СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМ УЧЕНИЕМ О МАТЕРИИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ЕЕ СТРОЕНИИ И СВОЙСТВАХ

<

011815 0134 1 СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМ УЧЕНИЕМ О МАТЕРИИ И ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ЕЕ СТРОЕНИИ И СВОЙСТВАХВопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.
Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материалистическая [П.А.А.1]философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.

Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория возникла, как она развивалась, как она наполнялась современным содержанием. Изучение категорий в их исторической связи, в их становлении и развитии дает возможность лучше понять их современное содержание и помогает наиболее правильному их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия «материя» исключительно важно еще и потому, что оно выступает как бы определенной моделью, позволяющей показать некоторые проблемы историографии понятий.

Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия «материя» всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое «первовещество», составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин «материя» впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма — самодавлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар — демиург. Высшая форма мира — Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui).

Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и другие) продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве «инобытия» абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо «общий признак» а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж.Томсоном электрона — первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об «исчезновении материи», так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И.Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм». Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения и прежде всего в СССР. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. О чем и пойдет речь в последующем.

Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточно распространенным определением является: «материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания». Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Выше приведенное определение исходит не из понятия вещества или набора его свойств, а делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим.

Одним из опорных понятий в рассматриваемом определении является сознание, содержательный анализ которого позволяет более полно представить противоположное ему понятие объективной реальности. Абсолютная противоположность материи и сознания проявляется в том, что в образах сознания отсутствуют сами материальные объекты, хотя имеется информация о них; это особая субъективная реальность, особый мир, развивающийся и функционирующий по специфическим законам. Далее, на основе репродуктивных образов в результате творческой деятельности сознания создаются идеальные образы, не имеющие аналогов в действительности, но способные приобрести материальный статус.

В онтологическом смысле «материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи». Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального. Современная наука выявляет все более глубокие связи сознания, психики с биохимическими и биофизическими процессами в нервных клетках, устанавливаются экспериментальным путем энергетическая и информационная связь с биосферой и космосом. Существуют многочисленные гипотетические теории о возможности разумной жизни на других планетарных системах. Сознание в онтологическом смысле рассматривается как один из атрибутов материи. А так как атрибуты извечно присущи определяемому, то сознание также вечно. Можно говорить только о различных его проявлениях как актуальных, так и потенциальных. Это вовсе не означает одухотворение природы. Так, невозможно говорить о наличии сознательной жизни в неорганической природе. Но в онтологическом смысле сознание есть коренное, неустранимое свойство материи, означающее возможность самосознания природы. Причем это коренное атрибутивное свойство актуализируется природой в своей наивысшей форме — социальной, а человек выступает в качестве субъекта этого всеобщего свойства материи.

Итак, понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

1.      этап наглядно — чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

2.    Этап вещественно — субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско — гносеологического представления о материи.

4.    Этап философского субстанциально — аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.

Противоречивость становления научного представления и понятия о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалистического мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее свойствах. Естествоиспытатели не могли сделать это в силу исторической ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи. Только с установлением универсальной взаимосвязи и взаимозависимости качественно и количественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объяснением материальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное представление и понятие о материи.

Материя, как первопричина всего сущего, реализует свою сущность через конкретные вещи (от элементарных частиц до социальных систем). Т.о. философская трактовка материи отличается от естественно-научных воззрений её строения тем, что она абстрагируется от свойств вещей и усматривает в многообразии мира его материальное единство.

Материя структурно организована, что можно обнаружить даже в бесконечно малом элементе. Структура материи не является одноуровневой — она в многообразии качества материальных форм: неорганическая; органическая; социальная.

<

Выделение данных сфер отражает единство непрерывного и прерывного строения материи. Каждая сторона — самостоятельная материальная система, и вместе с тем здесь ясно прослеживается историческое развитие материи, которое выражает преемственность и усложнение при переходе от неживой и социально-организованной материи.

По естественно-научному представлению, мир является материальным. Он состоит из различных предметов  и  процессов, которые превращаются друг в  друга,  возникают  и  исчезают,  отражаются  в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих  предметов,  взятый сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но  все  их  многообразие, включая  их  связи,  составляет  материальная действительность.  В   домарксовском материализме материя часто  понимается  как  нечто  существующее  наряду  с вещами, как некоторая телесность, праматерия,  из  которой  возникают  и  в которую исчезают конкретные  вещи.  Диалектический  материализм  развивает иное представление  о  субстанциональности  материи,  рассматривая  ее  как бесконечно развивающееся многообразие единого материального  мира.  С  этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных  объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи  является  фундаментальным философским  понятием.  Диалектико-материалистическое   определение   этого понятия  было  дано  Лениным  в  книге  "Материализм  и  эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими  ощущениями,  существуя  независимо  от  них."  В  этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует  независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется,  отображается  ощущениями. 

Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая -  признание  принципиальной  познаваемости  материального мира. Таким образом, определение материи предстает  как  сжатая,  свернутая формулировка материалистического решения ОВФ. Словом, оно  сразу  позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с  одной  стороны,  и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем  ленинское  определение материи  заключает  в   себе   и   такое   содержание,   которое   отличает диалектическое  понимание  мира  от  метафизического.  В  этом  определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет  перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.  В  традиции  материализма  были  и другие  определения.  Например,  многие  материалисты  18– 19  в  определили материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых  построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение  материи.  На  каждом  этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и  аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому  бессмысленно  определять материю через перечисление ее известных видов  и  форм,  если  учесть,  что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию  новых, неизвестных ранее свойств,  видов  и  форм  материи.  Несостоятельны  также попытки определить материю,  рассматривая  некоторые  ее  виды  в  качестве своеобразных «первокирпичиков» мироздания.  Здесь  заранее  предполагается, что такие «первокирпичики» вечны, неизменны и  не  возникают  ни  из  каких других  объектов  (если  же  они  возникают  из  какого-то  предшествующего состояния материи, то тогда они уже не  могут  рассматриваться  в  качестве последнего основания материального мира). Таким  образом,  остается  только один способ определить материю - выделить такой  предельно  общий  признак, который характеризует любые виды материи независимо от  того,  познаны  они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком  является свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего  сознания».

Определяя материю посредством этого  признака,  диалектический  материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и  ее  неисчерпаемость.  В основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира  может  быть рассмотрен  в  качестве  системы,  то  есть  особой  целостности,  которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело  можно рассматривать как определенную организацию  молекул.  Любая  молекула тоже является системой, которая состоит  из  атомов  и  определенных  связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от  ядра.

Ядро  каждого  атома,  в  свою   очередь,   имеет   внутреннюю   структуру. 

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом  взаимодействии  меняются,  но основные связи могут сохраняться, и  это  является  условием  существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи,  не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения  между элементами системы и образуют ее структуру. Система -  это  элементы  и  их структура.  Любой  объект  материального  мира  уникален  и  нетождественен другому. Наличие общих признаков организации позволяет  объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы  часто  называют  уровнями организации материи или видами материи.  Все  виды  материи  связаны  между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

Нет в мире ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя существует в пространстве и времени.

Движение — способ существования материи, любое изменение всеобще, независимо от его характера, направление и развитие.

Формы движения: механическая; физическая; химическая; биологическая; социальная.

Движение и развитие — не одно и тоже.

Развитие — особый вид изменения, является необратимым и обязательно включает в себя качественное преобразование. Характеризуется направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами повторяемости, отрицанием старого и появления нового. Развитие — есть процесс.

Существует два взгляда на виды движения материи:

  1. Диалектические — низшие формы, входят в высшие, но высшие формы — это новое качество;
  2. Метафизические — высшая форма сводима к низшим; при изучении высших форм не учитывают действие в них низших.

    Пространство и время: общие формы существования материи.

    Пространство — совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно.

    Время — совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.

    В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

  • Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство — чистая протяжённость; Время — чистая длительность (Демокрит, Ньютон);
  • Рельявистская: пространство и время — формы существования материальных объектов. Пространство выражает существование объектов; время — последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);
  • Классическая физика: пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство — вместилище; время — чистая длительность;
  • Теория относительности
  • Специальная теория относительности, СТО (1905 г., Эйнштейн):
  • Абсолютной неоднородности событий, происходящих в разных системах может не быть, ибо не существует единого, всегда и везде равномерного потока времени (относительный характер);
  • Пространственные и временные характеристики в различных системах отсчёта будут различны. Эти изменения зависят от скорости относительного движения тел;
  • Органическая связь между пространством и временем — пространственно временной континимум.
  • Общая теория относительности (1916 г., Эйнштейн):
  • Большая непосредственная зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи;
  • Отклонение реальных свойств пространства от Эвклидовых (кривизна пространства), а также изменение ритма течения времени обуславливается материальными массами и полями тяготения (искривление увеличивается, ход времени замедляется);
  • Пространство-Время — выражение наиболее общих отношений материальных объектов, и вне материи существовать не могут, являются формами существования материи.

    Самоорганизация — тенденция развития природы к более сложным и упорядоченным формам организации и материи. Условия самоорганизации:

  • система должна быть открытой и иметь приток энергии и вещества;
  • открытая система должна находится вдали от точки термодинамического равновесия;
  • наличие флуктуации, колебаний;
  • процесс возникновения и усиления порядка через флуктуации — принцип самоорганизации;
  • основана на положительной обратной связи;
  • возможна только при достаточном количестве взаимодействующих элементов;
  • Процесс самоорганизации налагает нарушение симметрии.

    Синергетика (Хакен) — наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

    Неравновесная термодинамика — Пригожин

  • Процессы эволюции и деградации, разрушения и созидания равноправны — хаос не только разрушителен. Развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность);
  • Процессы созидания (упорядоченности) имеют единый организм, независимо от природы, специфики и характеристик систем, в которых они осуществляются;
  • Эволюция сложных систем имеет нелинейный характер, т.е. существует несколько возможных вариантов развития;
  • Возникновение структур возрастающей сложности не случайность, а закономерность.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ФИЛОСОФИЯ О ЕДИНСТВЕ И МНОГООБРАЗИИ МИРА

     

    При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции — воды — вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

    Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в XIII в. высказал убеждение, что «движение есть способ существования материи». Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

    Само понятие «движение», как и понятие «материя», есть абстракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных материальных предметов.

    На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

    Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

    С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

    Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что «движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием «материя». Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение — способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого или взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

    Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности — покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности,, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а

    благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Например, пимезон «живет» всего доли микросекунд. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.

    Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что «движение абсолютно, а покой относителен». И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.

    В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя.

    Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

    Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи.

    Далее, более сложные формы движения включают в себя более простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметическая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма движения.

    Энгельс выделил 5 основных форм движения:

    1. Механическая

    2. Физическая

    3. Химическая

    4. Биологическая

    5. Социальная

    Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

    Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи — социальный.

    Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека — это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма — условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

    Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения.

    Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности — масса.

    Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук.

    Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения — квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками — физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, «читаемых» экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

    С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.

    Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название «энергетизма». Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

    Гносеологические корни «энергетизма»- в абсолютизации движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

    Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

    Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и «тепловая смерть» Вселенной.

    Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически, считал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сохранения и превращения энергии, он верил, что излученная в пространстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие формы движения. И это подтвердили работы советского академика В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и гаснут, но и возникают вновь.

    Большой вклад в опровержение теории «тепловой смерти» Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии, устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

    И последний важный философский аргумент. Поскольку материя вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не произошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

    В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и эта последняя движется в пространстве и времени.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова.-М.: ЮРАЙТ, 2003.
  2. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
  3. Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. М., 2003.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2004.
  5. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005.
  6. Философия: Курс лекций. Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. Солопова Е.Ф.–М.: Владос, 2003.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.02034 sec

WordPress: 23.05MB | MySQL:116 | 1,448sec