В чем смысл понятия «финансовая стабилизация»?

<

071214 1440 1 В чем смысл понятия «финансовая стабилизация»?Финансовая стабилизация – (англ. financial stabilization) — комплекс мер финансовой политики, направленный на преодоление дефицита государственного бюджета, высокой инфляции и гиперинфляции. Для достижения финансовой стабилизации финансовая политика должна быть тесно связана с кредитно-денежной политикой. Финансовая стабилизация — одно из условий стабильного развития экономики страны, она создает предпосылки для роста производства, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости, улучшения социально-экономических условий жизни населения. Длительная финансовая стабилизация обеспечивает более привлекательные условия для притока отечественных и иностранных инвестиций и в конечном счете для процесса расширенного воспроизводства.

Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач экономической политики любого государства с рыночной экономикой.

Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.

Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить
производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.

Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они, сразу после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то
добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом
финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная и рыночная политика, то есть нужно ограничить количество денег в обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы доходы росли быстрее). И это, в конце концов, должно привести к тому, что цены стабилизируются.

 

2) Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию?

 

Факторы, определяющие финансовую стабилизацию очень многочисленны:

снижение темпов инфляции,

прекращение оттока капитала,

преодоление бюджетного кризиса,

уровень ставки банковского процента по депозитам,

ситуация со сбережениями, которые должны сыграть определяющую роль в инвестиционном процессе, и др.

 

3. Инфляция — что это такое и какова она в России?

 

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861–1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале XX в.

Инфляция –– это социально-экономическое явление, которое порождается диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, оно до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция это наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует прежде всего уточнения как социально-экономическое понятие.

Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен.

В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесценению.

В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего – это явилось результатом либерализации цен. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Понятие инфляционной ситуации, когда эффективный спрос превышает предложение товаров и услуг распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда – популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными денежными знаками и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении товарным обеспечением.

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как: нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы; явный или скрытый рост цен; натурализация процессов обмена (бартерные сделки); снижение жизненного уровня населения.

Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.

Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составило 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, и курс рубля стремительно упал с 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

Необходимо особенно подчеркнуть, что экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. Так до 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

<

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. – 9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. – 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций [17]. Спад производства в России в 1992 – 1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году: 1993 – 840 %; 1994 – 215%; 1995 – 131 %; 1996 – 21,8 %; 1997 – 11-12 %; 1998 – 70 %; 1999 – 36,5 %; 2000 – 20 %; 2001 – 18,6 %; 2003 – 17%; 2004 – 14%; 2005 – 11%.

Инфляция в России – результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Но неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция – всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? Возможно риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен.

Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами в последнем десятилетии ХХ в., не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже «обескровлены» постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям: контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы; достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

 

 

4) Инвестиции – какие проблемы для России в этой области Вам известны?

 

Инвестиционные ресурсы – это ценности, вкладываемые в те или иные
проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от
материально-вещественного и кончая денежным. Виды богатства
соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на:

реальные инвестиционные ресурсы — это все виды природных, трудовых,
материально-вещественных (здания, сооружения, машины и оборудование,
средства связи, транспортные средства и т. д.), информационных (от НИОКР
до образованности общества и любой накопленной информации на любых
носителях) ресурсов;

денежные, в т. ч. финансовые ресурсы – это все денежные средства,
напрвляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестированными при определенных условиях;

Денежные средства превращаются в финансовые ресурсы в случае их
структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для
инвестирования в том или ином виде.

Инвестиции – это долгосрочное вложение реальных и финансовых ресурсов в проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому приростом денежного (финансового) богатства или только к приросту последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда одни обогащаются на потерях других).

Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального
богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на
финансовые. А по срокам – на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые,
длительно окупаемые.

Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, а также все виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы нематериального производства.

Реальные инвестиции связаны пропорцией деления национального дохода на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по стоимости
(денежный и финансовый ресурс) и потребительной стоимости (соответствующие реальные инвестиционные ресурсы) служит источником
инвестиций, которые называются чистыми.

Другой источник – амортизационный фонд, который по стоимости является финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по
потребительской стоимости ему соответствует часть реального совокупного
продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных производственных фондов (реального основного капитала) в составе стоимости совокупного общественного продукта.

Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного фонда образуют валовые инвестиции.

За последние годы российская экономика стала более цивилизованной.
Появились свободные цены, единый валютный курс, стала преобладать
негосударственная собственность, произошла либерализация
внешнеэкономических связей. В финансово – кредитной сфере создана
двухуровневая банковская система с большой сетью коммерческих банков;
формируется рабочая налоговая система; развивается рынок страховых
услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.). Но не все хорошо – одновременная либерализация всех
цен при монополизированном народном хозяйстве, отсутствие реальной
конкуренции на начальном этапе реформ, быстрая приватизация
государственной собственности, рост внутреннего и внешнего долга за счет
большого выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), отклонение в
сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития
реального сектора. Все это привело к негативным перспективам развития
экономики и особенно ее инвестиционной составляющей.

По многим показателям иностранных капиталовложений Россия уступает не только развитым странам, но и многим странам с переходной экономикой. Так, из 25 стран ЦВЕ и СНГ РФ занимает 21 место по объему иностранных инвестиций в расчете на душу населения и 24 место по доле иностранных инвестиций в ВВП — 0,1%.

Можно условно выделить три этапа динамики иностранных капиталовложений в российскую экономику:

  • 1991 – 1997 гг. – период роста иностранных инвестиций, когда
    объем привлеченных инвестиций увеличился с 0,4 до 12,3 млрд долл.;
  • 1998 – 1999 гг. знаменовался сокращением объема привлеченных иностранных инвестиций до 9,56 млрд долл. в 1999 г. из-за экономического кризиса в стране и экономического спада в мировой экономике в целом;

    2000 – 2005 гг. – период роста иностранных капиталовложений
    до 19,78 млрд долл. в 2005 г. благодаря экономической стабилизации и динамике роста экономики с 2001 г. Начиная с 2001 г. наблюдается опережающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями.

    Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных консалтинговых фирм. Так, по оценкам компании А. Т. Керни, индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. и до 7-го места в 2002 г.

    На 1 января 2003 г. совокупный накопленный капитал в российской экономике составил 42,9 млрд долл.

    Основные тенденции иностранных инвестиций в РФ.

    1. По структуре иностранных инвестиций: за 90-е годы сократилась доля ПЗИ и возросла доля прочих инвестиций. Сохраняются низкими объем и доля ПЗИ в совокупных иностранных капиталовложениях в РФ. В целом в 2004 г. объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций составил 4 млрд долл. Неблагоприятным фактором можно считать высокую долю прочих инвестиций, которая возросла с 51,1% в 1997 г. до 77,5% в 2002 г. В основном это кредиты международных валютно-финансовых организаций и вложений иностранных финансовых ресурсов в приобретение государственных ценных бумаг.

    2. Отраслевая структура вложений иностранных инвестиций характеризуется ростом в 90-е годы доли сферы услуг как основной сферы приложения иностранных инвестиций.

    В 2004 г. на совокупную долю сферы услуг приходится 55% иностранных инвестиций, в том числе торговля и общественное питание – 44,5% (для сравнения 5,6% в 1994 г.); коммерческая деятельность по обслуживанию рынка – 6,9; транспорт и связь – 3,1, финансы и кредит – 0,7% (15% в 1994 г.). В сфере услуг преобладают прочие инвестиции (86,7%), в основном за счет предоставленных кредитов. Крупной сохраняется доля промышленности – 37,1% в 2004 г., в том числе металлургия (33,7%), ТЭК (27,4%), пищевая промышленность (16,5%), машиностроение и металлообработка (7%), химическая (5%). Позитивным фактором следует считать прирост ПЗИ в промышленность – 48% всех ПЗИ, тогда как 34,3% доля всех прочих инвестиций.

  1. Региональная структура иностранных инвестиций в российской экономике. Сохраняется традиционно высокой доля промышленных центров — Москвы (36%), Санкт-Петербурга (10%) и Московской области (3,5%), а также нефтедобывающих регионов — Сахалинской и Тюменской областей [6].
  2. Географическое распределение иностранных инвестиций.

    В 2004 г. инвестиции вложили 93 страны, в том числе на 5 основных инвесторов пришлось 63,8% накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2005 г. За 90-е годы географическая структура практически не изменилась, основными инвесторами остаются США и страны Западной Европы.

    В 2004 г. по накопленным всего инвестициям лидирующие позиции занимали в российской экономике (1) Германия – 8,15 млрд долл., (2) Кипр – 5,63 млрд долл.; (3) США – 5,52 млрд долл.

    По накопленным ПЗИ (в целом 20,35 млрд долл.) основными инвесторами являются: (1) США – 4,22 млрд долл.; (2) Кипр –3,93 млрд долл.; (3) Великобритания –2,19 млрд долл.; по накопленным портфельным инвестициям (1,47 млрд долл.): (1) Германия -384 млн долл.; (2) Кипр — 305 млн долл.; (3) Великобритания -128 млн долл.; по накопленным прочим иностранным инвестициям (21,1 млрд долл.): (1) Германия – 6,05 млрд долл.; (2) Великобритания – 2,74 млрд долл.; (3) Франция — 2,73 млрд долл. [6].

    5.    Суммарный объем продаж по трансграничным слияниям
    и поглощениям возрос со 100 до 1252 млн долл. за 1995-2005 гг.,
    а суммарный объем покупок — с 242 до 606 млн долл. за 1996-2004 гг.

    Россия является самым крупным инвестором ПЗИ из числа стран с переходной экономикой. За 1995-2005 гг. объем текущих прямых инвестиций, вывезенных за рубеж, увеличился с 95 до 3284 млн долл., а суммарный объем накопленных прямых инвестиций — с 3015 до 18 018 млн долл.

     

    5) Сбережения населения – имеют ли они отношение к финансовой стабилизации? Если «да», то как именно?

     

    Величина сбережений имеет прямое отношение к финансовой стабилизации экономики. Накопленный доход, лежащие без дела денежные средства ведут к вымыванию денег из экономики, увеличение денежный массы и как следствие к инфляционным процессам. «Деньги должны работать» и участвовать в макроэкономическом процессе.

     

    6) Каков уровень основных макроэкономических показателей России за последние месяцы, годы? О чем это свидетельствует с точки зрения финансовой стабилизации?

     

    По итогам предварительного исполнения за январь 2006 г. уровень доходов федерального бюджета РФ составил 27% ВВП, уровень расхо-дов федерального бюджета – 13,87% ВВП, а профицит бюджета 13,13% ВВП. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП, расходы консолидированного бюджета – 28,1% ВВП, а профицит бюджета – 7,9% ВВП. На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей

    По кассовому исполнению в январе 2006 года федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 450,07 млрд. руб. (27% ВВП), по расходам 231,17 млрд. руб. (16,55% ВВП). Профицит федерального бюджета составил 218,89 млрд. руб. (7,68% ВВП). Отметим, что объем доходов федерального бюджета в 2006 г. по абсолютной величине оказался несколько ниже аналогичного показателя за 2005 г, составившего 456,88 млрд. руб., однако по отношению к ВВП продемонстрировал значительное снижение (35,23% ВВП в 2005 году). Расходы федерального бюджета в 2006 г. также снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю за 2004 г. (250,72 млрд. руб.), но значительно выросли в относительных величинах (13,87% ВВП в 2005 году). Профицит бюджета в январе текущего года, напротив, по абсолютной величине несколько превысил показатель 2005 года (206,15 млрд. руб.), но по отношению к ВВП снизился (15,89% ВВП в 2005 году).

    Объем доходов федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 года составил соответственно 507,42 млрд. руб. и 450,07 млрд. руб., что составляет 24,97% и 27% от месячного ВВП. Расходы федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 г. составили соответственно 527,55 млрд. руб. (25,96% ВВП) и 231,17 млрд. руб. (13,87% ВВП) и, профицит федерального бюджета составил–20,13 млрд. руб. и 218,89 млрд. руб., что по отношению к ВВП составляет соответственно -0,99% и 13,13%. На основе этих данных можно констатировать некоторое снижение доходов федерального бюджета в номинальном выражении и их рост по отношению к месячному ВВП в январе текущего года по отношению к декабрю 2005 года. Расходы федерального бюджета по итогам первого месяца 2006 года снизились по отношению к аналогичному показателю за декабрь 2005 года как в абсолютном, так и в относительном выражении.

    В январе текущего года доля профинансированных расходов федерального бюджета в ВВП составила 43,91%, что заметно ниже аналогичного показателя на конец декабря 2005 г. (16,98%), но сопоставима с аналогичным показателем за январь 2005 года (42,21%). Сравнивая структуру расходов за январь 2005 и 2006 года, отметим, что наибольший объем финансирования приходился на межбюджетные трансферты (19,24% ВВП против 16,46% ВВП в 2005 году). По другим наиболее крупным расходным статья различия оказались не столь существенны. Так, в январе 2006 года расходы на общегосударственные вопросы составили 7,48% ВВП (6,03% ВВП в 2005 году), в том числе 4,05% ВВП на обслуживание государственного и муниципального долга (3,75% ВВП в 2005 году), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 6,04% ВВП против 5,92% ВВП годом ранее, а также национальную оборону – 4,48% ВВП против 7,61% ВВП в 2005 году. Остальные расходные статьи в сумме составили около 6,67% ВВП по сравнению с 6,19% ВВП в январе 2005 года. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП против 32,3% ВВП за 2004 год. Расходы консолидированного бюджета также выросли по сравнению с аналогичным показателем 2004 г. (27,8%) и составили 28,1% ВВП. Профицит консолидированного бюджета в 2005 г. составил 7,9% ВВП, что значительно превышает показатель 2004 г. (4,5%). Таким образом, в 2005 г. наблюдался заметный рост доходов консолидированного бюджета РФ на фоне практически неизменных расходов, что и привело к столь существенному росту профицита консолидированного бюджета.

    На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей.

    По итогам января 2006 года рост потребительских цен составил 2,4%, что несколько меньше аналогичного значения за январь предыдущего года. В начале года продолжился рост золотовалютных резервов страны, которые к концу февраля превысили 195 млрд. долларов. В январе Статслужба РФ впервые опубликовала базовую структуру потребительских расходов населения для расчета ИПЦ в 2006 году. Значение индекса потребительских цен в январе текущего года составило 102,4 (102,6 в январе 2005 года).

    Наибольший вклад в рост потребительских цен традиционно в начале года внесло удорожание платных услуг населению, которые подорожали в январе в среднем на 6,2%. Больше всего в январе выросли цены на услуги ЖКХ (+ 13,8%), услуги дошкольного воспитания (+ 4,3%) и санаторно-оздоровительные услуги (+ 4%). Снижения цен в январе ни по одной группе услуг не наблюдалось. Напомним, что в январе 2005 года услуги ЖКХ подорожали еще более значительно: цены на них выросли в среднем на 19,4%.

    В январе происходило достаточно быстрое удорожание продовольственных товаров: + 2% (+ 1,4% в январе 2004 года). Следовательно, по сравнению с прошлым годом цены на продовольственные товары росли значительно быст-рее. Это стало результатом, прежде всего, сильного удорожания плодоовощной продукции (+ 11,3%) и сахара-песка (+ 10,7%).

    Дорожали в январе и непродовольственные товары: цены на них выросли на 0,4% (0,4% в январе 2005 года). Увеличение цен на непродо-вольственные товары стало результатом удорожания, прежде всего, табачных изделий (+ 0,8%), трикотажных изделий (+ 0,6%), одежды и белья (+ 0,5%), а также моющих и чистящих средств (+ 0,5%).

    За январь 2006 года денежная база (в широком определении) сократилась на 278,1 млрд. рублей до 2,6 трлн. рублей (− 9,5%). Объем денежной базы в широком определении на 1 января 2006 года равнялся 2,9 трлн. руб.

    С точки зрения финансовой стабилизации это говорит о следующем. В целом можно говорить о финансовой стабилизации российской экономики, свидетельствует о небольшом, но стабильном росте экономике. Но в то же время не следует забывать, что отчасти рост ВВП определяется не ростом промышленности, а ростом мировых цен на нефть и в этом главная опасность.

     

     

     

    список Литературы

     

  3. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2004
  4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 2004.
  5. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2000.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005
  7. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

    .

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00031 sec

WordPress: 23.11MB | MySQL:119 | 2,289sec