ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

<

011815 0148 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯФилософия — исключительно сложное и многогранное духовное явление. Множество более или менее односторонних ее определений можно свести к характеристике философии как предельно общей и непосредственно мировоззренческой науки, представляющей в научно-теоретическом виде ядро того или иного мировоззрения.

Мировоззрение — это такая совокупность знаний, которая в развернутом виде дает ответ на вопрос о месте человека в мире, о его отношении к природе, обществу в целом, отдельным людям, к самому себе. В мировоззрении знание о мире обязательно дополняется его оценкой с точки зрения интересов отдельного человека, какой-либо этнической или социальной группы — рода, племени, народности, нации, класса, сословий, человечества в целом. В мировоззрении представлены не только объективные знания, но и субъективные, достаточно устойчивые взгляды и убеждения людей, обусловленные их общественным положением и личной судьбой. Философия же суть наиболее концентрированное выражение мировоззрения на уровне всеобщих законов тяготения и сознания.

Различают мировоззрение обыденное (стихийно-практическое), мифологическое, религиозное, художественное, научное. По своему содержанию философия может представлять как религиозно-мифологическое, так и научное мировоззрение, но по форме фактически всякая философия претендует на научность. Это проявляется в том, что она выражает мировоззрение в абстрактно-логических понятиях, их теоретической системе (опираясь на рациональное обобщение фактов, логическую доказательность своих утверждений и т. п.) и тем самым отличается от таких форм мировоззрения, как религия и искусство, обращенных больше к духовно-художественным переживаниям человека, чем к абстрактно-логическим его размышлениям.

От других же наук философия отличается предельной общностью и непосредственно мировоззренческим характером своего содержания, что отмечал уже великий мыслитель Древней Греции Аристотель, который подчеркивал: философия исследует общую природу сущего, другие науки — лишь часть его. А великий немецкий философ Г. Гегель считал, что философия постигает сущее всеобщим образом, что она есть мышление о самом мышлении, и вместе с тем он характеризовал философию как современную ей эпоху, постигнутую в мышлении.

Важное значение для философии имеет вопрос о соотношении материй и сознания, о том, что из них первично, что вторично, что из них есть субстанция, основа мира, а что порождено этой субстанцией. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, что такое материя, что такое человек как субъект, носитель сознания, что такое сознание, наши чувства и мышление, т. е. философия в целом должна быть наукой о наиболее общих законах природы, общества и сознания. В отдельных же философских учениях преобладает интерес к одной из частей ее совокупного предмета — либо к природе, либо к обществу, либо к мышлению, сознанию людей.

Логический анализ природы философии и обращение к ее истории показывают, что собственно философский подход к явлениям природы, общества и человеческого сознания начинается с рассмотрения каждого из них с точки зрения их всеобщей взаимосвязи. С этого же начинается и научно-теоретическое знание в целом. Любая наука стремится обнаружить общее в отдельном, необходимое в случайном, существенное в являющемся, установить единство во всем многообразии изучаемых ею объектов, объяснить сходство и различие их исходя из их сущности. Философия решает те же вопросы, но по отношению не к ограниченному кругу явлений, а ко всему сущему вообще.

Начинается она с выдвижения идеи единства мира, осуществляя это с помощью понятия всеобщего. Философское, научно-теоретическое объяснение мира из него самого в принципе полностью исключает вмешательство сверхъестественных сил в процессы природы и общества. В центре внимания первых философов была проблема первоначала всего сущего. Первоначало это понималось не только как источник, из которого естественным путем возникает все многообразие вещей, но и (в учении Анаксимандра) как субстанция, лежащая в основе всех вещей и сохраняющаяся во всех их превращениях.

С аналогичными суждениями выступали представители разных философских течений и более позднего времени.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. При всей связи первых философских учений с мифологией для них характерно скептическое и критическое отношение к ней, особенно к религиозному ее варианту. Выдающийся русский философ XX в. А.Ф. Лосев пишет об этом так: «Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т. д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т. д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался мифом скорее ради художественных целей, причем многие мифы сочинял сам … Атомисты вообще, и в частности, эпикурейцы учили о богах, но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах, предаются блаженной жизни и никак не вмешиваются в ход мировой и человеческой истории. Здесь мифология перерождается в своеобразную натурфилософскую концепцию, исключающую характерное для мифологии чудесное вмешательство слепых сил, магию и волшебство».

В лоне философии зародились этика (учение о нравственности, морали), логика (учение о мышлении), эстетика (учение о прекрасном, изобразительных формах отражения действительности), позднее выделившиеся в самостоятельные науки, но традиционно сохраняющие тесные связи с философией.

Существуют области знания на стыке философии с естественными, социальными, гуманитарными и техническими науками, искусством, религией, другими формами общественного сознания.

В соответствии с различным, а зачастую и прямо противоположным пониманием важнейших философских проблем (соотношения материи и сознания, чувств и мышления, движения и покоя, взаимосвязи и обособленности явлений и т. д.) зародились и постепенно все более четко оформлялись противоборствующие направления философской мысли: материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), диалектика и метафизика (антидиалектика) и т. д.

Значение философии проистекает из ее сущности. Она и выражает мировоззрение, и помогает его формированию. Она и отражает жизнь людей, и способствует ее преобразованию или сохранению ее в существующем виде. Изучение философии, истории зарождения и эволюции различных философских учений — эффективное средство развития теоретического мышления, которое дано человеку лишь в возможности, но не действительности. Только самостоятельное знакомство с обобщенной картиной исторического развития человеческой мысли позволяет ему подняться до уровня теоретического понимания явлений. Еще большее значение в этом отношении имеет усвоение философии как целостной системы знания, в обобщенном виде представляющего научное понимание Вселенной и места человека в ней.

2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ

 

Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения проводимые на досуге за чашкой чая, или стаканом (обязательно граненым) водки о предметах составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформулировавшейся «на базе жизненного опыта данных «философов». Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие «философствования» характерны странным сочетанием: уровень научного анализа стоит обычно даже ниже Платона и Аристотеля – где-то на уровне софистов, — а сами суждения – уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания.

Философия выросла явно именно из такого философствования. Она прошла много этапов, построенных следующим образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится анализ и мы получаем актиномию, а в конце концов – противоречие. В обыденной жизни этот прием используется либо для доказательства вздорности философии, либо для утверждения своего «ego», либо для «доказательства» своей позиции и т.д. и т.п. В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей ступени. Таким образом, философия – развитие «философствовании» на протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились «выходы из тупиков». «Философствование» отличается, во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих «философствование» является обычно досугом, развлечением, оно вообще не подразумевает сколь-нибудь глубоких мыслей.Следует отметить еще, что определение философии, даваемое философами, не может быть объективно, т.к. она затрагивает их в гораздо большей степени, нежели остальных.

Философия, согласно этимологическо-терминологическому определению-переводу есть «любовь к мудрости», так как Пифагор, который ввел данный термин, считал, что обладать всей полнотой мудрости может лишь один Бог, а смертный и ограниченный в своих познавательных возможностях человек в лучшем случае может лишь любить эту высшую мудрость и стремиться к ней. Стремящиеся к этой мудрости и любящие ее — суть философы. Однако такое определение философии, как любви к мудрости слишком широко и неопределенно. Если задуматься над сущностью того, что высказал Пифагор, то мы от термина с необходимостью начнем переходить к понятию самой этой мудрости, тем самым суживая горизонт философии, но лишь по всеохватности, а не по глубине. Мудрость, о которой вел речь Пифагор, была уже не мудростью семи раннегреческих мудрецов и не мудростью натурфилософов, но чем-то умозрительным, хотя и связанным с числом. И только у Платона и Аристотеля восторжествует в полной мере то понимание и понятие мудрости, которое по-существу и есть философия.

А вот как определяет философию русский философ XX в. Н.Бердяев в произведении «Смысл творчества»: «Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира». «Подлинный философ — человек влюбленный, избравший предмет познавательной любви. Философия — эротическое искусство». «Философия есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе».

Центральным для философии является понятие метафизики. Считается, что термин возник благодаря греческому ученому I в. до н.э. Андронику из Родоса, который, решив переиздать сочинения Аристотеля, разделил их на те, в которых решались вопросы природы, назвав их «физикой» (ta physika), и те, которые никак не входили в круг традиционных наук о природе. Последние он назвал «метафизикой» (ta meta ta physika), то есть «то, что [идет] после физики»

Столь же важным для философии, как и метафизика, является понятие онтологии. «Онтос» в переводе с древнегреческого означает «то, что есть», а «логос» — в данном случае — учение, наука. Тогда онтология есть наука о том, что есть, «она мыслит сущее как сущее».

<

Казалось бы — все просто и ясно, однако здесь начинается самое интересное. Онтология познает не просто то, что есть, а то, что действительно есть, т.е. то, что существует наиреальнейшим образом. Но существует ли то, что непосредственно есть, действительным и наиреальнейшим образом? Ответ на этот вопрос раскрывает смысл метафизики как истинной онтологии. Почему? Потому что то, что просто есть, т.е. то, что непосредственно и постоянно наблюдается, всегда течет и изменяется, в нем нет ничего постоянного и неизменного, оно рождается и умирает, возникает и уничтожается. Но тогда существует ли это изменчивое, имеющее начало и конец, действительным и наиреальнейшим образом? Этого не может быть по самому определению, так как то, что реально, действительно и безусловно есть не может подвергаться изменению, прохождению, рождению и смерти, но, напротив, это нечто должно быть вечным и неуничтожимым, а потому еще и самым совершенным, благим и прекрасным.

Таков естественный ход мысли, который осуществлялся в античной философии, да и не только в ней, приведший к возникновению метафизики. Эта логическая схема обладает аподиктическим, внутренне необходимым характером. Таким образом осуществляется переход от онтологии к метафизике, когда истинная онтология в своем развитии и углублении становится с необходимостью метафизикой, а метафизика в таком понимании — не грезами духовидцев, а наукой об истинно сущем, т.е. о бытии, которое единственно обладает характеристиками вечного и властного первоначала, архэ или Бога.

Метафизика есть философская мудрость, т.е. мудрость умозрительная (теоретическая), которую не интересует проблема как лучше прожить материально в этом мире, но то, как устроен сам этот мир в его сущности и в чем кроется его первопричина. Метафизика есть учение о первоначале всего сущего, т.е. архэ . Метафизика есть учение о конечных судьбах всего сущего, его начале и пределе, поэтому с неизбежностью в лоне метафизики возникают как ее подразделы — эсхатология и сотериология .

При необходимом переходе от онтологии к метафизике, осуществляется переход от категории явления к сущности, следствия к причине, сущего к бытию. Этот переход связан с поисками первоначала, первоосновы всего сущего — архэ . Само рождение данного понятия есть одновременно рождение метафизики и философии. Впервые поставил вопрос об архэ первые античные умозрительные мудрецы Фалес и Ферекид, само же понятие вошло в историю философии благодаря Анаксимандру.

Понятие онтологии, как и понятие метафизики, приобретало различный смысл в истории философии, подчас прямо противоположный (в позитивизме и экзистенциализме , например).

Предметом философии является бытие или сущность , Бог или трансценденция, проблема состоит далее в определении этих понятий и их связи с миром. Философия, как и наука, имеет свою историю, а значит и свои законы исторического развития, благодаря чему вообще возможна такая наука, как история философии. Иначе вообще нечего было бы изучать. Конечно, история философии, ее развитие определяется иными законами чем те, на которых базируется наука, но тем не менее законы как таковые существуют и здесь и там. Поэтому, отвечая на вопрос, наука ли философия, наиболее корректным будет ответ: «Философия — это наука особого рода».  Энгельс определяет философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления.

Основной вопрос философии – каково отношения мышления к бытию. Суть онтологического вопроса в установлении первичности материи и сознания, (в различных постановках), гносеологический в познаваемости мира. В основе философского анализа лежит следующий метод: берется некоторое понятие, которое мы будем брать на уровне интуиции. Берется второе понятие, которое также описывается интуитивно.

Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет в пространстве и во времени. Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с другими телами. С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя». Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект философии определяется сознанием (Фихте). Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. То есть, иначе говоря, творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной. Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т. е. то, что может быть как материальным, так и идеальным.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т. е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т. е. объект – это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть: 1) материальными – вещи, явления, 2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта. Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию: 1) мира — философская онтология и космология, 2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм, 3) общества – социальная философия.

Но самым древним предметом философии является: 1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности, души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и предназначения существования, 2) выявление социальной сущности человека, т. е. непосредственная зависимость его общественных структур привела к тому, что предметом философии стали проблемы общества. В качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т. д.) именно это использовали философские школы натуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка. К сопутствующим – проблемы натурфилософии. Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает, что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений: материализма и идеализма.

Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем, составляющих предмет философии.

 

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Социально-практическое основание философии является тем элементом социального организма, который в процессе своего функционирования дифференцируется и выделяет философию как относительно самостоятельный элемент, выполняющий особенную социальную функцию по отношению к собственному основанию. Характер этой функции определяется природой базисной функции, действие которой философия опосредует. Следовательно, специфика философии определяется природой ее социальной функции, т.   е. действием того элемента социального организма, функционирование которого она опосредует.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии.

Идея социально-политического основания философской деятельности была выдвинута В.С. Соловьевым. На его взгляд, не трудно показать соответствие (аналогию) между сферами знания и сферами практической деятельности: «Положительная наука соответствует экономической области по общему им материальному характеру, отвлеченная или чисто рациональная философия соответствует по своему формальному характеру обществу политическому, или государству, наконец, теология по своему абсолютному характеру соответствует области духовной или церковной».

Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Социально — гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

5) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

6) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

7) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

8) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

9) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии — социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

10) аксиологическая или ценностная функция (любая со- циально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

11) социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

12) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае — личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, ф. Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты — все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.д.

 В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:

 1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?»

  И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)»

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа есть философия».

 Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества.

 

 

 

 

4. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Непосредственной целью  науки  является  описание,  объяснение  и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20 – 50-х гг. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, – Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России – В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция,  синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей,  взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь,  теоретическая масштабность,  логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений,  еще не  проработанных специально-научными методами.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической сказалась судьба многих выдающихся ученых, – всем памятны имена Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и других. Были репрессированы целые науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку не раз создавало препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех наук определенной эпохи. Но все они не бросают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совершенных в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конструировались только на цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, «холодная война» между философами и специалистами в области естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении образа науки наших дней:

а) Конечно, выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за «горизонты» познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллективные формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы, «научными сообществами». Наука все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в связи с проблемой научного творчества представляет собой интересную, пока еще во многом открытую проблему.

б) В современную науку все более проникают методы, основанные на новых технологиях, а с другой стороны—новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию научного познания; следовательно, требуются и философские коррективы по этому поводу. Принципиально новым методом исследования стал, например, вычислительный эксперимент, который получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес.

в) Сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, включая тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа – сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой системы.

г) Еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение оснований этих методов немыслимо без философии.

д) Значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно все более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно оплодотворяя друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Представляет интерес построение моделей динамики научного знания, выявление основных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли философии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это — также серьезные проблемы, решение которых немыслимо без философии.

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающее даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются, например в некоторых глобальных проблемах — исчерпания ресурсов, загрязнения среды обитания, угрозе генетического вырождения человечества и др.

Названные моменты, характеризующие резкое усиление воздействия науки на технологию, общество и природу, заставляют анализировать не только познавательную сторону научных исследований, как это было раньше, но и «человеческое» измерение науки.

С нашей точки зрения, очень важным представляется сейчас обстоятельный анализ всех отмеченных сторон феномена науки в целом, то есть в единстве его познавательных и человеческих аспектов. Дело в том, что происходящие сейчас изменения образа и статуса науки вызывают ее растущий отрыв от обыденного сознания. В качестве компенсации мы имеем «пышный» расцвет всевозможных псевдонаук, для обыденного сознания более понятных, но не имеющих к науке ровным счетом никакого отношения. В современных условиях псевдонаука приобретает такую мощь в сознании некоторых слоев людей (включая порой и ученых), что она начинает представлять опасность для здорового развития самой науки. Вот почему необходим глубокий анализ оснований научного метода, его отличий от способов рассуждения, применяемых псевдонаукой.

Далее, настоятельно необходимо продолжить изучение науки в ее связи с
прогрессом современной технологии и изменением ее социальной роли. Многие из тех, кто отнюдь не отказывается от использования достижений науки в своей повседневной жизни, изображают научно-технический прогресс как некоего «монстра», подавляющего и порабощающего человека, то есть как безусловное «зло». Сейчас, как из рога изобилия, сыплются обвинения в адрес не только научно-технического прогресса, но и самой науки, которые считаются порвавшими с «человеческими целями». И хотя в данном случае критика в значительной степени бьет мимо цели – наука обвиняется в «грехах», в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается — критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей ясностью обнаружилось, что развитие науки может приводить к социально-отрицательным последствиям, ориентацию ученого на получение объективно истинного знания, являясь безусловно необходимым стимулом его деятельности, тем не менее не является достаточной. Большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий как важнейшей этической норме научной деятельности. Этот круг проблем также требует неослабного внимания.

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно — деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях — на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
  3. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева.– М.: Изд. группа «Проспект», 2007.
  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2000.
  5. Несмеенов Е. Е. Основы философии в вопросах и ответах, М., 2008.
  6. Рейхенбах Ганс.– Философия пространства и времени/Перевод с англ. Ю.Б. Молчанова; Общ. ред. А.А. Логунова; Послесловия И.А Акурина.– М.: Прогресс, 1985.
  7. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии, 2000, №11.
  8. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2008.
  9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983
  10. .Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.
  11. Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2007.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00151 sec

WordPress: 24.25MB | MySQL:118 | 1,635sec