Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

<

072914 0054 1 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. В дошкольных учреждениях наряду с охраной здоровья, закаливающими процедурами проводится комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движения детей.

«Программой воспитания в детском саду» (6) определены конкретные знаниями, умения, навыки, которые должны овладеть дети к моменту перехода в школу. К этому времени ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнении гигиенических закаливающих процедур, умением сохранять правильную осанку. Все это должно помочь ему быстро включиться в новый для него режим школьной жизни, связанной, помимо всего прочего, с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженном интеллектуальной деятельностью на уроках. Однако практическое осуществление перечисленных в «Программе» задач нередко представляет для воспитателей детских садов, значительной трудности, которые возникают по разным причинам.

Невыполнение задач в дошкольном возрасте влечет за собой проблемы обучения детей в школе.

С. Н. Зинченко (11) пишет, что развитие пространственных представлений зависит от своевременности созревания мозговых структур теменной области ребенка. Кроме того, для развития пространственных представлений необходимо своевременно формирование двигательных навыков и умений. Ребенок с рождения, а особенно с 3 – 4 – х месяцев начинает постигать пространство. Однако малыш еще не настолько ориентируется, чтобы соразмерить движение и направление. С развитием психики и двигательных имений ребенок учится правильно определять направление движения при попытке что – то взять или сделать. Но есть категории детей, которые длительное время не могут понять, где левая рука, а где правая рука, путают понятия «вверх», «вниз», «налево», «направо». Когда у ребенка развивается фазовая речь, родители к своему удивлению обнаруживают, что ребенок неправильно употребляет предлоги, обозначающие направления, не понимает, что такое обратная сторона предмета. Обычно родители обращаются к логопеду. Но здесь дело не в дефекте речи, а в неправильном понимании пространства. Это может быть у интеллектуально полноценных детей, которые учатся в обычной школе. Какие трудности при этом испытывают? Им очень трудно научиться считать, они не могут усвоить понятия о геометрических телах, фигурах, они не понимают рисунков, если их перевернуть, не могут без образца построить из кубиков домик, с трудом дается письмо и рисование. В средних классах таким детям с трудом даются работы, связанные с пониманием чертежах, изучение законов физики, химических реакций и т.д.

Если родители видят, что у ребенка страдают пространственные восприятия и представление, они должны проводить специальную тренировку, направленную на их восприятие. Эту работу желательно начинать еще в дошкольном возрасте, т.к. современные занятия дают возможность преодолеть недостатки в развитии и в результате ученик может усвоить программный материал.

Н.И. Садовникова (26) очень хорошо описывает причины нарушения письменной речи у младших школьников. Она объясняет: «Под терминами – дисграфия и дислексия понимается – частичное расстройство чтения и письма». А ведь чтение и письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимся.

Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких трудностей не связанно ни со снижением интеллектуального развития, ни с выражением нарушения слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Многие зарубежные исследования сходятся во мнении, что такие нарушения основываются на совокупности дисфункции: недостаточно формированной речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма и недостаточной физической развитости отдельных мышечных групп. Как важнейший фактор нарушения отличают – трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Автор (с. 80) дает методические указания, упражнения для развития пространственно – временных представлений.

А ведь и на занятиях (уроках) по физической культуре возникают трудности при обучении координации движений, построений и перестроений, выполнение упражнений в равновесии и т.д. К сожалению практика показывает, что большинство родителей больше всего волнует интеллектуальное развитие ребенка: его кругозор, объем знаний, навыки счета, чтение, письма. А на физическое развитие и развитие психомоторных качеств не уделяют достаточного внимания. Это недопустимо. Изучая биоэлектрическую активность мозга(29), ученые установили, что любое воздействие – зрительно, звуковое, осязательное – обязательно называют повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Сопоставляя роль зрительных, слуховых и двигательных ощущений в процессе формирования образа предмета, выяснилось, что всякое ощущение по свой природе смешанное – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Поэтому когда ребенок видит предмет, слышит его, трогает, в его мозгу возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующим будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи, рук и т.д.

Очаги возбуждения в собственно зрительных, слуховых зонах будут слабее. М.Кольцова (14) также отмечает, что при объединении ряда ощущений от предмета единый образ слияния происходит прежде всего в двигательной области, двигательные компоненты всех полученных зрительных , слуховых и других ощущений связывается в первую очередь. Слияние в образ других элементов – зрительных, слуховых и т.д. происходит позже. Это еще раз доказывает, что именно в двигательной области объединяются первые импульсы со всех органов чувств. А кто, как не специалист по физической культуре воздействует на двигательную деятельность ребенка, тем самым, развивая другие виды деятельности.

А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева (13) описывают какими средствами педагогу следует пользоваться при физическом воспитании и развитии дошкольника. Это физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические и социально — бытовые факторы.

Физически упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют специально подобранные, методические правильно организованные движения, сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Движения составляют основу любой детской двигательной деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития. Выполнение физических упражнений, связанно с активным восприятием окружающей обстановке и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формирование знаний, с проявлением волевых усилий, ярким эмоциональным переживаниям. Все это оказывается влиянием на совершенствование способностей ребенка, его всестроенее развитии. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Т.И.Осокина (20) физические упражнения в физической культуре дошкольников представляет следующими видами:

  1. Гимнастика;
  2. играми подвижными и спортивными;
  3. Спортивными упражнениями;
  4. Простейшим туризмом.

    Она приводит примерные задания, комплексы, дает методические рекомендации, которые будут полезными педагогам. Он, к сожалению, о других видах физических упражнений либо перечисляются, либо не упоминается совсем.

    Ряд автора А.И.Быкова и др. (4) рассматривает занятие по физической культуре, как основную форму организации физического воспитания. А о других лишь только упоминают, о нас интересуют следующие формы: физкультминутки на занятия умственной, черевой, продуктивной деятельности, психогимнастикой, корригирующая гимнастика, пальчиковая гимнастика, хотелось бы эти формы рассматривать в совокупности с основами, создающими определенный двигательный режим необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

    А.И.Фомина (28) очень подробно и хорошо описывает значение утренней гимнастики в детском саду, опираясь, прежде всего на оздоровительное значение этой формы физического воспитания, а уж потом на развивающее, объясняя это тем, что утренняя гимнастика состоит из упражнений, укрепляющих определенные группы мышц туловища, которые удерживают позвоночник в правильном положении. К ним относится также и мышцы стопы. Единственная проведения таких упражнений способствует формированию правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Основные движения – бег и поскоки – обязательно включается в утреннюю гимнастику, они усиливают деятельность сердечно – сосудистую и дыхательную систему, обмен веществ и т.д.

    Автор рекомендует проводить утреннею гимнастику под музыку для повышения эмоционального настроения, развития эмоционального мира детей, для повышения уровня мотивации учебной деятельности особенно в подготовительной к школе группы.

    В.К.Шурухина (34) отмечает, что утренняя гимнастика – это компенсирует 10% суточного объема активности детей.

    Для составления примерных комплексов утренней гимнастики в нашей методике мы опирались на авторов (12, 15, 21, 23, 24), которые предлагают широкий круг музыкально — двигательных упражнений, улучшает качество движений и воспитывающих у детей умение управлять работой своих мышц.

    Физкультминутка не является обязательным решающим моментом, как утренняя гимнастика, но опыт показывает, что в ведение ее в режим для детей подготовительной к школе группы дают положительный результаты. К сожалению, о таком мероприятии лишь упоминают и проводят не так уж много примеров, забывают о том, что она способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность, снимает утомление, приключает внимание, усиливает обмен веществ в организме.

    М.И.Чистякова (33), обобщая своей многолетний опыт предлагает курс специальной игроковых занятий, которые мы и включаем в раздел «психогимнастика», нашей методики. Психогимнастики посвящена главным образом психомотротике, не все, а только определенным ею разделом. Психогимнастика поскорее особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные, тренировочные, разъясняющие и т.д.

    Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее знание функции руки. Сотрудники института физиологи детей и подробность подростков АПИ установили, уровень развития речи детей находящийся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки (14).

    Так, на основе проведенных опытов и обследования большое количество детей, ими была выявлена следующая закономерность: если развитие движении пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, находящееся в пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстает, то задерживаются речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальный и даже высшей нормы.

    М.М.Кольцова (14) пришла к заключению, что формирование речевых особенностей совершатся под вливанием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Поэтому это фактор использовали как рекомендуемый стимулятор речевого развития детей в разделе «пальчиковая гимнастика» нашей методики.

    В.В.Цвынтарный (31) предлагает упражнения для развития тонко координированных движений рук – пальчиковую гимнастику, массаж, игры, которые мы включили в занятия умственной, речевой и продуктивной деятельности детей.

    Корригирующая гимнастика способствует профилактике простудных заболеваний, плоскостопии, формированию правильной осанки и умению расслабляться. Но без правильной организации оздоровительной работы в детских садах трудно предупредить отклонения в развитии и состоянии здоровья ребенка.

    И поэтому, любая, самая хорошая методика не может эффективно воздействовать, если отсутствует организация работы, и авторы (5, 7, 8, 24, 27, 30, 34, 35) нам в этом помогли.

    Помимо планировании необходимо правильно дозировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом, чтобы достичь определенного результата. Я.С.Вайнбаун (5) пишет: «Для того чтобы растить детей здоровыми, нужно глубоко знать ребенка, его индивидуальные и возрастные особенности в каждый период дошкольного возраста, уметь определять признаки, по которым можно сделать вывод об отклонении в самочувствии и о начале болезни».

     

     

    1.2. Методы педагогического контроля уровня развития психомоторных качеств дошкольников 6 – 7 лет

     

    К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. В настоящее время во многих школах проводится психологическое обследование детей при поступлении детей в первый класс. В одном случае это делается для отбора наиболее подготовленных и подходящих по критериям отборочных комиссий детей в школу с определенной специализацией (математической, химической, языковой и т.д.). В другом – для распределения детей по классам с разной степенью интенсивности обучения, от «классов выравнивания» до классов, в которых участвует по ускоренной программе. Психологи, определяя при отборе степени готовность детей к школе, используют специальную пробу – тесты.

    Тесты – это стандартизированные, часто ограниченные во время испытания, предназначенные для измерения индивидуально – психологических различий. С помощью тестов пытаются выявить наличие или отсутствие, каких – либо способностей, навыков, умений, качеств личности. Тесты позволяют выявить у ребенка уровень развития важнейших познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и внимания, образного мышления, психологического темпа и т.д.

    Опираясь на издания авторов: Л.Джонсон (9), Е.И.Рогова (22), Т.В.Чередникова (32), мы постарались подобрать такие методы педагогического контроля, которые помогли бы точно определить уровень развития психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет до и после эксперимента, и помочь определить эффективность использования предложенной в работе методики при формировании этих качеств.

    Так, тесты по определению уровня развития зрительно – моторных координации, восприятия, внимания мы взяли у Т.В.Чередниковой (32). Тест по определенной степени ручной ловкости предлагает Л.Джонсон (9).

    Тесты по определению уровня развития пространственной ориентации была выбрана у Е.И.Рогова (22).

    Описание тестов и критерии их оценок даны ниже, во второй главе.

     

     

     

     

     

     


    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     

    2.1. Методы исследования

     

    В работе были использованы следующие методы исследования:

  5. Анализ научно – методической литературы
  6. Педагогическое тестирование
  7. Педагогический эксперимент
  8. Математико-статистическая обработка результатов

     

    Анализ научно методической литературы

     

    Анализ научно – методической литературы проводился по двум направлениям:

  9. Развитие психомоторных качеств средствами физического воспитания у детей 6 – 7 лет.
  10. Методы педагогического контроля уровня развития психомоторных качеств дошкольников.

    В первом вопросе рассматривалась взаимосвязь физического развития дошкольников с развитием у них психомоторных качеств. Освещались проблемы обучения на уроках физической культуры, математики, развитию речи у здоровых – полноценных детей, возникающие в результате низкого уровня физической подготовленности и развития психомоторных качеств. Рассматривались основные средства и формы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях, влияющие на всестороннее развитие детей.

    Опираясь на работы авторов, предлагающих формы и средства, направленные на развитие того или иного психомоторного качества, мы разработали методику, которая эффективно влияет на процесс формирования психомоторных качеств.

    По второму вопросу проанализированы и подобраны методы педагогического контроля, развития зрительно – моторной координации, пространственной ориентации, внимания, восприятия, тонко координированных движений рук у детей 6 – 7 лет, позволяющие определить уровень развития этих качеств до и после эксперимента.

    Всего проанализировано 35 источников отечественных и зарубежных авторов.

     

    Педагогическое тестирование

    Педагогическое тестирование проводилось с целью выделения уровня развития психомоторных качеств детей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента и после него.

    Тестирование включает следующие тест – знания:

  11. Тесты зрительно – моторной координации
  12. Тесты восприятия
  13. Тесты внимания
  14. Тест определения степени ручной ловкости
  15. Тесты пространственной ориентации

    Тесты зрительно – моторной координации:

     

    А – копирование письменных букв (тест Керна — Йирасека).

    Задание. Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского или иностранного языка.

    Оценка результата:

    1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован образец.

    Буквы превышают размеры букв образца не более чем в 2 раза. Скопированная фраза отклонена не более чем на 300.

    2 бала – разборчиво скопированный образец, размер букв и соблюдение наклона не учитывается.

    3 балла – явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы.

    4 балла – совпадает 2 буквы, воспроизведенный образец создает

    строчку.


    5 баллов – Каракули.

    Средний показатель – 3 балла.

     

    Задание. Ребенку также предлагать нарисовать точки как на образец.

     

                        .    .    .

                        .    .    .

                        .    .    .

                            .

     

                    Оценка результата:

    1 балл – Совершенное копирование образца. Допускается отклонение одной точки от строки. Допустимо увеличение не более чем в 2 раза. Рисунок параллелен образцу.

    2
    балла – Число и расстановка точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не белее трех точек на половину ширины зазора строки и колонки.

    3
    балла – Рисунок соответствует образцу, не превышая его по высоте и ширине более, чем в 2 раза. Число точек допускается от 7 до 20. Допускается любой разворот до 1800.

    4
    балла – Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит их точек, размер и число не учитывается.

    5 балла – Каракули.

    Средний показатель – 3 балла.

    Тесты восприятия:


    В – найти одинаковые фигуры (различие форм).

    072914 0054 2 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 3 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет Задание. Ребенку предлагается бланк с четырьмя видами геометрических фигур. Необходимо одинаковые фигуры на бланке отметить как на образце

    072914 0054 4 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 5 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 6 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 7 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 8 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 9 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    В бланке по 10 фигур в четырех рядах, всего 40 геометрических фигур. На выполнения задания дается 3 минуты.

    Оценка результата:

    1 балл – Ребенок уложился во время, допустив 4 ошибки.

    2 балла – Уложился за время, но допустил 8 ошибок.

    3 балла – Во время не уложился, допустил не более 16 ошибок.

    4
    балла – Не справился с заданием.

    Средний показатель – 2 балла.

    Г – дорисуй фигуры (Головина Т.Н.).

    Задание. Ребенку предлагается 3 бланка с недорисованными фигурами. Необходимо дорисовать вторую половину рисунка.

     

    Оценка результата:

    1 балл – Дорисовал все, но увеличил рисунок в 2 раза.

    2 балла – Дорисовал только две детали.

    3
    балла – Не дорисовал 4 детали, увеличил или уменьшил рисунок более чем в 2 раза.


    4 балла – Каракули.

    Средний показатель – 2 балла.

     

    Тесты внимания:

     

    Д – тест переплетенных линий (модификация теста Рея).

    Задание. Ребенку предлагается бланк с переплетенными линиями. Необходимо проследить по порядку все линии глазами, вслух называя номер, начало и конца линии. Время на выполнение теста 3 минуты.

    Оценка результата:

    1 балл – Уложился во время, допустил две ошибки.

    2 балла – Уложился во время, но допустил 4 ошибки и две остановки.

    3 балла – Во время не уложился, допустил не более 6 ошибок.

    4
    балла – Не справился с заданием.

    Средний результат – 2 балла.

    Е – цифровая таблица Шульте (объем внимания).

    Задание. Ребенку предлагается по очереди 4 таблицы с цифрами от 1 до 25 в случайном порядке. Необходимо отыскать числа в порядке возрастания, указывая карандашом и называя в слух за 12 минут (по 3 минуты на каждую таблицу).

    Оценка результата:

    1 балл – Не допуская ошибок, назвал по порядку все числа, уложился во время.

    2 балла – Уложился во время, но допустил 5 ошибки и две остановки.

    3
    балла – Уложился во время, но допустил 15 ошибок.

    4 балла – Не справился с заданием (допускал много ошибок, во времени не уложился).

    Средний результат – 2 балла.

    Тест определения степени ручной ловкости

    Ж – броски и ловля малого мяча.

    Задание. Испытываемый бросает и ловит после отскока от стены на расстоянии 1 м мяч диаметром 10 см в течении одной минуты.

    Оценка результата:

    1 балл – 25 раз и более.

    2
    балла — 20 раз.

    3 балла – 15 раз.

    4 балла — 10 раз.

    Средний результат — 2 балла.

     

    Тесты пространственной ориентации:

    З – определение направления.

    Задание. Испытуемый по команде за одну минуту чертит прямые линии (на листе бумаги): влево, вверх, вправо, вниз и т.д.

    Оценка результата:

    1 балл – Уложился во время, без ошибок выполнил все команды.

    2 балла – Уложился во время, но допустил 4 ошибки.

    3
    балла – Уложился во время, но допустил 8 ошибок.

    4 балла – Не справился с заданием.

    Средний результат 2 балла.

    И – описание направления.

    Задание. Ребенку, сидящему за партой (столом) предлагается назвать все предметы с правой стороны за 30 секунд, затем тоже с левой стороны.

    Оценка результата:

    1 балл – За данное время без ошибок назвал все предметы.

    2 балла – Уложился во время, но допустил 2 ошибки (долго определял направление).

    3
    балла – Уложился во время, но допустил более 4 ошибок.

    4
    балла – Не справился с заданием.

    Средний результат — 2 балла.

    При подборе тестов — задания мы старались избегать однотипных заданий, выбирая тесты, которые наиболее полно отражали уровень развития психомоторных качеств дошкольников. О полной степени развития ребенка и о готовности к обучению в школе по данным тестам судить нельзя.

     

    Педагогический эксперимент

    С целью решения и проверки поставленных задач, нами был проведен педагогический эксперимент, который заключается в поэтапном обследовании уровня развития психомоторных качеств.

    Первый этап обследования проводился в сентябре 1997 года и показал уровень развития психомоторных качеств у детей подготовительной к школе группы.

    Второй этап обследования проводился в феврале 1998 года, после занятия с контрольной группой по стандартной методике обучения, а с экспериментальной группой по предложенной методике.

    Математико-статистическая обработка результатов

    Полученные результаты были подтверждены математико-статистической обработке. При этом вычислялись следующие показатели:

    072914 0054 10 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летХ – среднее арифметическое значение;

    б – среднее квадратическое отклонение;

    m– ошибка среднего арифметического значения;

    Р – достоверность различий средне – групповых показателей по критерию Стьюдента;

    Т – темп роста.

     

    2.2. Организация исследования

     

    В апреле 1997 года была выбрана тема, подобраны методики, выдвинута гипотеза, поставлена цель и задачи исследования, подобранна и проанализирована научно-методическая литература по данной проблеме.

    Эксперимент проводился в детском саду «Янтарь» в поселке Иноземцево, г. Железноводска, Ставропольского края.

    В исследовании приняли участия две группы детей по 10 человек в каждой: одна – контрольная группа, другая – экспериментальная.

    В сентябре 1998 года и в феврале 1999 года проводились этапы обследования и выявления уровня развития психомоторных качеств у детей данных групп.

    С сентября 1999 года по январь 2000 года с экспериментальной группой проводились занятия по предложенной методике.

    Полученные результаты в марте 1999 года подверглись математической обработке, после чего были сделаны выводы и разработаны практические рекомендации, написана и оформлена выпускная квалификационная работа.

    Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

     

    3.1. Исследование исходного состояния развития психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Для оценки эффективности формирования

    психомоторных качеств по предложенной методике целесообразно проанализировать, прежде всего, степень однородности групп дошкольников до начала педагогического эксперимента.

    Как показали результаты предварительного тестирования (см. табл. 1), дети контрольной и экспериментальной группы

    не имеют статистически достоверных различий

    по шести тестовым заданиям (Р > 0,05), а по тестам Б

    (зрительно – моторная координация), З и И (пространственная ориентация) наблюдаются достоверные различия Р < 0,001).

    Это позволяет говорить о том, что перед началом

    педагогического эксперимента по определению степени эффективности предлагаемой методике обе группы практически однородны.

    Из таблицы 1 также видно, что до эксперимента

    у обеих групп уровень развития психомоторных

    качеств находился на среднем, ниже среднего уровня, так как эти качестве оценивались по следующим причинам:

    4 балла – низкий уровень;

    3 балла – уровень ниже среднего;

    2 балла – средний уровень;

    1 балл – высокий уровень.

    Таблица 1

    Результаты предварительного тестирования психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 11 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 12 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 13 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 14 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летТесты

    Контрольная группа

    I этап Х + m

     

    Р

     

    Экспериментальная группа

    I этап X + m

    Среднее значение 

    072914 0054 15 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 16 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    А

    3,1 + 0,23 

    > 0,05 

    2,8 + 0,14 

    3,0 

    072914 0054 17 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 18 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Б

    3,6 + 0,16

    < 0,001 

    2,4 + 0,2 

    3,0 

    072914 0054 19 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 20 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    В

    3,1 + 0,27 

    > 0,05 

    2,6 + 0,22 

    2,0 

    072914 0054 21 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 22 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Г

    2,9 + 0,23 

    > 0,05 

    2,3 + 0,26 

    2,0 

    072914 0054 23 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 24 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летД

    3,3 + 0,22 

    > 0,05 

    3,2 + 0,21 

    2,0 

    072914 0054 25 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 26 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Е

    3,0 + 0,21 

    > 0,05 

    3,0 + 0,21 

    2,0 

    072914 0054 27 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 28 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Ж

    3,0 + 0,19 

    > 0,05 

    2,3 + 0,21 

    2,0 

    072914 0054 29 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 30 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    З

    072914 0054 31 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет 2,6 + 0,16

    < 0,001 

    1,9 + 0,13 

    2,0 

    072914 0054 32 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 33 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    И

    2,7 + 0,17 

    < 0,001 

    2,1 + 0,1 

    2,0 

     

    У детей контрольной группы эти показатели колеблются от 3,6 до 2,6 баллов, а у исследуемой экспериментальной группы от3,2 до 1,9 баллов. Эти данные также подтверждают, что до эксперимента больших различий в уровне развития психомоторных качеств не выявлено.

    3.2 .Условия проведения эксперимента

    Эксперимент проводился в подготовительной к школе группе, в разные режимные моменты в течение дня по составленной методике, которая включает в себя формы и средства физической культуры, способствующие формированию психомоторных качеств.

    Методика состоит из:

    I. Гимнастики до занятий;

    II. Физкультминуток на занятиях:

  • по математике;
  • по развитию речи;

    III. Пальчиковой гимнастики;

    IV. Психогимнастики;

    V. Корригирующей гимнастики.

    Нами представлены примерные комплексы по каждому разделу, которые в ходе эксперимента менялись по степени усвоению их детьми. Смена комплексов осуществлялась по одному из принципов педагогики: от простого к сложному, т.е. каждый новый комплекс сложнее предыдущего.

     

    I. Утренняя гимнастика под музыку

     

    Проводится ежедневно в зале или на свежем воздухе под музыку. Повышает эмоциональный настрой, является компенсатором суточного объема двигательной активности детей.

     

    Комплекс №1

     

    1.Ходьба в колонне по одному.

    2. Поскоки с продвижением вперед.

    3. Ходьба и построение в звеньях.

    4.И.п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища. Плавно свести руки в перед собой, за спиной, над головой, и наклоняясь, опустить вниз. Повторить 8 раз. (Музыка Ф. Шуберта «Вальс»).

    5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на пояс. Наклониться вправо, вернуться в и.п. То же сделать влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. (Музыка обр. а. Александрова «Французская народная мелодия»).

    6. И.п.: встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться, достать носки ног, выпрямиться. Повторить 4 – 6 раз. (Музыка И. Штрауса. Отрывок из пьесы «Персидский военный марш»).

    7. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в и.п. Повторить 5 – 6 раз (без музыки).

    8. И.п.: лечь на спину, руки, на полу вдоль туловища. Поднять прямую левую ногу вверх, вернуться в и.п. То же правой ногой. Повторить 4 – 6 раз каждой ногой. (Музыка И. Дунаевского. Отрывок из пьесы «Дальняя дорожка»).

    9. Ходьба по кругу с ускорением и бегом. (Музыка «Русская народная мелодия»).

    10. Ходьба по кругу с восстановлением дыхания. (Музыка Ф. Шульберта «Вальс»).

    Комплекс №2

    1. Ходьба в колонне по одному с изменением направления. Остановиться, свободно подбросить мяч. (Музыка Ш. Гуно «Марш»).

    2. Легкий бег. (Музыка К. Вебера «Тема из вариации»).

    3. Ходьба и построение в звенья. (Музыка Ф. Шуберта «Вальс»).

    4. И.п.: встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опущены, мяч в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, одновременно поднимаясь на носки. Переложить мяч из руки в руку, вернуться в и.п. Повторить 8 раз. (Музыка Т. Вилькорейской).

    5. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке. Наклониться вправо, провести мячом по полу подальше от себя, вернуться в и.п. То же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. (Обраб. М. Иорданского «Украинская народная мелодия»).

    6. И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. Наклониться вперед – вниз, переложить мяч из рук в руки за левой ногой, вернуться в и.п. То же выполнить за правой ногой. Повторить 6 – 8 раз. (Музыка Хренникова «Отрывок из романса»).

    7. И.п.: лечь на спину, руки вдоль туловища на полу, мяч в правой руке. Поднять прямую ногу вверх, переложить мяч за ногой, вернуться в и.п. То же выполнить с другой ногой. Повторить 6 – 8 раз. (Музыка И. Дунаевского, отрывок из пьесы «Дальняя дорожка»).

    8. Полуприседания и подпрыгивание на месте. (Музыка Н. Метлова).

    9. Ходьба. (Музыка Б. Можжевелова).

    II.Физкультминутки

    Физкультминутки проводятся обязательно на занятиях умственной, речевой деятельности. Они снимают утомления, напряжения, повышают работоспособность детей, способствует переключению внимания.

    Комплекс №1

  1. И.п.: сидя за столом, руки на столе, пальцы сцеплены «в замок», голова опущена. Поднять сцепленные руки (ладонями вверх) и голову, потянуться, вернуться в и.п.
  2. И.п.: сидя на стуле, руки за голову. Поворачивать туловище влево и вправо с разведением рук в стороны.
  3. И.п.: стоя, руки на поясе. Подскоки на месте (четыре подскока, четыре шага).

    Комплекс №2

  4. И.п.: стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе. Присесть, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
  5. И.п.: стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Поднять согнутую в колени ногу, коснуться коленом ладони, вернуться в и.п. То же выполнить другой ногой.
  6. И.п.: сидя за столом, опираясь локтями о стол, предплечья поставлены вертикально. Сжимая кулаки и разжимая их, разводя пальцы в сторону.

    Комплекс №3

  7. На доске круг с точками. Воспитатель указывает на них и считает. И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе, поднять прямые руки вверх, опустить (4 – 5 раз).

    Сколько точек будет в круге,

    Столько раз поднимаем руки.

  8. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, наклоны вперед, и.п. (4 – 5 раз).

    Сколько елочек зеленых,

    Столько выполним поклонов.

    3. И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, присед, руки вперед, и.п. (10 – 12 раз).

    Приседаем столько раз,

    Сколько бабочек у нас.

    Комплекс №4

  9. Круговые движения головы, поочередно в правую, в левую сторону.

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей крутили.

    Медвежата мед искали,

    Дружно дерево качали (наклоны вправо, влево, руки вперед).

    Вот так, вот так

    И из речке воду пили,

    А потом они плясали, (наклоны вперед)

    Выше лапы поднимали

    Вот так, вот так (подскоки на месте)

    Выше лапы поднимали.

    III. Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика проводится на всех, на всех занятиях в течение трех – пяти минут. Она выступает в одном случае как средство, развивающее мелкую моторику рук, в другом – как успокаивающее, переключающее внимание с одной деятельности в другую.

    Пальчиковую гимнастику включали в прогулки на свежем воздухе, во время свободных игр детей.

    а) Выполнение фигурок из пальцев.

  10. «Домик»

    Дом стоит с трубой и крышей

    На балкон гулять я вышел.

    Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец левой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

    2.«Очки»

    Бабушка очки надела

    И внучонка разглядела.

    Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

    3.«Лодка»

    Лодка плавает по речке,

    Оставляя на воде колечки.

    Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладони.

    4. «Грабли»



    Листья падают в саду,

    Я их граблями смету.

    Ладони на себя, пальчики переплетенены между собой, выпрямленены и тоже направлены на себя.


    5. «Зайка и барабан»

    Зайка взял свой барабан,

        И ударил трам — трам – трам.

    Пальчики в кулаках. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

    6. «Коза»

        У козы торчат рога,

        Может забодать она.

    Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.


    7. «Птенчики в гнезде»

        Птички крылышками машут

        И летит к себе в гнездо,

        Птенчикам своим расскажет

        Где она взяла зерно.

    Обхватить все пальчики правой руки ладони и ими шевелить.

    8. «Цепочка»

        Пальчики перебираем

        И цепочку получаем.

    Большой и указательные пальцы в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из правой руки: Большой и указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков.


    9. «Шарик»

        Надуваем быстро шарик,

        Он становится большой.

        Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

        Стал он тонкий и худой.

    Все пальчики обеих рук в «Щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают и.п.

    10. «Собака»

        У собаки острый носик

        Есть и шейка, есть и хвостик.

    Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

    б). Пальчики на столе танцуют под музыку.

    в). Рисование узоров поочередно каждым пальчиком левой и правой рукой.

    г). Массаж кисти рук, каждого пальчика, каждой его фаланги.

    д). Игры с мячом: «Какой цвет?», «Я знаю пять имен …» и т.д.

    IV. Психогимнастика

    Психогимнастика направлена на снятие напряжения, утомления, развития психомоторных качеств, эмоций у детей. Она проводится на музыкальных и физкультурных занятиях, заменяя или дополняя подвижные игры и игры под музыку, а также включается в прогулку на свежем воздухе.

    а). Игры на развитие внимания.

    1. «Канон»

    Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркалора» (отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй – второй, и т.д. Когда правую руку поднимут все дети на очередной такт начинают поднимать левую руку в том же порядке. Подняв левую руку, дети также поочередно опускают руки вниз.

    2. «Зеваки»

    Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. (Музыка Э.Жак-Далькроз «Марш»).

    3. «Четыре стихии»

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение запястных и локтевых суставах. Кто ошибается – выбывает из игры.

    б). Подвижные игры: «Ловушки», «Белые медведи», «Веретено», «Тропинка», «Вы уснули», «Качели», «Пылесос и пылинки», «Жар — птица», «Битва» и т.д. Описание подвижных игр приводится ниже.


    V. Корригирующая гимнастика

    Включается в занятия по физической культуре, физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня дошкольника, способствует профилактика простудных заболеваний, плоскостопия, формированию правильной осанки, и умению расслабиться. В нее входят:

    1. Дыхательные упражнения:

  • «сдуть с ладони бабочку»;
  • «надуть и сдуть воздушный шарик;
  • «погреемся на морозе

    : и.п. – ноги на ширине стопы, 1 – руки в стороны – вдох, 2 – руки вперед скрестить – выдох и т.д.;

  • «спрячемся под дерево»: — и.п. – о.с., 1 – руки вверх – вдох, 2 – присед, руками обхватив колени – выдох и т.д.
  1. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

    И.п. – лежа на животе – руки вперед. 1 – прогнуться, руки вверх – вдох, 2 – и.п. – выдох, и.п. – стойка лицом к гимнастической стенке, 1 – мах назад левой, 2 – и.п., 3 – мах назад правой, 4 – и.п., и.п. – стойка на ширине плеч,

    палка за спиной прижата к нижним углам лопаток. 1 – палкой вперед, палка вверх, 2 – и.п.

  2. Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

    И.п. – о.с., 1 – поднять пальцы ног к верху, 2 – и.п., и.п. – о.с. 1 – 3 присед на второй стопе, 4 – и.п., и.п. – стойка на носках, сохранить и.и. как можно дольше, лазанье по гимнастической стенке, ходьба по рельефной доске, ходьба на носках по наклонной плоскости, собирание пальцами ног спичек с пола и т.д.

  3. Упражнение на расслабление.

    1 – потряхивание расслабленными кистями рук, правой и левой ногой, повороты вправо и лево – «шалтай-болтай», 2 – семенящий бег на месте, 3 – дыхательные упражнения, 4 – упражнение, лежа на полу (расслабление всего тела, с закрытыми глазами, представление моря, птиц, неба и т.д.


    Описание подвижных игр

    «Ловишки» (для детей 5 – 6 лет)

    Ведущий выбирает ловушку. Ловишки стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.

    Под музыку (И. Гайдн. «Рондо». Отрывок) дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:

    Раз – два – три,

    Раз – два – три.

    Скорее нас лови!

    Затем – бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

    «Белые медведи» (для детей 6 – 7 лет)

    Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они берут, стараясь окружить и поймать, кого ни будь из играющих. Игра кончается, когда медведи поймают двоих детей, затем пойманные ловят других.


    «Веретено» (для детей 6 – 7 лет )

    Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящими первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д., пока не дойдут до последнего в ряду.

    Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее.

    Музыкально сопровождение: «Лезгинка» (дагестанский народный танец).

    «Все уснули» (для детей 5 – 6 лет)

    В зал входит ведущий и видит …

    На дворе встречает он

    Тьму людей, и каждый спит:

    Тот, как вкопанный, сидит,

    Тот, не двигаясь, идет,

    Тот стоит, раскрывши рот.

    (В.А.Жуковский)

    Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но она опускается.

     

    «Качели» (для детей 6 – 7 лет)

    Ребенок стоя качается на качелях.

    Выразительные движения.

  4. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
  5. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, подкачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

    Этюд сопровождается музыкой Я.Степовой «На качелях».

    «Пылесос и пылинки»

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя, и кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок – пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед – вниз, руки опускаются, голова наклонена, он весь как бы обмякает.

    «Жар-птица» (для детей 6 – 7 лет)

    В царском саду росла яблоня с золотыми яблочками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать золотые яблочки. Царь приказал своим сыновьям сторожить яблоню. На третью ночь караулить выпало Ивану-царевичу. Вот притаился он под яблоней и стал ждать… В полночь прилетела Жар-птица и села на яблоню. Дивится Иван-царевич на Жар-птицу. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло, как днем. Выпрямился Иван-царевич и схватил Жар-птицу за хвост, но вырвалась Жар-птица из его рук и улетела, а в руках у Ивана-царевича осталось всего одно перо из его хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы – засияло, засветилось все вокруг, и пошел Иван-царевич во дворец. Все, кто встречался ему по дороге, останавливались и изумлялись дивному свету от золотого пера Жар-птицы.

    Музыкальное сопровождение: В.Герчик. Танец Жар-птицы из оперы «Лесные чудеса».


    Выразительные движения. Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка. Поза. Вес тела перенести на ногу, стоящую впереди, руки тянутся впереди, руки тянутся к предмету восхищения.

    «Битва» (для детей 6 – 7 лет)

    В зале звучит музыка П.Хоффера «Битва».

    Один ребенок изображает Ивана-царевича, который сражается с трехглавым Змеем-Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.

    Выразительные движения. У исполнителя роли Змея-Горыныча голова и кисти рук – это головы змея-горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечем.

    Поза и мимика победителя. Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

    3.3.Сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной группы

    После проведения педагогического эксперимента произошли положительные изменения, как в экспериментальной группе, так и в контрольной.

     

    По результатам повторного тестирования (см. табл. 2) наблюдаются достоверные различия (P < 0,0001) между этими группами по всем тестовым заданиям.

    Таблица №2

    Результаты тестирования психомоторных качеств детей 7 лет в конце эксперимента

    072914 0054 34 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 35 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 36 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 37 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летТесты

    Контрольная группа

    I этап Х + m

     

    Р

     

    Экспериментальная группа

    I этап X + m

    Среднее значение 

    072914 0054 38 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 39 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    А

    2,6 + 0,22 

    > 0,001 

    <

    1,4 + 0,2 

    3,0 

    072914 0054 40 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 41 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Б

    3,2 + 0,2 

    < 0,001 

    1,5 + 0,22 

    3,0 

    072914 0054 42 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 43 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    В

    2,4 + 0,22 

    > 0,001 

    1,4 + 0,16 

    2,0 

    072914 0054 44 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 45 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Г

    1,9 + 0,2 

    > 0,001 

    1,4 + 0,2

    2,0 

    072914 0054 46 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 47 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летД

    2,7 + 0,15 

    > 0,001 

    2,0 + 0,2 

    2,0 

    072914 0054 48 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 49 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Е

    2,8 + 0,2 

    > 0,001 

    1,5 + 0,16 

    2,0 

    072914 0054 50 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 51 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    Ж

    2,8 + 0,2 

    > 0,001 

    1,2 + 0,13 

    2,0 

    072914 0054 52 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 53 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    З

    2,4 + 0,16 

    < 0,001 

    1,0 + 0,1 

    2,0 

    072914 0054 54 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 55 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    И

    2,2 + 0,15 

    < 0,001 

    1,1 + 0,1 

    2,0 

     

    Уровень развития психомоторных качеств соответствует среднему уровню развития и составляет от 3,2 баллов до 1,9.

    Нами также были рассчитаны темпы прироста исследуемых качеств у детей контрольной и экспериментальной групп.

    Данные расчетов показывают (рис. 1), что у детей экспериментальной группы уровень развития психомоторных качеств вырос максимум до 28,3%, минимум – до 37,5%, в то время как в контрольной группе он составляет максимум 34,5%, минимум 6,6%.

    Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что предложенная методика в совокупности со стандартной методикой обучения в детском саду эффективно формирует психомоторные качества у детей 6 – 7 лет, в особенности ручную ловкость и пространственную ориентацию.

     

    072914 0054 56 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 57 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 летЕ

     

     

    072914 0054 58 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 59 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 60 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 61 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 62 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 63 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 64 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 65 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 66 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 67 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 68 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 69 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 70 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 71 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 72 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 73 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 74 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 75 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 76 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 77 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 78 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 79 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 80 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 81 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 82 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 83 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 84 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 85 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 86 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 87 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 88 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 89 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 90 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 91 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 92 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 93 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

     

    072914 0054 94 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет072914 0054 95 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет

    072914 0054 96 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет


    Условные обозначения:

    072914 0054 97 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет             Контрольная группа

     

    072914 0054 98 Развитие психомоторных качеств у детей 6 – 7 лет            Экспериментальная группа

     

    А, Б – зрительно – моторная координация;

    В, Г – восприятие;

    Д, Е – внимание;

    Ж – ручная ловкость;

    З, И – пространственная ориентация.

    Рис. 1 Темп прироста результатов психомоторных качеств детей контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента.

     

    ВЫВОДЫ

     

  6. Развитие тонко координированных движений рук, зрительно-моторной координации, восприятия, внимания, пространственной ориентации детей контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента соответствовало среднему уровню развития.
  7. Использование разработанной методики в комплексе со стандартной методикой обучения в детском саду позволяет статистически достоверно улучшить уровень развития психомоторных качеств (P < 0,001) по исследуемым параметрам у детей подготовительной к школе группы.
  8. Использование разработанной методики развития психомоторных качеств позволило достичь существенного прироста по изучаемым качествам у детей, входящих в экспериментальную группу по сравнению с контрольной. Так, при формировании зрительно-моторной координации прирост составил 50% (в контрольной – 16,1%), восприятия – 46,1% (34,5%), внимания 50% (18,1%), пространственной ориентации – 58,3% (18,5%), ручной ловкости 47,8% (6,6%), вследствие чего уровень развития этих качеств у детей экспериментальной группы приблизился к высокому.

     

     

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Результаты проведенного эксперимента позволяют рекомендовать для внедрения в практику следующее:

    1. Использовать предложенную методику в комплексе со стандартной методикой при формировании психомоторных качеств у детей 5 – 6 лет.

    2. Использовать пальчиковую гимнастику, как эффективное средство при развитии тонко координированных движений рук зрительно – моторной координации на занятиях умственной и продуктивной деятельности, чередуя ее с физкультминутками.

    3. Включать психогимнастику в занятия по физической культуре, музыкальных занятий для развития восприятия, пространственной ориентации, снятия напряжения и утомления.

    4. Применять корригирующую гимнастику в качестве профилактике простудных заболеваний, плоскостопия, формирование правильной осанки, укрепления отдельных мышечных групп и организма в целом.

    5. Игры, упражнения в предложенной методике обеспечивать музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя и эффективного формирования психомоторных качеств.

  9. Постепенно усложнять упражнения в утренней гимнастике, включая упражнения с предметами. Использовать детский фольклор в пальчиковой гимнастике, чередовать психогимнастику с подвижными, спортивными играми.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

     

  10. Адашкявичине Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
  11. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры младшего школьника. – Самара, 1994. – 186 с.
  12. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.И. Музыка и движение. – М.: просвещение, 1984. – 288 с.
  13. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основными движениям. – М.: Просвещение, 1961. – 152 с.
  14. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991. – 150 с.
  15. Васильев М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  16. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицынских знаний. – М.: Просвещение, 1991. – 210 с.
  17. Голецынова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. – М.: Просвещение 1966. – 250 с.
  18. Джонсон Л., Дефер М. Тесты для взрослых и детей. – М.: Гитис, 1994. – 347 с.
  19. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. Тесты. – М. Педагогика, 1990. – 56 с.
  20. Зинченко С.И. Почему детям бывает трудно учиться в школе. – Киев, 1990
  21. Иова С.П., Иоффе А.Я. Утренняя гимнастика под музыку. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  22. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
  23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
  24. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Обще развивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
  25. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
  26. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.
  27. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  28. Немов Р.С. Психология. Книга 3. М.: Просвещение, 1995. – 512 с.
  29. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М: Просвещение, 1986. – 304 с.
  30. Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушаков З. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1969. – 222 с.
  31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. – 180 с.
  32. Ротерс П.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  33. Рожневская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1978. – 212 с.
  34. Русскова Л.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детсяком саду. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  35. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Владос. – 1995. – 256 с.
  36. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
  37. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
  38. Хризман Т.Т. Движение ребенка и электрическая активность мозга. – М: Педагогика, 1973. – 192 с.
  39. Хрущева С.В. Физкультура в режиме продленного для школы. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 272 с.
  40. Цвынтарный В.В. Пальчиками играем и речь развиваем. – Санкт-Петербург: Лань, 1997. – 32 с.
  41. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школу. Санкт-Петербург: Сторйлеспечать, 1996. – 64 с.
  42. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 160 с.
  43. Шурухина В.К. Физкультурно-Оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. – М.: Просвещение, 1980. – 200 с.
  44. Юрко Г.П. Физкультурные занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: Просвещение, 1980. – 200 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение1

     

    Результаты уровня развития психомоторных качеств детей экспериментальной группы I и II этапах

     

     

     

    №п/п 

     

    Фамилия, имя 

     

    Возраст 

    Зрительно-моторной координации

     

    Восприятие 

     

    Внимание 

     

    Ручная ловкость 

    Простран-

    ственная ориентация 

     

    Тесты 

    А 

    Б 

    В 

    Г 

    Д 

    Е 

    Ж 

    З 

    И 

    1. 

    Абкалимова 

    6 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2. 

    Абушманова 

    7 

    2 

    1 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3. 

    Анисимова 

    6 

    3 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1

    2 

    1 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    4. 

    Бабилова 

    6 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    5. 

    Ежова 

    7 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    6. 

    Канюкаева 

    7 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    7 

    Пруденко 

    6 

    3 

    2 

    4 

    3 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    8. 

    Сорокина 

    6 

    4 

    2 

    2 

    1 

    4 

    2 

    3 

    2 

    4 

    3 

    4 

    2

    3 

    2 

    2 

    1 

    3 

    2 

    9. 

    Суухорукова 

    7 

    3 

    1 

    3 

    2 

    4 

    2 

    3 

    2 

    4 

    3 

    4 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    10. 

    Ушаева 

    6 

    3 

    1 

    3 

    3 

    3 

    2 

    3 

    1 

    4 

    2 

    3 

    3 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    Этапы 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    Средний результат, балл 

    3 

    3 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2 

     

     

    Приложение 2

     

    Результаты уровня развития психомоторных качеств детей экспериментальной группы I и II этапах

     

     

     

    №п/п 

     

    Фамилия, имя 

     

    Возраст 

    Зрительно-моторной координации 

     

    Восприятие 

     

    Внимание 

     

    Ручная ловкость 

    Простран-

    ственная ориентация 

     

    Тесты 

    А 

    Б 

    В 

    Г 

    Д 

    Е 

    Ж 

    З 

    И 

    1. 

    Абкалимова

    6 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2. 

    Абушманова 

    7 

    2 

    1 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3. 

    Анисимова 

    6 

    3 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    4. 

    Бабилова 

    6 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    5. 

    Ежова 

    7 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    1 

    1 

    2 

    1 

    6. 

    Канюкаева

    7 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    7 

    Пруденко 

    6 

    3 

    2 

    4 

    3 

    2 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    8. 

    Сорокина 

    6 

    4 

    2 

    2 

    1 

    4 

    2 

    3 

    2 

    4 

    3 

    4 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    3 

    2 

    9. 

    Сухорукова 

    7 

    3 

    1 

    3 

    2 

    4 

    2 

    3 

    2 

    4 

    3 

    4 

    2 

    2 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    10. 

    Ушаева 

    6 

    3 

    1 

    3 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1 

    4 

    2 

    3 

    2 

    3 

    1 

    2 

    1 

    2 

    1 

    Этапы 

    I

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    I 

    II 

    Средний результат, балл 

    3 

    3 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2 

    2

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.22MB/0.00060 sec

WordPress: 23.53MB | MySQL:124 | 4,719sec