СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

<

071414 1700 1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,— они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

 

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Для публичных финансов характерными признаками являются:

денежный характер отношений;

безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, — децентрализованными.

Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

    Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику.

    Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом — Центральный банк.

    Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

    Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на: 1) централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий; государственное страхование; 2) децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы кредитных организаций; финансы страховых организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

    Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

    Децентрализованные финансы — это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

    Основными принципами формирования финансово-кредитной системы являются следующие:

  • наличие собственной финансовой базы;
  • единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;
  • функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

    Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 87). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

    071414 1700 2 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     

    071414 1700 3 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 4 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 5 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    071414 1700 6 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 7 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 8 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    071414 1700 9 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 10 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ071414 1700 11 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     

    071414 1700 12 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙФедеральный бюджет

    Бюджеты субъектов РФ 

    Муниципальные бюджеты

     

    071414 1700 13 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    071414 1700 14 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    071414 1700 15 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙВнебюджетные фонды

    071414 1700 16 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙВнебюджетные фонды субъектов РФ

    071414 1700 17 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙВнебюджетные фонды местных органов власти

         

    Государственный кредит

    071414 1700 18 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙКредит субъектов РФ

    071414 1700 19 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙМуниципальный кредит

    071414 1700 20 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

       

    Финансы казенных и государственных унитарных предприятий

    Финансы государственных унитарных предприятий субъекта РФ

    Финансы муниципальных унитарных предприятий

    Рисунок 1 – Государственные и муниципальные финансы

     

    В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

     

    Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, измеряющего затраты труда ассоциированных товаропроизводителей, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения 2 макроэкономических показателей: Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД), а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сейчас доля национального дохода РФ, перераспределяемого через сектор государственных финансов составляет около 50 – 55%.

    Финансы возникают на третьей стадии общественного воспроизводства, где движение стоимости ВВП осуществляется обособленно от движения его натуральной формы (товаров и услуг). Этот процесс можно разделить на два этапа:

    1) первичное распределение стоимости НД и образование первичных доходов: формируются дохода участников материального производства, составляющие по сумме НД. Это — заработная плата рабочих и служащих, доходы предприятий, занятых в сфере материального производства и др.;

    2) вторичное распределение стоимости НД и образование вторичных доходов: доходы непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД — фонд потребления и фонд накопления.

    Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферой экономики, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности, различными социальными группами населения. На стадии распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД деньги принимают форму финансовых ресурсов, формирующихся у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные). Использование финансовых ресурсов идет через фонды специального целевого назначения и не фондовую форму. Финансы являются базисной категорией, хотя обладают императивностью, зависят от финансовой политики государства.

    Итак, финансы — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование занятых, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

    Общественное назначение финансов реализуется через их функции:

    — распределительная;

    — контрольная.

    Они осуществляются одновременно, т.к. каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и контроль за этим распределением.

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — покрытие затрат за счет финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства. Осуществляется в трех формах:

    — самофинансирование — покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства;

    — кредитование — расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности;

    — бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления.

    На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании.

    Финансы — это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. В 1960 годах текущего столетия доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9 — 18% накануне Первой мировой войны до 35—50% и более в настоящее время.

    Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

    В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это прежде всего выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

    Однако рост социальных расходов связан и с крупными расходами на военные нужды, затратами по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).

    Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

    Таким образом, финансы — это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

    Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

    1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

    Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

    <

    И таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

    — финансовые методы- способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

    — финансовые показатели- параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

    — правовое обеспечение — законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

    — нормативное обеспечение — нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

    — информационное обеспечение — бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

     

     

     

     

    3 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

     

    Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизма — действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

    В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

    С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

    Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: функционирование бюджетного механизма; механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; механизм функционирования внебюджетных фондов; механизм функционирования местных финансов; функционирование страхового механизма; механизм функционирования финансового рынка.

    Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

    Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

    В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

    4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

     

    Центральное место в государственных финансах Российской Федерации принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы.

    Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме (хотя иногда существующая практика приводит к неэффективному использованию средств внебюджетных фондов). Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

    Специфической частью государственных финансов Российской Федерации выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

    Основными формами государственного кредита Российской Федерации являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

    Современные задачи совершенствования финансовых отношений в РФ вытекают из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократических начал в управлении, дальнейшего усиления роли государства в управлении социально и экономическими процессами, расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.

    Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения, государства, привлечение инвестиций и повышение эффективности их использования.

    Главная цель реформ бюджетного процесса – создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета, то есть затратами, к управлению результатами. При концепции «управления ресурсами» бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной «раскладкой» их по статьям бюджета. При соблюдении жёстких бюджетных ограничений этот метод обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектов. Но недостаток такого метода заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не прописываются, а управление бюджетом сводится к контролю соотетствия фактических и плановых показателей.

    Качество финансовой отчётности органов государственной власти и крупных государственных организаций должно подтверждаться независимыми и авторитетными аудиторами.

    Необходимость перехода к системе государственного аудита непосредственно связана с современными направлениями развития системы государственного финансирования. Международные тенденции показывают, что существенно сокращается прямое финансирование из бюджета, то есть выделение средств под смету расходов. Такое расходное финансирование малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать. Недостатком этой системы является и избыточное регулирование статей расходов, что связывает деятельность учреждений, лишает их возможности гибкого реагирования на изменения экономической ситуации, что ведёт к снижению эффективности отдачи от вложенных средств. Преодоление указанных недостатков в международной практике связывают с переходом к иной системе выделения государственных средств и заменой финансирования затрат на финансирование программ. При внедрении финансирования под программы возникает государственный заказ на определённый социальный продукт, и заключаются договорённости на цену этого продукта, которая обосновывается сметой. Чтобы эффективно управлять ими и гибко реагировать на изменение цен на рынке, бюджетное учреждение должно быть самостоятельным. Достигнутым конечным результатом являются объёмы и качество социального продукта. Такая система позволяет проводить конкурс на государственный заказ. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать в форме государственного аудита.

    Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета, но и структурные преобразования всей системы государственного управления.

    Основные направления таких преобразований.

    1) Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления. Здесь требуется планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отказу от финансирования тех мероприятий, которые не способствуют устойчивому экономическому росту, но ложатся «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

    2) Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по подведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

    Несмотря на принимаемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ федеральных целевых программ, сложившиеся процедуры и методология их разработки и реализации не полностью соответствует требованиям бюджетного планирования, ориентированного на результат. Поэтому средства, выделяемые на большинство федеральных целевых программ, во-первых, фактически являются разновидностью дополнительного финансирования текущих функций, выполняемых министерствами и ведомствами, и, во-вторых, эти программы постоянно подвергаются изменениям, что вызвано размытостью целей и результатов программ и недостатком ответственности за их достижение. Для устранения этих недостатков необходимо внести изменения и дополнения в законодательные акты правительства, которые определяют порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ и помогают улучшить соответствующие процедуры в рамках ведомств и министерств.

    Долгосрочные целевые программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, структурных и научно-технических проектов, которые направлены на решение проблем, входящих в сферу ответственности федеральных органов государственной власти.

    3) Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд.

    4) Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений. Суть этой реформы – сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность. Сокращение государственного сектора должно происходить за счёт перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования. Это прежде всего касается отраслей социальной сферы, в особенности образования, здравоохранения. Такие организации участвуют на конкурсной основе в распределении бюджетных средств и несут полную ответственность по своим обязательствам.

    Один из наиболее универсальных рыночных механизмов в других странах, который находит все большее распространение в бюджетной сфере, – это привлечение к оказанию государственных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными учреждениями.

    Суммарные расходы бюджетной системы в данном сценарии сокращаются с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% ВВП в 2023 году из-за сокращения доходов бюджетной системы. При этом происходит перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы в пользу региональных бюджетов и внебюджетных фондов, так как доля федерального бюджета в доходах в течение анализируемого периода сокращается. Так, доля федерального бюджета в общих расходах сокращается с 51% в 2007 году до 47% в 2023 году (с учетом трансфертов из федерального бюджета).

    Динамика общих и непроцентных расходов по уровням бюджетной системы представлена в таблице 1.

     


    Таблица 1 – Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)

    Показатель

    Года

    Расходы 

    2010 

    2011 

    2012 

    2013 

    2014 

    2015 

    2016 

    2017 

    2018 

    2019 

    2020 

    2021 

    2022 

    2023 

    Расширенный

    34,3 

    33,8 

    33,6 

    33,5 

    33,4 

    33,3

    33,1 

    32,8 

    32,6 

    32,4 

    32,2 

    32,2 

    32,0 

    31,9 

    Консолидированный

    28,8 

    28,2 

    28,0 

    27,9 

    27,8 

    27,5 

    27,3 

    27,0 

    26,9 

    26,6 

    25,9 

    26,1 

    25,8 

    25,7 

    Федеральный

    17,7 

    17,0 

    16,9 

    16,9 

    16,8 

    16,7 

    16,4 

    16,3 

    16,0 

    15,8 

    15,4 

    15,4 

    15,3 

    15,1 

    Непроцентные расходы

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

    Расширенный

    33,8 

    33,3 

    33,0 

    32,9 

    32,7 

    32,6 

    32,3 

    32,0 

    31,8 

    31,5 

    31,3 

    31,3 

    31,1 

    30,9 

    Консолидированный

    28,3 

    27,6 

    27,4 

    27,3 

    27,1 

    26,8 

    26,6 

    26,2 

    26,0 

    25,7 

    25,1 

    25,2 

    24,8 

    24,7 

    Федеральный

    17,2 

    16,6 

    16,4 

    16,4 

    16,3 

    16,2 

    15,9 

    15,7 

    15,5 

    15,2 

    14,8 

    14,9 

    14,7

    14,5 

     

    071414 1700 21 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТОВАРНО ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Рисунок 2 – Прогноз параметров расширенного бюджета, % ВВП

     

    Базовый сценарий предполагает постепенный рост чистого долгового финансирования как для федерального бюджета (до установленного в Бюджетном Кодексе ограничения в 1% ВВП), так и для региональных бюджетов. При этом баланс расширенного бюджета до 2016 года будет оставаться положительным из-за растущих отчислений на накопительную часть пенсий, которые не могут быть израсходованы и поэтому увеличивают профицит Пенсионного фонда.

    Расходы федерального бюджета к 2023 году частично будут финансироваться из Резервного фонда в силу недостаточности нефтегазовых доходов и инвестиционного дохода от размещения средств Резервного фонда для финансирования нефтегазового трансферта объемом 3,7% ВВП, как установлено в Бюджетном Кодексе.

    Единственный способ не допустить снижения объема и качества государственных услуг и в то же время сохранить макроэкономическую стабильность, не допустив наращивания бюджетного дефицита и государственного долга, состоит в значительном повышении эффективности государственного сектора.

    Говоря о конкретных направлениях расходов на 2010 – 2023 годы, можно предположить, что основными возможными направлениями снижения расходов являются общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика и ЖКХ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТЕСТЫ

     

  1. В функции Федерального Собрания РФ входит:

    в) принятие финансового законодательства.

     

    2 Государственный кредит отличается от налогов тем, что:

    а) строится на принципах возвратности и платности.

     

    3 Ведомственная классификация расходов – это

    а) группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

     

    4 В результате переоценки основных средств определяется их стоимость:

    в) остаточная;

     

    5. Страховщик – это…

    Б) юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, получившее лицензию на осуществление страховой деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ // КонсультантПлюс.
  4. Бюджетная стратегия Российской Федерации до 2023 года: Министерство финансов Российской Федерации. Август 2008 года // Опубликовано: http:// minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
  5. Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2009.
  6. Российская экономика в 2007 г.: Тенденции и перспективы / Под ред. Е.Т. Гайдара –М.: ИЭПП, 2008
  7. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2009.
  9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2009.
  11. www.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00046 sec

WordPress: 23.76MB | MySQL:119 | 1,973sec