГК РФ и оформлен в качестве платежного поручения, аккредитива или чека. Состав рассматриваемого правонарушения образует неправомерное исполнение хотя бы одного поручения клиента банка.

    Неисполнение банком указанного решения относится к формальным составам, поскольку ответственность банка-нарушителя не поставлена в зависимость от наступления негативных последствий для государственной или муниципальной казны. Противоправным и, следовательно, наказуемым является сам факт внеочередного перечисления денежных средств со счета клиента банка, операции по которому приостановлены.

    Действия по списанию денежных средств с приостановленного счета будут считаться неправомерными с момента получения банком соответствующего решения налогового органа.

    Налоговое правонарушение в виде неисполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций будет окончено в день списания с приостановленного счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента денежной суммы с нарушением очередности.

    Субъектом данного состава налогового правонарушения является коммерческий банк или иная кредитная организация, являющаяся таковой на основании лицензии Центрального банка РФ.

    Субъективная сторона противоправного деяния банка, предусмотренного ст. 134 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

    Санкция носит характер штрафа, является относительно определенной и зависит от неправомерно перечисленной суммы.

     

    2.5. Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени

     

    Ответственность за данное налоговое правонарушение предусмотрено в статье 135 НК РФ.
    Объектом рассматриваемых налоговых правонарушений являются материальные фискальные права государства. Совершение деяний, предусмотренных ст. 135 НК РФ, посягает на законодательно установленную обязанность банков по исполнению фискальных платежей путем списания со счетов своих клиентов и перечисления в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды денежных средств., Установленные правонарушения препятствуют нормальной деятельности налоговых органов в сфере реализации права на бесспорное взыскание с недобросовестного плательщика налогов, сборов или налогового агента недоимок в бюджет или во внебюджетный фонд.

    Объективная сторона правонарушения, предусмотренного по 1 ст. 135 НК РФ, выражается в незаконном бездействии банка в виде неправомерного неисполнения в установленный законом срок решения налогового органа о взыскании налога и сбора, а также пени.

    Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 2 стр.. 135 НК РФ, представляет собой сложный фактический состав и выражается в совершении банком неправомерных действий либо в нарушении установленных запретов, повлекших ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении
    которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.    

    Обязанность банка исполнять поручения налоговых органов установлена ст. 60 НК РФ, согласно которой поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в безусловном порядке.

    Объективная сторона рассматриваемых правонарушений образуется не только совершением неправомерных деяний относительно счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, являющихся клиентами банков, но и относительно счетов банков, открытых в других банках.

    Квалифицировать деяние по п. 1 ст. 135 НК РФ можно лишь при условии, что неисполнение банком решения налогового органа неправомерно.

    Неисполнение банком соответствующего поручения налогового органа является правомерным в случаях:

    – отсутствия у лица, с которого налоговым органом должно быть произведено взыскание, открытого счета в банке;

    – отсутствия у банка надлежащим образом оформленного инкассового поручения налогового органа, даже при наличии решения налогового органа о принудительном взыскании с клиента банка налоговой недоимки;

    – отсутствия в момент предъявления налоговым органом инкассового поручения денежных средств на счете соответствующего недоимщика;

    – отсутствия поручения налогового органа о продаже валюты со счета недоимщика в случае, если инкассовое поручение обращено к валютному счету;

    – наличия обращенных к счету иных платежных поручений, имеющих приоритетную очередность погашения;

    – нарушения налоговым органом 60-дневного срока, установленного для принятия решения о взыскании налога, сбора или пени;

    – признания незаконным решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени.

    Не образуют объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135 НК РФ, действия банка, хотя и повлекшие «обнуление» счета налогоплательщика, но совершенные по указанию самого владельца счета.

    Объективная сторона данного налогового правонарушения может считаться выполненной только при одновременном отсутствии денежных средств на счете недоимщика и наличии причинно-следственной связи между совершенными банком действиями и наступлением вредных последствий.

    Состав налогового правонарушения, установленный- п. 1 ст. 135 НК РФ, является формальным, поскольку взыскание санкции не поставлено законодателем в зависимость от каких-либо последствий. Налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 135 НК РФ, образует материальный состав, зависящий от факта непоступления налоговых платежей в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Однако даже в случае обращения налоговым органом взыскания на имущество налогоплательщика (в результате создания банком ситуации отсутствия денежных средств на счете недоимщика) действия банка квалифицируются как противоправные и налагаются соответствующие меры ответственности.

    Момент окончания налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ, зависит от наличия достаточных денежных средств на счете налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, необходимых для исполнения инкассового поручения. Если денежных средств на рублевом счете было достаточно, то противоправное деяние банка считается оконченным по истечении одного операционного дня, следующего за днем, когда банк получил инкассовое поручение налогового органа. При достаточности денежных средств на валютном счете правонарушение считается оконченным по истечении двух операционных дней с этого момента.

    Противоправные деяния, содержащие признаки состава правонарушения п. 1 ст. 135 НК РФ, относятся к длящимся.

    Налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 135 НК РФ, будет оконченным с момента совершения каждого противозаконного незачисления денежной суммы на расчетный и текущий счет клиента банка.

    Неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога и сбора, а также пени образует самостоятельные виды правонарушений относительно каждого инкассового поручения или каждого действия, направленного на создание ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

    Одновременная квалификация деяний банка по п. 1 и 2 ст. 135 НК РФ не допускается в силу приоритета специальных норм над общими.

    Субъективная сторона состава налогового правонарушения, квалифицируемого по п. 1 ст. 135 НК РФ, характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности. Противоправное деяние, образующее состав п. 2 ст. 135 НК РФ, может быть совершено только умышленно, поскольку все действия банка сознательно направляются на создание ложной ситуации по отсутствию денежных средств на счете своего клиента.

    Субъектом рассматриваемых налоговых правонарушений может быть только банк, в котором у недобросовестного плательщика налогов, сборов или налогового агента открыт расчетный или текущий счет.

    Санкция за правонарушение, квалифицируемое по п. 1 ст. 135 НК РФ, предусмотрена в виде пени, начисляемой на задержанную сумму налоговой недоимки. Деяние, квалифицируемое в качестве налогового правонарушения по п. 2 ст. 135 НК РФ, наказывается штрафом в размере 30% от суммы денежных средств, не поступивших в бюджет или внебюджетный фонд по вине банка.    

     

    2.6. Непредставление налоговым органом сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка

     

    Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка подпадает под действие статьи 135 НК РФ. Объектом налогового правонарушения, установленного рассматриваемой статьей, являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности отражают текущую работу налогоплательщиков, движение их денежных средств, что значимо для осуществления за ними налогового контроля. Данное правонарушение посягает на нормальную деятельность налоговых органов по сбору необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Объективная сторона данного правонарушения выражается в противоправном бездействии банка, не предоставляющего налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности своих клиентов, обязанных уплачивать налоги и сборы.

    Объективную сторону рассматриваемого налогового правонарушения образует игнорирование банком запроса налогового органа относительно не любых своих клиентов, а только организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Необходимым квалифицирующим признаком объективной стороны рассматриваемого состава правонарушения является наличие у банка мотивированного запроса налогового органа.

    Представление банком запрашиваемых документов после истечения установленного срока не влияет на квалификацию бездействия как противоправного деяния и не исключает привлечение банка к ответственности по ст. 135′ НК РФ.

    Объективная сторона рассматриваемого правонарушения складывается по каждому случаю непредставления банком какого-либо сведения (документа, справки и т. д.) по отношению к каждому отдельному клиенту банка — организации или гражданину, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    В случае непредставления сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по мотивированному запросу таможенных органов одновременное привлечение банка к ответственности по ст. 1351 НК РФ и ст. 263 ТК РФ исключается.

    Субъектом данного правонарушения может быть коммерческий банк или другая кредитная организация, имеющая лицензию Центрального банка РФ.

    Субъективная сторона противоправных бездействий, предусмотренных ст. 1351 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

     

     

    Список использованной литературы

     

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.01.2008 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.01.2008 г.)
  4. Бабич А.М., Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.
  5. Бродский Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 2006.
  6. Кашин Ю.И. Сбережения населения (вопросы теории и проблемы исследования).–М.: Финансы, 1979.
  7. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег.–М.: Прогресс, 1978.
  8. Курбатов А. Я. Ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды. М., 2007.
  9. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2008.
  10. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2007.
  11. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Т. 1.–М.: Республика, 2006.
  12. Мехряков В. Д. Повышение личных доходов населения как фактор стабилизации экономики // Финансы. 2007. №3.
  13. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2006.
  14. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2008.
  15. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2007.
  16. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб, 2007.
  17. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 2007.
  18. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая. 4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. А Я.Цюма и А. М. Макарова. М., 2006.
  19. Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой.–М.: Финансы и статистика, 2006.
  20. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. –М.: Перспектива, 1995.
  21. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.–М.: Финансы, 2004.
  22. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева.–М.: ТК Велби, 2003 .
  23. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2008.
  24. Шохин А.Н. Денежные сбережения населения как экономическая категория. –М.: ЦМИ АН СССР, 1984.
  25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение; Учебник. М., 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00138 sec

WordPress: 23.19MB | MySQL:121 | 1,831sec