Спиноза

<

011915 1633 1 Спиноза

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭТОЙ ФИЛОСОФИИ

 

В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить  «Краткий  трактат  о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что  в  этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более  чем  15  лет,  основные  идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность  и структурированность. Характерной особенностью метода  Спинозы  являлось  его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств.  Он  стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в  его  время  геометрия. 

Не случайно, что в названиях его  книг  так  или  иначе  часто  присутствуют слова  «геометрический  способ  доказательства».  Это  касается  как  «Основ философии  Декарта,  доказанные  геометрическим  способом»,  так  и  «Этики» (Полное название начинается со  слов  «Этика,  доказанная  в  геометрическом порядке…»). 

Связь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна,  что  долгое время   рационалистическое   учение   Ренэ   Декарта   рассматривалось   как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных  работ  Спинозы посвящена   доказательству   идей   Декарта.   Спиноза   был   его   младшим современником и просто не мог не испытать значительного  влияние  мыслителя.

Поднимаемые  им  вопросы   могут   рассматриваться   как   попытки   решения картезианских положений, а его учение – как, с одной стороны, разработка,  с другой, – реакция на эту влиятельную философию.  «Несомненно,  что  из  всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и  ему  пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»,  –  пишет Радлов.

  «Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза  не всегда разделяет взгляды, изложенные в  книге.  Принимая  физику  Декарта  в целом (хотя и  выражая  некоторую  неудовлетворенность  к  концу  жизни),  в картезианской метафизике он находил  три  неудовлетворительных  особенности: трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души  и  тела;  и приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт  признавал чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом – эти доктрины  делают мир непостигаемым. В отличие от Декарта, который основное внимание  уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для  получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

  Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до  Спинозы», пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды  Спинозы  близки к  стоическому  учению.  Безусловно   «родственной»   философской   системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль  стал  указывать  на зависимость Спинозы от  еврейской  философии,  в  частности,  от  учения  Х. Крескаса. Затем стали  указывать  и  на  некоторую  связь  его  философии  с аверроизмом, с Маймонидом –  ссылки  на  Маймонида  имеются  и  в  переписке Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то,  что Спиноза был знаком со  схоластическими  учебниками  философии  (например,  с Суаресом) и что некоторые его  определения  заимствованы  из  схоластической философской  литературы.  Влияние  схоластики  особенно  ощутимо  в   ранних произведениях  – «Кратком  трактате  о  Боге,  человеке  и  его   счастье», «Метафизических мыслях».

  На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние  оказал его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и  как вариант пантеизма (который предполагает  представление  о  Боге  как  едином мировом  духе).  Однако  он  принадлежал   скорее   к   рациональному,   чем мистическому  пантеизму,  фактически  все,  что  осталось  от  мистицизма  – концепция интеллектуальной любви к Богу.

 

 

 

2. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза;  исп. Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам  – 21  февраля 1677, Гаага).

Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако  из-за преследований евреев инквизицией они  покинули  эту  страну  (1598),  сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости  в  войне  с Испанией  (1621),  они  переехали  в  Амстердам   (1622),   поселившись   на Waterlooplein,  40.  Михаэль  Спиноза – отец  Баруха  – занимал  почетную должность в еврейской общине в то время, но не  обладал  большим  достатком.

Он был трижды женат и имел трех детей – двух дочерей и сына (Ребека,  Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла,  когда  Баруху  было  всего шесть лет.

Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё  обучение он начал в  еврейском  шестиклассном  училище,  которое  готовило  раввинов.

Основными  предметами  были  древнееврейский  язык,  богословие;   изучались работы  Ибн,  Маймонида,  Крескаса  итд.  Училище   было   известно   своими преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и,  возможно,  немецкого Спиноза  брал  у  немца  Фельбиндера.  (К  тому  времени  Спиноза  уже  знал испанский и португальский – как языки своего  отца;  голландский  от  своего окружения; немного французский и итальянский).  В  училище  Спиноза  проявил себя как очень способный ученик.

После смерти отца в 1654,  Спиноза  познакомился  с  доктором  Daniel  de Prado, высказывавшем  «неортодоксальные»  мысли  о  природе  Бога,  ангелах, бессмертии души, и  сблизился  с  коллегиантами.  Постепенно,  в  результате своих  занятий,  Спиноза  отошёл  от  ортодоксального   иудаизма.   Стараясь заставить его отказаться от  высказывания  своих  взглядов,  ему  предлагали деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В  1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

Историк Артур Герцберг в  свое  время  назвал  Бенедикта  Спинозу  первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской  общины  не для того,  чтобы  перейти  в  христианство.  «В  системе  Спинозы,  —  писал еврейский философ Луис Якобе, — Бог и  природа  рассматриваются  как  разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами  или  отдельно  от природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта  доктрина  столкнула Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством.  Абсурдно  приписывать  Богу такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от  Сириуса, чтобы он лаял только потому, что  люди  назвали  его  Собачьей  звездой».

Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а  не  на сверхъестественном откровении.

27  июля  1656  Спиноза  подвергся  великому  отлучению  в  Амстердамской синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл  несколько  недель (возможно, месяцев) в Оверкерке – деревне  к  югу  от  Амстердама,  а  затем возвратился в Амстердам.

Отлучение  23-летнего  Спинозы  раввинами  Амстердама   было   следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и  Божественного  происхождения  Торы. Руководители общины  предупредили  Спинозу,  чтобы  он  отказался  от  своей ереси, но когда он не  подчинился,  издали  запрещение:  «Будь  он  проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его  грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого  человека  и  обрушит  на  него  все проклятия, которые  записаны  в  Торе.  Пусть  Бог  вычеркнет  его  имя  под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит  из  колен  израильских...».

Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было  абсолютным.  Ни  один  еврей  не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе  четырех  шагов от  него.  После  херема,  по-видимому,  Спиноза  больше  уже   никогда   не разговаривал ни с одним евреем.

  Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое  имя  на  латинский эквивалент – Benedict (буквально: «делающий хорошее»).  В  1656-1660  гг.  в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей,  Спиноза  улучшил  свои познания в лытыни, изучил основы греческого,  введение  в  неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же  он  познакомился  с  работами  Ренэ Декарта (по другим данным  еще  в  1651,  в  любом  случае,  окружавшие  его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во  многом  определило его взгляды в области философии.

Вокруг него сгруппировался кружок преданных ему друзей и  учеников  (круг которых позже Спиноза  из  соображений  осторожности  расширял  неохотно)  – Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян  Риувертц.

В 1660 Амстердамская синагога официально запросила  муниципальные  власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию  и  морали»,  и  последний  вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ  Лейдена  (в  то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа  Хомана.  На  жизнь  себе Спиноза зарабатывал  шлифовкой  линз,  (это  было  не  трудно  учитывая  его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием.  Здесь он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге,  человеке  и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», большую  часть  «Основ философии Декарта»  и  первую  книгу  «Этики»,  содержащую  учение  о  бытии (первоначальное название -  «О  боге,  о  разумной  душе  и  высшем  счастье человека»), которая должна была, соответственно,  состоять  из  3  частей  и быть изложена в виде диалога.
<

В  июне  1663  Спиноза  переехал  в  Воорбург,  близ  Гааги.  В  1664  он опубликовал в  Гааге  «Основы  философии  Декарта»  (единственное  сочинение изданное за подписью  Спинозы  при  его  жизни)  вместе  с  «Метафизическими размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о  сложившемся  мнении  о Спинозе как об атеисте, относится к  1668,  когда  некоего  Адриана  Кербаха допрашивали  относительно  его  знакомства   с   философом.   Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический  трактат»  (1670)  лишь  укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу  спасало  то,  что  во  главе государства стояли братья де Витт,  благосклонно  относившиеся  к  философу. 

Параллельно с трактатом  (и  во  многом  для  него)  он  написал  «Еврейскую грамматику». 

  В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя  в  Paviljoensgrachts  – сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673  Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста  занять  кафедру  философии  в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью  потерять  свободу  в высказывании  мыслей.  В  1675  он  закончил  «Этику»  –  труд,  который   в систематизированной форме содержит все основные положения его философии,  но после того как в 1672  братья  де  Витт  «потеряли  власть»  (были  убиты  в результате государственного переворота), он  не  решился  опубликовать  его, хотя рукописные копии ходили  в  кругу  ближайших  друзей.  В  1675  Спиноза познакомился  с  немецким  философом  Э.В.  фон   Чирнгаусом,   а   в   1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер  от  болезни  легких,  которой  страдал в течение  20  лет  (ему  было  44  года).  После   описи  имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а  часть  документов,  в  том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья  философа  издали  в  Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском  переводе Nagelate  Schriften,  (1678),  что  в  переводе  на  русский  язык  означает «Оставленные письмена».

Несмотря на то, что его  философией  пренебрегали  фактически  в  течение столетия   после   его   смерти,   Спиноза   занимает   почетное   место   в интеллектуальной  хронологии  Западного  мира  (вместе  с  тем,  его  прямое влияние на естественные науки невелико). В 18  веке  он  пользовался  плохой репутацией атеиста. Пьер Бейль в своем «Историческом и критическом  словаре» определил учение Спинозы как  «систему  атеизма».  Даже  Д.  Юм  говорил  об «отвратительной гипотезе» Спинозы.

Спиноза стал изучаться профессиональными философами  с  начала  19  века. «Реабилитация» спинозизма  была  осуществлена  представителями  литературной критики, особенно Г.Э. Лессингом и  И.В.  фон  Гёте.  В  немецкой  философии спинозизм составил часть так называемого «спора о пантеизме»  (послужив  его началом). Влияние Спинозы в разной степени испытали Г.В.Л. Лейбниц,  (третий (во  времени),  после  Р.  Декарта  и  Б.  Спинозы   крупный   представитель рационализма), В. фон Чирнгаус, И.Х. Эдельман, И.Г. фон Гердер;  Ф.В.Й.  фон Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель (которых А. Шопенгауэр  назвал  неоспинозистами),  в какой-то мере И. Кант, Л. Фейербах. Среди поэтов и писателей Г. Гейне,  П.Б. Шелли, Б. Ауербах. Схожие идеи высказывали Л.М. Дешан; Г.Т.  Фехнер  и  А.Н. Уайтхед.

И абсолютные идеалисты, и материалисты видят  в  философии  Спинозы  свои собственные  доктрины  (достаточно  посмотреть,  например,   соответствующие заявления розенкрейцеров и диалектических материалистов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УЧЕНИЕ ФИЛОСОФА СПИНОЗА

 

а) о познании

 

В основе учении Спинозы о природе лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то, «. . . что существует само по себе и представляется само через себя. . . «. Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию – это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Это типичное проявления механицизма в воззрениях на природу.

Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. Декарт, при всем рационализме, остался на позициях религии в этом решающем пункте, так как у него сохранилось понятие о Боге как о личном существе, независимом от природы и действующим по свободной воле. У Спинозы же субстанция, имеющая два основных атрибута протяжение и мышление, отождествляется с Богом. И тем самым, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. Об этом говорит такое его высказывание: «. . . в природе Бога не имеют место не ум ни воля. . .», а без этого не может существовать конкретная личность.

Широкое применение понятия «мышление» приводит философа к утверждению, согласно которому все предметы природы «. . . хотя и в различных степенях, однако все же одушевлены. . .». Здесь сформулирован гилозоистический взгляд Спинозы на природу (гилоизмом называется точка зрения, приписывающая жизнь, в той или иной, степени всем тела природы).

  Зависимость единичных вещей от субстанции выражается Спинозой понятием модуса. Модус – это «. . . состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.. .». Субустанции, как единственному целостному началу, свойственно вечное существование, вместе с тем она бесконечна в пространстве. Модусы же, как «конечные вещи», изменчивы преходящи и только по отношению к ним имеет силу категория длительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы, выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов.

Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечного числа модусов субстанции.

Кроме значительных достижений в развитии философской мысли, учение Спинозы о природе имеет свои недостатки. Главным из них является то, что у Спинозы получилась математическая схема мира, выражающая только причинную взаимосвязь различных явлений природы, но не ее развитие. Спиноза отрицает случайность и признает только необходимость. По учению Спинозы все в мире сохраняет «. . . вечный, прочный и неизменный порядок. . .».   Еще одним крупным недостатком является разрыв между бесконечной сущностью – субстанцией и миром конечных вещей – модусов. Основная трудность, возникшая здесь у Спинозы, – это объяснить, каким образом неподвижная и неизменная субстанция является первопричиной непрерывно движущихся и меняющихся модусов.

Спиноза также не смог решить вопрос о происхождении человеческого разума. Но это связанно с историческими условиями и познаниями XVII века.

Кроме того, многие недостатки учения порождают спинозовский фатализм. Однако, несмотря на отдельные недостатки, учение Спинозы о природе явилось величайшим прогрессивным событием в истории развития человеческой мысли.

Сложность человеческого организма является результатом деятельности человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

Человеческая душа – лишь один из модусов атрибута мышления, частица «бесконечного разума Бога».

Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVII века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.

Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия внешних объектов на человеческую душу приводит к тому, что она                           «.. .воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то есть познает их. . .».

В своем учении Спиноза критикует, так называемые, «родовые понятия», которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной склонность людей приписывать природе какие-либо цели.

Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о  наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности души. По мнению философа «. . . не столько душа влияет на тело, сколько тело на душу. . . «. Спиноза вообще отрицает волю как особую самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения, состоит из отдельных желаний человека, которые вызваны определенными причинами. По учению Спинозы «. . . воля и разум - это одно и то же. . .».

Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод, основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет «общими понятиями». Они лежат в основе рассудочного познания – познания второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а заключает в себе и третий, высший род познания – интуицию. По Спинозе, интеллектуальная интуиция – это высшее проявление рациональных способностей человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором «. . . вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины. . .».

Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их «первых причинах». Лишь воображению, основанному на чувственном познании, вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда неопределенная длительность этого существования превращается в определенную и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей есть постижение их как модусов – необходимых проявлений единой и вечной субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании.

 

б) об этике

 

В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое объяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм «. . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. . .». С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.

Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.

Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.

Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный труд философа называется «Этика».

В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как «. .. в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . .». Вершина добродетели - это «. . . человек, руководствующийся разумом. . .».

Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.

В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: «. . . из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда. . .», поэтому «. . . людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. . .». А для этого надо помнить, что «. . . души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. . .». Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинаково дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.

Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.

В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель человека идти поэтому пути.

 

в) о свободе

 

Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.

Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть – это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.

Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию.  Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.

Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами, то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФА

 

Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.

Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций.

Учение Спинозы – один из важнейших этапов развития материалистической философии, развитие человеческой мысли вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беленький М. С. Спиноза.  М., 1973
    
  2. Беленький М. С. Спиноза о религии, Боге и Библии.  М., 1977.
    
  3. Декарт Р. Сочинения: В 2 Т. М., 1989.
    
  4. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2004.
    
  5. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977
    
  6. Спиноза Б.  Основы  философии  Декарта,  доказанные  геометрическим способом. М., 1977.
    
  7. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. М., 2006.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.86MB | MySQL:112 | 1,484sec