ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

<

080314 1408 1 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СОЦИАЛЬНО СРЕДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Научно-технический прогресс, при всех его несомненных благах, ускоряет общий ритм жизни, увеличивает количество стрессовых ситуаций, резко сокращая при этом физическую нагрузку человека. Времени для занятий физкультурой остается все меньше, все сложнее компенсировать образующийся недостаток движений.

В социальной работе очень важно, чтобы не только повышалась требовательность к каждому человеку за состояние его здоровья, велась активная борьба против употребления алкоголя, курения, физической пассивности людей, но и осуществлялась целенаправленная пропаганда здорового образа жизни.

В настоящее время 7 миллионов взрослого населения России зарегистрированы как инвалиды I, II, III групп, возраст половины которых — до 45 лет. Ну, а если к тому же учесть общее количество хронических больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных людей в результате травм или заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, то в стране будет насчитываться 20-25 миллионов человек, нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях. Особенно важно использовать средства и методы физической культуры, так как они уникальны и универсальны при реабилитации всех видов: медицинской, физической, психической и социальной(1).

В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

Человечеством уже накоплен огромный опыт по профилактике и лечению большого числа заболеваний с использованием следующих «средств физической культуры»: физические упражнения, гигиенические средства и факторы природы. Любой социальный работник должен знать о позитивных сторонах, физической культуры, имеющей огромное общественное значение в укреплении социальной поддержки населения.

Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, складывающихся на той или иной социально-экономической основе. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспитанием членов общества, а также связями с производством, наукой и техникой (2).

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека.

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». М.В. Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении Российского народа», представляя широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость серьезного развития физической культуры и спорта.

Под физической культурой и в социальном, и в индивидуальном смысле мы понимаем- способ целеполагания при формировании телесности. Многие авторы связывают эту проблему с проблемой физического совершенствования. Для достижения этой цели физическая культура как общественное явление в первую очередь должна обеспечивать формирование индивидуальной физической культуры. Иными словами, физическое совершенство является обобщающим образованием, системообразующим фактором и в отношении индивидуальной физической культуры. Рассматривая физическую культуру в общесоциальном смысле и в отношении ее индивидуального аспекта, важно иметь в виду: целью является гармонически развитой человек (1).

К сожалению, несмотря на всю тривиальность указанного положения, понятие индивидуальной физической культуры, впрочем, как и теоретические и методические пути ее формирования, почти не разработано.

Физическую культуру человека, очевидно, следует рассматривать в двух планах: как элемент культуры личности и как аспект ее отражения в образе жизни и физическом облике человека.

Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей, без преувеличения, безграничны. Конечно, раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с помощью физической культуры не представляется возможным. Но перечислить основные направления и практическую значимость просто необходимо.

В последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, получили особое развитие неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и дорожных травм и даже потери от войн, вместе взятых. Особое место в профилактике этих заболеваний занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни(2).

<

Социальная защита инвалидов как наиболее ущемленных в социально-экономическом и морально-психологическом отношении слоев населения требует целенаправленной деятельности государства и других субъектов в области формирования цивилизованных условий жизни, которые обязательно включают в себя и занятия физическими упражнениями. Кроме повышения рейтинга остаточного здоровья инвалидов, это позволяет успешно справляться с учебной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, купировать стрессы (3).

Одним из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормальных двигательных актов является применение современных тренажерных устройств. Тренажерные системы едва ли не единственное средство для восстановительно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов. Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т. д. Все это возможно развить и поддерживать на высоком уровне с помощью так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится большая часть времени из общего срока подготовки к полету.

В соответствии с требованиями ФЗ от 24.11.95 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также поручениям Президента РФ по проблемам детей-инвалидов Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму определена система физкультурно-спортивных мероприятий среди инвалидов, предусматривающая соревнования на всех уровнях среди лиц с поражением ОДА, умственной отсталостью, незрячих и глухих спортсменов. Эти соревнования общим числом от 50 до 60 ежегодно отдельным блоком входят в Единый календарный план Всероссийских физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Совместно со спортивными федерациями по категориям инвалидности были разработаны и введены в Единую спортивную классификацию, соответствующие спортивные нормы и требования по 31 виду спорта, которые продолжают пополняться новыми видами спорта. Разработана концепция Государственной политики в области физической реабилитации и адаптации инвалидов, одобренная Общественным советом по физической культуре, а затем согласованная с Министерством образования РФ Министерства труда и социального развития РФ и Мин. Здравоохранения РФ.
Впервые в государственную отчетность включены показатели развития физкультуры и спорта среди инвалидов. В настоящее время в стране насчитывается более 400 спортивных клубов инвалидов (в 1996 г. их было 76).

Адаптивная физическая культура является физической культурой лиц с отклонениями в развитии и инвалидов, комплекс эффективных средств их физической реабилитации и одно из основных средств социальной и психофизической адаптации (1).

Физическая реабилитация — это восстановление, коррекция и компенсация нарушенных функций организма человека, социальных функций и трудоспособности лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры и спорта (1).

Прежде всего, средства физической культуры оказывают благотворное влияние на процесс физической реабилитации инвалидов, восстановление двигательных функций и общее укрепление здоровья.
Помимо этого, значение физической культуры и спорта трудно переоценить в процессе социальной адаптации инвалидов. С помощью занятий физической культурой и спортом инвалиды возвращаются в общество и, самое главное, подают пример всем инвалидам в том, что жизнь может быть полноценной, несмотря на инвалидность (1).

Для того чтобы существенно увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом среди инвалидов необходимо расширить масштабы физкультурно-спортивной деятельности государственных и общественных организаций по вовлечению инвалидов в занятия физической культурой и спортом.

Физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры, адаптивного спорта и адаптивного физического воспитания реализуются в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивных школах и центрах, специальных (коррекционных) учреждениях, в том числе учреждениях дополнительного образования любых видов для работы с инвалидами и лицами, отнесенными к специальным медицинским группам и с ослабленным здоровьем, находящихся в системе образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта (3).

Как средство и метод физической культуры физическое упражнение не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на различные стороны реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. Рациональная двигательная активность позволяет обрести самостоятельность, социальную, бытовую, психическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом (3).

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Обеспечению качественных изменений в подходе к проблеме инвалидов в свою очередь, будут способствовать следующие этические, социально — экономические и организационные обстоятельства:

— реализация мероприятий по существенному улучшению качества жизни инвалидов, совершенствование материально-технической базы общественных организаций и учреждений инвалидов (инвалидов c дефектами органов зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта и т.д.);

— создание условий, позволяющих инвалидам принимать участие в общественной, культурной и физкультурно-оздоровительной жизни области; 

— создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом   на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях областного центра; организация групп здоровья;

создание специализированных центров физической реабилитации инвалидов средствами оздоровительной и адаптивной физической культуры 

— создание физкультурно-спортивных клубов для инвалидов по месту жительства для адаптации организма инвалида к спортивным нагрузкам и создания основы для формирования спортивных двигательных навыков в конкретных видах спорта;

— создание городской (областной) федерации физической культуры и спорта инвалидов для координации деятельности государственных и общественных организаций по привлечению инвалидов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой и спортом; 

—  целевое выделение внебюджетных средств на поставку спортивного инвентаря и оборудования для спортивных клубов инвалидов; обеспечение целевого выделения внебюджетных средств на доставку инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и «колясочников» к местам занятий физической культурой и спортом;

— оказание практической и методической помощи коллективам физической культуры по развитию как отдельных групп, секций инвалидов на базе спортивных сооружений, так и городских физкультурно-оздоровительных клубов, созданию сборных команд города для участия в соревнованиях различного масштаба, отбору участников международных соревнований.

— системное, научно-обоснованное медицинское и программно- методическое обеспечение физической культуры и спорта инвалидов с использованием достижений отечественной и зарубежной науки и практики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 

— организация регулярных передач по вопросам физической культуры и спорта инвалидов на телевидении,  публикаций в средствах массовой информации; организация общественных слушаний;  

— проведение методических семинаров по подготовке и переподготовке спортивных судей по видам спорта для обслуживания соревнований инвалидов на городском, районном и областном уровнях;

— введение в городских спортивных школах ставки специалиста (тренера- преподавателя, инструктора) по адаптивной физической культуре, осуществление дифференцированного подхода к оплате труда  специалистов;

— организация профессиональной подготовки и повышения квалификации социальных работников, работников физкультурно-спортивных организаций в сфере лечебно — физкультурной реабилитации инвалидов, физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, массового спорта и спорта высших достижений. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону, 2004.
  2. Царик А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: Нормативные документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации Серия: Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. М., 2000.
  3. Яррская –Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00119 sec

WordPress: 24.56MB | MySQL:121 | 1,668sec