ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ- СБЕРЕЖЕНИЯ. АЭРОБИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ

<

073114 1314 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ     СБЕРЕЖЕНИЯ. АЭРОБИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ
1 ПРОГРАММА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ»: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Забота о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии – первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений, и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность жизнедеятельности дошкольника и способствует его двигательной активности. Однако, проведенные исследования показали необходимость в дополнительном инновационном подходе к данной проблеме. Показатели здоровья детей в целом нельзя оценить как хорошие. Причин тому немало, но хотелось бы обратить внимание на одну из них — недостаточное внимание со стороны взрослых к мотивационной сфере ребенка. Обязательными структурными компонентами любой деятельности, в том числе и двигательной, являются цель, мотив, действия, операция, результат. Это означает, что выполняя упражнения на физкультурных занятиях, ребенок начинает осознавать: что он делает, зачем он это делает, как нужно действовать, что будет в итоге. Каждый из компонентов деятельности значим, и по-своему влияет на результат. Важно определиться с терминами «мотив» и «мотивация». Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. все то, в чем нашла свое воплощение личность. Мотивация система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. В структуре мотивации выделяется несколько компонентов. Первый из них — гедонический, т.е. приятный. Он работает в том случае, когда ребенок получает удовольствие от деятельности. В программе «Разноцветные фантазии» интерес к двигательной деятельности стимулируют яркие, привлекательные, необычные спортивные пособия: фитболы, степы, гимнастические палки, мячи.

Для разнообразия двигательной активности детей применяются элементы и целые занятия с использованием больших мячей (фитболов) и степов.

Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином. Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Фитбол-аэробика — новое современное направление оздоровительной аэробики, «фитбол» в переводе с английского означает «мяч для опоры». Оздоровительные занятия с такими мячами приобретают все большую популярность; они доступны и способствуют повышению интереса детей к физическим упражнениям.

За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.

Большое разнообразие упражнений фитбол-аэробики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча.

При использовании мяча как предмета выполнятся различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.

Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.).

Используется мяч и как ориентировка в пространстве при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон, назад прогнувшись из положения, стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения сидя ноги врозь и т.д.

Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.

Мяч используется как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе -вправо и влево).

Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).

Отличительной особенностью программы является то, что она дает информацию о многообразии средств нового современного оздоровительного вида аэробики для детей, овладение упражнениями которого позволит укрепить их здоровье, повысить интерес к занятиям, совершенствовать уровень физического развития и двигательной подготовленности.

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения -«орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. В мире большой популярностью пользуется аэробика. О ней вновь вспомнили в начале XX века. С.М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писан, что «аэробика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений». О ее благотворном воздействии писали Т.С. Лисицкая (1989), С.В. Шарманова (1995), Н.А. Фомина (1996), В.Н. Курысь (1998), С.Ю. Максимова (2002), Е.П Прописнова (2003) и др. Аэробика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции.

<

Итак, достоинства аэробики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка — на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма — известны. Выполнение ритмических заданий дает возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и т.д.) с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений.

Возраст детей, участвующих в программе 4-7 лет. Продолжительность реализации 3 года. Режим занятий: в средней группе 1 раз в неделю, в старшей и подготовительной — 2 реза в неделю. Форма занятий подгрупповая и индивидуальная.

Цель программы «Разноцветные фантазии» состоит в создании современной оздоровительной технологии и обеспечение полноценного развития детей, и совершенствование их физического и психологического здоровья.

Задачи программы «Разноцветные фантазии»:

– создание мотивации для занятий аэробикой;

– повышение эмоционального настроя;

– воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической
культуры;

– формирование основ культуры движений;

– формирование красивой осанки;

– повышение физической работоспособности;

– совершенствование чувства ритма, музыкальности;

– совершенствование уровня физического развития и двигательной подготовленности.

Информационное обеспечение: публикации в периодических изданиях, размещение информации и методических разработок на сайте учреждения, дошкольного методического центра, кафедры развития детей младшего возраста ККИДППО, открытые занятия с последующим обсуждением, семейные гостиные, мастер-классы.

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя использование оргтехники: магнитофона, мультимедийной установки, компьютера, многофункциональных устройств, а также необходимого спортивного инвентаря: фитболы, мячи разных размеров, степы, гимнастические палки.

Программа состоит из двух разделов:

  1. Структура занятий, перспективное планирование, ожидаемые результаты, формы подведения итогов.
  2. Приложение.

     

     

     

     

     

     

    2 РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

     

    Годовой план рассчитан на три года обучения. Все занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю в группах старшего возраста и 1 раз в неделю в средней группе. Игра на занятиях приобретает более совершенные формы, становится развивающей. Важным мотивом в развитии творчества дошкольников является сознательная постановка мотива для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Большое внимание на занятиях уделяется формированию у дошкольника красивой осанки, повышения работоспособности, воспитания стойкого интереса и потребности к занятиям физической культуры. При первых признаках переутомления проводятся физкультминутки, которые положительно влияют на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность. В конце каждого занятия проводится анализ. Коллективное обсуждение ил самоанализ позволят сравнивать результаты, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы. При составлении календарного плана учитываются занятия, которые в некоторых месяцах не укладываются в 4-недельную схему. В такие занятия может быть включен обобщающий и закрепляющий материал.

    Предполагаемые результаты:

    – стремление перенести полученный в детском саду опыт в домашние
    условия. Обогащение эмоциональных связей педагог-ребенок;

    – положительная высокая динамика физической подготовленности;

    – активизация мотивации детей к здоровому образу жизни;

    – положительная динамика изменения эмоционально-психологической
    атмосферы в группе.

    Для успешного внедрения программы необходимо тесное взаимодействие с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, медицинской службой, воспитателем.

    3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

     

    Тесное взаимодействие с педагогом-психологом является основополагающим в работе с дошкольниками. Индивидуальные особенности психики и развитии эмоциональной сферы каждого ребенка диктуют необходимость в постоянном наблюдении, коррекции и рекомендации педагога-психолога. Особенности взаимодействия гиперактивных детьми более пассивными, оптимальный режим работы определенной группы детей и взрослых с рекомендациями для индивидуальных занятий выявляет педагог-психолог в результате диагностического обследования каждого ребенка и изучения семейной микросреды

    Рассмотрим характера взаимодействия с музыкальным руководителем.

    На музыкальных занятиях и занятиях аэробикой решается ряд общих задач. Музыкальный руководитель совместно с инструктором по физической культуре проводят интегрированные занятия, готовит мюзиклы. Музыкальный руководитель подбирает соответствующую музыку к каждой части занятия.

    Особенности взаимодействия с медицинской службой следующие. Перед началом занятий с группой детей необходимо просмотреть паспорта здоровья. За исключение глубоких патологий противопоказаний по занятиям аэробикой нет. Но занятия с детьми, стоящие на учете у невролога, ортопеда требуют особой дифференциации. С такими детьми первое время лучше заниматься отдельно, используя на занятиях упражнения и игры спокойного характера, не допускающих перевозбуждения. После первых активных занятий необходимо проводить измерение пульса и артериального давления. У детей не стоящих на учете у врача необходимо следить за медицинскими отводами.

    Рассмотрим характер взаимодействия с воспитателем. Тесное взаимодействие с воспитателем служит залогом системности и качества выполнения поставленных задач данной программы.

    В руках воспитателя заключены возможности не только развития и обучения ребенка, но и создание душевного равновесия и духовного здоровья. Воспитатель должен понять причину духовного дискомфорта ребенка и выбрать наиболее адекватную форму общения с ним, отвечающую его типу поведения и той потребности, Тесное взаимодействие с воспитателем служит залогом системности и качества выполнения поставленных задач данной программы.

    В таблице 1 приведена основная структура комплекса занятий аэробикой для детей старшего дошкольного возраста.

     

    Таблица 1 – Основная структура комплекса занятий аэробикой для детей старшего дошкольного возраста

    Части комплексов 

    Длительность 

    Количество упражнений 

    Преимущественная направленность упражнений 

    Подготовительная:

    – строевые упражнения;

    – игроритмика

    4 мин.

    6 упражнений

    – на осанку;

    – типы ходьбы;

    – координационные движения;

    – ритмические хлопки и притопы

    Основная часть:

    – танцевальные шаги;

    – акробатические упражнения;

    – гимнастические этюды;

     

     

    6 мин.

     

    6 мин.

     

    10 мин.

     

     

    9 упражнений

     

    6 упражнений

     

    10 упражнений

    – для мышц шеи;

    – для рук плечевого пояса;
    – для туловища;

    – для ног;

    – для развития мышечной силы;

    – для развития гибкости;

    – для развития ритма, такта

    Заключительная часть:

    – дыхательные упражнения;

    – релаксация

     

     

    2 мин.

     

    2 мин.

     

     

    4 упражнения;

     

    2 упражнения

     

     

    – на дыхание

     

    – на расслабление

     

    Формой подведения итогов реализации программы являются педагогические и медицинские карты. Обследование проводится в три этапа, отражающих динамику физического развития и подготовленности дошкольника: в начале (сентябрь), в средине (январь — 2 недели) и в конце учебного года (июнь).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  3. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 85 с.
  4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: ФИС, 1987. – 58 с.
  5. Ежова О.А. Разноцветные фантазии. – Краснодар: Центр развития ребенка – детский сад № 121, 2010. – 28 с.
  6. Физическая культура: учеб. Пособие / Под общ. Ред. Л.М. Волковой, П.В. Половникова: СПб., 1998. – 153 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00057 sec

WordPress: 21.89MB | MySQL:118 | 1,627sec