РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

<

012015 1619 1 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВА  В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.  ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИЛюди издавна пытались объяснить существование общества, как оно развивается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии общественного развития общества основным способом понимания мира является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социальную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим, передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению. Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая литература, они говорили о зависимости человека от универсального космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Платон пытался понять причины возникновения неравенства людей, он считал, что люди селятся вместе, чтоб удовлетворить потребности в пище, жилье и одежде, они создают таким образом государство. Он нарисовал идеал справедливого государства. Главное в идеальном государстве — справедливость. Он говорил, что личность должна быть подчинена интересам государства. Аристотель — основоположник наук об обществе. Он выдвинул такие типы общения, как семья и селение, но государство поставил над ними. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16-17 веках появились светские варианты «естественного права» в трудах английских философов, выдвинувших теорию «общественного договора». Глубокие идеи выдвинул Гегель, считавший, что основой исторического развития является развёртывание «абсолютной идеи». Он создал диалектический метод, объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность — черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма. Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе. Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества являются трудовая, производственная деятельность людей, что бытие определяет сознание. В 20 веке в обществознании появились новые концепции, учения, направления.

По Гегелю в основе развития мира в целом и общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те, чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории – это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.

Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития производства определяет ход истории в целом.

Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по отношению к духовной деятельности (общественное сознание).

Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция, в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУБЪЕКТИВНЫЕ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

 

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос о том, что движет людьми, что побуждает их к социальной деятельности.

Этот вопрос обсуждался в философии достаточно давно. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес.

Любой человек уникален и неповторим; каждый преследует в жизни как будто бы свои собственные цели. Но как частица общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения, одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни, общностью интересов.

Положение общественных групп в системе материального производства, наличие или отсутствие собственности на орудия и средства производства — фактор, который существует объективно, определяя их интересы. Так, каждый отдельный буржуа может довольствоваться весьма скромными жизненными благами. Но отношения, в которые он включен, которые существуют для него в качестве интереса, толкают его к деятельности, направленной на самовозрастание капитала, потому что этот последний только так и может существовать, выжить и приумножиться. Интерес, концентрирующийся на получении прибыли, максимальной прибыли, сверхприбыли, становится мощной побудительной силой, внутренней пружиной действия капиталиста как представителя определенного класса.

Осознание собственных интересов весьма важно. Это осознание может быть смутным, поверхностным, стихийным. Сложность процесса осознания объективно существующего интереса состоит в том, что та или иная общность может принять чуждый ей интерес за свой собственный. И тогда народ дорого расплачивается за свои ошибки, но приходит, в конечном счете, к более или менее адекватному осознанию собственных интересов.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его «участников»: это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. В столкновении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса, что не исключает движения отдельных стран в те или иные периоды по пути регресса.

История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают ее движущими силами, а частично и творцами. Но до уровня субъекта поднимаются только те и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Но поскольку речь идет о творчестве истории, то было бы неверно и непродуктивно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в индивидуально-личностном плане. Группа может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет некую целостность. Иначе говоря, может быть множество социальных субъектов. Роль социального субъекта могут играть и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели.

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СООТНОШЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ИСТОРИИ. ФАТАЛИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ

 

Исходя из признания того факта, что история делается людьми, необходимо поставить вопрос: каково соотношение свободы и необходимости в деятельности людей? Необходимость рассматривается как некая закономерность, неизбежность, определяющая деятельность людей, противоположностью ей выступает свобода. Абсолютизация необходимости или свободы порождает фатализм (фатум — рок, судьба) или волюнтаризм. С точки зрения первого, все в жизни человека предопределено, ничего нельзя изменить, человек бессилен перед своей судьбой. Последний (волюнтаризм) отрицает какую-либо закономерность, считая, что ничто не ограничивает желания и деятельность людей, свобода человека абсолютна.

С точки зрения материалистического понимания истории, люди сами творят свою историю, но их деятельность, свобода ограничена определенными обстоятельствами (рамками необходимости).

Следовательно, вопрос о соотношении свободы и необходимости в истории решается диалектически. С одной стороны, существуют объективные условия, определяющие границы возможного, свободу деятельности, и это, прежде всего, конкретные экономические условия (определенная ступень развития производительных сил). С другой, конкретная история складывается в зависимости от конкретной деятельности конкретных людей (их желаний, интересов, целей, потребностей и т.д.) Таким образом, история народа создается самим народом. Тот факт, что творцом истории является народ, объясняется следующими обстоятельствами:

1. Народ — основной производитель материальных продуктов, без чего жизнь человека невозможна.

2. Народ реализует те цели и задачи, которые ставятся перед обществом, без него невозможны какие-либо преобразования и изменения.

Однако признание решающей роли народа в создании истории не отрицает и роли отдельных личностей. Рассматривая указанную проблему, следует обратить внимание на разницу между личностью исторической и выдающейся. Первой является любой человек, который в силу сложившихся обстоятельств оставил свой след в истории (любой государственный деятель как бы автоматически является исторической личностью). Выдающаяся личность- это человек, который благодаря своим особым свойствам, талантам оставил свой след в истории, это — великий человек. Правда, по поводу роли великой личности в истории всегда высказывались разные мнения. Так А.И.Герцен считал народ консерватором по инстинкту, который держится за старое, традиционный быт, тесные рамки своего существования и принимает новое только в старых одеждах. Выдающийся русский философ С.Н.Трубецкой подчеркивал, что все в истории совершается личностью, только в ней воплощается идея, личность представляет свое общество, свою эпоху.

Таким образом, можно допустить, что выдающаяся личность действительно играет огромную роль в истории , она способна оказать существенное влияние на развитие общества, придать истории своеобразные неповторимые черты, но деятельность её ограничена рамками необходимости. Она действует в конкретных объективных условиях и способна решать лишь те задачи, которые стоят перед обществом. По словам Г.В.Плеханова, великий человек видит дальше других, хочет сильнее других и способен решать те задачи, которые возникли в обществе. Можно сказать, что выдающаяся личность создается средой и событиями (как бы рождается потому, что обществу требуется данная личность, потому, чтобы оставить свой след в истории важно вовремя родиться и занять соответствующее место), но события совершаются благодаря личностям и носят на себе их печать. Эпоха, в которой человек живет, заставляет его участвовать в том, что происходит вокруг, продолжая начатое предшествующими поколениями, но в этой деятельности проявляется самобытность великого человека.

Все люди потому велики, что осуществляют великое справедливое и необходимое дело, писал Гегель. Всемирно же историческим личностям не свойственна трезвенность, они всецело отдаются одной цели. Но великая личность бывает порой вынуждена растоптать невинный цветок, сокрушить многое на своем пути.

Хотя каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников и их потомков. Роль таких личностей столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.

Субъективный фактор (с.ф.) в истории, деятельность субъекта — масс, классов, партий, отдельных людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий. Категория С. ф. сопредельна с категорией объективного фактора или объективных условий. Их взаимодействие раскрывает положение исторического материализма о том, что историю творят люди, народы, классы. С. ф. всегда действует в рамках объективных отношений и условий, в значительной мере являющихся кристаллизовавшейся формой предшествовавшей деятельности людей. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С. ф. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 169-70). Действия С. ф. без учёта объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью. Но неправильно все многообразные стороны, формы и черты С. ф. выводить непосредственно из объективных условий, ибо С. ф. обладает относительной самостоятельностью развития. Категория С. ф. выражает механизм воздействия людей на объективные условия, раскрывает движущие силы истории, значение практики в изменении действительности, объясняет процесс обратного влияния надстроечных, идеологических и психологических явлений на базис. В практической деятельности объективная и субъективная стороны исторического процесса выступают как взаимопроникающие и взаимодействующие стороны одного и того же явления. Возрастание роли С. ф. в истории составляет важнейшую сторону исторического процесса. В период крупных поворотов в истории С. ф. приобретает решающее значение в преобразовании общественных отношений, если его действия соответствуют развитию объективных условий. Успех восстания, революции при наличии необходимых объективных предпосылок обусловлен С. ф., такими его сторонами, как политическая сознательность и зрелость, решимость и воля, организованность и способность класса под руководством революционной партии пойти на смелые решения и действия. В истории бывают периоды, когда объективные условия созрели для коренных изменений в обществе, а сил у прогрессивных классов недостаточно, чтобы произвести эти изменения. Тогда общество, по словам Ленина, разлагается (см. там же, т. II, с. 367). Действия консервативных и реакционных классов также тормозят развитие общества. В ходе социалистической революции и после её победы значение С. ф. в истории резко возрастает. Коммунистическая общественная формация возникает и развивается в результате сознательной и творческой деятельности народных масс под руководством марксистско-ленинской партии, деятельность которой является важнейшей составной частью С. ф. Социализм вносит коренное изменение в соотношение между сознательностью и стихийностью. «Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 70- 71).

Фатализм (от лат. fatalis — предопределённый судьбой, роковой), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа Ф. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную тёмную судьбу, теологический Ф. — как волю всемогущего божества; рационалистический Ф. (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он оттесняется на периферию мысли, выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение и т.д. — вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистической философии жизни (О. Шпенглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., учащий, что бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах 8-9 вв.), в некоторых христианских ересях средневековья (у Готшалька, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме, ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теологического Ф. с рационалистическим наблюдается у Г. Плифона. Рационалистический Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и др. представителей механистического детерминизма (например, учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философски бессодержательный вариант рационалистического Ф. — представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ч. Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им учение о необходимости и случайности, о диалектике свободы и необходимости в общественно-историческом процессе.

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом в 1883), идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.

Элементы Волютаризма имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu — «воля выше мышления»). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии — Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознательную и слепую волю. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше.

Термин «Волютаризм» употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц..

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. История философии в кратком изложении. – М.: М, 1999.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
  3. Философия/ под ред. В.Н.Лавриненко . М., 1998.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.04MB | MySQL:123 | 1,699sec