Внешняя – правовая и налоговая среда

<

071014 1853 1 Внешняя – правовая и налоговая средаСреда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как
совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рис. 1.).

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п.

 

071014 1853 2 Внешняя – правовая и налоговая средаПри изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура (рис. 2).

071014 1853 3 Внешняя – правовая и налоговая среда

 

Само выживание и существование организации зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы.

К основным элементам внешней среды относятся:

– экономическая среда — инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

– политическая обстановка – изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

– юридическая среда — изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

– технологическая среда – новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

– социально-культурная среда — появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

– природно-климатическая, географическая обстановка — хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

– демографическая ситуация — миграция населения, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Правовые основы организации безналичного оборота

 

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем: в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя; участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют; перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.

Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятий и их взаимоотношения с финансово-кредитной системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.

Значение безналичных расчетов велико, так как: безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования; безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве; четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

С одной стороны, развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.

С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.

<

Таким образом, можно сказать, что безналичные расчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

Принцип правового режима осуществления расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества.

Основные законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов в РФ и единый документооборот в коммерческих банках:

Гражданский кодекс РФ (часть вторая), гл. 45 «Банковский счет»;

Федеральный закон РФ № 86-ФЗ от 10 июля 20052 г. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России);

Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утв. ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П.

Положение «О порядке осуществления безналичных расчетов физическим лицами в Российской Федерации» от 1 апреля 2003 г. № 222-П.


Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ. Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в
Положении о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г с последующими изменениями и дополнениями. Согласно этому положению организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:

1. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах.
Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.

2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.

3. Все платежи со счетов предприятий осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» 3 октября 2002 г. № 2-П безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и / или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее, в зависимости от необходимости, — счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные  операции  по  перечислению  денежных  средств через кредитные    организации    (филиалы)   могут   осуществляться   с  использованием:   1)  корреспондентских  счетов  (субсчетов),  открытых  в Банке  России;    2)  корреспондентских  счетов,   открытых  в других  кредитных  организациях;    3)   счетов   участников  расчетов,   открытых  в небанковских  кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;    4)  счетов  межфилиальных  расчетов,   открытых  внутри  одной кредитной организации.

Безналичные  расчеты  осуществляются  физическими лицами через  кредитные организации (филиалы) (далее - банки),  имеющие лицензию  Банка  России,  предусматривающую  открытие  и ведение  банковских  счетов  физических  лиц  и/или  осуществление  переводов  денежных  средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов  (за исключением почтовых переводов).           

 

 

 

25. Правовые основы инвестиционной деятельности

 

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной политики является общая стратегия финансового менеджмента предприятия. Инвестиционная политика по отношению к стратегии финансового менеджмента носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам практической реализации.

Главным условием успешной реализации инвестиционной политики предприятия на каждом ее этапе становится наличие действенного законодательства и состояние отечественной экономики, во многом определяющее инвестиционный климат в стране.

В настоящее время правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности, определяет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ.

Правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определяются:

Гражданским кодексом РФ;

Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». В нем установлены условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций;

Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» (от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, с изменениями и дополнениями Федерального закона). Этот закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Признаны утратившими силу нормы предыдущего закона, противоречащие настоящему закону. (Отметим, что такая форма отмены правовой нормы затрудняет исполнение закона, так как субъекты хозяйственных правоотношений должны искать и толковать противоречащие нормы.);

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 25 июня 1999 г. № 160-ФЗ), который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль.

Статья 3 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» раскрывает особенности правового статуса субъектов инвестиционной деятельности и выделяет в их числе инвестора, который является основным субъектом инвестиционной деятельности и необходимым звеном, одной из ключевых фигур в экономической системе.

Федеральный закон об изменениях и дополнениях к Закону об инвестициях в форме капиталовложений уравнивает гарантии прав российских инвесторов с гарантиями, обеспечивающими защиту от неблагоприятного изменения законодательства, предоставленными ранее иностранным инвесторам.

При реализации инвестиционной политики предприятия, находящиеся в сложных экономических условиях, свою инвестиционную деятельность осуществляют на определенных принципах, единой правовой основе инвестиционной деятельности, имеют ограниченные источники финансирования.

Основы правового статуса инвестора закреплены Конституцией РФ и получили развитие и конкретизацию в федеральных законах, других нормативно-правовых актах. Раскрытие его содержания имеет важное значение для признания физического либо юридического лица инвестором и предоставления ему предусмотренных законодательством гарантий и льгот. Понятие «инвестор» является базовым, системным, неоднозначным. Инвестирование, как вид экономической деятельности, и инвесторы, как субъекты, осуществляющие эту деятельность, имеют значительную специфику, обусловленную особенностями конкретного инвестиционного правоотношения, его субъектным составом, видами и объектами инвестирования. Инвестирование может осуществляться гражданами и юридическими лицами, государством и другими публичноправовыми образованиями. Существенным фактором, влияющим на правовое положение инвесторов и правовой режим инвестиций, является объект инвестирования. Осуществляющие инвестиционную деятельность субъекты, в частности коммерческие организации, могут решать посредством инвестирования свои собственные производственные и социальные проблемы, в данном случае возникает вопрос о соотношении понятий инвестирование и финансирование, либо могут осуществлять вложения в иные объекты, несвязанные непосредственно с их производственной и социальной деятельностью. Эти нюансы имеют существенное значение, могут оказывать влияние на правовой режим, инвестиций, на предоставление инвестору гарантий и льгот, следует подчеркнуть также, что само понятие «инвестор» не является статичным, оно трансформируется и его легальное определение должно учитывать это обстоятельство, при формировании правового статуса инвестора необходим новый методологический подход.

При рассмотрении правового статуса инвестора необходимо отметить широкое его содержание, многообразие и многогранность правовых связей инвестора. В процессе осуществления инвестиций инвесторы взаимодействуют с экономическими субъектами, с государственными органами, регулирующими инвестиционную деятельность, они могут выступать в качестве вкладчиков, заказчиков, кредиторов, а также выполнять функции других участников инвестиционной деятельности. Действующее законодательство наделяет инвестора широкими правами, инвестор вправе:

– непосредственно или через посредников приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц на условиях, определяемых по договоренности сторон;

– самостоятельно определять объемы и направления инвестирования, привлекать на договорной основе физических и юридических лиц для реализации инвестиций;

– контролировать целевое использование инвестиций;

– передавать свои полномочия по осуществлению инвестиций и использованию их результатов гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам;

– владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиционной деятельности

Инвестор вправе осуществлять реинвестирование и другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Эти полномочия подчеркивают определяющую роль инвестора в инвестиционном процессе как субъекта, обладающего правом собственности, иным вещным правом либо титульным владением на инвестируемое имущество и имущественные права.

Права других участников инвестиционной деятельности законодательством не определены. Это означает, что все остальные участники инвестиционного процесса определяют круг своих полномочий по договоренности с инвестором и закрепляют их в договоре.

Вышеназванный перечень прав инвестора не является исчерпывающим, в договоре могут быть закреплены и другие права инвестора, если они не противоречат принципам действующего на территории РФ законодательства, не нарушают законных прав и интересов граждан, не наносят ущерба окружающей среде, а также не имеют целью ограничение конкуренции на товарных рынках. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.

Участниками инвестиционного процесса являются и пользователи объектов инвестиционной деятельности. Пользователь — это субъект, для которого создавался объект инвестиционной деятельности.

Инвестор, заказчик и пользователь являются основными субъектами инвестиционного правоотношения. Наряду с ними в инвестиционной деятельности могут участвовать и другие субъекты, обеспечивающие реализацию инвестиционного проекта: исполнители работ, банковские, страховые и посреднические организации.

Исполнители работ — это лица, осуществляющие в соответствии с договором действия по реализации инвестиционного проекта. Круг их полномочий уже, чем у заказчика. Исполнитель выполняет конкретную работу за установленную в договоре плату. В качестве исполнителей работ могут выступать подрядчики, то есть физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать функции двух или нескольких участников инвестиционного процесса, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключаемым между ними.

К субъектам инвестиционной деятельности предъявляются определенные требования. Их обязанностью является использование инвестированных средств по целевому назначению, осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Федерации, иными нормативно-правовыми актами. В соответствии со статьей 6 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные нормы и стандарты, а также выполнять требования государственных органов, предъявляемые в пределах их компетенции. Они должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.

Законодательством РФ предусмотрены ограничения инвестиционной деятельности. Запрещается, в частности, инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, установленных законодательством РФ, или нанесет ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Законодательством регулируются отношения, связанные с приостановлением и прекращением инвестиционной деятельности.

Приостановление и прекращение инвестиционной деятельности возможно по решению инвесторов либо правомочного государственного органа. Если инвестиционная деятельность прекращается по решению инвесторов, инвесторы обязаны возместить другим участникам инвестиционной деятельности убытки, включая упущенную выгоду.

По решению правомочного государственного органа инвестиционная деятельность прекращается в случаях:

– признания инвестора банкротом;

– стихийных и иных бедствий, катастроф;

– введения чрезвычайного положения;

– если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, а также прав и интересов физических и юридических лиц и государства.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки или оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.

Инвестиционная деятельность осуществляет посредством разработки и реализации инвестиционных проектов. Понятие инвестиционного проекта раскрывается в нормативных правовых актах. В частности, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» указывается, что инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционные проекты оцениваются с точки зрения их эффективности, критериями их оценки являются чистый приведенный эффект (прибыль), индекс рентабельности инвестиций, риск.

Инвестиции, как вложения в производственную и социальную сферу, и инвестиционная деятельность, как реализация этих вложений, представляют собой сложный и многообразный процесс, имеющий свои специфические черты, отражающие особенности этого вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.06MB | MySQL:121 | 1,889sec