СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

<

070714 1415 1 СПЕЦИФИКА И  ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

1.1. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя.

Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и используя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Наибольшего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных технологических новшеств. Однако возможности крупных и средних предприятий остаются во многом нереализованными. Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринимательской деятельности.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным.

Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности.

Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики, приведенная на рисунке, существенная их доля задействована в торговле и общественном питании — 46,8%. Это объясняется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестиционных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала.

Граждане Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридические лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в том числе брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридические лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариаты, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.    

В табл. 1 отражено количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по данным Федеральной налоговой службы
1 января 2001 – 2006 гг.    

 

Таблица 1 – Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах

Годы 

Тыс. человек 

2001

3592,9

2002

3865,0

2003

4205,9

2004

4596,3

2005

4675,0

2006

4670,1

 

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица — это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие финансов индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности), с государством, с банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, реже – за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление.

 

1.2. Налогообложение предпринимателей

 

С 1 января 2003 г. для малых предприятий введены специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 262 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 263 «Система налогообложения в виде единого на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового Кодекса Российской Федерации. Данные главы были приняты Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Следовательно, с вступлением в силу с 1 января 2003 гл. 262 Налогового кодекса РФ в сфере малого бизнеса определились три режима налогообложения:

  • общий режим налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Специфика формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования без об юридического лица определяет особенности уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

    Основным объектом налогообложения предпринимателя, действующего без образования юридического лица, являются полученные (не только от предпринимательской деятельности). В отличие от большинства юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, физические лица — предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц. С 2001 г. налоговая ставка по этому налогу установлена в размере 13%.

    Объектом налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности, занятиях частной практикой в установленной действующим законодательством порядке являются доходы, полученные от этой деятельности. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и: венных операций. Налоговая база определяется как денежное в таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных профессиональных).

    Индивидуальным предпринимателям налоговые вычеты (профессиональные, стандартные, социальные, имущественные) предоставляются на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Если сумма налоговых вычетов в отчетном налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот налоговый период, то применительно к данному налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов отчетного налогового периода и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится на следующий налоговый период, за исключением отдельных случаев (например, в соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования).

    Предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям), отраженным в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток. К профессиональным вычетам относятся также суммы уплаченных налогов (кроме налога на доходы физических лиц), если уплата налогов связана с осуществлением предпринимательской деятельности (НДС, акцизов, налога с продаж, налога на имущество, земельного налога и др.). Так, сумма уплаченного налога на имущество подлежит вычету, если данное имущество использовалось в производственной деятельности. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности. Расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

    С 2001 г. индивидуальные предприниматели платят единый социальНЫй налог. При этом индивидуальные предприниматели-работодатели производят уплату налога, поступления от которого зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования; одновременно с этим уплачиваются дифференцированные страховые взносы в Фонд социального страхования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относятся системы налогообложения единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога и др.

    Сущность упрощенной системы налогообложения состоит в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, использующими эту систему, заменяется уплатой единого налога.

    Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты всех остальных налогов и сборов, в том числе:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев;
  • государственных и таможенных пошлин и сборов;
  • транспортного налога;
  • платы за пользование водными объектами;
  • федеральных, региональных и местных лицензионных сборов;
  • земельного налога.

    Организациям, перешедшим на УСН, но являющимися налогов агентами, придется уплачивать те налоги, в отношении которых они установляются самостоятельными плательщиками.

    Переход на УСН производится организациями добровольно при соблюдении условий, дающих право на ее применение. Для этого им необходимо известить налоговый орган по месту нахождения организации подав заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят не существует установленной формы подачи такого заявления, хотя ряд рекомендуемых. Единственное требование — сообщить необходимы сведения о своих доходах за 9 месяцев текущего года и осуществить; выбор объекта налогообложения до начала применения УСН.

    Кроме того, организации, применяющие УСН, обязаны соблюдены действующие порядки ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

     

    2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Финансирование индивидуального предпринимательства отличается от финансирования крупного бизнеса не только по масштабам, но и по конечным целям.

    В первом случае главную роль играют «короткие деньги», поскольку предприниматели нацелены на получение быстрой прибыли, а большой бизнес подразумевает получение доходов в перспективе.

    При этом следует учитывать, что финансовая поддержка индивидуального предпринимателя – весьма специфичный и сложный, но наиболее эффективный метод стимулирования предпринимательства. Большое значение имеют границы финансовой поддержки и эффективность ее использования. Чрезмерная финансовая поддержка может негативно сказаться на предпринимательской активности, например, освоении новых видов товаров и услуг, поиски возможностей для снижения затрат.

    На сегодняшний день финансово-кредитная система располагает богатый арсеналом финансовых и кредитно – денежных инструментов государственного управления и поддержки развития индивидуального предпринимательства.

    При рассмотрении специфики регулирования развития индивидуального предпринимательства особое значение следует придать тому факту, что финансовые инструменты регулирования развития индивидуального предпринимательства должны носить универсальный характер.

    Так, финансовая поддержка индивидуального предпринимательства может осуществляться адресно или опосредованно, на безвозвратной или возвратной основе, но обязательно целевым назначением. При этом чаще всего во всех формах и видах финансовой поддержки в той или иной степени необходимо участие государства.

    Государственная поддержка, как правило, осуществляется за счет бюджетных средств в виде субсидий и дотаций, предоставления налоговых льгот, компенсации потерь коммерческим организациям, оказавшим финансовую поддержку предпринимателю на льготных основаниях, участия в создании фондов поддержки малого предпринимательства при общественных объединениях, союзах и ассоциациях.

    Если прямая финансовая помощь предпринимателям со стороны государства должна носить выборочный характер, то поручительство со стороны региональных органов власти должно использоваться более широко. Причем поручительством должны пользоваться общественные организации и объединения предпринимателей, одним из инструментов является деятельность общества взаимного кредитования. Так, например, в Швейцарии это практикуется уже более 50 лет. В России по нашему мнению необходимы и государственные гарантии при получении российскими фондами поддержки малого бизнеса и предпринимательства кредитов от иностранных компаний.

    Рассматривая различные системы финансовой поддержки государством индивидуального предпринимательства следует отметить, что в России на сегодняшний день определенных успехов достигла программа поддержки сельскохозяйственных производителей. В отдельных регионах РФ проводятся программы по субсидированию сельхоз производителей.

    Помимо прямых финансовых ассигнований из бюджетов различного уровня государственные субсидии могут осуществляться через снижение или освобождение предпринимателей от отдельных платежей бюджет. Такого рода финансовая поддержка может осуществляться на региональном уровне. При чем каждый регион, в зависимости от своих специфических природных, социально-экономических и других условий может сам определять финансовую поддержку каких направлений деятельности индивидуального предпринимательства следует развивать в первую очередь.

    Следует отметить, что в рамках «Национальных программ» федеральным правительством уже проводятся определенные мероприятия, направленные на поддержку индивидуальных предпринимателей в сфере сельского хозяйства. В частности, в рамках данной целевой программы были сделаны попытки активизировать предпринимательскую активность домашних хозяйств, мелких сельхоз производителей. Региональные власти, также берут на себя обязательства по погашению части выплат процентов по сельхоз кредитам сельхоз производителей выращивающих скот племенных пород. Однако, процедура получения данного кредита сопряжена с большим объемом бумажной волокиты, множеством самых различных справок и разрешений, этот фактор останавливает многих сельхозпроизводителей. Видится целесообразной организация при соответствующих банках или муниципальных образованиях специальных консалтинговых агентств, оказывающих бесплатное (либо за умеренную плату) консультирование и помощь в оформлении кредита.

    <

    При рассмотрении финансовых инструментов поддержки индивидуального предпринимательства особый интерес вызывает зарубежный опыт кредитования индивидуального предпринимательства. Так, В Бельгии предприниматель может воспользоваться различными вариантами получения кредита. Например, оформить безотзывной кредит, который не будет востребован банком раньше, чем предприятие осуществит выплаты другим кредиторам. Это весьма выгодные условия, поскольку исключается возможность усугубления экстремальной ситуации при несвоевременном возврате других кредитов. Такие займы можно получить из различных источников, однако, наиболее выгодным безотзывные займы у бельгийского Фонда участия федеральных властей, т.е. государственной организации. В этом случае кредит на 3 – 5 лет обойдется в 2 – 3 раза дешевле по сравнению с другими вариантами; можно обойтись без залога или гарантий; в первые три года можно только выплачивать проценты, а при возможности – погасить весь кредит. Последнее имеет большое практическое значение, поскольку банки требуют дополнительных выплат при досрочном погашении кредита.

    Подобная практика участия российских федеральных или региональных органов власти в кредитовании предпринимательства могла бы предотвратить многие трудности в финансировании индивидуального предпринимательства. При этом следует учесть, что такие кредиты не должны носить благотворительный характер. В Бельгии, например, чтобы получить безотзывной заем, предприниматель должен выполнить ряд условий, которые подчеркивают «профилактическую» значимость таких займов.

    Во — первых, безотзывной заем предоставляется как составная часть общих инвестиций заемщика. Другие две части составляют его собственные средства и кредит его банка. При этом безотзывной заем должен составлять не более 75% величины собственных инвестиций заемщика и не быть больше кредита его банка.

    Во – вторых определенна максимальная величина безотзывного займа. В то же время сумму займа можно увеличить в два раза, если инвестиции в

    целом будут направлены на увеличение рабочих мест, внедрения каких-либо нововведений, улучшения окружающей среды и увеличения экспорта за пределы государства.

    Эти ограничение повышают ответственность заемщика, «подключают» коммерческий банк оценки эффективности инвестиций в целом для определения кредитоспособности заемщика и тем самым обеспечивают целевое использование государственной финансовой поддержки.

    Рассмотрение финансовых инструментов поддержки индивидуального предпринимательства не будет полной без анализа возможностей адаптации в условия функционирования индивидуальных предпринимателей такого специфического финансового инструмента как лизинг, так, как конкурентоспособность индивидуальных предпринимателей в условиях рыночной экономики в первую очередь снижается из-за отсутствия у них возможностей обновлять основные средства, либо приобретать оборудование более высокого качества. По нашему мнению в РФ в настоящее время возможности лизингового контракта в полной мере не использованы, инструменты лизинга не адаптированы к потребностям индивидуального предпринимательства.

    Для приобретения основных средств (производственных помещений, склада, офиса) индивидуальному предпринимателю можно предложить услугу по лизингу недвижимости на основе контракта без права лизинговой компании на одностороннее расторжение контракта. В этом случае после истечения срока контракта клиент может выкупить взятое в лизинг имущество. Это позволит не отвлекать средства из оборота предпринимателя и получить льготы по НДС при лизинге недвижимости. Лизинг позволяет в полном объеме финансировать приобретение требуемого имущества, проводить авансовые платежи НДС и разделить его выплату на весь период контракта, который равен периоду эксплуатации имущества. По истечении срока контракта возможен выкуп имущества в собственность по согласованной цене.

    Еще одним из финансовых инструментов не используемых в полной мере в России является переводной вексель. В предпринимательской деятельности не редко возникает ситуация, когда время выплаты по счетам поставщиков не совпадает с получением средств от клиентов за проданную продукцию или оказанные услуги. В этом случае, бельгийский банк обычно предлагает своему клиенту использование переводного векселя. Этот вексель позволяет поставщику продукции получить деньги в счет его оплаты в банке получателе. Банк дебетует в счет предпринимателя на сумму процентных платежей и комиссионное вознаграждение банка. По истечению срока векселя банк дебетует в счет предпринимателя на основную сумму по векселю. Такая операция носит название «дисконт поставщика». Дисконт в данном случае означает получение суммы по сделке до ее фактического завершения.

    При финансировании производственного цикла банк может предложить своему клиенту – предпринимателю краткосрочный кассовый кредит по текущему счету (овердрафт). Это чрезвычайно гибкая и поэтому очень популярная форма кредитования. Суммы овердрафта могут быть использованы для проведения любых платежей в пределах определенной суммы и срока. При погашении овердрафта он автоматически возобновляется.

    Банк может рекомендовать предпринимателю воспользоваться услугами факторинговой компании. Эта форма расчетов удобна при предоставлении клиентам отсрочки платежа. Предприниматель поручает факторинговой компании контроль за платежами своих клиентов, гарантированно получая при этом денежные средства за вычетом комиссионного вознаграждения. Если же предприниматель осуществляет экспертно – импортные операции, то банк может предложить ему использовать банковский акцепт или документарный аккредитив. Акцепт применяется при финансировании покупки необходимого имущества за рубежом или в случае предоставления отсрочки платежа зарубежным клиентам. Они могут выписать переводной вексель на банк предпринимателя. Банк акцептует трату и производит платеж средств за вычетом дисконта. Документарный аккредитив удобен при импортных операциях, всегда клиенты импортера требуют немедленной оплаты, а импортер желает получить отсрочку платежа. Банк предпринимателя соглашается провести платеж при предоставлении документов, подтверждающих доставку согласно оговоренным условиям и срокам.

    Процесс кредитования всегда связан с риском для коммерческих банков, в связи, с чем для снижения риска банки стараются определить финансовое состояние заемщика. Для этого разработаны различные методики, которые используются в сфере индивидуального предпринимательства. Однако переход предпринимателя на упрощенную систему отчетности затрудняет определение их надежности с позиции возврата кредитов. В условиях финансовой неопределенности отсутствия «историй» банки вынуждены платеже-способности повышать процентные ставки сдерживать практику предоставления кредитов. Выходом в данной ситуации может быть введение практики создания базы данных не только о сомнительных, но и о добросовестных заемщиках.

    Следует положительно оценивать дифференцированный подход коммерческих банков классификации кредитов, выдаваемый предпринимателем. В ряде банков такие кредиты стали делиться не только на инвестиционные и пополнение оборотных средств, но и микро — кредиты и малые кредиты. В результате появилось возможность более глубоко определить условие и цели кредитования.

    Условия получения кредита во многом зависит от «кредитной истории» заемщика, который формируется длительностью взаимоотношений с банком, своевременностью выполнения взаимных обязательств.

    В таблице 2 приведена динамика оборота розничной торговлей индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.

    Таблица 2 – Динамика оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществлявших деятельность в розничной торговле

    Показатель

    2004

    2005

    2006

    Оборот розничной торговли индивидуальных
    предпринимателей, млрд. руб.

    1431,3 

    1786,9 

    2161,4 

    в процентах к общему объему оборота
    розничной торговли

    46,6 

    47,5 

    47,9 

    в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

    115,4 

    111,3 

    109,4 

     

    Как видим, за исследуемый период оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей вырос с 1431,3 млрд. руб. в 2004 г. до 2161,4 млрд. руб. в 2006 г.

    В следующей таблице 3 приведено распределение основных показателей деятельности индивидуальных предпринимателей в зависимости от величины оборота розничной торговли.

     

    Таблица 3 – Распределение основных показателей деятельности индивидуальных предпринимателей в зависимости от величины оборота розничной торговли

    (в процентах к итогу)

    Показатель

    Число
    предпринимателей

    Оборот
    розничной торговли

    Торговая площадь
    магазинов

    на 1
    сентября
    2004

    на 1
    апреля
    2005

    на 1
    сентября
    2006

    на 1
    сентября
    2004

    на 1
    апреля
    2005

    на 1
    сентября
    2006

    на 1
    сентября
    2004

    на 1
    апреля
    2005

    на 1
    сентября
    2006

    Всего

     

                     

    в том числе
    с оборотом розничной торговли, тыс. руб.:

                     

    до 10 

    18 

    16 

    11 

    1 

    1 

     

    2 

    1 

    1 

    от 11 до 30  

    25 

    24 

    20 

    3 

    3 

    2 

    6 

    6 

    5 

    от 31 до 50  

    13 

    13 

    13 

    3 

    3 

    3 

    6 

    6 

    5 

    от 51 до 100  

    16 

    17 

    18 

    8 

    8 

    6 

    13 

    12

    11 

    от 101 до 150  

    8 

    8 

    9 

    6 

    7 

    5 

    9 

    9 

    8 

    от 151 до 200  

    5 

    5 

    6 

    5 

    5 

    5 

    7 

    7 

    7 

    от 201 до 300  

    5 

    6 

    7 

    8 

    9 

    8 

    11 

    10 

    10 

    от 301 до 400  

    3 

    3 

    4 

    6 

    7 

    6 

    7 

    8 

    7 

    от 401 до 500  

    2 

    2 

    3 

    5 

    5 

    6 

    5 

    6 

    7 

    свыше 500  

    5 

    6 

    9 

    55 

    52 

    59 

    34 

    35 

    39 

    Одним из основных механизмов повышающих финансовую устойчивость предпринимателей является страхование. В Российском малом бизнесе наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны предприниматели, как правило, имеют страховые полисы, другой – не имеют надежной защиты даже от основных, традиционных рисков. Это обусловлено принудительным характером приобретения страхового полиса в процессе оформления документов на предпринимательскую деятельность. Такие полисы выдаются страховыми компаниями, приближенные к администрациям, но не имеющие реальной возможности для возмещения потерь. Выборочный опрос предпринимателей показал, что им поступает много предложений со стороны страховых компаний по заключению страховых договоров. Однако их взаимные контакты сдерживает отсутствие опыта работы предпринимателя со страховыми компаниями, трудности в определении наиболее важных и рискованных аспектов своей работы, а также недоверие к страховым компаниям, число и структура которых постоянно меняются. Одновременно стоит отметить, что активность страховых компаний по отношению к индивидуальным предпринимателям и к малому бизнесу наблюдается только в крупных городах.

    Что касается сдержанности российских предпринимателей в отношении страхования своих рисков, то это объясняется не только отсутствием опыта их совместной работы со страховыми компаниями. Большое значение имеет практика реального возмещения ущерба страховыми компаниями. Только конкретные примеры пользы страхования индивидуального предпринимательства, могут стать стимулом для развития этого направления снижения рисков предпринимательской деятельности. Однако для этого, необходимо, прежде всего, определить льготы при страховании объекта индивидуального предпринимательства, как стороны органов власти, так и страховых компаний. Интенсивное расширение практики страхования индивидуального предпринимательства в России имеет принципиальное значение. Своей массовостью и универсальным характером предприниматель будет способствовать формированию «страховой культуры» в обществе в целом. В первую очередь это касается масштабов добровольного страхования, как физических, так и юридических лиц. Однако применительно к субъектам малого предпринимательства необходимо расширять виды и формы принудительного страхования.

    Для стимулирования развития индивидуального предпринимательства необходимо сформулировать комплекс мер по адаптации страховых инструментов к специфике индивидуального предпринимательства.

    Необходимо разработать целевые программы, направленные на формирование институциональной базы в следующих направлениях страхования предпринимательской деятельности:

  • программы страхования имущества индивидуальных предпринимателей;
  • программы страхования грузов и транспортных средств;
  • программы страхования рисков связанных с несвоевременным возвратом суммы кредита.

    Программы страхования имущества, в частности, обеспечивающие страховую защиту не только зданий и сооружений производственного, административного и другого назначения, но и магазинов, торговых палаток, киосков, ларьков, и т.п. Предусматривается также защита отдельных помещений, незавершенного строительства, конкретного оборудования. Весьма актуально страховать лаборатории электронно-вычислительную технику, рукописи, чертежи, схемы и др. Перспективность этих объектов страхования предопределенна предстоящим развитием предпринимательства в сфере научно-исследовательских работ и информационного бизнеса. В целом это направление страхования будет способствовать формированию интеллектуальной собственности и ее защите. Учитывается и специфика индивидуального предпринимательства в России при страховании рисков. Так, имущества страхуется не только от аварии различных коммуникаций, но и от не предвиденного отключения электричества, подачи тепла, водоснабжения. Последнее, очень актуально в связи с высокой вероятностью таких страховых случаев и отсутствия у предпринимателей собственных аварийных служб или резервного оборудования.

    Программы страхования грузов и транспортных средств также учитывается специфику индивидуального предпринимательства. Например, предусматривается возмещение ущерба от разрушения складских помещений и кражи грузов со взломом, угона транспорта и др. Здесь повышенный риск связан с отсутствием у предпринимателей возможности организовать постоянную охрану складских помещений, автостоянок, транспортных средств. Необходимо предоставлять возможность заключения отдельных соглашений с предпринимателем по различным видам страхования в широком территориальном диапазоне.

    Имущественное страхование в станах Европы имеет более широкий диапазон защиты собственности.

    Таким образом, при рассмотрении финансовых инструментов стимулирования развития индивидуального предпринимательства, можно сделать ряд выводов, основополагающим из которых является утверждение, что финансовые инструменты поддержки индивидуального предпринимательства должны носить универсальный характер и охватывать весь комплекс потребностей индивидуальных предпринимателей в финансовых средствах.

    Финансовая поддержка индивидуального предпринимательства основана на использовании следующих финансовых инструментов: льготное кредитование индивидуального предпринимательства; страхование рисков и имущества индивидуальных предпринимателей; субсидирование предпринимательской деятельности в приоритетных сферах региональной экономики; лизинг.

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.05.2007 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.05.2007 г.)
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ // Российская газета. 18 июня 1995 г.
  5. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 20004, №12
  6. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000.
  7. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2006.
  8. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. М., 2004
  9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности.–М.: Экономика предприятия, 1999.
  10. Ибадова Л.Д. Правовые проблемы финансирования и кредитования малого предпринимательства в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2005..
  11. Канивец П.И., Коваленко А.В. Основы малого предпринимательства: выбор решений. — Новочеркасск: НГТУ, 1998.
  12. Кушлин В.И. и др. Экономика предпринимательства: Курс лекций.–М.: ВЛАДОС, 2007.
  13. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  14. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.
  15. Муравьев А.И. Малый бизнес/Учеб. пособие для вузов. М., 2006.
  16. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  17. Фадеев В.Ю. Экономические основы малого предпринимательства. –М.: ИФНРА-М, 2004.
  18. Экономика и управление малой фирмы: Учебное пособие / Под ред. И.В. Мишуровой.-М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  19. http://www.gks.ru/ – Официальный сайт Госкомстата

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.48MB | MySQL:118 | 1,737sec