Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов

<

070614 1422 1 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектовФинансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: а) заработной платы наемных работников; б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

070614 1422 2 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Общая структура финансовой системы страны

 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации, представляют собой выражаемые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, привлечения различных источников финансирования, распределения и использования привлеченных средств.

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов как часть общей финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном измерении.

В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет устанавливаемый Гражданским кодексом РФ их статус юридического лица, т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с действующим законодательством предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Это находит адекватное отражение в денежном обороте предприятия, учреждения, организации.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и вести предусмотренную законодательством финансовую отчетность, отражающую хозяйственную деятельность.

Извлечение прибыли как основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не преследует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.

Коммерческие организации (предприятия) в настоящее время создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах: общественные и религиозные организации (объединения); учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; другие формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций более гибкие и менее жестко определены законом).

Первоначальное формирование финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности, определяемой уставом, происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал (для коммерческих организаций) или уставный фонд (для некоммерческих организаций). Источниками их формирования в зависимости от выбранной организационно-правовой формы хозяйствования выступают средства акционеров, членов товариществ и кооперативов, бюджетные средства, первоначальные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Дополнительные источники поступлений финансовых ресурсов и направления их использования определяются целевой и функциональной (уставной) деятельностью организации.

Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:

  • финансовые отношения, связанные с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;
  • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;
  • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами), вышестоящей организацией (министерством или управляющей компанией), союзами и ассоциациями, членами которых они являются;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;
  • финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.;
  • финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками, работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям.

    Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают в основном при реальном движении денежных средств в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Размер получаемых доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности организации своей деятельности, координации доходов и расходов, рационального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов зависит финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта.

    Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности, выраженный в росте активов предприятия, его денежных доходов и чистой прибыли, свидетельствует об эффективности применяемых методов и форм управления материальными и финансовыми ресурсами; напротив, отрицательный результат свидетельствует о недостатках в управлении ресурсами, что может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

     

    1.2. Особенности и принципы организации финансов коммерческих организаций в производственной сфере

     

    Основным источником поступления финансовых ресурсов в коммерческой организации в производственной сфере после формирования ее уставного капитала выступает выручка от реализации, полученная от продажи произведенной продукции или оказанных производственных работ и услуг.

    Выручка от реализации в процессе ее распределения принимает форму денежных расходов и накоплений.

    К денежным расходам относятся произведенные денежные или финансовые расчеты с работниками предприятия, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, расчеты по уплате налогов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

    Накопления финансовых средств предприятий производится главным образом за счет нераспределенной части чистой прибыли от всех видов деятельности. Дополнительным собственным источником накопления финансовых средств является выручка от реализации излишних (не применяемых в производственном процессе) активов и поступления привлеченных средств за счет увеличения уставного капитала.

    Дополнительными источниками финансирования могут быть заемные средства, предоставляемые лендерами, финансово-кредитными и страховыми организациями в виде краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов.

    Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности.

    Принцип хозяйственной самостоятельности. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. В то же время, государство осуществляет регламентацию ряда сторон их деятельности; в частности, оно определяет минимальные размеры уставного капитала для различных организационно-правовых форм собственности, проводит лицензирование отдельных видов деятельности, определяет требования по охране труда, обязательному социальному и медицинскому страхованию работников предприятия и минимальным размерам заработной платы.

    Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и. при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов.

    Принцип материальной заинтересованности. Объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получение прибыли с целью повышения благосостояния собственников предприятия и его работников.

    Принцип материальной ответственности. Означает существование определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Принцип обеспечения финансовых резервов. В условиях рыночных отношений последствия предпринимательского риска ложатся непосредственно на предприятие (точнее, его собственников), которое добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу производственной деятельности.

    Для осуществления хозяйственной деятельности организации и предприятия должны располагать производственными ресурсами, т. с. совокупностью внеоборотных (основных) и оборотных средств, на формирование которых направляются финансовые ресурсы, вложенные собственниками и (или) полученные предприятием от его производственной деятельности. Такое деление производственных ресурсов связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

    Внеоборотные средства, инвестируемые в основные производственные активы предприятия, участвуют в процессе производства в течение длительного времени и постепенно, частями, по мере амортизации переносят свою стоимость па стоимость готовой продукции.

    Кругооборот средств, вложенных во внеоборотные активы, включает:

    а) инвестирование финансовых средств в основные и нематериальные активы;

    б) начисление амортизации;

    в) накопление средств для полного восстановления активов;

    г) замену путем финансирования инвестиций в материальные и нематериальные активы.

    Процесс простого и расширенного воспроизводства основных средств и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций. Финансовыми источниками долгосрочных инвестиционных средств являются:

    1) нераспределенная прибыль предприятия,

    2)    дополнительные вклады собственников предприятия,

    3) долго срочные банковские кредиты и облигационные займы.

    Оборотные средства — это финансовые ресурсы, вложенные в активы, полностью потребляемые в течение года и обеспечивающие непрерывность процесса производства и реализации продукции. Финансовыми источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта являются:

    1) собственные оборотные средства, формирующиеся за счет части уставного капитала и части нераспределенной прибыли предприятия;

    2) кредиторская задолженность;

    (3)    краткосрочные кредиты и займы.

    Формирование внеоборотных и оборотных активов является объективной предпосылкой для осуществления предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции, выполненных работ и оказанных производственных услуг. В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда, или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения припыли — превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

    Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их собственников, интересы работников предприятия.

    На организацию финансовой работы предприятий существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру материально-технической базы, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

    Одним из важнейших элементов финансового планирования является совершенствование управления: а) прибылью и б) денежными средствами.

    На финансовую состоятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, а также объективные факторы, не зависящие от его деятельности.

    К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, качество маркетинговой работы, конкурентоспособность выпускаемой продукции, размеры предприятия, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень отпускных цен на готовую продукцию.

    Объективные факторы включают: уровень рыночных цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений (в случае их регулирования в рамках налогового законодательства), конъюнктура рынка, развитие финансово-кредитной системы, налоговая и таможенная политика государства и др.

    Основной задачей управления финансами любого коммерческого предприятия независимо от его организационно-правовой формы или сферы деятельности является увеличение его рыночной стоимости, предопределяющей сумму денежных средств, которую может получить сособственник предприятия при продаже своего пакета акций или доли участия, и соответственно доходность (рентабельность) инвестиций с позиции собственника. Рыночная стоимость, или стоимость бизнеса предприятия, зависит от многих финансово-экономических факторов, важнейшими из которых являются стоимость чистых активов (фактическая стоимость собственного капитала), доходность (рентабельность) деятельности, уровень предпринимательских рисков и др.

     

    1.3. Особенности финансов предприятий финансовой сферы

     

    Хозяйствующие субъекты в финансовой сфере подразделяются на предприятия, осуществляющие: а) финансово-кредитную; б) страховую деятельность. Деятельность финансово-кредитных организаций в России регламентируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

    Финансово-кредитная организация (ФКО) — это юридическое лицо (коммерческая организация), основная цель деятельности которого состоит в извлечении прибыли от посреднических операций на денежном (финансовом) рынке. Как субъект хозяйствования ФКО может образовываться на основе любой формы собственности и действует на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России).

    Различают два основных вида финансово-кредитных организаций: банк и небанковская кредитная организация.

    Банк — это кредитное предприятие, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

    а) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

    б) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Небанковская кредитная организация (НКО) — это предприятие, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», допустимое сочетание которых определяется Банком России. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения их от своего имени и за свой счет. НКО могут выполнять операции как в рублях, так и в иностранной валюте.

    Существуют расчетные НКО и организации инкассации, деятельность которых регламентируется соответствующими типовыми положениями.

    Финансово-кредитным организациям законодательно запрещено, заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

    Основным элементом финансово-кредитной системы любого государства является банковская система, которая аккумулирует временно свободные денежные средства домохозяйств, предприятий, организаций и государства и посредством осуществления кредитных операций перераспределяет их в те сферы деятельности, где они необходимы. Таким образом, банки являются финансовыми посредниками между первичными инвесторами (владельцами временно свободных средств) и заемщиками.

    С позиции движения финансовых потоков деятельность банка необходимо разделить на две части:

  • пассивные операции – операции по привлечению финансовых средств за счет приема вкладов (депозитов), выпуска собственных долговых обязательств, получения кредитов у других банков. Перед владельцами привлеченных средств у коммерческого банка (КБ) возникают обязательства. К пассивным операциям банков относится также формирование собственных средств за счет увеличения уставного капитала, образования резервного и специальных фондов;
  • активные операции — операции по размещению средств, за счет выдачи ссуд (кредитов), покупки ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и т. д.

    Как и во всех видах коммерческой деятельности, прибыль банка рассчитывается как разность между его доходами и расходами. Банк привлекает средства вкладчиков, кредиторов и выплачивает им процентный доход. Размещая эти средства, он сам получает проценты или другие формы дохода; кроме того, банк размещает не только привлеченные, но и собственные средства, которые являются для него бесплатным кредитным ресурсом.

    Величина прибыли КБ зависит главным образом от маржи — разницы между процентными ставками привлечения и размещения.

    С учетом того, что банк оказывает и другие услуги своим клиентам по ведению их счетов, организации расчетов с их деловыми партнерами (учет векселей, факторинг), проведению консультаций по финансовым вопросам, доходы и расходы банка выглядят следующим образом.

    Доходы банка складываются из процентных доходов, полученных по выданным ссудам, государственным и корпоративным долговым ценным бумагам, и непроцентных доходов (комиссионное вознаграждение, плата за расчетно-кассовое обслуживание, инкассацию, оплата консультаций и других услуг).

    Расходы банка состоят из процентных выплат (процентов, выплаченных вкладчикам и кредиторам) и непроцентных затрат, связанных с функционированием банка (содержание и эксплуатация помещений и оборудования, заработная плата персонала и т. п.).

    Главные вопросы саморегулирования финансовых ресурсов сводятся к управлению активами и пассивами банка, при этом не только посредством сочетания активных и пассивных оборотов, но и установления правильного соотношения между видами вкладов и видами размещения средств для получения большего дохода. Все активы и обязательства банка рассматриваются как составные части его портфеля.

    Управление активами и пассивами предполагает анализ состава банковского портфеля, его объема и доходности. В условиях конкуренции банку необходимо иметь прогнозы и оценки движения денежных средств, которые определяли бы его кредитную политику.

    Управление финансами банка в значительной степени фокусируется на управлении банковскими рисками. Эффективным способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, при этом, как каждый компонент финансового риска требует своей идентификации и конкретного инструментария его регулирования.

    Управление финансами банка осложняется разнообразием и динамикой той «операционной среды», в которой он функционирует. Устойчивость банка определяется экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) факторами.

    Рентабельность и устойчивость банка существенно зависят от деятельности его филиалов. Опорой банковской системы является доверие клиентов; когда оно по какой-либо причине оказывается разрушенным, банк сталкивается с финансовыми затруднениями. Возможен подрыв репутации всего банковского комплекса из-за проблем, возникшим в любом из филиалов.

    Обобщающие, агрегатные показатели — устойчивость, надежность, стабильность — в теории управления банковской деятельностью пока точного определения не имеют и несут лишь эмоциональный и, и большей степени, этический корпоративный смысл.

    Основной задачей управления финансами банка, как и любого предприятия, является максимизация его капитализированной стоимости, характеризующейся прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций. Решается эта задача путем комплексного управления активами и пассивами банка.

    В связи с тем что деятельность финансово-кредитных организаций самым непосредственным образом влияет на функционирование денежного и фондового рынка любого государства, во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контроля и надзора на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

    Хорошо функционирующая банковская система является основой для успешной реализации государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, создания благоприятного инвестиционного климата.

    Банкротство крупного или нескольких небольших банков может вызвать значительное снижение денежного предложения, привести к серьезному расстройству экономики и нарушению принятых обязательств правительства. Таким образом, основными задачами государственного регулирования и надзора является устранение возможности в стране обще финансовой нестабильности и поддержание доверия к существующей банковской системе.

    Страховая деятельность также является одним из важнейших элементов обеспечения качественного функционирования финансовой системы государства, непосредственно влияющих на инвестиционный климат и развитие предпринимательской деятельности. Страховая деятельность осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Минфином РФ.

    Страхование создает систему защиты имущественных интересов граждан, предприятий и государства. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных (землетрясения, наводнения, оползни и др.) и техногенных (пожары, аварии, взрывы др.) явлений.

    В условиях рыночного производства за счет страхования возмещается ущерб, возникающий при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности клиентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов.

    Формирование финансовых средств страховых организаций — «страховщиков» осуществляется за счет:

    1) первоначального уставного капитала, который в соответствии с Законом РФ «О страховании»;

    2) финансовых средств (страховых взносов), вносимых физическими и юридическими лицами (страхователями), для возмещения ущерба, возникающего в случае наступления страхового случая.

    Данные финансовые ресурсы формируют страховые резервы, необходимые для выплат страховых премий, и средства для оплаты расходов деятельности страховщика.

    С целью обеспечения надежности сохранения и получения дополнительных финансовых средств страховые резервы размещаются в различных финансово-кредитных организациях и вкладываются в различные финансовые продукты, такие, как государственные и муниципальные дисконтные и процентные долговые ценные бумаги; банковские вклады и депозиты; векселя, облигации и акции первоклассных банков и высоко рейтингуемых предприятий; в драгоценные металлы и высоколиквидную недвижимость.

    Размещение финансовых средств производится на соблюдении следующих принципов: а) возвратности, т. е. надежности размещения средств под обязательные гарантии возврата инвестируемых средств в полном объеме; б) диверсификации, т. е. вложения средств в достаточно широкий круг финансовых продуктов для максимального уменьшения инвестиционного риска; в) прибыльности, т. е. получения регулярного и соответствующего инвестиционному риску дохода; г) ликвидности, т. е. возможности быстрой реализации (продажи) актива не ниже их номинальной стоимости.

    Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные, контролируемые государством соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     

    1.4. Особенности финансов некоммерческих организаций

     

    Особенности организации финансов некоммерческих организаций :как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования.

    Основная деятельность подобных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ некоммерческих организациях» и не направлена на извлечение прибыли, поэтому полученная прибыль не распределяется между учредителями или участниками организации, а направляется на финансирование уставной деятельности.

    К некоммерческим организациям относятся: общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

    Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких объединений — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов.

    Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

    Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления исполнительной дирекцией некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

    Источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть:

    1) регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов;

    2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

    3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

    4) дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в коммерческих организациях;

    5) доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

    Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов для отдельных некоммерческих организаций.

    Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от учредителей, участников, членов определяются учредительными документами.

    Бюджет расходов составляется с учетом проведения необходимых мероприятий для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации, содержания аппарата исполнительной дирекции, административных и командировочных расходов, осуществления арендных и налоговых платежей.

    Федеральные и местные законодательные органы, органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую и финансовую поддержку в различных формах, в том числе:

    а) предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;

    б) полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

    в) размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;

    г) предоставлять льготы по уплате налогов физическим и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную и финансовую поддержку. Не предоставляются льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным физическим и юридическим лицам, оказывающим этим организациям материальную или финансовую поддержку.

    Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а так же сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

    Важным моментом в организации финансовой деятельности некоммерческой организации являются также:

    – предоставление законодательно и собранием учредителей, участников, членов возможности ведения предпринимательской деятельности;

    –    наличие субсидиарной материальной и финансовой ответственности учредителей, участников, членов за результаты ее хозяйственной деятельности;

    –    необходимость и форма возврата учредителям в случае их вы
    хода из некоммерческой организации внесенных материальных и финансовых средств при ее создании.

    Решение этих вопросов, в значительной степени зависит от организационно-правовой формы, целей деятельности и состава учредителей некоммерческой организации.

     

    1.5. Финансы домашнего хозяйства как субъект экономических отношений

     

    Финансы домохозяйств по концепциям некоторых экономистов являются элементом или звеном финансовой системы. Например, Черник Д.Г. выделяют третье звено финансовой системы: финансы населения (домашних хозяйств). Академик Поляк Г.В. во втором звене финансовой системы — в децентрализованных финансах как элемент наряду с финансами предприятий выделяет финансы домашних хозяйств.

    Понятие «домохозяйство» охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, в отличие от семьи, домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками (например совместно проживающих домашней работницы, работника фермерского хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и проживания) в бюджет домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека, имеющего свой источник дохода. По данным микропереписи населения 2004г. 19% домохозяйств состоят из 1-го человека, 26% — из 2-х, 23% — из 3-х, 20% — из 4-х и 12% — из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в семейных домохозяйствах, состоящих из одной семьи (полной, неполной — 83%), из двух и более семей (7%).

    В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

    а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

    б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

    в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

    Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одной из таких категорий являются финансы домашнего хозяйства, выражающие реально существующие экономические отношения, носящие объективный характер и имеющие специфическое общественное назначение.

    Известно, что финансовые отношения носят, как правило, денежный характер. Там, где не предусматривается движения денежных средств и (или) их эквивалентов, нет и финансовых отношений (в данном случае мы абстрагируемся от некоторых специфических операций, например операций, оформляемых договорами мены). Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Однако известно, что не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т — Д — Т), в которые постоянно вступает домашнее хозяйство. Поэтому представляется достаточно оправданной, хотя и не бесспорной, позиция ряда экономистов, полагающих, что финансами можно считать лишь денежные отношения, возникающие по поводу формирования и распределения фондов денежных средств.

    Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

    К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

    Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис. 2.

     

    070614 1422 3 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 4 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 5 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 6 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 7 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 8 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 9 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 10 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 11 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 12 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    <

    070614 1422 13 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 14 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 15 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 16 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 17 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

    Рисунок 2– Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства

    Как видно, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

    – с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

    – с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

    – со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

    – с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

    Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства». Следовательно, финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

    Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, а следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).

    Из имеющейся в данное время специальной экономической литературы наиболее полно характеризует сущность и функции финансов домашнего хозяйства академик Поляк Г.Б. Он указывает: финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) — это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства.

    Пока финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы, но в условиях развитых рыночных отношений происходит усиление их роли, что обусловлено следующими факторами:

    1) Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности. Они участвуют во всех экономических процессах, причем глубокий экономический кризис приводит к активизации членов домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства — это показатель, который используется для анализа состояния общества, а так же особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

    2) Финансы домохозяйств выполняют функции:

    a) обеспечения жизненных потребностей семьи;

    б) Распределительную функцию.

    Распределительная функция финансов домохозяйств — это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий. В это же время, средства внутри домохозяйства распределяются между членами домохозяйства через формирование, распределение и использование денежных фондов.

    3) Финансовые ресурсы домохозяйства или совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы направляются в два основных фонда:

    a) фонд потребления;

    б) фонд сбережений;

    В состав финансовых ресурсов домохозяйств входят:

    – собственные средства (зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности);

    – средства, мобилизованные на рынке (полученный кредит, дивиденды, проценты);

    – средства, поступившие в порядке перераспределения (пенсии, пособия, ссуды из бюджетов).

    4) Бюджет домашнего хозяйства. Материальное содержание бюджета домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. При формировании бюджета образуются денежные фонды:

    a) индивидуальные;

    б) совместные;

    c) накопление и обеспечение (резервный фонд).

    На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает воздействие государство:

    — через налоговую систему;

    — через оплату труда работников в государственном секторе;

    — через государственное ценообразование.

    Домашние хозяйства должны планировать свои доходы и рационально их использовать, т.е. применяется упрощенное финансовое планирование.

    Таким образом, нами проанализированы основные методические основы негосударственных финансов хозяйствующих субъектов, определена их роль в национальной финансовой системе, рассмотрено их место в национальной системе.

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. Механизм и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов государства (на примере США)

     

    2.1. Особенности финансов хозяйствующих субъектов

     

    К концу XX в., благодаря действию рыночных сил и механизмов регулирования, финансовая система США достигла высокой степени развития и стала одной из фундаментальных основ американской экономики, которая обеспечивает способность к динамичному развитию и преодолению кризисов. Современная финансовая система США состоит из трех основных компонентов: финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов.

    Финансовые институты в экономической жизни страны выступают в роли финансовых посредников. Они включают широкий круг банков, компаний, фирм и учреждений, деятельность которых состоит в организации движения денежных ресурсов. В финансовую систему входят коммерческие, сберегательные банки и другие кредитные учреждения; компании по страхованию и пенсионные фонды; инвестиционные компании и фонды; ипотечные и инвестиционные банки; товарные и фондовые биржи, а также структуры внебиржевого рынка, включая брокеров и дилеров по операциям с ценными бумагами.

    Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира, в том числе и в США, сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

    Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредников в США приведены в табл. 1.

    Таблица 1

    Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств)

    финансовых учреждений (посредников) США

    Финансовые посредники

    Активы (приобретаемые продукты)

    Обязательства (продаваемые финансовые продукты)

    Коммерческие банки 

    Ссуды фирмам

    Потребительские ссуды Закладные

    Чековый депозит

    Сберегательные депозиты

    Срочные депозиты 

    Сберегательные институты

    Закладные 

    Сберегательные депозиты

    Срочные депозиты 

    Кредитные союзы 

    Потребительские ссуды 

    Сберегательные депозиты

    Компании, занимающиеся страхованием жизни

    Облигации компаний

    Закладные 

    Полисы страхования жизни

    Частные пенсионные фонды 

    Акции компаний

    Облигации компаний

    Накопления в пенсионном фонде

    Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев

    Муниципальные облигации

    Акции компаний

    Государственные ценные бумаги

    Полисы страхования от несчастных случаев

    Накопления в пенсионном фонде

    Государственные пенсионные фонды

    Акции компаний

    Облигации компаний

    Государственные ценные бумаги

    Накопления в пенсионном фонде

    Паевые фонды 

    Акции компаний

    Облигации компаний

    Государственные ценные бумаги

    Муниципальные облигации

    Паи 

    Паевые фонды денежного рынка

    Ценные бумаги денежного рынка

    Паи 

    Финансовые компании

    Потребительские ссуды

    Ссуды фирмам  

    Коммерческие бумаги

    Облигации 

    Федеральные агентства 

    правительственные ссуды

    Ценные бумаги федеральных агентств

     

    Функции надзора за деятельностью финансовых институтов и рынков, содействия их надлежащему функционированию выполняют специальные государственные органы и учреждения. В число наиболее влиятельных правительственных органов входят Федеральная резервная система (далее — ФРС) и Комиссия по делам биржи и ценных бумаг.

    Преобладание рыночных отношений в развитии финансовой системы США выражается в долговременной тенденции к снижению значимости банков и возрастанию роли небанковских институтов в ее деятельности. Если в 1860 г. через банки распределялось 71,4 % финансовых ресурсов, то в 1939 г. уже 51,2 %, а в 1970 г. — чуть более 31 %. В последние три десятилетия рост значения небанковских институтов происходил особенно динамично. Среди них основные задачи по аккумулированию денежных ресурсов и их трансформации в инвестиции приняли на себя так называемые институциональные инвесторы: пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды.

    Наиболее существенное влияние на экономику и финансовую систему США имело снижение в последние десятилетия роли коммерческих банков: доля их активов примерно с 31 % в 1970 – 1980-х годах к 2003 г. сократилась до 17,2%1. Возможности кредитования коммерческих банков также уменьшились почти в два раза. Еще более драматичным было падение роли сберегательных банков — институтов, традиционно работающих с вкладами частных лиц. Их активы сократились в процентном соотношении почти в 5 раз. Упрочили свои позиции только небанковские кредитные учреждения, созданные или гарантированные государством, занимающиеся в основном кредитованием фермеров, студентов, физических лиц для частного жилищного строительства и покупки недвижимости. Но и их активы на рубеже веков едва превышали 11 % от общего объема денег в финансовой системе США.

    Соответственно, за три десятилетия значительно (почти в два раза) выросли активы небанковских институтов, среди которых лидирующее положение занимают пенсионные фонды (активы частных пенсионных фондов в 2000 г. были примерно в два раза выше активов государственных), которые опередили страховые компании. Однако наиболее заметную динамику прироста средств показывают взаимные фонды (mutual funds), рост которых — с учетом взаимных фондов денежного рынка — составляет ту же пятикратную величину, равную (и в процентной доле) величине потерь активов сберегательными банками.

    В развитии банковской системы США в XX в, прослеживалась тенденция концентрации капитала, которая ведет к сокращению числа банков при одновременном росте численности филиалов и отделений, что обеспечивает охват их операциями практически всех слоев населения страны и всех отраслей ее экономики. В начале 1920-х гг. в США насчитывалось около 30 тыс, банков, Среди них были десятки крупных, но существовали и тысячи мелких местных банков, круг деятельности которых ограничивался небольшим городом и примыкающей сельской территорией. В ходе кризиса 1929-1933 гг, обанкротились около 9 тыс. банков. В 1940-х гг. их осталось уже около 13,4 тыс. После периода непродолжительного роста в 1970-х — начале 1980-х гг. количество банков стало вновь сокращаться. В конце 2005 г. в США действовал 8331 коммерческий банк, а их совокупные активы составляли около 6488 млрд долл.

    Более двух третей пассивов банков образуется за счет депозитов, остальная часть — за счет привлечения денежных ресурсов иными способами. В активных операциях банков примерно одинаковую долю занимают вложения в ценные бумаги правительства и муниципалитетов, в корпоративные облигации, а также кредиты юридическим лицам и ипотечные кредиты — примерно по 20 % каждая категория.

    Коммерческие банки в США могут быть зарегистрированы как юридические лица в органах федерального правительства либо в органах правительства штата. Банки, зарегистрированные в федеральном агентстве, включают в свое фирменное наименование слово «национальный» и должны быть членами ФРС и Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД), Важную роль в обеспечения устойчивости банковской системы США играет обязательное страхование всех видов депозитов путем отчисления банками двенадцатой доли процента от общей суммы на их счетах,

    Коммерческие банки подвергаются в США жесткому регулированию государственных органов, главную роль среди которых выполняет центральный банк страны, организованный в виде ФРС. Во главе ФРС стоит совет управляющих из 7 членов, которые назначаются по представлению президента Конгрессом. Они выбирают из своей среды председателя совета управляющих сроком на 4 года. Подробнее механизм регулирования рассматривается в главе о денежно-кредитной политике.

    Коммерческие банки сильно ограничены законами штатов в развитии своей филиальной сети, Правительство каждого штата вправе нормативными актами регулировать банковскую деятельность на своей территории. Именно это обстоятельство предопределило то, что большинство банков США по размерам меньше, чем банки других развитых стран. До последнего времени коммерческие банки США, за исключением некоторых «жизненно важных банков», не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. В некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы лишь на определенном территориальном участке, на определенном удалении от своего головного банка. Только в 1994 г. был принят закон, разрешающий коммерческим банкам открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате.

    В последнее время число таких филиалов значительно увеличилось. Если в 1940 г. в США действовали 3489 филиалов коммерческих банков, то к концу 2000 г. насчитывалось 63316 филиалов. Этот рост связан со многими факторами — увеличением численности населения в стране; либерализацией законов в отношении коммерческих банков; более жесткими требованиями при создании нового коммерческого банка по сравнению с требованиями, предъявляемыми при открытии банковских филиалов; совершенствованием банковских технологий и систем коммуникации; усилением конкурентной борьбы за клиентов, в которой преимущество дает открытие отделений и филиалов в более доступных и удобных местах, поскольку по закону США банкам запрещено конкурировать, применяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.

    Одна из особенностей банковской системы США состоит в так называемой локальной концентрации, т. е. сосредоточении основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. В распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находится около 1/3 ресурсов всех банков США. Только в одном штате Нью-Йорк сосредоточено около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. В настоящее время более половины от общей суммы депозитов находится в 25 крупнейших банках США.

    Таблица 2

    Изменение активов основных держателей денежных средств финансовой системы США (в % от общего объема)

    Наименование

    Год

    1970

    1980

    1990

    2005

     

    Кредитные организации

           

    1

    ФРС

    5,0

    3,6

    2,4

    1,69

    2

    Коммерческие банки

    31,5

    30,6

    23,5

    17,19

    3

    Сберегательные банки

    15,4

    16,4

    9,3

    3,25

    4

    Кредитные союзы

    1,1

    1,4

    1,5

    1,18

    5

    Трастовые отделы банков

    8,1

    5,1

    3,7

    2,69

    6

    Государственные финансовые компании

    3,2

    6,4

    10,6

    11,88

     

    Всего банки

    64,5

    63,5

    51,0

    37,87

     

    Инвестиционные институты

           

    7

    Страховые компании

    15,4

    13,3

    13,3

    10,66

    8

    Пенсионные фонды

    11,3

    14,5

    17,6

    20,43

    9

    Взаимные фонды денежного рынка

    0,0

    1,6

    3,5

    4,82

    10

    Взаимные фонды

    3,3

    1,5

    7,4

    12,25

    11

    Частные эмитенты ценных бумаг

    0,00

    0,00

    2,00

    4,89

    12

    Финансовые и ипотечные компании

    4,5

    4,5

    4,3

    4,89

    13

    Брокеры и дилеры

    1,0

    0,9

    1,8

    3,03

    14

    Прочие

    0,06

    0,3

    1,8

    2,77

     

    Всего финансовые институты

    35,5

    36,5

    49,0

    52,13

     

    После принятия в 1956 г. Закона о банковских холдинговых компаниях (с последующими поправками 1970 г.) в США происходил активный рост банковских холдингов. С 1980 г. по 2005 г. их активы увеличились в 8,4 раза — с 103 до 866 млрд долл.), в то время как активы самостоятельных банков лишь в 3,8 раза — с 1246 до 4773 млрд долл. Дальнейший рост влияния холдингов является важной тенденцией развития банковской системы США.

    Зарубежная экспансия занимает значительное место в деятельности американских банков. Если в 1965 г. лишь 13 американских банков имели небольшое число представительств за рубежом с общим объемом активов менее 10 млрд долл, то в 1980 г. 159 американских банков обладали в общей сложности 787 филиалами за пределами США, а их активы превышали 340 млрд долл. К концу 1990-х гг. в результате концентрации капитала число банков США, имеющих заграничные филиалы, значительно сократилось. Но при этом увеличилось число филиалов и объем активов, которыми они управляют. В 1998 г. за пределами США действовали 82 банка с 935 филиалами и активами в размере 430 млрд долл.

    Влиятельной силой в финансовой системе США являются институты коллективного инвестирования, которые действуют в основном в форме взаимных фондов. За 1990 –2005 гг. их активы увеличились с 1065 млрд долл. до 6965 млрд долл. По размерам активов взаимные фонды сопоставимы с коммерческими банками. На середину 2003 г. совокупные активы взаимных фондов составили 6,3 трлн долл., а коммерческих банков — 6,6 трлн долл.

    Значение взаимных фондов состоит в том, что они предоставляют обширным слоям населения возможность инвестировать свои денежные средства в различные активы на рынке ценных бумаг более надежно и эффективно, чем каждый человек мог бы сделать самостоятельно. Услугами взаимных фондов, которые управляются профессиональными финансистами, широко пользуются также страховые компании, пенсионные фонды и другие финансовые организации в США. Покупая акции взаимного фонда, инвесторы тем самым получают источник дохода и перепоручают фонду вложить полученные средства по своему усмотрению. Это позволяет акционерам избавить себя от необходимости следить за изменчивой конъюнктурой рынка ценных бумаг и самостоятельно проводить эти финансовые операции.

    Значение взаимных фондов состоит в том, что они предоставляют обширным слоям населения возможность инвестировать свои денежные средства в различные активы на рынке ценных бумаг более надежно и эффективно, чем каждый человек мог бы сделать самостоятельно. Услугами взаимных фондов, которые управляются профессиональными финансистами, широко пользуются также страховые компании, пенсионные фонды и другие финансовые организации в США. Покупая акции взаимного фонда, инвесторы тем самым получают источник дохода и перепоручают фонду вложить полученные средства по своему усмотрению. Это позволяет акционерам избавить себя от необходимости следить за изменчивой конъюнктурой рынка ценных бумаг и самостоятельно проводить эти финансовые операции.

    Компании по страхованию имущества и гражданской ответственности значительную часть своих ресурсов вкладывают в высоколиквидные ценные бумаги, которые можно обратить в денежную наличность в короткие сроки. Большую долю активов этих компаний составляют казначейские и муниципальные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации.

    К концу 2005 г. в США действовало около 4 тыс. компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности. Многие из них специализировались по отдельным видам деятельности: по страхованию поставок грузов, бизнеса, личного имущества от пожаров и т.д. Организационной формой таких компаний часто является акционерное общество закрытого типа. Вид деятельности страховой компании не зависит от ее организационной формы.

    Совокупные активы компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности в начале XXI в. оценивались в 870 млрд долл., что составляет меньше трети от совокупных активов компаний по страхованию жизни. В составе этих активов 16,0 % приходилось на правительственные ценные бумаги, на муниципальные облигации — 22,9 %, на корпоративные и иностранные облигации — 21,4%, на корпоративные акции — 20,6%, прочие активы — 19,0%.

    В последние годы пенсионные фонды стали динамично растущими институциональными инвесторами в финансовой системе США. Частные пенсионные фонды возникли еще в конце XIX в., а государственное пенсионное страхование было основано в 1935 г. Но первый современный частный пенсионный фонд в США создала в 1950 г. компания «Дженерал Моторз». Благодаря активному росту в 2003 г. суммарные активы государственных и частных пенсионных фондов составили 6,9 трлн долл.

     

    2.2. Домашние хозяйства США

     

    Совокупные домашние хозяйства США являются важнейшим производным распределяемого и перераспределяемого национального дохода. Распределение агрегированных доходов домашних хозяйств среди различных социальных групп американского населения в решающей степени определяет как их материальный уровень жизни, так и результирующее место в производственном процессе, в социально-экономической иерархии американского общества в целом.

    В условиях глобализации уровень личных доходов домашних хозяйств американского населен и его материальное благосостояние выступают важнейшим фактором конкурентных преимуществ американской экономики в системе международных экономических связей. Традиционно высокий уровень жизни значительного числа американских граждан по отношению к населению большинства других промышленно развитых стран, как правило, сглаживал и смягчал социальные и психологические последствия колоссального разрыва в размерах получаемых доходов и жизненном уровне «верхов» и «низов», «элиты» и «изгоев» американского общества.

    Личные доходы являются доходами, получаемыми индивидами из всех возможных источников, включая оплату труда и другие доходы в сфере общественного производства, трансфертные платежи государства и частного сектора и процентные выплаты по государственным ценным бумагам. К «индивидам» официальная американская статистика причисляет отдельных граждан, бесприбыльные институты, ориентированные в основном на удовлетворение нужд и потребностей граждан, частные незастрахованные благотворительные фонды и частные страховые фонды.

    Личные доходы домашних хозяйств образуются за счет перераспределения произведенного нацис нального дохода. При этом из национального дохода вычитаются корпоративны прибыли (с учетом стоимости товарно-материальных запасов и амортизации капитала) и прибавляются личные процентные доходы, в свою очередь состоящие из дивидендов, получаемых индивидами, государственных трансфертных платежей гражданам и трансфертных платежей гражданам от частного сектора экономики. Эта последовательность формирования личных доходов на основе перераспределения произведенного национального дохода отражена на рис. 3.

    070614 1422 18 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 19 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 20 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    = – +

     

    070614 1422 21 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 22 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 23 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 24 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 25 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 26 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 27 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 28 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

     

    Рисунок 3 – Взаимосвязь национального дохода и личных доходов

     

    В начале 1970-х гг. в динамике показателей личных доходов и национального дохода произошел перелом — объем личных доходов стал устойчиво опережать величину национального дохода США. Это произошло главным образом потому, что в отдельные периоды, в основном во время экономических спадов, происходило понижение доли корпоративных прибылей в национальном доходе, сопровождаемое устойчивым ростом государственных трансфертных выплат населению, которые в моменты кризисного развития экономики имели обратную тенденцию к относительному и абсолютному увеличению. В течение 1990-х гг. соотношение личных доходов и национального дохода обладало устойчивой тенденцией к снижению: если в начале десятилетия личные доходы примерно на 7 % опережали по объему национальный доход, то к концу десятилетия этот показатель сократился примерно до 4%.

    Одновременно в течение 1995 –2005 гг. объем личных доходов возрос примерно в 1,7 раза, увеличившись (в текущих ценах) с 4,9 трлн долл. в 1990 г. до 8,3 трлн долл. (рис. 4). Тенденция к удвоению объемов личных доходов населения примерно в течение одного десятилетия наблюдалась в США на всем протяжении второй половины XX в., хотя в последние два десятилетия наблюдается некоторое замедление темпов роста личных доходов.

     

    070614 1422 29 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 30 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов 8319,2 млрд.долл

     

    4903,3 млрд. долл

    070614 1422 31 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

     

    070614 1422 32 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    1995 г. 2005 г.

    Рисунок 4 – Рост объемов личных доходов домашних хозяйств

     

    Личные доходы домашних хозяйств являются производными от национального дохода, поэтому структура их источников практически полностью совпадает со структурой основных компонентов национального дохода США.

    На рубеже XX и XXI вв. главным источником личных доходов домашних хозяйств являлись трудовые доходы, на долю которых приходилось примерно две трети совокупных личных доходов американского населения. Вторым важнейшим источником личных доходов стали доходы от различных форм собственности. Их доля составляла немногим более 25 % совокупных личных доходов. И, наконец, третьим по значимости источником личных доходов являлись трансфертные платежи (за вычетом взносов в государственные фонды социального обеспечения). Их доля в совокупных личных доходах приближалась к 10%. В течение 1990-х гг. существенных перемен в относительном весе этих трех источников совокупных личных доходов не произошло, что наглядно видно из данных, приводимых на рис. 5.

    Совокупные личные доходы домашних хозяйств, получаемые различными социальными группами и слоями населения, могут быть использованы — после уплаты налогов и неналоговых платежей в государственную казну всех уровней — на цели потребления посредством личных потребительских расходов и накопления денежных средств (отложенное потребление). В данную категорию налогов официальная американская статистика не включает налоговые отчисления в государственные фонды социального обеспечения, однако относит к налогам лицензии на право вождения автотранспорта. Неналоговые платежи включают в себя штрафы, потери денежных залогов, паспортные пошлины и добровольные пожертвования.

    070614 1422 33 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 34 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

     

    070614 1422 35 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

    070614 1422 36 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

    1995 г. 2005 г.

    Рисунок 5– Динамика долей основных источников личных доходов домашних хозяйств, %

     

    Доход после уплаты налогов и ряда других (неналоговых) платежей называется личным располагаемым доходом (ЛРД). Он может быть — по усмотрению индивидов и семей — направлен на цели потребления или сбережения. В круге произведенных личных расходов, т. е. в личном располагаемом доходе за вычетом сбережений, официальная американская статистика выделяет также, помимо личных потребительских расходов, личные процентные платежи населения и нетто-трансфертные платежи и денежные переводы в другие страны. Структура личных расходов приведена на рис. 6.

    На протяжении последних двух десятилетий XX в. в распределительной структуре личных доходов произошли определенные изменения. Во-первых, произошло увеличение бремени налоговых выплат американского населения, которое выросло в течение 1985 – 2005 гг. с 13% в до 15,5 %. Во-вторых, за тот же период достаточно значительно увеличилась доля личных расходов, которая возросла с 78,1 до 83,7%. В третьих, в структуре собственно личных расходов за двадцать лет заметно выросла доля личных потребительских расходов — с 75,9 до 80,9 %, а также процентных выплат американского населения — с 2,1 до 2,4 %.

    070614 1422 37 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 38 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 39 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 40 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 41 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    – = – =

    070614 1422 42 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

    070614 1422 43 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 44 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 45 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 46 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 47 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 48 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

     

     

     

    Рисунок 6 – Структура личных расходов домашних хозяйств населения США

     

    В-четвертых, в 4 раза увеличилась доля (с 0,1 до 0,4 %) нетто-трансфертных платежей и денежных переводов американских граждан в зарубежные страны, что в целом связано с усилением иммиграционных потоков в США из других географических регионов мира и процессами глобализации. В-пятых, наиболее радикальные изменения претерпела динамика сбережений, которая сократилась с 10,2% личных располагаемых расходов в 1985 г. до 1 % в 2005 г.

    Относительный размер показателя сбережений американского населения к XXI в. оказался на самом низком уровне за весь послевоенный период. Тенденция снижения нормы личного сбережения устойчиво проявляется с начала 1990-х гг. Это, безусловно, связано с ростом уверенности американских потребителей в завтрашнем дне, с важными изменениями их психологических установок, обусловленных долгим и устойчивым процветанием США в течение последнего широко в современной американской статистике применяется показатель квинтиля населения и соответственно доходов.

    Таблица 3

    Распределение доходов среди этнических групп американцев (в постоянных целях 2005 г.)

     

    Год

    Число семей (млн.)

    Распределение семей по интервалам доходов, %

    Медиана доходов , тыс. дол.

    До 10000

    10000 –14999

    15000 – 24999

    25000 – 34999

    35000 – 44999

    45000 – 74999

    Свыше 75000

    Белые американцы

    1985

    52,7

    4,8

    5,2

    12,9

    13,9

    20,9

    24,7

    17,6

    44,3

    2005

    60,3

    4,4

    4,2

    11,6

    11,8

    16,7

    22,1

    29,3

    51,2

    Афроамериканцы

    1985

    6,3

    16,3

    13,3

    19,5

    14,5

    16,2

    13,7

    6,4

    25,7

    2005

    8,7

    14,6

    9,1

    16,0

    13,6

    15,3

    15,8

    15,6

    31,8

    Американцы азиатского происхождения

    1985

    1,5

    6,2

    3,9

    10,8

    10,3

    14,7

    21,5

    32,6

    53,8

    2005

    2,5

    6,6

    4,8

    9,0

    9,1

    14,8

    18,5

    37,1

    56,3

    Испаноговорящие американцы

    1985

    3,2

    11,3

    10,3

    20,2

    16,9

    17,8

    16,2

    7,2

    29,8

    2005

    7,6

    10,0

    8,9

    14,7

    15,8

    16,7

    15,9

    12,8

    31,7

     

     

    США являются страной с относительно высокой степенью неравенства в распределении личных доходов. Ярко выраженное неравенство в распределении доходов является отличительной чертой американской экономики, которая в целом рассматривается как характерный признак «американского образа жизни» и как важное условие передовых позиций, занимаемых экономикой США в системе мировых экономических отношений. Коэффициенты Джини, исчисленные на основе данных о реальном распределении семейных доходов в США за 1985 – 2005 гг., показывают, что за этот период существенно возросла степень неравенства в распределении личных доходов, которая увеличилась с 0,37 до 0,43, т. е. более чем на 16 п. п.

    К заработкам (трудовым доходам), помимо доходов в виде заработной платы и должностных окладов наемных рабочих и служащих, относятся жалование военнослужащих, комиссионные, премии в денежной форме, подарки в денежной форме, оплата отдельных видов сдельных работ.

    1. Нетто-трудовые доходы занятых не по найму в сельской местности представляют собой доходы от мелких ферм в виде стоимости всех проданных видов продукции, государственных субсидий, поступления от сдачи в аренду сельскохозяйственной техники и собственности, а также разовых продаж таких видов продукции, как древесина, песок и гравий, за вычетом стоимости кормов, удобрений, семян и других видов продукции, используемых в сельскохозяйственном производстве, оплаты труда (сезонных) работников, амортизации, процентов по сельскохозяйственным ипотекам, расходов на ремонт и налогов на фермы.

  1. Пособия по безработице включают в себя платежи государственных служб занятости или частных страховых компаний в период официальной регистрации в качестве безработного или любых выплат от профсоюзов на период
    проведения стачек и забастовок.
  2. Компенсационные выплаты рабочим и служащим составляют платежи от государственных или частных страховых компаний за травмы, раны и увечья, полученные на рабочем месте.
  3. Пенсии и пособия иждивенцам, членам семей умерших пенсионеров по линии государственного социального обеспечения в денежной форме включают в себя также и пособия по временной и постоянной нетрудоспособности,
    за исключением оплаты оказанных медицинских услуг.
  4. Пособия в денежной форме малоимущим слоям населения в возрасте 65 лет и старше по линии государственного вспомоществования и социальных служб всех уровней (федеральных, штатных и местных), а также слепым и нетрудоспособным независимо от возраста, имеющим право на получение этих
    пособий в соответствии с законодательством.
  5. Малоимущие семьи получают денежные пособия по линии государственно го вспомоществования, включая выплаты этим категориям граждан в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, катастрофы и т. п.).
  6. Денежные выплаты (пенсии и пособия) ветеранам американских войн и членам их семей производят по линии федерального правительства.
  7. Выплачиваются пособия и производятся выплаты иждивенцам и членам семей, оставшихся без кормильца (в основном по линии государственных органов на штатном и местном уровнях, частных страховых компаний).
  8. Пособия по нетрудоспособности выплачиваются по линии частных страховых компаний.
  9. Происходит выплата пенсий и пособий по линии частных пенсионных фондов.
  10. Начисляются процентные доходы от государственных и частных ценных бумаг, банковских счетов, счетов в сберегательных банках и любых видов накопительных счетов, дающих проценты,
  11. Выплачиваются дивиденды (доходы от акций),
  12. Существуют и рентные доходы всех видов и гонорары.
  13. Образовательные гранты — субсидии и другие формы финансовой помощи, получаемые студентами от государственных и частных организаций, включая работодателей и родственников
  14. Финансовая поддержка детей — периодические платежи одного родителя другому на содержание и воспитание детей, в том числе посредством штатных и местных органов (алименты).
  15. Финансовая помощь семьям и индивидам в виде подарков и спонсорской поддержки производится от родственников и других лиц.
  16. Прочие виды доходов. К этой категории относятся, в частности, государственные пенсии, получаемые семьями и индивидами из других стран.

    Важнейшей составляющей стандартов жизненного уровня и благосостояния общества являются объемы личных потребительских расходов населения (личного потребления). Объемы и структура личных потребительских расходов населения США с течением времени претерпевают значительные изменения, отражающие динамические перемены в экономической системе общества.

    Официальная американская статистика относит к личным потребительским расходам ряд «вмененных» приобретений товаров и услуг, не зависящих от формы их предоставления или потребления. К числу таких видов товаров и услуг относится потребление жилищно-коммунальных услуг (не зависимо от того, сдается ли недвижимость в аренду или находится в собственности домовладельцев), получение работниками заработной платы наличными или в виде готовой продукции, потребление сельскохозяйственной продукции (непосредственно на ферме или в форме ее продажи на рынке) и приобретение ряда финансовых услуг (непосредственно или путем оплаты комиссионных финансовым посредникам).

    070614 1422 49 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 50 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов070614 1422 51 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    070614 1422 52 Содержание и особенности организации финансов                 хозяйствующих субъектов

    = + +

     

    Рисунок 7 – Базовая структура личных потребительских расходов

     

    В конце 1990-х гг. американские семьи в среднем тратили ежегодно из своих текущих доходов на потребление 37 тыс. долл. в год, в т.ч. 13,6% — на питание, 1 % — на алкогольные напитки, 32,6% — на оплату жилищно-коммунальных услуг, 4,7% — на одежду и обувь, 18,9% — на транспорт, 5,3% — на медицинские услуги и лекарства, 5,1 % — на развлечения, 0,5 % — на приобретение книг, 1 % — на табачные и сопутствующие изделия и 9,3% — на страхование жизни и пенсионное обслуживание. Общая тенденция «прогрессивных» структурных изменений в потребительских стандартах состоит в том, что с, течением времени падает доля расходов на товары недлительного пользования, т. с. на питание, одежду и обувь (без ухудшения качества и объемов их потребления), и растут расходы на жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. связанные с приобретением новых домовладений, транспорт, медицинское обслуживание, личную безопасность и пенсионное обслуживание.

    Например, в начале 1990-х гг. американские семьи тратили на питание 15,1 % текущих средств своих бюджетов, на оплату жилищно-коммунальных услуг — 30,7%, на одежду и обувь — 5,7%, на транспорт — 18,0%, на медицинские услуги — 5,0 %, на личную безопасность и пенсионное обслуживание — 9,1 % при неизменности относительной доли остальных статей расходов.

    В потребительских расходах американских семей важную роль играют расходы на содержание и воспитание детей. Согласно имеющимся данным обследований, в 2005 г., в частности, семьи с годовым доходом менее 38 тыс. долл. тратили на содержание одного ребенка в возрасте до 17 лет (исключая расходы на учебу в колледжах) от 6,3 до 7,3 тыс. долл. (в среднем 18 % их семейных бюджетов); семьи с доходами от 38 до 64 тыс. долл, — от 8,8 до 9,9 тыс. долл. и семьи с доходами свыше 64 тыс. долл. — от 13 до 14,2 тыс. долл. (минимум — 22 %).

    В абсолютном выражении личные потребительские расходы увеличились в период 1959 – 2005 гг. более чем в 4 раза — с 1,5 до 6,3 трлн долл. (в постоянных ценах 1996 г.), а в расчете на душу населения более чем в 2,5 раза — с 8,3 до 22,2 тыс. долл. (также в постоянных ценах 2005 г.). Таким образом, за 40 лет реальные ежегодные темпы роста ЛПР составили 3,6%.

    К началу XXI в. главным источником личных доходов являлись трудовые
    доходы, на которые приходится 65 % совокупных личных доходов американского населения; на втором месте по значимости находятся доходы от собственности, доля которых составляет 25% совокупных личных доходов, и
    третьим по величине источником являются трансфертные платежи, доля которых составляет 10%.

  17. Личные доходы после уплаты налогов используются для потребления и накопления. Общее увеличение налоговых вычетов из личных доходов населения США сопровождалось заметным ростом личных расходов и резким снижением нормы накопления, которая в период 1985 – 2005 гг. сократилась в 10 раз-с 10,2 до 1%.
  18. Американскую экономику отличает ярко выраженная тенденция к усилению неравенства в распределении личных доходов среди семей и отдельных
    граждан. Среди всех промышленно развитых стран Запада по степени неравенства в распределении личных доходов США устойчиво занимают первое место. Усиление неравенства в распределении личных доходов в экономике США имеет место с середины 1970-х гг.
  19. Главным фактором роста неравномерности в распределении личных доходов среди семей и индивидов выступает общий рост уровня доходов в американском обществе, который объективно способствует большей дисперсии
    различных демографических групп по шкале доходов.
  20. Распределение личных доходов в США в значительной степени зависит от этнической принадлежности семей и индивидов. Афроамериканцы и испаноговорящие американцы значительно отстают но уровню доходов от белых
    американцев. Среди этих этнических групп в большей степени распространена бедность, поскольку профессионально-квалификационный и образовательный уровень этих этнических групп уступает уровню белых американцев,
  21. Неотъемлемым атрибутом американской экономики является феномен бедности. На рубеже XX и XXI вв. официальная американская статистика насчитывала свыше 30 млн. бедняков. Бедность в современной высокотехно-логизированной экономике все в большей степени является следствием не
    абсолютной нехватки материальных благ, а быстрого изменения привычных
    стандартов потребления широкого круга товаров и услуг.

    Библиография

     

  22. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО – 2000.- № 11 — С. 27 – 46.
  23. Бабич А.М., Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  24. Бродский Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 2000.
  25. Дынкин А.А. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике. – М.: Наука, 2005.
  26. Кашин Ю.И. Сбережения населения (вопросы теории и проблемы исследования).–М.: Финансы, 1979.
  27. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег.–М.: Прогресс, 1978.
  28. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы Ии политика: Т. 1.–М.: Республика, 2000.
  29. Мехряков В. Д. Повышение личных доходов населения как фактор стабилизации экономики // Финансы. 2001. №3.
  30. Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой.–М.: Финансы и статистика, 2000.
  31. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. –М.: Перспектива, 1995.
  32. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.–М.: Финансы, 2004.
  33. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева.–М.: ТК Велби, 2003 .
  34. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2001.
  35. Шохин А.Н. Днеженые сбережения населения как экономическая категория. –М.: ЦМИ АН СССР, 1984.
  36. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение; Учебник. М., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.15MB/0.00178 sec

WordPress: 23.32MB | MySQL:119 | 2,817sec