СОЗНАНИЕ. ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ

<

011915 1648 1 СОЗНАНИЕ. ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Эта проблема важна еще и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Подходы бывают разными. Но все они сталкиваются с единой проблемой анализа человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человек. Что первично: сознание или материя?

Неотъемлемым свойством материи является отражение. Отражение есть способность материальных систем воспроизводить в их свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный «след» в той системе, на которую воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой, живой и социальной материи. Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

В данной работе будет рассмотрено философское понятия сознания, его свойства, структура и источники.

Можно выделить три проблемы, находящиеся в центре внимания различных течений:

а) существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?

б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое?

в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности — психика, духовное, идеальное?

Сознание и естествознание. Важность рассмотрения этой проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».

Понимание сущности сознания в рамках физикализма кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».

Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «…все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины

Сознание и объективный мир противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Определяя сознание, он подчеркивает, что в широком смысле ним имеют в виду психическое отражение материи, действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В постановке проблемы качественного своеобразия сознания представителями «научного материализма» многое ценно. Это и внимание к генетической, нейрофизиологической в целом материальной обусловленности психики, сознания, поведения человека. Это — переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Подобные естественно-материалистические взгляды много раз сказывались в ходе развития науки, все зависело от уровня знаний. Древние атомисты говорили: «Душа есть тело из тонких частиц, рассеянное по всему нашему телу, оно схоже с ветром, к которому примешана теплота». «Вульгарные материалисты XIX века полагали, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое — это единая теория» (Бюхнер, Фогт, Молешотт).

Однако сторонники «современного материализма» не доказали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими терминология естественных наук явно проигрывает языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонности и точности описания духовных явлений.

Вторым направлением в подходе к качественному своеобразию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида — единственная достоверная реальность, а «материальный» мир — лишь его порождение. Такая позиция получила название «солипсизм». Это абсолютизированный субъективный идеализм.

Существующие множества объяснений своеобразия сознания отличаются прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или

это явление надчеловеческое, космическое.

Человеческое сознание и космос. Существует три основных варианта мнений: сознание — есть космическое образование; сознание — свойство живых организмов; сознание —атрибут человека.

Первый подход представлен прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых — божественный разум, надмировое начало — творец природы и человека1. Один из примеров — «философия всеединства» В. С. Соловьева, русского религиозного философа (1853—1900).

Другим примером религиозного понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Даниила Леонидовича Андреева (1906—1959), одного из представителей современной монадологии — учения о монадах. Он считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады, сотворенные Богом. Он их сравнивал с тончайшей энергией Вселенной. «Вопрос о каком-то моменте появления в ней сознания после периода существования бессознательного лишается смысла», — писал Д. Л. Андреев2.

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: «живое тело космоса», «всепроникающий эфир», особо тонкая энергия, пронизывающая космос, «океаноподобный абсолют», «информационное поле космоса» и т.д. Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с «космическим разумом».

Среди них — метод «трансцендентальной медитации» — отношение сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным разумом).

Пример — учение французского биолога и философа П. Тейяра де Шардена (1881—1955). Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее «внутреннюю сторону», ее «сокровенность». Внутреннее сознание, — писал Тейяр де Шарден, — до крайности тонкий, но абсолютно необходимый для объяснения состояния космоса… слой»1. Энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии.

Вершина развития «материальных построений» — человек, сознание которого — это революция в длительном процессе развития сознания космоса. Суть ее состоит в том, что в лице человека оно приобретает способность к рефлексии — осознанию самого себя: «сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений и в компактной простоте своих способностей оно обрело способность замечать самое себя»2.

Ряд естествоиспытателей XX века считали, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». Так, создатель «теории межзвездной нейрогенетики» Т. Лири, говоря о внезапном уровне сознания, утверждает, что оно «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании. У Ч. Тарта сознание человека — это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «Релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания — элементы всей Вселенной, подобно энергии.

В теории М. Талбота Вселенная — это гигантский разум, а мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Во многих естественнонаучных объяснениях природы «космического» сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Из Бога, «Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира», «мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах»3.

Новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими: с анимизмом первобытного мышления, т. е. верой в одушевленность каждой вещи, с представлениями о связи «души» человека с «мировой душой» в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII в. название гилозоизма (hyle — тело, zое — жизнь).

Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с теорией происхождения человека. Они или признают вечность существования разума Вселенной, «трансперсональной реальности» Высшего Разума, или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

Второй подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным. Для социобиологов сознание — это биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений — биологические. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную «мораль», например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психическими явления — лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130—225 знаков.

Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их единой сущности остается недоказанным. Экспериментально подтвержденная общность отдельных элементов психического в человеческом и животном мире упирается в отсутствие каких-либо доказательств аналогии систем психики человека и животного.

Третий подход к сознанию — как атрибуту человека — представлен множеством учений.

 

2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

 

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т.д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Отражение — это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Эти изменения, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Например, идущий по песку человек оставляет на поверхности почвы следы: следы — это отражение. При раскопках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнувших растений. Отпечатки —тоже отражение, несущее информацию. Гладкая поверхность воды, отбрасывая падающие на нее лучи света, воспроизводит окружающие предметы — деревья, дома, людей. Это воспроизведение — тоже отражение.

Существует выражение, что каждая вещь — это эхо и зеркало Вселенной (принцип дальнодействия); оно учитывает это фундаментальное свойство материи — свойство отражения.

Отражение в неживой природе — это так называемые элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Приведенные примеры как раз демонстрируют эти элементарные формы отражения.

Элементарные формы отражения с активности еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно. «Активность» неживых систем равнонаправлена. Здесь еще нет избирательно направленной активности. Во вселенной Гаусса господствует тенденция хаоса и неопределенности. Это находит свое отражение в старении и разрушении систем, временности каждой материальной системы.

Между живой и неживой природой нет непроходимой пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов– приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения– постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных.

Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца.

Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е. отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак реагируют.

У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи.

<

На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы

отражения — появляются зачатки психической формы отражения. Восприятия, представления обусловлены усложнением самих форм поведения, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Ощущения и представления есть ядро сознания. Психическое отражение, возникающее у позвоночных животных — это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью, приспособительного поведения.

Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.

Рефлекторный характер психического отражения вскрыл французский ученый и философ XVII в. Р. Декарт. И. М. Сеченов и И. П. Павлов разработали теорию безусловного и условного рефлексов. Дальнейшая разработка теории отражения в биологических (функциональных) системах принадлежит советскому академику П. К. Анохину. Отражение функциональных систем П. К. Анохин назвал адаптивным, мотивированным.

По своей биологической сущности вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной. На основе образования временных связей многочисленные сигналы из внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) являются предвестниками, сигнализирующими о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловнорефлекторной деятельности (пищевой, оборонительной, половой и т.д.). Сигнальная система имеет огромное значение в жизни организмов. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отражение действительности. «Это опережающее отражение уже на ранних этапах жизни служило основному требованию всего живого — приспособиться и выжить».

Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики — ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретным образным мышлением. Физиологический

механизм его И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Психическое отражение высших животных развивает сознательную форму отражения. Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека — его предметно-практическая деятельность — есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Люди начинают с производства, ибо только оно обеспечивает человеку удовлетворение его потребностей. Общественный труд формирует человеческое сознание. Животное «производит» лишь под властью непосредственной физической потребности. Его поведение носит инстинктивный характер, программа его поведения, в сущности, генетически заложена в нем.

Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности — для изготовления орудий труда.

Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и которые удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом позна-ния. У человека возникает самосознание.

Понимание природы и сущности человека и его сознания находит свою конкретизацию в концепциях антропогенеза (происхождения человека). Подход к человеку как одному из множества материальных объектов или биологических существ выражается в эволюционистских теориях его происхождения. К ним относятся «общая космологическая теория эволюции» и «синтетическая теория эволюции». Согласно первой общая эволюция прогрессирует в направлении большей свободы и целенаправленности материальных объектов. Человек не только поглощен этим процессом, но и является самим этим процессом. В соответствии со второй, человек — всецело продукт естественного отбора и генетических мутаций: «мы, как и все другие представители животного мира, являемся продуктом эволюции путем естественного отбора…».

В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус

среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции в качественно иной статус, надприродный. Наибольшее признание среди теорий атеистического характера получила трудовая теория антропогенеза. Религиозные философы связывают происхождение человека с актами божественного творения.

По обилию накопленных подтверждений трудовая теория происхождения человека доминирует. Ее современный вариант рассматривает труд в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются: активная вулканическая деятельность; сильный радиационный фон на предполагаемой прародине человека — юге Африки, где сосредоточено 70 процентов мировых запасов урана; возможно также влияние горообразования на радиационный фон; изменение климата на Земле; космические воздействия, «пассионарные» толчки и т. п.

Ясной картины влияния различных природных катаклизмов на биологию приматов (предков человека) нет. Предполагается, что один из них или вся совокупность стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению «гоминидного квартета» внешних биологических признаков: 1) тела, приспособленного для прямохождения, 2) развитой для тонкого манипулирования кисти, 3) развитого мозга, 4) голой кожи.

Согласно трудовой теории антропогенеза, природные изменения, сыгравшие роль исходной причины биологических изменений человекообразных обезьян, не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность, не мыслимая без сложных цепочек целей, без их осмысления при сопоставлении с результатом — изготовленным продуктом, без развитого абстрактного мышления и усложнения форм общения, могла сыграть решающую роль в появлении человека. ТРУД — особая форма взаимодействия живого организма с окружающей природной средой. Ее особенность состоит, во-первых, в изменении исходного природного объекта, его преобразовании в продукт, отсутствующий в природе, а, во-вторых, — в сложной целенаправленной духовной деятельности. Животным не присуща такого рода активность, хотя ее зачатки можно обнаружить в поведении высших животных. Строительство гнезд, плотин не удовлетворяют этим требованиям, взятым в единстве. Результаты труда постоянно накапливаются, создавая особый мир человека — его культуру.

Появление сознательного человека и появление труда — это единый процесс, источником которого было противоречие между биологически меняющимися приматами и природной средой. Оно побуждало к новой форме взаимодействия с природой, которая, в свою очередь, вмешивалась в биологическую эволюцию через отбор благоприятных для развития труда биологических признаков. Шел единый процесс взаимной стимуляции биологических изменений и развития трудовой деятельности. Новая биологическая форма приспосабливала себя к внешней среде в поисках нового способа взаимодействия, а найденный способ — труд — влиял, в свою очередь, на биологические изменения. Появление «трудящегося животного»— революция в развитии природы, выход в надприродный мир — мир человеческой культуры.

Черты сознания и деятельность. Целенаправленное отражение — важнейший пункт сознания. Производительно-трудовая деятельность человека формирует у него целенаправленный процесс познания. Прежде чем приступить к делу, человек постепенно научился видеть его результат, способы и средства его достижения. Скажем, устройство землянки как вида жилища и Зимнего дворца в Петрограде — место жизнеобитания русских царей. Строители, архитекторы строили не как пчела, а имея план работ, чертеж, идеальный образ еще несуществующего объекта. Этим самый плохой строитель-архитектор отличается от самой искусной пчелы, которая строит свое гнездо по инстинкту, который заложен в ее памяти генетически, от природы. Поэтому отражение мира человеком носит отражающий характер, приобретенный в ходе общественного развития: он не запрограммирован генетически, как это имеет место у животных.

В соответствии с потребностями человека, содержательно усложняющимися в ходе самой практики, изменяются сами цели, сам характер отражения и познания действительности, т.е. сознание обладает общественно-историческим, конкретно-историческим характером, его содержание зависит от уровня развития самой общественно-трудовой практики, ее потребностей.

Способность человека целенаправленно отражать мир приводит к тому, что мысль предвосхищает естественный ход событий. Действие опережающего отражения таково, что оно превращается в идею, которую человек претворяет в действительность в ходе практической деятельности. В силу этого сознание человека носит творчески-конструкторский характер.

Идеализм эту творческую активность сознания абсолютизировал, и сознание превращалось в первичное творческое начало.

Действительная творческая активность человеческого сознания заключается в создании им гипотез, идей, замыслов, целей, которые в высшей своей форме проявляются в формировании оригинального замысла, мнения, проекта, теории. Творческая активность сознания проявляется в духовном управлении человеческой производительно-трудовой деятельностью.

Созидательная функция сознания связана с материализацией идеального, с превращением идеального в материальное. Это значит, что сознание направляет практическую деятельность, ориентированную на созидание и преобразование мира. Целеполагающая созидательная природа сознания является следствием его общественно-исторической сущности: сознание возникает вследствие нужд преобразования мира и для нужд практического преобразования мира.

Сознание есть активный процесс, возникающий в ходе взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности.

Оно — субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета — это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. При виде любого объекта в человеческом мозгу не проявляется его физического отпечатка. Образ дерева есть нечто идеальное: он не сводим ни к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к тем физиологическим процессам, которые совершаются в мозгу и лежат в основе этого образа.

Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические

процессы всего организма.

Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг — тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организованной материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит около 400 г, мозг человека в среднем — 1400 г. Наукой установлено, что мозг человека дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое.

Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом и телом человека. В этом смысле надо говорить о компенсаторных возможностях мозга и организма человека.

Утратив одни способности, организм компенсирует их деятельностью других. Сознание, являясь результатом развития и деятельности высокоорганизованной материи, центральной характеристикой своей сущности имеет не материальность, а идеальность.

В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Образ камня лишен его цвета, формы, веса, твердости. Идеальное принципиально отличается от материального и противоположно ему. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности, как конструирование образов и т. д.

Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения — языке. Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения — языка. Сознание и язык представляют собой единство, но это — диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышление без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики.

Высшие животные имеют элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек — деятельное производящее предметный мир и через него самого себя существо. Человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность. Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самосознания.

Для реализации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь.

Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.

Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет знака, там нет отражения.

Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове. Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить — это еще не значит мыслить. Однако мыслить — это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами.

Сознание можно определить как продукт общественно-трудовой деятельности, как целенаправленное отражение, как субъективный образ объективного мира. Оно — продукт развития материи, одно из ее свойств: оно — функция мозга, действующего на основе потребностей человека. Материализация сознания происходит в языке.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание определяется как специфически человеческую форму освоения мира, обладающую идеальностью, интенциональностью, идеаторностью.

Сознание имеет атрибут идеальность, носителями котрого выступают — душа или ум человека и объективированные формы истории: язык, наука, искусство, религия, политика, юридический закон, мораль и т. п.

Идеальность, как свойство сознания, объективно, самостоятельно, необходимо. Оно универсально, бестелесно, неуловимо для материальных способов обнаружения; к тому же это — абсолютная сила повелевать людьми и вещами, это бесспорная и несомненная реальность.

Внешне, как культура, идеальность имеет материальную оболочку, ибо объективируется в книгах, статуях, храмах, в орудиях трупа и т. п. «Все эти предметы по своему существованию — вещественны, материальны, но по сущности своей, по происхождению — идеальны, ибо в них воплощено коллективное мышление людей, всеобщий дух человечества».

Всякая материальность имеет смысл только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Идеальность — атрибут сознания, т. е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути».

Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных.

Следующее свойство сознания — интенциональность. Что это такое? В переводе с латинского — стремление. Стремление к чему, на что? Это «первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету», предметное истолкование ощущений. Впервые термин «интенциональность» (направленность на предмет) ввел специально для философии немецкий философ Гуссерль. Он понимал это свойство сознания как акт придания смысла предмету, идущий от сознания.

Гуссерль представлял себе сознание как необратимый, направленный на предмет поток; он протекает в синтезированной, целостной форме. В потоке выделяются отдельные единицы, имеющие собственную целостность. Это и есть явления или, строго говоря, феномены сознания (отсюда и название философии Гуссерля — феноменология — учение о феноменах). Сознание в своей интенциональности складывается из различных актов сознания — восприятия воспоминания, фантазирования и т. п. Оно в акте интенции наполняет смыслом, прежде всего, языковую предметность — сам язык как символическую форму.

Интенциональная функция, таким образом, смыслодающая; весь поток сознания и отдельные его элементы — феномены —способны к самообнаружению, самораскрытию во времени.

Сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность. В сознании всегда есть что-то, что является предметом сознания. Интенциональность означает, что самосознание распадается на то, что в нем и на то, как в нем.

То, на что распадается сознание, есть предмет, то, как оно распадается, есть форма. Эта предметность («что») представляет собой горизонт мира для сознания. Форма же сознания показывает, как оно бытийствует. Наше сознание имеет, ни крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека. Интенциональность

проявляется в возникновении предмета в горизонте мира.

В сознании возникают интеллигибельные объекты, которые тоже представляются как стоящие перед сознанием: отношения, числа, идеальные сущности и все, что может быть из них построено. В сфере сознания образуется интеллектуальная часть мира, имеющая собственные законы. Здесь интенциональность смыкается с идеальностью. Она есть, таким образом, придание смысла феноменам (явлениям сознания) и, даже, вещам самим по себе.

Можно выделить два типа интенции человеческого сознания: первичную (направленную на мир явления), и вторичную (направленную на мир духовный, божественный), как это делали еще средневековые схоласты. Одна интенция неотделима от другой, хотя ведущей, сущностной, основополагающей является вторичная, поскольку позволяет человеку реализовать свое фундаментальное онтологическое убеждение: реально существует этот мир вещей вокруг меня и реальнейшие бытийствует сверхличный, имперсональный духовный мир. В то время как первичная интенция поддерживает только субъективную сторону дела — умонастроение «Я сам». Однако и без нее невозможно, ибо познание высшего мира идет путем самопознания человека.

Идеаторность сознания. Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге «Основные проблемы социологии мышления» (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкого отличения сознания человека от психики животного. Идеаторность, строго говоря, суть способность сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе.

Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.

Идейные отношения между индивидами могут возникнуть, во-первых, в сообществе, но, во-вторых, при известной индивидуализации субъекта от данной группы. С одной стороны, человек — существо социальное, а, с другой стороны, он неповторим, незаменим, независим от социума. Только в этих условиях возникает возможность идеации (творчества идей).

Животное же не имеет мысленного, идеаторного содержания в своем мозге.

Когда возникают зачатки внутреннего мира идей, тогда начинается жизнь сознания в подлинном смысле этого слова. Человек имеет образы вещей в своем сознании даже тогда, когда эти вещи не даны чувственно. Такие образы и составляют идеаторное содержание сознания. «На основе идеации впервые становится возможной выработка элементов языка. Владение же словом» создает условия для различных мыслительных операций.

Человеческое сознание свободно воспроизводит различные образы и представления и не ограничено чувственностью настоящего момента. В своем воображении оно свободно двигается по векторам пространства и времени. Мировая линия доступна человеку не только «здесь и теперь», но и «там и тогда». Поведение человека определяется не только сиюминутной сенсорной ситуацией, но и мыслимой, воображаемой, представляемой. Именно свободное идеаторное содержание сознания и отличает его от психики животных (наряду о вышеназванными идеальностью и интенциональностью).

Без идеаторности, понятой как воспроизведение идей, не было бы роста и обогащения сознания. Благодаря ей психика человека обретает свой уникальный внутренний мир представлений, мыслей, идей, освобождающий нас от слепого, рабского поклонения «вот этому» моменту, сенсорному полю индивида.

 

3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА И УРОВНИ

 

Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную, устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта категория включает такие элементы, как деятельность, отношения, субъекты деятельности.

Основными сферами жизни общества являются материальная, социальная, духовная, политико-управленческая. Естественно, что такое деление условно и оно может быть дополнено другими: наука, сфера художественно-творческой деятельности, сфера расово-этно-национальных отношений.

«Не хлебом единым жив человек» — эта древняя пословица очень

актуальна в современной жизни человечества и особенно России.

Духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества, выступает в свою очередь как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. Поэтому важно при изучении выяснить ее особенности, присущие данному обществу. Такой подход позволяет выяснить возможности, связь и обусловленность материальной сферой; раскрыть виды и формы духовной жизни как деятельности по созданию духовных ценностей, как общения между людьми; как потребления духовных запросов и интересов людей, т. е. как ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Понятия «духовная жизнь общества» и «формы общественного сознания» до недавнего времени отождествлялись в отечественной философской мысли.

Понятийный аппарат для характеристики духовной жизни и общественного сознания совершенствуется: в научный оборот вошли такие понятия, как уровень, вид, сфера, тип, состояние духовной атмосферы, состояние общественного сознания, выражающие духовные явления.

Духовная жизнь — это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия. Духовная жизнь — деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.

Общественное сознание, безусловно, дает представление о духовной жизни, но неполное.Можно сказать, что общественное сознание есть сердцевина духовной жизни.

Общественное сознание есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития (Франция эпохи Наполеона I; советское общество 20-х годов или периода Великой Отечественной войны; или с апреля 1985 г. по август 1991 г., или общество в России после октября 1993 г.).

Структура общественного сознания. Уровень сознания — степень проникновения в сложные причинные связи.

Сознание функционирует на теоретическом и обыденном уровнях. Форма общественного сознания — система идей, возвышающаяся над определенным видом деятельности человека и видом общественных отношений.

Различают следующие формы общественного сознания: экономическое; правовое; научное; моральное; эстетическое; религиозное; национальное; экологическое сознание и т. д.

Состояние сознания. Состояние общественного сознания – доминирование группы идей, чувств, настроений в какой-то определенный период развития.

Каждая форма общественного сознания рождается под воздействием совокупной общественной практики. Она — не произвольная игра воображения.

Форма общественного сознания выражает сферу деятельности людей и виды общественных отношений.

Процесс отражения общественным сознанием объективной действительности сложен и многогранен. В каждой форме он специфичен и проявляется или в предмете и способе отражения или в характере и степени опосредованности воздействия общественного бытия на каждую из форм сознания, или в характере соотношения между объективными сторонами содержания в каждой из форм сознания, или в характере обратного воздействия каждой из форм сознания на общественную жизнь и др.

Структуру общественного сознания можно представить графически1.

Сферы

Формы

 

Виды 

Элементы 

Идеология

Правосознание 

Специфические формы национального

 

Социальная психология

Политическое 

Социально-классовое 

Социально-классовое 

Наука

Нравственное 

Национальное 

Этническое 

Художественно-эстетическая

и др. 

Религиозное 

Интернациональное 

Международное 

 

 

Эстетическое

Патриотическое 

Патриотическое 

 

Наука

Общечеловеческое 

Гуманизм 

 

Философия

Этническое 

Солидарность 

 

Экономическое

Расовое 

Коллективизм 

 

Экологическое

   

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Некоторые философы считают, что сознания как такого вообще не существует, другие отождествляют созание с неким мистическим фактором, душой, иные – считают сознание свойством живых организмов, и поэтому оно свойственно как и человеку, так и животным.

Мне кажется верным подход, определяющий, что сознание можно определить как продукт общественно-трудовой деятельности, как целенаправленное отражение, как субъективный образ объективного мира, что оно – продукт развития материи, одно из ее свойств; оно- функция мозга, действующего на основе потребностей человека, что сознание –это высшая, свойственная только людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Андреев Д. Роза Мира. М., 1991.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 /Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. –М.: Политиздат, 1990.
  3. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8.
  4. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии. 1989. № 6.
  5. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. М. 1987.
  6. Философия: Курс лекций. Учебн. пособие для студентов вузов /Под ред. Солопова Е.Ф.–М.: Владос, 1997.


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00077 sec

WordPress: 23.55MB | MySQL:119 | 1,758sec