Проблема определения типа культуры в России. Евразийство в русской культуре

<

012015 1542 1 Проблема определения типа культуры в России. Евразийство в русской культуреКультура России — культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествующих современной России и СССР. Культура России признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России.

Евразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией

Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский. Так, Данилевский, противопоставляя Россию и Европу, ввел понятие «культурно-исторического типа» — как объяснения различия между русским и европейцем, выделяя романо-германский и греко-византийский типы как противостоящие друг другу и обусловленные всем ходом исторического развития. Но глубокая мысль автора о том, что культурно-исторический тип не имеет простого «наложения» на географию, все же чересчур категорична в той части, будто «география не имеет ни малейшего значения». В таком случае полностью отрицается роль природно-географического фактора в формировании народного менталитета, выступающего в качестве важнейшей составляющей такого феномена как «культурно-исторический тип«.

Существуют следующие культурно – исторические типы (или самобытные цивилизации): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития. Среди этих типов существуют уединенные и преемственные, результаты деятельности которых передавались от одного к другому «как материалы для питания, или удобрение… той почвы, на которой должен бы развиваться последующий тип». Преемственные типы: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский и германо-романский, или европейский. Ни один из культурно-исторических типов не может бесконечно развиваться. Результаты, достигнутые последовательными трудами преемственных цивилизаций, «получивших к тому же сверхъестественный дар христианства», должны превзойти результаты цивилизаций уединенных (китайская и индийская) . Это и есть естественное объяснение западного прогресса и восточного застоя. Но уединенные типы развивали стороны жизни, не свойственные преемственным типам, и этим содействовали «многосторонности проявления человеческого духа – в чем, собственно, и заключается прогресс». К тому же многие изобретения (десятичная система счисления, компас, шелководство, порох) были перенесены в Европу с Востока. Индийская поэзия и архитектура по праву считаются обогащением искусства.

Вышеперечисленные культурно-исторические типы являются положительными деятелями в истории человечества. Но кроме них еще существуют и «временно проявляющиеся феномены… как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогши испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество» (бичи Божьи). Это отрицательные деятели человечества. Иногда и положительная, и отрицательная роль достается тому же племени (германцы, аравитяне). Также существуют племена (например, финские) , которым не свойственна ни положительная, ни отрицательная роль. Они не достигают исторической индивидуальности и составляют лишь этнографический материал для культурно-исторических типов.

Отдельный самобытный культурно-исторический тип составляют и славяне. По Данилевскому Россия не является частью Европы «ни по происхождению, ни по усыновлению». Основой, почвой, на которой может вырасти самобытная славянская цивилизация, может стать Всеславянский союз — новая политическая система государств во главе с Россией, служащая противовесом Европе во всей ее целостности. То есть Европе как таковой, а не конкретным европейским государствам или союзам европейских государств

 

2. Роль православия в развитии культуры России

Православие сыграло колоссальную роль в становлении русской культуры, русского народа и государства. Начну с того, само государство Российское начало формироваться в условиях монголо-татарского ига и полной разобщённости удельных княжеств только на основе духовного объединения усилиями прп. Сергия Радонежского. Когда население разобщённых удельных княжеств было полностью деморализовано опустошительными набегами Орды, а князья занимались политическими интригами для решения своих вопросов, именно прп. Сергий Радонежский способствовал духовному объединению земли русской, на основе чего в дальнейшем произошло политическое и прочее объединение. Пресловутый «русский дух», который сломить невозможно никакому захватчику, и обусловил сохранение страны в дальнейшем. Вне категорий политического, военного и иного превосходства кого (чего) бы то ни было.

Со 2-й пол. XIV в. характер монастырской жизни существенно изменился. Во-первых, было создано значительное число новых монастырей, основанных на общежительных принципах; общежительство часто вводилось и возобновлялось там, где оно отсутствовало или было существенно нарушено (например, во псковском Снетогорском монастыре). Помимо внутреннего устройства изменился также характер связей с миром, возникли монастырские приходы. Во-вторых, изменилось местоположение новых монастырей, их естественно-географическая среда: стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. Наконец, в-третьих, основателями новых монастырей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пребывание в общежительном монастыре, устроителями и духовными наставниками которого они становились, когда вокруг их уединенных келий собиралось братство жаждавших спасения и духовного совершенства верующих. По прошествии ряда лет настоятель мог снова удалиться в пустынь, и тогда возникал новый монастырь.

Уже в этот период под влиянием внутренних и внешних факторов началось движение пустынножителей, мощный импульс которому дала деятельность преподобного Сергия Радонежского, его учеников и последователей. Отшельничество-анахоретство подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом внутреннего освоения земель Северо-Восточной Руси, окультуривания дикой природы, расчистки леса под пашню, освоения природных угодий и промыслов, прокладки дорог, открытия водных источников, изменения ландшафта страны с природного на антропогенный.  В. О. Ключевский так описывал этот процесс: вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувший к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался. Движение пустынных мон-рей было движением будущих сельских приходов, которые, притом в большинстве, были первыми в своей округе1. Освоение дикой природы, рост заселенной территории и основание новых монастырей свидетельствовали о возрождении национальной жизни и в социальной, и в духовной сферах. Результаты этого процесса в ХVII в. выразительно описал келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин). Сопоставляя современное ему состояние с временами преподобного Сергия, он писал: «Пустыня тогда была непроходная, ныне же всем зримы окрест обители поля широкие, села и деревни многолюдные. Стези не быша тогда и непроходно бысть человеческими стопами; ныне же пути-дороги велия и проезды всякого чину людем, днем и нощию безпрестанно идущим. Много же тогда гадов и ползущих змиев являхуся ему на устрашение безстрастному его житию; ныне же молитвами его окрест обители его за десять поприщь и вящшее ползущих уже в и змиев не бывает… Место тогда было безводно, и кроме источника, его же святый Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию; ныне же… многи источницы явишася… Ныне же всем зримо есть и памятно, яко тогда суще в рощах тех и древес толико не бысть, елико ныне многолюдственное число человек в слободах на тех местех, идеже рощи велицыи были».

<

Ренессанс русской архитектуры наступил в 1100 годах,
архитектура была уже не продолжением византийской традиции, а имела  свою собственную стилистику. Владимирская архитектура отличалась от новгородской. Культура Руси более лаконично развивалась, чем западная, и это никак не может говорить об отсталости или преимуществах. Именно монастыри можно было называть источниками образования и духовного просвещения, а их было тогда только в Киеве и в Новгороде. потом Владимир и Суздаль, так что все шло своим чередом до монголов самое главное что мы могли спокойно изучать Библию на народном языке, шло дает основание что вера была более осмысленна чем на Западе. И Владимир Мономах когда интересовался у греков в чем они разошлись с Римом  хорошо разбирался в догматике, значит имел должный уровень образования.

Переход центра жизни из Киева во Владимир уменьшил несколько влияние Византии, и церкви, возводимые здесь при помощи сведущих в каменном зодчестве иностранных мастеров, носят на себе несомненный отпечаток романского стиля, особенно в богатых внешних украшениях. Дальнейшее развитие русской архитектуры северо-восточной Руси замедляется в период господства татар (1238 — 1480). Немногие уцелевшие памятники этой эпохи свидетельствуют о крайнем упадке зодчества.

Только в богатых вечевых городах, Новгороде и Пскове, менее испытавших тяжесть татарского ига, архитектура достигает значительного развития в XIV и XV веках. Здесь, наряду с церквами, почти повторяющими типы XI-XII веков, возводятся церкви, во многом отличающиеся от них в плане и фасадах. Вместо прежних трёх полукруглых алтарных выступов здесь мы встречаем один; фасад каждой стороны кубического храма разделён лопастями на три части и покрыт по фронтону. Сходство конструкции сводов и фасадов с немецкими постройками даёт право видеть в этих особенностях занесёнными сюда частыми торговыми сношениями с Ганзой немецкое влияние. Замечательны в древних новгородских и псковских церквах уцелевшие при них древнейшие, нам известные, колокольни в виде стенки, покрытой крышей с несколькими арками для подвешивания колоколов. Новгородско-псковская архитектура не остаётся без влияния на возвышающуюся в XIV веке Москву, где при первых князьях начинает понемногу оживляться строительная деятельность. На первых порах московское зодчество является продолжением владимиро-суздальского; только новые храмы меньше и не имеют обилия наружных украшений.

С конца XV века наступает для русской архитектуры новый период. Падение Константинополя должно было ещё более ослабить византийское влияние; начавшиеся с Западной Европой сношения вызвали появление знающих архитекторов-иноземцев; освобождение от ига, создание независимого государства, наконец, покорение царств прежних поработителей подняло силы народа, и это отразилось на пышном расцвете русской архитектуры в XVI и XVII веках. Призванные при Иоанне III итальянцы, Аристотель Фиораветти, Марко Руф Фрязин, Пётр Антоний, Алевиз из Милана, строили каменные дворцовые здания (дворец, казённую и Грановитую палаты), обстраивали московский Кремль стенами с башнями и воротами — Фроловскими (Спасскими), Никольскими, Боровицкими, Троицкими, возвели соборы — Успенский, Архангельский. Эти итальянцы принесли с собой технику, но не могли изменить существенно установившихся форм, ибо им вменено было при возведении построек, особенно соборов, следовать старым образцам. Новые формы в нашем каменном зодчестве появляются несколько позднее, совершенно самостоятельно, без влияния Запада.

Образцы этих новых архитектурных форм представляют в XVI веке — каменные церкви Вознесения в Коломне, Иоанна Предтечи в Дьякове, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве, в XVII веке — церковь Рождества в Пушниках. Эти церкви покрыты шатрами — одним, тремя, пятью; иногда они — в форме башен с чрезвычайно разнообразными планами, фасадами и украшениями. Это разнообразие и своеобразие форм было вызвано тем, что к каменному строительству были применены формы, выработанные к тому времени деревянным зодчеством.

От себя хочу добавить если проводить параллель с западом, то период романского стиля — это ближе к Новгородскому стилю. Зарождение готики  в смысле сложности композиции, появление скульптурных барельефов- это было во Владимире. жаль что готика не смогла  полной мере развиться у нас — иначе помимо храма  Василия Блаженного у нас бы появились чудеса света примерно в 13 -14 веке.

Периода барокко у нас как такого не было, но был совершенно свой стиль в 16 веке, который называется русским барокко. К нему  в 19 веке многие русские архитекторы обращались как к неорусскому стилю. В Москве ГУМ, Третьяковская галерея, в Питере  Храм Спаса на Крови
период русского барокко вдохновил многих архитекторов уже модерна на свой национальный модерн-многие постройки Шехтеля, Жукова и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Русская идея. Поиски культурного синтеза в теосферных концепциях 19-20 вв

 

Внутренняя неопределенность побуждала русского человека искать что-то определенное и устойчивое во внешнем мире. В русской культуре особое место занимает природа, причем природа нетронутая, естественная, не испытавшая прикосновения культуры. Такая природа казалась тем немногим в окружающем мире, что не обманет и не подведет. Еще почитались государство и твердая власть. Не в силу какой-то особой любви и уважения, а потому что в государстве и власти виделась основа, помогающая человеку определиться внутренне. Государство — это держава, оно представлялось внешним держателем и незыблемой основой жизни. Н.М. Карамзин, несомненно знавший историю русского народа и его культуры, писал Александру I в связи с намерениям императора освободить Польшу, с чем русский историк был решительно не согласен: «Наполеон мог завоевать Россию; но Вы, хотя и Самодержец, не могли договором уступить ему ни одной хижины Русской. Таков наш характер и дух государственный». Похожее мнение можно встретить и у современных авторов: «Вот, собственно, ключ к пресловутой русской загадке. Он кроется в особом отношении русского народа к своему государству, в безусловном служении ему».

Но мнение Н.М. Карамзина, высказанное достаточно определенно, нельзя принимать за что-то окончательное в вопросе о сущности русской культуры, о ее духе и основной идее. Этот вопрос волновал многих мыслящих людей, и не только в России. С ним связаны такие понятия, как «русский вопрос», «русская идея», «загадочность русской души» и т.д.

Гегель полагал, что Россия содержит в себе огромные возможности будущего развития. Отечественные мыслители часто выражали характер и призвание русского народа в понятии русской идеи. B.C. Соловьев писал о ней; «Русская идея, мы знаем это, не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской, и миссия нашего народа может стать для нас ясна, лишь когда мы проникаем в истинный смысл христианства». Н.А. Бердяев, тоже писавший о русской идее, считал, что она является эсхатологической, обращенной к концу. «Отсюда, — полагал он, — русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению». Н.А. Бердяев так определил государство и отношение к нему в русской культуре: «Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному». Как видим, его мнение отличается от мнения Н.М. Карамзина, хотя и с последним трудно не согласиться.

В этих неопределенных и противоречащих друг другу мнениях о русской культуре, о русском характере и идее отражена неопределенность и противоречивость самой культуры, характера и идеи. Неопределенность делает русскую культуру отзывчивой на все веяния и идеи в мировой культуре, подражательной в отношении многих образцов и идеалов, рожденных в культурах других народов. Русская культура пластична, но это же создает и опасность имитации жизни, мысли и самой культуры. Русские умы волновали больше замыслы, проекты, надежды, чем их осуществимость. С этим связаны неопределенность и невыраженность в культуре богатырских начал народной жизни. Эти начала никак не могут созреть, «выделаться», оформиться и появиться в своем, неповторимом образе.

Русскому народу, как и многим другим народам, издавна был присущ и миссионизм (вера в свою особую роль), и мессионизм (вера в пришествие мессии-освободителя). Русский народ называли и «богоносцем», и «богоизбранным», но считал ли он сам себя таким? Народу приписывали самые разные качества, к нему взывали, его именем клялись, от его имени творились страшные злодеяния в российской истории, но по-настоящему с его мнением ни одна власть не считалась. Все это так, но ожидать каких-то особых условий для развития русской культуры — значит продолжать верить в особую роль народа и культуры или в пришествие мессии. Реальнее будет признать, что в истории русской культуры выражено все, к чему способен народ. Он выражал себя не только в собственном творчестве, но и посредством творцов, вступавших с ним в диалог. Потому творчество и возможно, что находятся люди, которые не ждут соответствующих условий. Их творчество становится проявлением духа национальной культуры. Это, прежде всего, творчество А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные этапы развития культуры в России.

 

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования отечественной культуры от VI века, когда началось ее становление, до конца XX века, когда наша национальная культура приобрела завершенные формы.

Первый этап – культура Древней Руси – это языческая культура древних славян; принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры; культура Киевской Руси

Второй этап – расцвет российской культуры: культура Московского царства (XIV-XVII вв); культура императорской России (начало XVII — конец XIX века),

Третий этап – «Серебряный век» российской культуры

Четвертый этапы – советский период развития культуры России.

Пятый этап – культура современной России – культура перестройки и культура первого десятилетия ХХI века.

  Задание

 

Дать определение понятиям:

-культура постмодерна

-культурные институты

-профессиональная культура

-цивилизация
-экзегетика

 

Культура постмодерна – состояние современной культуры, включающее предпостнеклассическую философскую парадигму, допостподернистское и непосредственно постмодернистское искусство, а также массовую культуру эпохи. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в. постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства.

Культурные институты – культурный институт в непосредственном смысле — это некая конкретная организация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно значимой продукции. Таковы, например, библиотеки, музеи, учебные заведения, религиозные общины такого-то храма, научно-исследовательские институты, политические партии, философские кружки и т. п. Культурный институт в расширительном смысле (иногда говорят «институция») — это стихийно сложившийся и функциониру-ющий порядок (норма) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально. Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуалы, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т. п. Следует помнить, что под понятие «культурный институт» по-падают не только стационарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и сами процедуры исполнения этого (например, институт инициации, институт похорон, институт богослужения и т. п.).

Профессиональная культура – совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда; совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека.

Цивилизация – (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности ; 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Экзегетика – (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты, изъяснение библейских текстов, учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006.
  2. Введение в философию / Под ред. Фролова И.Т. М., 2009.
  3. Ключевский В. О. Соч.: В 8 т. М., 1957.
  4. Солопов Е.Ф. Соотношение форм движения и видов материи в природе //Вопросы философии, 1963, №8, С. 143-152.
  5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Гардарика, 2006.
  6. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.25MB | MySQL:114 | 1,279sec