ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ «МАТЕРИЯ»

<

011615 0330 1 ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ «МАТЕРИЯ»Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.
Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материалистическая [П.А.А.1]философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.

Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория возникла, как она развивалась, как она наполнялась современным содержанием. Изучение категорий в их исторической связи, в их становлении и развитии дает возможность лучше понять их современное содержание и помогает наиболее правильному их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия «материя» исключительно важно еще и потому, что оно выступает как бы определенной моделью, позволяющей показать некоторые проблемы историографии понятий.

Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия «материя» всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое «первовещество», составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин «материя» впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма — самодавлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар — демиург. Высшая форма мира — Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui).

Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и другие) продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве «инобытия» абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо «общий признак» а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж.Томсоном электрона — первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об «исчезновении материи», так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И.Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм». Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения и прежде всего в СССР. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. О чем и пойдет речь в последующем.

Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточно распространенным определением является: «материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания». Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Выше приведенное определение исходит не из понятия вещества или набора его свойств, а делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим.

Одним из опорных понятий в рассматриваемом определении является сознание, содержательный анализ которого позволяет более полно представить противоположное ему понятие объективной реальности. Абсолютная противоположность материи и сознания проявляется в том, что в образах сознания отсутствуют сами материальные объекты, хотя имеется информация о них; это особая субъективная реальность, особый мир, развивающийся и функционирующий по специфическим законам. Далее, на основе репродуктивных образов в результате творческой деятельности сознания создаются идеальные образы, не имеющие аналогов в действительности, но способные приобрести материальный статус.

В онтологическом смысле «материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи». Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального. Современная наука выявляет все более глубокие связи сознания, психики с биохимическими и биофизическими процессами в нервных клетках, устанавливаются экспериментальным путем энергетическая и информационная связь с биосферой и космосом. Существуют многочисленные гипотетические теории о возможности разумной жизни на других планетарных системах. Сознание в онтологическом смысле рассматривается как один из атрибутов материи. А так как атрибуты извечно присущи определяемому, то сознание также вечно. Можно говорить только о различных его проявлениях как актуальных, так и потенциальных. Это вовсе не означает одухотворение природы. Так, невозможно говорить о наличии сознательной жизни в неорганической природе. Но в онтологическом смысле сознание есть коренное, неустранимое свойство материи, означающее возможность самосознания природы. Причем это коренное атрибутивное свойство актуализируется природой в своей наивысшей форме — социальной, а человек выступает в качестве субъекта этого всеобщего свойства материи.

<

Итак, понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

1.      этап наглядно — чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

2.    Этап вещественно — субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско — гносеологического представления о материи.

4.    Этап философского субстанциально — аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.

Противоречивость становления научного представления и понятия о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалистического мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее свойствах. Естествоиспытатели не могли сделать это в силу исторической ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи. Только с установлением универсальной взаимосвязи и взаимозависимости качественно и количественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объяснением материальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное представление и понятие о материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ И ЕЕ САМООРГАНИЗАЦИЯ

 

Материя, как первопричина всего сущего, реализует свою сущность через конкретные вещи (от элементарных частиц до социальных систем). Т.о. философская трактовка материи отличается от естественно-научных воззрений её строения тем, что она абстрагируется от свойств вещей и усматривает в многообразии мира его материальное единство.

Материя структурно организована, что можно обнаружить даже в бесконечно малом элементе. Структура материи не является одноуровневой — она в многообразии качества материальных форм: неорганическая; органическая; социальная.

Выделение данных сфер отражает единство непрерывного и прерывного строения материи. Каждая сторона — самостоятельная материальная система, и вместе с тем здесь ясно прослеживается историческое развитие материи, которое выражает преемственность и усложнение при переходе от неживой и социально-организованной материи.

По естественно-научному представлению, мир является материальным. Он состоит из различных предметов  и  процессов, которые превращаются друг в  друга,  возникают  и  исчезают,  отражаются  в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих  предметов,  взятый сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но  все  их  многообразие, включая  их  связи,  составляет  материальная действительность.  В   домарксовском материализме материя часто  понимается  как  нечто  существующее  наряду  с вещами, как некоторая телесность, праматерия,  из  которой  возникают  и  в которую исчезают конкретные  вещи.  Диалектический  материализм  развивает иное представление  о  субстанциональности  материи,  рассматривая  ее  как бесконечно развивающееся многообразие единого материального  мира.  С  этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных  объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи  является  фундаментальным философским  понятием.  Диалектико-материалистическое   определение   этого понятия  было  дано  Лениным  в  книге  «Материализм  и  эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими  ощущениями,  существуя  независимо  от  них»  В  этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует  независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется,  отображается  ощущениями. 

Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая -  признание  принципиальной  познаваемости  материального мира. Таким образом, определение материи предстает  как  сжатая,  свернутая формулировка материалистического решения ОВФ. Словом, оно  сразу  позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с  одной  стороны,  и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем  ленинское  определение материи  заключает  в   себе   и   такое   содержание,   которое   отличает диалектическое  понимание  мира  от  метафизического.  В  этом  определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет  перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.  В  традиции  материализма  были  и другие  определения.  Например,  многие  материалисты  18– 19  в  определили материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых  построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение  материи.  На  каждом  этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и  аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому  бессмысленно  определять материю через перечисление ее известных видов  и  форм,  если  учесть,  что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию  новых, неизвестных ранее свойств,  видов  и  форм  материи.  Несостоятельны  также попытки определить материю,  рассматривая  некоторые  ее  виды  в  качестве своеобразных «первокирпичиков» мироздания.  Здесь  заранее  предполагается, что такие «первокирпичики» вечны, неизменны и  не  возникают  ни  из  каких других  объектов  (если  же  они  возникают  из  какого-то  предшествующего состояния материи, то тогда они уже не  могут  рассматриваться  в  качестве последнего основания материального мира). Таким  образом,  остается  только один способ определить материю - выделить такой  предельно  общий  признак, который характеризует любые виды материи независимо от  того,  познаны  они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком  является свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего  сознания».

Определяя материю посредством этого  признака,  диалектический  материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и  ее  неисчерпаемость.  В основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира  может  быть рассмотрен  в  качестве  системы,  то  есть  особой  целостности,  которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело  можно рассматривать как определенную организацию  молекул.  Любая  молекула тоже является системой, которая состоит  из  атомов  и  определенных  связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от  ядра.

Ядро  каждого  атома,  в  свою   очередь,   имеет   внутреннюю   структуру. 

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом  взаимодействии  меняются,  но основные связи могут сохраняться, и  это  является  условием  существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи,  не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения  между элементами системы и образуют ее структуру. Система -  это  элементы  и  их структура.  Любой  объект  материального  мира  уникален  и  нетождественен другому. Наличие общих признаков организации позволяет  объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы  часто  называют  уровнями организации материи или видами материи.  Все  виды  материи  связаны  между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

Нет в мире ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя существует в пространстве и времени.

Движение — способ существования материи, любое изменение всеобще, независимо от его характера, направление и развитие.

Формы движения: механическая; физическая; химическая; биологическая; социальная.

Движение и развитие — не одно и тоже.

Развитие — особый вид изменения, является необратимым и обязательно включает в себя качественное преобразование. Характеризуется направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами повторяемости, отрицанием старого и появления нового. Развитие — есть процесс.

Существует два взгляда на виды движения материи:

  1. Диалектические — низшие формы, входят в высшие, но высшие формы — это новое качество;
  2. Метафизические — высшая форма сводима к низшим; при изучении высших форм не учитывают действие в них низших.

    Пространство и время: общие формы существования материи.

    Пространство — совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно.

    Время — совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.

    В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

    Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство — чистая протяжённость; Время — чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

    Рельявистская: пространство и время — формы существования материальных объектов. Пространство выражает существование объектов; время — последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);

    Классическая физика: пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство — вместилище; время — чистая длительность;

  • Специальная теория относительности, СТО (1905 г., Эйнштейн):

    абсолютной неоднородности событий, происходящих в разных системах может не быть, ибо не существует единого, всегда и везде равномерного потока времени (относительный характер);

    пространственные и временные характеристики в различных системах отсчёта будут различны. Эти изменения зависят от скорости относительного движения тел;

    органическая связь между пространством и временем — пространственно временной континимум.

  • Общая теория относительности (1916 г., Эйнштейн):

    – большая непосредственная зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи;

    – отклонение реальных свойств пространства от Эвклидовых (кривизна пространства), а также изменение ритма течения времени обуславливается материальными массами и полями тяготения (искривление увеличивается, ход времени замедляется);

    – пространство-Время — выражение наиболее общих отношений материальных объектов, и вне материи существовать не могут, являются формами существования материи.

    Самоорганизация — тенденция развития природы к более сложным и упорядоченным формам организации и материи. Условия самоорганизации: система должна быть открытой и иметь приток энергии и вещества; открытая система должна находится вдали от точки термодинамического равновесия; наличие флуктуации, колебаний; процесс возникновения и усиления порядка через флуктуации — принцип самоорганизации; основана на положительной обратной связи; возможна только при достаточном количестве взаимодействующих элементов; процесс самоорганизации налагает нарушение симметрии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МАТЕРИИ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

     

    Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно симметрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привилегированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по другому подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

    Есть две теории относительности:

    Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса, которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно, не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

    Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

    Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная может быть стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Таким образом 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем, что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова.-М.: ЮРАЙТ, 2003.
  2. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
  3. Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. М., 2005.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2004.
  5. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005.
  6. Философия: Курс лекций. Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. Солопова Е.Ф.–М.: Владос, 2006.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00147 sec

WordPress: 22.71MB | MySQL:124 | 1,555sec