ОБЩЕНИЕ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

<

061014 0138 1 ОБЩЕНИЕ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯОбщение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами н продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмеи действиями, операциями, умениями, навыками).

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например поднять настроение или, напротив, испортить ег. а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

 Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данные живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди .

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

 Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, В отличие от делового

 личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, которые глубоко затрагивают личность человека.

Инструментальным  можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общении у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

 Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

Таким образом, общение – сложный процесс выступающий, как: взаимодействие людей; вид самостоятельной человеческой деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; информационный процесс; отношение людей друг к другу; взаимовлияние людей; взаимное переживание; взаимное понимание. Функции общения: контактная; информационная; побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций; координационная – согласование действий при организации совместной деятельности; понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее; эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом; функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей.

Средства общения – лингвистические; визуально-контекстные (жесты, мимика); паралингвистические (голос, интонация); экспресс-лингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация).

В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно   оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.

2. Попустительский. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру.

3. Демократический.  Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.  В основе этого стиля – единство высокого профессионализма Ччеловека и его этических установок. Ведь увлеченность

5. Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

6. Общение – устрашение. Этот стиль общения связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задание: овладеть экспериментальной методикой изучения особенностей общения в коллективе и общительности как характерологической черты личности.

Используемая методика напоминает известные социометрические методики, но отличается от последних непосредственной направленностью на изучение особенностей общения и общительности как черты характера.

Известно, что в рамках своего коллектива люди при совместном осуществлении основных и не основных видов деятельности общаются друг с другом с разной степенью нравственно- психологической близости. Одни ограничиваются приветствием при встречах и не проявляют желания устанавливать контакт. Общение на таком уровне можно назвать культурным и обозначить буквой «К». В тоже время с другими эта коммуникативность этих людей заметно повышается: они стремятся раскрыть способности к совместной работе, к совместному выполнению общих дел, обнаруживают интерес к коллективным целям. Общение на таком уровне становиться активным, включает особенности предыдущего уровня, но исключает личную близость.

«Такое общение называют деловым (Д). Однако, по отношению к деятельности студента это общение можно назвать «учебным» и обозначить буквой «У».

Близкие, личные отношения выражаются у сотрудников в товарищеских отношениях. Такие отношения предполагают откровенность в высказываниях, единство мнений по многим вопросам, наличие чувства взаимной симпатии и склонности к тесному сотрудничеству. Личное общение на уровне товарищества (обозначим буквой «Т») является еще более активным и включает все предыдущие уровни. И, наконец, более тесное, доверительное и интимное общение устанавливается у человека с друзьями. В этом случае общение носит избирательный и искренний характер, основывается на общности взглядов и интересов, единстве жизненных целей, взаимном уважении и требовательности. Это общение на уровне дружбы, поэтому обозначим его буквами «ДР». Оно является наиболее активным и включает в себя все предыдущие уровни,

Таким образом, каждый студент (сотрудник) осуществляет общение на культурном (К), деловом (ДУ учебном (У), товарищеском (Т) и дружеском (ДР) уровнях.

В соответствии с изложенным строится методика исследования. Ее основная часть составляет задание, выполнению которого предшествует краткая беседа о значении общения в жизни человека, о разной степени близости в общении.

Для удобства проведения опыта и обработки данных группу делят на подгруппу и опыт проводят с каждой подгруппой отдельно. Составляется бланк со списком членов группы. Далее каждый из них получает следующую инструкцию:

Будьте внимательны и искренни, продумайте ответы на следующие вопросы и выполняйте действия:

1.    Подчеркните свою фамилию в списке 6..

  1. Поставьте знак + в графе «ДР» против фамилий студентов (сотрудников), с которыми вы общаетесь на уровне дружеских отношений.
  2. Поставьте знак + в графе «Т» против фамилий студентов (сотрудников), с которыми вы общаетесь на уровне товарищеских отношений.
  3. Поставьте знак + в графе «ДУ» против фамилий студентов
    (сотрудников), общение с которыми носит в основном деловой характер.
  4. Надо полагать что с остальными студентами (сотрудниками) вы
    общаетесь мало, как этого требует культура (К) общения, только обмениваясь приветствиями при встречах.

    Задание выполняется самостоятельно.

     

     

    ПРОТОКОЛ

    Изучение общения студентов (сотрудников), организованных в труппу (отдел, цех, и т. д.)

    Для количественной и качественной обработки данные переносятся с бланков на матрицу, фрагмент которой представлен (матрица 1),

    В матрицу в строки по горизонтали, обозначенные буквами «ДР», «Т», «У»(Д), в соответствующие клетки заносят каждого человека на характер его общения с другими членами подгруппы. Итоги подсчета подводят в колонках раздела «Субъективные показатели опыта». Одна из колонок раздела отведена для определения субъективного коэффициента общительности каждо’го члена группы — СКО.

    Далее по вертикальным графам матрицы подсчитывают указания (ДР, Т, У, Д) на степень близости общения членов подгруппы. Итоги подсчета фиксируются в соответствующих клетках раздела «Объективные показатели опыта». В последней строчке раздела приведены объективные коэффициенты общительности — СКО.

    В матрице не записываются указания на культурное общение, хотя общее количество контактов на таком уровне подсчитывают и заносят в разделы по субъективным и объективным показателям опыта, общение на культурном уровне трудно назвать активным в собственном смысле слова.

    Субъективный и объективный коэффициенты общительности каждого члена группы определяются суммированием и делением полученной суммы на дружеское, товарищеское и учебное (деловое) общение и делением полученного результата на общее количество участников опыта без рассматриваемого участника (-1).

    Средний коэффициент по группе общительности (М) определяют суммированием субъективных (или объективных) коэффициентов делением полученной суммы на число коэффициентов.

    В верхней половине матрицы приведены данные, полученные от юношей, в нижней — от девушек. Можно сделать и наоборот. Такое расположение значительно облегчает осмысление материала, позволяет визуально определить особенности общения как среди юношей, так и среди девушек, а также между юношами и девушками. Оно фиксирует соотношение дружбы и широкого товарищества, систему учебных (деловых) взаимоотношений между членами коллектива. Все это очень важно для руководителя, помогает ему лучше понять морально- психологическую атмосферу в группе и уровень ее организованности, и учитывать эти показатели в работе с коллективом. Для удобства качественного анализа полученных результатов субъективные и объективные показатели опыта, представленные в матрице 1, переносятся в новую матрицу — матрицу 2.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Изучение особенностей общения студентов (сотрудников), организованных в учебную группу (коллектив)

    В каждой учебной группе встречаются все рассматриваемые уровни общения. При этом наблюдается увеличение количества активных коммуникативных контактов от дружеского к деловому каналу общения. Параллельно этому происходит уменьшение информативности и действенности общения от дружеского, наиболее насыщенного, осуществляемого в разных формах по -широкому кругу учебных и вне учебных тем, к учебному или деловому каналу.

    Однако основным качественным результатом опыта является раскрытие индивидуально- типических особенностей общительности членов группы. Речь идет о тех особенностях, которые руководителю необходимо учитывать в управлении коллективом.

    По индивидуально- типическим особенностям общительности членов группы в результате исследования подразделяются следующим образом:

    У одних студентов и субъективный и объективный коэффициенты общительности выше средних в группе Члены группы, обладающие таким коэффициентом общительности, обладают и отличаются постоянной коммуникативной активностью и, как правило, деятельны в общественной и учебной работе. У них не возникает трудностей в установлении товарищеских и деловых контактов с другими членами группы.

    У других студентов только субъективный коэффициент общительности превышает средний коэффициент по группе, тогда как объективный коэффициент или ниже или равен последнему. Эти студенты испытывают потребность в общении сильнее и больше, чем могут ее удовлетворить. Они проявляют потребность в общении, но не пользуются взаимностью. Они хорошо выполняют срочные и не очень ответственные поручения, иногда испытывают трудности в установлении контактов с членами группы.

    Вместе с тем имеются студенты, у которых объективный коэффициент или выше или равен последнему. Эти студенты вызывают желание общаться с ними, но, или не замечают этого, или не испытывают недостатка в
    удовлетворении потребности в общении, или не желают общаться на том уровне, который им предлагают. Это — общительные, но сдержанные в общении члены группы. Как правило, такие студенты хорошо выполняют срочные и ответственные поручения.

    Коэффициенты общительности у некоторых членов группы по субъективным и объективным показателям сосредоточены вокруг среднего показателя или равны ему. Это студенты с умеренной общительностью. Они лучше всего справляются с общественными поручениями, не требующими вовлечения многих лиц и отсроченными во времени.

    И, наконец, в каждой группе есть студенты, у которых объективный и
    субъективный коэффициенты общительности ниже среднего. Замкнутые студенты, как правило, не активны в учебной и общественной работе, но
    хорошо выполняют индивидуальные поручения, отсроченные во времени.
    Кроме того, они испытывают сильную потребность в открытом одобрении со
    стороны авторитетных для них лиц.

    При обработке материалов опыта индивидуально- типические особенности общительности иногда рельефнее обозначаются при вычислении коэффициентов неактивного общения (СКО, ОКО), а близкого общения (СКБО, ОКБО), т.е. общения на уровне дружбы и товарищества. Для вычисления последних в числитель заносится сумма указаний только на уровне дружбы и товарищества, а знаменатель остается прежним (количество участников опыта минус единица).

     

    Протокол

    Изучения общения Сергея П.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

           

    2 

    Петр К. 

    +

         

    3 

    Олеся Р. 

     

    +

       

    4 

    Виктор Н. 

     

    +

       

    5 

    Елена О. 

       

    +

     

    6 

    Наталья В. 

       

    +

     

    7 

    Сергей В. 

         

    +

    8 

    Александр Т. 

         

    +

    9 

    Юрий Л. 

       

    +

     

     

     

    Протокол

    Изучения общения Петр К.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д)

    К 

    1 

    Сергей П. 

    +

         

    2 

    Петр К. 

           

    3 

    Олеся Р. 

       

    +

     

    4 

    Виктор Н. 

    +

         

    5 

    Елена О. 

    +

         

    6 

    Наталья В. 

     

    +

       

    7 

    Сергей В. 

     

    +

       

    8 

    Александр Т. 

       

    +

     

    9 

    Юрий Л. 

         

    +

     

     

     

    Протокол

    Изучения общения Олеся Р.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П.

     

    +

       

    2 

    Петр К. 

         

    +

    3 

    Олеся Р. 

           

    4 

    Виктор Н. 

         

    +

    5 

    Елена О. 

       

    +

     

    6 

    Наталья В. 

         

    +

    7 

    Сергей В. 

    +

         

    8 

    Александр Т. 

       

    +

     

    9 

    Юрий Л. 

    +

         

     

    Протокол

    Изучения общения Виктор Н.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

     

    +

       

    2 

    Петр К. 

       

    +

     

    3 

    Олеся Р. 

         

    +

    4 

    Виктор Н. 

           

    5 

    Елена О. 

         

    +

    6 

    Наталья В. 

       

    +

     

    7 

    Сергей В. 

    +

         

    8 

    Александр Т. 

    +

         

    9 

    Юрий Л. 

     

    +

       

     

    Протокол

    Изучения общения Елена О.

     

    Номер 

    <

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

       

    +

     

    2 

    Петр К.

     

    +

       

    3 

    Олеся Р. 

       

    +

     

    4 

    Виктор Н. 

     

    +

       

    5 

    Елена О. 

           

    6 

    Наталья В. 

    +

         

    7 

    Сергей В. 

     

    +

       

    8 

    Александр Т. 

    +

         

    9 

    Юрий Л. 

         

    +

    Протокол

    Изучения общения Наталья В.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

     

    +

       

    2 

    Петр К. 

       

    +

     

    3 

    Олеся Р.

         

    +

    4 

    Виктор Н. 

         

    +

    5 

    Елена О. 

    +

         

    6 

    Наталья В. 

           

    7 

    Сергей В. 

     

    +

       

    8 

    Александр Т. 

       

    +

     

    9 

    Юрий Л. 

         

    +

     

    Протокол

    Изучения общения Сергей В.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

     

    +

       

    2 

    Петр К. 

     

    +

       

    3 

    Олеся Р. 

       

    +

     

    4 

    Виктор Н. 

    +

         

    5 

    Елена О. 

     

    +

       

    6 

    Наталья В. 

       

    +

     

    7 

    Сергей В. 

           

    8 

    Александр Т. 

       

    +

     

    9 

    Юрий Л. 

    +

         

     

    Протокол

    Изучения общения Александр Т.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

     

    +

       

    2 

    Петр К. 

       

    +

     

    3 

    Олеся Р. 

       

    +

     

    4 

    Виктор Н.

     

    +

       

    5 

    Елена О. 

     

    +

       

    6 

    Наталья В. 

       

    +

     

    7 

    Сергей В. 

    +

         

    8 

    Александр Т. 

           

    9 

    Юрий Л. 

     

    +

       

    Протокол

    Изучения общения Юрий Л.

     

    Номер 

     

    Ф.И.О. 

    Уровень общения 

    Др 

    Т 

    У (Д) 

    К 

    1 

    Сергей П. 

    +

         

    2 

    Петр К. 

       

    +

     

    3 

    Олеся Р. 

         

    +

    4 

    Виктор Н. 

     

    +

       

    5

    Елена О. 

    +

         

    6 

    Наталья В. 

     

    +

       

    7 

    Сергей В. 

       

    +

     

    8 

    Александр Т. 

    +

       

    9 

    Юрий Л. 

           

     

     

     

     

     

    №№ 

     

    Ф.И.О.

     

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    6

     

    7

     

    8

     

    9

    Объективный показатель опыта

    Уровень общения

    Субъективный коэффициент общительности

    Др

    Т

    Д

    К

    1

    Сергей П.

    +

    ДР

    Т

    Т

    У

    У

    К

    К

    У

    1

    2

    3

    2

    0,75

    2

    Петр К.

    ДР

    +

    У

    ДР

    ДР

    Т

    Т

    У

    К

    3

    2

    2

    1

    0,88

    3

    Олеся Р.

    Т

    К

    +

    К

    У

    К

    ДР

    У

    ДР

    1

    2

    2

    3

    0,63

    4

    Виктор Н.

    Т

    У

    К

    +

    К

    У

    ДР

    ДР

    Т

    2

    2

    2

    2

    0,75

    5

    Елена О.

    У

    Т

    У

    Т

    +

    ДР

    Т

    ДР

    К

    2

    3

    2

    1

    0,88

    6

    Наталья В.

    Т

    У

    К

    К

    ДР

    +

    Т

    У

    К

    1

    2

    2

    3

    0,63

    7

    Сергей В.

    Т

    Т

    У

    ДР

    Т

    У

    +

    У

    ДР

    2

    3

    3

    1,0

    8

    Александр Т.

    Т

    У

    У

    Т

    Т

    У

    ДР

    +

    Т

    1

    4

    3

    1,0

    9

    Юрий Л.

    ДР

    У

    К

    Т

    ДР

    Т

    У

    ДР

    +

    3

    2

    2

    1

    0,88

    Объективный Уровень

    показатель общения

    ДР

    2

    1

    2

    3

    1

    3

    3

    2

    16

         

    Т

    5

    2

    1

    4

    2

    2

    3

    2

     

    22

       

    У (Д)

    1

    3

    4

    2

    4

    1

    4

    1

       

    21

     

    К

     

    1

    3

    2

    1

    1

    1

    1

    2

         

    13

     

     

     

     

     

    Объективный

    коэффициент

    общительности 1,0 0,75 0,63 0,75 0,88 0,88 0,88 0,88 0,63 М = 0,82

     

    Как видим, в исследуемой группе и субъективный и объективный коэффициенты общительности выше средних в группе. Это Сергей П., Елена О., Наталья В., Сергей В., Александр Т.. Члены группы, обладающие таким коэффициентов общительности, обладают и отличаются постоянной коммуникативной активностью и, как правило, деятельны в общественной и деловой работе. У них не возникает трудностей в установлении товарищеских и деловых контактов в другими членами группы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
  6. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
  7. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1986.
  8. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1996.
  9. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  10. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.56MB | MySQL:119 | 3,144sec