ДИАЛЕКТИКА – ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

<

011115 2036 1 ДИАЛЕКТИКА – ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯДиалектика (греч. веду беседу)– учение о развитии объективного мира, его познании и познании человеческого мышления. Отцом диалектики считают Гераклита. Заметим что «диалектика» буквально означает искусство диалога или спора. Но уже греческие философы связывали диалектику с выявлением противоречий в высказываниях оппонентов. Одновременно диалектика стала способом выявления противоречий не только в речи, но и в самом окружающем мире. Философы древней Греции наиболее полно разработали первую историческую форму диалектического рассмотрения явлений природы, которую можно охарактеризовать как наивную диалектику. Наивность диалектики древних греков проявилась
в их представлении о первоначале, первоматерии, из которой возникают, развиваются все многообразные чувственно воспринимаемые явления. Так, Гераклит, наиболее яркий представитель наивной античной диалектики, доказывал, что всё происходит из огня и в огонь же превращается, постоянно изменяя форму своего существования. Огонь, горение образует, по Гераклиту, сущность всех вещей, вследствие чего и противоположности связаны друг с другом, превращаются одно в другое. «Всё обменивается на огонь, — говорит Гераклит,- и огонь на всё, подобно тому, как на золото товары и на товары золото». Иногда в диалектике Гераклита видят выражение античного релятивизма, сторонники которого доказывали, что в мире все изменчиво и относительно и в нем нет ничего абсолютного и постоянного.

011115 2036 2 ДИАЛЕКТИКА – ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯАнтичные материалисты рисовали картину того, как из природных субстанций мало-помалу возникают на ней всё более сложные явления вплоть до появления жизни и человека. Но эта правильная идея древних материалистов выражалась ими в наивных ещё представлениях об историческом прогрессе. Однако примечательно то, что идея развития, хотя и в наивной ещё форме, пронизывала все их представления о природе и обществе.

В силу своей ограниченности диалектика древних, будучи направлена лишь на познание общей картины мира, была непригодна для исследования отдельных процессов, явлений, предметов. Ограничиваясь лишь непосредственно созерцаемой общей картиной окружающей действительности, наивная диалектика древних не вскрывала поэтому развивающихся реальных внутренних противоречий, присущих определённым процессам, вследствие чего ее общие представления о противоречии, движении и развитии были умозрительны.

Основные законы диалектики – это такие законы, которые выражают посредством системы понятий всеобщие характеристики развития. В них представлены и выражены определяющие черты, механизмы, пути процесса развития. Поэтому законы диалектики – отражение и выражение различных сторон развития, а вместе с тем и законы преобразования.

Сущность, содержание и механизмы действия закона диалектического противоречия выражаются посредством системы понятий: диалектические противоположности , противоречие ; единство, тождество , взаимополагание, взаимоотрицание, конфликт («борьба»), разрешение, саморазвитие и другие.

Сущность закона в том, что он раскрывает источник и движущие силы всякого развития. Поэтому он составляет ядро материалистической диалектики как теории развития. Источник всякого развития связан с возникновением, ростом и разрешением противоречий между диалектическими противоположностями в той или иной системе. Изменение элементов системы под воздействием ее внутренних и внешних отношений ведет к возникновению и росту внутрисистемных противоречий. Источник развития связан, прежде всего, с диалектическими противоречиями, заключенными в самой сущности явлений и процессов. Постижение системы как целого, как органического единства предполагает анализ и синтез ее противоположностей и противоречий. Любые их абсолютизации ведут к искажению природы системы, к непониманию ее функционирования.

Закон взаимопревращения качественных и количественных изменений – данного закона состоит в ответе на вопрос, как происходит изменение качества системы. Именно в этом существенное отличие данного закона от других законов диалектики.

Закон отрицание отрицания – сущность этого закона раскрывает общую направленность развития.

Для выражения содержания и механизма действия закона необходимо рассмотреть систему следующих понятий: диалектический синтез; стадии развития; диалектическое отрицание , развитие, прогресс, регресс; признаки и критерии прогресса и регресса как типов, форм развития. В содержательном и функциональном аспектах анализа закона отрицания ключевое значение имеет выяснение признаков диалектического отрицания и признаков двойного отрицания.

Диалектика в системе материалистического типа философствования обладает статусом материалистического мировоззрения в качестве материалистической диалектики (единства объективной и субъективной диалектики). Материалистическая диалектика представляет собой относительно полное и свободное от односторонностей учение о развитии с раскрытием объективной логики, законов и закономерностей, источников и движущих сил, механизмов становления нового в системах, переход от одной системы к другой на основе единства эволюционной и революционной форм их преобразования.

В материалистической диалектике можно выделить исследовательские «срезы»: онтологический (диалектика объективного мира — природных и социальных форм движения материи); гносеологический (диалектика процесса познания); логико-методологический (диалектика творческого мышления); праксеологический (диалектика форм деятельности); аксиологический (диалектика ценностно-ориентационных отношений и факторов).

Онтологический и праксеологический «срезы» представляют содержание объективной диалектики, а другие «срезы» — субъективной диалектики.

Категории в структуре материалистической диалектики выполняют следующие функции:

а) имеют объективное содержание и выступают «узловыми пунктами» познания;

б) служат методологией анализа процессов, поскольку являются единством диалектических противоположностей с характерными им противоречиями (парность);

в) отражают диалектические закономерности и служат инструментом познания и действия;

г) система диалектических категорий выступает основой диалектического мышления, диалектической логики, которая учит искусству оперировать понятиями;

д) дают строительный материал для формирования принципов познания и деятельности, методов диалектического постижения мира; служат формами бытия диалектического мышления;

е) имеют эвристическое значение для деятельности созидания и преобразования в различных сферах жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ

 

Общим предметом осмысления, описания и выражения диалектики и метафизики является движение. Признавая его наличие, диалектика и метафизика по-разному отвечают на следующие вопросы: почему происходит движение? Как осуществляется движение? Каков результат движения? Ответы на эти вопросы позволяет выделить ряд отличительных признаков рассматриваемых способов познания. Эти признаки можно сгруппировать следующим образом:

Диалектика: В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как самодвижение, объект как движущийся; Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик) объекта; взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект; преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты (черты, тенденции) своего предшественника, так и принципиально иные, не существовавшие ранее.

Метафизика: источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств, объект как движимый; источник движения – это внешняя сила, действующая на объект; внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа; объект абсолютно ничего не одержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.

Исходя из выделенных признаков диалектического и метафизического способов познания, можно охарактеризовать основные черты стилей мышления. Так, для метафизического стиля мышления присущи: односторонность, абстрактность , абсолютизация , догматизация , схематизм.

Диалектика является способом исследования таких форм движения, которые связаны с процессом возникновения нового, ранее не существовавшего. Такие формы движения называется развитием. Метафизика как способ познания и описания движения, характеризует его как процессы функционирования уже наличествующих, сложившихся структур. Тем самым выявляется потенциал этих способов познания и одновременно границы и возможности их применения для объяснения, описания, прогнозирования состояний исследуемой реальности. Поэтому неправомерно утверждать преимущество какого-либо способа познания и стремиться распространить его на все сферы бытия. Подобная установка как раз означает проявление метафизического стиля мышления. Таким образом, выясняется неправомерность отождествления способа познания и стиля мышления.

<

Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика. Различие видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития.

Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития.

Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень — разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой).

Формальная логика занята изучением всеобщих (инвариантных) форм и законов, в рамках которых протекает мышления любого человека. Умение анализировать понятия диалектики демонстрирует, что каждая из крайностей превращается в свою собственную противоположность, это происходит в силу нарушения меры, противоположности оказываются тождественными. В этом — суть логики диалектической.

Диалектический способ познания в ХХ веке представлен разнообразными формами, характеризующимися тончайшими средствами исследования различных состояний сознания и познания:

а) диалектическая теология (Бубер, Тиллих), характеризуя полярную структуру человеческого бытия, выделяет противоречие индивидуализации и партиципации (участие). Преодолеть экзистенциальный страх (беспокойство) возможно, лишь приобщившись к той или иной стороне этого противоречия. Преодоление отчуждения и саморазорванности человека означает обращение к религии. Философия предстает с этой точки зрения как «чтение» шифров трансценденции, т.е. Бога.

б) экзистенциальная диалектика, начало которой положил М.Хайдеггер, а развил Сартр, для которого диалектика выступает способом существования человека, находящегося в ситуации постоянного выбора форм реализации своей жизни.

в) диалектика как логика целостного исторического процесса. Ярчайшие представители этой концепции Б.Кроче, Дж.Джентиле, Р.Коллингвуд. Особое значение здесь приобретает отношение импликации, поскольку это ведет к сохранению органического единства, в котором каждый элемент абсолютно необходим для целого.

г) диалектика «интегрального рационализма» (Г.Башляр) делает акцент на осмыслении научной абстракции, которая осознается как сложный исторический и диалектический процесс, а диалектика как общий закон научного познания в его основных формах, включающих не только философию, но и области естествознания. Наука все более становится «феноменотехникой», которая заранее в мысли конструирует феномены, а затем воплощает их в «данности», делая их доступными эмпирическому описанию.

д) социоцентристская диалектика «неомарксизма» (М.Хоркхаймер, Т.В.Адорно, Г.Маркузе), или «негативная диалектика», стремилась соединить марксизм с современными философскими концепциями (фрейдизмом, экзистенциализмом). Франкфуртская «негативная диалектика» претендует на роль общей методологии, социологики гуманитарной науки. Задача заключалась в том, чтобы с помощью тотального разрушения всей современной культуры и цивилизации спасти то, что еще можно спасти от «неудачной цивилизации», чтобы затем начать все сначала и иначе.

Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика. Различие видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития.

Так, в античности еще нет четкого разделения на формы движения, а следовательно, происходит отождествление движения и развития, которое мыслится как всеобщая изменчивость, превращаемость одного в другое. Отсюда основное внимание уделяется выяснению связи движения и покоя; тождества и различия; целого и части.

Также в этот период развивается эристика , требующая точного и тонкого оперирования понятиями, что способствовало развитию категориального мыслительного аппарата. Именно познание посредством понятий названо Платоном диалектикой. В Средневековье, в силу специфических социально-культурных особенностей, диалектика существует на основе религиозно-мистического мировоззрения и основное внимание поэтому обращено на осмысление Абсолюта (Бога). Для реализации подобной задачи потребовалось усовершенствование понятийно-логических средств познания, что выразилось в трактовке диалектического способа познания как способа исследования совпадения противоположностей: вечности и времени; максимума и минимума, бесконечного и конечного; знания и незнания и др.

Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития.

Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень — разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой).

Формальная логика занята изучением всеобщих (инвариантных) форм и законов, в рамках которых протекает мышления любого человека. Умение анализировать понятия диалектики демонстрирует, что каждая из крайностей превращается в свою собственную противоположность, это происходит в силу нарушения меры, противоположности оказываются тождественными. В этом — суть логики диалектической.

Метафизика как способ познания также прошла длительный исторический путь, начиная с античности и до наших дней. Главной чертой античной метафизики (Парменид, Зенон, Аристотель и др.) являлось обоснование непротиворечивости мышления как основы истинности знания. Именно поэтому основное внимание было направлено на разработку способов доказательства невозможности помыслить движение ( апории Зенона) и средств достижения истины в познавательном процессе (формальная логика Аристотеля).

В средние века метафизический способ познания нашел свое яркое воплощение в схоластике , основное внимание уделявшей разработке формально-логического понятийного аппарата и достигшей больших успехов в исследовании понятий и правил их организации. Основополагающим в данный период является закон тождества (А=А).

В Новое время в связи с развитием естествознания метафизический способ познания становится одним из средств изучения природы, понимаемой как совокупность явлений (предметов) и процессов. Этот способ как нельзя лучше соответствовал задачам, решаемым самой передовой наукой того времени – механикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

 

Диалектика достаточно сложное учение и даже наше поверхностное – учитывая дефицит времени — рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно – дается определение диалектика. Учитывая, что диалектика присутствовала и в дофилософские времена, и разрабатывалась на протяжении всей истории философии, целесообразно дать два определения диалектика.  Эти определения дополняют друг друга, только одно из них общее и охватывает собой все философские и нефилософские подходы к диалектика, а второе узкое и отражает теоретическое определение диалектика в современном  материализме.

Диалектика – учение о единстве и борьбе противоположностей, всеобщей взаимосвязи и развитии,  движении и функционировании мира и в мире.
Диалектика – система законов и категорий (центральное место среди которых принадлежит закону единства и борьбы противоположностей) отражающих всеобщие моменты взаимосвязи, развития и функционирования материи в целом и ее отдельных образований (природы, общества, человека, мышления).

Различают объективную и субъективную диалектика Объективная – естественно царит в мире. Субъективную использует человек. Субъективная специфическое, человеческое отражение объективной. Можно сказать, что субъективная диалектика относительно богаче и абсолютно беднее объективной.    

Отражение – термин, соответствующий рассудочному (материалистическому и субъективно-идеалистическому) восприятию и осознанию окружающего мира, на которых базируется познание мира.

Гносеологические отражения I, II и III порядков базируются на теории диалектического материализма и определяются следующим образом.

 а. «Теория объективной диалектики есть результат отражения I порядка. Объектом этого отражения служит реальность, как она существует безотносительно к знанию. Теория субъективной диалектики выступает результатом отражения II порядка, объектом которого предстает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности… Отражение III порядка… есть возвращение к содержательному методу мышления, но с учетом особенностей и закономерностей формального метода». 

б. «Единство теории объективной и теории субъективной диалектик (или единство диалектико-материалистической онтологии и диалектико-материалистической гносеологии) заключается… не в их отождествлении, а в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Однако в этом взаимовлиянии определяющую роль играет объективная, а не субъективная диалектика. В.И. Ленин писал: «Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот»».
 в. «…О первичности объективной диалектики относительно диалектики субъективной можно говорить только в онтологическом плане; в гносеологическом плане эти форма диалектики равнозначны».

В развернутом виде гносеологические отражения I, II и III порядков определяются в совокупности с теориями объективной диалектики и субъективной диалектики следующим образом.

 a. Объектом отражения I порядка служит реальность, как она существует безотносительно к знанию, а его результатом является теория объективной диалектики.

Отражения I порядка суть ощущения и рассудочное восприятие.

Теория объективной диалектики – это диалектико-материалистическая онтология, ее объектом является реальность, а результатом – данные, информация о ней.

б. Теория субъективной диалектики выступает результатом отражения II порядка, объектом которого предстает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности.

Теория субъективной диалектики – это диалектико-материалистическая гносеология, ее объектом является информация о реальности, а результатом – осмысление и понимание той или иной части реальности.

в. Отражение III порядка есть возвращение к содержательному методу мышления, но с учетом особенностей и закономерностей формального метода.

При этом считается, что теория объективной диалектики и теория субъективной диалектики находятся в единстве, однако в онтологическом плане определяющую роль играет теория объективной диалектики.

Следует отметить, что теория объективной диалектики есть непреодолимое противоречие, так как она – неполное отражение реальности (а, исходя из определения, не осознанное, т.е. просто регистрация возможных данных). 

И именно на основе этого происходит осмысление реальности, причем основанное на данных о ее части, что ставит под вопрос и само осмысление, которое не может быть адекватно, так как основано на восприятии части реальности.

Таким образом, объективная диалектика – отражение части окружающей действительности, формирующее частичное представление о мире на основе субъективной диалектики – неадекватного методологического аппарата, соответственного воспринятой части мира.

Иными словами, теории объективной диалектики и субъективной диалектики изначально содержали в себе ограничение и неразрешимое противоречие, не могли быть и не могут быть основами разумного познания, бесполезны для восприятия мира и осознания его в целом.

 

 

 

 

 

4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЧЕРТЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

Диалектика — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Цель диалектического метода —

1) рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций;

2) рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы.

Различают два понимания природы диалектики:

1) Одно основывается на том, что диалектика есть только способ познания мира, особый метод всестороннего анализа, а не сама реальность.

2) Другое признает «диалектическим» саму реальность, которую мышление только фиксирует — такими «реально диалектическим» признаются всякое изменение и развитие. Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте», имея в виду саму реальность. А Жорж Сорель назвал диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса», имея в виду диалектику как особый метод.

В более узком смысле диалектика — название гносеологического
метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

В противоположность метафизическому познанию, диалектическое познание учитывает нестационарный характер наших знаний о мире и рассматривает систему знаний о мире как динамическую систему, в которой понятия имеют развитие во времени. Кроме того, сама познаваемая реальность носит динамический характер, поэтому логические схемы диалектического познания неизбежно требуют использования как дедуктивных схем рассуждений классической формальной логики, так и схем рассуждений, применимых в темпоральных (временных) логиках и их расширениях.

В диалектике общему понятию «вещь» (как что-то, что имеет историю и внешние связи с другими вещами) предпочитаются понятие «процесс» (в котором содержится история этого процесса и возможное будущее) и понятие «отношение» (в котором как часть его самого содержатся его связи с другими отношениями). Диалектика преимущественно направлена на нахождение четырех типов отношений: тождество/различие, взаимное проникновение противоположностей, количество/качество и противоречие.

Диалектический метод положен в основу теории познания диалектического материализма. Важной составляющей диалектического метода (в противоположность релятивизму) для материализма является признание относительности
абсолютного и относительного.

Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо материалистической диалектики, не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования общества, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строится в полном соответствии с диалектико-материалистическим миросозерцанием (диалектическая логика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
  3. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева.– М.: Изд. группа «Проспект», 2007.
  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2000.
  5. Несмеенов Е. Е. Основы философии в вопросах и ответах, М., 2008.
  6. Рейхенбах Ганс.– Философия пространства и времени / Перевод с англ. Ю.Б. Молчанова; Общ. ред. А.А. Логунова; Послесловия И.А Акурина.– М.: Прогресс, 1985.
  7. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии, 2000, №11.
  8. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2008.
  9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983
  10. .Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.
  11. Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2007.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00035 sec

WordPress: 23.81MB | MySQL:122 | 1,631sec