ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

<

073114 1330 1 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Основные понятия и определения мотивации спорта.

Мотив – это побудитель к действию, поступку, деятельности. Являясь побудительной причиной, он придает поведению человека то или иное направление и заставляет его действовать именно так, а не иначе. Действия людей подчинены силе, формирующей ту или иную цель и ведущей к ее достижению – мотиву (Пилоян, 1981).

Мотив не только определяет поведение человека, но и во многом обусловливает конечный результат его деятельности. Мотивированный человек более эффективно реализует любое дело, а главное, он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели. Причиной этому послужило то, в практике спорта и в жизни глубокий научный анализ данной проблемы подчас применяется житейскими представлениями (Подмарков, 1979). Пытаясь объяснить то, что детерминирует поведение людей, мы очень часто поддаемся искушению совести все к явлениям, лежащим на поверхности. Желание или нежелание, переживаемое человеком, автоматически отождествляется с мотивом. Такое упрощенное понимание мотивов не позволяло приступить к научному решению этой проблемы. Человеком двигает нечто более глубокое, чем переживания, чувства, эмоции, и , если мы хотим в этом разобраться, необходимо выйти за рамки обыденных представлений о побуждающей основе деятельности людей. Требуется, вооружившись современными знаниями, постичь проблему мотивов во всей ее сложности (Леонтьев, 1971).

К сожалению, вопросы, связанные с мотивацией спортсменов, несмотря на попытки их решения, остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения. Обусловлено это двумя причинами: во-первых, в современной психологии нет единства в понимании существа этого явления. Во — вторых, в спорте понятие «мотив» затерялось в тени истинно спортивных категорий – воли, целеустремленности, решительности и т. п. Тем не менее, в спорте роль мотивационных побудительных начал проявляется особенно ярко (Кретти, 1987).

Мотивация – это краеугольный камень объяснительной и практической психологии. Почему человек действует в этом направлении, а не в ином ? Ведь жизнь представляет тысячи возможностей. И почему он действует с такой, а не с иной активностью ? И как эту активность поднять на новую высоту, что особенно проблематично тогда, когда она и без этого высокая. Ведь эти вопросы имеют огромное значение в спортивной деятельности. Несомненно, активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность занятий тем или иным видам спорта, его результативности определяются мотивацией в тренировочном процессе (Пилоян, 1981).

Мотивация базируется на потребностях спортсмена, идет через иерархию его целей в спорте (Стратегических, тактических, операционных) и находит выражение в создании конкретных побуждений.

Вопрос о мотивации всегда вызывает исключительный интерес у тренеров. Среди проблем психологического обеспечения спортивной тренировки поддержание мотива к хорошей, продуктивной, многолетней работе можно считать проблемой № 1.Многие тренеры, обсуждая психологические аспекты своей работы с коллегами или психологами, обычно интересуются, какими мотивационными стимулами следует пользоваться при работе со спортсменами. Те из них, кто ищет простые способы повышения спортивных результатов, проявляют наивность, т.е. находятся в полном неведении относительно сложности человеческой мотивации (Пуни, 1984).

На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние, перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Цели и мечты самого высокого порядка, как правило, совпадают. Выражение: «Тот не солдат, кто не хочет стать генералом» – не совсем подходит к спорту высших достижений. Ведь генералов и мастеров спорта много, а спортсмен мечтает о результатах, которых еще никогда не было. Мечты – мощные двигатели прогресса, в том числе и в спорте.

На пути к высокой цели спортсмен следует в своих установках впереди достигнутых целей, получая стойкий мотив к будущим продуктивным тренировкам (Рудик, 1958).

Мотивы занятий спортом можно разбить на две группы: внутренние и внешние мотивы. Внешние мотивы, не связанные с содержанием деятельности, к которой они побуждают, бывают, как правило, социальными. К ним относятся: стремление к самоутверждению, приобретению уважения со стороны старших и сверстников, стремление к общению с товарищами по учебной группе, стремление заниматься полезным, социально значимым делом. Внутренние мотивы – это стремление освоить новые знания и навыки приобретения знаний, стремление к самосовершенствованию, овладению двигательными навыками в избранном виде спорта (Асеев, 1979).

Успешность обучения в группах начальной подготовки зависит прежде всего от силы и действенности внутренних мотивов, но закрепление занимающихся в группах начальной подготовки возможно и за счет усиления мотивов социальных. Одним из методов формирования мотивации занятий и начинающих спортсменов является развитие и закрепление интереса к обучению в учебно-тренировочной группе. Совместное посещение соревнований, тренировок квалификационных спортсменов, проведение интересных подходов, включение в жизнь группы традиций и ритуалов, вызывающих положительные эмоции, повышает значимость группы для детей, закрепляет желание заниматься в ней. Важно, чтобы все дети находили для себя в группе положительный источник эмоций. Поэтому, целесообразно, подводя, например итоги работы за месяц, поощрять детей не только за успехи в освоении программы занятий, но и выделять самого трудолюбивого, самого аккуратного, самого смелого, самого хорошего товарища и т.п. Подведение итогов по разным параметрам дает возможность поощрять большую часть детей, стимулировать их к продолжению занятий. Подбор критериев, по которым делается оценка успехов детей, позволяет сформировать у детей систему ценностей и нравственных норм, регулирующих их отношение к выполнению тренировочных заданий, к тренеру, к товарищам, к спортивному инвентарю.(Горбунов, 1985).

Очень важным фактором, способствующим к повышению интереса детей к занятиям спортом, является личность тренера, присущий ему стиль общения. Внимательное, заинтересованное отношение к детям – это один из наиболее верных путей приобщения их к занятиям спортом (Сусикова, 1993).

Укреплению мотивации занятий способствует включение в тренировки игровых элементов, вызывающих у детей положительные эмоции. Целенаправленный подбор игр дает возможность не только вызывать у детей интерес к занятиям, но и развивать необходимые двигательные качества, свойства психики. Большой обучающий потенциал имеют например, психотехнические игры, развивающие внимание, самоконтроль, помехоустойчивость.

Упрочнению мотивации занятий способствует расширение знаний об избранном виде спорта, его истории, о выдающихся спортсменах. Проведение бесед об известных спортсменах, составление альбомов с вырезками из газет и журналов, посвященных избранному виду спорта, обсуждению важных спортивных событий текущего сезона, посещение соревнований, просмотр их по телевидению с последующим обсуждением, включает занимающихся в мир избранного вида спорта, вызывает желание приобщиться к нему.

На развитие внутренней мотивации, стремление освоить технику движений, направлений, такой прием, как постановка конкретных целей и наглядное подведение итогов работы. Юных спортсменов активизируют конкретные цели, достигаемые в достаточно короткий промежуток времени. Сообщив детям о целях работы на ближайших тренировках, необходимо по крайней мере один раз в неделю подводить итоги работы. Желательно, чтобы и постановка целей, и фиксация результатов имели форму, привлекающую детей, вызывающую их интерес.

Если работа над развитием мотивации последовательна и целенаправленна, она обязательно дает положительные плоды: дети перестают пропускать тренировки, проявляют к ним активный интерес, охотно и полностью выполняют задания тренеров. (Горская, 1995).

 

1.2. Психологические особенности спортивной и соревновательной

деятельности в спорте.

 

Спортивное соревнование, как правило, вызывает у спортсменов сильные эмоциональные переживания. Существует мнение, что чрезмерное волнение, особенно задолго до соревнований, оказывает на деятельность спортсмена отрицательное влияние. В психологии спорта, в качестве причин, приводящих к нарушению эмоциональной устойчивости, называют комплекс факторов в широком диапазоне: от особенностей нервной системы, темперамента и других психических качеств и свойств, до таких характеристик личности, как мотивация, уровень притязаний, стиль поведения, знания и умения, и многое другое (Маслоу, 1990). Причем все чаще отклоняются в пользу такого мнения, что более мотивированный спортсмен в большей степени подвержен отрицательным эмоциональным переживаниям (страх, тревога, и т.п.). Чрезмерная высокая мотивация совсем не всегда (как обычно предполагают некоторые спортивные психологи) благоприятный и желаемый психологический показатель (Дисидарьян, 1990). Усиление мотивации сопровождается повышением уровня стресса. Субъективная значимость упражнения, выполняемого в соревновательных условиях, выше, чем в условиях тренировки, при этом в соревнованиях повышаются и показатели, характеризующие стресс. По отдельному упражнению невозможно судить о мотивации, деятельности в целом, следовательно, из указанного выше можно лишь говорить о мотивах действий. Далее, изучая мотивы отдельных действий, нельзя отождествлять их с желаниями. Мотив формируется на основе соотношения ведущей потребности и возможности субъекта с реальными требованиями конкретного действия (Маслоу, 1970).

Безусловно, соревнование оказывает сильнейшее воздействие на психическое, а через него и на физическое состояние спортсмена (Сусикова, 1993). И это не может не отразиться на его мотивации. В ходе соревнований в состоянии стресса оказываются спортсмены, не вообще высоко мотивированные, а лишь имеющие определенную структуру мотивации, то есть спортсмены, у которых на ряду с достоверно низкими (по сравнению с победителями) показателями «принципиальной» и материальной ориентации, имеет место увеличение явления, отражающее отрицательное психогенное влияние соревновательных условий. Это говорит о том, что неуверенность, страх, тревожность имеют конкретную, материальную основу (Яхонтов, 1991). Появление их объясняется либо недостатками специальной подготовки спортсмена, или отклонениями в состоянии здоровья, а возможно, отсутствием информации о предстоящих противниках. Более точно о том, почему повысилась заинтересованность спортсмена в отсутствии отрицательных психогенных воздействий, можно судить по изменениям в структуре мотивации.

Поднимаемый вопрос имеет большое значение. В истории спорта множество примеров того, как спортсмен на тренировках показывает высокие результаты, а на соревнованиях его словно подменивают. Решить эту проблему будет очень трудно, если не видеть здесь прямую связь с проблемой мотивов, необходимо разобраться, почему тот или иной спортсмен подвержен отрицательному влиянию соревнований, а разобраться можно лишь проникнув в мотивационную сферу личности. Там, где тренировка проводится без учета особенностей психики спортсмена, без знания мотивации, можно наблюдать срывы на соревнованиях, которые обычно относят к области психики (Вяткин, 1981).

Спортивные соревнования — важнейшая и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Обучение и тренировка не имеют значения сами по себе, они являются лишь подготовительной работой, цель которой обеспечить успешный исход спортивного соревнования. Однако, было бы безошибочно рассматривать спортивные соревнования только как своеобразные экзамены. Они сами по себе являются важнейшим видом учебно-воспитательной работы, оказывая огромное влияние на развитие характера спортсмена (Фураев, 1997).

Центральное место в психологии спортивного соревнования занимают исследования психического перенапряжения. Вероятность этого возрастает при неблагоприятных факторах, таких, как страх перед нагрузкой, плохие взаимоотношения с окружающими, недостаточная мотивация, неуверенность в себе и др. (Васильев, Магомед, 1991). Одним из признаков перенапряжения является слезливость. Нередко после напряженных длительных соревнований спортсмен плачет в момент окончания выполнения последнего упражнения, независимо от успешности выступления в соревнованиях. Слезливость сигнализирует о глубокой психической перенапряженности, которая может иметь долгосрочные последствия. В таком случае спортсмену нужен дополнительный отдых, щадящий жизненный и спортивный режим (Григорьянс, 1983).

 

  1. Развитие мотивации занятий парусным спортом

у юных гонщиков.

 

Занятия в детской спортивной школе являются добровольными. Поэтому тренер, работающий с новичками, сталкивается с задачей сохранения контингента занимающихся. Во многом ее решение связано с формированием и закреплением мотивации занятий. Этому вопросу уделяют внимание как советские, так и зарубежные тренеры.

Парусный спорт привлекает романтикой моря, представление о моряках как о сильных и мужественных людях. Но для того, чтобы стать яхтсменом, юный спортсмен должен научиться многим операциям, связанным с подготовкой яхты, ее ремонтом, которые необходимы, но не так привлекательны, как плавание под парусами. Поэтому детские учебные программы включают формы работы, направленные на повышение интереса к занятиям. К ним относится включение в первые занятия игр, требующих совместной деятельности, облегчающих знакомство детей друг с другом, и создающих творческую обстановку. Они не обязательно должны быть связаны с парусным спортом. Формированию интереса к занятиям может служить экскурсия к парусному мастеру, другим специалистам яхт-службы, выход в море на крейсерской яхте.( Горбская, 1991).

Большое внимание в детских учебных программах, созданных тренерами, уделяется формированию у детей творческой инициативы. Поэтому в них рекомендуется проводить гонки-парады, когда яхты необычно украшаются, изменяется их привычный вид, гонки путешествия вокруг острова, вокруг гавани, ночные путешествия недалеко от гавани, «поиски сокровищ». Существенное значение для развития мотивации имеет интересная организация занятий на суше. Рекомендуется включать в теоретические занятия демонстрацию диафильмов, рисование карты своей акватории, подготовку альбомов, посвященных парусному спорту. Повышению интереса к теоретическим занятиям способствует включение в них элемента соревнования: организация олимпиад с заданиями по парусным умениям и теоретическим вопросам, выполнение которых оценивается судьями, и награждение победителей.

Другие средства могут быть использованы для повышения интереса к занятиям. Важно заинтересовать их делами клуба, но строить работу с учетом их собственных интересов.

Средствами повышения интереса к занятиям могут быть: организация встреч с опытными гонщиками, включение во взрослые экипажи, предоставление возможности подросткам походить на килевой яхте, привлечение подростков к помощи тренеру в работе с начинающими, к организации и проведению соревнований. Положительный эффект такого рода работы заключается в формировании у яхтсменов-подростков представления, что они сами решают многие вопросы в клубе, что важно в связи с появляющимися у них чувствами взрослости. Вместе с тем, перечисленные виды работы пробуждают активность подростков (Ларин, Пильгин, 1981).

В тренировки юных гонщиков, имеющих навыки управления яхтой, целесообразно включать помимо «серьезных» упражнений, упражнения необычные, вызывающие интерес и веселье: хождения с завязанными глазами, без руля и т.п. Полезным является проведение занятий, в которых члены экипажа меняются ролями. Это не только способствует развитию специальных навыков, но и улучшает взаимоотношения в экипаже. Приведенные упражнения, таким образом, дают возможность решать как учебные задачи совершенствования техники управления яхтой, так и воспитательные (закрепление мотивации занятий и др.). Закреплению мотивации способствует постановка этапных целей и обязательное подведение итогов, их реализация в наглядной, запоминающейся форме, включающей поощрение юных яхтсменов за достигнутые успехи.

Полезным, с точки зрения закрепления мотивации занятий у юных яхтсменов и формирования положительного отношения к их занятиям у их родителей является проведение в конце учебного года собрания или вечера детей и родителей с целью продемонстрировать успехи юных яхтсменов. Закреплению мотивации занятий способствует привлечение юных гонщиков к пропаганде своего вида спорта, к участию в показательных выступлениях.(Горская, 1991).

Формировании мотивации связано с формированием нормативно-ценностных представлений, приобщением детей к лучшим морским традициям. С самого начала занятий в яхт-клубе юные яхтсмены должны усваивать важные нормы и принципы: стремление все как можно лучше, все время совершенствовать свои знания и навыки, уважение к товарищам и соперникам, готовность пойти на помощь тому, кто в ней нуждается, необходимость извлекать уроки из допущенных ошибок. Для усвоения значимых норм поведения юными яхтсменами чрезвычайно важен личный пример тренера, а также продуманная оценочная деятельность тренера, направленная на повышение соблюдения норм поведения настоящих яхтсменов.

В аспекте поддержания и закрепления мотивации рассматривается объем соревновательной подготовки в работе с юными спортсменами. Для части детей необходимость участия в соревнованиях может стать причиной снижения интереса к парусному спорту. Для других ту же роль может сыграть удерживание от участия в соревнованиях. Тренерам в связи с этим необходима гибкость подхода, создающая условия для удовлетворения потребностей и тех и других. Чумаков, 1981).

Стимулирующее влияние мотивации зависит от ее содержания. Успеху в приобретении мастерства в наибольшей степени способствует деловая мотивация – стремление к совершенству, к выполнению всего, чему дети учатся как можно лучше. В юных яхтсменах должна быть заложена потребность чему-нибудь научиться, что-то изучить, узнать что-то новое. О ее значимости для желающих достичь высот в парусном спорте говорят слова чемпиона мира Б. Банена о том, что если ему придет в голову мысль что он знает о парусном спорте все, это будет означать начало его конца гонщика. (Горская, 1995).

По мнению американских тренеров, стремление к самосовершенствованию должно доминировать у юных яхтсменом над стремлением к победам в соревнованиях. Развитию стремления к самосовершенствованию способствует внимание тренера к успехам своих учеников при подведении итогов работы. Похвала тренера за успехи в освоении техники управления яхтой, умение работать с материальной частью, готовность помочь своему товарищу не только является дополнительным стимулом для развития мотивации, но и формирует у детей систему ценностей, представлений о том, к чему следует стремится, а чего избегать.

Как особую проблему, выделяют тренеры нахождение средств закрепления мотивации занятий парусным спортом у спортсменов 15-17 лет. У них расширяется круг интересов, некоторые юноши и девушки начинают работать. Это оставляет меньше времени и возможностей для занятий спортом. Для сохранения у 15-17 летних юных спортсменов интереса к занятиям парусным спортом рекомендуется шире привлекать их к организации соревнований, к планированию занятий, к помощи тренеру в работе с самыми младшими яхтсменами. Все упомянутые средства формируют у юношей и девушек ощущение своей самостоятельности, к которой они в этот период жизни особенно стремятся.

Следует заметить, что проблема мотивации является одной из важнейших в работе как с юными, так и с квалифицированными гонщиками. В зависимости от возраста и уровня мастерства яхтсменов изменяются только аспекты этой проблемы, наиболее актуальные на конкретном этапе подготовки.

Большое внимание уделяют тренеры тому, чтобы юные яхтсмены усваивали нравственные принципы и правила спортивного поведения: уважительное отношение к товарищам и соперникам, честное ведение спортивной борьбы, постоянное самосовершенствование. Считается важным объяснить юным яхтсменам, что жить в соответствии с этими принципами трудно, но стремление к этому достойно похвалы и уважения.

Таким образом, к основным компонентам психологического обеспечения подготовки юных яхтсменов, тренеры относят формирование у них устойчивой мотивации занятий парусным спортом, развитие таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, независимость, дисциплинированность, творческая инициатива. (Горская, 1991).

 

  1. Заключение к разделу.

 

Главной потребностью, реализуемой в спорте, является потребность в самоутверждении, исполнении общественного долга. Основу ее составляет нужда человека в оценке окружающих его людей. Можно предположить, что заинтересованность в оценке окружающих людей была одним из главных достижений в ходе становления человеческого общества, позволила подняться человеку над ярмом чисто биологических потребностей и определило его общественную сущность. Именно эта потребность приводит детей и подростков в различные спортивные секции, долгие годы удерживает их там, однако важно и то, что если до 16-18 лет самоутверждение ведется на уровне ближайшего окружения, то после 18 лет потребность в оценке окружающих людей реализуется на уровне республиканского, всероссийского и мирового масштабов. Это обстоятельство является очень важным в понимании механизма формирования мотивации спортивной деятельности. Если при работе с подростками и юношами для этого достаточно поддерживать интерес к занятиям, так планировать тренировки и соревнования, чтобы юный яхтсмен постоянно ощущал положительную динамику собственного мастерства, то при подготовки взрослого яхтсмена, этого уже будет недостаточно. (Якобсон, 1969).

Формирование мотивации достижения высокого результата следует осуществлять путем повышения потребности яхтсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга. Во-первых нужно сделать так, чтобы яхтсмен понял социальную сущность спорта как деятельности, исторической задачей которой является снятие международных конфликтов мирным путем. Только уяснив исторические предпосылки возникновения спорта, разобравшись в его социальной функции, тренер может раскрыть перед яхтсменами общественный смысл его участия в спортивной деятельности, его историческую роль бойца переднего края идеологической борьбы. Только тогда яхтсмену станет ясным, каким образом его спортивный результат, наряду с результатами других форм общественного труда, вносит весомый вклад в поступательное развитие нашего общества. Во-вторых, повышение потребности в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга должно осуществляться на основе учета иерархии задач, выдвигаемой спортивной деятельностью. Так, очень важно, чтобы ближайшая цель не стала целью всей деятельности. Выполнить норму мастера спорта, стать победителем чемпионата города, республики, страны – эти, весьма почетные задачи не должны стать смыслом всей деятельности. Необходимо либо каждый раз при достижении спортсменом ближайшей цели переориентировать на другую, так как сам собой этот процесс не всегда протекает гладко, либо сразу ставить перед ним как бы сверхзадачу. Но в этом случае есть опасность, что сверхзадача для кого-то из воспитанников окажется непосильной. Наиболее рациональным является вариант, связанный с разделением спортивной деятельности на отдельные этапы в зависимости от индивидуальных возможностей каждого яхтсмена. (Хеккаузен, 1986).

Как показали исследования, материальная ориентация может выступать иногда как доминирующая в мотивации яхтсмена. В различных видах спорта это происходит в разные возрастные периоды. Доминирование в мотивации яхтсмена материальных потребностей следует рассматривать как сигнал неблагоприятный. Дело в том, что деятельность, мотивируемая лишь за счет материальных потребностей, не может быть устойчивой. С одной стороны, существуют объективные ограничения в материальном стимулировании яхтсменов, а с другой – спорт, не единственная деятельность, позволяющая субъекту удовлетворить его потребности материального порядка, и поэтому, как правило, спортсмен с повышенной материальной ориентацией часто выбирает жизненный путь, далекий от тернистых дорог спорта. В связи с этим, материальным стимулированием следует пользоваться очень осмотрительно. Особую опасность представляет оно в возрасте до 19 лет, когда в этом нет объективной необходимости, поскольку яхтсмены этого возраста, как правило живут с родителями и имеют низкие материальные потребности (Низен-Ке Хао, 1981).

Для яхтсменов, помимо материальных потребностей, также играют роль потребности социально-бытового характера.

Для яхтсменов 11-19 лет большое мотивирующее значение приобретают такие социально-бытовые факторы, как присутствие на соревнованиях своего тренера, возможность, благодаря спорту окончить десятилетку, поступить в вуз, хорошие взаимоотношения с тренером и другое. Это обстоятельство необходимо учитывать в повседневной работе с юными яхтсменами. Есть немало трудов, посвященных работе тренера в формировании личности яхтсмена. Их педагогическое значение резко возрастает, если заглянуть с позиции проблемы мотивов. Главной положительной стороной этого явления можно считать то, что тренер как ведущая фигура в спортивной деятельности, вовлечен в мотивационные связи тренирующихся у него яхтсменов. И от этого внешнего облика и внутреннего мира зависит, как будет формироваться мотивация юношами. От этого зависит, станет ли спорт для этих ребят деятельностью в истинном смысле этого слова. (Горбунов, ).

Характеристика мотивационной структуры отдельного яхтсмена затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того, как ребенок становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

Поощрения усилий ребенка (старания, доступность для него необходимого снаряжения) и возможность тренироваться (обучение) зависят от его физических данных и конституции, материальных средств и от того, какое место данный вид деятельности занимает в системе ценностей культуры или среды, в которой воспитывается ребенок.

Более того, мотивы, которые, по-видимому, влияют на физическую деятельность ребенка, часто отличаются от мотивов, обуславливающих мотивы выступления взрослого яхтсмена.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и направленность деятельности. Например, у мальчика, родители которого всегда ставили перед ним легкие и легкодостижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего будет низкий уровень потребности в достижении успеха. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители ставили перед ребенком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалил, то у него скорее всего будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом. (Кретти, Б. Дис, 1987).

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

ЮНЫХ ЯХТСМЕНОВ.

 

  1. Цель и задачи исследования.

 

Цель исследования заключается в совершенствовании учебно-тренировочного процесса в парусном спорте на основе изучения мотивов, тренировочной соревновательной деятельности яхтсменов.

Задачи:

  1. Определить структуру мотивации соревновательной деятельности яхтсменов.
  2. Исследовать динамику мотивации спортивной деятельности яхтсменов в зависимости от квалификации.

 

  1. Методы исследования.

 

В исследовании используются следующие методы:

  • литературного анализа,
  • метод анкетирования,
  • психологическое тестирование,
  • методы математической статистики.

В результате анализа научно-методической литературы были использованы работы в области мотивации таких авторов, как: Р.А. Пилоян, В.К. Вимонос, Б.Дис Кретти, А. Маслоу, Н.В. Приставкина и многих других. Была проведена работа по общению теоретических сведений, имеющихся в спортивной практике по исследованию мотивации яхтсменов, проведена работа по выявлению особенностей спортивной деятельности яхтсменов.

Метод анкетирования. Анкетированием называется метод сбора информации посредством заполнения анкет. Анкетирование наряду с интервью и беседами относится к методам опроса. По отношению к методу экспериментальных оценок анкетирование играет служебную роль, но имеет и самостоятельное значение, если речь идет о сборе массовых мнений (Яхонтов, !991). В отличие от интервью и беседы, анкетирование предполагает письменные ответы заполняющего анкету респондента на систему стандартизированных вопросов.

В нашем исследовании, наряду с индивидуальным применялся и групповой вариант анкетирования. Анкета состояла из двух частей: первая – собственно вопросы и вторая – социально-демографическая часть. Яхтсменам было предложено ответить на ряд вопросов, сформированных из 1-го раздела:

«Основным мотивом моего участия в соревнованиях является …». Опросник анкеты в приложении 1.

Психологическое тестирование производилось по методике Калинина.

Изучение мотивации спортивной деятельности пот данной методике заключалось в нахождении ведущих показателей мотивации спортсменов. Насколько выражены характеризующие компоненты мотивации у яхтсменов. С этой целью были выявлены ведущие показатели мотивации. Ими стали:

  • потребность в достижении,
  • потребность в борьбе,
  • потребность в самосовершенствовании,
  • потребность в общении,
  • потребность в поощрении.

Яхтсменам было предложено ответить на 50 вопросов, характеризуемых различные показатели мотивации (Опросник Калинина, приложение 2).

Метод математической статистики. Полученные результаты психологического тестирования и анкетирования подверглись математической обработке. Она заключалась в нахождении следующих показателей: среднеарифметическое значение, среднеквадратичное или стандартное отклонение, коэффициент вариации. Наиболее характерные черты изучаемого ряда измерений отражает среднеарифметическое значение, которое определяется по формуле:

 

073114 1330 2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ, ( 1 )

где, 073114 1330 3 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ— среднеарифметическое значение;


073114 1330 4 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ— отдельное измерение (варианта);


n – число измерений;


073114 1330 5 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ знак суммы.

 

Среднеарифметическое значение само по себе ограниченное значение, т.к. для характеристики ряда измерений необходимо знать еще размеры колеблимости или «вариативности» отдельных вариантов.

Показателями этой колеблимости отдельных измерений изучаемого ряда является среднеквадратичное или стандартное отклонение, которое определяется по формуле:

073114 1330 6 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ, ( 2 )

где, 073114 1330 7 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ— стандартное отклонение;


(073114 1330 8 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ073114 1330 9 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ)- сумма отклонений каждой отдельной варианты от среднеарифметического значения;


n- число наблюдений.

 

Стандартное отклонение выражается в тех же единицах, что и основной ряд изменений. Для сопоставления колеблимости вариант двух рядов измерений вместо стандартного отклонения часто используют относительный показатель вариации (стандартное отклонение выражается в процентах).

Он называется – коэффициент вариации и определяется по формуле:

073114 1330 10 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ, ( 3 )

где, С- коэффициент вариации.

Этот показатель становится совершенно необходимым, когда сравнивается колеблимость измерений, не сопоставляемых друг с другом по средним значениям или по модальности.

В практике исследования часто стоит задача определения зависимости вариации двух или нескольких признаков, т.е. требуется установить, влечет ли изменение одной величины определенные изменения в другой, или это величины, независимые друг от друга.

Если с увеличением одного изучаемого признака на единицу, другой увеличивается или уменьшается, говорят о наличие функциональной связи между рассматриваемыми величинами.

Показателем степени связи между двумя вариациями является коэффициент корреляции r, который вычисляется по формуле:

 


073114 1330 11 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ, ( 4 )

где, n – число выборки,


073114 1330 12 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ-разность рангов.

 

Для нашего исследования мы расчитываем ранговый коэффициент. Коэффициент всегда выражается дробным числом и может варьировать в пределах 0+1. Коэффициент корреляции, равный 1, говорит о наличии функцианальной связи между рассматриваемыми признаками. Коэффициент корреляции, равный 0, говорит об отсутствии связи между ними.

 

  1. Организация исследования.

 

Исследование проводилось в городском яхт-клубе города Краснодара с 1998-1999 года. В нем приняли участие спортсмены специализации парусный спорт трех возрастных групп и квалификаций: 1 разряд — 11-13 лет; КМС – 16-18 лет; МС – 20-22 года; в количестве 30 человек.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. На первом была выбрана тема, проведен анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу.
  2. На втором этапе (сентябрь-декабрь 1998г.) было проведено собственно анкетирование и психологическое тестирование. Яхтсменам предлагалось ответить на вопросы, связанные непосредственно с их спортивной деятельностью для нахождения ведущих компонентов мотивации.

Анкетирование и психологическое тестирование проводилось на учебно-тренировочных занятиях как до, так и после соревнований.

  1. На третьем этапе (январь-февраль 1999г.) была произведена статическая обработка полученных данных.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

 

  1. Изучение степени выраженности мотивов С.Д. яхтсменов.

 

Мотивация как интегральная категория является «пружиной» деятельности, т.е. тем, что толкает спортсмена к овладению в течение многих лет конкретным видом спорта, тем, что ведет его через все трудности к наивысшим результатам. (Григорьянс, 1983).

Результаты анкетирования яхтсменов трех различных квалификаций (МС, КМС, 1 р.) были отработаны по разработанной нами методике. Каждый ответ оценивался в баллах, которые выражали степень выраженности той или иной эмоции, сопровождающей соревновательную деятельность яхтсменов. Находилось среднеарифметическое по каждому показателю, как в общем среди всех яхтсменов, так и по различным квалификациям. Каждый вариант ответа соответствовал определенному количеству баллов: 1 – никогда, 2 – очень редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – всегда.

Наша анкета состояла из одного раздела, в котором изучались мотивы С.Д. яхтсменов (см. приложение).

При изучении мотивов соревновательной деятельности яхтсменов (полученные данные приведены в таблице 1) различной квалификации по значимости мотивов, по мнению всех яхтсменов можно выделить 3 группы:

I-я группа – варианты ответов которой находятся в интервале от 4 до 4,2 балла, что соответствует критерию «часто-всегда», к этой группе относятся следующие мотивы:

  1. совершенствование спортивного мастесрства-4,2 балла;
  2. преодолеть соперника-4,1 балла;
  3. стремление к личному успеху, престижу –4,1 балла;
  4. эмоциональная привлекательность соревновательных упражнений- 4балла;
  5. стремление к лидерству- 3,9 балла;
  6. достижение успеха- 3,9 балла

То есть ведущими являются мотивы, относящиеся к истинно спортивным категориям.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Мотивы соревновательной деятельности яхтсменов различной квалификации

 

№№ 

 

Мотив 

Степень выраженности (балл)

073114 1330 13 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ
по квалификации

073114 1330 14 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕобщ

073114 1330 15 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕмс

073114 1330 16 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕкмс

073114 1330 17 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕip

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

 

13.

14.

15.

 

16

17.

Проверить свои физические возможности

Совершенствование спортивного мастерства

Физическое удовлетворение от гонок

Демонстрация высокого спортивного результата

Преодолеть соперника

Стремление к лидерству

Достижение успеха

Избежать неудачи, преодолеть чувство страха

Переживание спортивной борьбы

Стремление к личному успеху, престижу

Защитить интересы команды, города, страны

Эмоциональное состояние и атмосфера на соревнованиях

Материальное вознаграждение

Стремление повысить престиж Родины

Доказать свою значимость тренеру, друзьям, сопернику

Возможность самовыражения

Возможность общения

2,9

4,2

3,9

 

4,3

4,0

3,7

3,5

3,7

3,4

4,1

3,1

 

2,7

3,4

3,2

 

3,9

3,6

3,8 

3,8

4,1

3,0

 

3,3

4,2

4,1

2,9

3,8

3,9

4,3

2,9

 

4,2

1,9

2,2

 

3,9

3,9

3,5 

3,7

4,2

3,0

 

3,5

4,0

4,0

4,2

2,6

3,5

3,9

2,9

 

3,4

2,1

2,1

 

3,8

4,1

3,7 

3,7

4,2

3,6

 

3,7

4,1

3,9

3,9

3,0

3,5

4,1

2,9

 

3,4

2,5

2,5

 

3,6

3,8

3,6 

 

 

Во II-ю группу входят мотивы, соответствующие критерию «часто» и набравшие средний балл в интервале от 3,4 до 3,8. В эту группу мотивов входят:

  1. возможность самовыражения-3,8 балла;
  2. проверка своих физических и технических способностей- 32,7 балла;
  3. демонстрация высокого спортивного результата – 3,7 балла;
  4. физическое удовлетворение от соревнований – 3,6 балла;
  5. доказать свою значимость тренеру, друзьям, соперникам –3,6 балла;
  6. возможность общения- 3,6 балла;
  7. переживание спортивной борьбы – 3,6 балла;
  8. эмоциональное состояние и атмосфера на соревнованиях-3,4 балла.

В III-ю группу вошли ряд мотивов наиболее сопровождающих С.Д. яхтсменов. Средняя сумма баллов соответствует интервалу от 2,5 до 3 баллов, что соответствует категории «очень редко-иногда». В эту группу вошли следующие мотивы:

  1. преодолеть чувство страха – 3 балла;
  2. защитить интересы команды, города, страны – 2,9 балла;
  3. стремление повысить престиж родины- 2,5 балла;
  4. материальное вознаграждение – 2,5 балла.

Рассмотрим, как изменяются мотивы в зависимости от квалификации яхтсменов:

  1. Мотив совершенствования спортивного мастерства у яхтсменов различных квалификаций (МС, КМС, I разряд) находится примерно на одном достаточно высоком уровне -–4,1 , 4,2, 4,3 и сопровождают СД. «часто-всегда». Вместе с этим, у КМС и перворазрядников этот показатель немного выше, чем у МС, то МС уже достигли определенного уровня спортивного мастерства и этот мотив у них несколько «снижен», в то время как КМС и I разрядники достигли не таких больших успехов и их мотивация направлена главным образом, на совершенствование своего спортивного мастерства.
  2. Мотив преодоления соперника также находится на достаточно высоком уровне у всех яхтсменов и соответствует критерию «часто — всегда» – сопровождает СД яхтсменов. В данном случае у МС- 4,2 балла — этот показатель больше, чем у КМС и I-разрядников – 4,0 балла. Это можно объяснить тем, что у яхтсменов младших разрядов (КМС, I-разрядников) преодоление соперника не всегда является каким-то большим достижением, т.к. спорт этих разрядов (особенно I-разрядников) носит массовый характер, в отличие от МС, где преобладание соперника носит «победный» характер.
  3. Мотив стремлений к личному успеху, престижу достаточно выражен у гимнастов всех групп, однако, данный мотив наиболее ярко выражен у яхтсменов всех групп, но более всего у тех, кто имеет разряд МС- 4,3 балла, чем у яхтсменов имеющих более низкие разряды: КМС –3,9 балла, I-разрядников – 4,1 балла. Это объясняется тем, что с ростом спортивного мастерства у яхтсменов повышается уровень мотивации. Чем больше яхтсмен участвует в соревнованиях, тем больше он испытывает мотив личного успеха, престижа. Побеждая в соревнованиях, спортсмен, делает большой вклад в совершенствование своей личности.
  4. Мотивация СД стремлением к лидерству выражена достаточно ярко у яхтсменов всех квалификаций. Вместе с тем, самый высокий уровень мотива наблюдается у МС- 4,1 балла — «часто-всегда»; несколько меньше этот показатель выражен у КМС –4,0 балла — «часто» встречается в эмоциональной сфере яхтсменов на соревнованиях; еще меньше выражен этот показатель мотивации у яхтсменов имеющих I-разряд, но тем не менее он также высоко выражен и соответствует критерию «часто» — сопровождает СД яхтсменов. Высокий уровень данного мотива у всех яхтсменов можно объяснить соревновательной сутью спорта вообще, иначе теряется смысл спортивных соревнований.
    <
  5. Мотив достижения успеха более выражен у яхтсменов более высоких квалификаций — МС И КМС –4,2 балла, в то время как у I–разрядников этот показатель проявляется в СД «иногда» и имеет средний балла –3,5. На наш взгляд это связано с тем, что учебно-тренировочный процесс построен таким образом, что с каждым занятием яхтсмен совершенствует ранее изученное, осваивает новое, стремится на соревнованиях выступить более успешно, чем раньше, т.е. достигнуть поставленной цели. Чаще всего такой целью является выполнение нормы МС, а также желания выиграть или стать призером крупных соревнований. Как видно из полученных данных, яхтсмены более высокой квалификации (МС, КМС) имеют более ярко выраженное проявление данного мотива по сравнению с I-разрядниками. В данной ситуации главная задача тренеров заключается в необходимости формирования мотивов достижения успеха у яхтсменов более низкого разряда. По мнению Р.А. Пилояна наиболее рациональным, в данном случае, будет вариант, связанный с разделением спортивной деятельности на отдельные задачи в зависимости от индивидуальных возможностей спортсменов, не ставить перед яхтсменами «сверхзадач», т.к. для кого-то они могут оказаться непосильными.
  6. Мотив возможности самовыражения выражен у яхтсменов всех квалификаций (МС, КМС, I-разрядников) на высоком уровне, но определенной взаимосвязи квалификации с уровнем выраженности показателя не наблюдается. Так, у МС- 3,9 балла; у КМС – 4,1 балла, у I-разрядников – 3,6 балла, что можно объяснить различием нервных систем яхтсменов.
  7. Мотивируют проверкой своих физических и технических возможностей СД яхтсмены следующим образом: у МС и КМС –этот показатель соответствует критерию «часто»- сопровождает СД и выражается средним баллом – 3,8 –3,7- это достаточно высокое проявление мотива. В то время как у яхтсменов I-разрядников данный показатель выражен крайне слабо и соответствует критерию «очень редко – иногда». В баллах это выражается как 2,9. Это можно объяснить тем, что яхтсмены, выступающие по первому разряду еще не вникли в сам учебно-тренировочный процесс, они не интересуются своим спортивным мастерством, их в большей степени интересует сам процесс выступления на соревнованиях из-за возможности самоутверждения, эмоциональной привлекательности. В то время как, спортсмены имеющие КМС и МС более серьезно подходят к совершенствованию своих физических и технических возможностей, а соревнования для них являются как бы возможностью обратной связи, что является неотъемлемой частью совершенствования спортивного мастерства яхтсменов.
  8. Мотив демонстрации высокого спортивного мастерства у яхтсменов выражается следующим образом: МС- 3,3 балла — «иногда»; КМС – 3,5 балла — «иногда-часто», I-разрядники- 4,3 балла — «часто-всегда». Можно предположить, что данная тенденция образовалась вследствие того, что у МС имеется большой соревновательный опыт, в результате которого яхтсмены уже успели неоднократно продемонстрировать высокое спортивное мастерство и, поэтому, данный показатель мотивов несколько снижен. А если рассматривать яхтсменов первого разряда, то можно сказать, что соревновательный опыт у них не велик, а, следовательно, они еще не успели продемонстрировать высокое спортивное мастерство и их СД в наибольшей степени, по сравнению с другими мотивами, мотивированно данным мотивом.
  9. Мотив физического удовлетворения у яхтсменов различной квалификации выражен по разному, так у МС- 3,8 балла, что соответствует критерию «часто»; КМС- 3,0 балла, что соответствует критерию «иногда» и I-разрядники – 3,9 балла – «часто».
  10. Доказать свою значимость тренеру, друзьям, соперникам – этот мотив «часто» сопровождает СД яхтсменов. Так у МС- 3,9 балла, у КМС – 3,8 балла, у I-разрядников – всего 3,3 балла., что соответствует критерию «иногда». Данный мотив относится к категории внешних мотивов, а, следовательно, он – быстронасыщаемый, а так как делает приобретение мастерства не целью, а средством достижения других целей. Но, учитывая, соревновательную суть спорта, вряд ли можно признать позитивным обстоятельством утрату стремления доказать свою значимость тренеру, свое превосходство соперникам (Горская Г.Б., 1995).
  11. Мотив возможности общения «часто» сопровождает СД яхтсменов. Самый высокий средний балл по данному показателю у яхтсменов, имеющих I разряд – 3,8 балла, немного меньше имеют КМС –и 3,7 балла, меньше всех у МС – 3,5 балла. Мотив возможности общения у яхтсменов всех трех групп высоко выражен. Это можно объяснить тем, что уровень развития парусного спорта в нашем крае низкий, и раз яхтсмены не могут достичь высоких результатов, они больше внимания уделяют общению.
  12. Мотив переживания спортивной борьбы высоко выражен среди яхтсменов всех квалификаций. Так у МС этот показатель выше, чем у яхтсменов младших разрядов и равен 3,8 балла, У КМС – 3,5 балла, у I-разрядников-3,4 балла. Из этого можно сделать вывод, что выступая на соревнованиях в острой спортивной борьбе, яхтсмены совершенствуют свое спортивное мастерство и, следовательно, уровень выраженности мотива спортивной борьбы напрямую связан с мастерством яхтсменов.
  13. Эмоциональные состояния и атмосфера на соревнованиях — этот мотив у яхтсменов различной квалификации выражен следующим образом: у МС – 4,2 балла, У КМС – 3,4 балла, а у I-разрядников данный мотив выражается слабо – 2,7 балла. В данном случае прослеживается четкая взаимосвязь спортивной квалификации и выраженности данного мотива: чем выше квалификация спорсменов, тем более ярко у них выражен мотив эмоционального состояния и атмосферы на соревнованиях
  14. Избежать неудачи, преодолеть чувство страха — подобным образом яхтсмены мотивируют свою деятельность на соревнованиях, в общем, довольно редко, но вместе с тем, данный показатель у яхтсменов, имеющих I-й разряд по сравнению с МС и КМС , довольно высок – 3,7 балла — критерий «часто», в то же время как у МС и КМС он соответственно равен 2,9 и 2,6 балла — критерий «иногда». Этот факт можно объяснить тем, что спортсмены, имеющие первый разряд, имеют пока небольшой опыт и, выступая на соревнованиях, пытаются самоутвердиться, повысит значимость своей личности.
  15. Мотив защиты интересов команды, города, страны у яхтсменов всех квалификаций выражен на среднем уровне и соответствует критерию «иногда». Так, у МС и КМС этот показатель соответствует 2,9 балла, а у I-разрядников этот показатель равен 3,1 балла.
  16. Стремление повысить престиж Родины яхтсмены различных квалификаций мотивируют свою СД довольно редко. Так у МС этот показатель выражается как 2,2 балла, у КМС- 2,1 балла — критерий «очень редко» сопровождает СД, а у яхтсмена- I-разрядников этот показатель выражен 3,2 балла. Такой низкий уровень данной мотивации можно объяснить невысоким уровнем развития парусного спорта у нас в крае.
  17. Мотив получения материального вознаграждения выражен у яхтсменов всех квалификаций крайне слабо: у МС –1,9 балла, у КМС – 2,1 балла, и у I-разрядников – 3,4 балла и соответствует критериям «очень редко – иногда», что связано с тем, что наш вид спорта не является «кассовым « и государством финансируется недостаточно. Нередко яхтсмены сами делают взнося за участие в тех или иных соревнованиях.

 

3.2. Исследование мотивации С.Д. яхтсменов различной квалификации

 

Для более полного изучения мотивации яхтсменов –гонщиков в нашем исследовании мы использовали психологический метод Калинина «Исследование мотивации соревновательной деятельности» Результаты психологического тестирования яхтсменов (см. табл. 2) трех различных квалификаций (МС, КМС и I-разряд) были обработаны по методике Калинина. Каждый ответ оценивался в баллах, находилась сумма по каждому показателю. Ведущими показателями стали потребности в достижении, борьбе, самосовершенствовании, общении и поощрении.

Сумма баллов, равная 25, является показателем выраженности, характеризуемого его компоненты спортивной мотивации. Полученные результаты каждого яхтсмена были занесены в таблицу 5.

Результаты всех яхтсменов были разделены на следующие группы:

  1. группы яхтсменов, выступающих на уровне первого разряда.
  2. КМС;
  3. МС.

Кроме этого, мы провели анализ результатов соревнований участвовавших в них яхтсменов и выделили еще две группы;

  1. Группа спортсменов, выступивших успешно,- в эту группу вошли яхтсмены, показавшие на соревнованиях на соревнованиях наиболее высокие результаты;
  2. Группа яхтсменов выступивших неудачно, т.е. показавших по тем или иным причинам низкие результаты.
  3. Таким образом, в нашем исследовании мы выявили 5 групп, объединенных по какому-либо признаку и имеющих средний балл мотивации. Для того чтобы дать более полный анализ полученных данных, мы рассчитали для каждой группы средне квадратичное отклонение ( ), и коэффициент вариации (Сх) Полученные результаты приведены в табл. 2. Эти показатели рассчитываются для того, чтобы знать размер колеблимости или вариантивности отдельных вариантов, а также для определения однородности или неоднородности групп.

 

 

 

 

Таблица 2

Особенности мотивации яхтсменов различных квалификаций (по методике Калинина МСД.)

Квалификация и результаты соревнований 

Показатель 

ПОТРЕБНОСТИ 

В достижениях 

В борьбе

В самосовершенствовании 

В общении 

В поощрении 

 

МС

073114 1330 18 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

33,2 

29,8 

27,8 

26,1 

26,1 

 

1,2 

0,8 

0,3 

0,1 

0,8 

Сv

3,7 

2,7 

1,1 

0,4 

3,1 

 

КМС

073114 1330 19 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

29,8 

27,6 

26,9 

26,4 

27,9 

 

0,4 

0,1 

0,03 

0 

0,2 

Сv

1,3 

0,4 

0,1 

0 

0,7 

 

I разряд

073114 1330 20 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

24,1 

24,4 

25,6 

26,7 

31,3 

 

1,5 

1 

0,4 

0,1 

0,9 

Сv

3,7 

2,7 

1,1 

0,4 

3,1 

 

Результат соревнования успешный 

073114 1330 21 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

30,5 

29,4 

25,6 

23,7 

29,3 

 

0,5 

0,6 

0,3 

0,7 

0,2 

Сv

1,6 

2,0 

1,1 

3,0 

0,7 

 

Результат соревнования неудачный

073114 1330 22 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

28,5 

25,4 

27,8 

28,8 

29,4 

 

0,1 

0,5 

0,3 

0,6 

0,2 

Сv

0,4 

2,0 

1,1 

2,1 

0,7 

Примечание:

073114 1330 23 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ среднеарифметическое значение — стандартное отклонение,

Сv – коэффициент вариации.

 

Нами была определена структура мотивации яхтсменов различных квалификаций (МС, КМС , I разряд). В нее входят такие ведущие показатели мотивации СД, как: потребность в достижении, борьбе, самосовершенствовании, общении и поощрении.

Так, в общем, для всех яхтсменов характерна следующая структура мотивации: на 1-ом месте потребность в достижении, степень выраженности – 28,7 балла; на 2 месте потребность в поощрении – 28,5 балла; на 3 месте потребность в борьбе- 27,3 балла; на 4 месте — потребность в самосовершенствовании – 26,8 балла и на 5 месте – потребность в общении – 26,4 балла.

Рассмотрим как меняется структура мотивации СД в зависимости от уровня спортивной квалификации с учетом успешного и неудачного выступления на соревнованиях.

  1. Потребность в достижениях. При изучении данного контингента мотивации прослеживается четкая взаимосвязь с повышением роста спортивной квалификации повышается и выраженность данного показателя. Так, у 1 разряда этот показатель равен 24,1 балла – данная сумма баллов является показателем высокого уровня выраженности, характеризуемым его компоненты спортивной мотивации. В то время как у яхтсменов, имеющих разряд КМС сумма баллов – 29,8 значительно выше, и говорит нам о высоком уровне выраженности данного компонента. Наиболее высока сумма баллов у МС – 32,5. Это говорит нам о том, что потребность в достижениях парусного спорта данного разряда испытывают особенно часто. У яхтсменов, выступающих успешно на соревнованиях, отмечается довольно высокая потребность в достижениях – 30,5 балла. В то же время, как данная потребность у спортсменов, выступивших неудачно, значительно ниже – 28,5 балла, однако все равно остается на высоком уровне. На основании этого можно сделать вывод, что раз потребность в достижениях снижена, этим и объясняются и низкие результаты соревнований. Опираясь на вышесказанное, необходимо отметить то, что с ростом спортивного мастерства у яхтсменов повышается уровень мотивации. Чем больше яхтсмен участвует в соревнованиях, тем больше он испытывает потребность в достижениях.
  2. Потребность в поощрении. У яхтсменов всех групп данный показатель мотивации является высоко выраженным. Однако, наблюдается некоторая тенденция: с ростом спортивной квалификации сумма баллов данного компонента растет. Так, у I разрядников сумма баллов – 31,3, у КМС- 27,9 балла, у МС – 26,2 балла. Несмотря на данную закономерность исходя из полученных данных можно сделать вывод, что потребность в поощрении не оказывает влияния на успешность выступления на соревнованиях. Так, у яхтсменов, выступивших успешно и неудачно, сумма баллов почти одинакова – 29,3 и 29,4 балла.
  3. Потребность к борьбе. У яхтсменов эта потребность достаточно высока, исключение составляют лишь яхтсмены, имеющие первый разряд. У этой группы сумма баллов составляет – 24,4. Это говорит о том, что она не является показателем выраженности, характеризуемого его компонента спортивной мотивации. Вместе с тем, при улучшении потребности в борьбе прослеживается явная взаимосвязь- с ростом спортивной квалификации средняя сумма баллов постепенно растет, так у КМС она равна 27,6, а у МС- 29,8 балла, причем у яхтсменов, выступивших успешно, выраженность характеризуем ого компонента выше – 29,4 балла, чем у яхтсменов выступивших неудачно- 25,4 балла. Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что потребность в соревновательной борьбе оказывает огромное влияние на успешность выступления яхтсменов.
  4. Потребность в самосовершенствовании. У всех пяти групп яхтсменов данный показатель высоко выражен. Это говорит о том, что яхтсмены уделяют большое внимание совершенствованию своей личности через занятия спортом. Рассматривая полученные результаты, наблюдается определенная закономерность с ростом индивидуальной квалификации выраженность данного компонента повышается. Так, у яхтсменов, имеющих первый разряд данный показатель выражается –25,6 балла, у КМС –26,9 балла, у МС – 27,8 балла. Вместе с тем яхтсмены, выступившие успешно, имеют меньшую выраженность, характеризуемого компонента- 25,6 балла, по сравнению с яхтсменами, выступившими неудачно- 27,8 балла. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что многим спортсменам спорт помог самоутвердиться в жизни, найти свое «Я», повысить ценность своей личности, бросить вызов обществу и доказать свое превосходство. Но, вместе с тем, данная потребность не оказывает существенного влияния на СД.
  5. Потребность в общении. Она у всех яхтсменов ярко выражение. При чем, в общем, у яхтсменов всех квалификаций данный показатель выражен примерно одинаково. Так, у I разрядников – 26,7 балла, у КМС – 26,4 балла, у МС – 26,1 балла. Но вместе с тем, уровень данной потребности несколько снижается с повышением спортивной квалификации. Если рассматривать данную потребность с учетом успешности выступления на соревнованиях, то можно предположить, что потребность в общении негативно сказывается на выступлении яхтсменов, т.к. при этом спортсмен будет много общаться со своими друзьями по команде, и меньше будет концентрировать свое внимание на прохождение дистанции. Так, в нашем исследовании средняя сумма баллов яхтсменов, выступивших успешно – 23,7 балла — данная потребность слабо выражена, несколько отличается от яхтсменов, выступивших неудачно – 28,8 балла – высокая степень выраженности характеризуемого компонента.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1979.-с.39-40
  2. Васильев И.А.,Магомед-Элинов М.Ш. Мотивация и контроль над действием. -М.:1991.-57с.
  3. Вимонас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: 1990,- с. 3-4,23.
  4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.-М.: ФиС, 1981.
  5. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.-Краснодар, 1995.-с.37
  6. Григорьянс И.А. Психологическая подготовка юных гимнастов.-М.: ФиС, 1983.-с. 10-21.
  7. Горская Г.Б.Психология в подготовке яхтсменов США.-Краснодар, 1991.-с. 14-20.
  8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.-М.: ФиС, 1985.-с. 120-123.
  9. Дисидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологи личности.-М.: Наука,1990. С. 145-169.
  10. Кретти Б. Дис. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1987.- 222 с.
  11. Ларин Ю.А., Пильчин Ю.В. Подготовка яхтсмена гонщика.-М.: ФиС, 1981-85 с.
  12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.-М.: МГУ, 1971- 548 с.
  13. Маслоу А. Мотивация и личность.-Нью-Йорк, 1970-с. 9-13.
  14. Низен -Ке Хао. Характер мотивации учебной деятельности в зависимости от типа обобщения учебного материала// Вопросы психологии. –1981. -№ 1.-с.130-133.
  15. Пилоян Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности . М.: ФиС, 1981. С. 9-25.
  16. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности.М.: ФиС, 1984.-с. 6-12, 31-35, 54-57.
  17. Подмарков В.Г. Методологические аспекты формирования мотивации труда// Вопросы философии.-1979.
  18. Пуни Н.Ц. Психология.-М.: ФиС,1984.-с. 32.
  19. Рудик П.А. Психология.-М.: ФиС, 1958.-с. 327.
  20. Сусикова Т.С. Мотивация занятий спортом учащихся спортивных школ// Спортсмен как субъект деятельности:Мат. Симпозиума. Омск, 1993.-с. 60,88.
    1. Фураев Г.П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотивов достижения успеха в соревнованиях.-1997.
    2. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. –М.: 1986. –с. 25-28.
    3. Чумаков А.А. Школа парусного спорта.-М.: 1981. –с. 25-28.
    4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М.: Просвещение, 1969.-316с.
    5. Яхонтов Е.Р. Статические методы в спортивно- педагогическом исследовании: Методические указания для студентов ИФК.-Л.: 1991.-с. 5-10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Основными мотивами моего участия в соревнованиях является:

  1. Проверить свои физические и технические возможности.
  2. Совершенствование спортивного мастерства.
  3. Физическое удовлетворение от гонок.
  4. Демонстрация высокого спортивного результата
  5. Преодолеть соперников.
  6. Стремление к лидерству.
  7. Достижение успеха.
  8. Избежать неудачи, преодолеть чувство страха.
  9. Переживание спортивной борьбы.
  10. Стремление к личному успеху, престижу.
  11. Защитить интересы команды, города, страны.
  12. Эмоциональная привлекаем ость соревнований.
  13. Эмоциональное состояние и атмосфера на соревновании.
  14. Материальное вознаграждение.
  15. Стремление повысить престиж родины.
  16. Доказать свою значимость тренеру, друзьям, соперникам.
  17. Возможность самовыражения.
  18. Возможность общения.

 

Приложение 2

Описание эмоций, обычно сопровождающих спортивную деятельность:

 

Варианты ответов: а)-очень часто; б)- часто; в) –иногда; г)-очень редко.

 

  1. Желание достичь поставленной цели.
  2. Чувство уверенности в достижении цели.
  3. Спортивная злость.
  4. Жажда острых ощущений.
  5. Стремление выработать у себя сильный характер.
  6. Желание познать сущность процесса своей спортивной подготовки.
  7. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями.
  8. Чувство принадлежности к коллективу.
  9. Приятное удовлетворение, когда полученное вознаграждение соответствует личным достижениям и достижениям команды.
  10. Чувство самоуважения при получении заслуженных наград и т.п.
  11. Стремление до конца довести начатую работу.
  12. Приятое удовлетворение, что дело делается, что время не проходит зря.
  13. Чувство спортивного азарта.
  14. Чувство сильнейшего эмоционально-волевого напряжения, предельной мобилизации своих физических и душевных сил.
  15. Стремление понять условия роста своих результатов.
  16. Желание научиться максимально использовать свои возможности для достижения успеха.
  17. Желание заслужить одобрение близких.
  18. Чувство уважения к кому-либо из команды.
  19. Стремление коллекционировать свои спортивные трофеи, награды и т.д.
  20. Стремление собирать спортивные эмблемы и т.д.
  21. Увлеченность, захваченность работой.
  22. Надежда на достижение успеха.
  23. Чувство удовлетворения от преодоления трудностей.
  24. Стремление завоевать славу, почет, призвание.
  25. Стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести их в систему.
  26. Желание разрешить свои проблемы.
  27. Чувство беспокойства за судьбу команды.
  28. Забота о ком-либо из команды.
  29. Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т.д.
  30. Радость по случаю увеличения своих накоплений.
  31. Надежда на достижение очень высоких результатов.
  32. Приятная усталость.
  33. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.
  34. Чувство превосходства.
  35. Радость овладения новыми движениями и приемами.
  36. Стремление к гармоничности, слаженности движений.
  37. Чувство признательности, благодарности.
  38. Чувство симпатии, расположенности к кому-либо.
  39. Стремление сохранять на память сувои спортивные фотографии.
  40. Приятные воспоминания о своих спортивных достижениях.
  41. Радость достижения успеха.
  42. Желание заслужить похвалу.
  43. Чувство гордости.
  44. Чувство удовлетворения тем, как бы растешь в собственных глазах.
  45. Чувство удовлетворения тем, что повышаешь свои физические способности.
  46. Приятное удовлетворение тем, что умеешь выдержать высокие физические нагрузки.
  47. Сопереживания удачи и радости другого.
  48. Желание привести другому радость.
  49. Приподнятое настроение, когда полученная спортивная экипировка соответствует уровню предстоящих соревнований.
  50. Повышенный интерес к соревнованиям, на которых разыгрываются ценные призы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол изучения мотивации соревновательной деятельности

 

МОТИВ 

1 

2 

3 

4 

5 

1 

         

2 

         

3 

         

4 

         

5 

         

6 

         

7 

         

8 

         

9 

         

10

         

11 

         

12 

         

13 

         

14 

         

15 

         

16 

         

17 

         

18 

         

 

 

1-никогда 2-очень часто 3-иногда 4-часто 5- всегда

 

 

 

 

 

Протокол оценки МСД

(по Калинину)

 

а 

б 

в 

 

а 

б 

в 

 

а 

б 

в 

 

а 

б 

в 

 

а 

б 

в 

1 

     

11 

     

21 

     

31 

     

41 

     

2 

     

12

     

22 

     

32 

     

42 

     

3 

     

13 

     

23 

     

33 

     

43 

     

4 

     

14 

     

24 

     

34 

     

44 

     

5 

     

15 

     

25 

     

35 

     

45 

     

6 

     

16 

     

26 

     

36 

     

46 

     

7 

     

17 

     

27 

     

37 

     

47 

     

8 

     

18 

     

28 

     

38 

     

48 

     

9 

     

19 

     

29 

     

39 

     

49 

     

10 

     

20 

     

30 

     

40 

     

50 

     

Обработка результатов:

Каждый ответ оценивается в баллах. Оценка производится следующим образом:

А-4 балла

Б-3 балла

В-2балла

Г- 1балл

Находится сумма баллов по каждому показателю

Показатель 

Номера вопросов 

Потребность в достижениях 

1,2,11,12,21,22,32,31,41,42

Потребность в борьбе 

3,4,13,14,23,24,33,34,43,44 

Потребность в самосовершенствовании 

5,6,15,16,25,26,35,36,45,46 

Потребность в общении 

7,8,17,18,27,28,37,38,47,48 

Потребность в поощрении 

9,10,19,20,29,30,39,40,49,50 

Оценка результатов

Сумма баллов 25 является показателем выраженности характеризуемого ею компонента спортивной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 073114 1330 24 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

 

  1. 073114 1330 25 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ-разность рангов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.14MB/0.00209 sec

WordPress: 23.75MB | MySQL:119 | 2,995sec