Раскройте суть материализма и идеализма как направлений в философии

<

011115 2040 1 Раскройте суть материализма и идеализма как направлений в философииОтвечая на данный вопрос, отметим, что самое непосредственное деление на материализм и идеализм существовало с древнейших времен, с самого начала развития философии. Еще немецкий философ Г. В.Лейбниц (1646—1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829).

«Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит изодного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю» 1.

Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения.

Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии.

Согласно другой — «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…»1.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данныхестествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мираили о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, — агностицизм (от греч.agnostos — непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.).

<

 

 

 

 

2. Раскройте особенности этических взглядов буддизма

 

Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах»: жизнь есть зло и страдание; причиной страданий являются наши желания и жажда жизни; чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний; к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

Проповедь своего  учения  Будда  начал с «четырёх благородных истин»: о  страдании  и  причине  страдания,  об  устранении  причины  страдания и о пути  к  прекращению страданий. Обращаясь  к  ученикам (бхикшу),  он  говорил: «А вот,  бхикшу,  благая  истина  о  том, что существует  страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; соединение  с тем, что  неприятно, — страдание; разъединение с тем, что  приятно, — страдание; когда  нет  возможности  достичь  желаемого — это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая  истина  о  том, что  страдание  имеет  свою  причину. Это жажда, ведущая  к  перерождениям, связанная с  наслаждением  и  страстью, находящая  удовольствие  то  в одном, то  в другом. Жажда  бывает  трёх  видов:  жажда  чувственных  удовольствий,  жажда  перерождений,  жажда  существования.

А вот,  бхикшу, благая  истина о  том, что  страдание  может  быть  уничтожено. Это  уничтожение  жажды и  полное  уничтожение  страсти, отказ  от  них, отречение  от  них, освобождение  от  них, отвращение  от  них.

А  вот, бхикшу, благая  истина о том, что  существует  путь, ведущий  к уничтожению  страдания».

Согласно  первой  истине, всё  существование  человека  есть  страдание, неудовлетворённость,  разочарование. Даже  счастливые  моменты  его  жизни в конечном  итоге  приводят  к  страданию,  поскольку  они  связаны с «разъединением  с  приятным».  Хотя страдание  универсально, оно  не  является изначальным  и  неизбежным  состоянием  человека,  поскольку  имеет  свою причину — желание  или  жажду  удовольствий, — которая  лежит  в основе привязанности  людей  к  существованию  в  этом  мире. Такова  вторая  благородная  истина.

Пессимизм  первых  двух  благородных  истин  преодолевается  благодаря следующим  двум. Третья  истина  гласит, что  причина  страдания,  поскольку она  порождена  самим  человеком,  подвластна  его  воле  и  может  быть  им  же и  устранена — чтобы  положить  конец  страданиям  и  разочарованиям, надо прекратить  испытывать  желания.

 О том,  как  достичь этого, говорит  четвёртая  истина,  указывающая восьмеричный  благородный  путь:

«Этот  благой  восьмеричный  путь  таков: правильные  взгляды,  правильные намерения,  правильная  речь, правильные  действия,  правильный  образ  жизни, правильные  усилия,  правильное  осознание  и  правильное  сосредоточение».

Таким образом, восьмеричный  путь  включает  три  основных  упражнения  в нравственности, созерцании и  мудрости: культуру  поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру   медитации (правильные осознание и сосредоточение) и  культуру  мудрости (правильные взгляды).

Культура поведения — это пять (или десять) основных  заповедей (панчашила); не  убей,  не  бери  чужого,  не  лги,  не  пьянствуй,  не  прелюбодействуй; а  также добродетели  щедрости,  благонравия,  смирения,  очищения и т. п.

Культура  медитации — это система  упражнений, ведущих  к  достижению внутреннего  умиротворения, отстранённости  от  мира  и обузданию  страстей.

Культура  мудрости — знание  четырёх  благородных  истин.

Из  всех  четырёх  благородных  истин  именно  восьмеричный  благородный  путь  составляет  главное  своеобразие  буддизма. Будда  не  просто  говорит о возможности  освобождения, но и  указывает  путь, следуя  которому  каждый человек  собственными  силами,  без  помощи  Будды,  способен  достичь  свободы  и  сам  стать буддой.  Всё  это  очень  отличается от  других известных религий — ни  одно  религиозное  учение  не  признаёт, что  человек  может своими  усилиями  сделать себя  богоподобным  существом.

Встав  на  этот  путь,  можно  прийти  к  высшей  цели  человека — выходу из круговорота  перерождений (сансары), а значит, к  прекращению  страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно  и  есть  нирвана.  Следование только  моральным  заповедям  приносит  лишь  временное  облегчение.

 Четыре  благородные  истины  во  многом  напоминают  принципы  лечения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности  выздоровления,  рецепт лечения.  Не случайно  буддийские  тексты  сравнивают  Будду с  врачевателем, который  занят  не  общими  рассуждениями,  а  практическим  излечением  людей от духовных  страданий. 

И своих  последователей  Будда  призывает  постоянно работать  над  собой  во  имя  спасения, а  не  тратить  время на  разглагольствования о предметах, которых  они  не  знают  по  собственному опыту.

Он  сравнивает  любителя  отвлечённых  разговоров  с  глупцом,  который вместо  того,  чтобы  позволить  вытащить  попавшую в  него  стрелу,  начинает рассуждать о том, кем она была  выпущена, из  какого  материала  сделана и т. п.

Другими  важными  положениями  учения  Будды   являются  три  характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха),  изменчивость (анитья)   и  отсутствие неизменной  души (анатман), а  также  учение  о  взаимозависимом возникновении  всех  вещей (пратитъя самутпада).

В мире  нет  ничего  вечного — всякое  существование  имеет  начало  и  конец, а раз так, то  не  может  быть и  неизменной  души. Человек  состоит  из  пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана),  распознавания (санджня), кармических  импульсов (санскар) и  сознания (виджняна). После смерти большая часть  скандх  разрушается.

 Существует  мнение,  согласно  которому  этика  Будды  принципиально  безличностна.  Оно  по  меньшей мере  односторонне.  Действительно,  восхождение  к  нирване  означает  погружение  в  абсолютно  безличное,  внутренне  нерасчленённое  состояние.  В  этом  заключается  спасение  человека.  Однако  осуществляется  оно  исключительно  в  результате  усилий  самого  человека,  на  основе  его  свободного  индивидуального  выбора.  Всё  определяется  мерой  добродетельности  намерений  и  поступков  индивида,  обнаруживаемых,  правда,  во  всей  совокупности  предшествующих  рождений.  Поскольку  нравственная  судьба  человека  полностью  подконтрольна  ему  самому  и  возможности  его  спасения  не  ограничены  ничем,  кроме  его  собственных  грехов  и  ошибок,  то  по  этому  признаку  этику  Будды  вполне  можно  квалифицировать  как  этику  личности.  Как  полагает  Будда,  человек,  чтобы  утвердиться  в  качестве  нравственной  личности,  должен  победить  самого  себя  как  обособленного  эмпирического  индивида.  В  этом  смысле  его  можно  упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует  понятие  личности.

Учение  Будды  нацелено  на  прекращение  человеческих  раздоров  через нутреннее  самосовершенствование  личности.  В  его  основе  лежат  нравственные  цели.  При  этом  нравственность  интересует  Будду  прежде  всего  в  её  практически  действенном  выражении,  как  путь  спасения.

Вопросы  её  философско-доктринального  обоснования  он  оставляет  в  стороне.  Точно  так же  в  учении  Будды   крайне  слабо  выражен  религиозный  элемент.  Правда,  ученики  Будды  были  организованы  в  монашеские общины.  Община (сангха)  наряду  с  учителем  и  учением – одно  из  трёх  прибежищ  буддиста.  Однако  сама  община  цементировалась  во  времена  Будды  общностью  духовно-нравственных  стремлений  и  соответствующего  образа  жизни;  составленный  им  устав  общины  основывается  на  прецедентах. 

Буддизм  в  его первоначальном  содержании  не  был  отгорожен  от  мира  ни  философским,  ни  религиозным  панцирем.  Это  предопределило  его удивительную  пластичность,  способность  к  изменениям  и  ассимиляции.  На  почве  разнообразных  философских  и  исторических  традиций  буддизм  стал  быстро  видоизменяться,  он  разделился  на  ряд  течений,  из  которых  наиболее  значительными  стали  северный  буддизм (махаяна,  что  переводится  как  «большая колесница»)  и  южный  буддизм (хинаяна, «малая  колесница»). 

Одновременно  происходило  обожествление  образа  Будды,  превращение  буддизма в  религиозное  мировоззрение  и  практику.  В  таком  виде  он  дошёл  наших  дней.  Буддизм  имеет  сегодня  сотни  миллионов  приверженцев  и  является  очень  заметным,  значимым  элементом  в религиозно-культурном  многообразии  современного  мира.

 

3. Гераклит считал, что «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Его ученик Кратил утверждал, что «и один раз нельзя войти в одну и ту же реку». Как Вы полагаете, кто из них прав?

 

Кратил (Kratýlos), древнегреческий философ конца 5 в. до н. э., ученик Гераклита, сделавший из его учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. В частности, Кратил отрицал наличие у явлений какой-либо качественной определённости, вследствие чего ни о чём текучем вообще ничего нельзя сказать или можно говорить что угодно. Если Гераклит говорил о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то Кратил учил, что в неё нельзя войти даже и один раз. Поэтому, вместо высказывания о вещах, он считал возможным только указывать на них. Это противоречие, вероятно, отражает эволюцию во взглядах Кратил под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувственного познания: иных вещей, кроме чувственных, Кратил не признавал. По Платону, Кратил также утверждал, что все законы правильны и что всякое высказывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и некоторых софистов.

Считаю, что прав Гераклит, ибо все в мире меняется постоянно, все в мире вокруг нас находится в движении, на макро или микроуровне – все движется, все меняется. Даже неподвижный камень меняется под воздействием внешних воздействий, меняется внутренне – старится под влиянием времени – пусть это происходит менее заметно, но это происходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М., 2007.
  2. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 2007.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2011.
  4. Философия и методология науки: Учебное пособие доля студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. М., 2006.
  5. Философия: Учебник. 7-е изд. / Отв. редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. – М.: ТОН-Остожье, 2007.
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Метрошенкова. – М.: Гардарики, 2010.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00058 sec

WordPress: 23.31MB | MySQL:114 | 1,245sec