Международные финансовые и кредитные организации

<

091313 1356 1 Международные финансовые и кредитные организации60. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институт

Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:

анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;

операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);

кредитование государственных проектов;

финансирование программ международной помощи;

финансирование научных исследований;

благотворительная деятельность;

Примеры международных финансовых организаций

Международный банк реконструкции и развития — основная организация, входящая в Группу Всемирного банка

Международный валютный фонд

Международная финансовая корпорация — член группы Всемирного банка

Международная ассоциация развития (МАР)- член группы Всемирного банка

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) -член группы Всемирного банка

Банк международных расчётов

Международный банк экономического сотрудничества

Европейский банк реконструкции и развития

Европейский инвестиционный банк

Азиатский банк развития

Африканский банк развития

Арабский валютный фонд

Исламский банк развития

Межамериканский банк

Черноморский банк торговли и развития

Евразийский банк развития

Базельский комитет по банковскому надзору

Международная ассоциация по страхованию кредитов и поручительству

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран членов;

содействие частным иностранным инвестициям;

содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;

сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.[1] В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ

«способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

«содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

«обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

содействие международному сотрудничеству в денежной политике

расширение мировой торговли

кредитование

стабилизация денежных обменных курсов

консультирование стран дебиторов

разработка стандартов международной финансовой статистики

сбор и публикация международной финансовой статистики

Междунаро́дная фина́нсовая корпора́ция (МФК; англ. International Finance Corporation, англ. IFC) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США).

Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

Президент группы организаций Всемирного банка одновременно является Президентом МФК. Оперативное руководство осуществляется исполнительным вице-президентом (с января 2006 — Ларс Танелл).

Акционерами МФК являются 182 страны, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %).

IFC координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией.

IFC осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах. В отличие от МБРР IFC не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам.

Источниками средств IFC являются взносы стран-членов, эмиссия облигаций на международном финансовом рынке и доходы от осуществления своих операций.

В 2005 IFC участвовала в 3316 проектах по всему миру (в том числе в России — в 92 проектах) на общую сумму $49,4 млрд ($2,1 млрд).

В 2005 процентный доход корпорации составил $1,19 млрд (в 2004 — $796 млн), доход от прямых инвестиций — $1,4 млрд ($658 млн), чистая прибыль — $2,015 млрд ($993 млн). Размер активов МФК в 2005 составлял $39,6 млрд ($32,4 млрд в 2004).

Междунаро́дная ассоциа́ция разви́тия (МАР, англ. International Development Association, IDA) — организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году.

Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран. За период действия МАР предоставила кредиты общим объемом свыше 150 млрд. долл. США.

<

МИГА — Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАГИ — Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МАИГ —Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. МИГА было основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по состоянию на 1 сентября 2008 года) в МИГА представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долларов США. К Штаб-квартира МИГА, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однакострахование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах

Банк международных расчётов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований.

Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.

Целью банка является:

«содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками. (Статья 3 Устава БМР)»

Часть функции БМР в значительной степени взял на себя Международный валютный фонд. Сегодня основой его деятельности остаётся кооперация среди центральных банков. Кроме того БМР оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта).

При Банке международных расчётов в 1974 г. был создан Базельский Комитет по банковскому надзору, который разрабатывает директивы и рекомендации, направленные на совершенствование банковского регулирования и ведёт работу по унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Кроме того под эгидой БМР действуют Комиссия по платежным системам, Комитет по глобальной финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд других структур.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) — международный банк учреждён в 1963 году с местопребыванием в городе Москве.

Высший орган управления банка — Совет, который состоит из представителей всех стран — членов банка. Каждая страна имеет один голос независимо от размера её взноса в капитал банка. Решения считаются принятыми при полном единогласии стран-членов. Исполнительный орган банка — Правление.

Баланс Банка ведётся в евро. Уставный капитал МБЭС составляет 400 млн. евро.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.[источник не указан 102 дня]

Высший руководящий орган банка — Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган — Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

Европейский инвестиционный банк — государственное финансово-кредитное учреждение Европейского союза для финансирования развития отсталых европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан в 1958 году с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС. Уставный капитал формируется из взносов стран-участниц и составляет 232,393 млрд евро. ЕИБ является юридическим лицом. Его членами являются государства — члены Сообщества. Задание ЕИБ состоит в способствовании «постоянного и сбалансированного развития общего рынка в интересах Сообщества». Для достижения этой цели он использует как ресурсы рынка капиталов, к которым имеет доступ, так и собственные ресурсы. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации таких проектов:

по развитию слаборазвитых регионов;

направленных на модернизацию или преобразование предприятий или на развитие новых видов деятельности, которые способствовали прогрессу в создании общего рынка;

которые составляют общий интерес для нескольких государств-членов, которые за своим объемом или природой не могут быть полностью финансово отдельными государствами-членами.

Азиатский банк развития (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики вАзии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.

Штаб-квартира в Маниле (Филиппины).

Президентом АБР с 2005 является японец Харухико Курод

Африканский банк развития (АБР) (англ. African development bank group) — банк, основанный в 1963 году Организацией африканского единства (ОАЕ), чтобы способствовать экономическому развитию на всём Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы.

Собственный капитал банка составляет около 33 млрд. долл. США. Страны-члены внесли лишь 6% от этой суммы, но гарантируют внесение оставшихся 94% по первому требованию. Под эти гарантии АБР привлекает средства на мировом рынке облигаций. Благодаря этому банк имеет возможность распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, но при этом большинство в его капитале (около 60%) имеют страны Африки.

Представляет собой группу финансовых организаций:

Африканский банк развития (The African Development Bank — AfDB)

Африканский фонд развития (The African Development Fund — ADF)

Нигерийский трастовый фонд (The Nigeria Trust Fund — NTF)

Арабский валютный фонд (англ. Arab Monetary Fund, AMF) — региональная финансовая организация, созданная 27 апреля 1976 года в Рабате,Марокко, двадцатью арабскими государствами, как механизм достижения большей стабильности курса валют и в целях координации экономической и валютной политики арабских стран. Регулирование касается главным образом нефтедолларов в пределах арабского сообщества, способствуя меньшей степени зависимости государств-членов фонда от Запада в вопросах использования избыточной массы средств.

Исламский банк развития, ИБР (Islamic Development Bank, IsDB) — международная финансовая организация, расположенная в Джидде (Саудовская Аравия). Функции группы Исламского банка развития состоит в участии путём финансирования проектов экономического и социального развития в странах-членах. Банк осуществляет свою деятельность, основываясь на законах и принципах шариата. Денежной единицей банка является исламский динар, равный одному СДР. Официальным языком является арабский, однако английский и французский также используются как рабочие языки.

Собственный капитал Банка составляет 15 млрд исламских динаров.

Межамериканский банк развития (англ. Inter-American Development Bank или IADB, IDB, фр. Banque interaméricaine de développement или BID, исп. Banco Interamericano de Desarrollo или BID, порт. Banco Interamericano de Desenvolvimento или BID) —международная финансовая организация, созданная в 1959 г. с целью финансовой поддержки экономики стран Латинской Америкии Карибского бассейна

Черноморский банк торговли и развития — международная финансовая организация, созданная с целью поддержки регионального развития и кооперации стран Черноморского региона.

Целями банка являются развитие торговых связей в регионе, содействие реализации международных проектов, содействие иностранным инвестициям, предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе.

Черноморский банк торговли и развития относится к международной организации Черноморское экономическое сотрудничество.

Основополагающим документом, определяющим деятельность ЧБТР является Соглашение о создании Черноморского банка торговли и развития, зарегистрированного ООН.

Уставный капитал банка 3 млрд СДР.

Евразийский банк развития (ЕАБР) (англ. Eurasian Development Bank, EDB) — международная финансовая организация, учрежденная Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году.

Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.

Банк призван стать консолидирующим элементом финансовой инфраструктуры и катализатором углубления интеграционных процессов на территории государств- участников.

Стратегическими целями ЕАБР являются:

содействие устойчивому экономическому развитию;

содействие интеграционным процессам;

развитие инфраструктурной и институциональной основы рыночной экономики;

завершение становления Банка как признанного международного банка развития и интеграции с региональным фокусом на евразийском пространстве

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов («Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements») основан в г. Базель в 1974 году президентами центральных банков стран G10. В настоящий момент членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования стран G10 (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония)(В 1964 году к группе присоединилась Швейцария, но название не было изменено.), а также Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России.Европейская комиссия принимает участие в работе на правах наблюдателя.

Основными задачами Комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования. С этой целью, Комитет разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета, так например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах. В ЕС рекомендации Комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.

Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.

Основными документами Базельского комитета считаются:

Основные принципы эффективного надзора (1997 г., пересмотрены в 2006 г.),

Базель-I (1988 г),

Новые соглашения о достаточности капитала (Базель II) 2004 году.

Международная ассоциация по страхованию кредитов и поручительству (англ. The International Credit Insurance & Surety Association (ICISA) ) — Международная финансовая организация, объединяющая страховщиков, занимающихся страхованием кредитов, и организации, обеспечивающие поручительство по займам.

Высшим органом ассоциации является общее собрание.

Целью деятельности ассоциации является изучение вопросов, связанных со страхованием кредитов, представление интересов компаний-членов ассоциации, развитие взаимодействия между компаниями- членами ассоциации.

Ассоциация публикует различные работы, посвящённые вопросам страхования кредитов, обеспечения гарантиями обязательств.

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Меж¬дународного валютного фонда и Международного банка ре¬конструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для полу¬чения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положи¬тельным сигналом для других инвесторов. Достижение со¬глашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, боль¬шая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Па-рижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, являясь членом международ¬ных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым со¬обществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выпол¬нение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кре¬дит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежек-вартально, как это обычно принято. Однако отношения Рос¬сии с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского прави-тельства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о вы¬делении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-милли¬ардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российс¬ким правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компро¬миссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуа¬ция практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом пос¬ле визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник фи¬нансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. дол. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. дол. Толь¬ко Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских пред¬приятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконст¬рукции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, ору¬жия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

Одним из направлений деятельности ЕБРР в России яв¬ляется приоберетение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. дол.) в Токо¬банк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты не¬скольким российским банкам, в том числе Московскому меж¬дународному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство БББР с Кузбассоцбанком в сфере кредитования малого биз¬неса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успеш¬ным.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реали¬зует за счет займов от МБРР (200 млн. дол.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих росийских банков, расшириться и улучшиться на¬бор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за ко¬роткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут достичь международных стандартов банковской дея¬тельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смо¬гут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность /6/

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от кото¬рого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судо¬строительных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий пери¬од утверждения рыночных начал в экономике, может ис¬пользовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

Международные валютно-финансовые и банковские орга¬низации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в ми¬ровом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необхо¬димости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских орга-низаций. Создан ряд новых региональных банковских уч¬реждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Евро¬пе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широ¬кие возможности привлечения финансовых ресурсов, необ¬ходимых для реформирования экономики.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00034 sec

WordPress: 22.51MB | MySQL:116 | 1,451sec