ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

<

061114 0410 1 ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫЛюбые трудности, барьеры и деформации можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии. Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения. При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, но их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости. То есть, исследуют как типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, так и те, которые не соответствуют критериям нормы. Известны такие психологические причины, которые не способствуют достижению целей, вызывают недовольство частичным или не достигнутым результатом: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление о своих собственных возможностях, использование таких способов общения, которые не подходят в данной ситуации.

Характер названных трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации, воздействие которой проявляется в нарушении определенной функции общения. В плоскости возрастной психологии также изучаются трудности общения, которые возникают из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Непохожесть их жизненного опыта накладывает отпечаток не только на представление собеседников о мире, его природу, общество, но и на конкретное поведение индивидов в реальных ситуациях жизнедеятельности. Относительно процесса общения, то непохожесть жизненного опыта проявляется в неидентичных уровнях развития и проявлениях познавательных процессов, неодинаковых запасах и характер переживаний и богатствах поведенческих форм, которые в свою очередь по-разному соотносится с мотивационно-потребностной сферой, которая отличается своей спецификой в разных возрастных группах. В связи с этим в анализе такого рода трудностей психологи советуют учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы для того, чтобы делать поправку на их проявление у ребенка, подростка или человека пожилого возраста.

Педагогическая психология рассматривает нечто другие трудности общения, связывая их с «полосой отчуждения», т.е. с возникновением напряженности между учителем и учеником, которое характеризуется, прежде всего, неспособностью учителя контролировать свои действия и поступки, свою оценку, свое отношение к детям. И как следствие, ребенок выпадает из поля зрения учителя, ведь последний ее не воспринимает и не осознает отчуждения.

Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятие, которые обычно характеризуются негативными оценками, а положительные внушаются сознательно. В конце концов, отчуждения может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожностью за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящих к нарушению порядка. На почве «полосы отчуждения» возникают трудности педагогического общения, которые объединяют в следующие группы: информационные (проявляются в неумение сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить приготовления и др.), регуляционных (связанные с неумением стимулировать активность воспитанников) и трудности реализации аффективных функций (неумение одобрять мнению ученика, соглашаться с ней и т.д.).

Была выявлена зависимость проявления этих трудностей от степени сформированности в учителя способности направлять на учеников собственные состояния и психические свойства. В условиях, когда у педагога наблюдается дефицит качеств эмпатии, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает конфигурации формального взаимодействия, что приводит к деформации развития эмоциональной сферы у детей. Если взрослые не удовлетворяется потребность ученика в доверчиво общении, то возникает эмоциональная несбалансированность реакции ребенка на обращение к ней людей, которые ее окружают, появлению в ученика признаков агрессивности и деструкций в поведении. Однако избыток доверчиво общения ведет к инфантилизму.

С позиции психологии управления трудности общения рассматриваются в контексте делового взаимодействия. Как основные можно выделить трудности, связанные с вхождением личности в группу, трудовой коллектив. Практика управления подтверждает, что не каждому руководителю, особенно новичку, сразу удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать уважение и доверие подчиненных. Назовем причины этого: обманутые ожидания недостаток внимания от высшего руководства, отсутствие возможности выразиться в глазах других руководителей успешным решением сложной задачи, социально-психологическая глухоты (пренебрежение к социально-психологических особенностей управленческой деятельности, которая приводит к конфликтам с подчиненными и организацией в целом), пассивность, игнорирование реальных критериев оценки, неприятие другого человека, внутренняя скованность и т. п.

Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений с членами организации: неприятие помощи от партнеров, попытка занять во взаимодействии позицию эксперта, вычерность ролевой поведения, напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемый возрастной конфликт), чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.

Третью группу составляют трудностей коммуникативные проблемы, связанные с неумением высказать собственное мнение, провести дискуссию, совещание, аргументировано доказать свою правоту. Четвертая группа трудностей в общении содержит субъективные ограничения (факторы, затрудняет и сдерживают результаты управленческого общения): неумение управлять собой, незнание своих психофизиологических возможностей, социально-профессионального потенциала; различные личные ценности; невыразительная цели; заторможенное саморазвитие; неумение решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческой деятельности; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать группу.

Юридическая психология также рассматривает трудности общения. Речь идет о общения следователя и подозреваемого, следователя и потерпевшего, общения, разворачивается между участниками судебного процесса, между лицами, которые находятся в местах лишения свободы. Часто трудности возникают в общении с несовершеннолетними правонарушителями, особенно с теми, которые постоянно конфликтуют с окружением, что выражается в агрессии, либо в уклонении от любых контактов.

С позиции психологии личности трудности в общении рассматриваются в контексте индивидуально-личностных различий. Различные индивидуальные особенности по-разному деформированность общения. Назовем эти индивидуальные особенности: его центризм (человек, который чрезмерно сконцентрирована на себе и своих собственных мыслях, переживаниях и т.п., не способна адекватно воспринимать другого участника взаимодействия, что проявляется в отсутствии сочувствия к собеседнику, в отсутствии координации действий с партнером); когнитивная сложность личности (низкий уровень когнитивной сложности личности вызывает повышенную враждебность и агрессивность в общении; когнитивная сложны люди чаще испытывают радость по поводу общения, чем когнитивная простые, которые нередко переживают непонимание их окружением); чрезмерная уязвимость (по имеющейся потребности в общении такие люди не реализуют ее через исключительную сдержанность, повышенный уровень тревожности, высокая степень самозакрытости, самопринижения); чрезмерная самоязливисть; отрешенность; одиночество и др.

С позиции социальной психологии все перечисленные выше группы трудностей, в той или иной степени рассматриваются.

Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации.

<

Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры. Известные научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоев. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятия, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления в психологии, получившего название социальная психология затруднено общение. Это сложный феномен, который имеет как объективную, так и субъективную природу и формируется в пространстве координат «культура — личность — общение». Данное понятие используется как в широком, так и в узком смысле. Широкий контекст категории «затрудненное общение» включает такие явления, как трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т.п., а узкий — фиксирует незначительные трудности общения, которые делаются партнерами в процессе взаимодействия.

К важным характеристикам затруднено общение принадлежат также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными словами, в узком смысле слова затрудненное общение характеризуется незначительными тертыми и сбоями в сфере межличностные взаимодействия. Ему свойственны: непрерывность контактов между партнерами; определенную степень осознания участниками взаимодействия имеющихся трудностей; поиск причин, которые ведут к осложнению общения; попытка самостоятельно преодолеть социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные затруднения.

А широкий смысл этого понятия включает все виды и формы общения, которые вызывают деструктивные изменения в поведении партнеров, прерывание контактов и прекращению общения, снижение уровня осознания трудностей в общении, уменьшение попыток самостоятельного выхода из трудностей, которые возникли. И как результат — у собеседников может сформироваться тревожное отношение к любой ситуации общения.

Затрудненное общение рассматривается исследователями в нескольких плоскостях: как социально-психологический феномен, который проявляется только в ситуации взаимодействия, социального общения; как явление объективное, что представлено в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реального процесса взаимодействия; как явление субъективное, которое проявляется в разного рода переживаниях индивидов, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, внутреннеличностные конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С БАРЬЕРАМИ

 

Что касается трудностей, которые возникают в общении (причины затруднено общения), то их классифицируют следующим образом:

– объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, касающиеся различных аспектов функционирования личности или группы;

– первичные, то есть природные условия жизни группы, и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

– осведомленности, реально присутствующие в ситуации общения и неосведомленности, те, что субъективно не переживаются личностью и группой;

– ситуативные и устойчивые;

– межкультурные и культурно-специфические;

–подростковые, гендерные, половые;

– индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

– когнитивно-эмоциональные, мотивационные и инструментальные (навыки общения, нормы, правила этикета, ритуалы и т.д.);

– компоненты структуры личности (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

– вербальные и невербальные.

Взаимосвязь личности и общения базируется на процессе взаимодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социально-перцептивную сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативной поведения и т.д. В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или незатрудненного общения. Известные самая для ситуаций затруднено взаимодействия характеристики: наличие барьера на пути достижения целей партнеров; увеличение нервно-психического напряжения; демонстрация непонимания; сбои в интеракции. При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затруднено общение. Они по-разному осознают социальные нужды прочего, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживаний, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.

Представление о личности как о субъекте затрудненного общения лежит в плоскости изучения общих характеристик субъекта общения, наделенного способностью субъектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), что проявляется в преобразовательные активности участников общения и в установлении субъективных свойств индивида с другими людьми. К интегральным свойствам субъекта общения относятся: автономность, свобода, деятельность, гармоничность, целеустремленность, осведомленность, целостность, преобразовательная активность (ее интенсивность, направленность, качество), «нормальность» — «анормальность», которые соотносятся с явлениями разрушения или созидания и проявляются в системе отношений. Исходя из указанного, имеются две фундаментальные типы личностей как субъектов общения: субъект затруднено общение и субъект незатрудненного общение, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношения к другому. Ученые группируют социально-психологические и психологические характеристики личности (направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, социально-перцептивные образование, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статус ни позиции личности и соответствие ее поведения социокультурным и моральным нормам), на основе чего описали психологический портрет субъекта как затруднено, так и незатрудненного общения.

Относительно проблемы выхода из ситуации затрудненного общения, то, как считают исследователи, он возможен при условии соблюдения принципов равенства (связь двух или более равноактивних, равноуникальных субъектов), взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного), осознание себя и окружения через свою представленность в других (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них), неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностный способ существования каждого из партнеров), неодинаковости (признается право партнера быть индивидуальностью. Важным условием выхода из ситуаций затруднено общение является рефлексия и механизм осознания себя. Поэтому человек, который не осознает себя в качестве субъекта общения, не имеет четкого внутреннего образа, так или иначе обречена на трение и сбои в общении.

При этом низкий уровень рефлективного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения превращает субъекта затрудненного общение в «тяжелого» партнера, который: наделен низким уровнем осознания себя в роли «объективной» детерминанты, что затрудняет как свое собственное общение, так и других; особенностями своей индивидуальности приводит к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним большинства партнеров; видит причину трудностей, которые он переживает, в особенностях индивидуальности и общения партнера, и перекладывает ответственность за причины возникновения, ход и последствия ситуации на другого. Однако, будучи «сложным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затрудненного общения. Как видим, понятия «субъект затрудненного общения» и «тяжелый партнер общения» не совпадают.

Затрудненное общение, прежде всего, рассматривается как такое, которое сопровождается эмоциональным напряжением. То есть «эффективность» и «затруднения» не являются противоположными характеристиками общения. Вот почему возможны такие варианты: затрудненное, но эффективное общение (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но достигают положительных результатов); затрудненное и неэффективное общение (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям); затрудненное и эффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями); затрудненное и неэффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и не совпадает результат с заданными целями. Только в связи с другим человеком субъект затруднено общение может занимать статус «тяжелого» партнера, помощь которой заключается в создании для него специальных условий, но приводят к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга, индивидуальное консультирование и т.д.).

Кроме рассмотренных путей предотвращения трудностям общения, рекомендуются и другие средства, в частности коррекция общения. Она должна строиться на основе диагностики трудностей мотивационного характера. Речь идет о том, что менять необходимо не только внешний, операциональный сторону общения, но и вскрывать глубинные причины затруднений. Такое сочетание позволит гармонизировать, оптимизировать и гумманизировать человеческое взаимодействие.

Итак, коррекционная работа должна учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности человека, специфику социализации, вид деятельности, ее следует направлять не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с этим самооценки, преодоление внутренних конфликтов, самосознания. Для этого специалисты советуют применять такие формы, как обучение самоанализа, применение группового социально-психологического тренинга. При этом в поведенческом тренинге следует применять ролевую игру, групповую дискуссию, различные инновационные игры.

Деформации общения связанные с отклонением от норм взаимодействия, которые приняты в обществе и соответствуют мировым стандартам. Мировые стандарты в области международного права регулируют социальные отношения, а они, в свою очередь, влияют на нормы конкретного межличностного общения, учитывая социокультурную и этнопсихологическую специфику. Основные критерии, которые характеризуют нормальное состояние социальных отношений, должны базироваться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных разговоров, на нормах морали и культуры. Названные ценности формируют основу нормальных, цивилизованных отношений, а отклонение от них приводит к деформации социальных отношений и общения.

Прежде деформации социальных отношений вызывают деформацию сообществ, групп и личности как субъекта общения. Речь идет о социальную патологию, которая проявляется в искажение шкалы ценностей, приоритетов личности, ее Я-образа, самооценки, в утрате культуры, нравственности, самоуважения и достоинства человека, в приобретении индивидом признаков комплекса неполноценности, в росте проституции, наркомании, числа самоубийств и т.п. Социальная патология ведет к милитаризации общественного мнения, к массовой мистификация (захват шаманством, колдовство), к наличию в сфере локусов контроля внешней стратегии поведения (объяснение неудач внешними препятствиями), формирование одномерные человека, которому свойственны некритичность, отсутствие индивидуальности, конформность, снижение активности, повышенная ненависть и др. Считается, что основой деформаций социальных отношений и общения является этатизм-абсолютизация роли государства по отношению к жизни общества. Есть такие виды деформации социальных отношений: изоляционная, жёстконорма-реакции (преобразование личности на «винтика»), хаотична, искусственно конфликтная, моральная (дегуманизации отношений, обесценивание человеческой жизни), уголовная (засилье преступного мира, сращивание власти и мафии и т.д.).

Последняя, криминальная деформация, в сфере общения распространяется не только на людей, находящихся в местах лишения свободы, но и на общественные отношения в целом. Однако в среде осужденных криминогенная общения проявляется сильнее. В общении осужденных можно выделить следующие признаки изменений: определенный информационный голод; ограниченность пространства взаимодействия; эмоциональное напряжение; повышение агрессивности; стресогенность отношений; одностатичность общения; потеря возможности выбирать контакты, референтный круг общения; повышение уровня тревожности; нравственное искажение направленности контактов; жесткая ролевая поведение личности. Конечно, не все осужденные в равной степени проявляют названные виды деформаций в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, трудности и проблемы общения могут быть связаны с различными причинами. При этом любые трудности, барьеры и деформации общения могут рассматривать с различных отраслей психологии. Под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, но их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённо.

Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении.  Затруднения в общении — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.  выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений.Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Выделяют шесть групп трудностей общения. Во-первых, трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; во-вторых, трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения; в-третьих, трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения; в-четвертых, — трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру, в-пятых, трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста (организация групповой дискуссии индивидуальной беседы). М., 1989.
  2. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.
  3. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.
  4. Болотова А.К. Прикладная психология. – М.: Гардарики, 2006.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998; Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психологический журнал. — 1981. — №2. — Т.2.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения., 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.
  7. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика. – В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. — Фрунзе, 1975. –
  8. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00041 sec

WordPress: 24.29MB | MySQL:120 | 2,340sec