СПОР НОМИНАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

<

012015 1624 1 СПОР НОМИНАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИАктуальность темы исследования определяется тем, что средневековая европейская философия – чрезвычайно содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот период охватывает IХ – XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою специфику:

1. Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно служила ей. В образованных кругах того времени ее называли служанкой богословия. Объяснялось это тем, что церковь в средние века монополизировала образование и науку. Большинство ученых представляли духовенство, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.

2. Философию средневековья характеризовал библейский традиционализм и ретроспективность. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме того, это была не просто «Книга книг»» (в переводе в греческого библион означает книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.

3.Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобрела экзегетика — искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». В своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии.

4. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.

В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и номинализма, спору между которыми и посвящен данный реферат.

Цель работы – провести анализ сущности разногласий и спора номинализма и реализма в средневековой философии.

Задачи исследования:

– дать понятие номинализма и реализма;

– рассмотреть основные положения противостояния номинализма и реализма в средневековой философии.

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Проблема универсалий–проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты–утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует как и конкретный дом).

Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена (810 – 877) – ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие он разделяет на четыре природы:

1.  Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

2.   Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3.    Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Эриуген связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Эриугена по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания (существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин (1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия–только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ и теолог. Происходил из богатой семьи, стал отличным полемистом (диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл). Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существенные признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СПОР НОМИНАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинско-го трояким образом: в Боге, в вещах, в головах (т.е. мыслях) людей. Слово в таком случае обозначает общее. Позиция средневекового реалиста — это продолжение линии Платона.

Номиналист же продолжает линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Тут все дело, считал Оккам, в направленности субъекта, его души на предмет познания. Такое устремление, по определению, есть интенция. По природе души ее интенция такова, что она сказывается во многих вещах, но общего в самих вещах нет, оно приписано к душе, точнее, к голове человека. Знаменитая «бритва Оккама» не допускает преумножения сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет оснований еще постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей.

Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности (вот и сработала «бритва Оккама»).

В споре средневековых реалистов и номиналистов несколько особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.). Они, как и номиналисты, считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. В то же время концептуалисты обвиняли номиналистов в «сотрясении воздуха»: имелось в виду, что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы. Концептуалисты расценивали общие понятия как концепты — доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира.

Реализм (в средневековой философии) – учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как «вид». Посредством «чувственных видов» человек познает индивидуальное в вещах, посредством «сверхчувственных видов» – общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Опираясь на учение Аристотеля, а также на споры между мистиками (Августин) и учением Дунса Скотта, Фома выделил 4 уровня бытия в зависимости от того, каким образом форма, то есть творящее начало, реализуется в вещах, одушевляет их:

  1. Низшая ступень – неживая природа (минералы, камни). Здесь форма – лишь внешняя определенность вещи;
  2. Растительный мир, форма – конечная причина вещи;
  3. Животные, форма – действующая причина;
  4. Душа человека, форма существует отдельно от материи.

    Фома не противопоставляет разум воле, разум – высшая среди человеческих способностей, воля – разумная способность различать добро и зло. Человеческая душа бессмертна, это самое благородное в сотворенной Богом природе.

    Фома, в отличие от Августина, обращался не только к чувствам и интуиции, а еще к рассудку и здравому смыслу. Источником познания он считал не причастность к божественным идеям, но опыт, результаты которого обрабатываются разумом. Особое внимание к этим проблемам характеризует схоластику – тип средневековой философии, ставивший задачу рационально обосновать религиозные догмы. Средневековая схоластика считает, что всякое знание имеет два уровня:

  5. Сверхъестественное знание, получаемое через Библию;
  6. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.

    Фома подчеркивал, что теология, изучающая истины откровения через «Священное писание», исходит от Бога к его творениям. Философия же имеет дело с человеческим разумом и восходит к Богу от его творений, то есть своим путем ведет к познанию Бога. То есть теология и философия дополняют друг друга: даваемые теологией знания абсолютны, философией – относительны.

    Предпосылкой нравственного поведения Фома считает свободу воли. Разум может возвыситься над волей и управлять ею. Конечная цель человека – любовь к Богу и его созерцанию. Разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью. Однако Фома также подчеркивал значение правдивой проповеди.

    В отличие от Августина, который считал, что государственная власть – «разбойничая шайка», Фома считал, что государство существует лишь затем, чтобы заботиться об общем благе. Лучшая форма государства – монархия. Задача монарха – вести граждан к добродетели жизни. Церковь, выражающая в себе волю Бога, должна подчинить себе государственную власть. «Град земной» – государство должно служить церкви.

    Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов тянется до наших дней, точка в нем так и не поставлена. Бесспорно одно: в определенном отношении были правы как первые, так и вторые, и третьи. В современной философии весьма значимыми считаются следующие представления об общих именах, понятиях и общих признаках. Имя — это языковое выражение (либо одно слово, либо сочетание слов). Собственное имя обозначает один предмет («этот стол»). Общее имя обозначает класс предметов той или иной природы. Общими именами являются, например, выражения «студент», «лес», «действительное число», «мысль», «чувство». Предметы данного класса (множества) составляют именно класс (множество) в силу обладания каждым из этих предметов общим признаком (свойством или отношением).

    Использование одного и того же общего имени «студент» для обозначения многих людей правомерно постольку, поскольку все они обладают общим свойством — учатся после окончания школы в техникуме, институте или другом учебном заведении. Понятие отличается от общего имени, ибо оно есть форма мысли, форма обобщения, своеобразная интерпретация общих признаков, а не просто их констатация. Понятие раскрывает смысл общего имени. Так, рассуждая о понятии «студент», мы не удовлетворяемся констатацией того, что тот или иной человек учится в учебном заведении, а начинаем интерпретировать: быть студентом означает любить учиться, стремиться к совершенству в таких-то и таких-то областях. Обычно для определения понятия используют теории. Итак, общие признаки предметов обозначаются общими именами, а содержание тех и других интерпретируется в понятиях. Реалисты абсолютизировали общие признаки; номиналисты концентрировали свое внимание на общих именах, отказав в существовании общим признакам; концептуалисты фактически занимались преимущественно понятиями. Все вместе делали общее дело, над проблемными аспектами которого продолжают работать современные философы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов, например, для Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109), познание возможно лишь с помощью разума, так как лишь разум способен постигать общее.

    Противоположное направление носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «номен», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

    Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050 – ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее –только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

    В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового «естествознания».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
    2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
    3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.
    4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
    5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.., 2002.
    6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00034 sec

WordPress: 22.09MB | MySQL:116 | 1,445sec