Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки. Участие России в международных финансовых организациях.

<

091313 2214 11 Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки. Участие России в международных финансовых организациях.1.Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки.

2. Процесс интернационализации хозяйственных связей и формирование международных финансово-кредитных организаций.

3. Россия и международные финансово-кредитные институты: проблемы и перспективы сотрудничества.

1.Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки.

В отличие от интернационализации, предполагающей активные связи между национальными экономиками, остающимися более или менее независимыми, глобализация отражает взаимосвязь и взаимозависимость рынков, фактически не имеющих границ, интегрированных в мировой рынок. В глобальном хозяйстве постоянно происходит перемещение денежного капитала, формирующегося в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Кроме того, они подают сигналы о состоянии коньюктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.

По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой, до середины 90-х годов функции мировой финансовой системы сводились преимущественно к опосредованию эквивалентного обмена по стоимости в зависимости от воспроизводственных процессов. Однако глобализация финансовых рынков привела к возникновению новейших форм финансовых потоков, которые «не только опосредуют эквивалентный обмен в рамках воспроизводственных циклов, но и отражают появление гигантского мирового пласта финансовой среды»

Движущей силой развития международных финансовых потоков является появление новейших средств коммуникативной связи, усиление процессов либерализации и дерегулирования внутренних рынков капитала. Эти процессы способствовали трансформации сущности финансовых потоков и, как следствие, изменению их функций.

Мировые финансовые потоки отличаются единством формы (обычно в денежной форме, в виде финансово-кредитных инструментов) и места (рынок).

Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Движение мировых финансовых потоков осуществляется через банки, специализированные финансово-кредитные институты, фондовые биржи.

Мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота имеют следующие особенности:

• огромные масштабы;

• отсутствие географических границ;

• круглосуточное проведение операций;

• использование ведущих валют, а также ЭКЮ, отчасти СДР;

• участники сделок — первоклассные банки, кредитно-финансовые институты с высоким рейтингом;

• доступ на эти рынки имеют в основном первоклассные заемщики или заемщики под солидную гарантию;

• специфические международные процентные ставки типа ЛИБОР (лондонская ставка предложения по межбанковским депозитам);

• стандартизация и высокая степень информационных технологий безбумажных операций на базе использования ЭВМ;

• диверсификация сегментов рынка и инструментов сделок. В результате конкуренции в мире на базе ведущих национальных рынков сложились тринадцать мировых финансовых центров — Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Бахрейн и т. д. Это центры сосредоточения банковских и финансовых институтов, осуществляющих международные валютные кредитно-финансовые, фондовые операции, сделки с золотом.

Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85 — 95 % валютных сделок производятся на межбанковском рынке. Валютные биржи на Западе сохранились лишь в отдельных странах и играют скромную роль. Специфика России заключается в том, что определенная часть валютных сделок осуществляется на восьми валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже. Однако межбанковский рынок постепенно оттесняет биржевой валютный рынок. При валютных ограничениях (например, в России) требуется лицензия на проведение валютных операций.

Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы, особенно телеграфные (банкноты — только при обмене валют).

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.

Различают:

 
 

— валютные рынки, на которых осуществляется торговля национальными валютами. Продажа или покупка валюты здесь происходит в стране ее происхождения;

 — еврорынок (рынок евровалют), на котором торгуются депозиты и кредиты в любой валюте, независимо от страны ее происхождения.

 Под торговлей валютой здесь понимается совокупность конверсионных (обменных) и депозитно-кредитных операций в иностранных валютах, осуществляемых участниками валютного рынка по рыночному курсу или процентной ставке.

Евровалюта — валюта, переведенная на счета иностранных банков и используемая ими для операций во всех странах, включая страну-эмитента этой валюты. Хотя евровалюты функционируют на мировом рынке, они сохраняют форму национальных денежных единиц. Приставка «евро» свидетельствует о выходе национальных валют из-под контроля национальных валютных органов. Например, евродоллары, переведенные в иностранные банки, расположенные за пределами США или в свободной банковской зоне в Нью-Йорке. Операции с евродолларами не подлежат регламентации со стороны США. Первоначально к евродолларам относились доллары, принадлежавшие иностранцам и депонированные в банках за пределами США. Долларовые депозиты за пределами США существовали еще в конце XIX в., когда трехмесячные векселя оплачивались за счет депозитов в европейских банках. В отличие от современного рынка евродолларов тогда не было процентных ставок, не зависимых от национальных ставок; операции и количество участников были незначительными; долларовые депозиты, попадая в руки заемщиков, в дальнейшем обычно не переуступались, а вкладывались в США.
Рынок евровалют, вначале евродолларов, возник с конца 50-х годов на базе межбанковских корреспондентских отношений. Если владелец долларового депозита переводит его из американского банка в иностранный, то образуется евродоллар. Сущность превращения доллара в евродоллар состоит в том, что средства владельца долларов поступают в качестве депозита в распоряжение иностранного банка, который использует их для кредитных операций в любой стране. Постепенно понятие евродолларов расширилось и стало включать доллары, используемые иностранными банками, находящимися как за пределами США, так и на их территории в свободной банковской зоне.

Мировой кредитный рынок — специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента, где формируется спрос и предложение на заемный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок — часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно производится эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит взаимный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг.

Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, принадлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, доллары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).

Рынки золота — специальные центры торговли золотом, где производится его регулярная купля-продажа по рыночной пене.

Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий глобальный рыночный механизм, управляющий мировыми финансовыми потоками. На протяжении двух последних десятилетий наблюдается ускорение процесса глобализации финансовых рынков. Выражается это, прежде всего, в том, что международные финансовые рынки существенно расширились, а объемы сделок на валютном рынке и рынках капитала заметно возросли. Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов, безусловно, и дальше будут стимулировать рост международных потоков капитала, что ведет к расширению и повышению эффективности международных финансовых рынков.

 

 

2. Процесс интернационализации хозяйственных связей и формирование международных финансово-кредитных организаций

 

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Определим соотношения между понятиями «глобализация» и «интернационализация хозяйственной жизни».

Интернационализация хозяйственной деятельности — это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли (конец XVIII — начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала — Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция — сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах. Международная экономическая интеграция — это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация. Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Настоятельной потребностью становится формирование единого глобального мирового экономического пространства.

Становление и развитие современных экономических отношений между различными странами не может осуществляться без соответствующей всемирной инфраструктуры, отдельные элементы которой возникли еще при зарождении мировой торговли и формировании мирового рынка. В числе этих элементов особо выделим международные и региональные финансово-кредитные организации.

Международные и региональные финансово-кредитные организации — это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений. К ним относятся:

— Банк международных расчетов;

— Международный валютный фонд;

— Международный банк реконструкции и развития и входящие в данную группу:

Международная финансовая корпорация и Международная ассоциация развития;

— Международный банк экономического сотрудничества;

— Международный инвестиционный банк;

— Европейский банк реконструкции и развития;

— региональные банки развития;

— региональные финансовые организации Евросоюза.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

<

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам — членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная СДР, и в 1976-1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. — 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США — 1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947-1987 гг. с 36,2 до 20,1% в общем количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран — экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше + 1% (с декабря 1971 г. — свыше + 2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала, Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации — 6%.

В 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования — отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития — совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и об основных региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.

Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;

эмиссия банкнот евро;

установление основных процентных ставок.

поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Европейский центральный банк является преемником Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд регионального развития создан в 1975 г. ЕФРР выполняет координирующую роль в реализации целей региональной политики ЕС и является главным инструментом финансирования проектов, направленных на развитие и структурные преобразования регионов и зон с низкими темпами развития, затронутых упадком промышленности, а также на развитие сельских регионов в странах членах.

В 90-е годы Россия присоединилась ко всем крупнейшим МФО и в настоящее время проявляет большой интерес к региональным банкам развития.

 

3. Россия и международные финансово-кредитные институты: проблемы и перспективы сотрудничества

 

Противостояние двух систем в середине прошлого столетия, помимо всего прочего, отрицательно сказалось на участии Советского Союза в создании основных структур международной финансовой системы. Государства бывшего социалистического лагеря вынуждены были формировать для финансового обеспечения собственные межгосударственные финансовые институты экономического сотрудничества. С середины 80-х годов в советском руководстве сложилось мнение о необходимости поэтапного присоединения к МВФ и МБРР. Однако в силу идеологических препятствий вопрос оставался нерешенным. Поэтому вплоть до начала 90-х годов использование преимуществ международных финансов ограничивалось получением услуг Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка, функционировавших в рамках СЭВ. Позже к ним прибавились Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ (также имеющие статус МФО).

В настоящее время Россия участвует во многих экономических и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства.

В 1992 году Россия присоединилась к МВФ. На том этапе развития новых экономических отношений в стране вступление в МВФ открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, так как соглашения с МВФ явились положительным сигналом для других международных инвесторов. Достижение соглашений с МВФ позволило также прийти к договоренностям о переоформлении российской внешней задолженности с Парижским и Лондонским клубами.

Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения:

— устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

— страны-члены не должны прибегать к практике множественности валютных курсов.

Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.

установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Вступление в МВФ предоставило России возможности получения значительных сумм в конвертируемой валюте в качестве ссуд. Однако, как известно, кредит дается на условиях целевого использования, срочности, платности и возвратности. Так если для коммерческих банков три последние условия являются первостепенными и наиболее важными, то МВФ придает огромное значение целенаправленности выданных кредитов. Условия предоставления кредитов МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. Они подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности.

Согласование с фондом условий кредита с учетом выводов экспертов относительно экономико-политической ситуации в стране является своего рода гарантией кредитоспособности и платежеспособности страны-заемщика, выданной МВФ. Это открывает доступ к другим межгосударственным кредитам и частным инвестициям, а также благоприятно способствует ведению переговоров с кредиторами по поводу реструктуризации внешней задолженности. Именно благодаря участию МВФ Россия смогла добиться в 1995-1996 гг. принципиальных решений о реструктурировании российских долгов Парижскому и Лондонскому клубам.

Взаимоотношения МВФ и России всегда носили сложный характер, поскольку членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять ряд вышеуказанных требований.

На протяжении 90-х годов в кредитных отношениях с Фондом сложился стандартный порядок. Правительство РФ согласовывало с ним экономическую программу и получало часть денег. Не достигнув целевых показателей, оно стремилось аргументировано это оправдать. Затем следовал новый визит миссии Фонда, корректировка программы и открытие транша. Однако в конце 1999 г. под политическим нажимом США МВФ по сути отказались возобновить кредитование. В 1999 г. кредитование России приостановлено Фондом, получение ресурсов было поставлено в зависимость от выполнения ряда весьма жестких условий.

С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций, отдельных общественно-политических сил. Воздействие МВФ продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г. Опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

Эти проекты охватывают практически все сектора экономики — энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов. Портфель реализованных проектов МБРР весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 — транспорту, 12 — финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом, внедрению современных технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Российская Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию (МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают широкий спектр секторов экономики.

Сотрудничество с другой организацией группы Всемирного банка — Международной финансовой корпорацией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

В последние годы отмечается активизация сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия деятельности данных организаций).

В качестве примера сотрудничества с МБР на этой основе рассмотрим опыт взаимоотношения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ).

Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его задачи — предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств-членов.

В марте 2001 г. на заседании министров экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег.

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.

Место одного из основных международных финансовых партнеров российского правительства и отечественных компаний занял Европейский банк реконструкции и развития. Следует отметить, что официально ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направлении его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор. В связи с этим Банк предоставляет средства на основе проверки надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений. Основная цель сотрудничества России с ЕБРР — привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики.

Одно из направлений деятельности ЕБРР — финансирование среднего и малого предпринимательства. Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс. долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов.

ЕБРР в России также приобретает акции российских банков, в том числе и региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Сотрудничество России с
ЕБРР оказывает положительное влияние на развитие частного сектора российской экономики. Он осуществляет
кредитование среднего и малого предпринимательства через свои
специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым пре
приятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие
ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства
и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов на российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору российской экономики.

Формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Россия играла в этом процессе активную роль, участвуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.

В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того, что эти банки, имеющие статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с международными экономическими организациями. ЧБТР был создан 11 государствами — членами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черноморском банке торговли и развития для отечественной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16.5%), а также нашим национальным интересам в этом регионе.

Соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегиональным банком развития потому, что его учредителями выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков, а основные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного публичного права.

По мере динамичного изменения ситуации в экономической и финансовой сферах Содружества менялись и функции Межгосударственного банка. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк становится специализированным институтом последнего. В 1996 г. функции Межгосударственного банка были значительно расширены.


Наибольшая его активность отмечается в России, что объясняется расположением штаб-квартиры в Москве и 50%-ной долей РФ в его уставном капитале. Отметим, однако, что слабые стартовые возможности не позволяют рассчитывать на значительный рост капитала и операций данного Банка. Перспективы сотрудничества с ним связаны с перестройкой его деятельности и планируемым значительным расширением уставного капитала.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.19MB | MySQL:119 | 1,434sec