ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

<

071214 1453 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВАПо вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII — XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством1. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике»2.

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,— они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства»1.

Можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Для публичных финансов характерными признаками являются: денежный характер отношений; безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,—децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются: 1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»; 2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; 3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

    на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

    на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

    на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

    Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

    Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    <

    Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

    Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

    Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.

    В целом распределительная функция финансов позволяет:

    1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующие субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

    2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

    3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

    Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

    Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

    Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

    Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

    2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

     

    Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.1.

    Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам2. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»3. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства»4.

    Можно заметить, что приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно — «однородности по своим задачам и организационно объединенных в одно целое».

    С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

    В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

    Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

    а) заработной платы наемных работников;

    б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;

    в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

    Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

    Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

    Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

    Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов»1

    В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

    Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

    а) у хозяйствующих субъектов,

    б) у населения,

    в) у государства и органов местного самоуправления.

    В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

    Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

    1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

    2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

    3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

    Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

    Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

     

    071214 1453 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 1. Общая структура финансовой системы страны

     

    Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

    Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

    Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

    Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

    Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

    Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

    Основой финансовой системы России являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.

    Значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

    Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

    Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

    071214 1453 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 5 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

     

    071214 1453 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 8 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 9 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 10 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 11 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 12 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 13 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 14 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 15 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

     

    071214 1453 16 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 17 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 18 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 19 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 20 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 21 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 22 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 23 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 24 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 25 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 26 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 27 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 28 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 29 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 30 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 31 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 32 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 33 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 34 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 36 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 37 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 38 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 39 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 40 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 41 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 42 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 43 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 44 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 45 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 46 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

    071214 1453 47 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА071214 1453 48 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

     

     

    Рис. 2. Финансовая система Российской Федерации

     

    Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

    Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

    Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России.–М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.–М.: Юристъ, 2003.
  3. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Финансовое право/ Под ред. О.Н. Горбуновой.–М.: Юристъ, 2002.
  5. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  6. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2003
  7. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2000.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.87MB | MySQL:117 | 2,596sec