Характерные черты Средневековой философии

<

011815 0144 1 Характерные черты Средневековой философииСредневековая философия представляет собой длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Дело в том, что официальная римская религия не могла дать утешение человеку, так как она была тесно связана с деспотическими порядками. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей средневековой философии, для этого в данной контрольной работе рассматривается характерные черты средневековой философии и приведены основные философские идеи Аврелия Августина.

Философия Средних веков– это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

– в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;

– буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;

– конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;

– в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский(1225–1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

– «Сумма теологии»;

– «Сумма философии»;

– «Сумма против язычников».

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

– бытие возможное;

– бытие действительное;

– категории материи как возможность бытия;

– категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:

1)  теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

2)  монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

3)  креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4)  символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5)  средневековый антропоцентризм– согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель– не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;

6)  средневековая герменевтика –искусство истолкования текстов.

 

2 Основные философские идеи Аврелия Августина

 

<

Августин Аврелий (354—430 гг.), или, как принято называть его, Августин Блаженный, — один из столпов раннехристианской фило-софско-этической мысли. Он прошел путь от вольнодумного ритора цицероновской школы до страстного христианина, создавшего собственное учение, полное глубокой веры в Христа. Августин обратился в христианство уже взрослым тридцатилетним человеком, и тот мировоззренческий переворот, который он сам претерпел, стал одной из основных тем его философствования. Чудо своего перерождения и обновления Августин полностью приписывает Божьей благодати. Человек немощен, слаб, а Господь всесилен, и потому человек может быть просветлен и спасен лишь верой — искренней и безоглядной. Только она уводит людей от их несовершенства и греховности. Эта позиция стала исходной для всех этических взглядов Августина. Для Августина Бог — абсолютная творческая сила, он совершенен, самодостаточен и непознаваем для человека. Добро, благо не может быть отделено от Бога, не может стоять над ним или существовать с ним наравне, ибо благо — это и есть сам Бог. Высшее благо — это воля Бога. Божественные заповеди не могут быть измерены человеческой меркой, не могут быть проверены в обычном повседневном опыте, они не должны подвергаться испытанию на разумность или гуманность. Само божественное происхождение делает эти заповеди абсолютно совершенными, а значит, также разумными и гуманными. Все, что происходит от Бога, является добром.

Поскольку наш земной мир, природа созданы Богом, постольку для Августина они есть не подлежащее сомнению добро. Действительность иерархична, в ней все находится на своих местах: минералы, растения, животные, а человек выступает венцом всех земных созданий. Поскольку Бог сотворил и материю, и тело, то и они хороши и прекрасны. Бог достоин во всем наивысшей похвалы. Зло порождается лишь частной точкой зрения. Если же мы возвысимся до обозрения целого, то поймем, что все хорошо.

Тем не менее Бог и мир — принципиально различны, как творец и тварь, и на этом различии строится августиновская мораль. Истинного наслаждения достоин только Бог, ибо он самоценен, а вся тварная действительность предназначена лишь для пользования: радуйся Богу, но не пытайся использовать его, используй земные блага, но не наслаждайся ими. Августин не отрицает значения земных благ для человека, но они вторичны, они — не главные. Их следует отодвинуть в сторону, а возможно, и пожертвовать ими, если ты обращаешь свой взор ко Всевышнему. Богатство, чувственные удовольствия, гордыня — все это надо отринуть, поскольку они мешают видеть Бога. При этом Августин не отказывает людям в интеллектуально-эстетических и интеллектуально-логических благах, ибо они с его точки зрения помогают лучше постигнуть Бога. Главное в морали — ее духовность, ее обращенность ко Всевышнему. Когда человек живет «по человеку», а не «по Богу», он следует по пути Дьявола.

Для Августина моральность человека не автономна, она укоренена в Божественном начале. Эту точку зрения он яростно отстаивал в споре с британским монахом Пелагием, с так называемой «пелагианской ересью». Пелагий считал, что смертный Адамов грех не передается потомству, всякий новый человек рождается нравственно чистым, незапятнанным, и дело его спасения — дело его собственных рук. Божественное воздаяние соответствует нравственным деяниям каждого. Бог справедлив, он дает вознаграждение сообразно заслугам. У Пелагия совершенно в античном духе оказывалось, что человек — сам хозяин своей судьбы, а Господь — честный и строгий судья, но не промыслитель, определяющий судьбы.

У Августина же сильны мотивы фатализма, божественного предопределения человеческой судьбы. Бог создал Адама способным не грешить. Он дал ему свободу, но у этой свободы была изначально заданная направленность — выполнять заповеди Творца. Бог как бы не предполагал самочинности и произвола в человеке, он направлял его к свободному выбору благого. Однако человек проявил непомерную гордыню, он возомнил, что может сделаться как Бог, и это стало его грехом и его фундаментальным нравственным падением, повлекло за собой изгнание из Рая. Таким образом, греховность людей коренится в неправильном употреблении свободной воли, в радикальном непослушании.

Для Августина онтологического зла, укорененного в бытии, нет, ибо бытие — это Бог. Зло — это отсутствие добра, уклонение от него, промах, ошибка, отступление от Божьей воли. Воля человека греховна, так как она отклонилась от высшего повеления, потянулась ко вторичным, низшим благам, вздумала утвердить себя как самостоятельную и независимую. Но почему воля смогла стать злой? Содержалось ли это в божественном замысле мира?

Августин затрудняется однозначно ответить на этот вопрос. Порой он говорит, что у злой воли вовсе нет причины, но при этом оказывается, что человек автономен в своих действиях и решениях, а это не согласуется с концепцией божественного предопределения. Тогда Августин утверждает, что грехопадение входило в божественный план, Бог предвидел, что человек может стать злым. Но тогда как быть с безусловной божественной благодатью? Почему Господь попустил существование зла в мире? Чтобы выпутаться из возникающих противоречий, Августин выдвигает тезис о том, что злая воля смогла появиться в силу творения Ботом мира из «ничего». Природа этого «ничего» примешалась к полноте божественного бытия и вызывала возможность несовершенства, порчи, зла. Но такое объяснение вводит двойственность мира, равноправность добра и зла, что, конечно, нетерпимо для христианина, утверждающего абсолютную изначальность и господство Бога. Поэтому Августин, в конечном счете, отказывается отвечать на вопрос об источнике зла, он считает это темой, непосильной для ограниченного человеческого ума.

Августин утверждает существование трех главных видов греха, которые он называет похотью. Первый вид — похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Второй — похоть гордыни, жажда самоутверждения на поприще разных видов деятельности. Третий — похоть очей: это влечение к познанию, постижению тайн природы, выпытыванию у мира того, что доступно лишь Богу. Все эти стремления являются для Августина греховными, так как нацеливают человеческий ум и душу на земное, а не на небесное, зовут его к чувственной действительности, а не к трансцендентному. Человечество глубоко греховно. Первородный грех передается из поколения в поколение, неся с собой смерть, полученную Адамом в результате изгнания из Рая. Однако Господь милостив, он прислал к людям своего сына Иисуса Христа, что дало многим возможность обратить очи к небесам и стать на истинный путь. Без Бога и его помощи человек не может подняться из трясины греховности. Но по какому принципу Всевышний распределяет свою благодать? Почему одних он берет в Рай, а другим предназначает Ад? Руководствуется ли он заслугами человека, его нравственным усердием, его поступками? Нет, говорит Августин. Выбор Бога — это его тайна. Человеческие мерки не подходят для Божьего суда и высшего решения. Воля Бога может быть парадоксальной с частной людской точки зрения, его наказания и награды непостижимы для нас: он может низвергнуть праведника и вознести грешника. Даже горячая вера не гарантирует спасения. Бог сам определяет, кто достоин благодати, а кто нет. Не заслуги людей играют здесь главную роль, а сам божественный дар. Этот подход Августина к Божьей справедливости еще раз подтверждает его исходную мировоззренческую позицию: не Бог ориентируется на добро, а добро является таковым, поскольку оно исходит от Бога. Достойность и недостойность — не дело человеческого решения и мнения, Господь следует по своим путям, недоступным и неисследимым для человека — Божьей твари.

Но как жить человеку, если его моральное усердие и праведность ничего ему не обещают? Августин видит эту проблему и решает ее так: он утверждает, что истинно избранные не знают о своей избранности, но всем доступно в полной мере предаться любви к Богу. Любовь в его концепции есть могучая космическая сила, заставляющая каждую вещь стремиться к ее законному месту. Это не внешняя, а внутренняя сила, имманентно присущая каждому. Для человека характерно естественное стремление к Богу, он единственный достоин подлинной любви, а любовь ко всем частным вещам и существам оправдана только тем, что она ведет к любви к Богу или выражает ее. Все классические античные добродетели — мудрость, мужество, умеренность, справедливость — нужны по Августину лишь для того, чтобы человек осознал относительность тех благ, к которым они ведут. Нравственное усилие — это усилие по направлению иррациональной любовной страсти в нужном направлении — от частных и конечных вещей — ко Христу, к Богу, к вечному. Сердце человеческое жаждет и ищет Бога, а христианская мораль помогает его найти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Величайшая её заслуга состоит в том, что преемственная связь античной философии и последующих типов философии не прервалась. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики, обосновало необходимость изучения природы.

Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления — церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях: креацианизм — учение о сотворении Богом мира из ничего; провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, 3. сотериологизм — ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). «Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее». Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет — Библия.

Философия Средневековья — это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали — экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза — истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли — монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика — усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. «Философия — служанка богословия». Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бушуев А.М. Философия. –М,: Академия управления МВД России. Московский университет МВД, 2004
  2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М., 2010.
  3. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 2010.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2011.
  5. Философия и методология науки: Учебное пособие доля студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. М., 2006.
  6. Философия: Учебник. 7-е изд. / Отв. редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. – М.: ТОН-Остожье, 2007.
  7. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2010.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00035 sec

WordPress: 22.33MB | MySQL:112 | 1,613sec