Характерные признаки финансов как экономической категории

<

062914 1506 1 Характерные признаки финансов как экономической категории Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

    Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

    Децентрализованные финансы — это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

     

    2. Дайте определение понятий

     

    лаж – (итал. lagio, l’aggio) — 1) превышение рыночной цены золота, выраженной в денежных знаках страны (в денежном измерении) над золотым номиналом, официальным курсом, обусловленное обесценением бумажных денег по отношению к золоту; 2) превышение рыночного курса ценных бумаг, денежных знаков, векселей над их нарицательной стоимостью. В этом значении применяется, как правило, термин ажио.

    ломбард – учреждение, выдающее кредит под залог движимого имущества, вещей, передаваемых учреждению на хранение. Оценка стоимости вещей производится по соглашению сторон. Владельцу вещи выдается именной ломбардный билет (расписка). В случае невозврата полученной под залог суммы, невыкупа имущества его владельцем оно переходит в собственность ломбарда и может быть продано им. Иногда имущество сдают в ломбард как в надежное хранилище, а не в целях получения кредита. Кредиты под залог имущества учреждены впервые в XV в. во Франции ростовщиками, выходцами из Ломбардии, откуда и произошло слово «ломбард».

    ремитирование — способ погашения задолженности в иностранной валюте с помощью ремиссы (римессы), заключающийся в том, что должник покупает на валюту своей страны иностранную валюту на национальном валютном рынке и пересылает ее кредитору либо гасит долг путем покупки и пересылки чека, переводного векселя.

    реновация (от лат. renovatio — обновление, возобновление) — экономический процесс замещения за счет средств амортизационного фонда выбывающих из производства вследствие физического и морального износа машин, оборудования, инструмента новыми основными средствами.

    страховая ковернота – в перестраховании — юридический документ, заменяющий перестраховочный слип. Ковернот — документ, выдаваемый страховым брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключен. В коверноте указываются условия страхования и тарифная ставка. Страховщик не несет юридической ответственности по коверноту, выданному страховым брокером. Ковернот подлежит замене на страховой полис. англ.Cover — покрывать, обеспечивать + Note — краткая запись

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Финансовый план предприятия

     

    Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

    В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов.

    Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования является его стратегия, то есть определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

    Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

    Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

    Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.

    Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.

    Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов, ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

    Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

  • высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
  • незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

    Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

    Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

    Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

    Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

    Одним из плановых документов, разрабатываемых предпринимательской фирмой, является бизнес-план. Составление его преследует несколько целей, которые указывают на то, что чаще всего бизнес-план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Определить бизнес-план можно как документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач

    В разработке бизнес-плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3– 5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес-план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы:

    резюме (выводы);

    описание фирмы;

    описание продукции (работ, услуг);

    анализ рынков и конкурентов;

    маркетинговый план;

    план производства;

    организационный план;

    финансовый план;

    приложения.

    В России в настоящее время законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Исключение составляет структура бизнес-плана финансового оздоровления, которая утверждена Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и является обязательной для всех предприятий и организаций на территории России. В этом случае бизнес-план включает в себя следующие разделы:

    общая характеристика предприятия;

    краткие сведения по плану финансового оздоровления;

    анализ финансового состояния предприятия;

    мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности;

    рынок и конкуренция;    

    деятельность в сфере маркетинга предприятия;

    план производства;

    финансовый план.    

    С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

    Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов.

    Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.

    Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

    прогноз объемов реализации;

    прогноз доходов и расходов;

    прогноз денежных поступлений и выплат;

    сводный баланс активов и пассивов;

    план по источникам и использованию средств;

    расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

    Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

    Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производство продукции и. услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства, капитального строительства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Пенсионный фонд

     

     

    Пенсионный фонд РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
    Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

    При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

    Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

    В основные задачи ПФ РФ входяТ:

    — целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

    — организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

    — капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

    — контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

    — межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

    — денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    — формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

    — страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

    — на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

    — денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

    Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Используя статистические данные, проанализируйте структуру и динамику доходов местных бюджетов на примере любого города Краснодарского края; данные представьте в виде таблицы

     

     

    Таблица 1 – Структуры доходов и расходов бюджета г. Краснодара

     

    Показатели

     

    2005 г.

    Уд.

    вес, %

     

    2006 г.

    Уд.

    вес, %

     

    2007 г.

    Уд.

    вес, %

    Отклонение уд.веса, %

    <

    2006 г.

    к 2005 г.

    2007 г.

    к 2006 г.

    Налог на прибыль организаций

    246577

    6,7

    159032

    2,6

    318989

    3,7

    -4,1

    1,1

    Налог на доходы физических лиц

    283881

    7,7

    2163175

    35,1

    2795420

    32,7

    27,4

    -2,4

    Единый налог на вмененный доход

    497661

    13,5

    670604

    10,9

    824907

    9,7

    -2,6

    -1,2

    Единый сельско-хозяйственный доход

    3302

    0,09

    10951

    0,2

    17989

    0,2

    0,11

    0,0

    Налог на имущество физических лиц

    40500

    1,11

    36500

    0,6

    49450

    0,6

    -0,51

    0,0

    Земельный налог

    131286

    3,4

    147040

    2,4

    521192

    6,1

    -1,0

    3,7

    Итого по налоговым доходам

    1203207

    32,5

    3187302

    51,7

    4527947

    53,0

    19,2

    1,3

    Государственные пошлины

    59581

    1,6

    78000

    2,6

    75578

    0,96

    1,0

    -1,64

    Арендная плата и поступления от продажи прав на заключение договоров аренды земли

    532722

    14,3

    535049

    8,7

    505668

    5,9

    -5,6

    -2,8

    Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении и МУП

    238740

    6,5

    335100

    5,4

    318611

    3,7

    -0,9

    -1,7

    Доходы от перечисления части прибыл, остающиеся после уплаты налогов МУП

    6000

    0,2

    6960

    0,1

    6395

    0,08

    -0,1

    -0,02

    Плата за негативное воздействие на окружающую среды

    28000

    0,8

    34725

    0,6

    61286

    0,7

    -0,2

    0,1

    Штрафы, санкции, возмещение ущерба

    31230

    0,9

    58419

    1,0

    69967

    0,8

    0,1

    0,2

    Прочие неналоговые доходы бюджетов

    13446

    0,4

    40893

    0,7

    82131

    0,96

    0,3

    0,26

    Продолжение таблицы 1

    Показатели

     

    2005 г.

    Уд.

    вес, %

     

    2006 г.

    Уд.

    вес, %

     

    2007 г.

    Уд.

    вес, %

    Отклонение уд. веса, %

    2006 г.

    к 2005 г.

    2007 г.

    к 2006 г.

    Безвозмездные поступления

    1583431

    42,8

    1882995

    29,2

    2892369

    33,9

    -13,6

    4,7

    Итого неналоговые доходы

    2493150

    67,5

    2972141

    48,3

    4012005

    47,0

    -19,2

    -1,3

    Итого доходов

    3696357

    100

    6159443

    100

    8539952

    100

    Общегосударственные вопросы

    688825

    14,1

    823700

    13,18 

    993796

    11,23 

    -0,92 

    -1,95 

    Национальная безопасность и правоохранительные органы

    36822

    0,78

    57544

    0,9 

    76023

    0,86 

    0,12 

    -0,04 

    Национальная оборона

    1160

    0,02

    1160

    0,02 

    1160

    0,01 

    0,0 

    -0,01 

    Национальная экономика

    116223

    2,4

    196903

    3,1 

    387520

    4,4 

    0,7 

    1,3 

    ЖКХ

    1230779

    25,4

    1289559

    20,6 

    2362777

    26,8 

    -4,8 

    6,2 

    Охраны окружающей среды

    10000

    0,2

    13772

    0,2 

    16926

    0,2 

    0,0 

    0,0 

    Образование

    1921393

    39,6

    2636788

    42,0 

    3400344

    38,5 

    2,4 

    -3,5 

    Здравоохранение и спорт

    839310

    17,3

    1170233

    18,7 

    1412588

    16,0 

    1,4 

    -1,7 

    Социальная политика

    10000

    0,2

    83308

    1,3 

    172187

    2,0 

    1,1 

    0,7 

    Итого расходов

    4854512

    100

    6272967

    100 

    8823321

    100 

    0,0 

    0,0 

     

     

    структуре бюджета наибольший удельный вес в 2005 году составляли неналоговые доходы – 67,5%, в то время как величина налоговых поступлений была представлена 32,5% от всей величины доходов. В 2006 и 2007 годах удельный вес налоговых поступлений вырос и составил 51,7% и 53% соответственно. Среди налоговых доходов наибольший удельный вес составляли поступления от налога на прибыль в 2005 г. – 6,7%. В 2006 году и 2007 году наибольший удельный вес составлял налог на доходы физических лиц – соответственно 35,1% и 32,7%. В абсолютном выражении величина поступлений от налога на доходы физических лиц выросла на 1879294 тыс. руб. в 2006 г. по отношению к величине базового 2005 года (темп роста 762%), на 632245 тыс. руб. в 2007 г. по отношению к 2006 году (темп роста 129,2%).

    Среди неналоговых поступлений значительный удельный вес составляла статья безвозмездные поступления. Ее величина была равна 1583431 тыс. руб. в 2005 г. (удельный вес равен 67,5%), 1882995 тыс. руб. в 2006 г. (удельный вес 48,3%). Абсолютный прирост составил 299564 тыс. руб. (темп роста 119,2%. В 2007 года величина безвозмездных поступлений составила 2892369 тыс. руб. (удельный вес 33,9%). Абсолютный прирост по отношению к 2006 году равен 1039864 тыс. руб., темп роста 135%. Довольно значителен удельный вес поступлений от арендной платы. В 2006 году данный показатель увеличился на 2327 тыс. руб. Удельный вес был равен 14,3% в 2005 году. В 2006 году удельный вес снизился и равен 8,7%. В 2007 году данный показатель снизился на -29381 тыс. руб. Темп роста 94,5%.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  1. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы.–М.: ИНФРА-М, 1998.
  2. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент.–М.: Финансы и статистика, 2006.
  3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Гл. ред. сер. Я.В. Соколов.–М.: Финансы и статистика, 2000.
  4. Глазунов В.И. Финансы фирмы. Как ими распорядиться, чтобы обеспечить ее и собственное процветание. — М.: Экономика, 2006.
  5. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2006.
  6. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства, — М.: Финансы и статистика, 2006.
  7. Павлова Л.Н. Финансы предприятия.–М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
  8. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  9. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. -М.: Финансы и статистика, 2006.
  10. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка.–М.: НОРМА, 2005.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00059 sec

WordPress: 23.16MB | MySQL:117 | 1,828sec