СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

<

011915 1631 1 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯС самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения выделяют, и какие вопросы считаем главными — выделяют основные типы философии, или разделы философского знания:

– фундаментальные (Что есть мир?) — онтология;

– познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология);

– ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология;

– этические (Что такое добро и зло?) — этика;

– эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика.

– практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология.

Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность «единичных вещей». Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это – «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование онтологии как философского знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам. Философия, писал испанский философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Она есть охота за единым. Почему, спрашивает он, мы не довольствуемся тем, что нам открывается в мире без всякой философии, тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее и данное нам – это в сущности только осколки и фрагменты. Глядя на них, нельзя не заметить, не почувствовать изъяна. В любой данной нам вещи можно обнаружить, что это только часть, увидеть глубокий след излома, рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, можно увидеть, что это только фрагмент, к которому необходимо домысливать дополняющую его реальность. Даже если брать не определенную вещь, а материю, которая, кажется. Служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию. Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же касается реальности внутри нас: в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим своего полного настоящего Я, которое скрыто от нас. Даже мир в целом является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Все это вынуждает нас философстовать. Философстовать – значит искать целостность мира, нечто, не являющееся тем, что нам дано1.

Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.

В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание). В рамках нашего учебного курса термины «гносеология» и «эпистемология» следует считать синонимами.

Аксиология: философское учение о ценностях. Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении1. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.

Философско-логические основания учение о ценностях впервые разрабатывает Платон. Разграничив два типа бытия, – «мир вещей» (чувственная реальность) и «мир идей» (сверхчувственная, умопостигаемая реальность), – он создает учение о Едином. Едионе (у Платона) – это первооснова, объединяющее первоначало, задающее целостность (единство) многообразным проявлениям Бытия. Функциональным аспектом Единого у Платона выступает Благо. Едионе в аспекте Блага является одновременно и первоначалом Бытия (онтология), и основанием истинности (гносеология), и условием ценности, т.е. того, к чему следует стремиться человеку с позиции добра и красоты (аксиология). То, что представляет действительную (а не мнимую) ценность, соответствует Благу – единству истины, добра, красоты.

Представление о единстве Бытия и Блага, введенное Платоном, является господствующим в последующей античной и средневековой европейской философии. Понятие «ценность» как собственно философское понятие начинает разрабатываться с конца XVIII в., так как к этому моменту возникает сомнение в правомерности отождествления Бытия и Блага. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Ценности имеют значимость постольку, поскольку представляют собой требования, обращенные к воле человека, и указывающие на некоторую стоящую перед человеком цель. И.Кант противопоставил сферу природы (сущее, подчиняющееся необходимости и познаваемое теоретическим разумом) сфере нравственности (должное, которое не существует, но обладает значимостью для человека, который свободен в отношении подчинения или не подчинения ценностным требованиям).

Однако Канту не удалось создать основоположения аксиологии как самостоятельной философской дисциплины, поскольку он не смог предложить единое основание для системы ценностей. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Основания аксиологии впервые создал Р.Г.Лотце в середине XIX в. Лотце поставил задачу обосновать истинность познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических истин. В рамках гносеологической проблематики он обосновывает понятие «значимости», придавая ей объективный характер, осуществляя аргументированную критику субъективизма и релятивизма в понимании значимости. В общем становление аксиологии происходит в рамках неокантианства, утверждающего, что ценности существуют не в виде неких «вещей» (т.е. не обладают собственным существованием), а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью, воплощаются в деятельности человека.

Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).

<

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа (в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа (в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

Философия общества (социальная философия). Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное (в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия).

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации.

По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения). Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.

В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.

Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению.

Свои разновидности, как известно, существуют среди идеализма и материализма. Есть идеализм объективный, постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога, Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой Воли (неоплатонизм, разные виды религиозной философии, абсолютный идеализм Гегеля и т.д.). Ему противостоит идеализм субъективный (или солипсизм в другой терминологии), признающий очевидную реальность лишь собственных переживаний и идей (Беркли, Фихте). В свою очередь, материализм может быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим, диалектическим, естественнонаучным и т.д.

Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый – скептический – вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке.

Помимо типов философских мировоззрений, вытекающих из того или иного характера решения философских проблем и специфических акцентов в ее соотношении с другими сферами духовной культуры, существуют также многочисленные течения, выводящие свою родословную из идей того или иного классика философской мысли или из своеобразия используемой философской методологии. Эти два последних принципа классификации являются наиболее распространенными и универсальными. Так, до сих пор существуют такие влиятельнейшие течения в философии как марксизм, фрейдизм и неотомизм, почитающие в качестве безусловных авторитетов Карла Маркса, Зигмунда Фрейда и Фому Аквинского. Некоторые течения подобного рода стали достоянием истории: неоплатонизм и неопифагореизм, неокантианство и неогегельянство, картезианство и лейбницеанство. Что же касается идентификации своих философских идей по характеру используемых методов, то диалектика, феноменология, герменевтика, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия являются весьма влиятельными направлениями современной философской мысли.

Возможны и иные основания классификации существующих и существовавших ранее типов философских мировоззрений. Существуют несколько попыток дать универсальную классификацию типов философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В.Дильтея и русского философа Н.О.Лосского.

Философия – лучшая школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские озарения, равно как и гениальные философские заблуждения – это лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в новую дорогу.

При этом философия – это вовсе не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые общие результаты и постулаты, которые могут дать твердую опору в жизни и принести непосредственную практическую пользу.

 

3.ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

 

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины. Научная (и учебная) дисциплина — это самостоятельная отрасль, раздел какой-либо науки, в нашем случае — самой философии как предметно-проблемной целостности. В философских дисциплинах отражаются или выражаются относительно самостоятельные стороны, аспекты общего и единого предмета философии. Как части целого они несут на себе его отпечаток.

В общем плане философские дисциплины делят на теоретические и практические. Соответственно философию — на теоретическую и практическую.

Теоретическая философия, если пользоваться Кантовской терминологией, отвечает на вопрос «Что я могу знать?». Внимание философии практической, опять же по Канту, сосредоточено на вопросе «Что я должен делать?». Иными словами, теоретическая философия (теоретические философские дисциплины) имеют дело с размышлением относительно «предельной реальности» (исходно- и определяюще-первых начал, принципов, причин) всего существующего и его отдельных сфер, а практическая (практические философские дисциплины) — с человеческим поведением, теми силами и способностями, которые в него вовлечены. Теоретическая философия учит свободе мысли, практическая — свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь).

К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления), антропология (учение о человеке, человеческом бытии в мире) и т.д. В практической философии выделяют прежде всего этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права и т.д.

Теоретические философские дисциплины можно отнести к аристотелевскому, а практические философские дисциплины — к сократовскому типам философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ В ФИЛОСОФИИ

 

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

диалектика;

метафизика;

догматизм;

эклектика;

софистика;

герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

материализм;

идеализм;

эмпиризм;

рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М., 1997.
  2. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1997.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2008.
  4. Философия и методология науки: Учебное пособие доля студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
  5. Философия: Учебник. 7-е изд. / Отв. редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. – М.: ТОН-Остожье, 2007.
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Метрошенкова. – М.: Гардарики, 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00141 sec

WordPress: 22.76MB | MySQL:114 | 3,115sec